Сочинение-описание по картине Василия Сурикова «Меншиков в Березове»
На этой картине изображён бывший ближайший друг и сподвижник Петра Первого – Александр Меншиков. Из курса отечественной истории нам известно следующее. После смерти Петра Великого, когда императрицей стала жена царя – Екатерина Первая, Меншиков сосредоточил в своих руках огромную власть. Он стал фактическим правителем России и устроил помолвку своей дочери с будущим царём Петром Вторым.
Однако противоборствующий клан аристократии путём закулисных интриг добился свержения Меншикова со всех высоких должностей, конфискации его имущества и ссылки бывшего петровского соратника в Сибирь. В дальней дороге жена Меншикова заболела и умерла, и он остался в Сибири вместе с детьми.
Мы видим тесную и убогую комнату захудалого крестьянского дома, обстановка которой чрезвычайно скудна. Через маленькое окошко в дом поступает очень мало света. В помещении очень холодно – это видно по тому, как вся семья зябко кутается в верхнюю одежду.
Лица у всех персонажей картины – Меншикова и его троих детей – очень печальные и подавленные. На них лежит печать безысходности. Не только лица, но и позы Меншиковых проникнуты скорбью и ощущением собственного бессилия.
Меншиков сидит на стуле, уставившись невидящим взглядом в пространство. На его лице так навсегда и застыло мрачное недоумение: как могло такое произойти? Он, могущественный соратник Петра Великого, виртуозный политик и интриган – вдруг оказался в сибирской глуши без средств к существованию и возможности хоть что-то изменить. Александр Данилович впал в полную прострацию.
Возле него сидит дочь Мария – та самая несостоявшаяся невеста нового императора и будущая императрица. Как в траурную одежду, она с ног до головы закутана в чёрную шубу. Действительно, судьба её сложилась печальнее некуда: всего через полгода после приезда в ссылку она умрёт от оспы. А через месяц уйдёт из жизни и её отец.
Сын Меншикова, Александр-младший облокотился об стол и бездумно вертит в руках подсвечник, снимая пальцем подтаявший воск. Он проживёт дольше всех из семьи: до пятидесяти лет, и сделает военную карьеру. Вторая дочь Александра сидит за тем же столом, склонившись над толстой книгой. Она останется жива в ссылке и даже вернётся ко двору, но в 23 года умрёт при родах.
Это полотно – не только реконструкция исторических событий, но и рассказ о личной драме человека, попавшего под каток государственной машины и беззащитного перед внешними обстоятельствами. На полках стоит несколько икон и зажжённая лампада. Но никто из присутствующих не имеет иллюзий, что какие-то высшие силы помогут им вернуть утраченное.
Отрывок, характеризующий Меншиков в Берёзове
Русские войска проходили через Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и раненых.
Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском.
В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним.
– Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась.
– Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
– Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
Несколько купцов столпилось около офицера.
– Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.
– Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие.
– Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть!
– Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность.
«Меншиков в Берёзове», Суриков
Год написания: 1883Размер: 169 × 204 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
10 предложений/ 114 слов
Картина Василия Сурикова «Меншиков в Берёзове» посвящена трагическим событиям, произошедшим в жизни одного из ключевых деятелей Петровской эпохи графа Александра Меншикова. На полотне главный герой изображён сидящим посреди деревенской избы в окружении трёх своих детей.
На улице бушуют морозы, поэтому в доме очень холодно. Вся семья, кутаясь в тёплую одежду, собралась за столом. Постаревший и осунувшийся Меншиков, откинувшись на спинку стула, с грустью глядит перед собой. Его старшая дочь Мария растерянно прижимается к отцу. Средний сын Александр задумчиво теребит подсвечник на столе. Лишь младшая дочь Александра увлечённо читает книгу.
Убранство дома Меншиковых нельзя назвать бедным: роскошная звериная шкура на полу, дорогие скатерти и подсвечники, позолоченные иконы. Но всё это лишь тень былого богатства графа.
Вариант 2 — Подробно
21 предложение/ 281 слово
Картина Василия Сурикова «Меншиков в Берёзове» изображает известного деятеля русской истории, фаворита Петра I графа Александра Меншикова. Художник запечатлел своего героя в момент его нахождения в политической ссылке. Местом заточения мужчины стал посёлок Берёзово.
Меншиков сидит на стул в одной из деревенских изб, которая теперь стала домом для него и его детей. Жена графа трагически скончалась на пути в Берёзово, и теперь мужчина остался единственным взрослым в семье. Практически лишённый средств к существованию и похоронивший надежды на счастливое будущее, герой тоскливо и обречённо смотрит перед собой.
Во всклокоченных волосах виднеется белая проседь, на щеках и подбородке — жёсткая щетина. Нет в образе Меншикова и следа былого лоска. О богатом прошлом напоминает лишь золотой перстень мужчины, да некоторые детали интерьера дома: роскошная звериная шкура на полу, дорогие скатерти, иконы и подсвечники.
Вокруг Александра Даниловича собрались его дети. Все они, как и сам граф, одеты очень тепло. На улице бушует зима, поэтому покрылось льдом маленькое окошко, находящееся позади героев, а с подоконника свисают длинные сосульки.
Старшая дочь Меншикова Мария, закутавшись в тёплую шубу, растерянно прижимается к отцу. Во взгляде её красивых тёмных глаз читается страх за своё будущее. Прежде она была невестой нового императора, перед ней открывались великолепные перспективы, но теперь девушка совершенно лишилась смысла жизни.
Таким же потерянным выглядит и средний сын графа Александр. Сидя за столом, он задумчиво теребит витой подсвечник, грустно подперев голову рукой. Лишь младшая дочь Меншикова Александра, кажется, нашла, чем занять себя в столь тяжёлое время. Белокурая девушка сидит за столом и с интересом читает книгу.
Картина Сурикова «Меншиков в Берёзове» — это не просто семейный портрет одного из ярчайших представителей Петровской эпохи. Это также грустный рассказ о трудностях жизни человека и о его беспомощности перед роком судьбы.
см. также:Все сочинения-описания картин
Краткая биография Василия Сурикова
Контекст
Идея сюжета родилась душным жарким летом, когда сам живописец с женой и детьми был зажат в тесном дачном доме. Из-за непрекращавшихся дождей семья часто собиралась за столом — совсем как Меншиковы. В один из таких моментов Суриков и вспомнил историю из 18-го века и взялся за работу.
«Боярыня Морозова», 1884−1887 гг. В. И. Суриков. (Wikimedia Commons)
Художник много времени проводил, изучая источники. Гуляя же по улицам, он всматривался в людей в поисках своих героев. За образами Суриков буквально гонялся. Так, однажды он увидел в Москве мужчину, чьи лицо и фигура выглядели в точности, как художник представлял себе Меншикова: «А потом ещё нашел учителя — старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идёт, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В Первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков. «Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает. Думаю: ещё обидится — говорю: «Суворова с вас рисовать буду».
Представленная в 1883 году на выставке передвижников, картина вызвала противоречивые отзывы. Поклонники художника восторгались лаконичностью композиции и сдержанной колористикой. Приверженцы академизма и официальные критики отреагировали диаметрально. Так, Крамской при встрече сказал Сурикову: «Вашего «Меншикова» видел, картина мне непонятна — или она гениальна, или я с ней еще недостаточно освоился. Она меня и восхищает и… оскорбляет своей безграмотностью… Ведь если ваш Меншиков встанет, то он пробьёт головой потолок».
Судьба художника
Василий Суриков родился и вырос в Красноярске. Увлекаемый взрослыми забавами — охотой, кулачным боем — Василий запоминал увиденное очень точно, а затем рисовал. Однажды он так правдоподобно изобразил муху, что заметивший её педагог попытался смахнуть насекомое с листа.
