Плач ярославны цитата слово о полку

«плач ярославны» из «слова о полку игореве»:  анализ

Вариант 5

Плач Ярославны – одна из самых известных и трогательных частей «Слова о полку Игореве». Это стихотворная песнь, в которой Ярославна выражает свою скорбь и боль после того, как ее муж, князь Игорь, отправился в бой и пропал без вести.

Первый абзац.

Ярославна плачет и рыдает, потому что она очень грустит и скучает по своему мужу Игорю. Она представляет себе, как он сражается на войне и рискует своей жизнью. Она беспокоится за его безопасность и боится, что он может быть убит или ранен.

Ярославна чувствует, что ее сердце разрывается от горя и тоски. Она говорит о своей жалости и говорит о том, как она терзается и не может справиться с этой болью. Она говорит, что она запахивается в черное плащечко и плачет над своей утратой.

Второй абзац.

Ярославна говорит о своей любви к Игорю и о том, как без него ей стало тяжело жить. Она говорит, что его отсутствие оставляет пустоту в ее сердце, и она не может найти утешения. Она сравнивает свою боль с солнцем, которое несется по небу, и она говорит, что она теперь чувствует только холод и темноту.

Ярославна также говорит о своей заботе о своих детях, которых она оставила дома. Она беспокоится о том, что они останутся без защиты в случае опасности. Она говорит, что она теперь одинока и обречена на страдания, потому что Игорь был ее опорой и защитником.

Третий абзац.

Ярославна говорит о своем отчаянии и печали. Она сравнивает свою боль с дождем, который проливается над ее сердцем. Она говорит, что она плачет и молится о его безопасности, но ее молитвы не находят ответа. Она говорит, что ее слезы текут неумолимо, как реки, и никогда не заканчиваются.

Ярославна также говорит, что она будет жить вечно в печали, пока ее муж не вернется к ней. Она готова пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти его. Она говорит, что его любовь была для нее светом и радостью, и без него жизнь потеряла смысл.

В заключение.

Плач Ярославны – это прекрасное произведение, которое выражает глубокую любовь и боль героини. Ее плач трогает сердца слушателей и позволяет им почувствовать ее горечь и скорбь

Эта песнь напоминает нам о силе человеческих чувств и о том, как важно ценить и любить тех, кто нас окружает

Мне нравится1.6 k.Не нравится1 k.

Плач Ярославны (Козлов)

Плач Ярославны в переводе поэта и переводчика Козлова Ивана Ивановича (1779 – 1840):

Кукует рано на заре —

В Путивле плачет Ярославна,

Одна, на городской стене:

«Я покину бор сосновый,

Вдоль Дуная полечу,

И в Каяль-реке бобровый

Я рукав мой обмочу;

Я домчусь к родному стану,

Где кипел кровавый бой,

Князю я обмою рану

На груди его младой».

В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

«Ветер, ветер, о могучий,

Буйный ветер! что шумишь?

Что ты в небе черны тучи

И вздымаешь и клубишь?

Что ты легкими крылами

Возмутил поток реки,

Вея ханскими стрелами

На родимые полки?»

В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

«В облаках ли тесно веять

С гор крутых чужой земли,

Если хочешь ты лелеять

В синем море корабли?

Что же страхом ты усеял

Нашу долю? для чего

По ковыль-траве развеял

Радость сердца моего?»

В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

«Днепр мой славный! ты волнами

Скалы половцев пробил;

Святослав с богатырями

По тебе свой бег стремил, —

Не волнуй же, Днепр широкий,

Быстрый ток студеных вод,

Ими князь мой черноокий

В Русь святую поплывет».

В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

«О река! отдай мне друга —

На волнах его лелей,

Чтобы грустная подруга

Обняла его скорей;

Чтоб я боле не видала

Вещих ужасов во сне,

Чтоб я слез к нему не слала

Синим морем на заре».

В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

«Солнце, солнце, ты сияешь

Всем прекрасно и светло!

В знойном поле что сжигаешь

Войско друга моего?

Жажда луки с тетивами

Иссушила в их руках,

И печаль колчан с стрелами

Заложила на плечах».

И тихо в терем Ярославна

Уходит с городской стены.

Слово о полку Игореве — Часть третья

Перевод Н. Заболоцкого

1

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь».

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?»

2

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному —

Сам Господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

Уж погасли зори. Игорь спит.

Дремлет Игорь, но не засыпает.

Игорь к Дону мыслями летит,

До Донца дорогу измеряет.

Вот уж полночь. Конь давно готов.

Кто свистит в тумане за рекою?

То Овлур. Его условный зов

Слышит князь, укрытый темнотою:

«Выходи, князь Игорь!» И едва

Смолк Овлур, как от ночного гула

   Вздрогнула земля,

   Зашумела трава,

Буйным ветром вежи всколыхнуло.

В горностая-белку обратясь,

К тростникам помчался Игорь-князь,

И поплыл, как гоголь, по волне,

Полетел, как ветер, на коне.

Конь упал, и князь с коня долой,

Серым волком скачет он домой.

Словно сокол, вьется в облака,

Увидав Донец издалека.

Без дорог летит он, без путей,

Бьет к обеду уток-лебедей.

Там, где Игорь соколом летит,

Там Овлур, как серый волк, бежит,-

Все в росе от полуночных трав,

Борзых коней в беге надорвав.

3

Уж не каркнет ворон в поле,

Уж не крикнет галка там,

Не трещат сороки боле,

Только скачут по кустам.

Дятлы, Игоря встречая,

Стуком кажут путь к реке,

И, рассвет веселый возвещая,

Соловьи ликуют вдалеке.

4

И на волнах витязя лелея,

Рек Донец: «Велик ты, Игорь-князь!

Русским землям ты принес веселье,

Из неволи к дому возвратясь».

— «О река,- ответил князь,- немало

И тебе величья! В час ночной

Ты на волнах Игоря качала,

Берег свой серебряный устлала

Для него зеленою травой.

И когда дремал он под листвою,

Где царила сумрачная мгла,

Страж ему был гоголь над водою,

Чайка князя в небе стерегла».

5

А не всем рекам такая слава.

Вот Стугна, худой имея нрав,

Разлилась близ устья величаво,

Все ручьи соседние пожрав,

И закрыла Днепр от Ростислава,

И погиб в пучине Ростислав.

Плачет мать над темною рекою,

Кличет сына-юношу во мгле,

И цветы поникли, и с тоскою

Приклонилось дерево к земле.

6

Не сороки во поле стрекочут,

Не вороны кличут у Донца —

Кони половецкие топочут,

Гзак с Кончаком ищут беглеца.

И сказал Кончаку старый Гзак:

«Если сокол улетает в терем,

Соколенок попадет впросак —

Золотой стрелой его подстрелим».

И тогда сказал ему Кончак:

«Если сокол к терему стремится,

Соколенок попадет впросак —

Мы его опутаем девицей».

— «Коль его опутаем девицей,-

Отвечал Кончаку старый Гзак,-

Он с девицей в терем свой умчится

И начнет нас бить любая птица

В половецком поле, хан Кончак!»

7

И изрек Боян, чем кончить речь

Песнотворцу князя Святослава:

«Тяжко, братья, голове без плеч,

Горько телу, коль оно безглаво».

Мрак стоит над Русскою землей:

Горько ей без Игоря одной.

8

Но восходит солнце в небеси —

Игорь-князь явился на Руси.

Вьются песни с дальнего Дуная,

Через море в Киев долетая.

По Боричеву восходит удалой

К Пирогощей Богородице святой.

   И страны рады,

   И веселы грады.

Пели песню старым мы князьям,

Молодых настало время славить нам:

   Слава князю Игорю,

   Буй-тур Всеволоду,

   Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!
 

  • Вступление
  • Часть первая
  • Часть вторая

Плач Ярославны (Жуковский)

Плач Ярославны в переводе (1817 – 1819) русского поэта Жуковского Василия Андреевича (1783 – 1852):

«Полечу, — говорит, — чечоткою по Дунаю,

Омочу бобровый рукав в Каяле-реке ,

Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его».

Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая:

«О ветер, ты, ветер!

К чему же так сильно веешь?

На что же наносишь ты стрелы ханские

Своими легковейными крыльями

На воинов лады моей?

Мало ль подоблачных гор твоему веянью?

Мало ль кораблей на синем море твоему лелеянью?

На что ж, как ковыль-траву, ты развеял моё веселие?»

Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, припеваючи:

«О ты, Днепр, ты, Днепр, ты, слава-река!

Ты пробил горы каменные

Сквозь землю Половецкую;

Ты, лелея, нёс суда Святославовы к рати Кобяковой:

Прилелей же ко мне ты ладу мою,

Чтоб не слала к нему по утрам, по зорям слёз я на море!»

Ярославна поутру плачет в Путивле на стене городской, припеваючи:

«Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко!

Ты для всех тепло, ты для всех красно!

Что ж так простёрло ты свой горячий луч на воинов лады моей,

Что в безводной степи луки им сжало жаждой

И заточило им тулы печалию?»

Прыснуло море к полуночи;

Идут мглою туманы;

Игорю-князю Бог путь указывает

Из земли Половецкой в Русскую землю,

К златому престолу отцовскому.

Ярославна в Путивле, Владимир Серов, 1957-1962 гг.

Вариант 2

Плач Ярославны – это очень грустная история, которая описывает печаль и тоску Ярославны, жены князя Игоря. Она расказывает о том, как она горит любовью к своему мужу и как она страдает от его отсутствия. Вся эта история происходит в далекие времена, когда жили князья и воины, а писали об их подвигах древние люди.

В начале истории Ярославна рассказывает о своей любви к Игорю и о том, как она сильно скучает по нему. Она оплакивает его долгие отсутсвия, когда он уезжает на войну, и чувствует боль от разлуки. Она говорит, что в ее сердце только одно желание – быть с Игорем и любить его.

Дальше она вспоминает о давних временах, когда они встретились и полюбили друг друга. Ярославна упоминает о красоте природы, где они прогуливались вместе и наслаждались друг другом. Она говорит, что Игорь был рыцарем своего народа и мужественным воином.

Но теперь, когда Игорь ушел на войну, Ярославна очень одинока и печальна. Она очень страдает от разлуки с мужем и часто плачет. Ей тяжело отвлечься от мыслей о нем и ее сердце полно тоски. Она ждет его возвращения и надеется, что вскоре они будут вместе.

Ярославна также говорит о своих снах, в которых она видит Игоря. Она рассказывает, что сны приносят ей как радость, так и боль, потому что они напоминают о ее любви и одиночестве. В ее снах она снова видит красоту природы и Игоря, и они счастливы вместе.

В конце истории Ярославна просит князей и воинов принести ей Игоря живым и не тронутым. Она молится, чтобы Игорь был счастлив и возвращался к ней. Она говорит, что она готова ждать его всю свою жизнь, потому что она верит в свою любовь.

И вот такая грустная история Плач Ярославны описывает боль и тоску жены князя Игоря. Она горит любовью и скучает по своему мужу, и ее сердце полно боли от разлуки. Но она надеется на его возвращение и молится, чтобы он был счастлив. В этой истории нам показывают, как сильное чувство любви может преодолевать все трудности и препятствия.

Мне нравится3.2 k.Не нравится2.2 k.

Подробный анализ эпизода

В отрывке юная княгиня предстает в роли Ярославны, т. е. дочери Ярослава. В песни ее имя не упоминается. Такая черта характерна литературным текстам средневековой русской эпохи.

В произведении широко раскрываются следующие моменты:

  1. Значение и образ русской женщины в поэме.
  2. Обращение к силам природы и воспевание их красоты.
  3. Воззвание княгини к кукушке.

Последний элемент содержания произведения связан со сказочным мотивом: олицетворением кукушки как посредницы между мирами, настоящим и потусторонним. Способность переноситься с того света на этот дарована ей языческими богами. Птица внимает просьбе Ярославны, и приносит с реки Каялы живую и мертвую воду, чтобы омыть раны Игоря и заживить их.

В песне княгиня сравнивается со всеми женщинами Руси: самоотверженными, стойкими и любящими. В этом — ее и их сила. Она помогает Ярославне не плакать о горькой участи воинов и князя, проигравших половцам, а действовать — обратиться к природным силам.

Последние завуалировано соотносятся в тексте произведения с языческими древнерусскими божествами, которым в XII веке все еще поклоняются на Руси, несмотря на принятие христианства. Вот почему княгиня взывает именно к ветру, реке и Солнцу. Они всеведущие стихии, которыми в дохристианскую эпоху обладали Стрибог, Водяной и Даждьбог. К ним Ярославна обращается не в Ярославле или Новгород-Северском, где должна была дожидаться мужа, а в Путивле.

Ветер молодая женщина просит указать путь князю, прежде чем стихнуть, солнце — не обжигать лучами, Днепр — договориться с половецкими землями сохранить жизнь Игорю, укрыть его каменными горами, словно плащом.

Место, где князь встретился бы с женой после сражения, намеренно изменено автором. Это искажение имеет художественную цель. Оно приукрашивает поэму, и связывает 3 географические точки:

Утро героини: первые признаки печали

Наступило утро, и Ярославна проснулась в своей покамест непоколебимой красоте и благородстве. Она поднялась со своего теплого ложа и вышла на просторные балконы своего дворца. Солнце уже ярко светило над горизонтом, озаряя золотым светом все вокруг.

Но несмотря на эту яркость и тепло, Ярославна не испытывала радости и наслаждения от восхода солнца. В ее сердце стало ощущаться первые признаки печали, которые не покидали ее ни на шаг. В каждом миге свет, цвета и звуки природы напоминали о ее исходе – отъезде возлюбленного Игоря в неизвестность.

Сердце Ярославны тяжело стучало в груди, словно скорбело и предвещало грядущую беду. Она была охвачена глубоким чувством потери и невероятной тоской. Слезы неукротимо катились по ее нежным щекам, напоминая о ее боли и одиночестве.

Хотя наружу Ярославна старалась держать себя сдержанно и гордо, внутри она испытывала жестокую боль, которая проникала все глубже в ее душу и лишала ее покоя. Ее сердце замерло от безмолвного отчаяния.

С каждым мгновением утра Ярославна погружалась все глубже в свою грусть и печаль. Вспоминая слова и обрызгивая их слезами, она стала осознавать, что ее любимый Игорь может навсегда остаться в полоне у врагов, не вернувшись к ней.

Так начинался плач Ярославны, внутренняя битва ее души, которая переполняла ее каждое утро, наполняя ее сердце скорбью и одиночеством.

Приложения пользователя

Древнерусский текст:

На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ, зегзицею незнаема рано кычеть: «Полечю — рече — зегзицею по Дунаеви, омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны

на жестоцемъ его теле». Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: «О ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши? Чему мычеши хиновьскыя стрелкы

на своею нетрудною крилцю

на моея лады вои?

Мало ли ти бяшетъ горе подъ облакы веяти,

лелеючи корабли на сине море?

Чему, господине, мое веселие

по ковылию развея?» Ярославна рано плачеть

Путивлю городу на забороле, аркучи:

«О Днепре Словутицю! Ты пробилъ еси каменныя горы

сквозе землю Половецкую.

Ты лелеял еси на себе Святославли носады

до плъку Кобякова.

Възлелей, господине, мою ладу къ мне, а быхъ не слала къ нему слезъ

на море рано». Ярославна рано плачетъ

въ Путивле на забрале, аркучи:

«Светлое и тресветлое сълнце! Всемъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю

Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже,

тугою имъ тули затче?»

На современном русском (мой)

На Дунае Ярославнин голос слышен,- вдалеке кукушкой стонет ранней тишью:

«Полечу,- кукует,- я Дунаем в дали, там рукав шелковый омочу в Каяле, утру князю кровь, омою злые раны на его болящем теле после брани.»

Голосит в Путивле Ярославна на забрале в сизой дымке ранней: «0 ветрило, ветер легкокрылый! Почему ты веешь всею силой? Почему мчишь хиновские стрелы на ратаев моей Лады смелых? Мало ль тебе в горах тучи веять, в синем море корабли лелеять? Для чего, могучий, тебе надо в ковылях губить мою отраду?

В городе Путивле брезжут дали, плачет Ярославна на забрале: «0 Славутич-Днепр, река, как море! Ты пробился к половцам сквозь горы, нёс, лелеючи, насады Святослава потоптать Кобяка полчище на славу. Мою Ладу возлелей ко мне, смой горе, слать с зарёй ему не буду слёзы к морю.»

Плачется, кручинясь, Ярославна на стене Путивля утром рано: » Солнце светлое, пресветлое светило! Всем тепло ты красное дарило. Ныне что лишь половцев ласкало, а на ратных Лады жар лучей пускало? им в безводном поле жаждой луки гнуло, им колчаны к горю зноем затянуло?»

На малорусском Т. Шевченко:

В Путивлі-граді вранці-рано Співає, плаче Ярославна, Як та зозуленька кує, Словами жалю додає. «Полечу,— каже,— зигзицею , Тією чайкою-вдовицею, Та понад Доном полечу, Рукав бобровий омочу В ріці Каялі. І на тілі, На княжім білім, помарнілім, Омию кров суху, отру Глибокії, тяжкії рани. »

І квилить, плаче Ярославна В Путивлі рано на валу: «Вітрило-вітре мій єдиний, Легкий, крилатий господине! Нащо на дужому крилі На вої любії мої, На князя, ладо моє миле, Ти ханові метаєш стріли? Не мало неба, і землі, І моря синього. На морі Гойдай насади-кораблі. А ти, прелютий. Горе! Горе! Моє веселіє украв, В степу на тирсі розібгав».

Сумує, квилить, плаче рано В Путивлі-граді Ярославна. І каже: «Дужий і старий, Широкий Дніпре, не малий! Пробив єси високі скали, Текучи в землю половчана, Носив єси на байдаках На половчан, на Кобяка Дружину тую Святославлю. О мій Словутицю преславний! Моє ти ладо принеси, Щоб я постіль весела-слала, У море сліз не посилала,— Сльозами моря не долить».

І плаче, плаче Ярославна В Путивлі на валу на брамі, Святеє сонечко зійшло. І каже: «Сонце пресвятеє На землю радість принесло І людям, і землі, моєї Туги-нудьги не розвело. Святий, огненний господине! Спалив єси луги, степи, Спалив і князя, і дружину, Спали мене на самоті! Або не грій і не світи. Загинув ладо. Я загину!»

Проверь себя

Задание 1.Выбери черты Ярославны, которые позволяют ее отнести к идеальному женскому образу:

  1. Близость к народу
  2. Близость к природе
  3. Верность и любовь к мужу
  4. Способность плакать
  5. Сравнение с кукушкой

Задание 2.Каким центром можно назвать Плач Ярославны?

  1. Чувственным
  2. Лирическим
  3. Идейным
  4. Тематическим
  5. Сюжетным

Задание 3.Выбери верные утверждения о Святославе:

  1. Отец Игоря 
  2. Ему снится вещий сон, который предзнаменует победу войск Игоря
  3. Произносит “Драгоценное слово”
  4. Муж Ярославны

Задание 4. Выбери верные утверждения о князе Игоре:

  1. Игнорирует природное предзнаменование — сильный дождь с грозой
  2. Умирает в битве с половцами
  3. Сбегает из плена
  4. Брат Всеволода
  5. Тщеславен

Ответы: 1. —  1235; 2. — 2; 3. — 1; 4. — 345.

Вступление

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей косожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.

Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая.

О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава:
Если б ты Траяновой тропой
Средь полей помчался и курганов, —
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Траянов:
«То не буря соколов несёт
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!».
Или так воспеть тебе, Боян,
Внук Велесов, наш военный стан:
«За Сулою кони ржут,
Слава в Киеве звенит,
В Новеграде трубы громкие трубят,
Во Путивле стяги бранные стоят!».

Сюжет «Слова о полку Игореве»

О чём же «Слово о полку Игореве»?

О походе князя Игоря на половцев. В предыдущей части мы уже сказали о том, что это событие действительно произошло в 1185 году. А что же там происходит, если говорить конкретнее: 

  1. Князь Игорь со старшим братом Всеволодом собирается со своей дружиной выступить в поход на половцев. Он не обращает внимания на дурные предзнаменования природы (солнечное затмение, крик воронов). 
  2. Русское войско одерживает победу в сражении, но половцы наносят неожиданный сокрушительный удар. Битва длится три дня и заканчивается поражением князей. Игорь с братом попадает в плен. Половцы вторгаются на Русь.
  3. Великому князю Святославу Киевскому снится страшный вещий сон. Почему вещий? Он предрекает беду, это выражается в символа смерти, которые фигурируют в эпизоде сна. О них мы поговорим немного позже, когда будем анализировать образ Святослава.
  4. Затем Святослав узнает о поражении Игоря и призывает всех князей объединиться, произнося «Золотое слово». 
  5. Жена Игоря, Ярославна, оплакивает своего мужа и его войско, обращается за помощью к силам природы — это описывается в Плаче Ярославны.
  6. Князь Игорь сбегает из плена с помощью природы, возвращается на Русь. 

Кроме основной сюжетной линии есть лирические отступления. О них узнаем совсем скоро.

Ура! В коллекции пазлов оказывается ещё один. 

Обращение к реке

Анализ «Плач Ярославны» начинается с обращения героини к стихиям природы. В «Слове…» плач встречается несколько раз. Учёные посчитали и перечислили все употреблённые в тексте плачи: Ярославны, жен русских воинов, матери Ростислава, Киева, Чернигова, всей Руси. Происходит усиление значимости плача. От слёз одной женщины автор переходит к горю жён, оставшихся вдовами, матерей. Плачут города. Самый сильный плач – это вся русская земля. Русь плачет ветром, реками, шумом деревьев, птичьим гомоном.

Ярославна стоит на юру, на забрале городской крепости, охраняющей Путивль; кукушкой взлетает над Дунаем и просит помощи у реки. Дунай – родная река для Ярославны, она протекает через княжество её отца. Полёт героини мысленный, образный. Она вспоминает реку, видит в ней огромную силу, которая должна поддержать её и помочь мужу.

Акт плача: живописное описание игры эмоций

Акт плача Ярославны в «Слове о полку Игореве» предстает перед нами как настоящий шедевр живописи словом. Автор глубоко погружает нас в восприятие печали, отчаяния и страдания героини, мастерски передавая каждую ее эмоцию.

Весь акт плача пронизан множеством ярких и образных метафор, которые создают впечатление живописного пейзажа души Ярославны. Начинается плач со слов «Горце мне, горце мне, горце мне, господа!» – эти краткие фразы символизируют неисчерпаемую боль, которую она испытывает.

Одним из ярких образов, созданных автором, является грозовое небо, с которым Ярославна умело сравнивает свое состояние: «Где ж вы, гости издалека, сошлися на громых щербета?» Здесь мы видим, как плач Ярославны соединяется с природными элементами, образуя единое целое и усиливая эмоциональную глубину момента.

Также, в стихотворении присутствует сильная символика в виде вспоминания о днях счастливой любви: «А годы, а годы, а годы прекрасные когда берег не был залит кровавыми потоками». Этот образ становится особым олицетворением того, что было утрачено и уже не вернуть. С помощью этих образов автор передает эмоциональное зрелище, словно печальная картина.

Таблица:

Строка Смысл
1 Выражение глубокой боли и страдания Ярославны.
2 Сравнение состояния Ярославны с грозовым небом.
3 Воспоминание о счастливых днях любви и утраченном счастье.

Акт плача Ярославны в «Слове о полку Игореве» является красивым и трогательным проявлением человеческих эмоций. Этот фрагмент произведения уводит нас в глубины души героини, передавая ее страдания и отчаяние через яркие образы и метафоры. Он дает нам возможность окунуться в мир трагической судьбы Ярославны и пережить ее плач и боль вместе с ней.

Анализ эпизода Плач Ярославны

Плачь Ярославны — это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во всем произведении, а его героиня выступает символом любящей и верной жены.

Образ Ярославны олицетворяет собой тему семьи, мира, дома и бесконечной тоски по мужу,

который каждое мгновение рискует погибнуть от вражеского меча. Ее волнение настолько сильно и непреодолимо, что она готова стать птицей, чтобы поскорее оказаться рядом с мужем и залечить его раны. Что характерно, подобные приемы, а именно превращение героев произведений народного творчества в различных птиц и зверей, представляют собой одну из основных черт русского фольклора.

Действие происходит в тот период, когда Русь уже приняла христианство, но в то же время еще продолжает традиции языческой веры. Об этом говорят художественные образы, используемые в произведении. Например, Игорь, заметив черную тень, поднявшуюся

над русским ополчением, усомнился в удачном исходе сражения.

Или, к примеру, обращение Ярославны к ветру, к солнцу, к реке, означает ее веру в языческих богов, олицетворяющих названные силы природы. Она разговаривает с ними на равных, то упрекая, то умоляя о поддержке и защите. Кроме того, с помощью данного приема автор показывает красоту русской земли, бескрайность ее полей, яркое солнце, высокие горы, глубокие моря и могучие реки.

