Классицизм, фронтальная плоскость и линия.
Классицизм, естественно, тяготеет к ясности, отсутствию излишеств, опирается на привычные человечеству образцы.
Кто не знаком с ситуацией, когда идет по улице, а впереди идет очень симпатичная фигура или, наоборот, очень несимпатичная, а лица фигуры не видно. В силу отсутствия ясности возникает упорное желание выяснить, под стать ли лицо фигуре. Эта неясность оставляет чувство неудовлетворенности. Поравнявшись, созерцатель видит профиль, однако, опять полной ясности нет. Наконец, совершает обгон, назойливо поворачивает глаза назад, видит лицо фигуры в фас. Только после этого наступает «эстетическое» удовлетворение от полной ясности. Вот это ощущение неудовлетворенности возникает от барочных закрученных фигур, которые ну никак не охватить взглядом: нет главного ракурса. Ясно, что скульпторы делают такие фигуры, потому что в таких позах изображать фигуры труднее, а, следовательно, мастерство можно явить в полной мере. Что-то от скульптурного соревнования есть в таких фигурах.
У классицистов «товар» всегда представлен лицом, то есть даже в ущерб объемности фигура всегда дается в самом выигрышном свете с фронтального ракурса. Получается прямо не скульптура, а картина, ну если не картина, то барельеф, то есть чувствуется главная плоскость.
В свое время немецкий скульптор Гильдебрант (1847-1927) теоретизировал на подобную тему, говоря о «принципе рельефа», однако, лучше бы он тратил время на скульптуру, а не рассуждения.
Соответственно, классическая постановка подчеркивает красоту контура, то есть линии. Не случайно, рисунки многих скульпторов линеарны, без свето-теневой тушевки
Мартос любил таких художников и скульпторов как Ф.П.Толстой и Дж.Флаксман, которые подчеркнуто уделяли красоте линий особое внимание. Их многие любили именно за это качество
Как-нибудь и о них будет заметка.
4. Отливка и установка памятника.
Памятник отливался в Санкт-Петербурге в литейной мастерской Академии художеств. Искусство отливки стояло в России на высоком уровне. Знаменитый русский литейщик Екимов смог отлить памятник в один прием (мало, у кого это получалось удачно). Мартос специально разработал схему каналов, по которым расплавленный металл должен был заполнять форму снизу вверх под давлением льющейся сверху в нижний бассейн расплавленной струи. При отливке присутствовало большое количество зрителей (а кто бы отказался и сейчас посмотреть на это чудодействие?). Огромный памятник – 4, 5 метра, остывал несколько дней.
Каждый шаг работы над памятником освещался прессой.
Водным путем его везли до Нижнего Новгорода, потом перегрузили и доставили в Москву. Памятник был знаменит еще до его установки, широкий отклик вызвало прибытие его в Нижний Новгород на родину Минина.
Открыли памятник 20 февраля 1818 при огромном стечении народа. В Москву приехал Александр I, состоялся парад гвардии: сначала под звуки марша скорым шагом прошла пехота, потом кавалерия. Все это переросло в настоящий народный праздник, народ заполнил крыши окружающих построек и даже башни Кремля.
Слайд 6В Конвенции ЮНЕСКО под «памятниками культуры» понимаются: памятники: произведения архитектуры, монументальной
скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
Мартос в быту или секрет долголетия.
Он был добр, трудолюбив, блестяще образован, умен, у него была большая семья. Не всегда ему хватало денег, но он заслуженно пользовался уважением как учеников, так и коронованных особ.
В 80 лет (!) Мартос выставляет на академической выставке эскизы четырех евангелистов и несколько барельефом. Не удивительно, что человек в таком возрасте думает о вечном, обращаясь к христианской тематике. Удивительно, что он это сделал без всякого заказа, а, как сказал сам скульптор, «собственно для моего учения и занятия».
Дочка того самого изумительного скульптора Ф.П.Толстого – М.Ф.Каменская — долго жила в одном доме (здании Академии художеств) рядом с Мартосом, поскольку ее отец был вице-президентом Императорской Академии художеств (тоже прошел «через тернии к звездам»), а Мартос – академиком той же Академии.
