Похожие сочинения
Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее- в той или иной степени этого добивается каждый. смотреть целиком
Максим Горький известен нам как классик проле¬тарской литературы. В его творчестве нашли отраже¬ние реальные события начала XX столетия, потрясшие Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький во¬шел в историю литературы не только как реалист. На раннем. смотреть целиком
Максим Горький. Это имя давно стало известно всему миру. Ибо творчество гениального пролетарского писателя составило целую эпоху в развитии мировой литературы. «Огромное, исключительное значение Горького,— писал А. В. Луначарский,— заключается в том. смотреть целиком
В своих ранних произведениях Горький предстает перед нами как истинный романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей на противоборство с миром один на один, предъявляющий окружающим исключительные требования. Он отвергает. смотреть целиком
Жанр и направление
“Челкаш” Максима Горького – это пример произведения в жанре рассказа, который объединяет в себе черты двух литературных направлений: романтизма и реализма. Рассказ – это короткое произведение, имеющее одну сюжетную линию и небольшое количество персонажей. В “Челкаше” рассказывается история жизни обычного человека, который сталкивается с социальными проблемами, такими как бедность и низкое социальное положение.
Реализм в “Челкаше” проявляется через яркое и точное описание жизни героев и социальных проблем, с которыми они сталкиваются. Горький использует язык, близкий к разговорной речи, чтобы передать реалии жизни того времени и создать правдоподобную картину обстановки.
С другой стороны, романтизм в рассказе проявляется через яркие описания природы и внутреннего мира главного героя. Индивидуализм и чувственность, которые присущи романтизму, проявляются в отношениях героя с природой и в его переживаниях. Описания морской стихии придают произведению особый эффект и создают эмоциональное настроение.
Главные герои и их характеристика
Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.
Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.
Жанр и направление
Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:
- Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
- Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».
Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).
Главные герои Челкаш и Гаврила
Сравнительная характеристика героев-антиподов. Драматизм судеб Челкаша и Гаврилы
Даже во внешнем облике главных героев просматривается их полная противоположность. В сопоставлении деталей портретов Челкаша и Гаврилы, обозначены черты героев-антиподов.
У Челкаша фигура костлявая, немного сутуловатая, хотя он «длинный». Лицо с горбоносым «хищным» носом и острым взглядом холодных серых глаз, улыбкой, похожей на оскал волка. Черные с проседью волосы. Руки у Гришки крепкие с длинными, кривыми и цепкими пальцами. У Челкаша плавная, спокойная, прицеливающаяся походка.
У увальня Гаврилы телосложение коренастое, он широкоплеч. Русоволосый Гаврила с круглой, загорелой и обветренной физиономией, напоминающей детское лицо, смотрит добродушно и доверчиво большими голубыми глазами. У Гаврилы короткие крепкие крестьянские руки с большими ладонями.
По облику Челкаша видно, что он не изнурен повседневным тяжелым трудом. Его руки с цепкими пальцами, сутуловатость от желания казаться незаметным, крадущаяся осторожная походка выдают в нем вора. Он босяк и пьяница, не признающий морали, законов, отказавшийся от всех привязанностей, хотя тоскует иногда по прошлой жизни в деревне. Но ради вольной жизни он бросил хозяйство и семью. Он одухотворенный человек, способный понимать красоту природы. Челкаш не обезличен, его выделяет из толпы чувство собственного достоинства, независимость, смелость. Он свободолюбивая и сильная духом личность. Деньги для него не имеют особой ценности, он презирает таких, как Гаврила, которые готовы пресмыкаться ради этих «радужных бумажек». Он не станет никогда рабом ради денег. Горький сравнивает внешность и поведение Челкаша с повадками хищного зверя, старого травленого волка, ястреба. Он – одиночка, по мнению Гаврилы, «никому не нужный», которого никто искать не будет и поднимать из-за него шум. В финале рассказа раненый Челкаш удаляется нетвердой, шатающейся походкой. Как сложится дальнейшая судьба героя неизвестно.
Проницательный Челкаш с первого взгляда оценивает Гаврилу и понимает, что тот нуждается в заработке, а он может его использовать. Простоватое выражение лица, загар, крепкие рабочие руки, лапти и обмотанная соломой коса в котомке – всевыдает в нем крестьянина, который батрачил на сенокосах. Свою оценку характера Гаврилы Челкаш дает в прозвищах: «мякиш», «теленок», «тюлень». Гаврила приземлен, он не способен видеть красоту природы, наслаждаться ею. Он трус, в минуты опасности, даже мнимой, он испытывает почти животный страх, теряя способность соображать. В трактире, оставшись среди незнакомых подозрительных людей, он с нетерпением ждет возвращения сильного хозяина, среди ночной морской стихии он жмется от страха к днищу лодки. Почтительное отношение к деньгам сделало его «жадным рабом». Ради этих бумажек он готов пресмыкаться, обнимать чужие ноги, замышляет убийство. Став обладателем незаработанных им денег, он, перекрестившись, со спокойной совестью уходит твердой поступью. Его будущее вполне предсказуемо: он вложит деньги в хозяйство и землю, на которой будет пахать до самой смерти.
Характеристики главных героев
Челкаш — смелый и находчивый вор, мужчина средних лет, который неизменно следует своим принципам. Он является настоящим романтическим героем, не терпящим алчных людей рядом с собой. Хоть персонаж и имеет суровую внешность, автор показывает его с огромной душой, склонным к сочувствию. Ему позволяют выделиться из толпы:
- независимость;
- избавление от привязанности ко всему;
- способность к пониманию чувств и эмоций других людей.
Гаврило — бедный молодой крестьянин. В отличие от Челкаша, он живет без принципов и конкретных целей. На первый взгляд, парень кажется наивным, добродушным и доверчивым. Однако читатели позже знакомятся с его темной стороной. Гаврило желает свободы и финансовой независимости, однако он готов пойти на разные низкие поступки ради своей выгоды. Вот почему даже Челкаш испытывает к нему неуважение.
Босяк, имеющий сложное прошлое, вызывает у читателя большую симпатию, нежели наивный крестьянин, который таит в себе злость. Трусость, алчность, любовь к деньгам отталкивают читателей от Гаврило.
Юноша произносит цитату, обращённую к нему: «Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…» Получается, он уверен, что у того нет будущего. И всё же у него есть свои представления о морали. Допустим, Челкаш презирает жадных людей и в то же время не испытывает иллюзий по поводу того, какой образ жизни ведет сам.
Темы и проблематика
- Природа. Она играет важную роль в рассказе, автор возвышает ее мощность, силу над людьми. Настроение и внутреннее состояние героев передается с описанием природы. Эта среда выступает в качестве символа независимости.
- Свобода. Она является главной темой рассказа, так как цель обоих героев состоит в ее достижении. Однако понимание этого слова у них разное. Для Челкаша важна свобода в своих действиях. Ему необходимо не быть привязанным к чему-либо, спокойно проживать день здесь и сейчас. А для Гаврило свобода больше связана с финансовой независимостью. Ему хочется иметь возможность обеспечить мать и любимую жену.
В рассказе поднимается целый ряд проблем
Они занимают важное место в произведении. Среди ключевых моментов можно обозначить:
- Алчность. Это основная тема, которую затрагивает автор с помощью противопоставлений. Тот, кто нуждается больше всех в деньгах, босяк, не имеющий средства даже на завтрашний день, не имеет такой страсти к деньгам, как крестьянин, у которого есть дом, семья и работа с хорошим доходом. Челкаш проявляет сочувствие к людям. Даже имея возможность получить всю прибыль, он оставляет себе лишь часть добытых средств, которых хватило бы на еду. В то же время Гаврило готов убить человека, чтобы забрать у него деньги. Им овладела страсть к обогащению.
- Трусость. В рассказе автор сравнивает персонажей не только по отношению к деньгам, но и их качества, такие как смелость и решимость. Челкаш, освободившись от привязанности к дому и семье, избавился и от страха перед недостатком денег.
Проблема гордости и свободы
36 предложений/ 581 слово
«Челкаш» (1895) — это один из ранних романтических рассказов Максима Горького, посвященный так называемой босяцкой теме. Произведение имеет острую социальную проблематику, поскольку оно повествует о жизни нищих, отвергнутых обществом и никому не нужных людей, которых во времена писателя было очень много в России. Сам Горький так размышлял о босяках: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». И действительно, герои писателя горды и свободолюбивы, они находятся как бы вне общества и не зависят от его законов. Таков и «смелый, ловкий вор» Гришка Челкаш в одноименном рассказе Горького.
Для Челкаша нет ничего дороже его свободы, так как это, пожалуй, единственное, что осталось у героя, и он готов ревниво отстаивать свое право на нее. Потому Гришку так задевают разговоры молодого простачка Гаврилы, смеющего любить то же, что и он — Челкаш, но абсолютно не знающего цены вольной жизни.
Для Гаврилы свобода заключается в том, чтобы иметь свое хозяйство и ни в чем не испытывать нужды. Молодой человек не хочет идти «в зятья в хороший дом» или «в батраки» к богатому тестю. Он хочет самостоятельно заработать денег и тем самым получить независимость.
Гордому Челкашу такие размышления этого «молоденького теленка» кажутся слишком наивными. Они вызывают в герое волну бурной ненависти и презрения. Он ненавидит Гаврилу за его молодость, за то, что у того где-то есть родная деревня и дом, а какой-то «зажиточный мужик» зовет парня «в зятья». Когда-то все это было и у самого Челкаша: и уважение односельчан, и любящая жена, и богатый отец. Поэтому босяк понимает ценность крестьянской свободы, когда ты сам себе хозяин: «У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля своя — и того ее горсть — да она твоя!» Но также понимает Челкаш и то, что свободу нужно заслужить, и она не дается так просто. Чтобы стать по-настоящему свободным, человеку нужно пережить множество потерь и отречься от всего материального. Такова жизненная философия этого босяка, которую он подтверждает личным примером.
За душой у Челкаша, несмотря на то что он способен заработать целых пятьсот рублей всего за одну ночь, нет ничего. Он беден настолько, что ходит без сапог, в грязной рубахе с оторванным воротом. Да, он честно пропивает все имеющиеся у него деньги, но это его выбор. И герой гордится этим. Поэтому Гришка сразу же закипает от злобы, когда Гаврила говорит вору, что он слишком «темен» и весь какой-то «драный». Эти слова сильно задевают самолюбие Челкаша.
Настоящий гнев охватывает героя и тогда, когда жадный Гаврила, падая ему в ноги, начинает просить у вора деньги. Неужели так этот глупый «раб» хочет купить свою свободу? Впрочем, злость вскоре сменяется в Гришке чувством жалости и негодования. Он понимает, что у Гаврилы нет никакого самоуважения. Гордый Челкаш никогда бы не стал так унижаться и «истязать себя». И это дает ему право ощутить свое превосходство над молодым человеком.
Челкаш в очередной раз подтверждает свое право называться свободным человеком, когда отдает Гавриле все заработанные деньги, даже, несмотря на то, что парень чуть было не убил его, бросив вору в голову камень. Не желая больше продолжать общение с этим глупцом, герой гордо уходит прочь, оставив парня в растерянности на берегу. Изгнанный и не принятый обществом Челкаш и дальше продолжит свое бродяжническое существование, не имея ни гроша в кошельке, довольствуясь одной лишь свободой. Зато Гаврила наверняка на вырученные деньги сможет купить землю, построить дом и стать важным человеком на деревне. Таков суровый закон жизни, которому, к сожалению, должен подчиняться даже вольный босяк.
см. также:Другие сочинения по произведению Челкаш, Горький
Жанр и направление
Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:
- Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
- Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».
Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).
Главные герои и их характеристика
Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.
Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.
Подробный анализ
Рассказ «Челкаш» относится к ранней прозе Максима Горького. Он был написан в 1895 году. Реализм разбавлен элементами романтизма: авантюрностью, экзотическим пейзажем, одиночеством.
Челкаш относился к классу босняков. Эта группа сформировалась в последней трети XIX века. Эти люди жили бедно, так как не ставили целью в жизни накопление богатств. Но они были счастливы. Именно это и привлекало Максима Горького.
Челкаш был вором. Он зарабатывал на жизнь тем, что грабил корабли. Бродяжничество и воровство часто становилось профессией героев романтических произведений.
Челкаш был родом из деревни. Из этой же деревни происходил его товарищ Гаврила, который хотел разбогатеть и не в чем не нуждаться. У Челкаша и Гаврилы были разные цели, поэтому они не были хорошими друзьями. Челкаш предложил Гаврииле отправиться в совместное плавание с целью грабежа. Это событие и станет для них испытанием.
Плавание прошло успешно, поэтому Челкаша удалось продать все награбленное. Он принес деньги к другу и решил, отдать ему большую часть, так как Челкашу жаль его. Это характеризует главного героя как милосердного, доброго и великодушного человека.
В этой ситуации открывается и лицо Гаврилы. Он признается, что раньше хотел убить Челкаша и забрать все деньги себе, так как той суммы точно бы хватило на сытую жизнь в деревне. Это характеризует его как подлого, мерзкого и жестокого человека, к тому же и не очень умного, раз он раскрыл свой замысел.
После этого мнение Челкаша меняется. Коллега вызывает у него лишь омерзение. Челкашу не хочется делиться с подлецом. В это время Гаврила теряет любое самообладание и умоляет Челкаша отдать ему все деньги. Он полностью потерял свое человеческое достоинство, поэтому бросался в ноги человеку, которого еще вчера хотел убить.
Никакие слова не могут повлиять на Челкаша. Омерзение, которое вызывает в нем этот падший человек, выше всего на свете. Гаврила остается не с чем.
Максим Горький не случайно выбрал сословие босняков для своего произведения. Он хотел показать, что действительно достойные, добрые, мягкосердечные люди (Челкаш) могут становиться изгоями в обществе, а злые, гадкие, с низменными потребностями могут получить признание, стать чьим-то другом, жить в обществе, которое их принимает ( Гаврила). Таким образом, литератор выражает несовершенство современного ему общества.
Симпатии автора, бесспорно, на стороне Челкаша. Писатель выражает даже некое сожаление, что такой добрый, неординарный, творческий, милосердный человек живет в изгнании, поэтому не он не сможет поделиться своим талантом и способностями с окружающими.
Сочинение по творчеству Горького − 11 класс
Вариант 1
Я очень люблю творчество Максима Горького. В своих произведениях писатель поднимает достаточно важные проблемы, которые актуальны и в современном мире.
Каждое произведение уникальное и особенное, заставляет задуматься и вдохновляет на изменения в себе. Главным заданием творчества писателя я считаю изучение человека, исследование внутреннего мира в разных жизненных ситуациях.
В первом из них писатель рисует образы смелых, сильных духом и свободных людей. Главными героями рассказа стали цыгане, которые всегда считались романтичным образом воли и страсти. Достаточно интересно показана проблема любви. Несмотря на всю красоту и нежность этого чувства, именно оно может отобрать свободу. В рассказе показана борьба между любовью и желанием быть вольным. Как бы странно это не звучало, трагедия гибели героев воспринимается как победа воли и жизни.
Именно из-за таких интересных исследований человеческой души мне больше по душе раннее творчество Горького: романтические произведения, в которых главные герои ищут себя, свое место в жизни, в любой ситуации остаются настоящими людьми с чувством собственного достоинства.
Вариант 2
Первые произведения Максима Горького дают читателю возможность познакомиться со взглядами писателя на мир в процессе становления его личности, знакомят нас с его пониманием жизни и чувств в этот непростой период. Раннее творчество М. Горького отличается тем, что в это время писатель создавал преимущественно рассказы романтического характера с целью побудить людей к действиям, изменить преобладавшее тогда пассивное, наблюдательское отношение к жизни.
Для достижения своей цели писатель создал собирательный образ героического человека,
который стал центральным во всех его ранних рассказах. М. Горький подарил своим персонажам неутолимую жажду жизни и полную самоотверженность. Каждый из его героев готов совершить любой подвиг ради своего народа, потому что считает своим долгом служить ему во благо.
Наглядным примером романтического произведения раннего периода в творчестве М. Горького является рассказ “Старуха Изергиль”. Автор наделяет своих литературных героев теми чертами характера, которые уважает и считает главными в человеке. М. Горький раскрывает нам, что ему нравится в человеке, а какие черты, наоборот, отталкивают. Устами старухи
Изергиль писатель рассказывает нам несколько историй.
На первый взгляд, эти истории не имеют ничего общего, но все они воспевают любовь и осуждают негативные человеческие качества. При этом каждый персонаж понимает и интерпретирует любовь по-своему. Так, бесстрашный молодой человек Данко искренне любил свой народ, поэтому не мог видеть его мучения и пожертвовал собой ради счастья других людей. М. Горький одобряет подвиг Данко, призывая всех быть такими же мужественными, восхищаясь способностью героя по-настоящему и бескорыстно любить. В образе Данко мы видим духовно богатую личность.
Другая история, с которой нас знакомит старуха Изергиль, описывает поступки негативного персонажа. Ларра был сыном орла, гордой и независимой птицы. Образ орла выбран М. Горьким не случайно, ведь именно эта птица ведет самостоятельный образ жизни высоко в горах, вдали от людей. Всю жизнь орла сопровождает одиночество, и смерть настигает его одного. Ларра был настоящим эгоистом. С помощью этого персонажа писатель осуждает тех, кто отказывается от других людей – друзей, родных, своего народа. Ларра так высоко задрал голову, что не видел никого кроме себя и не замечал своих проступков. Однако такой образ жизни рано или поздно вызывает невыносимую тоску и приносит одни страдания.
Мотив любви к свободе прослеживается в истории Радды и Лойко – вольных цыган, которые предпочли вечную свободу горячей земной любви. Идея жизни ради подвигов обрамляется историей жизни самой старухи Изергиль. Она рассказывает о себе как о женщине, которая никогда не была рабыней сложившейся ситуации, потому что смело выбирала свободу.
М. Горький сумел в своих рассказах передать энергию стойких, сильных морально людей, которые больше жизни ценили свободу. Писатель восхищается созданными характерами, побуждая людей творить, создавать, приносить радость окружающим, используя все существующие возможности.
Темы
- Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
- Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
- Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
Проблемы
Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
Трусость
Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере
Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.
Смысл
Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.
Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель
Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем
Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Смысл
Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.
Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель
Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем
Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Проблемы
Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
Трусость
Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере
Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.
Смысл книги
Максим Горький писал множество книг на тему алчности, бедности, ведь он сам когда-то пребывал в нищете. Однако об этом редко говорили в обществе тех времен, описывая жизнь состоятельного сословия. Рассказ «Челкаш» выделялся этим среди других произведений. Его главной идеей является чувство справедливости, к которому взывает автор. Он словно просит читателей, чтобы не судили по внешности людей.
Горький, как и его главный герой, Челкаш, говорит, что достойные уважения люди необязательно должны иметь приличный достаток. В то же время не все, кто выглядит опрятно, может похвастаться такой же чистой душой. Бывает и наоборот, и приведенный рассказ является тому примером.
С помощью специальных фраз автор указывает на отвержение людей. Это передается через слова Гаврило «Ненужный на земле!», обращенные к босяку. Челкаш резко реагирует на них. Писатель ставит двух совершенно разных людей, имеющих несовпадающие опыты, ценности и цели, в одинаковые условия. Соответственно, каждый реагирует по-своему на происходящее. Ведь наивный, добродушный крестьянин, который часто напоминает о Боге, поступил плохо ради выгоды.
Для Челкаша важно было лишь получить то, на что можно купить поесть, а лишнего он не желал. Автор доказывает, что большинство граждан, к которым общество обычно относится, как к «ненужным», это те, кого не хватает на этой земле
Ради денег Гаврило был готов убить человека, поступить низко с тем, кто ему доверял. Мысли о богатстве портят людей, делают их жадными и беспринципными. Горький же хотел передать своим читателям, что зло таится в деньгах, они же убивают человечность.
Таково краткое содержание книги. Ознакомление с ним поможет ученикам старших классов, которым необходимо написать итоговое сочинение по теме или подготовиться к уроку литературы. Они смогут составить самостоятельно портрет главных героев, обозначить своё мнение по поводу произведения и привести соответствующие аргументы.
Заключение
В заключении можно отметить, что рассказ «Челкаш» Максима Горького является примером глубокого психологического анализа человеческой природы и социальной среды. Герои рассказа, Челкаш и Гаврила, представлены как противоположности друг друга, но в то же время имеют много общего, например, желание свободы и независимости.
Рассказ Горького преподносит нам важные нравственные уроки, показывая, что человеческие качества не зависят от социального положения, а деньги могут искажать восприятие реальности и толкать человека на поступки, которые противоречат его собственным убеждениям и морали.
Также рассказ «Челкаш» выражает идею о том, что любое деяние, как хорошее, так и плохое, имеет свои последствия перед другими людьми и обществом в целом.