Авторская позиция в споре
В пьесе нет одного героя, выражающего авторскую точку зрения. Горький не делит героев на главных и второстепенных, для него нет положительных героев. Лука и Сатин не противопоставлены, своими разногласиями они дополняют друг друга и выражают противоречивые поиски истины самого писателя.
Ключом к пониманию авторской позиции может послужить поэма «Человек», которую Горький завершил через год после написания «На дне», где создал обобщенный образ трагически прекрасного Человека, путешествующего по Вселенной. Герой творит все сам, благодаря верной подруге Мысли, но окружен враждебной свитой, которая стремится к его порабощению. Его неустанно сопровождают: голодная Любовь, прихрамывающая Дружба, уставшая Надежда с сестрицей – приукрашенной Ложью, всех утешающей, Ненависть в оковах терпения, Вера с темными очами и вечная спутница Смерть, всегда готовая к поцелуям. Когда три птицы: Уныние, Тоска, Отчаяние поют в его душе, робкая Надежда красивыми словами, подпевая о радостях покоя и счастье примирения, толкает его в тину объятий сладкой Лени, а та в цепкие лапы своей дочери Скуки. Но мятежный Человек, благодаря зоркой и бессмертной Мысли, не теряет себя. Сатин был выразителем такой идеи, для него человек, созданный по образу и подобию Бога, прежде всего творец, мыслитель.
М.Горький сам писал, что хотел изобразить Луку как красноречивого вредоносного утешителя с холодной душой, но у него не получилось сделать его «извергом добродетели», чтобы любить, жалеть «эти дрянные мешки с кишками» и помогать им жить, и дописывает, что «все-таки жалко людей». Лука в итоге вышел как искренний и мудрый утешитель.
Судьбы героев пьесы «На дне» Горького
В пьесе “ На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки — имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”. В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера.
Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский.
По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог “прорваться”, и это его надломило. Актёр говорит: “Талант – это вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. После того как Лука поведал ему о лечебнице, в которой можно излечиться от алкоголизма, Актёр, как мне показалось, заразился этой идеей. Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе…
Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем. По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.
Рассуждение
В пьесе Максима Горького «На дне» очень интересная система образов. Прежде чем говорить об этих образах, нам нужно понять, что означает название произведения — «дно». Согласно представлению автора, это не только место жительства ночлежки, которая выглядит как подвал с тяжелыми каменными сводами и закопченными стенами, но также это состояние души.
Каждый герой пьесы несчастен по-своему, и у каждого свой путь к выходу из этого состояния. В центре внимания находятся различные персонажи: Васька Пепел — вор и бунтарь, Клещ — жесткий слесарь, Настя — девушка, чьей единственной радостью в жизни является любовный роман, Квашня — продавец пельменей, Бубнов — картузник и алкоголик, Актер — бывший служитель Мельпомены, Барон — бывший хозяин и потерявший все, Алешка — молодой сапожник без будущего, Татарин — верующий мусульманин и Лука — странник, оставивший след в душах каждого обитателя подвала.
Каждый из этих персонажей интересен по-своему. В начале пьесы мы не задумываемся, почему Васька стал вором. Но в один момент он рассказывает о своей жизни и объясняет, что его судьба была предопределена окружающими людьми, которые всегда видели в нем только сына вора. Таким образом, на человека было наложено клеймо, и ему пришлось жить так, как от него ожидали другие. Лука говорит Наташе, что нужно напоминать Ваське, что он хороший парень, чтобы он не забывал об этом. Это указывает на то, что Васька может изменить свою жизнь, если ему помогут поверить в себя.
Василиса, старшая сестра Наташи, была жестокой женщиной, которая любила только деньги и подталкивала Пепла к воровству. Она начинает подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге, Васька убивает Костылева в драке, не рассчитав своей силы. Его дальнейшая судьба — каторга или тюрьма.
Настя мечтает о большой и светлой любви, продаются за деньги. Начитавшись любовные романы, она представляет себе своего возлюбленного: то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет… Можно задаться вопросом: можно ли осуждать ее пустые мечты и ложь, которую она пытается выдать за правду? Настя не обладает определенными знаниями и опытом, поэтому она верит в то, что читает в книгах.
В пьесе «На дне» Максима Горького, мы видим группу обитателей ночлежки, которые в разной степени подверглись жизненным трудностям и стали жертвами своих собственных слабостей. Один из главных героев — актер, который говорит о том, что его организм отравлен алкоголем, но на самом деле он страдает от боли, вызванной сценой. Его слабая натура не позволяет ему бороться с жизненными трудностями, и он продолжает разрушать себя. Но когда Лука предлагает ему надежду, рассказывая о клинике для алкоголиков, актер перестает пить, но вскоре узнает о тщетности своих надежд и кончает с собой.
Сатин — человек со своей философией, который отличается от других обитателей «дна». Он был образованным человеком, много читал, но после того, как отсидел в тюрьме за убийство обидчика своей родной сестры, он стал обитателем ночлежки. Нам становится жалко этого героя, который пережил человеческую трагедию. Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, но на Сатина он оказывает особенное влияние.
Лука выступает в пьесе в качестве странного человека, который начинает будоражить эмоции и скрытые чувства обитателей ночлежки. Он утешает умирающую Анну, говоря ей, что она наконец-то отдохнет, но не каждая душа способна перенести такую встряску. Мы не можем полностью судить о Луке как о положительном или отрицательном герое, но мы видим, что он говорит каждому то, что они хотят услышать, то, что может пробудить в их больных душах светлые чувства.
В целом, пьеса «На дне» очень интересна своими героями, их сложностью и неоднозначностью. Проводятся споры о ней до сих пор, и это свидетельствует о гениальности Горького как драматурга.
Основной философский вопрос: что важнее — истина или сострадание?
Основной конфликт в пьесе определен философским вопросом: «Нужна ли человеку неутешительная правда и стоит ли ее утаивать, доводя сострадание до лжи?» На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Одних правда может убить, другим помочь. Но каким бы сильным не был человек, ему необходимы понимание окружающих, их участие и уважение.
Заключение
Пьеса воспринималась современниками Горького как революционная. Но спустя столетие она не утратила своей актуальности, популярна до сих пор и обошла все мировые театральные подмостки, благодаря глубокому философскому подтексту. Скорее всего, человека с такими качествами, как у Луки, в наше время называли бы толерантным и бесконфликтным, он мог бы стать неплохим психотерапевтом, помогающим людям адаптироваться к реалиям непростой жизни.
Словарь
1. Босяк – обнищавший человек, без жилья и работы.
2. Цензура – структура государственного контроля в искусстве, запрещающая распространение вредоносной информации.
3. Мещане – низшее сословие городских жителей до 1917 г. в Российской империи (торговцы, ремесленники и др.)
4. Разночинцы – выходцы из различных низших сословий, получившие образование.
5. Пройдоха – нечестный, ловкий делец.
6. Шельма – хитрый обманщик.
7. Шулер – карточный мошенник.
8. Пропойца – сильно пьющий человек.
9. Тунеядство – нежелание работать, безделье.
10. Скорняк – мастер по выделке меха.
11. Картузник – изготавливающий мужские головные уборы.
12. Подмостки – театральная сцена.
13. Толерантный – принимающий другого человека таким, как он есть, не осуждающий его жизнь.
Торговка Квашня
Квашня — это ещё одна обитательница ночлежки. Сорокалетняя женщина торгует на базаре пельменями. Восемь лет она прожила вместе с мужем, который постоянно её избивал. Но она не жаловалась, только обрадовалась его смерти. Сейчас за ней ухаживает полицейский Медведев, просит её обвенчаться с ним. Но женщина ему отказывает, так как боится потерять свою свободу.
Эта женщина мечтала, что новый муж станет хорошим помощником и верным другом. Но она ошиблась, хотя развиваться Медведеву не давал её характер. Квашня было с ним слишком строга и била его на глазах у других мужчин. Полицейскому стало стыдно за свою семейную жизнь, и он запил.
Трагедия Насти
Есть в обители и еще одна молодая девушка — Настя. Ей 24 года, а себе на жизнь она зарабатывает неприличной работой — торгует своим телом. В обители у неё есть любовник — Барон, обедневший дворянин. Он считает Настю наивной, доброй, но довольно глупой девушкой.
Она любит читать любовные романы, у неё есть потрёпанная книжка под названием «Роковая любовь». Это мечтательная фантазёрка. Она сочинила историю, согласно которой на ней должен был жениться один молодой человек. Но родители запретили ему, поэтому она оказалась в одиночестве в ночлежке. Этот рассказ заставлял её плакать, хотя все знали, что он выдуманный. Настя сама искренне верит в этот бред, но иногда путается в деталях.
Один Лука поддерживает девушку и говорит, что она имеет право на любые мечты. Ведь каждый человек в этой жизни способен фантазировать о своей судьбе. Настя считает себя несчастной, она хочет выбраться из ночлежки и покончить со своим образом жизни. Ей противна и работа, и окружающие люди. Она надеется когда-нибудь снять себе другую квартиру.
В пьесе Горького раскрыта тема разных человеческих судеб. У каждого из них жизнь сложилась по-разному, но привела их в одно место. И в этой обители они пытаются ужиться, построить хоть какое-нибудь будущее.
Вариант 2
Пьеса Горького «На дне» повествует о людях, которые не сумели обустроиться в жизни и опустились на самое ее дно. Всех персонажей автор собирает в ночлежке Костылевых. Здесь грязно, темно, здание полуразрушенное. И вот в этих условиях живут люди. Объединяет их только то, что все они стали лишними в обществе.
Каждый, живущий в ночлежке, понимает, что он оторван от мира, что связь с прошлым порвана и нет туда возврата. Они очень одиноки и страдают от этого. Но, хотя автор и не описывает их биографий, читая произведение, можно определить кто эти люди и каковы их характеры и судьбы.
Многие ночлежники просто примирились с теми условиями, в которых оказались. К ним можно отнести Бубнова, Анну, Актера, Барона и Настю.
Бубнов ранее владел красильной мастерской, пока он не узнал об измене жены, которая связалась с мастером. Он не стал противиться судьбе, принял это как должное и ушел. В его понимании уже ничего не можно было сделать, что так определено судьбой, что его окружают грязные и подлые люди и от них нужно бежать.
Образ Анны – это образ многих русских женщин той поры. По ее воспоминаниям, она всегда жила очень бедно, вечно недоедал. Она больна и надеется на то, что в загробном мире ей будет легче жить.
Настя и Барон живут воспоминаниями о прошлом и в этом находят отдушину. Настя стала девушкой легкого поведения, но, не смотря на это, она не озлобилась на людей. Настя мечтает о большой искренней любви, придумывает себе прошлое, в котором была такая любовь и живет этим нереальным прошлым. У Барона же прошлое было реальным, где присутствовало и богатство, и знаменитый род, о чем он с тяжестью вспоминает и не пытается изменить жизнь, потопляя горе на дне стакана.
Актер также вспоминает свою былую славу на сцене, приукрашивая ее, и также спасается пьянством.
Среди обитателей ночлежки был Клещ. Он единственный из всех, кто пытается вырваться из ночлежки, и уверен в том, что ему это удастся. Свое спасение он видит в тяжелом и честном труде.
Интересен в пьесе образ Константина Сатина. Свои взгляды на жизнь он показывает в споре с Лукой. Он уверен в том, что нельзя опускать руки перед неприятностями, нужно с ними бороться. Он образован, интеллигентен, он, как и Лука уважает людей, но каждый по-разному. Так, Сатин против сострадания к человеку, он уверен, что жалость только унижает, а Лука уверен в том, что людям нужно помогать и жалеть их.
Вот такие они разные по взглядам – люди, опустившиеся на дно жизни.
Главные герои
Костылев Михаил Иванович
54-летний мужчина, владелец ночлежки для нищих.
Хозяин ночлежки — приюта для бедняков, бездомных людей, обитателей социального дна. Злобный, лицемерный человек, способный на любую подлость ради денег. Женат на молодой женщине Василисе, с которой грубо обращается, а также всячески обижает её младшую сестру Наташу. Костылев занимается скупкой краденых вещей, которые ворует Васька Пепел. Погибает в драке от рук Васьки.
Подробная характеристика Костылева.
Василиса Карповна
Молодая женщина 26 лет, жена Костылева.
