Ян вермеер девушка с жемчужной серёжкой

Музей маурицхейс в гааге: девушка с жемчужной сережкой и другие шедевры - amsterdam10.ru

Дочь Вермеера или собирательный образ женского идеала?

Я думаю, в первую очередь искусствоведы, когда берутся за изучение портрета, пытаются установить личность изображенного на картине человека. Вермеер не оставил никаких сведений о том, кто позировал ему.    

Возможно, это была дочь художника. Некоторые исследователи склоняются к этой версии. Однако есть одна нестыковка – на момент написания портрета дочери Вермеера было не больше 12 лет. На холсте же мы видим молодую женщину. Вряд ли мастер пошел по сложному пути и «накинул» портрету лишних годов. В этом случае он нашел бы более подходящую натурщицу. 

Еще одна догадка – супруга, которая позировала Вермееру для нескольких полотен. Но опят нестыковка в возрасте. Девушка с серьгой слишком молода для жены художника.

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой», около 1665 годаМестонахождение: Художественная галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Распространенная версия, растиражированная благодаря одноименному роману и фильму (да-да, по картинам великих художников пишут книги и снимают кино), – натурщицей была служанка или любовница мастера. Возможно, служанка и любовница – одно лицо. Однако исследователи опровергают эту догадку. Во-первых, Вермеер, скорее всего, был верен супруге, т.к. в семье родилось 15 детей. Во-вторых, сословное деление в то время жестко регламентировало положение слуг и господ. Вряд ли простая девушка могла оказаться так близко к хозяину. 

Долгое время считалось, что портрет Вермеера – это изображение не реального человека, а идеала женской красоты. У портрета простой черный фон, тогда как на других полотнах Вермеер всегда изображал людей на фоне стен или драпировок. А также у девушки нет ресниц и бровей.

Однако современные исследования картины под микроскопом и при помощи рентгеновских лучей доказывают, что ресницы и брови у девушки были, но краска со временем стерлась. Вместо черного фона художник изобразил зеленую полупрозрачную ткань (были обнаружены синие и желтые пигменты) поверх темной краски, но с годами цвет верхнего слоя потерял насыщенность.

На этой картине изображена жена Вермеера. Она явно старше девушки с серёжкойЯн Вермеер «Женщина, держащая весы», 1662-1663 годыМестонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Кто изображен на картине?

Но таинственность не заканчивается только на аксессуарах. Главный вопрос: кто эта девушка, которой вдохновился Ян Вермеер? Есть несколько предположений:

  1. На полотне дочь творца – Мария. Самая распространенная версия критиков, но и она поддается сомнению. На момент написания картины (1665) его дочери было двенадцать лет, а девушка с полотна кажется старше, минимум на десять лет.
  2. Художник изобразил подругу Марии – дочку мецената Рюйвена. Девочка была ровесницей дочки Вермеера, а потому, маловероятно, что на полотне она.
  3. На портрете – супруга Вермеера – Катарина Болнес. Здесь наоборот – жена художника могла быть изображена на картине, но на момент ее написания женщина была старше, чем изображенная девушка. Болнес была точно изображена на других картинах автора: «Женщина, держащая весы», «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Что касается «Девушки с жемчужной серьгой», эксперты подвергают сомнению то, что на полотне изображена Катарина.
  4. Четвертое предположение – любовница Вермеера. Как утверждают исследователи, Ян был верен супруге, и любовницы у него не было. То, что в их браке было пятнадцать детей, заставляет верить в то, что художник «Девушки з жемчужной серьгой» был верен Катарине. На тот момент в Нидерландах знали о средствах защиты, а значит, рождение детей не было неизбежностью или случайностью.
  5. Заключительная версия – обычная служанка. Банальная, но укоренившаяся версия. Критики склоняются к тому, что картину писали с прислуги потому, что по этим мотивам был снят фильм и написана книга. Однако биографы полагают, что это выдумка и с реальностью связи не имеет. В те века прислуга не могла не то, что быть музой хозяина, но и близко подходить к нему.

Каждая из версий подвергается критике. Вероятно, человечеству так и не удастся узнать, кто изображен на этой нашумевшей картине.

«Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта ван Рейна

Первая большая картина мастера, «Урок анатомии», была написана по заказу гильдии хирургов Амстердама. В то время хирурги изучали строение тела по трупам преступников, поэтому опыт проводился на теле вора и убийцы, повешенного в тот же день — его лицо омрачает «тень смерти». Однако, вопреки художественной моде того времени, полотно не просто отражает процесс расчленения в учебных целях, а показывает эмоции каждого участника. Портрет каждого ученика живописец наделил собственным характером, при помощи светотени придал лицам особый шарм и энергию. Именно «Урок анатомии» сделал Рембрандта одним из самых знаменитых портретистов Европы XVII века.

Описание композиции

В восемнадцатом столетии передовым жанром в живописи был необычный портрет. Следуя технике необычного портрета, живописцы наделяли персонажа с полотна необычными чертами – экстравагантной позой, внешним видом или выражением лица. В картине «Девушки» слились эти три особенности . Лицо молодой девушки излучает яркую эмоцию, ее чело венчает необычный тюрбан, художник изобразил необычное положение тела, а в ухе красуется жемчужная сережка. Автор изобразил молодую женщину так, будто она лишь на секунду обернулась назад, и смотрит ему в глаза. Вермеер был мастером теней и света. На картине это просматривается: кожа девушки выполнена в мягких тонах, на ней запечатлено легкое сияние, а на губах виднеются влажные блики. Описание действительно завораживает.

Как ни странно, тюрбан в то время был широко распространен. Моду на головной убор ввел Султан Сулейман, один из самых влиятельных завоевателей семнадцатого века. Но на полотне тюрбан изображен в не совсем привычном цвете – голубом, что придает шарма и загадочности. После яркого головного убора в глаза резко бросается необыкновенная серьга, где виднеется жемчужный блеск, который сложно оттенить обычными красками. Эксперты утверждают, что подобной серьги нет в мире, ведь камня такого габарита не существует. Здоровая «одержимость» Вермеера жемчугом прослеживается и в других его творениях: «Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней», «Госпожа и служанка с письмом».

Поддельная жемчужина

Главную деталь картины, ту самую жемчужину, Вермеер нарисовал последней. Для изображения сережки он сделал несколько мазков свинцово-белой краской. Вот только вряд ли сережка являлась жемчужиной. Она слишком большая для настоящего жемчуга. Специалисты по историческому костюму и ювелирным украшениям утверждают, что подобное украшение если и существовало, то его могли позволить себя только очень богатые люди.  

Возможно, Вермеер намерено увеличил размер сережки, чтобы сделать эту деталь портрета более выразительной. Но эту версию недавно опроверг в своей статье профессор теоретической астрономии Винсент Ике. По его мнению, свет, отражаемый на нарисованном украшении, не соответствует отражению на настоящей жемчужине.  

Серьга в ухе девушки больше напоминает поддельный стеклянный жемчуг, который в то время поставлялся из Венеции и был в Европе распространенным явлением. Украшение могло быть семейной реликвией Вермееров, т.к. подобная жемчужина встречается еще на восьми полотнах голландского мастера. А может, серьга – это лишь фантазия художника. Исследователи картины так и не смогли разглядеть контур жемчужины и крепление сережки к уху.

Свет, отражаемый на нарисованном украшении, не соответствует отражению на настоящей жемчужине

«Эдемский сад и грехопадение» Рубенса и Брейгеля

Альянс художников в XVII веке считался обыденной практикой, однако союз Брейгеля и Рубенса все же отличался даже в то время. Часто в паре выделялся лидер, другой же оставался в тени «мастера». Однако художники смогли не только стать близкими друзьями в жизни, но и писать равнозначные по своему вкладу творения. Живописцы прекрасно дополняли друг друга, создавая вместе мировые шедевры: энергичный Рубенс имел славу быстрого и динамичного художника, в то время, как Брейгель создавал деликатные, «бархатные» полотна. Вместе они написали более 20 картин за 25 лет совместного творчества, однако обоими был подписан лишь «Эдемский сад». Друзья даже породнились: Рубенс стал крестным отцом двух детей Брейгеля, а после смерти последнего стал их опекуном.

Суть и символика произведения

Символика произведения можно рассматривать на нескольких уровнях. Самое явное и основное символическое значение — это жемчужные серьги на ушах девушки. Жемчуг в искусстве того времени символизировал богатство, роскошь, женственность и чистоту души. Вероятно, художник хотел передать особую красоту и привлекательность героини, а также ее высокий социальный статус.

Другие символы, которые можно заметить в произведении, — это спокойное выражение лица девушки, ее взгляд, который направлен в сторону зрителя, и темный фон. Они создают ощущение интимности и прямого взаимодействия с нами, зрителями, в то время как окружающая среда и детали выполняют функцию лишь обрамления и заднего плана. Возможно, художник хотел передать непосредственность момента и зафиксировать мимолетную красоту и привлекательность женщины.

Кроме того, можно обратить внимание на использование светотени и технику художника. Они создают ощущение трехмерности и глубины, а также выгодно подчеркивают прекрасные черты лица девушки

Это также может служить символическим отражением внутреннего мира героини, ее глубоких мыслей и чувств.

В целом, «Девушка с жемчужной сережкой» является произведением, которое предлагает интерпретацию и позволяет зрителю воспринимать его как символическое выражение женской красоты, загадочности и моментальности. Каждый нюанс этого произведения соткан с особым значением и вариативностью толкования, что делает его поистине великим произведением искусства.

Маурицхёйское исследование

В начале 2018 года ученые из музея Маурицхёйс провели исследование, а в апреле 2020 опубликовали его результаты. Современные микроскопы, рентген и спектрометры пролили свет на тайну. 

Как оказалось, Вермеер изобразил модель не на черном фоне. Она стояла перед темно-зеленой занавесью с драпировкой. Со временем полупрозрачные краски выцвели и дали черный эффект. Неоднородность фона впервые обнаружили реставраторы в 1994 году. Сняв верхний слой покрытия от предыдущей реставрации, они обнаружили один зеленый участок в левом крае — и решили оставить его нетронутым. 

Под микроскопом нашли и крохотные коричневые ресницы, которые выцвели со временем. Эти детали натолкнули исследователей на мысль, что модель — не абстрактное лицо, а была нарисована с натуры.

Маурицхёйское исследование. На первом снимке (слева) — трехмерная микрофотография правого глаза девушки. На втором (справа) — факт того, что художник написал ресницы коричневой краской.

А анализ красок показал, что жемчужная серьга — не что иное, как иллюзия. Художник создал ее при помощи прозрачных и полупрозрачных белых штрихов. У сережки отсутствует контур и нет крючка, за который она крепится на ухо. 

Исследователи даже определили источники красок. Ян был состоятельным человеком. Он не торопясь писал по 2 картины в год и безбедно жил с женой и 11 детьми. Возможно, хорошую прибыль ему приносил дополнительный доход, а возможно — богатые заказчики и покровители. Положение обеспеченного человека позволяло покупать дорогие краски, которые привозили в Делфт из разных концов света. 

Слева — картина в видимом свете. В центре — земляные пигменты, содержащие железо. Справа — карта смеси пигментов: красные участки — это киноварь; зеленые — желтая охра + киноварь; синие — желтая охра + примеси.

  • Белый цвет был изготовлен свинцовых белил и привезен из Северной Англии. 
  • Ультрамарин, синяя краска, сделана из полудрагоценного лазурита в империи Тимуридов (современный Афганистан). Ее отправляли по Великому Шелковому пути в Европу. В XVII веке она стоила дороже, чем золото. 
  • Кармин, розовый оттенок на щеках незнакомки — из Мексики. Его изготавливали из кислоты, которую вырабатывают насекомые кошениль. Краска была экспортирована в Испанию, а оттуда расходилась по всем Европейским странам. 
  • Красный цвет на губах девушки — смесь из сульфида ртути. Пигмент для краски производили в Амстердаме. 

Исследователи словно заглянули внутрь работы, разглядели все слои краски. Стало известно, что художник выстраивал портрет от заднего фона к переднему.

Сначала набросал фон, потом — овал лица, жакет и воротник. Аксессуары, платок и серьга, нарисованы в последнюю очередь. Во время работы над картиной Вермеер внес несколько поправок. Он менял положение уха, заднюю часть шеи и корректировал верхнюю часть повязки. 

Под микроскопом ученые разглядели и монограмму художника. Скрытая от невооруженного взгляда, она оказалась в левом верхнем углу. Также в слоях краски нашли несколько волосков из кистей.  

Маурицхёйское исследование проводилось прямо на глазах у публики.

Вермеер после Вермеера

У художника не было ни учеников, ни прямых последователей. Однако два с половиной столетия спустя появились многочисленные подделки Вермеера. Связано это в том числе и с тем, что искусствоведы долгое время вели отчаянные поиски неизвестных картин мастера, а потому с охотой приняли предложенные фальшивки.

Подделка, выполненная в 1930—1940-е гг. (wikipedia.org)

Самым известным мошенником был Хан ван Мегерен. Он сумел ввести в заблуждение как частных коллекционеров, так и искусствоведов (что было не так и сложно, если учесть, что о наследии Вермеера в то время были очень смутные представления). Одним из клиентов ван Мегерена был Герман Геринг — во время Второй мировой войны он обменял 137 картин из своей коллекции на одну фальшивку. Это чуть не стоило художнику жизни: его обвинили в коллаборационизме и грозили смертной казнью. Чтобы избежать наказания, мошенник во всём сознался. Надо ли говорить, какой поднялся переполох — к тому времени в списке клиентов ван Мегерена были не только частные коллекционеры, но и музеи.

Х. ван Мегерен в мастерской. (wikipedia.org)

Х. ван Мегерен «Христос в Эммаусе», 1937. (wikipedia.org)

Ван Мегерена приговорили к году тюремного заключения, где художник скончался после двух сердечных приступов. Сумма ущерба превысила 30 млн долл. в деньгах 1967 года.

Биография

«Вид Дельфта» (1660/1661). Маурицхёйс, Гаага.

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В  г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

Образование

«Девушка с жемчужной серёжкой» (1665). Маурицхёйс. Гаага.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря  г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Семья и работа

20 апреля  г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.

В  г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.

Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В  г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.

В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.

Последние годы жизни

К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 г. и продолжавшейся до 1679 г. войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 г., супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене. В  г. Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря  г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.

«Девушка с жемчужной серёжкой»

Молодая женщина смотрит на нас через плечо. Она слегка склоняет голову набок, её серо-голубые глаза, в которых играют блики света, смотрят на зрителя, влажные губы слегка приоткрыты. На её голове тюрбан, собранный из двух кусков ткани, синего и жёлтого. Единственное украшение, которое мы видим, — большая жемчужная серьга. Она чересчур велика и похожа скорее на имитацию из стекла либо фантазию живописца. Вермееру понадобилось всего два мазка белой краски, чтобы написать эту жемчужину.


«Девушка с жемчужной серёжкой», 1665. (wikipedia.org)

Сегодня это одна из самых известных картин Вермеера. Это не портрет в классическом смысле, но изображение типажа, персонажа. В пользу этого говорит отсутствие отличительных черт (не видно ни родинок, ни шрамов, ни веснушек). Вермеер предлагает нам сосредоточиться на игре света, экзотических аксессуарах, мягкости линий и выразительности взгляда.

Используя приём сфумато, художник оставил отдельные области как бы расплывчатыми, а некоторые детали и вовсе упустил. Одежда изображена довольно схематично, при этом ясны различия в текстурах. Для написания экзотического тюрбана он использовал драгоценный пигмент ультрамарин.

Свет играл центральную роль в творчестве Вермеера. Не стала исключением и эта работа: мы видим тёплый рассеивающий свет на щеке, искрящиеся блики в глазах, мерцание на влажной нижней губе. И, конечно же, то, как жемчужина отражает свет.

Многие годы эта картина была неизвестна широкой аудитории. Только в 1881 году она была выставлена ​​на аукционе в Гааге. Полотно заинтересовало коллекционера Виктора де Стюрса, который узнал кисть Вермеера. Его друг Арнольдус Андриес де Томб приобрёл шедевр за смешные деньги, а после смерти коллекционера картина перешла в коллекцию музея Маурицхёйс.

Первым, кто оценил полотно, стал искусствовед Авраам Бредиус. Он писал: «Вермеер затмевает всё остальное; голова девушки, смоделированная настолько великолепно, что почти забываешь, что смотришь на картину».


«Портрет молодой девушки», ок. 1665−1667. (wikipedia.org)

Шкатулка для драгоценностей

«Дом Морица» (как дословно переводится «Маурицхейс») был построен в 1636-1641 гг. для голландского принца Иоганна Морица Нассау-Зигенского, богатейшего вельможи своего времени и управляющего владениями Голландии в Бразилии. В 1820 году нидерландское правительство приобрело здание для размещения в нем картинной галереи. Экспозиция включает свыше 800 работ голландских художников «золотого века» (XVII-XVIII вв.), за что Маурицхейс получил прозвище «шкатулка для драгоценностей».

Галерея находится в центре Гааги, по адресу: Plein, 29. В 2014 году музей открылся после капитальной реконструкции, во время которой было достроено дополнительное здание и удвоена площадь территории. Между собой здания соединены подземным переходом. Дополнительно на территории галереи работают учебные классы, библиотека, сувенирная лавка и кафе, в котором можно выпить чашку ароматного кофе и пообедать знаменитыми брабантскими колбасками.

Посетить Маурицхейс можно в любой день недели: музей открыт по понедельникам с 13:00 до 18:00, в четверг с 10:00 до 20:00, в остальные дни — с 10:00 до 18:00 (расписание работы в праздничные дни нужно уточнять отдельно по телефону +31 70 3023456).

Стоимость билетов: для групп более 15 человек — 14 евро, для взрослых — 15,5 евро, для детей до 18 лет — бесплатно.

Основные интересные моменты, связанные с данным портретом

  •    1. Его относят к так называемому, портрету-трони. Это жанровая живопись, в которой художник рисует своих моделей по плечи или по пояс, обычно это делается в мастерской и модели чаще всего анонимные, да и картины идут без названия.   Так, например, при переписи имущества Вермеера, этот портрет назывался и «Девушка в тюрбане» и просто «Лицо девушки». Также трони-портреты должны обязательно иметь какую-то особенность – необычную одежду (в нашем случае экзотический тюрбан), необычный предмет (например, птица или, как в работе Вермеера – жемчужная серьга).
  •    2. Кто изображен на портрете? Исследователи жизни Вермеера выдвигают несколько версий – дочь, жена, служанка, любовница. Пожалуй, мы не будем гадать, ведь это все равно так и останется загадкой. Главное, что изображение одухотворено любовью автора, и зритель это очень хорошо чувствует.
  •    3. Необычный, контрастный черный фон. Когда проводили исследования оказалось, что первоначально голову девушки окружал зеленый цвет – глубокий и глянцевый. Представьте как прелестно смотрелось лицо юной красавицы на таком шикарном фоне, подчеркивающим особенную нежность, теплоту и бархатистость кожи.coach-test.foxford.ruADНужен ли вашему ребёнку репетитор? Бесплатный тест
  •    4. Жемчужная сережка. Вокруг этого украшения до сих пор нет-нет, да и возникают серьезные обсуждения. Спорят о том, что это вовсе и не жемчуг, ведь такого огромного натурального жемчуга в природе не существует, и он скорее похож на металлический шарик, так как видны блики-отражения в верхней и нижней части серьги. Возможно, что это, например, серебряное украшение или дешевое итальянское стекло с покрытием.

Вероятнее всего автор специально изображал украшение преувеличенно крупным, для создания художественного эффекта.   Но дело также и в том, что, как говорилось выше, изначально картина и не называлась «Девушка с жемчужной сережкой». У портрета не было названия вообще, не считая тех, которые присваивали условно при инвентаризациях имущества.

   К концу 20-го века, когда картина была восстановлена после реставрации, выяснилось, что Вермеер воздушными розовыми мазками кисти сделал легкий блик в уголке рта, в результате чего, ему удалось так реалистично передать сочный блеск губ юной модели.

   Неповторимы глаза девушки. С какой точки вы бы не смотрели на портрет, всегда ее гипнотизирующий, чувственный, и в то же время открытый и добрый взгляд будет направлен на вас.

   Эта работа не совсем типична для стиля живописи художника, и в подборе красок и в выборе самой модели, а также нет основного отличия Вермеера – изображения предметов интерьера, которые он всегда тщательно вырисовывал.

   Также, есть предположение, что мастер писал портрет с помощью технического приспособления – камеры-обскуры. Благодаря ей, можно получать оптическое изображение, хотя и немного размытое. Но даже если художник и пользовался им, это нисколько не умаляет его гениальности, а лишь добавляет этакую вермееровскую «изюминку» в рисунок и он становится узнаваемым.

   Эта работа Яна Вермеера является олицетворением, и можно сказать даже, гимном молодости, юности, только начинающей расцвет, такой робкой и не осознающей в полной мере своей будущей красоты и силы. Девушка с жемчужной серёжкой уже давно отделилась от ее создателя и живет своей жизнью.

   Можно бесконечно долго смотреть на картину, придумывать и додумывать ее жизненную историю, строить всевозможные догадки и все равно отойти от нее с каким-то особенным настроением, с чувством неразгаданности ее тайны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: