Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького
Ниже будет представлено краткое содержание рассказа “Старуха Изергиль” Максима Горького, в котором раскроются судьбы главных и второстепенных персонажей, их поступки и внутренние мотивы, а также темы человеческой гордости, жизненной философии и поиска смысла жизни.
Глава 1
Мне нравится1Не нравится
Под атмосферным небом Бессарабии, в местности Аккерман, начинается повествование рассказа “Старуха Изергиль” Максима Горького. Молодой Максим Горький, принимая участие в сборе винограда с молдавской рабочей группой, знакомится с разнообразием жизни на морском берегу. В то время как его товарищи отправляются отдыхать у воды, Максим остаётся на месте в компании старухи Изергиль, бывшей участницы рабочей группы.
Именно здесь, в тени лоз, начинается рассказ старухи Изергиль о легенде Ларры. Изергиль указывает на облака, особенно на одно темное облако, и рассказывает, что это великий Ларра, обреченный на тысячелетнее существование в виде тени. По словам старухи, это наказание за его чрезмерную гордость.
Изергиль подробно описывает легенду: многие тысячи лет назад в далекой стране Востока орёл унёс самую красивую девушку из племени. Спустя двадцать лет она вернулась уже с красивым и могучим сыном по имени Ларра, которого она родила от орла. Орёл, обессиленный и состарившийся, умер, рухнув с небес на землю.
Ларра наследовал от отца не только силу, но и гордость. Он был смел и дерзок, и впервые встретив девушку, сразу же обнял её. Девушка, однако, отвергла его, и в ответ он убил её. За этот убийственный поступок люди решили наказать Ларру мучительной казнью, чтобы он почувствовал на себе весь гнев общества.
Однако один мудрец предложил освободить Ларру, считая, что бессмертие и одиночество станут для него гораздо страшнее. Люди приняли это предложение, и Ларра был отпущен на волю. Но его гордость не позволила ему вернуться к людям, и он стал изгоями, бродящими в одиночестве.
Глава 2
Мне нравится1Не нравится
Изергиль рассказывает Максиму Горькому о своем жизненном пути, пройденном через различные страстные отношения.
В молодости, живя в Молдавии, Изергиль влюбилась в черноусого рыбака. Это было первое знакомство со страстью и любовью. Она разделяла с ним ночи на лодке, но со временем поняла, что эти отношения лишены глубины и настоящего понимания.
Её жизнь пересеклась с разбойником с рыжими волосами, и они стали компаньонами в преступных деяниях. Отношения с ним смешивали в себе ласку и агрессию, но вскоре и эти чувства оказались недостаточными, чтобы удержать их вместе.
Изергиль вспоминает встречу с поляком, с которым они разошлись после ссоры. Затем она оказалась в гареме у турка, но сбежала оттуда вместе с его молодым сыном. Тем не менее, мальчик скоро умер, и Изергиль осталась одна снова.
Затем она встретила еврея, который использовал её для прибыли, и другого мужчину, который принес ей богатство, но не настоящую любовь.
В конечном счете, Изергиль влюбилась в молодого шляхтича Аркадэка. Её страсть и преданность были наивысшими, но он ушел сражаться, и когда вернулся, она поняла, что он не разделяет её чувств.
Глава 3
Мне нравится1Не нравится
Легенда о Данко, рассказанная старухой Изергиль в третьей главе рассказа “Старуха Изергиль”, становится символом смелости и готовности жертвовать собой ради блага других
Данко воплощает черты бескорыстной отваги, о чем акцентирует внимание Изергиль, передавая этот рассказ Горькому
Легенда рассказывает о племени, загнанном в темные и угрюмые леса в результате нападения врагов. Наступивший страх и безысходность поразили всех, но молодой и храбрый Данко встал перед племенем и предложил провести их через лес к свободе. Его решимость вдохновила остальных, и они отправились за ним.
Долгий и сложный путь в лесу начал раскалывать согласие, и люди стали сомневаться в Данко. Он был окружен недовольными и встревоженными сородичами, но несмотря на это, он продолжал вести их. Когда люди уже собирались убить Данко из-за разочарования и страха, он доказал свою преданность делу.
Данко, дабы осветить путь своим сородичам, разорвал свою грудь и вынул свое пылающее ярче солнца сердце. Он, держа его высоко, стал идти вперед через болото, освещая темноту своим светом. Его неудержимая смелость подвигла людей и вдохновила их двигаться вперед.
В конечном итоге, лес уступил место живописной степи, наступила радость и свобода. На этот момент Данко улыбнулся и умер, оставив позади свои подвиги и светлый след.
Начало сказки
Жила-была на свете старуха по имени Изергиль. Она была очень свободолюбивой и независимой женщиной. У нее не было семьи и ничего, что было бы ей дорого. Она жила одна в деревянном домике на краю леса, где могла наслаждаться природой и распоряжаться своим временем как ей угодно.
Однажды, когда Изергиль гуляла по лесу, она услышала слабые плачи. Она пошла по звуку и обнаружила брошенного ребенка. Изергиль сразу полюбила малыша и решила забрать его с собой.
Она назвала ребенка Айден и начала воспитывать его. Айден был очень любознательным и умным ребенком, и Изергиль наблюдала, как он рос и развивался. Но с каждым днем Изергиль чувствовала, что ее свобода становится все более ограниченной.
Изергиль любила Айдена, но она также жаждала свободы и независимости. Она задавалась вопросом: «Что важнее — свобода или любовь?» Борьба внутри Изергиль становилась все сильнее и сильнее.
Художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» подразумеваете выявление особенностей композиции, стиля и проблематики произведения. Также необходимо выявить основную идею. Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из трёх частей. Композиция произведения – рассказ в рассказе:
- Легенда о Ларре;
- История жизни старухи Изергиль;
- Легенда о Данко.
Литературное направление – романтизм. Жанровое своеобразие и сюжет приближает рассказ «Старуха Изергиль» к фольклору.
Темы, поднятые М. Горьким в рассказе «Старуха Изергиль»
Рассказ начинается с пейзажа. Вступительная часть произведения насыщена мистическими образами: » Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов».
Рассказчица, старуха Изергиль, выглядит очень странно. Писатель пытается передать возраст и мудрость женщины. Её красота увяла, взгляд потускнел, а «время согнуло её пополам». Однако, писатель не пытается вызвать у читателя сочувствие к старой женщине. Наоборот, он подчеркивает её независимость и гордость.
Каждому из трех героев посвящена отдельная история. Так, Ларра – гордец. Как бы он не пытался жить, одиночество терзало его. В конце концов Ларра понял, что жизнь без людей ужасна и невозможна. Он – эгоист, который всегда и во всем противопоставлял себя людям. Недаром Максим Горький делает Ларру не совсем человеком, он помесь орла и человека, то есть нечто неправильное. Бессмысленное убийство девушки подчеркивает противоестественность его сущности. За свой эгоизм Ларра был наказан.
В другой истории, которую рассказывает старуха Изергиль Горький знакомит читателя с Данко, который являет собой полную противоположность Ларра. Данко самоотвержен. Он любит людей. Не задумываясь Данко отдает свое сердце за их свободу. Но его поступок никто не оценил. Он познал людскую неблагодарность.
Третья история стоит между первой и второй. Старуха Изергиль повествует о своей молодости. Она говорит о жизни для себя и о спасении своей души путем бескорыстной жертвы. Максим Горький показывает, что в Изергиль объединены и Ларра и Данко. Старуха высохла также как Ларра, так как была эгоисткой, но, то что она рассказывает свидетельствует о мудрости и неординарной натуре с большим сердцем, способным на жертвы.
Анализ произведения «Старуха Изергиль» показывает, что Максим Горький объединил истории о Ларра и Данко не только, чтобы их противопоставить, но объяснить причины их поступков. Сам писатель понимал природу поступков и того и другого персонажа. При этом противопоставление этих двух героев очевидно. Они как черное и белое. Глядя на героев рассказа становится понятно, что молодость дает много сил и можно сотворить много чего как во благо, так и нет.
В произведении Максим Горький широко использует следующие выразительные средства:
- антитеза – образы Ларра и Данко;
- метафоры, например: «голос хрустел»;
- эпитеты использованы в описании матери Ларры – «измученная», «иссохшая»;
- сравнения, например: «Мрачные все, как демоны».
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» показал, что это романтическое произведение, в котором Максим Горький явно осуждает эгоизм и индивидуализм. Писатель явно воспевает альтруизм, как высшее проявление человечности.
Что такое революционный романтизм?
Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.
Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.
Другие сочинения по этому произведению
«Старуха Изергиль»Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Герои ранней романтической прозы М.ГорькогоГордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.ГорькогоИдея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”.Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль»Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль”Реализм и романтизм в ранних произведениях М. ГорькогоРоль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»Романтические произведения М. ГорькогоС какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха ИзергнльСила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»Сочинение по произведению М. Горького «Старуха Изергиль»Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).Человек в творчестве М. ГорькогоЛегенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»Сравнительная характеристика Ларры и ДанкоКакую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказеРомантический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» )Образ Данко «Старуха Изергиль»Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль»В чем смысл противопоставления Данко и ЛаррыКомпозиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX векаСюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль»Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»Идейно-художественное своеобразие «Старуха Изергиль»Пейзаж в раскрытии замысла автораРанний романтизм Горького на примере рассказа » Старуха Изергиль «Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне»Какова роль героев в легендах о Ларре и ДанкоРади чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ?Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”Сила и слабость человека в понимании М. ГорькогоСвоеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»Данко – «лучший из всех»Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль»«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людейЛегенда о Данко как дань памяти людей о его подвигеКакое понимание жизни и человека утверждаетЧерез красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль»)Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль»)Первые произведения Горького «Старуха Изергиль»Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободыСтаруха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы
Критика
«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:
С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:
А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.
Функции романтических легенд
Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.
Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов. Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным. Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием. Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».
В рассказе «Старуха Изергиль
», героиня, которая имеет довольно таки сложный характер, до сих пор не теряет надежду в высокие идеалы. Она не боится ни кого осуждать, и обсуждать, но при этом быть благодарной героям – борцам. Это только может вызвать почет герою, который вместе со старухой разделяет ее убеждения.
Писатель сделал старушку носителем начало рассказа. Образом Изергиль, писатель хотел показать, первостепенность поведения людей, и их огромную роль, в формировании их характеров, и судьбы. Внешность, как и характер Изергиль, очень двойственная, она поняла, только в возрасте как надо было жить. Теперь уже когда ей много лет, она учит жизни молодых людей. Что бы, они не совершали ее ошибки. Имея такие большие силы в душе, она потратила их вообще не по делу.
Старухе по душе те люди, которые понимают, что они делают, которые желают не только себе, но и остальным счастья, достатка и благополучия. Во многих высказываниях о судьбах людей, Изергиль считает, что подвиг это красивый поступок, только если он делается во благо людям. Она убеждена, что в жизни всегда можно разыскать для него место. И если человек готов к этому подвигу, то он сможет совершить его при любых обстоятельствах. Ее миропонимание и принципы в жизни не такие категоричные, как у героев из ее легенд, которые больше подходят к реальной жизни.
Образ старухи в рассказе осуществляет несколько функций. Первая из них это то, что старуха является главной героиней, которая образует сюжет рассказа. Которые довольно таки сложно переплетены в сюжетные линии. Одна связана с сюжетом людей. Вторая линия – обрисовка красивой девушки Изергиль сорок – пятьдесят лет назад, третья линия – легенды о Ларре, и Данко. Естественно образ старухи связан с легендарным и реальным миром. Возможно Изергиль выглядит как ведьма из сказки. Следует сделать вывод, что все эти линии сюжетные объединены не только образом старухи, но и автобиографического автора.
Цельность рассказа достигается тем, что автор показывает актуальность социально – философских проблем для времени в котором он живет. Его тревожат формы социального поведения. Роль старухи в рассказе не ограничивается судьей и рассказчицой. Между своими рассказами, она и о своей жизни ведет повествование, в итоге становится лицом интересных приключений. Вспоминая своих многочисленных мужчин, старуха говорит: что главное у нее была любовь к людям. Она любит песни, свободу красоту. Но она влюбчивая, как только кто-то появлялся на горизонте новый, она сразу же забывала про старую любовь.
Изергиль, при своем непостоянстве характера, не теряла надежду в душевных идеалах, она умела хранить смелость и благодарность героям – борцам. Эти черты вызывают у автобиографического автора уважение к старухе.
Легенда о Ларре
Много тысяч лет назад в «стране большой реки» жило племя охотников и земледельцев. Однажды одну из девушек этого племени унёс огромный орёл. Девушку долго искали, не нашли и забыли о ней, а через двадцать лет она вернулась со взрослым сыном, которого родила от орла. Сам орёл, почувствовав приближение старости, покончил с жизнью — упал с огромной высоты на острые скалы.
Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.
Он подошёл к красивой девушке и обнял её, но та оттолкнула его, потому что была дочерью одного из старейшин и боялась гнева своего отца. Тогда сын орла убил девушку. Его связали и начали придумывать «казнь, достойную преступления».
Один мудрец спросил, зачем он убил девушку, и сын орла ответил, что хотел её, а она его оттолкнула. После долгого разговора старейшины поняли, что парень «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать то, чего ему хотелось.
Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.
Сына орла назвали Ларрой — отверженным. С тех пор он жил «вольный, как птица», приходил в племя и похищал скот и женщин. В него стреляли, но убить не могли, потому что тело Ларры было закрыто «невидимым покровом высшей кары».
Так жил Ларра много десятилетий. Однажды он приблизился к людям и не стал защищаться. Люди поняли, что Ларра хочет умереть, и отступили, не желая облегчить его участь. Он ударил себя в грудь ножом, но нож сломался, он попытался разбить голову о землю, но земля отстранилась от него, и люди поняли, что Ларра не может умереть. С тех пор он скитается по степи в виде бесплотной тени, наказанный за свою великую гордость.
Легенда о Данко
В старину, между степью и непроходимым лесом жило племя сильных и смелых людей. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей вглубь леса, где воздух был отравлен ядовитыми испарениями болот.
Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы».
Люди не могли вернуться в степь и биться насмерть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть.
Тяжкие думы породили страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.
И тут молодой красавец Данко вызвался вывести племя из леса. Люди поверили и пошли за ним. Труден был их путь, люди гибли в болотах и каждый шаг давался им с трудом. Вскоре измученные соплеменники начали роптать на Данко.
Однажды началась гроза, на лес опустился непроглядный мрак, и племя пало духом. Сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они стали упрекать Данко в неумении управлять ими.
Усталые и злые люди стали судить Данко, он же отвечал, что соплеменники сами не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец. Тогда люди захотели убить Данко, и в их лицах уже не было ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.
Увидев, как горят глаза Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче. Он «разорвал руками себе грудь», вырвал пылающее сердце, высоко поднял его над головой и повёл очарованных людей вперёд, освещая им путь.
Наконец, лес расступился и племя увидело широкую степь, а Данко радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.
Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.
Окончив рассказ, старуха Изергиль задремала, а рассказчик смотрел на её иссохшее тело и гадал, сколько ещё «красивых и сильных легенд» она знает. Прикрыв старуху лохмотьями, рассказчик прилёг рядом и долго смотрел на покрытое тучами небо, а рядом «глухо и печально» шумело море.
Меню статьи:
Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.
Композиция
В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.
Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.
Глава 2. Воспоминания старухи Изергиль
Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда.
Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.
Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел — «только поёт да целуется, ничего больше».
Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.
Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит
Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.
Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.
Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.
Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата — большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись — бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.
Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась — не хотела, чтобы её любили из благодарности.
После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки.
С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.