«Утро стрелецкой казни», 1881 г. В. И. Суриков. (Wikimedia Commons)
Сурикова называли «композитором» за его отношение к композиции полотна. Для художника это была основа. Гуляя по городу, он мог долгое время наблюдать за уличными сценками, а дома зарисовывал увиденное. Суриков был убеждён, что лучший мастер композиции — сама жизнь.
Его творчество всегда вызывало дискуссии в профессиональной в среде. По мнению Александра Бенуа, Сурикова нельзя было рассматривать ни как приверженца академизма (хотя он учился в Академии и очень успешно), ни как передвижника (хотя он участвовал в их выставках). Художник Константин Маковский, в свою очередь, говорил, что Суриков — «большой, уродливый, вдохновенный», выделяя при этом его специфическую манеру письма.
Вариант №2
Картину «Меншиков в Березове» Василий Иванович Суриков написал в 1883 году. Работа стала одной из самых значимых в творчестве живописца-историка.
На полотне отражен печальный итог жизни одного из фаворитов Петра I – князя Александра Меншикова, который после смерти своего великого покровителя, в результате интриг при дворе, был сослан со своей семьей на русский Север – в город Березов.
На полотне Суриков изобразил обычный бытовой день семьи, которая еще совсем недавно была богатой и значимой в придворных кругах. Меншиков потерял свой статус и заслуженные им награды. Князь показан нам в окружении дочерей, в их глазах только печаль и не преодолимая тоска. Они понимают, что их жизнь не будет по-прежнему беззаботной и обеспеченной. Сам Меншиков мрачен, погружен в свои тяжелые мысли и глубоко печален. Нет ничего хуже для отца, чем осознавать, какую роковую роль он сыграл в жизни своих детей. Понятно, что жизнь в Сибири значительно отличается от жизни в Петербурге. Здесь прошлая влиятельность князя ничего не значит.
Комнату в деревянной избе, в которой вынужден находится Александр Данилович с семьей, можно сравнить с тюремной камерой, в ней мрачно, темно и убого. В глаза бросается контраст между огромной фигурой Меншикова и низким потолком в избе. Ему тесно здесь, словно в клетке. Теснота давит на зрителя, создавая ощущение напряженности и безысходности. Лишь сквозь небольшое окно в комнату проникает дневной свет, озаряющий младшую дочь Меншикова – Александру. Тем самым Суриков подчеркивает, что девочка переживет все невзгоды, а в будущем вернется ко двору и сделает блестящую карьеру для женщины того времени. Но, а пока, она юная и красивая в тусклом северном свете увлечена чтением книги. Возможно, что это Библия. Она, как и уголок с иконами, является значимым символом надежды и веры русского человека, помогающий в трудные времена. Иконы освещает угасающий огарок свечи, как и угасает надежда на светлое будущее.
Мебели мало, она очень простая и только самая необходимая: стол, стулья и кровать. Однако, взглянув на одежду Меншикова и его дочерей, не складывается впечатление об их бедности. Перстень на руке князя напоминает о богатых и счастливых временах. Его осанка все такая же гордая, сильная и мужественная. А властно сжатая рука говорит о том, что еще не утрачена несгибаемая воля. Однако взгляд, направленный вниз, пронизан безысходностью, унижением и скованностью.
Стоить отметить, что в своей работе Суриков раскрывает не только драму живой личности, пусть выраженную очень скупо и сдержанно, но заставляет зрителей задуматься о непростых реалиях, имеющих место в российской истории.
Суриков — Меншиков в Березове
Сейчас читают:
-
Детство Обломова в романе Обломов Гончарова сочинение
Среди бескрайних полей, холмов, редких оврагов и перелесков затерялась небольшая деревенька, получившая название Обломовка. В старом помещичьем доме родился Илья Ильич Обломов. Его отец, мать, всё домашнее окружение жило по законам и привычкам,
-
Сочинение по картине Портрет А.В. Касьянова Серова
Знаменитый русский художник Валентин Серов был выдающимся мастером портретной живописи. На своих картинах он изображал как известных современников, так и людей достаточно заурядных, чьи имена сегодня знают лишь историки.
-
Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 7 класс
Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами.
-
Сочинение Про Деда Мороза
Приближение нового года готовит встречу с дедушкой Морозом. Дед Мороз всегда занят. Ему предстоит разложить и вручить большое количество подарков. Помогать дедушке Морозу в этом будет Снегурочка.
-
Сочинения 7 класс
-
Сочинение на тему Письмо самому себе в будущее (5 класс)
Здравствуй, уже повзрослевшая и, надеюсь, ставшая хотя бы чуточку умнее, я. Сегодня после уроков я задумалась: «А что если написать письмо себе в будущее?», и тут же решила воплотить эту идею в жизнь.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Урок развития речи.
Подготовка к сочинению-описанию картины В.И.Сурикова
Слайд 2Василий Иванович Суриков
(1848 – 1916) Великий русский художник
В.И. Суриков хорошо знал традиции и обычаи русского народа. Он родился в 1848 году в г. Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.
Слайд 3 В 1868 г. Суриков отправился в Петербург поступать в Академию
художеств. Он блестяще учился в Академии, и первые же картины
принесли ему широкую известность. Ещё в Академии определилась и основная тематика картин В.И.Сурикова: русская история, её драматические, порой трагические события, выдающиеся личности прошлых веков.
Слайд 10Взятие снежного городка – старинная сибирская игра, которая проводилась в
прощёное воскресенье – последний день масленичной недели. Казаки строили городок
изо льда и снега. Поутру защитники с хворостинами, метлами, трещотками окружали крепость, а поодаль на лошадях располагались нападающие. Раздавался сигнал — и нападающие переходили в наступление. Они должны были прорваться сквозь стену защитников, которые стегали лошадей метлами и хворостинами, пугали трещотками. Лошади пугались и поворачивали назад, но всадники снова бросали их в атаку. Наконец самый смелый и удачливый всадник пробивался сквозь ряды защитников и, ломая стену, врывался на коне в городок.
Слайд 12Кто самый внимательный?1) Есть ли на всаднике шапка?2) Какой масти
конь?3) Сколько девушек на санях справа?4) Чем игроки пугают коня?5)
Как выглядит снежный городок?
Слайд 13План сочинения«Мудрая и ласковая улыбка» В.И Сурикова.«Взятие снежного городка». а) ……………. б)
лихой казак, разрушающий городок в) мужественные защитники крепости г) …………….. д) праздничный колорит
картины3. Мои мысли и чувства, вызванные картиной
не пускают, бросают (снежки), отгоняют, набрасываются, толкают, хохочут, свистят, кричат, улюлюкают, наблюдают, увлекаются, глазеют, подбадривают, сопереживают, восторгаются, приветствуют, ликуют.
Слайд 15Определения и эпитеты для описания
Конь норовистый, горячий, нахрапистый.Молодец сильный,
смелый, мужественный, отважный, бесшабашный, задиристый, хват, как бы назвали его
в народе, то есть бойкий, ловкий, полный молодечества человек.Девицы скромные, смешливые, нарядные, любопытные.Ребятишки шаловливые, юркие, проказливые, резвые.
Слайд 16Что означают фразеологизмы? Какие из них могут быть использованы в
сочинении?попасть в переплет, очертя голову, с минуты на минуту, от
мала до велика, ни дать ни взять, цел и невредим, мал да удал.
победительЗащитники – станичники, казаки, соперники
Василий Суриков «Меншиков в Берёзове», 1883 год
Идея этой картины появилась у Сурикова летом 1883 года, когда он с семьёй из-за дождей был вынужден сидеть в маленьком тесном дачном домике. Все собирались за столом и ждали улучшения погоды.
Василий Суриков «Меншиков в Берёзове», 1883 год
Сам художник листал историческую книгу и вдруг посмотрел на запотевшее от дождевых капель окно. Он тут же начал думать, где могло быть подобное. Биографы так описывают ту ситуацию:
На картине мы видим Александра Меншикова, который сидит, закутанный в шубу, в бедной деревянной избе. Он погружён в свои мысли, которые, судя по его выражению лица, не носят оптимистичного характера. Вокруг сидят дети бывшего графа. У его ног — старшая дочь Мария, на другой стороне стола — Александра и Александр.
Ещё совсем недавно Александр Меншиков был правой рукой Петра I и активно участвовал в управлении войсками. После смерти царя он возвёл на престол его супругу Екатерину I и сам стал фактическим правителем государства, полностью захватив власть. Через браки своих детей он планировал породниться с родом монархов, но этим мечтам не суждено было сбыться. После смерти императрицы начались дворцовые перевороты и Меншиков оказался в опале.
Князь по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета был обвинён в злоупотреблениях и казнокрадстве. Его лишили всех титулов, званий и наград. Была изъято всё имущество Меншиковых, а он с семьёй сослан в Сибирь.
Меншиковский дворец на Васильевском острове. Фото: wikipedia.org
Они поселились в селе Берёзово, где глава семейства построил деревенский бревенчатый дом.
«С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу», — говорил он.
Быт Меншиковых даже в изгнании не так уже беден. Мы видим тёплые шкуры животных, богатые скатерти, подсвечники. Сами они хорошо одеты и обуты. Только вот для них это место совсем непривычное и чуждое. Ещё вчера они танцевали на придворных балах и блистали при дворе, а сегодня сидят в убогом деревянном доме без надежды на будущее.
На картине члены семьи словно разделены на две части: те, кто умрёт и те, кто переживёт ссылку. Самой первой умерла жена Меншикова Дарья Михайловна. Она даже не доехала до Берёзова, скончавшись в пути, поэтому её нет на картине. Через два года после приезда от оспы умирает сам Александр Данилович, а ещё через полтора месяца не стало старшей дочери Марии.
Александра Меншикова
Александр и Александра пережили ссылку и смогли вернуться во дворец. Пришедшая к власти Анна Иоанновна помиловала их и позволила приехать в Петербург. Александра была пожалована во фрейлины и получила часть имущества отца. Только судьба её всё равно сложилась трагично: в 24 года она умерла при родах вместе со своим ребёнком.
Сын Александр дослужился до генерал-аншефа при Екатерине II . Он участвовал во взятии Очакова и Хотина. Умер в возрасте 50 лет в 1764 году.
Критики отмечают, что картина «Меншиков в Берёзове» отличается исторической точностью. Образы людей, одежда, обстановка — всё соответствует той эпохе. По многим отзывам современников Сурикова, а также критика Стасова, произведение является одним из лучших шедевров мастера.
Хронология работы над полотном и исторический контекст
Желание создать историческое полотно о судьбе главного сподвижника Петра у Сурикова появилось во время его многочисленных внутренних монологов о России. Впервые идея создать картину была озвучена им во время семейного отдыха в Подмосковье, в Перерве. Тогда он вспоминал о своем сибирском детстве, испытывал стресс из-за ухудшающей погоды и перебирал спонтанные образы для будущих своих полотен. До создания “Меншикова в Березове” он:
- Гулял по улицам, выбирая идеальных натурщиков среди простых прохожих;
- Делал наброски деревенского убранства;
- Экспериментировал с текстурой масла, чтобы идеально изобразить мех и ткани;
- Писал детские лица при помощи своих дочерей.
Сочинение по картине Меншиков в Березове Сурикова
Люди, знающие историю, сразу же узнают фамилию главного героя. Меншиков – друг и соратник великого царя Петра Первого. Александр Данилович привык жить в роскоши и моментально получать желаемое. Александр всегда заправлял государственными и военными делами.
Можно предположить, что Меншиков думал, что всегда будет на вершине этой жизни. Бедность, нищета, пустота и одиночество были очень далеко от государственного деятеля. Петр Первый до максимума поднял чувство значимости своего друга.
Однако, как известно из народной мудрости, кто высоко летает, очень больно падает. Меншиков познал все прелести и преимущества этой жизни, после чего оказался на дне. Это очень сильный удар. Люди, которые никогда не знали, что такое богатство, не жили в достатке, не имели признания, легче справляются со своей нищетой. Потому что они другого и не видели. В их сердце тешится надежда, что когда-то всё изменится.
Неслучайно автор называет свою картину с упоминанием населенного пункта. Берёзов находится в Сибири. В конце своей жизни Меншиков оказывается вдали от родных мест. Его ссылают в Сибирь. Великий царь умер и теперь Александр Данилович никому не нужен. Власть сменилась и страной стали управлять другие люди.
Теперь Меншиков находится в нищей деревеньке. Теперь он живёт очень бедно. Деревянная изба, обставленная только необходимыми вещами. В доме бывшего генералиссимуса из мебели есть только кровать, стол и скамьи. В углу расположена полка с иконами.
Печального отца окружили дочери с печальными лицами. Отец семейства сидит с угрюмым лицом и вспоминает о былых временах. Тогда он имел рычаги управления, мог вершить чьи-то судьбы, получать приличные деньги. Теперь же он никому не нужен. Его дочери с печалью осознают, что их жизнь никогда не будет такой, как раньше. Балы, роскошные платья, кавалеры с корабля – всё это в прошлом. Теперь их будущее не сулит никаких надежд.
Картина погружает зрителя в атмосферу отчаяния, печали, тоски и грусти. Жизнь никогда не стоит на месте. Невозможно всегда быть на вершине холма. В обществе всегда есть низшие слои, а высшие забывают о том, что легко могут там оказаться. Такая судьба постигла и нашего героя.
Будучи у руля, он думал, что так будет всегда. Именно в этом и заключалась его роковая ошибка. Раньше он имел влияние на чужие судьбы, теперь его судьба оказалась под посторонним влиянием.
Изба очень тёмная, в неё едва проникает лучик света. Каждый хочет иметь надежду, что такая жизнь будет не всегда. Даже окно этой хаты очень мало. Оно поросло паутиной.
На столе лежит книга. Одна из дочерей внимательно изучает страницы писаний. Вряд ли в такой жизненной обстановке она будет читать романы. Девушка ищет спасительную тросточку, за которую можно зацепиться.
Около икон горит свеча. В таком положении люди чаще всего задумываются о вере, потому что она даёт надежда и помогает двигаться вперёд. Возможно, одна из дочерей задумывается об уходе в монастырь.
Все дочери понимают, что их жизни больше не будут обеспеченными и беззаботными. Теперь в доме не слышны радостный смех и веселые голоса. Все сидят в печали и молчат, потому что больше нет шансов выбраться из бедственного положения.
Меншиков озадачен. Он хотел бы что-то придумать, но его возможности ограничены. Жизнь в Сибири коренным образом отличается от жизни в Петербурге. Здесь всё иначе.
Сюжет
Картина выполнена в мрачных тонах. Она полностью передает апатичное настроение главного героя, вызванное лишением всех чинов и средств, ссылкой. Однако есть в ней и менее очевидные детали, о которых нужно знать для полноценного искусствоведческого анализа полотна.
Образ Меншикова
Меншиков сидит с прямой спиной. Он уверен, в нем все еще есть сила и грация. Но поза его напряжена, а лицо написано в бледных тонах. Это показывает, что ссылка стала большим ударом для политического деятеля петровской эпохи. Ударом, к которому он не был готов.
Взгляд его направлен куда-то в пустоту. Так Суриков показывает, что, несмотря на то, что телом герой находится в сибирской глуши, он все еще думает о судьбе страны, о блистательном прошлом и о жизни в столице. Однако центральный персонаж осознает, что все это уже никогда не повторится. Этот факт навевает неприятные мысли, заставляет его поджимать губы и напряженно покачивать ногой.
Второстепенные персонажи
Вокруг фигуры Меншикова находятся три ребенка — его дети, которые вместе с отцом были отлучены от светской жизни. Одна выглядит максимально скорбной. Она, старшая дочь Мария Александровна, которая могла стать российской императрицей, одета в темные траурные одежды и смотрит куда-то в сторону зрителей, прочь от реального для нее мира. Она олицетворяет отчаяние, безнадежность сибирских ссыльных, грусть из-за гибели Петра II, последней надежды на сохранение власти.
Две другие выглядят не менее напряженными, чем отец. Их взгляды художник преднамеренно сделал очень похожими. Однако направлены они не в пустоту, как у отца, а в книгу — священное писание, на церковную свечу. Двое других потомков Александра Меншикова — сын и младшая дочь — показывают, что спасение возможно даже в самые сложные времена. В целом, такая мораль характерна для живописи Сурикова, в которой присутствовало много религиозных подтекстов.
Окружающая обстановка
Важной деталью является даже не обстановка деревянного дома, в которой прослеживаются остатки былой роскоши, а распределение света по полотну. Свет исходит только из-за окна, которое отделяет семью от внешнего мира
Свой, другой и более яркий, свет распределяется благодаря свечке, стоящей у икон. Этот ход подчеркивает основную идею художника, связанную с падением “птенца гнезда Петрова” в тьму, отдаление от всего чистого и правильного.
2 вариант сочинения
Василий Иванович Суриков писал данную картину в течение четырёх лет. Полотно художника достаточно быстро завоевало интерес публики. Данное произведение описывает освобождение Сибири русским атаманом Ермаком. Событие, изображённое на картине, имеет очень большое значение для российской истории.
Данный исторический момент очень близок для художника, так как Василий Иванович родился в Красноярске. Сибирь – родной край автора произведения.
Ермак – полководец, храбрый и мужественный воин, известный атаман русской армии. Во время событий, разворачивающихся на картине, правил Иван Грозный, именно он издал указ о завоевании Сибири. Тогда на территории этих земель жили монголо-татары, которые постоянно совершали набеги на наши земли. Правителем монголо-татар был хан Кучум. Постоянные набеги неприятелей раздражали российского царя. Он хотел, как можно быстрее покончить с ними.
Перед нами предстаёт поле боя, действия происходят на реке. Два войска переплавляется на лодках и выходит лоб в лоб. Русское войско вооружено огнестрельным оружием, в отличие от монголо-татар, которые вооружены только луком для стрельбы. Силы неравны. Ермак уверенно и твёрдо движется вперёд
Художник не выделяет полководца, внимание зрителя направляется на всю армию. Через это автор хочет сделать акцент на духе единства и патриотизма русского народа, который всегда действует сообща
Ермак уверенно протягивает руку вперёд, что свидетельствует о его уверенности в победе над врагом. Василий Иванович изобразил развязку, кульминацию битвы.
Русский народ стремительно продвигается вперёд, его ничто не останавливает. Стоит обратить внимания на суровые и смелые лица воинов. Они идут напролом, русские бойцы уверены в победе. Выстрелы луков соперника только веселят русских солдат. Однако, выстрелы из русских орудий сражают неприятеля. Русские отомстят за каждый набег, каждого убитого и раненого бойца
Стоит обратить внимание, что русские всегда идут на войну со знамёнами и иконами, это подтверждает то, что русский народ всегда полагается на Божественную помощь
Если всматриваться в сторону монголо-татарских войск, можно увидеть, что воины стремительно приближаются. На горе виднеются всадники, которые стремятся к месту боевых действий. Но в конечном итоге монголо-татары оказываются прижаты к собственному городу. Они не успевают переплавиться, их быстро встречают русские войска.
8 класс