Биография
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
В возрасте трёх лет Виктор неудачно упал со скамейки и получил тяжёлую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб. И проблемы со здоровьем не давали ему покоя до конца жизни.
Общее образование Виктор получил в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище. Здесь же он обрёл первоначальные навыки рисования от преподавателя рисования Ф.А. Васильева. В эти годы Виктор много рисует, пытливо вглядываясь в окружающий его мир.
Затем будет обучение в двухклассной рисовальной школе свободного художника И.Ф. Ананьева, которое ставило своей задачей обучение изобразительному искусству и подготовку к поступлению в Академию художеств. После была студия Саратовского общества изящных искусств, Московское училище живописи, ваяния и зодчества и, наконец, петербургская Академия художеств, где он учился в классе Павла Петровича Чистякова.
Всю жизнь Борисов-Мусатов учился много и упорно, даже когда путешествовал. После возвращения из Франции жил в основном в Саратове, там сейчас его Дом-музей, а с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Именно там было написано, пожалуй, главное его произведение — полотно «Водоём».
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Там и похоронен на высоком берегу реки Оки. В 1910 году на его могиле установлено надгробие работы его одноклассника, саратовского скульптора Александра Матвеева. В память о художнике это место называют Мусатовским косогором.
И. Грабарь, М. Добужинский
- «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,» — говорил Андрей Белый .
- «Тончайшим и нежным горбуном» называл Борисова-Мусатова Андрей Белый .
- Автопортрет
«Автопортрет с сестрой» 1898
«Гобелен» 1901
«Осенний мотив» 1899
«Водоём» 1902
«Дама у гобелена» (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903
«Дама в голубом» 1902
«Окно»
«Натюрморт. Цветы» 1902
- Куст орешника
- «Колокольчики» 1903
- Женщина на солнце
- В ожидании гостей
- «Женщина в голубом» 1905
- За вышиванием
- «Кавалер, читающий стихи» 1899
- Майские цветы
- «Парк погружается в тень» 1904
- «Прогулка при закате» 1903
- «Реквием» 1905
- Прогулка
- «Осенний мотив» 1901
- «На балконе»
- Молебен на станции железной дороги
- Капуста и ветлы
- Девушка с агавой
- Девушка на балконе
- Девушка в ожерелье
- Девушка в желтой шали
- Картина Борисова-Мусатова «Дафнис и Хлоя» 1901
- Дама в кресле-качалке
- «Призраки» 1903
- «Изумрудное ожерелье»
- «Агава» 1897
- «Мотив без слов» 1900
- «Гармония» 1900
- «Дама в голубом» 1904
- «Розы и сережки» 1901
- «Цветы» 1894
- Сон божества
Info:
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы!
Жизнь и творчество Виктора Борисова-Мусатова
Виктор Борисов-Мусатов — русский художник конца XIX — начала ХХ вв., чье творчество оказало значительное влияние на развитие русской живописи.
Он родился в 1870 году в городе Саратове, где провел детство и юность. В 1884 году поступил в рисовальную школу научно-педагогического института в Москве, где изучал живопись под руководством известных русских художников, в том числе Абрама Архипова.
Основные черты творчества Борисова-Мусатова:
- Чувственность и глубокая экспрессия, позволяющие ему передать на холсте внутренний мир человека;
- Оригинальный стиль и техника рисования, отличающие его от других русских художников;
- Предпочтение тем сказочного и мифологического содержания, которые являются отражением философской глубины его творчества;
- Использование оттенков и смену световых эффектов, создающих лирическую, мечтательную атмосферу на его картине.
Картины, посвященные весне: | Картины, посвященные весенней поре, являются ярким примером лиричного направления в творчестве художника. В них передана красота природы и ее преобразование под воздействием весеннего тепла. Основные краски картины — серебристые, голубые и зеленые, улавливающие гармонию природы. |
Судьба художника
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в мещанской семье. В три года он неудачно упал со скамьи и ударился спиной, из-за полученной травмы у него начал развиваться горб, с которым художник и прожил свои 35 лет. Его главной моделью была сестра Елена. Не столько потому, что нищета не позволяла платить натурщикам, но и из-за духовного родства.
Автопортрет с сестрой, 1898. (wikipedia.org)
После обучения в студии Саратовского общества изящных искусств Борисов-Мусатов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в петербургскую Академию художеств.
Позднее ему удалось побывать в Париже и совершить несколько путешествий. Однако проблемы со здоровьем и стесненные средства заставили его вернуться в Саратов.
После смерти отца в 1900 году семья оказалась на грани нищеты.
Пруд, 1900. (wikipedia.org)
Последние дни художника прошли в Тарусе, где он гостил с семьей в имении Цветаевых. Его дело продолжит объединение символистов «Голубая роза», которое сформируется в 1907 году.
2 вариант
Каким образом формируется зрительное восприятие? Над этим вопросом задумывались многие люди и, конечно, художники тоже были этим озадачены.
На протяжении длительного времени в изобразительном искусстве основным намерением творцов было приближение картины к реальному миру, то есть практически фотографическая точность. Со временем изобрели фотографию и этот технологический поворот заставил переосмыслить изобразительное искусство, фотографическая точность больше, по сути, не являлась целью. Задумываться стали о другом, стали искать корни визуального восприятия.
Во многом именно благодаря этом появился импрессионизм. Живопись, которая старалась передать именно процесс восприятия, которая опиралась на цветовые пятна, лежащие в основе формирования образа.
Картина Осенняя песня Виктора Борисова-Мусатова выполнена именно в духе импрессионистской живописи. Вся картина состоит из мелких точек и если рассматривать вблизи, то перед нами не более чем набор цветовых пятен, но, если немного отстраниться, то появляется и перспектива и форма и выразительная фактура. В этом особенность данного жанра, тут художники как бы проникают в процесс зрительного восприятия и указывают людям как именно (конечно, только в некоторых аспектах) оно формируется и из чего состоит.
Рассматривать Осеннюю песню в этом смысле невероятно интересно. Искать, как автор старался воплотить различные элементы пейзажа, как великолепно сочетал контраст водной глади и фактурность поля.
Помимо этого, конечно, следует обратить внимание и на смысловое содержание работы, которое тоже без преувеличения заставляет восхищаться. Более всего выделяются своеобразные золотые ворота, которые стоят на переднем фоне, пара березок с осенней листвой, в них заключена радость и невероятная мощь осени, они как вспышка догорающей спички, прежде чем она полностью погаснет, они как обещание весны, как песня невыразимой красоты, которая всегда таится в природе
Эти ворота открывают двери в пространство осени, оно немного более мрачное и размеренное, но такова осенняя природа, она – ожидание зимы, раздумья и покой, возвышенное настроение, отрешенность от этого мира, все эти качества передаются художником при помощи ровного слегка мрачного неба, спокойной глади воды, которая заставляет вспомнить и реку времен и реку Стикс, простор освобождает ум зрителя, позволяет раскрыть свое сердце навстречу безграничности этого мира.
Виктор Борисов-Мусатов: картины художника
Виктор Борисов-Мусатов — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Виктор Борисов-Мусатов: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)
«Водоем» Борисова-Мусатова — История одного шедевра:
Сюжет
Полотно было написано в 1902 году. Художнику позировали его сестра Елена (девушка, стоящая у кромки воды) и невеста Елена Владимировна Александрова. Они, воплощающие Вечную женственность, ведут безмолвный диалог, общаясь скорее духовно, нежели вербально. Кажется, что время не просто остановилось, но и вовсе отсутствует.
Для Борисова-Мусатова было характерно смешение деталей из разных эпох. Таким образом он вырывал героев из привычного, реального контекста, погружая их в мир грез.
Кружево деревьев переплетается с кружевом одежд. Совершенно декоративное по своей стилистике, полотно при этом поражает своей глубиной. Художник достигает этого за счет изображения неба на глади пруда. И хотя мы понимаем, что видим лишь край берега и отражение на поверхности воды, нас переполняет чувство свободы, воздушности, кажется, что на картине много неба, света.
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Весна»
Виктор Эпильдифорович Борисов-Мусатов – русский живописец, художник и мастер изображений символики дворянских гнезд. В наследии творца не так уж и много пейзажей, но в его зрелищных произведениях искусства природа отыграет большую роль. Как и великие живописцы XVIII века, художник изображал очень часто парковую и садовую природу, в которой должен был быть человек.
Первым произведением искусства, в котором живописец Борисов-Мусатов синтезировал впечатления от реальности, увидел в конкретном общее, стала «Весна». Она ознаменовала новый период творчества автора, что связан с его наиболее известными работами. Живописец очень профессионально наносил краску, небольшими мазками, а затем менял их направления. Именно произведение искусства с названием «Весна» дает уникальную возможность зрителю посмотреть смену в творчестве импрессионизму на декоративный стиль.
Фактура прекрасной поверхности, мазок на полотне напоминает импрессионизм, но в целом зрелище, с равновесием и определенностью цвета, хорошей композицией, изысканностью пейзажа говорит о декоративном стиле. Особенностью полотна считается отсутствие повествовательности полностью. На изображении художник с помощью природы смог передать настроение композиции зрителю. Грустная тишина, только девушка ступает по траве печальная. Она выглядит очень загадочно, потому что мы не можем увидеть лица её.
В этом уникальном полотне одухотворенность и красота девушки, ковер из травы с прекрасным садовым фоном, а также тепло цветущих и роскошных вишен составляют особенный мир, который для зрителя очень легкий и прекрасный. Светлые и чистые краски, ритмичность сюжету создает для зрителя очень тихое и необычное настроения, но чувствуется все равно грустная и погруженная мыслями праздничность. В этой картине пейзаж не только использован, как фон, он есть основным элементом композиции, мечтой творца о красоте жизни.
«Вдвоем»
В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).
Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.
Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина “Водоем”. Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем – это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес.
Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.
А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.
Личная жизнь
Семейная жизнь Виктора Эльпидифоровича из-за серьёзных проблем со здоровьем складывалась трудно. Только за несколько лет до смерти он решился сделать предложение Елене Владимировной Александровой, хотя знал девушку ещё со времён учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Полтора года спустя у художника родилась единственная дочь Марианна.
Е.Э. Мусатова (сестра) и Е.В. Александрова (жена)
Не слишком большим был и круг его друзей. Теплые отношения он поддерживал с поэтами А. Белым и В. Брюсовым. Во время пребывания в Париже художник сблизился с Н. Сапуновым и М. Сарьяном.
Многолетняя дружба связывала его со скульптором А.Т. Матвеевым. В. Э. Борисов-Мусатов дорожил дружбой с Н. Станюкович, безвременную кончину которой художник переживал очень тяжело и посвятил ей свою последнюю работу «Реквием».
В общении Виктор Эльпидифорович был скромным и улыбчивым человеком. При этом он твердо и последовательно отстаивал свой взгляд на изобразительное искусство.
Виктор Борисов-Мусатов
Картины, посвященные весне
Весна – это время пробуждения природы, цветения и нового начала. Многие художники на протяжении столетий находили вдохновение в этом времени года и создавали потрясающие картины, посвященные весне.
Одним из таких художников был Виктор Борисов-Мусатов. Его картины насыщены яркими красками и полным передачей эмоций. По описанию, картины Борисова-Мусатова органично сочетают в себе символизм и импрессионизм.
Картины Борисова-Мусатова, посвященные весне, наполнены жизненной силой и энергией. Они передают настроение сезона красоты и обновления. Картины этого художника являются прекрасным семплом русского импрессионизма.
Наиболее известные работы Борисова-Мусатова, связанные с весенней тематикой, – «Белый Ворон», «Весенний лес», «Весна на Волге» и др.
Хотите прочувствовать дух весны, полную возобновления и радости? Посмотрите на картины Борисова-Мусатова, посвященные весне, и они обязательно заполнят вашу душу новыми красками и эмоциями!
Новый подход
В Третьяковскую галерею картина поступила в 1923 году из 1-го Пролетарского музея Городского района Москвы. Считается, что по манере исполнения она представляет новый подход к изображению натуры, наметившийся в среде молодого поколения художников в конце XIX века.
Его отличительной чертой стал уход от детальной проработки основных объёмов композиции и создание гармоничных, с точки зрения цветового решения, полотен. Всё как бы смазано и вместе с тем довольно чётко выписано, хотя и смотрится несколько декоративно.
Например, яркие светлые пятна белых цветов на деревьях контрастируют с тонами молодой зелени. Объятые лучами солнца фигурки девочек со стороны выглядят словно цветы. Цветущие же в этой картине деревья впоследствии обретут особый символический смысл в работе «Весна» (1898–1901).
