Как добраться в Русский музей в СПб
Музейный комплекс включает не одно здание. И хотя все они находятся не на окраинах и не в противоположных частях Санкт-Петербурга, а в центре, всё же они расположены не так уж близко друг от друга. Соответственно, добираться туда можно разными способами.
- В дворец «Михайловский» (дом 4, улица Инженерная) легче попасть, приехав на «Невский проспект» (станция метрополитена). Путь из вестибюля займёт шесть минут. Сначала выйдите на главный городской проспект — Невский. Затем пройдите по улице, одноимённой дворцу — Михайловской, а после — сквозь Михайловский сквер. На три минуты дольше идти «Гостиного двора».
- В находящийся рядом со дворцом корпус под названием «Бенуа» также быстрее всего — за четыре минуты — вы попадёте из вестибюля подземки «Невский проспект». Поверните к каналу Грибоедова и идите вдоль него до дома номер 2.
- Строгановский дворец находится в здании 17 на Невском проспекте. К нему одинаково быстро (за пять минут) вы попадёте, приехав либо на станцию «Невский проспект», либо на «Адмиралтейскую». От метро «Невский проспект» вам нужно будет проследовать по одноимённой улице до реки Мойки. От «Адмиралтейской» по Кирпичному переулку вам нужно будет дойти до Большой Морской улицы и по ней прийти к Невскому. Далее идите направо до противоположного берега Мойки.
- Мраморный дворец (адрес — улица Миллионная, дом 5/1) имеет не самое удобное местоположение с точки зрения близости к метро. От большинства станций вам придётся идти порядка 20 минут. Зато в ходе такой прогулки вы сможете увидеть главные достопримечательности Питера. Идя от «Горьковской» по Троицкому мосту, вы посмотрите на Петропавловскую крепость и Дворцовую набережную. По пути от «Адмиралтейской» вы пройдёте по Дворцовой площади, полюбуетесь Зимним дворцом и зданием Главного штаба Эрмитажа с его Триумфальной аркой. Спас-на-Крови, живописные набережные Грибоедовского канала и Мойки вы увидите, следуя к Мраморному дворцу от станции метрополитена «Невский проспект». Если решите выйти на «Гостином дворе», прогуляетесь сразу по двум знаменитым паркам СПб — Марсовому полю и саду «Михайловский».
- Здание под литерой А в Летнем саду — это Петровский Летний дворец. Маршрут сюда напоминает путь к другому дворцу — Мраморному. За 20 минут прогулки пешком по красивейшим парковым зонам города вы попадёте непосредственно к дворцу. Выйти нужно на «Невском проспекте» или «Гостином дворе».
- В здании 2 на улице Садовой располагается Михайловский замок. Туда вы попадёте, выйдя на станции подземки «Гостиный двор». От неё к замку нужно будет пройтись пешком 11 минут прямо. Вы пройдёте такие парки, как Инженерный сквер и Михайловский сад, когда будете следовать по улице Садовой. Столько же идти от «Невского проспекта».
- Здание 6, набережная «Петровская» — это адрес, по которому расположен домик, где жил Пётр в первые годы существования города. Ближайшая к нему станция питерского метрополитена «Горьковская». Вам предстоит 11 минут пешком через парковые зоны — Александровский парк, Троицкую площадь и сквер Товстоногова.
Государственный Русский музей в СПб — самое масштабное собрание русского искусства на планете. В музейный комплекс входят одни из красивейших зданий Санкт-Петербурга, которые сами по себе являются экспонатами под открытым небом. Экспозиция Русского музея — это подробная история развития русского искусства за десять с лишним веков.
Сады
Михайловский сад сочетает в себе две несочетаемые, противоположные друг другу традиции. С одной стороны — французский сад в стиле барокко («регулярный») с его геометрической планировкой аллей, фонтанами, статуями и тщательно разработанной, выверенной до малейших деталей композицией. С другой — английский сад, более естественный, где планировку диктует сама природа. Михайловский сад — редкий пример ландшафтной архитектуры, относящийся к рубежу XVIII и XIX столетий. В его центре сада находится «английская» часть, а по периметру — территория, оформленная во французском стиле.
Летний сад был создан по повелению Петра I и был им очень любим. Он принимал активное участие в процессе, собственноручно вносил изменения в проекты. Сад имеет простую планировку — аллеи прямые, их немного: три главных и несколько пересекающих их перпендикулярно дорожек. С одной стороны Летний сад ограничивает Нева, с другой — Фонтанка, а по его территории протекает канал Лебяжья канавка. Императрица Екатерина Вторая повелела установить на одной из границ сада (близ Невы) знаменитую ограду с позолоченными декоративными элементами и архитектурными составляющими, сделанными из красного гранита. Для её изготовления потребовалось 16 лет. Ограду многие называют выдающимся шедевром классицистической архитектуры, аналогов которой нет в мире.
Экспозиции Государственного Русского музея
Главными экспонатами Государственного Русского музея являются произведения искусства — коллекции полотен известных авторов. Музейные богатства можно перечислять бесконечно — экспозиция действительно вмещает огромное количество ценнейших экспонатов. Так, среди хранящихся в музее ценностей представлены работы Брюллова, Никитина, Айвазовского, Левитана и других известных живописцев.
Одной из наиболее знаменитых картин Ивана Айвазовского считается «Девятый вал». Российский художник-маринист изобразил людей, потерпевших кораблекрушение. Критики восхищаются интересной особенностью картины — сочетанием мощной беспощадной стихии и беспомощности человека перед природой. При этом художник сумел смягчить трагизм изображения — работа выполнена в тёплых тонах.
История создания Государственного Русского музея
Создателем музейного комплекса считается царь Николай II — формирование коллекций началось в 1895 году, открытие состоялось в марте 1898 года. Первое название музея — «Русский Музей Императора Александра III». Николай II посвятил создание комплекса своему отцу — именно Александр III увлекался коллекционированием разнообразных предметов искусства, ковров, картин, и для ценных предметов понадобилось помещение.
Историки сравнивают его страсть с увлечением Екатериной II, которая не уступала императору в любви к ценностям и антиквариату. Изначально коллекции Александра III хранились в Большом Гатчинском, Аничковом и Зимнем дворцах, но со временем перестали там помещаться. Ещё при жизни императора коллекция насчитывала больше 1000 ценных экземпляров — скульптур, картин, редких ковров и других предметов искусства.
Музей расположили в здании Михайловского дворца — изначально экспонаты хранились только в этом сооружении. Дворец строили для Михаила Павловича — князя, который был сыном императора Павла I. Император погиб в результате дворцового переворота и не дождался окончания возведения здания. Но дворец всё равно достроили. Автором проекта и осуществлением надзора за строительством был известный архитектор Росси.
В планах зодчего был не только дворец — Росси спланировал и воплотил в реальность площадь перед строением, Инженерную и Михайловскую улицы. Первый камень в основание будущего издания торжественно заложили в середине июля 1819 года, через несколько дней началось строительство. Завершение строительства датируется 1895 годом, к этому времени были готовы также площадь, новые улицы и разбит сад со стороны Марсового поля.
Выставка произведений Василия Сурикова (1848-1916) в Русском музее
Сроки экспонирования: 1 декабря 2023 – 13 мая 2024
Место экспонирования: Корпус Бенуа Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 2)Государственный Русский музей представляет выставку произведений академика Императорской Академии художеств Василия Ивановича Сурикова (1848-1916), приуроченную к 175-летию со дня рождения прославленного живописца. В экспозицию вошли свыше 120 живописных и графических работ художника из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», выдающиеся по художественному уровню портреты, картины на религиозные сюжеты, мастерски исполненные акварели, прекрасные образцы книжной иллюстрации.
На выставке зрителей ждет встреча не только со знаменитыми персонажами прошлого – Александром Меншиковым, Александром Суворовым, Степаном Разиным, но и современниками Сурикова, которые нередко выступали прототипами героев его полотен. Этюды Сурикова к историческим картинам фиксируют портретные черты конкретных моделей и передают их эмоциональное состояние в экстремальных ситуациях воплощаемых сюжетов. Эти этюды, как и выразительные портреты близких художнику людей, являют собой уникальную галерею, раскрывающую разные аспекты русского национального характера. Отдельный раздел выставки посвящен выдающимся полотнам, исполненным на сюжеты из Библии и истории Церкви
Особое внимание заслуживают большие полотна художника – «Милосердный самаритянин» и «Благовещение», привезенные из Красноярска – родины художника, а также картина «Исцеление слепорожденного» из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Это уникальное трагическое по звучанию произведение, практически неизвестное широкой публике, было создано мастером вследствие потрясения, вызванного безвременной кончиной его жены
Впервые после сложной реставрации на выставке представлены знаменитые монументальные полотна Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» из коллекции Русского музея, что дает возможность увидеть эти работы в том состоянии, какими их создал художник. Дополняют экспозицию предметы народного прикладного искусства, а также разнообразный и увлекательный медиаконтент.Пресс-релиз Государственного Русского музея. Фото: пресс-служба Министерства культуры Российской Федерации
версия для печати