Каменская пишет:
Мартос прожил 81 год.
Кстати, Ф.П.Толстой прожил 90 лет, изображал себя в кругу своей большой семьи, тоже был образован, умен и тоже любил получать эстетическое удовольствие от линии как истинный классицист, а своим внукам вырезал ножницами силуэты из черной бумаги (это вам не снежинки резать).
Ф. Толстой. Охота на кабана
Слайд 181.Памятник труженикам тыла в г. Омске2.Архитектурой памятника занимался Игорь Вахитов, дизайном
– Сергей Воеводин, а непосредственно скульптурными изваяниями – Сергей Норышев. 3. Памятник труженикам тыла в г. Омске символизирует вечную память омичам, которые в годы Великой Отечественной войны каждый по-своему трудился ради победы. В 2010-м году седьмого мая в торжественной обстановке состоялось открытие этого памятника в честь 65-летия празднования Дня Победы. 4. Тот факт, что такой памятник воздвигли именно в ОАО г.Омска – весьма символично. Наш город в самом начале войны принял почти 100 различных предприятий, большинство из которых и образовали Октябрьский округ. Вместе с предприятиями прибыло более 150 тысяч работников. Все они внесли огромный вклад в победу, ремонтируя военную технику, производя новую. Не менее важных результатов достигли и работники сельскохозяйственной сферы, которые несмотря на тяжелое военное время, сдавали зерно, овощи, мясо и т.д.5.Что представляет собой этот культурно-исторический монумент? В центре памятника располагается двусторонняя группа скульптур, которая является прообразом тыловиков Омска в военное время. В эту композицию входят: женщина-мать с младенцем на руках, крестьянка, которая собирается на покос, рабочий оборонного завода, мальчик пастух, девочка, медработник и др. Связующее звено между «деревней» и «городом» — длинный военный эшелон, направляющийся на фронт. Огромные белые крылья в основе памятника – это символ светлой памяти и трепетного отношения к подвигу тыловиков. По размерам монумент достигает восьми метров в высоту и тринадцати метров в длину, вес – примерно 80 тонн. Основание из бетона были выполнено практически вручную. 6. На церемонии открытия памятника у его основания заложили капсулу, в которой содержится послание для людей в 2045 год, когда будет столетняя годовщина победы в ВОВ. 7. Каждый год 9 Мая ученики нашей школы приносят к памятнику цветы
Где мы живем
Страница 6 — 8. ГДЗ к теме Родная страна
1. Запиши, где ты живёшь. Планета Земля Страна Россия Республика (край, область) Московская обл. Город (село) Москва
Далее нужно записать свой адрес 2. Найди на рисунке и отметь (закрась кружок) герб Российской Федерации. Если тебе интересно, узнай с помощью дополнительной литературы, Интернета, гербы каких стран показаны на рисунке. Подпиши.
3. Вырежи из Приложения полоски и расположи их так, чтобы получился флаг Российской Федерации. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей полоски.
Цвета полос сверху вниз: белый, синий, красный
4. Запиши названия народов, представители которых населяют твой край. Русские, армяне, грузины, казахи, татары, евреи, осетины, чеченцы и другие. 5. На с. 8 опиши интересные традиции одного из народов твоего края. Используй собственные наблюдения, сведения, полученные от взрослых, дополнительную литературу, Интернет. Можно нарисовать традиционные предметы быта этого народа или наклеить фотографию, сделанную на народном празднике.Масленица — древний славянский праздник, проводы зимы. Длится целую неделю. Каждый год он бывает в разные сроки — со второй половины февраля до первых дней марта. Начало Масленичной недели зависит от Пасхи — большого весеннего праздника. А время Пасхи меняется из года в год. Чтобы узнать, когда наступит Масленица, надо от даты Пасхи в текущем году отсчитать назад семь недель. Восьмая неделя — Масленица. Обязательно пекут блины — это главное праздничное лакомство на Масленицу. Атрибутом праздника является чучело, которое сжигают на проводах Масленицы.
Масленица Праздники других народов:
Сабантуй
Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан — плуг и туй — праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне — по окончании сева. Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираютсяна майдане — большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное — национальная борьба — курэш. Для победы в ней требуется сила, хитрость и ловкость. Существуют свои строгие правила противники обматывают друг друга широкими поясами -кушаками, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем поясе в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель (батыр) получает в награду живого барана (по традиции, но сейчас чаще заменяют другими ценными подарками).
Праздник белого месяца (Новый год) в Бурятии
Новый год по старинному бурятскому календарю тоже наступает на границе между зимой и весной, в конце февраля — начале марта. Называется он сагаалган — праздник белого месяца. «Белый» значит «чистый», «святой». В каждой семье наводят порядок и чистоту в доме, справляют обновы, готовят подарки и ждут гостей. Перед божницей со статуей Будды ставят благовонные травы. Если дети живут отдельно, они обязательно навещают родителей. Младшие поздравляют старших, желают им здоровья и долгих лет жизни. В старину обязательно устраивались скачки на конях и спортивные игры. Праздник длился пятнадцать дней.
Хололо. Корякский праздник в пору осеннего равноденствия
С древности пасет корякский народ стада оленей на Камчатке. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы. За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололó. Длился он целые сутки. Готовили для всех общую трапезу. Юноши и девушки танцевали и пели песни.
Праздник моления небу-кормильцу у нанайцев
Слайд 15Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта
(устройства, работы, услуги).
ПРОЕКТ (Черновик)СОСТАВ группы1. Проблемы:Не опознаём по описанию знакомых памятников (даже ОАО)_________Не знаем всех памятников города_________________________________Не умеем самостоятельно описывать ______________________________2. Актуальность:Эта работа нужна, чтобы________________________________________Участвовать в проекте согласны__________________________________Участвовать в проекте не согласны, вместо этого____________________Работа принесёт пользу__________________________________________3. Цель проекта_______________________________________________4. Предполагаемый продукт проекта______________________________5. Задачи проекта:______________________________________________6. Что успеем сделать на уроке (цель и задачи урока)________________7. Планирование следующего этапа_______________________________
Слайд 26 ПАСПОРТ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Цветная фотография 10 х 15 см
Дата съемки (число, месяц, год)I. Наименование объекта культурного наследия II. Наименование объекта культурного наследия по данным проведенных историко-культурных исследованийIII. Время создания (возникновения) и дата связанного с ним исторического события IV. Адрес (местонахождение) объекта культурного наследия(по данным государственного учета объектов культурного наследия)V. Адрес (местонахождение) объекта культурного наследия(согласно кадастровым сведениям или по данным организации, VI. Категория историко-культурного значения объекта культурного наследия (Федерального, Регионального, Местного (муниципального) VII. Вид объекта культурного наследия (описание)
Памятник Ришелье Мартоса.
В 1823-1828 годах Мартос среди прочего создал памятник Ришелье, который был заказан Одессой и теперь украшает этот город.
Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье (1766-1822), праправнучатый племянник знаменитого кардинала Ришелье, эмигрировал в Россию от ужасов французской революции, после реставрации Бурбонов вернулся во Францию. С 1804 по 1815 занимал должность генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии.
Основанная в 1894 Одесса стала при Ришелье оживленным русским портом, через который потекли потоки русской пшеницы, в Новороссии началось разведение овец, появилась первая суконная фабрика. Город получил прекрасное архитектурное оформление.
Ришелье на памятнике Мартоса стоит в лавровом венке в тоге
Гравюра с проекта памятника Ришелье работы Мартоса. 1824
ГДЗ по теме Природа
Страница 17-19. Ответы к теме Неживая и живая природа
1. Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) объекты неживой и живой природы.Солнце, ель, лягушка, воздух, карась, ландыш, гранит, кактус, созвездие, облако, подосиновик, комар, льдина, сосулька, роза, вода.
В рамке расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом обозначены объекты неживой природы, а каким — живые существа.
