Тайны комнаты «гадающей светланы» и описание картины карла брюллова

Сочинение по картине художника карла брюллова "гадающая светлана"

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    ВСАДНИЦА

  • Слайд 3

  • Слайд 4

    ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОЛДЕНЬ

  • Слайд 5

    НАРЦИСС

  • Слайд 6

    ВАСИЛИЙ
    АНДРЕЕВИЧ
    ЖУКОВСКИЙ

  • Слайд 7

  • Слайд 8

    НАТАЛЬЯ ПУШКИНА
    (ГОНЧАРОВА –ЛАНСКАЯ)

  • Слайд 9

    ХРИСТОС ВОСКРЕСШИЙ

  • Слайд 10

    ГАДАЮЩАЯ СВЕТЛАНА

  • Слайд 11

    Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, по Крещение, празднуемое 19 января. Гадания на Рождество по праву считаются наиболее правдивыми и своими корнями уходят во времена языческой Руси.

  • Слайд 12

    ГАДАНИЕ:

    Рождественское гадание по лаю собак
        В полночь взять нож, выйти на улицу, подойти к сугробу и начать резать снег ножом, приговаривая: «Черт, черт, не молчи, черт, черт, подскажи, какой мне муж попадется, смеяться или плакать придется?». Произнеся слова заклинания, замолчать и внимательно прислушаться к лаю собак. Если раздастся злобный, отрывистый лай, значит, будущий муж будет строгий и угрюмый.    Если же собаки будут лаять весело и заливисто, то и муж попадется веселый и добрый.   Очень плохо, если во время гадания послышится собачий вой. Это говорит о том, что замужество будет недолгим и очень быстро молодая жена овдовеет.

  • Слайд 13

    Рождественское гадание на воске (свечах)
       Взять огарки восковых или парафиновых свечей белого цвета (праздничные цветные свечи для гадания не подходят), сложить в металлическую посуду, расплавить на огне и сразу же влить в емкость с холодной водой. Образовавшаяся при этом фигура и будет предсказывать то будущее, которое ожидает гадающую особу.
    Толкование фигур
    Дом — в скором времени обзаведение новым хозяйством; для девушки это связано в первую очередь с ее замужеством.
    Бесформенные развалины — несчастье в ближайшем будущем.
    Яма, небольшая пещера или грот — самая нежелательная фигура, поскольку она символизирует место погребения и предрекает тяжелую болезнь или близкую смерть.
    Деревья — их можно толковать по-разному: направленные вверх ветви дерева обещают скорую радость, поникшие — печаль, тоску и скуку.
    Кольцо или свеча однозначно предрекают скорую свадьбу.
    Блин, осевший на дно, наоборот, сулит долгое девичество.

  • Слайд 14

    Гадание на воске и молоке
       Налить молоко в блюдце и поставить на порог. Взять огарки восковых свечей, положить в металлическую посуду и растопить на огне, приговаривая: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска».   Произнеся последнее слово заклинания, вылить воск в молоко и внимательно рассмотреть получившуюся при этом фигуру.
    Толкование фигур
    Крест — болезнь; если его очертания нечеткие, то в скором времени следует готовиться к череде мелких неприятностей, которые затронут все стороны жизни.
    Распускающийся цветок — свадьба через год.
    Животное — в близком окружении появился недоброжелатель.
    Россыпь мелких звездочек — удача в делах.
    Полоски с размытыми краями — поездка, командировка, переезд, путешествие.
    Человеческая фигура — скорое появление нового друга.

  • Слайд 15

    Гадание по тени
      Взять газетный лист и хорошенько его смять (но не скатывать в плотный шар!). Положить смятую бумагу на тарелку и поджечь. Когда бумага полностью прогорит, поставить рядом с тарелкой свечу и посмотреть на тень, которую сгоревшая газета отбрасывает на стену. Значение возникших фигур аналогично толкованию восковых фигур.
    Гадание по волосам
     В полночь налить в миску воду и добавить в нее щепотку золы, щепотку сахара и щепотку соли. Воду тщательно перемешать, а когда она «успокоится», бросить в нее два волоса: один — свой, а другой — любимого человека. Миску оставить до утра.   Если наутро волосы переплелись между собой, то свадьба не за горами. Если же волосы находятся на некотором расстоянии друг от друга, значит, близок час разлуки.   Утонувший же волос предрекает тяжелую болезнь, а возможно, и смерть того, кому он принадлежит.

  • Слайд 16

    Гадание по полену
    Зайти в дровяной сарай, притворить дверь, чтобы в помещении было темно, и наугад выбрать полено. Принести его в дом и внимательно осмотреть: каким окажется золено, таким будет и будущий муж.
    Толкование гадания
    Полено ровное, с гладкой тонкой корой — муж красивый и молодой.
    Кора толстая шероховатая — муж некрасивый.
    Кора на полене местами ободрана или вовсе отсутствует — муж бедный.
    Растрескавшееся полено — муж попадется старый, рябой, с физическим недостатком.
    Большое полено — сильный, крепкий муж.
    Сучковатое полено — семья будет большая: каждый сучок — это будущий ребенок.

Посмотреть все слайды

Образец сочинения

Карл Павлович Брюллов — великолепный художник, который писал на разные темы. Он написал замечательные полотна:

  • «Всадница».
  • «Исповедь итальянки».
  • «Прогулка».
  • «Сон монашенки».
  • «Девушка в лесу».

Карл Брюллов впервые обратился к теме святочных гаданий, используя те впечатления, которые он получил, видя одно из таких гаданий, а также прочитав произведение Василия Жуковского.

Ещё с давних времён девушки всегда гадали на Руси разными способами, надеясь узнать не только свою судьбу, но и, прежде всего, понять, когда же уже они выйдут замуж и кем будет их суженый. Также поступает и героиня картины «Гадающая Светлана». Всё вокруг неё покрыто темнотой, а центральное место на полотне занимает сама Светлана, которая собирается гадать.

Девушка сидит перед красивейшим старинным зеркалом и небольшим столом, которое заботливо покрыто жёлтой вязаной скатертью. Рядом с зеркалом стоит подсвечник из серебра, и в нём горит свеча. Это пламя является единственным освещением в комнате, поэтому везде так загадочно темно. Лицо героини напряжено и печально. Кажется, что девушка даже немного боится. Но ведь гадать всегда страшно, понимая, что это может сбыться.

И вот Светлана начинает вглядываться в зеркало, где можно увидеть лишь только темноту и её приглушённое тёмными бликами отражение. И опять кругом таинственность. Руки девушки покорно лежат на столе. Картинная героиня выглядит просто прекрасно. Девушка надела прекрасное платье и жемчужные бусы, которые она не носит обычно.

На голове героини изумительный кокошник красного цвета

Он сразу же обращает на себя внимание, так как остальные цветовые тона тёмные и мрачные. Видно, что девушка долго готовилась к этому вечеру, так как давно уже мечтает увидеть своего суженого

Но всё-таки, несмотря на страх и мистику, любопытство преодолевает всё.

Если же самому всмотреться в эту репродукцию, то можно тоже почувствовать и таинственность, и загадочность, и даже какое-то напряжение. Кажется, что внутри появляется страх и ожидание чего-то страшного. Тёмная цветовая гамма, использованная живописцем, ещё больше усиливает впечатление от картины. Похоже, что в комнате тепло и уютно, но Брюллов не даёт её описание на холсте.

Но лучше всего на холсте передано эмоциональное состояние девушки, которая скоро может увидеть своё будущее. Это вызывает у неё страх и беспокойство. Автор картины изобразил девушку так, что зритель может заглянуть в душу Светланы, а также почувствовать всю атмосферу, которая царит в таинственной комнате. Художник так умело подбирает цвета, что зритель становится невольным героем этого полотна.

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799-1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности»
при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг
; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать
гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!»
Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании
оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание
) Светлане было необходимо взять с собой петуха
, пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу — голубя
.

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет»
, «та ж любовь в его очах»
. Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Песенки подблюдны

Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны»)
в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»)
, накрывали его платком («расстилали белый плат»)
и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»)
. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой»
— смерть в наступающем году.

Популярные сочинения

  • Городничий Сквозник-Дмухановский в комедии Ревизор (образ и характеристика) В образе этого персонажа комедии автор изобразил тип классического российского бюрократа. Сквозник-Дмухановский почти всю свою сознательную жизнь провел на государственной службе
  • Сочинение-описание по картине Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка Билибина 3 класс Без сомнения, в данной иллюстрации Иван Яковлевич Билибин изобразил фрагмент прекрасно знакомой всем с детства, сказки. Вышеупомянутая лягушка – квакушка размещена в центре. Следовательно, она является
  • Сочинения по картинам Кипренского Ореста Говоря про Ореста Адамовича Кипренского, стоит сказать, что он вошел в историю, как замечательный художник, который сделал множество ярких работ. Стоит сказать, что он родился в простой семье крепостных людей

История одной картины

Брюллов Карл Павлович. «Гадающая Светлана.»

К 210 летию со дня рождения

К. П. Брюллов Автопортрет 1848.
картон, масло. 64×54 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

Жизнь замечательного русского художника первой половины 19 столетия Карла Павловича
Брюллова (1799-1852) была нераздельно отдана искусству. Он остаётся
художником на все времена, живописцем милостью Божией, «великим
Карлом», «вторым Рафаэлем», национальным гением. Еще
при жизни Брюллов получил европейскую славу, а по смерти — мировую известность.
Знаменитой картиной Последний день Помпеи, 1833 Карл Павлович изменил
укоренившиеся представления о задачах исторической живописи, внеся в
классицизм новые романтические веяния. А портретами прокладывал пути
реализма. Жизнь художника была богата событиями и встречами. Дружба
связывала его с Александром Сергеевичем Пушкиным (1799-1837), Николаем
Васильевичем Гоголем (1809-1852), Михаилом Ивановичем Глинкой (1804-1857).

Родился Брюллов в семье потомственных художников. Брюлло или Брылло — именно
так звучала французская фамилия, позднее переделанная на русский лад.
Образование молодой человек получил в Петербургской Академии художеств.
Годы учёбы — время подвигов и восторгов, когда он мечтал прославить
Отчизну своими творениями. И этим честолюбивым мечтам суждено было сбыться.
Но до великого триумфа в России и в Европе лежали долгие годы напряжённого
труда и учения. Закончив академию с большой золотой медалью (высшей
наградой), Брюллов отправился в Италию для совершенствования живописного
таланта. Здесь начинающий художник достиг высокого живописного уровня,
изучая творения великих мастеров.

Жизнь Брюллова прошла в постоянной работе, а другой он себе и не мыслил. Во
время «вдохновения, смешанного с восторгом», с его непродолжительностью
и непостоянством, она должна быть интенсивной, так как даруемая энергия
может исчезнуть. Карл Павлович умел писать всё: исторические и жанровые
сцены, пейзажи, портреты. Достижения в портретной живописи признавались
безусловными и неоспоримыми. Современники почитали за величайшее счастье
и удачу иметь портрет работы Брюллова. Интересным остаётся тот факт,
что художник не писал русских сцен. Единственным исключением является
Гадающая Светлана, 1836.

Брюллов К. П. Гадающая Светлана, 1836г
Нижегородский художественный музей.
холст, масло, 94х81 см.

Гадающая Светлана — единственное произведение на национальную русскую бытовую
тематику, созданное после возвращения Брюллова из Италии. Бытовую сцену
гадания, увиденную у москвичей, автор картины оживил поэтическим чувством.
Романтический сюжет полотна, возможно, навеян популярной в то время
балладой Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) «Светлана».
Однако картина Брюллова имеет самостоятельный характер, она, своего
рода живописная параллель известному литературному тексту.

Карл Брюллов создал живой и впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий
своей непосредственностью и правдивостью. Светлана в русском национальном
костюме с кокошником на голове сидит перед зеркалом, обратив на него
свой испуганно ожидающий взор. Художник представил перед зрителем момент
ожидания и желания узнать будущее.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…

* * *Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой…

* * *
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится…

Строки из баллады Жуковского замечательно характеризуют сцену святочного
гадания, изображённую Брюлловым. Святки — время от Рождества 7 января
(25 декабря) и до Крещения 19 января (7 января) — означают «праздники».
Святочные вечера в старые годы сопровождались угощениями, разнообразными
забавами, которые назывались девичьим весельем. Самый известный обряд
Святок — гадания. Девушки гадали на суженых с душевным волнением и ожидание
чего-то неизведанного… Зритель, глядя на картину Брюллова, словно окунается
в атмосферу, полную таинства и чуда святочных вечеров, и гадает вместе
со Светланой…

Полотно Гадающая Светлана вызвало живой отклик в Москве. Один из современников Карла Павловича писал:

Склони чело, друг гения, пред тем,
Кто творческим господствуя искусством
Бездушное вдруг наделяет всем —
Сиянием и красотой, чувством…

Картина Брюллова является свидетельством непревзойдённого
таланта великого художника, творчество которого оказало огромное влияние на развитие мирового изобразительного искусства.

Изобразительные средства

В своей картине Брюллов передал дух мистического реализма, характерный для русского искусства XIX века. Желание Светланы заглянуть в будущее сопряжено с опасностью. Художник словно погружает зрителя в атмосферу таинственного и иррационального.

Живописец использует необычную цветовую гамму. Чтобы создать таинственную обстановку, Брюллов останавливает выбор на теплых оттенках:

  • коричневом;
  • красном;
  • желтом.

Фигура девушки освещена мягким светом свечи. Этим обусловлен выбор мягких медовых оттенков, которые контрастируют с общим черным фоном, подчеркивающим зловещую обстановку. Автор не изображает находящиеся в комнате предметы

Все внимание сосредоточено на сидящей перед зеркалом девушке. Зеркало на картине выступает как символ связи с потусторонним миром, способ выйти за пределы реальности

При подготовке к уроку учащиеся должны:

  • внимательно рассмотреть репродукцию картины для описания в 6 классе;
  • определить, какой теме посвящено полотно великого художника.

Значительная часть работ Карла Брюллова написана в жанре портретной живописи. Его портреты неповторимы и единственны в русской живописи, поскольку художник всегда старался приблизить искусство к реальности, воссоздавая связь героев с окружающим миром.

Интересные факты

Свою популярность Брюллов заполучил после работы над шедевром «Последний день Помпеи», а «Гадающая Светлана» стала следующей работой любимца императора. Она получилась скромнее, но с более глубоким смыслом.

  1. «Гадающая Светлана» была написана по истечении нескольких месяцев после того, как автор возвратился в Россию по требовательному настоянию Николая первого;
  2. Прожив в комфортной и свободной Италии, Брюллов не желал приезжать в Россию, но опасался гнева властей, так как не раз уже игнорировал приказы о возвращении на родину;
  3. Брюллов написал «Гадающую Светлану» для друга, причем за короткий срок;
  4. Художник сам был свидетелем гадания перед тем как сотворить свою картину. Благодаря этому работа получилось более реалистичной;
  5. Не полную осведомленность художника по поводу процесса гаданий выдает один элемент на картине «Гадающая Светлана» — шнурок, со скрытым под рубашкой крестом. Гадающие знают, что перед гаданием крест нужно обязательно снять;
  6. Жуковский называл Брюллова Карлом Великим. Художник не единожды писал иллюстрации к работам поэта. Например, он также работал над картиной «Пери и ангел» по сюжету баллады.

Работа Брюллова получила огромное признание и стала одной из лучших в своем жанре.

Описание полотна

На картине изображен момент святочного гадания около зеркала. Его считают одним из самых опасных и самых точных. Для обряда молодая незамужняя девушка должна взять два зеркала. Большое поставить перед собой и зажечь по бокам свечи. Затем необходимо произнести нужный заговор и выставить маленькое зеркало так, чтобы образовался коридор.

После этого следует внимательно смотреть в конец образовавшего коридора, где спустя некоторое время должна появиться фигура. При ее приближении нужно рассмотреть ее лицо и опустить малое зеркало до того момента, когда силуэт приблизится вплотную. Если этого не сделать, он может ударить по лицу, оставив родимое пятно, или утащить за собой. Именно так собирается гадать главная героиня.

Художник изображает правдивый и непосредственный образ молодой девушки, которая долго готовилась к обряду. Она с волнением ожидает встречи со своим суженым. Она не знает, кого увидит в отражении, будет ли это ее будущий жених или черт. Перед гаданием Светлана сняла нательный крест, его не видно на шее девушки. Общение с темным миром требует на время порвать с Богом.

Живописец точно передает эмоции девушки, решившейся на общение с потусторонним миром. На ее лице одновременно читаются страх и любопытство. Сцена гадания наполнена поэтическими чувствами. Автор раскрывает внутренний мир героини. Она сосредоточена и готова провести около зеркала всю ночь. В балладе Светлана засыпает, и ей снится страшный сон.

Полотно пропитано сказочной и мистической атмосферой. Светлана приготовилась к встрече со своим женихом. Героиня одета в национальный костюм: праздничный красный сарафан и кокошник. Ее шею украшают крупные жемчужные бусы. Перед девушкой стоит старинное зеркало в тяжелой оправе. Слева ровно и спокойно в серебряном подсвечнике горит свеча.

Отрывок, характеризующий Гадающая Светлана

Константин Маковский (1839-1915). Святочное гадание (1900-е)

18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников — Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского
(1783-1852) «Светлана»
(1808-1812). Вот её начало.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник
«крещенский вечерок»
, а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: