Краткое содержание «Недоросля» (по действиям)
Действие 1
Госпожа оценивает пошитый для Митрофанушки кафтан и отмечает, что одежда ему не по размеру. Ругает портного Тришку, который говорит, что самоучка, и шить умеет плохо. В ответ Простакова оскорбляет его за «скотские рассуждения» и требует позвать мужа.
Супруг ничего сказать не смеет. Жена недовольна. Она срывается с криком на няню сына Еремеевну, спрашивая, почему «дитя» не накормлено. Кормилица неуверенно замечает, что мальчик съел пять булочек. Мать считает, что няня жадничает. Митрофанушка жалуется на плохой сон, в котором бедная маменька отбила руки, пока наносила удары по нерадивому папеньке.
Тарас, прибывший брат Простаковой,сообщает о своих намерениях жениться на богатой сиротке Софье. Она осталась без родных, а дядюшка – в Сибири. Ей принадлежит это имение, и пора породниться с девушкой. Ему нравится идея, что на её плодородных землях можно развести немало свиней.
Приходит сама «невеста» с посланием от дяди. Простакова просит чиновника Правдина зачитать его: она грамоте не обучена. Митрофанушка тоже не умеет читать, писать. Из письма узнают, что Софье досталось наследство. Госпожа тут же заявляет, что девушке нужен жених.
В деревню прибывают солдаты.
Действие 2
С солдатами приезжает и офицер Милон. Он приставлен к господам для дачи на них характеристики. Он приходит навестить Правдина. Чиновник называет хозяина поместья дураком, а его жену – злой фурией. Милон замечает Софью – девушку, в которую влюблён. Они были в разлуке и потеряли друг друга, но вот нашлись.
Софья жалуется возлюбленному, что госпожа задумала выдать её за своего сына. Сообщает, что не смогла дать решительного отказа, сославшись на то, что выбор будет зависеть от Стародума. Милон ревнует. К беседе присоединяется Скотинин, тоже намеревающийся сделать Софью женой. Он расписывает свои достоинства, выгодно отличающие его от племянника.
При появлении Митрофана дядя набрасывается на него с кулаками, Еремеевна пытается разнять их. Пришедшая вскоре Простакова винит женщину, что та плохо защитила ребенка от драчливого Скотинина.
Действие 3
Прибывает Стародум. Беседует с Правдиным. Из диалога понятно, что он – человек высокого достоинства, чести, ценит духовное выше материальных благ. Считает, что образование – хорошо, но душа превыше всего.
Встречается с Софьей и сообщает, что приехал освободить её. Стародум – умудренный опытом человек, многое повидал и понял, что чины должны быть заслужены, а не выпрошены. Даёт совет племяннице: она вправе сама выбирать, за кого идти замуж, – из любого сословия и положения.
Бранящиеся Простакова с Тарасом изначально хамят, а потом привечают Стародума и начинают заискивать, льстить ему. Неожиданно дядя говорит, что заберёт Софью, поскольку у него уже имеется кандидат на роль её супруга. Скотинин и его сестра наперебой хвалятся: Тарас – за себя, Простакова – за сына. Госпожа приводит учителей в доказательство, что, мол, Митрофанушка обучается.
Простакова заставляет сына немного проявить усердие в учебе, на что тот отвечает: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Учитель Вральман убеждает госпожу, что сыночку и так есть, что показать.
Действие 4
Стародум учит Софью распознавать лжецов и пройдох вроде Простаковых
Дядя говорит о важности добродетельных поступков, совестливых, и что следует остерегаться зависти. Порой внешне пристойный, умнейший человек оказывается настоящим чудовищем внутри
Дядя знакомится с Милоном, не подозревая, что именно его ему советовали выдать за Софью. Стародум рад встрече с офицером, а после племянница признаётся, что влюблена в него. Обстоятельства сложились благополучно.
Стародум резко отвергает кандидатуру Скотинина, когда тот настойчиво заявляет о себе. Митрофанушка тоже спешит блистать талантами. Но его познания совершенно нелепы и неверны. Отказ ждёт и его.
Но госпожа идёт на отчаянный шаг – похищает невесту.
Действие 5
Правдин сообщает, что имение Простаковых переходит под государственную опеку, а крепостные – под защитой от насилия и тирании хозяйки. От такого известия она падает в обморок. Её планы по похищению тоже срываются – Еремеевна сознаётся, что должна была выкрасть Софью по указу госпожи. Девушка спасена Милоном.
Вскрывается правда: Простакова не платила учителям, накопила долги, а Вральман оказывается бывшим кучером Стародума, но не педагогом.
Стародум с Софьей прощаются и уезжают. Простакова плачет, сетуя, что теперь вся надежда у неё на сыночка. Митрофан призывает её отвязаться. Правдин корит его за грубость и отправляет служить в армию. Митрофанушке всё равно куда. Стародум напоследок о Простаковой: «Вот злонравия достойные плоды!»
Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина
«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.
В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности. И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании. Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.
Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер. Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.
Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.
Научные труды современных математиков
Современные математики – это люди, которые ведут научные исследования в области математики и разрабатывают новые методы решения математических задач.
Одним из известных современных математиков является Френсис Сюр, чьи работы посвящены области теории чисел. Он разработал конструкцию, которая обладает особыми свойствами и называется «эллиптической кривой». С помощью этой конструкции можно защитить информацию в современных криптографических системах.
Другой известный современный математик – Мэриам Мираджани, получившая в 2014 году Нобелевскую премию по математике за разработку новой техники решения уравнений, называемой «теориями Галуа». Ее работы позволили заниматься расшифровкой сигналов и разработкой алгоритмов для защиты информации.
Еще один знаменитый современный математик – Теренс Тао, который работает в области теории чисел и анализа. Он разработал новое доказательство основной гипотезы теории чисел, которая была открыта более ста лет назад, а также исследовал свойства сложных чисел и получил несколько премий за свои достижения.
Все эти ученые работают в современном научном сообществе, взаимодействуя с коллегами со всего мира и опубликовывая свои результаты в научных журналах и на конференциях.
Описание главного героя Митрофана и его образования
Митрофан – главный герой комедии «Недоросль» Александра Сергеевича Грибоедова. Этот персонаж описывается как нежный и легкомысленный юноша с паршивой внешностью. Несмотря на свою неуклюжую внешность, Митрофан обладает ярким умом и стремится к образованию.
Митрофан принадлежит к дворянскому сословию, но в отличие от многих своих сверстников, он не считает себя выше других по рождению, а верит в силу знания и образования. Он принадлежит к группе людей, которые в то время назывались «недорослями», что означает, что они не получили должного образования по своему возрасту.
Митрофан не учился в университете, но сильно увлекается математикой и считает ее одной из важнейших наук, которую необходимо изучать. Он читает математические книги и практикуется в решении задач. Его знания математики очень удивляют окружающих и даже профессоров в университете.
Митрофан преодолел свое недоросльство и стал светлым примером стремления к знанию и образованию. Его увлечение математикой и его достижения в этой науке являются ярким примером того, что силой воли и упорства можно достичь чего угодно.
Смысл последних сцен
В названии комедии раскрывается сущность Митрофана, его отрицательная характеристика. Недоросль не только глух к вопросам просвещения, но и проявляет элементарное неуважение к старшему поколению. Он шокирует свою мать, которая не чаяла в нем души и делала для него все самое лучшее. О таких, как госпожа Простакова, говорят, что они перелюбили своих детей. «Да отвяжись, матушка» — говорит ей Митрофанушка, после чего бедная женщина падает в обморок, а Стародум заключает: «Вот злонравия достойные плоды». В финал автор заложил глубокий смысл: люди, которые поначалу были глухи к наукам, очень редко обретают желание обучаться через долгие годы, поэтому продолжают оставаться неучами. Необразованность порождает и другие отрицательные человеческие качества: скупость, грубость, жестокость.