Вся необъятная и великая Русь воплотилась в этой картине, олицетворенная в образе прекрасной Ярославны. Ее плач несет в себе не только страдание и печаль, но также наполнен нежностью и светлой надеждой.

Монолог героини — это лирическая песня, пронизанная неугасающей надеждой на скорое возвращение князя Игоря с поле боя. И за ее веру и безграничную любовь судьба щедро вознаграждает Ярославну. Мольбы услышаны, и князь Игорь бежит из плена, ведомый чудесной силой на пути к своему дому.

Вариант 2

Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.

Вариант 1

Сочувствую Ярославне, она испытывает ужасную боль и горечь. В ее душе царит грусть и печаль. Неудивительно, ведь ее муж, князь Игорь, отправился на войну и оставил ее одну, беззащитную.

Ярославна не может смириться с этим. Она часто плачет и скорбит. Ее слезы текут непрерывно, как поток ручья. Она не может сдержать свои эмоции, ибо они слишком сильны. Кажется, она даже забывает отдышаться между плачем и вздохами. Это вполне естественно, ведь ее душа полна горя и тревоги.

Когда Ярославна смотрит на пустые просторы, она вспоминает своего мужа. Ее сердце разрывается от отсутствия его рядом. Она постоянно вспоминает его рыцарские подвиги, его сильные объятья и нежные слова. Теперь все это кажется ей только мечтой, когда-то было реальностью.

Ярославна так же беспокоится за самого Игоря. Он борется с врагами, и ранениям, усталости. Она не знает, в безопасности ли он и каково его состояние. Эта неизвестность пугает ее и заставляет плакать еще сильнее.

Увидев Ярославну в слезах, ее окружающие приходят к ней и пытаются утешить. Они предлагают ей хорошие слова и обнимают. Но никто из них не в состоянии по-настоящему понять все, что переживает Ярославна. Ей нужен Игорь рядом, только он способен вернуть ей улыбку на лицо.

Время идет медленно, а Ярославна ждет своего мужа. Ее сердце болит от разлуки. Она надеется на его возвращение и мечтает о моменте, когда они снова будут вместе, в объятьях друг друга. Пока же она лишь может плакать и надеяться, что скоро все закончится и они вновь будут счастливы.

Мне нравится7.4 k.Не нравится4.3 k.

Плач Ярославны (Заболоцкий)

Плач Ярославны (часть 3, I) в переводе (1938 – 1946) поэта, переводчика Заболоцкого Николая Алексеевича (1903 – 1958):

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой ,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь».

Далеко в Путивле, на забрале ,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру :

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан ?»

Плач Ярославны. Перов В.Г., 1881 г.

Новый жанр

Литературоведы нашли в плаче Ярославны сходство с несколькими литературными жанрами: песня, заклинание, причитание, крик. Песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами. Плач можно петь, он складывается в единый сюжет, напоминающий привычные песни женщин в разные обрядовые события. Заклинание связано с содержанием. Героиня просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники. Причитание матери, оставшейся в одиночестве и не знающей, как сложится её судьба. Причитание – это горе, страдание, именно оно лежит в основе речи Ярославны.

Слезы Ярославны – крик души. Каждая строчка несёт особый смысл. Искренняя русская душа женщины обнажается и соединяется с природой. Автор доказывает, что связь со стихией лежит в основе русского характера. Крепкий лес, буйная река, сильный ветер, тёплое солнце – эпитеты женской любви. Она крепкая, прочная и непоколебимая. Любовь живет в течение всей жизни, меняя свою силу, она греет и развевает над головами своих близких темные тучи.

Обращение Ярославны

Начинается этот отрывок с обращения Ярославны к стихиям природы. Женщина вспоминает всех русских воинов, которые погибли в сражении с половцами. Ярославна стоит на юру деревянной крепости, прося в своём плаче-молитве помощи у реки Днепра. Это место неразрывно связано с этим произведением. Муж Ярославны Святослав оказался в плену у половцев, и она просит силы природы защитить супруга.

Ярославна, едва дыша, спрашивает у солнца, почему оно иссушило степь и лишило воды и всех её жителей. Именно из-за небесного светила войны мучились от жажды, а половцы смогли победить ослабленную дружину. Женщина одновременно плачет по погибшим и воспевает силу солнца. Именно в этой части произведения становятся явными глубокие чувства, все тяготы и боль от потери любимых.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: