Дама с горностаем с картины Леонардо: кем она была и сколько ей лет?
Современные исследователи творчества Леонардо да Винчи уже не спорят о том, кто изображён на этом полотне. Её зовут Чечилия Галлерани .
Как и мы, современники считали её красавицей. И особенно был очарован ею Лодовико Сфорца, герцог Миланский, при дворе которого во время создания этой картины как раз работал Леонардо – живописцем, скульптором, инженером, постановщиком спектаклей и придворных праздников.
Семья Чечилии не была знатной, но была образованной: её отец – дипломат и финансовый представитель миланского герцога (правда, он умер, когда девочке было 7 лет), а мать – дочка профессора права. Чечилия знала латынь, сочиняла стихи.
Миланского правителя бедность и происхождение невесты не смущали. Он по-настоящему любил её и с удовольствием бы на ней женился. Но не мог. Он уже много лет обручён обручен с Беатриче д’Эсте, дочерью герцога Феррарского: полезный для политика брак, который придётся заключить, как только невеста из девочки превратится в женщину.
В ожидании неизбежного брака с Беатриче, Лодовико делает Чечилию своей любовницей. Ей было всего 15 лет, когда она, уже живя в доме, который организовал для нее Лодовико, стала позировать Леонардо. Шёл 1489-й год. Самому влюблённому герцогу в это время 37 лет (и Леонардо столько же – они одногодки, но Леонардо женщинами никогда не интересовался).
В 1491-м герцог женится на Беатриче (ей в этот момент 16 лет). И, к собственному удивлению, полюбит и жену тоже! И будет очень убиваться, когда та умрёт во время родов в возрасте 22-х лет.
Примерно в то же время, когда состоялась свадьба герцога с Беатриче, Чечилия родила ему сына. Вероятно, Леонардо писал её беременной.
Что символизирует горностай на картине? Есть несколько версий:
После свадьбы Лодовико закончил отношения с Чечилией, но позаботился о ней: пристроил её замуж за богатого графа, а в дальнейшем уже сама Чечилия покровительствовала искусствам и держала у себя дома литературный салон.
И ещё один нюанс этой истории. И один женский портрет кисти Леонардо.
Считается, что на портрете, известном под названием “Прекрасная Ферроньера” изображена Лукреция Кривелли . Она была любовницей Лодовико Сфорца после Чечилии Галлерани (и одновременно – фрейлиной его супруги). И тоже родила ему сына. Возможно, портреты кисти Леонардо герцог подарил своим любовницам в качестве благодарности за сыновей.
Исследования показали, что доска, на которой Леонардо написал “Прекрасную Ферроньеру”, вероятно, была вырезана из ствола того же самого грецкого ореха, который пошел на “Даму с горностаем”.
«Мадонна в скалах»
Картина «Мадонна в скалах» датируется 1483-1486 годами, пейзаж на ней оставался не на заднем фоне, а словно бы окружал фигуры святых. На полотне изображена встреча Иисуса и Иоанна Крестителя в младенчестве. Картина имеет интересную историю создания, существует две почти идентичные такие картины.
Изначально написание картины заказали монахи для монастыря св. Франциска, однако, когда работа была выполнена, они отказались принять ее в таком виде – у святых не было нимбов. Кроме того, жест ангела, направившего указательный палец в сторону Иоанна, показался им неподобающим.
Тогда да Винчи продал свою картину в иные руки, монахи в ответ подали на него в суд. В итоге Леонардо написал вторую картину для монастыря, соответствующую заявленным ему требованиям. Однако некоторые историки предполагают, что вторая картина написана уже не самим Леонардо, а одним из его учеников.
«Туринский автопортрет»
Написан «Туринский автопортрет» был после 1512 года. На нем изображен пожилой, в возрасте примерно 60 лет, Леонардо да Винчи. Располагается рисунок в Королевской библиотеке города Турин и не выставляется по причине его чрезмерной хрупкости, изображение было написано сангиной на простой бумаге. Однако оно имеет множество репродукций и фотографий, это самое известное изображение да Винчи.
16.02.2019 17:35
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Описание и особенности
В своей картине Леонардо да Винчи изобразил прекрасную деву, держащую в руках дикого и плохо приручаемого зверя — горностая. Предположительно, героиней «Дамы с горностаем» стала Чечилия Галлерани, она же писательница и фаворитка миланского герцога Лодовико Сфорца.
Гений не старался придать наряду изысканность, дама с горностаем облачена в довольно простой наряд с квадратным вырезом и многослойными рукавами с разрезами, а из украшений на ней изображены лишь бусы из черного жемчуга. Прическа также весьма проста: волосы героини картины спрятаны под чепец и подхвачены фероньеркой. Девушка, приручившая дикое животное, производит впечатление — это не только красиво, но и не лишено эффективности.
Особенности картины:
- Положение дамы с горностаем: ее фигура повернута на три четверти, а взгляд направлен в другую от смотрящего сторону. Такое нововведение является заслугой Леонардо да Винчи;
- Во взгляде и положении девушки прослеживаются возвышенные чувства, которые отпечатываются и чувствуются через картину;
- Леонардо да Винчи писал картину, использовав дерево и масло;
- Размеры «Дамы с горностаем»: 54×40 см.
Леонардо да Винчи изображает даму с горностаем как прекрасную скульптуру, выточенную из белоснежного мрамора. Нежность и изыск ей добавляют прозрачный чепчик и небольшое ожерелье, висящее на изящной шее. Маленький белый зверь, не вырывается из рук хозяйки, а смирно сидит на месте, пока тонкие пальцы красавицы едва касаются его меха. На лице Леонардо да Винчи изобразил два глаза с внимательным взглядом, прямой нос и маленький рот с небольшими губами, уголки которых слегка приподняты.
1.
Символика горностая
Горностай играет ключевую символическую роль в художественном оформлении, поэтому прорыв чрезвычайно важен не только с технической точки зрения, но и с точки зрения интерпретации. Если вы посмотрите на портрет крупным планом, то увидите, что Сесилия и Горностай оба смотрят в одном направлении. Искусствоведы выяснили, что горностай олицетворяет возлюбленного модели Людовико Сфорца (в 1488 году, всего за 2 года до того, как портрет был написан, он был награжден знаком неаполитанского короля Ордена горностая). Иногда он сам называл себя ermellino bianco (белый горностай). Кроме того, горностай скрывает беременность модели (вскоре она родила сына Чезаре, а горностаев с древности связывали с акушерством и защитой беременных женщин).
И все же, на этой картине есть нечто большее, чем просто образ молодой очаровательной женщины с животным. Леонардо, будучи всесторонне талантливым человеком, не смог бы обойтись без символических аллегорий. И все же в этом должно быть что-то большее, чем красивая молодая женщина и своего рода рискованное животное. Леонардо, будучи тонким и умным человеком, каким он был, не был бы удовлетворен недостатком символических ассоциаций.
Мех горностая был дорогим и драгоценным материалом, который могли себе позволить первые лица в государстве. Кроме того, художники иногда изображали Деву Марию в плаще с подкладом из горностая. Поэтому он был расценен как символ чистоты и даже целомудрия, что позволяет оценивать идею с горностаем как идею чистоты самой молодой девушки. Подлинность этой версии доказывает возможная аллюзия художника на имя Чечилии Галлерани (galle в переводе с греческого означает горностай).
Картина «Дама с горностаем» — Artrue
Тип: масляные краски на деревянной панели.Габариты: 55*40 см.
История работы
«Дама с горностаем» — известный труд, авторство которого приписывается знаменитому художнику Леонардо да Винчи. Данная работа является одним из четырех женских портретов данного художника.
Критики и искусствоведы считают, что в качестве главной героини изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей самого Людовико Сфорца. По одной версии считается, что Леонардо написал портрет этой юной особы, когда работал на герцога миланского, при его дворе, что было примерно в 1490-х годах. Возраст главной героини полотна предположительно составляет семнадцать лет, утверждается, что именно тогда начались ее отношения с герцогом. По второй версии, написание данной картины приписывают к 1480-м годам, что полностью противоречит тому, что героиней работы является Чечилия, так как в то время ей было около десяти лет. Третья версия гласит, что портрет был создан после 1490-х, ссылаясь на прическу юной девушки. Мода на такие прически появилась в Милане только после 90-х годов 15 века.
Дама с горностаем
Наряду с проблемой определения даты создания картины, немало сложностей возникло и с установлением ее подлинного создателя. Леонардо был не единственным, кто «претендовал» на авторство портрета.
«Дама с горностаем» была сильно изменена художником, некоторые детали корректировались, либо вовсе были переписаны. Все это ставит под сомнение факт авторства Винчи. Однако, лицо главной героини проработано очень тщательно, что говорит о большом опыте и мастерстве живописца. На ее губах изображена незаметная улыбка, еще один аргумент в пользу авторства мастера, предпочитавшего намекнуть на эмоцию, вместо ее явного изображения. Для одежды той эпохи характерна сложность отделки рукавов. В данном случае они украшены лентами.
Животное в руках героини, предстает перед зрителем с поразительной точностью и живостью, однако, подробный анализ изображения дает основание предполагать, что это хорек. Вероятно, в силу природы дикого горностая, использовать его в качестве модели было сложно, в отличие от более послушного хорька.
Рентгенография
После проведения рентгенографии картины выяснилось, что произведение претерпело много изменений: фон был заменен на более темный, очертание окна за спиной девушки было закрашено. Помимо этого изменены некоторые элементы внешности героини: изначально другую форму имела переносица; вуаль, которая прежде была на волосах дамы, была убрана; переработке подверглись также положение пальцев на руках. Переписывание фона отнесли к середине 19 века, предполагая, что некоторую работу с картиной проводил Эжен Делакруа.
2 вариант
Леонардо Да Винчи. Думаю, что это имя известно практически всем. И его знаменитые шедевры сохранились для нас с 15 века такие как «Мадонна Литта», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем» другие. Стиль его картин узнаваем и их невозможно спутать с работами других художников. Чаще всего Леонардо Да Винчи писал портреты флорентийских состоятельных женщин.
Все произведения художника считаются шедеврами, но именно эта картина для Леонардо имела особое значение, было потрачено много страсти и времени. На картину потрачено было более четырех лет, доводя портрет до полного совершенства. Но он так и не достиг полного удовлетворения своей работой. На картине изображена молодая женщина, сидящая на балконе
Он уделял внимание мелким деталям платья, волос, положению головы, корпуса тела, рук. Сзади героини портрета тщательно прорисован пейзаж: озеро, горные вершины, холмы, что предает величие портрету
Леонардо Да Винчи старался изобразить «Мона Лизу» с прической и макияжем, придерживаясь модным запросам того времени. Коричневые и золотисто-рыжеватые оттенки платья с оборками и небольшими складками придают портрету особый вид, подчеркивая статус дамы. Четко прорисованы детали кресла, на подлокотнике которого лежит левая рука, а сверху правая.
Волосы спадают на плечи Мона Лизы легкими прядями, как будто только после завивки. Поверх головы можно увидеть прозрачную едва заметную вуаль. В те далекие времена вуалью покрывали голову женщину, которые находятся в ожидании ребенка.
Взгляд у дамы с портрета задумчивый, томный, как будто она размышляет о скором будущем, планируя свою дальнейшую жизнь и жизнь своих близких.
За несколько веков оттенки красок картины немного изменились, стали темнее. Но задумка автора картины в контрастности выбранных тонов красок осталось и сейчас картина завораживает реалистичностью изображения. Особенности задумки автора портрета и сейчас производит неизгладимое впечатление.
Если обратить внимание на лицо героини портрета, то сразу не скажешь об эмоциях, но если хорошо присмотреться, то можно увидеть доброту и заботу, любовь, гордость, нежность. Высокий лоб Мона Лизы для того времени говорит о ее уме
Ее нельзя считать красавицей, но приятная внешность завораживает, ее улыбающиеся глаза светятся добротой и вниманием. Долго смотря на портрет, можно заметить проницательный взгляд, который устремлен на смотрящего.
История работы
«Дама с горностаем» — известный труд, авторство которого приписывается знаменитому художнику Леонардо да Винчи. Данная работа является одним из четырех женских портретов данного художника.
Критики и искусствоведы считают, что в качестве главной героини изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей самого Людовико Сфорца. По одной версии считается, что Леонардо написал портрет этой юной особы, когда работал на герцога миланского, при его дворе, что было примерно в 1490-х годах. Возраст главной героини полотна предположительно составляет семнадцать лет, утверждается, что именно тогда начались ее отношения с герцогом. По второй версии, написание данной картины приписывают к 1480-м годам, что полностью противоречит тому, что героиней работы является Чечилия, так как в то время ей было около десяти лет. Третья версия гласит, что портрет был создан после 1490-х, ссылаясь на прическу юной девушки. Мода на такие прически появилась в Милане только после 90-х годов 15 века.
Автор
Если быть точнее, сохранилось до сегодняшнего зрителя лишь 19 картин мастера. Но имя Леонардо да Винчи известно каждому с детства. Дело в личности самого художника, его разносторонности, смелой изобретательности, поразительной для его времени. Леонардо – один из лучших представителей рода человеческого, когда-либо живших на земле.
Он первооткрыватель оптических и прочих физических явлений, изобретатель машин и механизмов, прообразов танка, велосипеда, вертолёта, дельтаплана, пулемёта и прочих. Именно в его светлую голову пришли идеи ножниц и парашюта, контактных линз, прожектора и спасательного жилета.
Он виртуозно играл на музыкальных инструментах, составлял географические карты, разбирался в ботанике, скрупулёзно погружался в анатомию (что немаловажно для художника). Такими же смелыми были его нововведения в живописи: использование масляных красок, эффект сфумато (дымка), особые светотени, изображение фигур на фоне пейзажа
Модели на его портретах ожили – шедевр «Дама с горностаем» подтверждает гениальность да Винчи
Такими же смелыми были его нововведения в живописи: использование масляных красок, эффект сфумато (дымка), особые светотени, изображение фигур на фоне пейзажа. Модели на его портретах ожили – шедевр «Дама с горностаем» подтверждает гениальность да Винчи.
Интересные факты
Эта картина – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих кисти Леонардо. У нее весьма увлекательная история и многозначный символизм, свойственный большинству изображений да Винчи. Даже если не углубляться в многочисленные теории о принадлежности титана Возрождения к разнообразным тайным обществам, сама картина дает большое количество отсылок к различным ассоциациям и игре слов.
Это полотно достаточно сильно пострадало от многочисленных реставраций и ремонтов. После проведенных современными методами исследований было обнаружено, что под существующим ныне изображением есть еще несколько, принадлежащих кисти Леонардо. Среди них есть вариант, где горностая на картине вообще нет, и такой, где вместо этого зверька на руках у дамы какое-то более мелкое серое животное. Также есть факты, подтверждающие, что первоначальный фон картины был синим, а затем с него исчезло изображение двери или окна за левым плечом женской фигуры.
Эта картина относится к числу самых красивых женских портретов. Характерный для Леонардо поворот головы в три четверти позволяет зрителям любоваться исключительной красотой лица дамы. Она одета по моде, принятой в то время – чепец из прозрачной ткани по лбу подхвачен особым украшением – ферроньерой, темные волосы пропущены под подбородком, гладко зачесаны и создают своеобразную рамку для нежного лица с мягкими чертами. На даме модное платье с крупным квадратным декольте и разрезными многослойными рукавами. Шею и красивую плавную линию плеч украшает двойная нитка черного жемчуга.
Особенностью портрета можно считать изображение рук. У художников это всегда считалось большой сложностью, но Леонардо с его огромными знаниями в анатомии виртуозно справлялся с такой работой. Руки Чечилии поражают своей тонкостью и изяществом. Жест, которым она прикасается к шубке зверька, утонченный и необыкновенно чувственный. Животное от удовольствия от прикосновений хозяйки, как домашняя кошка, перебирает лапками и выпускает острые коготки.
Необычна и композиция картины
Поворот головы и направление взглядов и женщины, и животного дают возможность представить, что в момент создания картины их внимание было отвлечено чем-то, находящимся сбоку от них. Этот прием создает иллюзию точного, почти фотографического запечатления момента
Колористика картины, как всегда у Леонардо, богатая и благородно сдержанная. Однако многочисленные записи не позволяют в полной мере оценить изначальный замысел творца.
Работу над картиной художник начал в 1489 году, и закончил в 1490 году. На картине, как считается, изображена молодая девушка Цецилия Галлерани, которой предположительно семнадцать лет от роду. Юная красавица того времени, в которую был влюблен герцог Миланский Лодовико Мария Сфорца, при дворе которого служил отец девушки, кстати вместе с Леонардо да Винчи. Семнадцатилетняя девушка не была богатой и знатной, но, она была очень одаренная и образованная, писала стихи, занималась искусством, прекрасно пела, свободно говорила на латыни, а также отличалась изящным остроумием. После знакомства с Цецилией, Леонардо да Винчи и начал создавать свой шедевр.
Фрагмент картины: «Дама с горностаем»
На полотне изображена молодая женщина, которая с любовью прижимает к себе пушистого зверька, держа его на своей левой руке, и нежно касаясь его пальцами правой руки. Голова женщины, на которой надет прозрачный чепчик, повернута в левую сторону, как будто ее кто-то окрикнул, ее спокойные миндалевые глаза кажутся живыми. Они безмятежно смотрят вдаль. Ее голова опоясана тонкой фероньеркой, очень модной в то время. Длинные черные бусы, овивают тонкую, и в тоже время красивую шею, ниспадая на плечи дамы. Замечательно передано лицо женщины, оно нежное и в то же время мудрое, стыдливое и фривольное, простое и сложное, и конечно таинственное и привлекательное. Осанка молодой женщины полна достоинства, одежда строгая, но от этого более изящная, а улыбка на лице, придает всему облику колдовскую таинственность.
Красивые руки обнимают горностая, который в то время был очень распространен в быту. Считается, что этот зверек не просто так появился на холсте. Все дело в том, что фамилия Galleriani, очень похожа на греческое слово galee, которое означает горностай. К тому же, появление горностая можно толковать двояко, как символ девственности и власти. А то, что Леонардо да Винчи очень любил зашифровывать небольшие данные на портретах, ни для кого не являются секретом.
этоинтересно, интересныефакты, музей, художник, Портрет, леонардо, новостьдня, ДА ВИНЧИ, ДАМА С ГОРНОСТАЕМ, Сфорца, горностай, Краков.
Картина «Дама с горностаем»: сочинение-описание
«Дама с горностаем» — произведение, которое олицетворяет величие творчества Леонардо да Винчи и воплощает в себе гармонию эстетики и глубину символизма. Созданная великим мастером примерно в 1490 году, эта картина стала одним из воплощений исключительной красоты и тонкости в искусстве Ренессанса.
На первый взгляд, великолепная Чечилия Галлерани, изображенная на полотне, манит зрителя своей природной красотой. Ее лицо, озаренное светом, выглядит как живое, словно Леонардо смог запечатлеть не только внешнюю красоту, но и душевную глубину модели. Подчеркнутая светотень создает реализм, заставляя забыть о том, что мы видим портрет, а не саму личность.
Однако, кроме эстетической привлекательности, картина обогащена символикой, которая раскрывает ее глубокий смысл. Горностай, деликатно поглаживаемый Чечилией, становится символом нежности и чистоты ее души. Это может также трактоваться как аллюзия на ее отношения с Лодовико Сфорца — герцогом Миланским, что придает произведению загадочности и романтики.
Одежда и украшения, тщательно воссозданные на полотне, отражают высший стиль и вкус эпохи. Фероньерка, ожерелье из темного жемчуга, сберния, а также модная прическа «коаццоне» с чепцом и лентой — каждая деталь создает изысканный и современный облик Чечилии.
Поза Чечилии, ее взгляд, направленный в сторону, словно она прислушивается к каким-то невидимым звукам, придает портрету загадочность и живость. Леонардо мастерски передает детали, такие как игра света и теней, придающая изображению реализм и динамичность.
«Дама с горностаем» становится не только великолепным образцом портретного искусства, но и шедевром, в котором тонко переплетаются эстетика и глубокий смысл. Это произведение искусства приглашает нас заглянуть в душу Чечилии, раскрывая тайны ее внутреннего мира и вдохновляя на восхищение и восхищение перед величием творчества Леонардо да Винчи.
Мне нравится293Не нравится100
Кто изображен на картине «Мона Лиза»?
По словам итальянского историка и искусствоведа Роберто Заппери, художник и писатель, составлявший труды о современных ему художниках эпохи Возрождения, Джорджо Вазари допустил ошибку в описании картины «Мона Лиза». В качестве одного из доказательств служит траурное одеяние «Джоконды»: Лизе Герардини на момент окончания работ над «Моной Лизой» было всего 23 года, и скорбить на тот момент ей было не по ком.
Есть мнение о том, что на картине – портрет любовницы герцога Джулиано II Медичи – Пачифики Брандано. Основано оно на сохранившихся записках секретаря кардинала Луиджи д`Арагона, который посещал мастерскую Леонардо да Винчи, где художник показал некоторые из своих работ, в том числе и «Мону Лизу», сообщив, что заказал её Джулиано Медичи. Меценат хотел увековечить портрет любимой женщины, которая умерла, оставив ему сына-наследника. Пачифика Брандано была интересной и незаурядной женщиной, умной, приятной в общении. «Роковая женщина» – можно назвать её так, ведь многим мужчинам пришлось поплатиться жизнью за связь с нею. Эти качества можно связать с таинственной улыбкой «Моны Лизы», символизирующей превосходство и власть над мужчинами.
Искусствоведы не исключают альтернативный автопортрет. Леонардо мог написать портрет матери или собирательный образ несуществующей женщины. Этому есть логическое обоснование: Леонардо в трехлетнем возрасте разлучили с матерью, поэтому его женские образы на картинах часто связывают с ранней потерей матери.
Красота «Моны Лизы» соответствует требованиям моды прошлых веков, кватроченто – красивый овал лица, выбритые брови и волосы надо лбом, чистая и светлая кожа. Образ, запечатленный на полотне, можно считать идеалом красоты того времени. Уникальность работы Леонардо да Винчи заключается в том, что улыбку можно увидеть, если смотреть на портрет только под определенным углом. Воспринять выражение полуулыбки может только периферическое зрение. Если смотреть прямо – улыбка исчезает.
Тщательно художник проработал детали одежды и прическу женщины. Хорошо видна вышивка на одежде или прядки волос, на которых лежит прозрачная вуаль. Задний фон представляет собой изображение дикой необузданной природы, подчеркивает величественность женской фигуры, которая, по задумке автора, немного увеличена.
«Иоанн Креститель»
Картина «Иоанн Креститель» была написана в 1514-1516 годах. Картина необычна, у современников Леонардо она вызывала недоумение. Иоанна Крестителя изображали чаще всего степенным старцем, да Винчи же представил его юношей с изящными чертами лица и лукавым блеском в глазах.