Умная, изворотливая, жестокая и бездушная женщина, которая живёт со стариком Костылевым из-за денег. Издевается над своей младшей сестрой Наташей. Имеет любовную связь с Васькой Пеплом, которого подбивает на убийство опостылевшего мужа.
Подробная характеристика Василисы.
Наташа
20-летняя девушка, младшая сестра Василисы.
Добрая, милая, глубоко нравственная девушка, которая вынуждена терпеть издевательства со стороны своей старшей сестры Василисы и её мужа. Устав от тяжёлой жизни в доме сестры, соглашается стать возлюбленной вора Васьки Пепла и с ним покинуть ночлежку. После смерти Костылева оказывается в больнице, а затем бесследно исчезает.
Подробная характеристика Наташи.
Васька Пепел
Обитатель ночлежки, потомственный вор, 28-летний парень.
Потомственный вор, который сбывает краденые вещи Костылеву. Из-за его жадности Пепел дважды сидел в тюрьме. Имеет любовную связь с Василисой, но в итоге охладевает к ней и влюбляется в Наташу, с которой планирует уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Во время драки случайно убивает Костылева и попадает в тюрьму.
Подробная характеристика Васьки Пепла.
Андрей Митрич Клещ
Обитатель ночлежки, 40-летний мужчина, слесарь.
Жестокий, равнодушный человек, который очень плохо обращался со своей женой Анной: бил, обижал, держал впроголодь. Даже когда Анна мучительно умирает от чахотки, он не жалеет её. Вынужден продать свои инструменты, чтобы оплатить похороны жены. Утратив возможность зарабатывать на жизнь, впадает в глубокую депрессию.
Подробная характеристика Клеща.
Анна
Жена Клеща, 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой.
Добрая, кроткая, терпеливая женщина, которая безропотно сносит издевательства и побои своего мужа Клеща. Прожив безрадостную жизнь, она заболевает чахоткой. По её словам, причиной смертельного недуга стала жестокость и равнодушие её супруга. Умирает с мечтой о долгожданном покое в загробном мире.
Подробная характеристика Анны.
Барон
Обитатель ночлежки, 33-летний мужчина, опустившийся дворянин.
Родом из богатого и знатного дворянского семейства. Оказался на дне общества после отбывания тюремного наказания за растрату казённых денег. Сожительствует с Настей, которую презирает, но при этом просит у неё деньги на выпивку. Берёт уроки игры в карты у Сатина, чтобы стать карточным шулером.
Подробная характеристика Барона.
Настя
Обитательница ночлежки, 24-летняя девушка, сожительница Барона.
Молодая проститутка, которая живёт с Бароном. Забывает о своей тяжёлой жизни благодаря любовным романам, которые с упоением читает всё свободное время. Придумав свою идеальную любовную историю, искренне верит в неё.
Подробная характеристика Насти.
Бубнов
Обитатель ночлежки, 45-летний мужчина, картузник.
В прошлом владелец мастерской, скорняк. После измены жены и последующего развода остался ни с чем. Оказавшись без средств и крыши над головой, становится обитателем ночлежки. На жизнь зарабатывает пошивом картузов.
Подробная характеристика Бубнова.
Сатин
Обитатель ночлежки, мужчина 40 лет, карточный шулер.
Образованный человек, в прошлом телеграфист, а сейчас опытный мошенник. Зарабатывает на жизнь, обманывая во время игры в карты. За свой обман бывает жестоко избит. Не хочет честно жить и работать, предпочитая беззаботную жизнь шулера. В прошлом отсидел 5 лет за убийство обидчика своей сестры.
Подробная характеристика Сатина.
Актёр
Обитатель ночлежки, 40-летний мужчина, бывший актёр.
Интересный человек, бывший театральный актёр. Не сумев справиться с жизненными трудностями, стал запойным пьяницей. Поверив в рассказы Луки о существовании бесплатной клиники для алкоголиков, бросил пить и начал собирать деньги на дорогу. Когда Лука внезапно исчез, так и не назвав город с лечебницей, Актёр покончил жизнь самоубийством.
Подробная характеристика Актёра.
Проблемы Наташи
У хозяйки ночлежки, Василисы Карповны, есть 20-летняя сестра Наташа. Все считают ее славной девушкой, так как она строгая и надежная. Она старается помочь каждому обитателю ночлежки, хотя ее собственная сестра и Костылев относятся к ней плохо. Бедная девушка терпит постоянные издевательства и побои. Хозяева обители обращаются с ней, как с прислугой: заставляют убирать, готовить еду, ходить на базар. Наташе некуда идти, поэтому она терпит все их выходки.
Девушка мечтала о том, что за ней приедет кто-то особенный и сможет изменить её жизнь. Но она сама понимает, что эта выдумка вряд ли когда-либо обернется реальностью. За ней ухаживает Васька Пепел и предлагает ей уехать вместе с ним в Сибирь. Он не понимает, почему Наташа отказывается выходить за него замуж. Девушка же просто не любит вора и прямо говорит ему об этом. Хотя по совету старого Луки она все же согласилась стать его женой.
Только в конце пьесы происходит драка, во время которой Васька убивает Костылева. Пепел попадает в тюрьму и выставляет своей сообщницей Василису. А Наташа думает, что они до сих пор остались любовниками и действительно сговорились убить хозяина ночлежки. В гневе она прокляла и Ваську, и свою сестру. После трагедии девушка просто пропадает без вести.
Пьяница актер
Какой бы плохой ни была судьба героев на дне, среди них были и те, жизнь которых очень отличалась. К таким можно отнести и актера — 40-летнего мужчину. Раньше он играл в спектаклях в разных театрах. Но он начал пить, из-за чего у него ухудшилась память. Даже любимое стихотворение он не может вспомнить наизусть. Пьянство не позволило актёру продолжить работу в театрах, поэтому сейчас он оказался в ночлежке.
Этот человек сам признаёт, что алкоголь погубил его жизнь. Он уже задолжал крупную сумму Костылеву за проживание в обители, но выплачивать ее не собирается. Актер считает, что успеху способствует только талант. А образование особой роли не играет. Но каждый человек должен верить в себя и свои силы, только так он сможет чего-то достигнуть.
Актёра нельзя назвать безжалостным человеком. Он обладает большим и добрым сердцем. В пьесе этот мужчина помог больной Анне выйти из комнаты, когда ей было душно. А также он с удовольствием общается с Лукой, который рассказывает ему о городе, где можно бесплатно вылечиться от алкоголизма.
Что погубило жизни этих людей?
Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел — представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении — это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
Сочинение Мечта в произведении На дне
Мечта – это важный механизм, который заставляет человека жить и двигаться вперед. Многие русские писатели в своих произведениях делали акцент на теме грез. Максим Горький в своей пьесе «На дне» показывает, как потеря мечты может изменить человеческое существование. Несмотря на то, что книга написана в 1902 году, проблемы, которые автор озвучивает в произведении, актуальны и сегодня.
16 стр., 7617 слов
Люди дна (по пьесе горького «на дне»)
… показал всю нищету жизни, ее «дно». В пьесе «На дне» он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было … -p-iesie-m-gor-kogho.html Сочинение на тему “Пьеса “На дне” М. Горького” Лука – врачеватель душ или лжец? …Старик! Он умница!.. Он подейство- вал на меня, как кислота на старую и грязную монету …
Главные герои драматической пьесы «На дне» – это низшие слои населения, которые живут в съемных квартирах. Хозяин ночлежки – Михаил Костылев и его жена Василиса Карповна. Этих персонажей нельзя отнести к положительным героям, но все же и у них есть мечта. Содержание ночлежки преследует собой корыстные цели. Обогащение – это предел грез Костылевых. Но в ночлежки, которая принадлежит семейной паре, живут люди, которые мечтают изменить свою жизнь.
Тема мечты больше всего раскрывается в эпизодах с участием Актера. Это бывший работник театра, который из-за болезни потерял доступ к сцене и стал много пить. В грезах он снова возвращается к своей театральной карьере. Благодаря страннику Луке актер верит в свое чудесное исцеление и возвращение к актерской деятельности. Но, когда Лука исчезает, актер не может самостоятельно завершить свой путь к мечте, ему не хватает силы.
Еще один мечтатель, живущий в ночлежке, вор Васька Пепел. Этот человек мечтает забыть свое воровское прошлое и начать новую жизнь с Натальей, где-нибудь в Сибири. Васька пример того, что если не работать над поставленной целью, то мечта так и не станет реальностью. В этом пристанище для нищих и обездоленных живет юная Настя, которая мечтает обрести любовь, о которой пишут книги. Но ее мечтам противоречит ее профессия падшей женщины. Анастасия не в силах бросить ночлежку и начать новую жизнь.
Такая же судьба ожидает и остальных обитателей костылевской ночлежки. Мечтой Клеща, старого слесаря, было обрести свободу и благополучие. Но после смерти жены его жизнь стала еще хуже, ему пришлось продать свои инструменты, и он потерял последний способ заработка.
Максим Горький, в своем произведении, рисует не радужную картину: все герои пьесы не могут обрести желаемое и исполнить собственные мечты. Именно мечта является объединяющим ключом всего произведения. Постоянные неудачи и жизнь на «дне» социальной лестницы убивает мечты жителей ночлежки. Текст произведения дает понять, что жизнь без мечты теряет истинный смысл.
`
«Дно жизни» трагический образ пьесы А.М.Горького «На дне».
Пьеса Горького
«На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского
Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать
точного названия к пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка»,
затем «Без солнца», и, наконец, «На дне». В самом названии
уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не
поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в
русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже «уже некуда
больше идти». Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и
Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще
более страшно и реалистично показан Горьким.
В пьесе
Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой,
беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая
драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди
самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен
своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном
труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный
воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой,
настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение
сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, трагические жертвы
уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и
обречен влачить жалкое существование.
Горький не дает
подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он
воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется
трагизм жизненной судьбы Анны. «Не помню, когда я сыта была… говорит
она. Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…
как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою
несчастную жизнь…» Рабочий Клещ говорит о безысходной свое доле:
«Работы нет… силы нет… Вот -правда! Пристанища, пристанища нету!
Издыхать надо… Вот правда!» Обитатели «дна» выброшены из жизни
в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он
споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая
нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой
Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.
И даже здесь, в
этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы
«дна». Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева,
одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и
обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку.
Столь же
отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.
Страшная участь
обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставит ее с тем, к
чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди
жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным
гимном слова о человек, о его призвании, о его силе и его красоте:
«Человек вот правда! Все в человеке, все для человека! Существует только
человек, все же остальное дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно!
Это звучит гордо!» Гордые слова о том, каким должен быть и каким может
быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека,
которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…
Пламенный
монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере
непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен
в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в
пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых
изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и
вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и
справедливого персонажа.
Вариант 6
Произведения М. Горького про тяжелую жизнь людей дна оставляют глубокие впечатления. Они рассказывают о трагических судьбах людей, которые живут в бедности, изнурены тяжелым трудом и обделены справедливостью.
Персонажи Горького испытывают много страданий и несправедливостей. Они вынуждены бороться за выживание и достойную жизнь. Их судьбы полны горькой боли, утрат и лишений. Главные герои сталкиваются с различными трудностями, в которых они вынуждены проходить через огонь и воду.
Через свои произведения М. Горький показывает, что трагические судьбы людей дна вызывают сочувствие и жалость. Автор заставляет задуматься над тем, как неравномерно распределены возможности и условия жизни в обществе.
Иногда кажется, что у персонажей нет никаких шансов на счастье и удачу. Однако они не теряют надежды и борются до конца. М. Горький показывает, что в каждом человеке есть сила духа, способная преодолеть самые сложные жизненные ситуации.
В произведениях М. Горького чувствуется пронзительная боль за людей, обреченных на трагическую участь. Автор вызывает у читателя сочувствие и понимание к людям, которые вынуждены бороться за свое выживание.
Таким образом, трагические судьбы людей дна в произведениях М. Горького заставляют задуматься о социальной справедливости и силе человеческого духа. Эти произведения учат нас быть добрее, сострадательнее и помогать людям, которые нуждаются в нашей поддержке.
Мне нравится1.5 k.Не нравится954