Чему учит?
Читатель имеет возможность научиться чему-то на чужих ошибках. Столкновение любви и эгоизма — злободневная тема, так как любой хотя бы раз в жизни испытывал неразделенные чувства, либо пережил измену близкого человека. Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу. Творения эпохи сентиментализма имеют единое свойство: они помогают людям душевно обогатиться, а также воспитывают в нас наилучшие гуманные и нравственные качества.
Повесть «Бедная Лиза» обрела популярность среди читателей. Данное произведение учит человека быть отзывчивее по отношению к другим людям, а также умению сострадать.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сравнительная характеристика
Чтобы понять причины трагичной любви между героями, необходимо раскрыть образы центральных персонажей. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста позволяет увидеть их сходные и различные черты характера.
Эраст – богатый дворянин, Лиза – бедная крестьянка. Уже здесь заложены основные причины трагичного финала взаимоотношений между персонажами. Эраст вел рассеянную светскую жизнь, искал удовольствие и скучал. Лиза же постоянно работала, чтобы прокормить себя и свою мать. Сама героиня понимала, что их пути не могут соединиться, Лиза мечтала о том, чтобы Эраст был простым крестьянином или пастухом.
Повествователь отмечает, что у Эраста было доброе сердце, в этом проявляется сходство с Лизой. Однако сердце Эраста было доброе, но ветреное. Любовь Эраста к Лизе продлилась недолго, а девушка уже не смогла забыть своего возлюбленного. После встречи с Лизой Эраст решил оставить «большой свет», однако рассказчик отмечает, что только на время. Это уже говорит о том, что Эраст отнесся к отношениям с Лизой несерьезно. Первоначально он хотел, чтобы их отношения строились как отношения брата с сестрой. Лиза же полностью отдалась любви к Эрасту.
Дворянское происхождение не могло не сказаться на мировоззрении Эраста. Когда он потерял свое имение и оказался в больших долгах, он не мог связать свою жизнь с бедной крестьянкой Лизой, поэтому решил жениться на богатой пожилой вдове. Для него материальное положение оказалось важнее чувств.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лиза и Эраст», рассмотрит трагичную историю любви персонажей повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Бедная Лиза»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Бедная Лиза»
для самых компанейских —
Главные герои «Бедная Лиза»
для самых занятых —
Читательский дневник «Бедная Лиза»
для самых любопытных —
Анализ «Бедная Лиза» Карамзин
для самых крутых —
Читать «Бедная Лиза» полностью
Тест по произведению
-
/11
Вопрос 1 из 11
Самые популярные материалы декабря для 8 класса:
Мое отношение к Хлестакову
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор»
Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова
Прототипы героев повести «Капитанская дочка»
Образ города в комедии «Ревизор»
Характеристика Осипа
Образ Пугачева в произведениях Пушкина
Характеристика Маши Мироновой
«Фотография, на которой меня нет» главные герои
И.А. Гончаров «Обломов»
Другая связь показана И. А. Гончаровым в романе «Обломов». Любовь главного героя к Ольге Ильинской отличается от его любви к Агафье Пшеницыной.
Отношения между Обломовым и Ильинской достаточно сложные. Им суждено было закончиться с самого начала. Обломов ведет размеренный образ жизни, особое место в его жизни занимает покой. Ради Ольги он меняется, теперь у его существования новые цели и новые чувства. Однако такой Обломов ненастоящий. Главный герой романа «Обломов» не может слишком долго притворяться.
Эта ситуация начинает тяготить его. Обломов не готов жить так, как он не хочет. Даже любовь к Ольге не способна заставить его пойти на такой шаг. Это не значит, что чувства Обломова не были искренними, просто отношения нельзя строить, если человеку в них некомфортно.
Также неоднозначно оценивают любовь Ольги Ильинской к Обломову. Она любила в Обломове человека, которым собиралась его сделать. В основе чувств героини лежало желание изменить жизнь другого человека, она хотела доказать себе, что обладает способностью менять людей к лучшему. Ольга не любила настоящего Обломова, она любила будущего Обломова, который не стал главным героем романа. Этот факт не говорит о том, что Ольга не любила Обломова. Она любила его, но ее любовь все же была особенной.
Покинув отношения с Ольгой, Обломов обретает желанный покой рядом с Агафьей Пшеницыной. Она смогла подарить ему спокойную и размеренную жизнь, которая всегда была идеалом Обломова. Агафья Матвеевна смогла дать главному герою то, что он хотел. Герои не клянутся в вечной любви, их отношения строятся на взаимопонимании и комфорте.
Именно сейчас Обломов чувствовал себя умиротворенно, это говорит о том, что он нашел то, что искал. Конечно, образ жизни Обломова можно осудить, но Ольга Ильинская не смогла бы дать ему то, что он искал, а Обломов не смог бы дать ей то, что она хотела. С Пшеницыной все получилось обоюдно.
Сравнивая отношения, И.А. Гончаров демонстрирует, на что способен его герой ради любви и какой путь он избирает. От жизни, которую Обломов прожил для Ольги, он отказывается, выбирая путь к миру и спокойствию рядом с Агафьей Пшеницыной. Это говорит о том, что человек стремится к такой любви, чтобы ему всегда было комфортно рядом с любимой. Другие условия часто приводят к завершению.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(746)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(720)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(697)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(682)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(792)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(577)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», являющемся поучительным романом, показано, что с технологическим прогрессом государство, стремящееся к полному контролю над жизнью людей, чтобы удержать власть в своих руках, совершает настоящие преступления против граждан . Личность не имеет значения, все люди — оригинальные копии, лишенные индивидуальности.
Большинство героев романа — несвободные люди, не имеющие права на выражение собственного «Я». Сжигание книг, о которых заботятся пожарные, является не только преступлением против знаний и способности людей получать информацию в любой сфере жизни, но и преступлением против прошлого.
Сожжение книг символизирует историческое забвение: прошлое переписывается тоталитарным государством таким образом, что это дает ему определенное преимущество, заставляя граждан подчиняться законам. Сжигая книги, общество уничтожает себя и совершает преступление против всего человечества.
Главный герой Гай Монтэг тоже поначалу преступник, так как работает пожарным, уничтожающим книги. Однако знакомство с Клариссой Маклеланд заставляет Гая Монтэга по-иному начать оценивать окружающую действительность и деятельность государства. Главный герой продолжает работу по сжиганию книг, но делает это без прежнего энтузиазма.
Гай Монтэг начинает спасать книги, которые он должен сжечь. После этого он полностью восстает против несправедливости государства и становится частью группы, которая ведет деятельность по возобновлению типографии. За это он объявляется государством особо опасным преступником, которому объявляется война.
Тот факт, что Гай Монтэг, выступающий за свободу человека и его «я», становится преступником с позиции государства, свидетельствует о том, что в тоталитарном государстве меняется понятие преступности. Большинство граждан доверяют правительству, которое совершает против них настоящие преступления, а борцы за свободу — Гай Монтэг и другие люди, запоминающие содержание запрещенных книг, чтобы сохранить их, — считаются преступниками.
Конфликт произведения
Мне нравитсяНе нравится
Конфликт в повести “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина, хоть и не выражен в форме явного столкновения между сословиями, все же является центральным и определяет ход событий.
Внешне Лиза и Эраст, представители разных сословий, могут свободно общаться и вступать в отношения друг с другом, и нет явных препятствий на пути их встреч и влечения друг к другу. Однако социальный конфликт проявляется внутри самих героев и в их внутренних моральных конфликтах.