«Майские цветы»
Летние месяцы, проводимые Борисовым-Мусатовым в Саратове, были посвящены пленэрной живописи. В этом городе и его окрестностях художник находил множество сюжетов для своих произведений. Там, кстати, были созданы и «Майские цветы», написанные в 1894 году.
Кто не любит яблони в цвету? Именно их, будто украшенных розовыми бантами, изобразил молодой мастер. Вся солнечная весенняя полянка утопает в зелени. И на фоне этой яркой зелени изображена сестра художника Лена, которую он любил рисовать. Звонко смеясь, она ловит красный мяч, брошенный подружкой Ниной.
Виктор постарался передать яркий на солнце, но такой разный белый и сизоватые тени на траве… На белых платьях девочек лежат отсветы — розоватые у Лены и лёгкие голубые у Нины. Сами платья становятся как бы продолжением весеннего цветения яблонь.
Картина очень напоминает работы известных французских импрессионистов. Считается, что этот период был у молодого художника довольно успешным. И чудесно выполненная обыденная сцена — играющие девочки на зелёной траве — тому подтверждение.
Биография
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
В возрасте трёх лет Виктор неудачно упал со скамейки и получил тяжёлую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб. И проблемы со здоровьем не давали ему покоя до конца жизни.
Общее образование Виктор получил в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище. Здесь же он обрёл первоначальные навыки рисования от преподавателя рисования Ф.А. Васильева. В эти годы Виктор много рисует, пытливо вглядываясь в окружающий его мир.
Затем будет обучение в двухклассной рисовальной школе свободного художника И.Ф. Ананьева, которое ставило своей задачей обучение изобразительному искусству и подготовку к поступлению в Академию художеств. После была студия Саратовского общества изящных искусств, Московское училище живописи, ваяния и зодчества и, наконец, петербургская Академия художеств, где он учился в классе Павла Петровича Чистякова.
Всю жизнь Борисов-Мусатов учился много и упорно, даже когда путешествовал. После возвращения из Франции жил в основном в Саратове, там сейчас его Дом-музей, а с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Именно там было написано, пожалуй, главное его произведение — полотно «Водоём».
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Там и похоронен на высоком берегу реки Оки. В 1910 году на его могиле установлено надгробие работы его одноклассника, саратовского скульптора Александра Матвеева. В память о художнике это место называют Мусатовским косогором.
В.Э. Борисов-Мусатов. Майские цветы. 1894. ГТГ
При подготовке материала использовались следующие публикации:
• «Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов» — статья в журнале «Православие и мир»;• Дореволюционная биография Борисова-Мусатова;• Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Михаил Мохов изобразил одну из пасхальных традиций
Борисов-Мусатов и фотография — Пленник Красоты
Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография. Начало 1900-х годов
Девушка с ожерельем. Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905. Государственная Третьяковская Галерея.
Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография.
Гобелен. 1901. Холст, темпера, 103×141,2 см. Государственная Третьяковская Галерея.
Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке Е.Э. Мусатова.
Одиночество. Пастель. Серпуховский художественно-исторический музей.
Дама на веранде.
Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке Е.Э. Мусатова.
Портрет сестры. Девушка с розами. 1902. Холст, масло. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко.
Фотоэтюд. На снимке Н.Ю. Станюкович. нач. 1900.
Портрет Н.Ю. Станюкович. 1903. Холст, масло. Государственный Русский Музей.
Портрет Надежды Юрьевны Станюкович. Этюд к неоконченному портрету из ГРМ. 1903. Холст, масло, 90×63,4 см Государственная Третьяковская Галерея.
Портрет неизвестной, 1902. Бумага, пастель. Холст, акварель, пастель, гуашь. Частное собрание.
Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке Ю.Ю. Домбровская. Начало 1900-х годов.
Спящая девушка, 1901. Бумага цветная, пастель, 58×43 см. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.
Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.
Дама в голубом, 1902. Бумага на холсте, акварель, пастель, 81,5×62,5 см. ГТГ.
Фотоэтюд. На снимке Ю.Ю. Домбровская.
Сидящая девушка.
Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке Ю.Ю. Домбровская.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Последний луч. Эскиз. 1901. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь, 62.8×47.2 см. Государственная Третьяковская галерея.
Фотоэтюд. На снимке М. Ягодская.
Изумрудное ожерелье, 1903. Холст, масло, темпера, 125×214,3 см. Государственная Третьяковская галерея.
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография.
Дама у гобелена. Портрет Н.Ю. Станюкович. 1903. Бумага, пастель, 56,5×41см. Государственная Третьяковская Галерея.
Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография. Начало 1900-х годов.
У водоёма (эскиз). Частное собрание, Москва.
Водоем, 1902. Холст, темпера, 177×215 см. Государственная Третьяковская Галерея.
Праздник зеленого маскарада. Фотография.
Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография.
Летний день. Акварель.
Прогулка на закате, 1903. Холст, темпера. Государственный Русский Музей.
Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.
Призраки, 1903. Холст, темпера, 177х216 см. Государственная Третьяковская Галерея.
Усадьба, 1902. Холст, масло, 65×59 см. Краснодарский краевой художественный музей.
Вариант 2
Картина Осенняя песня Борисова-Мусатова – это произведение, которое вызывает у зрителя множество эмоций и чувств. На картине изображен осенний лес, в котором все деревья покрыты желтыми и красными листьями. В центре картины находится женщина, которая смотрит вдаль, словно слушая песню, которую поет осень.
Первое, что бросается в глаза на этой картине – это яркие осенние краски. Листья на деревьях покрыты разными оттенками желтого, красного и оранжевого цветов. Они создают ощущение тепла и уюта, которое так характерно для осени. Кроме того, краски на картинах Борисова-Мусатова очень яркие и насыщенные, что создает ощущение живой природы.
Второй элемент, который привлекает внимание на картинах Борисова-Мусатова – это женщина в центре. Она одета в темное платье и смотрит вдаль, словно слушая песню, которую поет осень
Ее лицо выражает спокойствие и умиротворение, словно она наслаждается красотой осеннего леса. Женщина на картинах Борисова-Мусатова символизирует человеческую душу, которая находит умиротворение в природе.
Третий элемент, который можно заметить на картинах Борисова-Мусатова – это туман, который окружает деревья. Он создает ощущение загадочности и таинственности, словно лес скрывает множество секретов и тайн. Туман на картинах Борисова-Мусатова символизирует неизвестность и неопределенность, которые так характерны для жизни.
Четвертый элемент, который можно заметить на картинах Борисова-Мусатова – это свет, который проникает сквозь деревья. Он создает ощущение тепла и уюта, которое так характерно для осени. Свет на картинах Борисова-Мусатова символизирует надежду и оптимизм, которые помогают человеку преодолевать трудности.
Пятый элемент, который можно заметить на картинах Борисова-Мусатова – это мелкие детали, которые добавляют картины реалистичности. Например, на картинах можно увидеть мелкие веточки, листочки и траву, которые создают ощущение живой природы. Эти детали на картинах Борисова-Мусатова символизируют мелочи жизни, которые так важны для человека.
Шестой элемент, который можно заметить на картинах Борисова-Мусатова – это отсутствие людей. На картинах нет ни одного человека, что создает ощущение уединения и покоя. Отсутствие людей на картинах Борисова-Мусатова символизирует уход от суеты и шума городской жизни.
Седьмой элемент, который можно заметить на картинах Борисова-Мусатова – это гармония и баланс. Все элементы на картинах сочетаются друг с другом и создают ощущение единства. Гармония и баланс на картинах Борисова-Мусатова символизируют идеал, к которому стремится человек.
Восьмой элемент, который можно заметить на картинах Борисова-Мусатова – это время. Осень – это время года, когда природа готовится к зимнему сну. На картинах Борисова-Мусатова можно увидеть, как деревья готовятся к зиме, а женщина наслаждается последними теплыми днями. Время на картинах Борисова-Мусатова символизирует бег времени и необходимость наслаждаться каждым моментом жизни.
Девятый элемент, который можно заметить на картинах Борисова-Мусатова – это музыка. Женщина на картинах Борисова-Мусатова смотрит вдаль, словно слушая песню, которую поет осень. Музыка на картинах Борисова-Мусатова символизирует красоту и гармонию природы.
Десятый элемент, который можно заметить на картинах Борисова-Мусатова – это красота. Картины Борисова-Мусатова – это произведения, которые вызывают у зрителя множество эмоций и чувств. Они показывают красоту природы и человеческой души, которые так важны для нашей жизни. Красота на картинах Борисова-Мусатова символизирует идеал, к которому стремится человек.