Проблематика
В повести нашли отражение нравственно-социальные проблемы общества.
Проблема морали
Великий А. С. Пушкин не считал моральные устои христианского общества предрассудками, он понимал их непреложность. Поступок Дуни многие наши современники считают смелым: она действовала вопреки предрассудкам отца об обязательности церковного брака. Мораль, принятая в обществе, для Пушкина незыблема при любых условиях, даже если она неудобна чем-то. Согласно моральным устоям церковный брак нерушим, даже если в него вступили без радости. Остальное — грех, даже если в нем есть любовь.
Поэтому Марья Кириловна («Дубровский»), обвенчавшись с нелюбимым князем Верейским, говорит запоздавшему Дубровскому: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского… Я ждала вас до последней минуты».
Дуня, ступив на путь беззакония, разрушила жизнь отца и свою сделала некрасивой, безрадостной, отягченной сознанием вины.
Проблема социального неравенства
Социальное неравенство — проблема неистребимая. Даже в эпоху социализма она существовала под прикрытием лозунга о равенстве и братстве. Безусловно, в эпоху крепостного права социальное неравенство проявлялось намного острее. У Пушкина в «Станционном смотрителе» речь скорее о другом — о нравственной стороне этой проблемы.
Человека, в каких бы чинах он ни был, следует уважать. Уважать его человеческое достоинство, его преклонные лета, честный труд, заслуги старого солдата и прочее. Безнравственно вел себя бравый ротсмистр Минский, замахиваясь на пожилого смотрителя нагайкой. Ни Самсон Вырин, ни Дуня не удивились такому поведению и не возмутились им — оно в порядке вещей. Дуня такого типа еще и полюбила. И с ней он поступил безнравственно.
Этому та же причина — социальное неравенство. Между Минским и Дуней пропасть. Его родители ни за что бы не согласились на брак со сбежавшей из дому простолюдинкой. Оптимистичные предположения о ее состоявшемся венчании Дуни с Минским у Пушкина ничем не подтверждены. Карета с шестью лошадьми и моська еще не свидетельство того, что она богата и знатна. Все это, кроме моськи и детей, могло ей не принадлежать.
Упование на то, что Минский сдержал слово, данное Самсону Вырину при первой встрече в Петербурге, сделать Дуню счастливой, пожалуй, наивно. Да и обещал он скорее из страха, что смотритель обратится в полицию.
Были случаи, когда дворяне женились на купеческих дочерях, у которых очень богатое приданое, но мещанки-бесприданницы дальше содержанок не продвигались. Если в первые дни своей влюбленности он не отважился жениться на Дуне, то позднее, когда пылкость пошла на убыль, эта мысль его вряд ли посещала.
История Самсона Вырина
Красавицу Дуню знали все. Многие богатые господа нарочно останавливались пообедать, чтобы полюбоваться ею, дарили ей дорогие безделушки. Девушка всегда была весёлая и приветливая, умела успокоить самого сердитого барина. На ней держался дом, а Вырин души не чаял в любимой дочери.
Однажды на станцию заехал сердитый путешественник по фамилии Минский и потребовал лошадей.
- Минский
- — офицер, гусар, молодой, стройный, с чёрными усиками, богатый.
При виде Дуни гнев его утих, и он остался обедать. После обеда Минскому стало плохо, и он остался на ночь. Дуня ухаживала за ним. Утром гусару стало хуже, Вырин послал за доктором. Плохое самочувствие не помешало Минскому выпить две чашки кофе и плотно пообедать вместе с доктором.
За два дня Минский так понравился Вырину, что тот не хотел с ним расставаться. Наконец гусар поправился и собрался уезжать. Дуня в это время собралась в церковь, и Минский предложил подвезти её.
Через полчаса Вырина охватило плохое предчувствие, он пошёл в церковь и узнал, что Дуни на службе не было. Вечером вернулся ямщик, отвозивший Минского, и рассказал, что Дуня уехала с гусаром по доброй воле, хоть и плакала всю дорогу до следующей станции. Только теперь станционный смотритель догадался, что Минский только притворялся больным.
Вырин слёг с сильной горячкой. Лечивший его доктор подтвердил, что гусар был совершенно здоров. Вырин знал, что гусар поехал в Петербург. Поправившись, смотритель выпросил у начальства отпуск и отправился за дочкой.
В Петербурге Вырин поселился у своего сослуживца, быстро узнал, где живёт Минский, явился к нему и попросил отдать дочь, ведь он ею уже насытился. Гусар понимал, что виноват перед смотрителем, и попросил у него прощения, но Дуню не отдал, сказал, что она любит его и давно отвыкла от прежней жизни. Затем Минский пообещал Вырину сделать его дочь счастливой, сунул ему что-то за рукав и выпроводил из дома.
На улице Вырин обнаружил за обшлагом рукава деньги. Со слезами на глазах он швырнул их на землю, растоптал каблуком и ушёл. Потом вернулся, увидел, как хорошо одетый молодой человек убегает с деньгами, но догонять его не стал.
Вырин решил вернуться на станцию. Перед отъездом он захотел увидеть Дуню и снова пошёл к Минскому, но лакей его не впустил. Вечером, возвращаясь из церкви, он увидел карету гусара, которая остановилась у богатого дома. Сказав, что принёс записочку Дуне, он вошёл и увидел свою дочь. Роскошно и модно одетая Дуня «с нежностию смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы».
Смотритель залюбовался дочерью. Вдруг Дуня подняла голову, увидела отца и с криком упала на ковёр. Разгневанный Минский выставил его вон. Жаловаться на Минского его начальству смотритель не стал, вернулся домой. Больше он Дуню не видел, что с ней стало, не знал, но думал, что она плохо кончила.
История Вырина тронула рассказчика, он долго не мог забыть старого станционного смотрителя.
Популярные сочинения
- Обломов и обломовщина — сочинение (10 класс) В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.
- Сочинение Благородным поведением можно завоевать даже врага Зачастую, благородное поведение – та самая вещь, которая может раз и навсегда изменить наше мнение о человеке, создать его. Ведь мы, чего уж греха таить, смотрим именно на то, как ведёт себя тот или иной человек
- Сочинение на тему Биология В мире много разных наук, и у каждой из них своё предназначение: у одной – исследовать и искать новые вещества, у другой – систематизировать и логически выстраивать различные алгоритмы, у третьей – открывать новые звёзды.
- Вступление
- Где разворачивается действие повести
- Изменения в Дуне
- Что повлияло на решение Дуни остаться в Санкт-Петербурге?
- Возвращение Дуни в отчий дом
- Вывод
Действие разворачивается в двух противопоставленных друг другу местах: на станции, где живёт Дуня с отцом до приезда Минского, и в блестящем Санкт-Петербурге, куда хитрый офицер увозит девушку. Если в доме станционного смотрителя ничего не происходит, и жизнь идёт своим чередом, то в граде Петровом каждый день — событие: бал, ужин у какого-нибудь знатного лица, встречи или новые знакомства. Городская суета привлекает красивую Дуню, поэтому она и сбегает из отцовского дома, меняя скучную жизнь в провинции на городскую и суетливую.
Ставшая частью нового мира Дуня не захотела покидать прекрасный Санкт-Петербург. Если здесь она могла почувствовать себя свободной и насладиться светским обществом, то в отцовском доме ей пришлось бы вновь занять роль прислуживающей миленькой дочки старика — станционного смотрителя. В сверкающей северной столице ей никто не командовал: она могла жить с любимым человеком, иметь огромный гардероб роскошной одежды и наслаждаться каждым новым днём. Вернувшись на маленькую станцию, ей бы пришлось подчиняться приказам отца, и каждая новая неделя была бы похожа на предыдущую. Кроме того, рассчитывать на удачную партию девушка не могла, что также сказалось на выборе Дуни.
Несмотря на все прелести роскошной Санкт-петербургской жизни, Дуня, уже с детьми, навещает родной дом. Но там она находит лишь могилу отца, который так и не смог смириться с новой жизнью дочери. Притча о блудном сыне, которую рассказчик видит на картинах в доме станционного смотрителя, нашла отражение в жизни героев. Антитеза станции Петербургу в повести не случайна. Увидев все прелести городской жизни и став частью её, Дуня не захотела возвращаться в дом станционного смотрителя. Но ни любовь Минского, ни блеск северной столицы России не смогли заменить ей главного — любви отца.
История о блудном сыне
Еще при первом своем приезде рассказчик заметил на стенах картинки с подписями на немецком языке. Они отображали библейскую историю о блудном сыне, забравшем свою долю наследства и промотавшем ее. На последней картинке смиренный отрок вернулся в родной дом к простившему его родителю.
Эта легенда очень напоминает то, что произошло с Выриным и Дуней, потому она неслучайно включена в состав повести «Станционный смотритель». Основная мысль произведения связана с идеей беспомощности и беззащитности простых людей. Вырин, хорошо знакомый с устоями высшего общества, так и не смог поверить, что его дочь может быть счастлива. Не убедила и сцена, увиденная в Петербурге, — все может еще измениться. Он ждал возвращения Дуни до конца жизни, но их встреча и прощение так и не состоялись. Возможно, Дуня просто долго не решалась предстать перед отцом.
Вариант 6
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин оставил нам наследие великолепных произведений, и одним из них является повесть «Станционный смотритель». Эта история, как и многие другие произведения Пушкина, олицетворяет важные человеческие ценности и нравственные дилеммы.
Тема судьбы и страданий «маленького человека» занимает центральное место в повести. Главный герой, Иван Петрович, представляет собой образ обычного человека, который сталкивается с невзгодами жизни. Его история напоминает нам, что встречая трудности, мы должны сохранять свою человечность и бороться за справедливость, как это сделал Иван, защищая свою дочь.
Сила души и сердца героев, которую мы видим и в «Станционном смотрителе», и на картинах Рембрандта, подчеркивает величие человеческой натуры. Иван Петрович, несмотря на свои несчастья, проявляет внутреннюю силу и нравственность, вступая в борьбу за справедливость. А блудный сын на картинах Рембрандта обнаруживает силу раскаяния и смирения перед своим отцом. Эти персонажи учат нас, что истинная величина человека проявляется в его способности к самосовершенствованию и в моральных ценностях.
Раскаяние и прощение играют важную роль как в «Станционном смотрителе», так и на картинах Рембрандта. Возвращение блудного сына символизирует возможность нового начала и прощения со стороны отца. А конфликт в «Станционном смотрителе» также завершается раскаянием и примирением героев. Эти истории напоминают нам, что прощение может помочь исцелить души и восстановить отношения, и они дают нам надежду на возможность изменения и внутреннего роста.
Роль семейных ценностей также является важным аспектом как в «Станционном смотрителе», так и на картинах Рембрандта
Важность связей с близкими, любви к родным и бережному отношению к семье подчеркивается в обоих произведениях. Эти истории напоминают нам, что семья — это фундамент нашей жизни, и что мы должны ценить и беречь эту ценность
В заключение, повесть «Станционный смотритель» Александра Сергеевича Пушкина и картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — это произведения искусства, которые глубоко касаются наших душ и оставляют глубокий след в нашей памяти
Они напоминают нам о важности нравственных ценностей, силе души, раскаянии и прощении, а также о неотъемлемой роли семьи в нашей жизни
Мне нравится442Не нравится269
Другие герои
Авдотья Самсоновна (Дуня)
–
дочь Вырина, очень красивая девушка, в начале повести ей около 14 лет – «маленькая кокетка» с большими голубыми глазами.
Ротмистр Минский
–
молодой гусар, обманом увезший Дуню.
Сын пивовара
–
мальчик, показавший рассказчику, где находится могила Вырина.
Повесть начинается с размышлений рассказчика о судьбе станционных смотрителей: «что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» . При этом по наблюдениям повествователя, «смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые» .
В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя – Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.
Пока хозяева хлопотали, повествователь рассматривал комнату – на стенах висели картинки, изображающие историю блудного сына. Рассказчик со смотрителем и Дуней выпили чаю, приятно беседуя «как будто век были знакомы» . Уезжая, повествователь поцеловал Дуню в сенях с ее позволения.
Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель, Самсон Вырин, сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.
Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.
«Не прошло и получаса» , как смотритель начал беспокоится и сам пошел к церкви. От знакомого дьячка Вырин узнал, что Дуни на обедне не было. Вечером приехал ямщик, везший офицера, и рассказал, что Дуня поехала с гусаром до следующей станции. Старик понял, что болезнь гусара была притворной. От горя Вырин «занемог сильной горячкою» .
«Едва оправясь от болезни» , смотритель взял отпуск и пешком пошел искать свою дочь. Из подорожней Минского Самсон знал, что гусар ехал в Петербург. Разузнав адрес ротмистра в Петербурге, Вырин приходит к нему и дрожащим голосом просит отдать ему его дочь. Минский ответил, что просит у Самсона прощения, но Дуню он ему не отдаст – «она будет счастлива, даю тебе честное слово» . Договорив, гусар выставил смотрителя на улицу, сунув ему за рукав несколько ассигнаций.
Увидев деньги, Вырин расплакался и выбросил их. Через пару дней, прогуливаясь по Литейной, Вырин заметил Минского. Разузнав у его кучера, где живет Дуня, смотритель поспешил в квартиру дочери. Зайдя в комнаты, Самсон застал там роскошно одетую Дуню и Минского. Увидев отца, девушка упала в обморок. Рассерженный Минский «сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу» . Через два дня Вирин поехал обратно на станцию. Уже третий год он о ней ничего не знает и боится, что ее судьба такая же, как судьба других «молоденьких дур» .
Спустя некоторое время рассказчик снова проезжал через те места. Там, где раньше была станция, теперь жила семья пивовара, а Вырин, спившись, «с год как помер» . Повествователь попросил проводить его к могиле Самсона. Мальчик, сын пивовара, рассказал ему по дороге, что летом сюда приезжала «прекрасная барыня» «с тремя маленькими барчатами» , которая, придя к могиле смотрителя, «легла здесь и лежала долго» .
Отцы и дети
26 предложений/ 452 слова
Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» входит в знаменитый цикл писателя «Повести Белкина». Она была закончена автором в 1830-м и издана в следующем году. Одной из главных проблем, которые затрагивает Пушкин в своем произведении, является проблема отцов и детей.
Идейный конфликт двух поколений — естественен и неизбежен, поскольку представители различных эпох всегда по-разному смотрят на жизнь. Повесть «Станционный смотритель» дает нам возможность взглянуть на молодое поколение России времен Пушкина глазами представителя эпохи отцов — Самсона Вырина. Кроме того, несколько оценочных суждений присутствует также и в речи рассказчика.
Вырин очень любит свою девочку и гордится ей. Он ценит хозяйственные таланты Дуни, восхищается ее красотой и умением «усмирить» разгневавшихся и уставших с дороги господ. Одного присутствия дочери в доме уже достаточно для того, чтобы ее отец мог чувствовать себя счастливым. Вероятно, именно эта слепая родительская любовь не позволила станционному смотрителю вовремя заметить то, что его дочери такой жизни может быть недостаточно. Но зато это отчетливо разглядел рассказчик при своем первом посещении почтовой станции.
Он говорит о том, что в свои четырнадцать лет Дуня уже была достаточно кокетлива: она умела вовремя потупить большие голубые глаза и в разговоре держалась свободно, безо всякой робости, «как девушка, видевшая свет». Кроме того, в сенях Дуня даже позволила молодому рассказчику себя поцеловать. О чем может говорить такое поведение девушки?
Вероятно, о том, что она, как и многие романтичные юные особы того времени, мечтала вырваться из нищеты и начать новую жизнь. Поэтому то Дуня и решилась сбежать от отца, но лишь с тем человеком, которого действительно полюбила, и на которого «смотрела с нежностью».
У Самсона Вырина был свой взгляд на судьбу девушки из бедной семьи, выбравшей такой опасный путь. Он в своей жизни знал много подобных «молоденьких дур», которые сначала ходят «в атласе да бархате», а потом «метут улицу вместе с голью кабацкою».
Когда Дуня ушла от него, Самсон Вырин именно так видел дальнейшее развитие событий: Поэтому то он так стремился вернуть свою «заблудшую овечку». Это желание станционного смотрителя было настолько велико, что он не сумел разглядеть истинного счастья дочери.
Между тем, Дуня с Минским по-настоящему любили друг друга, девушка жила в роскоши и со временем превратилась в прекрасную барыню Авдотью Самсоновну. Конечно, она очень переживала из-за того, что ей буквально пришлось вычеркнуть отца из собственной жизни. Именно поэтому, случайно проезжая на карете мимо родных мест, узнав о смерти Вырина, она потом еще долго лежала и плакала на его могиле.
Конфликт интересов двух поколений неизбежно должен был закончиться в повести «Станционный смотритель» трагедией либо для представителей одного из них. Если бы Дуня осталась с Выриным и не уехала в Петербург с Минским, то, вероятно, она была бы несчастна. В то же время, решившись на побег, девушка обрекла своего отца на неизбежные страдания, которые в дальнейшем стали причиной его скоропостижной смерти.
см. также:Другие сочинения по произведению Станционный смотритель, Пушкин
Сочинение про Дуню — дочь станционного смотрителя
Пушкин и Болдинская осень. Именно такое сочетание вызывает в памяти повесть «Станционный смотритель». В центре повести судьба «маленького человека» – Самсона Вырина и его дочери Дуни. В эту небольшую повесть, выдержанную в стиле сентиментализма, автор заложил довольно много линий конфликтов. Романтическая любовь и побег из дома в поисках счастья. Конфликт поколений, предопределенность человеческих поступков и судеб. Этот сюжет предполагает написание романа, пусть и небольшого, а не повести. Но Пушкин ограничился повестью, считая, что в ней и так все предельно ясно рассказано.
Всеобщая любимица Дуня была очень похожа на свою покойную мать. Этим она вызывала дополнительную любовь и заботу отца. Самсон Вырин догадывался о том, что готовит его дочери судьба, но гнал от себя эти грустные мысли, которые в его сознании преображались в страшные картины. А дочь была мила и послушна. Как все девушки ее возраста мечтала встретить принца и прожить жизнь счастливо и во взаимной любви. Однако время шло, а принц все не появлялся. Неясное чувство к проезжему гусару и Дуня решительно принимает решение – бежать с ним в поисках счастья. Зная отца, она даже не пыталась его убедить. А когда он приехал за ней в Петербург, то упала в обморок. Природа позаботилась о женщинах, дав им такую возможность выхода из ситуаций, требующих принятия немедленного решения.
Дуня оказалась достаточна умна, проворна и цинична, чтобы выжить в «городских джунглях» северной столицы России. И не просто выжить, а жить достаточно обеспеченной жизнью. У нее прислуга, «выезд» из шести лошадей, трое любимых сыновей, которые явно не бедствуют. Что же, кроме понятной грусти при мыслях о смерти близкого и любимого человека, заставляет Дуню рыдать, лежа на могиле отца.
Я думаю запоздалое раскаяние и отсутствие всякой возможности что-то сделать для него. Кроме как послать за священником в ближайшую церковь и провести соответствующий обряд. При этом она отчетливо понимает, что могла многое сделать для отца еще при его жизни. Отец простил бы ее и смирился. Как смиряются все «маленькие люди» с привходящими жизненными обстоятельствами. И это понимание останется с Дуней, теперь уже до конца ее жизни.
Сочинение 3
Произведение учит тому, что родителей нужно почитать всегда, а не только тогда, когда их уже не оказывается рядом. Тем не менее, многие люди и поныне расценивают родительскую любовь и заботу как нечто само собой разумеющееся, не замечают, что родители для них делают. Только когда матери и отцы умирают, а детям их недостает – то, как правило, находятся и возможности, и средства и желание увидеться. Да вот только время невозможно повернуть вспять, а людей нельзя воскресить.
Самсон Вырин всей душой тянется к Дуне. Но когда она встречает мужчину и влюбляется в него, она уезжает из дома, оставляет его одного. С одной стороны, отец желает дочери счастья, но его очень тяготит тот факт, что он не знает, как она поживает – девушка даже не удосуживается написать ему письма. Тем не менее, герой не оставляет попыток встретиться с ней. Но когда он находит дочь, его просто выставляют за порог. Увидеться с Дуней у Вырина так и не получилось. Она приехала к нему на могилу и искренне сокрушалась, что больше никогда не увидит отца.
Нет, девушку нельзя назвать отрицательной героиней. Однако само творение вполне можно считать поучительным. Часто люди даже до конца не понимают, насколько они обязаны своим родителям (ведь те для них столько делают). Что же касается детей, они зачастую эгоистичны – мало кто понимает, что на самом деле значит каждая родительская слезинка и каждое старание.
Можно сказать, что на примере Самсона и Дуни автор дает возможность задуматься о важности родителей в жизни человека, о неблагодарности детей и многих других вещах, которые, несомненно, являются очень важными, если не основополагающими
Я думаю, что после прочтения повести каждому будет не лишним подойти и лишний раз обнять своих родителей, улыбнуться им, сказать доброе слово. Ведь они – это наивысшая ценность, что дарована Богом. Жаль, что Дуня слишком поздно это поняла. Вполне возможно, она и не держала на отца зла, однако не уделяла ему должного внимания
А ему это внимание было очень важно, он тянулся к ней без взаимности
В этом и заключается величайший трагизм повести. Что люди имеют, то не ценят. А платят только это потерявши. И так было и будет испокон веков. Практически всегда, когда дети взрослеют, папы с мамами отходят на второй план. Это больно и обидно, но неминуемо — и начинается этот этап с началом личной жизни ребенка. Тем не менее, даже находясь в браке и за тридевять земель, не нужно забывать о тех, кто дал жизнь и взрастил, кто вложил душу и правильное понимание жизни.
Смысл эпиграфа в «Станционном смотрителе»
Эпиграф отражает отношение Пушкина к Самсону. Для эпиграфа взята перефразированная цитата из стихотворения Вяземского «Станция»:
Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
Ироничная, насмешливая позиция Пушкина к Самсону обусловлена тем, что как отец, Вырин должен был предугадать грядущее. Самсону следовало заметить начавшиеся романтические отношения между Дуней и гусаром. Предупредить дочь, поговорить с офицером. С помощью эпиграфа можно понять не только авторскую позицию, но и смысл рассказа «Станционный смотритель». Жизнь не терпит безответственного отношения к себе и своим близким.
Как изменился Вырин…
Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.
Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.
Знакомство с героями
Историю станционного смотрителя Самсона Вырина рассказал Белкину некий И.Л.П., титулярный советник. Его горькие размышления о том, каково отношение к людям этого ранга, с самого начала настраивают читателя на не очень веселый лад. Всякий останавливающийся на станции готов их обругать. То лошади плохие, то погода и дорога скверные, а то и вовсе настроение не заладилось — а во всем виноват станционный смотритель. Основная мысль повести — показать тяжелое положение простого человека без высокого чина и ранга.
Все притязания проезжавших спокойно сносил Самсон Вырин — отставной солдат, вдовец, воспитывавший четырнадцатилетнюю дочь Дунечку. Это был свежий и бодрый человек лет пятидесяти, общительный и чуткий. Таким увидел его при первой встрече титулярный советник.
В доме было чисто и уютно, на окнах росли бальзамины. А всех останавливающихся поила чаем из самовара Дуня, рано научившаяся вести хозяйство. Она же своим кротким видом и улыбкой смиряла гнев всех недовольных. В обществе Вырина и «маленькой кокетки» время для советника пролетело незаметно. Гость прощался с хозяевами, как со старыми знакомыми: настолько приятным показалось ему их общество.
Вариант 1
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин оставил нам множество произведений, которые не только искусством своей словесности поражают, но и глубоко касаются вечных тем человеческой жизни. Одним из таких произведений является повесть «Станционный смотритель». В этой повести Пушкин затрагивает тему судьбы, страданий и моральных уроков, которые могут вынести изнутри самые простые и незаметные люди.
Сюжет «Станционного смотрителя» описывает жизнь простого человека, Ивана Петровича, который работает старателем при железнодорожной станции. Он ведет скромный образ жизни, живет с дочерью Дуней, их жизнь постоянно испытывает на прочность, и они сталкиваются с различными трудностями.
Параллель можно провести с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына», где изображена трогательная сцена возвращения сына к отцу после его заблуждений. В обоих случаях присутствует тема страданий «маленького человека». Иван Петрович и отец на картине Рембрандта — обычные люди, незаметные в массе, но сталкивающиеся с невероятными испытаниями.
Сила души и сердца героев также является общей чертой обеих произведений. Иван Петрович и сын на картине Рембрандта проявляют внутреннюю силу и нравственность, преодолевая свои ошибки и раскаиваясь в них
Возвращение блудного сына символизирует возможность нового начала, а конфликт в «Станционном смотрителе» завершается раскаянием и пониманием важности семейных уз
Раскаяние и прощение — еще одна тема, которая объединяет оба произведения. Возвращение блудного сына к отцу ассоциируется с прощением и возможностью нового начала, так же как и история Ивана Петровича, который в конечном итоге находит мир с самим собой и своей дочерью.
Семейные ценности также играют важную роль как в «Возвращении блудного сына», так и в «Станционном смотрителе»
В обоих произведениях подчеркивается важность отношений между родителями и детьми, семейного единства и любви
Через произведения Пушкина и картину Рембрандта мы видим, что даже самые обыденные судьбы и страдания простых людей могут стать источником глубоких нравственных уроков
Эти произведения напоминают нам о важности внутренней силы, раскаяния и прощения, а также о том, что семейные ценности и любовь к близким остаются навсегда актуальными в нашей жизни
Мне нравится2.7 k.Не нравится1 k.
Экранизация
Первая экранизация фильма «Станционный смотритель» по мотивам повести Пушкина состоялась в 1918 году, режиссер Александр Ивановский.
В 1925 году вышел фильм «Коллежский регистратор» режиссеров Юрия Желябужского и Ивана Москвина.
Самая известная экранизация повести принадлежит режиссеру Сергею Соловьеву. Телефильм «Станционный смотритель» вышел на экраны в 1972 году. В главных ролях Николай Пастухов (Вырин), Марианна Кушнерова (Дуня), Никита Михалков (Минский), Геннадий Шумский (рассказчик).
В зарубежном кинематографе XX века сюжет повести Пушкина использовался в фильмах девяти стран, в Финляндии — дважды.
Очищающие муки совести
Удивительной особенностью этой повести заключается то, что в ней нет отрицательных персонажей. Мелкий чиновник 14-го ранка Вырин не является (как у Гоголя в «Шинели») комичным или отталкивающим. Потеряв дочь, Самсон не выдержал страданий и умер буквально через 3 года после этого.
Минский, несмотря на свой поступок, также испытывал муки совести перед отцом своей невесты — об этом указывает и Пушкин при их первой встречи («Виноват перед тобой и рад просить прощения»). Вполне возможно, что и серьёзность его намерений в отношении Дуни значительно окрепла после встречи с несчастным Выриным.
Однако лучше всего мотив раскаяния и очищения души наблюдается у Дуни. Девушка не только бросила отца, не сообщив ему ничего о своих намерениях, но и в последующие годы она ни разу не приехала и не написала ему. Пока отец страдал от тоски, спивался и умирал, Дуня устраивала свою судьбу, примеряла модные платья и вкушала изысканные яства.
Очевидно, что подобное безразличие и равнодушие к своему родителю тяжким грузом ляжет на совесть Авдотьи Самсовной в будущем.
Тем не менее Пушкин даёт понять, что и душа Дуни ещё не омертвела. Надежду на духовное возрождение героини дают её муки совести при посещении кладбища и могилы отца. Автор описывает это так: «Как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям сидеть смирно, пока она идёт на кладбище. Когда Авдотья Самсоновна пришла к месту захоронения, она легла возле него и лежала долго. Потом барыня пошла в село, призвала попа, дала ему денег и уехала». В слезах дочери проявилось осознание того, что в погоне за собственным счастьем она поступила слишком жестоко с отцом.
В этой повести проявились лучшие качества пушкинской прозы — его тонкий психологизм в раскрытии образов персонажей, а также постановка множества сложнейших общечеловеческих вопросов. Автор показывает, что счастье и любовь одних людей нередко могут оборачиваться болью и страданием других, один из главных уроков, который можно извлечь по прочтению произведения — нужно дорожить своими родственниками и думать об их чувствах всякий раз, когда намереваешься что-то сделать.
Мир или маска? Конечный выбор Дуни
Дуни в своем поступке использовала маску лжи, чтобы достичь определенных целей. Она показывала себя в лучшем свете, скрывая свои настоящие намерения и чувства. Но в конечном итоге она поняла, что такое поведение только разрушает доверие других к ней. Она осознала, что для настоящего мира нужно быть искренним и открытым.
Раскаиваясь в своем поступке, Дуни сделала конечный выбор в пользу истины. Она поняла, что маска, которую она использовала, лишь отдалила ее от окружающих. Люди начали сомневаться в ее искренности и подлинных намерениях. Именно поэтому она решила снять эту маску и быть собой. Этот шаг помог ей восстановить доверие окружающих и приблизиться к настоящему миру, где люди ценят и принимают друг друга.
Выбор Дуни показывает, что настоящий мир может быть достигнут только через искренность и открытость. Вместо того, чтобы скрывать свои ошибки и недостатки, нужно быть готовыми к раскаянию и искренне признавать свою неправоту. И только тогда можно найти мир и счастье, не надевая маску лжи.