Лиза, девушка из крестьянского сословия, ощущает свою незащищенность и уязвимость перед представителем высшего дворянского сословия, Эрастом. Ее внутренний конфликт связан с выбором между своими чувствами к Эрасту и социальной репутацией. Она осознает, что любовь к нему может подорвать ее статус и вызвать общественное осуждение, но, тем не менее, ее чувства для нее более важны, чем социальные нормы и ожидания. Лиза выбирает любовь, но этот выбор приводит к трагическому финалу.
Эраст, с другой стороны, представляет высшее сословие и вначале не осознает полностью последствия своих действий и свою роль в конфликте. Он, как и многие представители своего класса, относится к Лизе с легкостью, но не понимает глубины ее чувств и ее готовности пожертвовать ради него всем. Его неосознанный эгоизм и равнодушие к моральным ценностям также способствуют развитию конфликта и в конечном итоге приводят к трагическому финалу.
Основная тема
Мне нравитсяНе нравится
Основная тема, звучащая в повести “Бедная Лиза” Николая Михайловича Карамзина, является типичной для сентиментальной литературы того времени. Это тема искренних чувств и переживаний человека, столкнувшегося с равнодушием и жестокостью внешнего мира. Карамзин был первым писателем, который решился выразить душевное страдание и счастье простого человека, перенеся в литературное произведение интимные чувства и душевные переживания.
В своей повести, он переходит от гражданской темы, характерной для эпохи Просвещения, к более личной и интроспективной теме. Автор углубляется во внутренний мир своих персонажей, анализирует их чувства и переживания, развивая в литературе прием психологизма.
Главным моментом сюжета “Бедной Лизы” является идеализированная любовь, которая становится испытанием для героев. Лиза представляет собой воплощение женского идеала, она полностью отдается своей любви, безоговорочно и без остатка. Карамзин возвышает ее за эту способность проявлять искренность и верность. Эраст, в свою очередь, не смог пройти этот тест на верность, и его поступки выдают его как жалкого и трусливого человека, неспособного на самоотдачу ради чего-то более высокого, чем материальные блага.
Еще одной важной темой, которую автор поднимает в своей повести, является противопоставление города и деревни. Карамзин высоко ценит сельскую местность и считает, что именно там формируются настоящие, искренние люди, лишенные соблазнов городской жизни
Город, по мнению автора, порождает пороки, в виде эгоизма, алчности и зависти. Герой повести, Эраст, обнаруживает, что его общественное положение стоит выше любви, и он пресыщен этой любовью, так как не способен на настоящие, глубокие чувства. Лиза, в свою очередь, не может жить после предательства любимого, и она следует за ушедшей любовью.
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Вариант 4
Образ трагической любви в повести Карамзина “Бедная Лиза”
Многие писатели любили обращаться к образу трагической любви. Безответные или разрушительные чувства подталкивают героев произведений к изменениям, а читателей — к размышлениям. Так и в повести Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” трагическая история любви, развивающаяся у нас на глазах, имела особое значение для всех героев и имела особый смысл.
Думаю, многие посчитают, что для самой Лизы романтические отношения с Эрастом были деструктивными. Спорить с этим трудно — в конце концов, девушка совершила самоубийство из-за предательства молодого человека. Однако сами чувства могли послужить героине отличным жизненным опытом. Она познала любовь и нежность — новые и необычные ощущения для юной невинной девушки. Любовь Лизы стала ее отрадой, и, если бы не небрежность Эраста, его неспособность отвергнуть девушку мягче, эти отношения не принесли бы столько боли героине, а лишь способствовали бы ее взрослению и росту, послужили бы ей уроком.
Может показаться, что для Эраста нежные романтические встречи с Лизой были лишь мимолетным развлечением. Действительно, ветреный и пылкий молодой дворянин, притянутый невинной красотой и наивностью юной свежей крестьянки, относился к чувствам между ними довольно поверхностно. Для него эта любовь стала необычным для него опытом, он вместе с Лизой познавал доныне неизведанную чистую платоническую любовь. Но в конце концов, источник новых ощущений и эмоций иссяк, главная героиня стала для молодого человека лишь очередной девушкой, которая была бы готова утолить его страсть. Эраст потерял к Лизе интерес, но опыт остался с ним. Однако на этом развитие и рост героя не окончился. После самоубийства его бывшей возлюбленной молодой человек сильно горюет и сожалеет о своем поступке. Эраст до конца жизни не смог смириться с трагической гибелью своей милой подруги, считая себя ее убийцей. Таким образом, герой вырос и повзрослел, осознал влияние своей ветрености и непостоянства, то, сколько боли он может принести невнимательностью к чужим чувствам. Но было уже поздно.
Дж.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»
«Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера — роман о юношеских годах героя Холдена Колфилда, который переживает взрослую жизнь и очень остро воспринимает мир и других людей, удаляясь от них. Он удивляется, почему люди думают, что видят тебя насквозь. Герой говорит о том, что людям приходится лгать, говорит, что ему нравится их общение, и признается себе, что ему приходится лгать, чтобы поддерживать связь с другими.
Именно в подростковом возрасте человек чаще всего начинает сравнивать себя с другими людьми, задавать вопросы о том, кто он в этом обществе и какое место должен занимать среди других людей.
Главные герои и их характеристика
- Главная героиня повести — Лиза — бедная деревенская девушка. В раннем возрасте она потеряла отца и была вынуждена стать кормилицей для своей семьи, соглашаясь на любую работу. Трудолюбивая провинциалка очень наивна и чувствительна, она видит в людях лишь хорошие черты и живет своими эмоциями, следуя зову сердца. Она ухаживает за своей матерью день и ночь. И даже когда героиня решается на роковой поступок, она все равно не забывает о семье и оставляет ей деньги. Главный талант Лизы – дар любить, ведь ради своих близких она готова пойти на все.
- Мать Лизы — добрая и мудрая старушка. Она очень тяжело пережила смерть мужа Ивана, так как преданно любила его и счастливо прожила с ним много лет. Единственной отрадой была дочь, которую она стремилась выдать замуж за достойного и состоятельного человека. Характер героини внутренне цельный, но немного книжный и идеализированный.
- Эраст — богатый дворянин. Он ведет разгульный образ жизни, думая лишь о забавах. Он умный, но очень непостоянный, избалованный и безвольный. Не задумываясь о том, что Лиза из другого сословия, он влюбился в нее, но все же у него не получается преодолеть все сложности этой неравной любви. Эраста нельзя назвать отрицательным героем, ведь он признает свою вину. Он читал и вдохновлялся романами, был мечтательным, смотря на мир в розовых очках. Поэтому его реальная любовь и не выдержала такого испытания.
Второстепенные герои
Мать Лизы
Мне нравитсяНе нравится
Мать Лизы в повести “Бедная Лиза” – это образ доброй и чувствительной женщины, погруженной в свой мир семейных ценностей и простой жизни.
Одной из ключевых черт характера матери Лизы является ее непрекращающаяся скорбь по ушедшему мужу. Эта грусть и тоска иллюстрируют ее глубокую привязанность к покойному супругу и создают образ женщины, которая способна и умеет любить.
Мать Лизы проявляет наивность в своих отношениях с дочерью. Она не замечает очевидной влюбленности Лизы и Эраста друг в друга, что свидетельствует о ее доверчивости и неверии в возможность такой связи в их социальной среде.
Смерть дочери становится для матери Лизы еще одним тяжким ударом. Ее глубокая боль и невозможность пережить утрату сказываются на ее характере, делая ее персонажем, который втягивает читателя в атмосферу трагической истории.
Рассказчик
Рассказчик в повести “Бедная Лиза” предстает перед читателем как отзывчивый, эмоциональный и добросердечный человек. Его рассказ о судьбе Лизы наполнен чувствами и эмоциями, что делает его повествование живым и убедительным.
Он знаком с главными героями истории и воспринимает события с глубоким сочувствием. Момент, когда Эраст отвергает Лизу, вызывает у него настоящую бурю эмоций, что подчеркивает его чувствительность и способность сопереживать страданиям других.
Рассказчик не обвиняет никого в судьбе Лизы и даже в моменты, когда его сердце полно горя и негодования, он не приходит к жесткому осуждению Эраста. Вместо этого, он оставляет место для раскаяния и человеческой слабости, понимая, что каждый из нас способен на ошибки и плохие поступки.
Анюта
Анюта – это эпизодический персонаж, который, несмотря на свою молодость, оказывается свидетельницей последних моментов жизни Лизы и становится ключевым свидетелем трагической судьбы этой несчастной девушки.
Соседская девушка в возрасте 15 лет, Анюта, является подругой Лизы, их объединяют теплые дружеские отношения. Это говорит о том, что Лиза, несмотря на свою робость и замкнутость, имеет способность заводить дружеские связи и находить в окружающем мире добрые души.
Анюта становится свидетельницей гибели Лизы и видит последние минуты ее жизни. Этот опыт оставляет непередаваемый след в ее душе, и она принимает от Лизы поручение передать деньги для матери и попросить прощения. Этот эпизод демонстрирует не только доверие Лизы к Анюте, но и глубокую связь между этими двумя девушками.
Краткая история любви
О судьбе главных героев повествует рассказчик. Он знакомит читателей с окрестностями Москвы. В красивом месте возле Симонова монастыря разворачиваются главные события новеллы. Именно в этом районе жила Лиза со своей матерью. Её отец умер, а они жили в бедности. Старушка болела, работать не могла. Ещё с пятнадцати лет дочери пришлось день и ночь работать, чтобы как-то выживать. Она занималась вязанием, ткачеством, сбором ягод, цветов. Девушка продавала свои товары на московских улицах.
Однажды весной Лиза нарвала ландышей и понесла их продавать. Навстречу ей шёл молодой человек приятной внешности. Девушка предложила ему купить букет. Он согласился и щедро расплатился (вместо пяти копеек предлагал рубль). Лиза отказалась взять такие деньги. Тогда Эраст сказал, что в дальнейшем будет скупать у неё все цветы. Юноша понравился ей, поэтому девушка назвала свой адрес.
Дома дочка обо всём рассказала матери. На следующий день она опять отправилась с ландышами в центр Москвы, но незнакомца там не было. Вечером он пробрался к её дому, что очень обрадовало девушку. Матери парень очень понравился: именно о таком женихе для дочери она мечтала.
Эраст был умным и добрым дворянином, но чересчур любил развлечения. Он был поражён красотой и естественностью Лизы. Молодой человек просто светился от счастья рядом с ней. Девушка всю ночь думала о нём и встала ещё до восхода солнца. Она размышляла о том, как сложится её дальнейшая судьба. Неожиданно к ней на лодке подплыл Эраст. Он нежно взял её за руки, стал целовать и признался в любви.
Влюблённые стали встречаться каждый день. Девушка не была похожа на всех остальных светских красавиц. Юноша называл её своей «пастушкой». Он часто приходил к ней домой. Они стали очень близки. Эраст клялся ей в вечной любви.
В разлуке Лиза горевала и тосковала. По истечении двух месяцев она отправилась в центр города, где увидела Эраста в богатой карете. Девушка бросилась обнимать любимого, но тот холодно её оттолкнул. Он женился на богатой вдове, давно в него влюблённой. Выгода оказалась для него выше чувств. Девушке он только положил 100 рублей в карман.
Оказалось, что вместо боевых сражений дворянин играл в карты и разорился. Женитьба на богатой вдове была его единственным спасением. Конец повести оказался трагическим. Лиза бросилась с моста в пруд и утонула. Мать не пережила её смерти и тоже умерла. Эраст, узнав о самоубийстве Лизы, не простил себя за то, что не смог помешать этому. Он так и остался несчастным человеком до конца своих дней и прожил недолго.