По данным исследователей, образом для написания послужил подмастерье Леонардо, Салаи, который пользовался особым расположением художника – после смерти да Винчи он получил часть его поместья и значительную сумму.
«Дама с горностаем»
Картина «Дама с горностаем», написанная в 1489-1490 годах, изображает фаворитку герцога Лодовико Сфорца Чечилию Галерани, с которой у Леонардо были дружеские отношения. В отличие от других художников своего времени да Винчи написал девушку не в профиль, а с поворотом головы на три четверти, что подчеркнуло изящество шеи и плеч семнадцатилетней фаворитки.
Горностай в ее руках – вероятнее всего, отсылка к фамилии Галлерани, так как на древнегреческом «горностай» звучит как «гале». По другой версии, горностай действительно мог принадлежать молодой фаворитке – в те времена их разводили для ловли крыс и мышей, как кошек.
«Мадонна Литта»
Годы написания картины «Мадонна Литта» вызывают споры, называются даты с 1478 до 1495-го года. На ней изображена женщина, которая кормит грудью свое дитя.
Интересно, что продольный разрез на одной груди ее зашит – так делали, когда отлучали ребенка от материнского молока, но на второй груди нитки, сшивающие разрез, порваны. Будто молодая мать приняла решение об отлучении от груди, но передумала и все же решила накормить свое дитя.
Как сложилась судьба причастных к картине
В 1490 году герцог Лодовико женился на Беатриче д’Эсте, представительнице знатного рода, которой приходилось мучиться от ревности. Ведь Чечилия, родившая в мае 1491 года герцогу сына Чезаре, продолжала жить в палаццо. Чтобы окончательно расквитаться с этой историей, герцог в 1493 году выдал бывшую возлюбленную замуж. В браке она ещё четырежды стала матерью.
Беатриче, успев родить двух сыновей, в начале 1497 года умерла. Лодовико утешался с фаворитками – прежней Чечилией и новой Лукрецией, пока военные события с французами не привели к потере власти. Умер в заключении, во Франции в 1508 году. Чечилия занималась своим литературным салоном, очень популярным в просвещённых кругах. Овдовев, потеряв сына Чезаре и владения, конфискованные французами, около 1415 года нашла приют у сестры Беатриче, которую звали Изабелла. Умерла в 63 года, когда семья Сфорца снова были у власти.
Леонардо да Винчи покинул Милан с началом военных событий (около 1500 года).
Другие работы художника
Благовещение
К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве.
Мадонна в скалах
Это самая загадочная картина Леонардо. Существует ещё одна версия картины в Национальной галереи в Лондоне. Странно то, что Леонардо, редко заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его — это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать её.
Тайная вечеря
Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана для трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие близ Милана. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо поставил себе задачей изобразить различие реакций на эти слова и блистательно с этим справился.
Мона Лиза
Самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.
2.
Композиция и техника
Художник использует длинные кривые линии при отсутствии использования прямых линий. Картина почти полностью состоит из изгибов. Исключение это полоса на голове и квадратный вырез на ее платье. Линии создают треугольную композицию картины. Сфокусированный свет отражается на главных героях картины с правой стороны и таким образом смягчает их формы. Художник писал свои картины, используя геометрию и математические принципы, открытые древними греками. Плавно изогнутое тело горностая и форма поворота героини были чем-то совершенно новым способом написания портретов, который придал ритм всей композиции. Такая движущаяся композиция портрета напоминает змею из барокко (когда движущиеся фигуры отмечены сильным, иногда даже неестественным поворотом тела). Леонардо пишет фигуры под углом. Линии направляют взгляд зрителя и создают иллюзию, что Сесилия может повернуться и установить зрительный контакт в любой момент. Этот «трюк» (популярный в маньеризме) придает картине легкость и динамичность.