В конце пьесы носители добродетели — Софья, Милон, Правдин и Стародум — уезжают из деревни Простаковых. «Невеждам без души» остается самим выбрать путь своего развития: у них должно поменяться мировоззрение, или они останутся такими же бездушными.
Вариант 2
Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанное в 1781 году, изображает дворянское общество второй половины XVIII века. Среди прочих проблем, которые поднимает автор комедии, выделяются неграмотность и невежество привилегированного сословия того времени.
Госпожа Простакова, следуя модным тенденциям, нанимает для своего сына Митрофана трех учителей – Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. При чтении произведения создается ощущение, что нанятые преподаватели не могут научить недоросля ничему ценному, ведь сами относятся к образованию с пренебрежением. Кроме того, учителей Митрофана нельзя назвать истинными педагогами, знающими тонкости преподавания. Так, Кутейкин, призванный научить недоросля чтению и письму, не окончил обучение в семинарии, так как не смог освоить сложный учебный материал. Поэтому и занятия дьячка с Митрофаном не принесли молодому дворянину никакой пользы: во время «экзамена» недоросль сообщает слушателям, определяя части речи, что дверь «прилагательна», потому что она «приложена к своему месту».
Отставной сержант Цыфиркин относится к своим обязанностям более ответственно. Кажется, что он действительно желает научить дворянина арифметике. Однако Митрофану образование дается с трудом, да и отсутствие опыта обучения у Цыфиркина мешает процессу. Следует отметить, однако, что отставной сержант понимает свою бесполезность в данном деле, возможно, испытывая даже угрызения совести, в отличие от корыстного Кутейкина. Цыфиркин отказывается от платы, предложенной ему Правдиным и Стародумом за приложенные усилия, в то время как Кутейкин требует компенсации за стоптанные сапоги.
Третьим учителем Митрофана является Вральман. Простакова убеждена в том, что немец научит недоросля языкам и светским манерам. Однако Вральман не только не обладает необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы быть наставником дворянина, но и показывает себя как льстивого и корыстного человека. В конце комедии оказывается, что Вральман некогда служил кучером Стародума!
Д. И. Фонвизин мастерски использует «говорящие» фамилии, иронизируя над персонажами комедии. Автор высмеивает незадачливых учителей, но в то же время чувствуется его досада за невежество молодого поколения. Митрофан останется неграмотным несмотря на все усилия его матери, ведь ни он, ни она не видят настоящей ценности образования. Для них учение – лишь дань моде, но не средство стать мудрее и помогать людям. При таком отношении дворян к просвещению и учителя подбираются неграмотные, глупые, такие, как Цыфиркин, Кутейкин и Вральман, неспособные вырастить недоросля разумным человеком.
Биография Фонвизина. Просветительские идеи драматурга
Денис Фонвизин появился на свет 3 апреля 1745 г. в московской богатой дворянской семье. Предок Фонвизина был рыцарем Ливонского ордена бароном фон Визиным, который в годы правления Ивана Грозного перешел на русскую сторону и принял православие. С 4 лет Денис Фонвизин получал домашнее образование, в 10 лет был отдан в гимназию Московского университета, в котором продолжил обучение на философском факультете. Выделялся своими способностями, делал успехи в изучении языков, особенно немецкого, французского и латыни. Еще во время учебы были напечатаны первые его литературные произведения и переводы в журнале «Полезное увеселение». В 1760 г. в числе первых студентов университета был направлен в Петербург, представлен Ломоносову и Сумарокову, руководившим русским театром. На юношу произвела впечатление увиденная впервые постановка спектакля «Генрих и Пернилл», который он оценил позже как «комедию довольно глупую». Но увлечение театром сыграло впоследствии решающую роль в жизни Фонвизина.
Все предки будущего драматурга состояли на военной службе, предполагалось, что и он, записанный еще в 9 лет в Семеновский полк, продолжит семейную традицию. Но Денис Фонвизин выбрал не военную карьеру, а иной путь, проявив себя как талантливый переводчик. В 16 лет он уже перевел книгу «Басни нравоучительные» Гольберга, несколько произведений Вольтера, Овидия и др. Фонвизина после завершения обучения в университете в 1762 г. зачислили в Коллегию иностранных дел переводчиком, спустя год секретарем министра Ивана Елагина. В 1763 г. была поставлена первая пьеса Фонвизина «Корнион», написанная по переводу повести Жан-Батиста-Луи Грессе. В 1769 г. появилась его первая собственная комедия «Бригадир», которая имела такой успех у публики, что Фонвизина поставили в один ряд с основателем классической драматургии Мольером. Он был приглашен к Екатерине II и лично прочитал пьесу императрице.В этом же году Фонвизин был назначен секретарем к Никите Панину, влиятельному государственному деятелю и наставнику наследника престола, вел дипломатическую переписку, участвовал в составлении проектов государственных реформ.
В 1774 г. Фонвизин обвенчался с Екатериной Роговиковой. В 1779 г. с женой совершил первое путешествие в Европу. Свои впечатления о европейской действительности, культуре, достижениях в науке и литературе он описывал в своих письмах к И. Панину, сестре Ф. Аргамаковой и дипломату Я. Булгакову. Он восторженно описывал достопримечательности, музеи и картинные галереи; отзывы о бытовой стороне жизни европейцев и их менталитете были весьма нелестные.
В 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова», выпускавшийся Российской академией наук, стал анонимно выходить написанный Фонвизиным первый словарь русских синонимов «Опыт российского сословника», который лишь формально считался научным трактатом. В основном для словаря была выбрана лексика с политической и социальной окраской. Примеры словоупотребления синонимов представляли собой острую сатиру на господствующие порядки, выставляя знать в невыгодном свете, критикуя правление Екатерины II.
В 1784 г. снова предпринял поездку по европейским странам. В 1785 г. Фонвизин пережил инсульт, был длительное время парализован и прикован к постели, после уехал лечиться в Германию. После выздоровления хотел открыть сатирический журнал, но Екатерина II не позволила, к тому же запретила издание 5-томного собрания сочинений Фонвизина. В 1791 г. писатель четырежды перенес апоплексический удар, что привело к параличу. Последние месяцы тяжело больной Фонвизин писал автобиографию «Чистосердечное признание», но завершить ее не сумел. Скончался в декабре 1792 г., погребен в Александро-Невской Лавре.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(746)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(720)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(697)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(682)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(792)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(577)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
2 вариант
«Недоросль» — комедия Д.И.Фонвизина, обличающая такие пороки общества, как непросвещенность и полное отсутствие тяги к знаниям. Этому подвержен не только главный герой произведения, ленивый и невоспитанный недоросль Митрофанушка, но и его родители. Особенным потрясением становится открытие, что необразованностью отличились и люди, которые должны были подарить мальчику знания, то есть, его учителя.
Обратимся к примеру Цыфиркина, который занимается с Митрофанушкой арифметикой. Он — военный человек, посвятивший службе двадцать лет жизни и ушедший, наконец, в отставку. Тем не менее, Цыфиркину, как и всем, необходимо обеспечить собственное существование: он помогает с подсчётами чиновникам, которые нуждаются в помощи, ведь считать они не умеют. По натуре это хороший человек, но бездарный учитель, ведь за два года работы ему так и не удалось ничему научить Митрофана. Цыфиркин недолюбливает мальчика за лень, однако и сам обладает этим качеством, ведь он, как и Митрофанушка, неграмотен.
Вторым из учителей перед нами предстаёт дьячок Кутейкин, работающий в доме Простаковых учителем грамоты, который занимается с Митрофанушкой чтением и письмом. Из биографии этого персонажа нам известно, что когда-то он учился в семинарии, но Д.И.Фонвизин неспроста наделяет учителя говорящей фамилией. Преподаваемые в семинарии «заумные» науки напугали Кутейкина своей сложностью, из-за чего он бросает получение образования, становясь невежественным человеком. Кроме того, личностные качества учителя оставляют желать лучшего: он корыстен и лжив.
Последний же из учителей, Вральман, называет себя «учителем французского языка и других наук.» Хозяйка не чает в нём души, хотя этот человек только притворяется учителем. На самом деле Вральман когда-то был кучером Стародума, его обман раскрывается в конце произведения. Сам он оказывается нечестным человеком, который в доме на хорошем счету благодаря своему умению польстить Простаковым, а не потому, что он хорошо учил Митрофанушку. От этого «учителя» мальчик совсем не почерпнул знаний.
Итак, самый мудрый из героев произведения, Стародум, называет преподавателей Митрофана невеждами, и вполне справедливо. Мы можем сделать вывод, что дети стремятся к получению знаний только видя перед собой достойный пример в лице родителей и учителей, которые способны привить любовь к наукам и образованию. К сожалению, таких людей не нашлось в окружении Митрофана.
Главные персонажи
Основными героями «Недоросля» являются уже упомянутые Митрофанушка, его родители (при этом следует отметить, что всем в этой семье заправляет мать, не считающая прислугу за людей, усиленно следующая моде того времени; отец же семейства находится полностью под каблуком у своей властной жены, которая даже поднимает на него руку), Софья, ее дядюшка Стародум, жених Милон, государственный чиновник Правдин, чьей целью является разоблачение злодеяний Простаковых (в этом он в итоге преуспевает)
Нужно обратить особое внимание на то, что Фонвизин использовал для своих персонажей «говорящие» имена — ими наделены как положительные (Стародум, Правдин, Софья), так и отрицательные (Скотинин, Простаковы) персонажи. В характеристике Митрофанушки его имя также имеет огромное значение — с греческого «Митрофан» означает «маменькин сынок», что действительно полностью отражает характер героя
Лишь в самом конце пьесы Митрофанушка ругается с матерью и велит ей отстать от него.
Фонвизин сталкивает лбами в своем произведении совершенно разные социальные слои — здесь представлены и чиновники, и дворяне, и слуги… Он открыто высмеивает дворян с их воспитанием, осуждает таких, как Простаковы. С первых же слов пьесы легко понять, где положительные, а где отрицательные герои и каково отношение автора к каждому из них. Во многом именно благодаря прекрасно прописанным образам отрицательных персонажей (особенно характеристике Митрофанушки) «комедия нравов» и принесла своему создателю такой успех. Имя Митрофанушки вообще стало нарицательным. Пьесу, кроме того, разобрали на крылатые выражения с цитатами.
Характеристике Митрофанушки стоит уделить особое внимание. Однако прежде необходимо сказать еще о трех персонажах пьесы
Это учителя Митрофанушки — Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Их нельзя напрямую отнести ни к положительным, ни к они принадлежат к такому типу людей, в которых равным образом сочетается и хорошее, и дурное. Однако фамилии у них также «говорящие»: а говорят они о главном свойстве человека — например, у Вральмана это вранье, а у Цыфиркина — любовь к математике.
Сочинения по произведению «Недоросль»
Одним из обязательных видов работ при изучении комедии «Недоросль» является сочинение. Вот несколько образцов.
«Не хочу учиться, а хочу жениться» – проблема воспитания в повести
В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднимает самые острые и злободневные проблемы, стоявшие перед обществом в те годы. Так, он рассуждает о социально-политической ситуации в России, о произволе помещиков и бесправии крестьян; о роли образования и воспитания.
Причина того, что помещики-самодуры унижают своих крестьян, что дворяне идут на службу не ради блага Отечества, а для получения чинов и званий, кроется в воспитании. Эта тема раскрывается на сопоставлении и противопоставлении представителей молодого поколения – Софьи и Митрофана. На их примере Фонвизин показывает, какую роль играет воспитание для отдельной личности и для государства в целом.
Софья получила от родителей прекрасное воспитание. Она хорошо образованна, умна и начитанна. Но главное ее достоинство, по мнению Стародума, – доброе и чистое сердце. Даже оскорбляющей и унижающей ее Простаковой она никогда не грубит и остается почтительной с ней. А в конце пьесы даже вступается за нее, простив все нанесенные обиды. Девушка ценит любовь и заботу дядюшки Стародума. Она благодарна ему за все, что он делает для нее.
Полная ее противоположность Митрофан. Госпожа Простакова воспитывает сына так же, как воспитывали ее и брата родители. Она убеждена, что «без наук люди живут и жили». Будь ее воля, она и сына не стала бы обучать грамоте. Но по царскому указу он должен получить образование.
К Митрофану ходят учителя, но делается это лишь для галочки. Невежественную помещицу не волнует, что сами не слишком образованные Цыфиркин, Кутейкин и Вральман мало что могут дать ее сыну. Да и сам Митрофан не испытывает никакой тяги к науке и знаниям. Куда интереснее ему гонять голубей. «Не хочу учиться, а хочу жениться», – провозглашает герой, а Простакова всячески поддерживает сына.
Но страшно не только то, что Митрофан остается необразованным юношей в свои почти 16 лет. Гораздо ужаснее, что он растет эгоистом и жестоким человеком. У Простаковой нет уважения к окружающим. Даже с близкими людьми, мужем и братом, она ведет себя грубо. Для нее ничего не стоит оскорбить человека и унизить его.
А уж своих крепостных она и вовсе за людей не считает. Для нее они лишь рабочая сила, обязанная обслуживать ее и платить ей оброк. Митрофанушка растет копией своей матери. Он оскорбляет преданную и обожающую его няню Еремеевну, грубит и диктует свои правила учителям, обижает отца. Ему неведомы жалость и сострадание, он эгоист до мозга костей.
Плоды своего воспитания Простакова пожинает в конце пьесы: управлять поместьем будет Правдин, Митрофан должен отправиться служить в армию. Лишившись власти, жестокая помещица остается одна. От нее отворачиваются все, даже обожаемый сын: «Да, отвяжись, матушка, как навязалась»
Стародум подытоживает: «Вот злонравия достойные плоды!», – подчеркивая важность воспитания молодого поколения
Смысл названия: две стороны медали
Название «Недоросль» для комедии выбрано Фонвизиным неслучайно. В нем заключен важный смысл.
В XVIII в. недорослями называли несовершеннолетних подростков, еще не закончивших образование. Помимо основного, прямого значения, слово «недоросль» имеет и переносное. Так называли невежду, недалекого и необразованного человека, лентяя и лоботряса. Возраст человека при этом не важен. Это оценка применима и к юноше, и к старцу. Благодаря комедии Фонвизина, именно это значение вышло на первый план и закрепилось в русском языке.
Митрофанушка – недоросль в обоих смыслах этого слова. Он не только не получил образование, но и не желает учиться. Знания, которые пытаются ему вдолбить учителя, он считает бессмысленными и бесполезными. Занимается он лишь потому, что иначе не получит разрешения поступить на государственную службу и не сможет получить чины.
Слепая любовь и невежество госпожи Простаковой приводят к тому, что в свои 15 лет Митрофанушка не умеет делать самых элементарных вещей. Для этого у него есть слуги. В результате такого воспитания Митрофанушка вырастает эгоистичным, невежественным, ленивым, грубым, жестоким. Его имя стало нарицательным. Так теперь говорят о людях, которые не желают учиться, недалеких и не способных позаботиться о себе.
Самое страшное для автора, что при неправильном воспитании рано или поздно всякий человек вырастет, достигнет совершеннолетия, но далеко не каждый перестанет быть при этом недорослем.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1