Неживая природа Живая природа 2. Вырежи из Приложения картинки и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей картинки.
3. Исправь ошибки в утверждениях Сережи (зачеркни лишнее слово). Проверь себя с помощью учебника. 1) Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения — это неживая природа. 2) Растения, грибы, животные, человек, звёзды — это живая природа. 4. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Старайся не повторять примеры из задания 2.
Объекты неживой природы Объекты живой природы Месяц Животные Град Рыбы Камни Птицы Песок Растения
5. Наш удивительный Попугай — любитель загадок. Вот какие загадки он тебе предложил. Отгадай их и впиши отгадки в схему. Объясни схему (устно). Расскажи с её помощью о значении Солнца для жизни на Земле. Взойдет Егор на бугор – Выше леса, выше гор. С бугра спускается – За травой скрывается (Солнце) То, от чего тает лед – тепло Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет – свет 6. Обсудите, какими способами можно показать связи между неживой и живой природой. Какой из этих способов самый наглядный? Почему? В верхней рамке выполните рисунок, показывающий пример связи между объектами неживой и живой природы (или наклейте фотографию). В нижней рамке покажите эту же связь с помощью схемы.
Часть 2
Задание 7
На рисунках изображены знаки, которые можно встретить соответственно на пляже, в лесу, на дороге. Рассмотри их внимательно и напиши, что могут означать эти знаки.
- _____________________
- _____________________
- _____________________
Ответ:
- Запрещено пользоваться лодками.
- В этом лесу сбор грибов запрещен.
- Водители должны быть внимательны: на дороге возможно появление детей.
Задание 8
Люди разных профессий используют в своей работе различные инструменты, механизмы и принадлежности. Рассмотри изображения, определи профессии людей, которым для работы требуются эти предметы. Выбери один из рисунков, запиши его номер в специально выделенной клеточке.
В строке ответа: — запиши название соответствующей профессии (если ты знаешь несколько профессий, где требуются эти предметы, запиши любую из них) — опиши, какую работу выполняют люди этой профессии — напиши, чем эта работа полезна обществу
Ответ:
Картинка 1: На картинке изображен театр кукол. Профессионально им занимается актёр-кукловод. Работа полезна тем, что он развлекает людей, ведь можно сходить в театр и расслабиться посмотрев веселый спектакль, во-вторых через такого рода представления можно донести до детей некие уроки жизни. Научить детей, ведь ребенок вряд ли будет слушать т.к «он и сам все знает».
Картинка 2: На второй картинке изображена школьная доска с физической картой мира. С ней работает школьный учитель (геграфии). Учитель географии – это самый уникальный учитель в школе. Только он способен подарить детям радость от познания всего многообразия нашей планеты, своей страны и той малой Родины, где живет человек.
Картинка 3. На картинке изображены посылки и сумка почтальона. Этим занимается почтальон. Работа почтальона полезна обществу тем, что он приносит людям письма, газеты, журналы. Почтальон приносит людям различные уведомления, в том числе на посылки и бандероли. Особенно почтальонов ждут пенсионеры, чтобы получить пенсию.
- Актёр-кукловод
- Учитель
- Почтальон
Задание 9
Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечают День Государственного флага Российской Федерации. В этот день в 1991 году было принято правительственное постановление считать офицальным символом России красно-бело-синий флаг, который и был поднят над Белым домом в Москве. Подумай и напиши, какое значение для России имеет Государственный флаг. (Обьём ответа от пяти предложений).
Ответ:
Государственный флаг – символ независимой и сильной России. Он олицетворяет великое прошлое нашего государства и его устремленность в будущее. Для любого народа государственная символика – это святыня. Российский флаг знают и уважают во всем мире. Цвета полос отечественного триколора несут особое смысловое значение. Белый цвет означает свободу, благородство, мир. Синий – цвет веры и духовности.
Задание 10
10.1. Запиши название региона (республики, области, края, автономного округа, города) в котором ты живешь.
10.2. Запиши название столицы главного административного города твоего региона.
10.3. Как называется населённый пункт, в котором ты живёшь? Запиши название, в ответе укажи вид населённого пункта (город, село, посёлок, деревня). Какие памятники архитектуры находятся в твоём городе? Напиши об одном из них.
Ответ:
Один из возможных вариантов ответа:
Санкт-Петербург является субъектом России и городом федерального значения.
Я живу в Санкт-Петербурге.
В окрестностях Санкт-Петербурга в тепличных условиях выращивают различные овощные культуры. Также здесь существует много ферм, которые производят мясную и молочную продукцию. Товары с ферм поставляются в магазины Петербурга.
Жизнь города и села
Страница 67-69. Ответы к теме Что такое экономика
1. Разгадай кроссворд и ты узнаешь, что такое экономика.
Хлеб Овощи Зеркало Мяч Чайник Носок Фрукты Автомобиль Компьютер В кроссворде получается слово «хозяйство». С помощью учебника допиши определение. Экономика – это хозяйственная деятельность людей. 2. Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки. 3. Кроме перечисленных в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните (устно), чем занимается каждая из этих отраслей. 4. Наш предприимчивый Попугай предлагает задание. Собери на с. 69 маленькую коллекцию монет. Для этого положи под страницу разные монеты и с помощью простого карандаша сделай их отпечатки. 5. Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши. Моя мама работает преподавателем в отрасли образования, а папа работает программистом в отрасли компьютерных технологий. 6. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о деньгах разных стран или основные сведения о них.
До появления современных денег, практически во всех странах главным инструментом для обмена являлся какой-то товар. То есть в качестве «денег» выступали: чай, меха, раковины, камни и другие предметы. Первые монеты появились приблизительно 2500 лет назад в стране Лидия (в настоящее время это часть Турции). В России денежной единицей является рубль – это самая старая денежная единица в Европе. Самая распространённая денежная единица в мире – американский доллар. Валюта Европейского союза называется Евро.
О выдающихся скульптурах.
У некоторых скульпторов, а иногда и художников, имеется всего одно произведение, из ряда вон выходящее, как бы являющееся его визитной карточкой. Это произведение становиться общеизвестным, символическим, изображаемый персонаж получает визуальное закрепление в памяти огромного числа зрителей именно в этом виде. Это касается, например, таких памятников, как: памятник Петру I — Фальконе (1782), памятник Пушкину — Опекушина (1880), памятник Пушкину – Аникушина (1957), памятник Маяковскому – Кибальникова (1958), но не только.
Таковы и символические «Рабочий и Колхозница» Мухиной (1937), «Родина Мать» Вучетича (1967), «Последний день Помпеи» Брюллова (1833), пожалуй, сидящий «Вольтер» Гудона (1781), «Венера, снимающая сандалию» Витали (1852) (на фоне творчества этого скульптора), «Давид» Микеланджело (1504) (не умаляя его остальных произведений), «Три грации» Кановы (примерно 1816) (тоже на фоне его творчества, но это, конечно, спорная оценка), «Милон Кротонский» Пюже (1682), «Кони» Гийома Кусту (примерно 1743), «Кони» на Аничковом мосту Клодта (1841) и т.д. По мере перечисления все труднее выделить одну работу у каждого скульптора, так как таких скульпторов не так много. Заметим, что известности той или иной скульптуры способствуют и факторы, связанные с ее «судьбой», в частности, с местом ее установки.
Немного скульпторов, у которых бы так явно выделалась одна работа, как у И.П.Мартоса (1752-1835). Такой работой стал памятник «Минину и Пожарскому» на Красной площади в Москве.
Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Открыт в 1818
Фрагмент
Фрагмент
За этот памятник Мартос был награжден Александром I: он получил чин действительного статского советника (единственный художник с таким чином), а также ежегодную пенсию 4000 рублей , которая после смерти должна была перейти к вдове.
Справка. Табель о рангах Петра I устанавливал чины госслужащих: чин действительного статского советника соответствовал 4 классу, ниже было еще 10 классов. Данный чин соответствовал чину генерала-майора, титуловался «Ваше превосходительство».