Грузинки в поэме «Мцыри»
В поэме «Мцыри» эпизод встречи с грузинкой играет важную роль в раскрытии темы странствий и поиска себя. Хотя этот эпизод оказывается небольшим по объему, он несет в себе глубокий смысл и имеет большое значение для основного героя.
Грузинки, встреченные Мцыри в своих странствиях, являются символом свободы и страсти. Они олицетворяют противоречивость и многогранность человеческой природы. С одной стороны, они привлекательны и соблазнительны, с другой — неуловимы и непостижимы.
Эпизод встречи с грузинкой становится своеобразным пунктов столкновения двух культур: восточной и западной. В поэме это описывается через поэтические образы природы и яркие краски грузинских национальных традиций.
Мцыри влюбляется в грузинку и ощущает непреодолимую привлекательность этой женщины. Однако, эта встреча оказывается передышкой, мгновением отдыха, после которой герой продолжает свою бесконечную борьбу с самим собой и миром.
Грузинки в поэме «Мцыри» символизируют неуловимость и нестабильность счастья. Они передают атмосферу таинственности и волшебства, которая присутствует на протяжении всего произведения.
Вместе с тем, эпизод встречи с грузинкой показывает, что Мцыри не может обрести истинное счастье и покой, пока не сможет преодолеть свои внутренние противоречия и не найдет свое место в мире.
Таким образом, эпизод встречи с грузинкой является важным моментом в развитии сюжета поэмы «Мцыри». Он помогает глубже понять внутренний мир героя и раскрыть тему поиска и самопознания.
Роль эпизода в развитии сюжета
Встреча с грузинкой меняет жизнь Мцыри, который до этого момента был обращен только на свои внутренние переживания и мысли. Он становится очарован ее личностью и стремится узнать ее лучше
Однако, по мере продвижения сюжета, становится ясно, что грузинка не разделяет чувств Мцыри и не отвечает на его внимание
Этот эпизод подчеркивает основную тему произведения — одиночество и отчаяние главного героя. Мцыри ищет настоящую любовь и соединение с другим человеком, но все его попытки обречены на провал. Встреча с грузинкой вместе с последующей разочарованной попыткой бегства в горы только усиливает его одиночество и отчаяние. Этот эпизод играет роль ключа в развитии сюжета, предвещая трагический исход и несчастный конец Мцыри.
Готовимся к суммативному оцениванию по литературе
Данный материал наш центр развития приготовил для учеников 8 класса, которым на уроках литературы при изучении раздела «Мечты и реальность» нужно проанализировать отдельные эпизоды поэмы Лермонтова «Мцыри». Статья содержит алгоритмы анализа эпизода, различные подходы к пониманию его значения в идейной структуре произведения. Внимательное изучение предложенных материалов дает максимально полное представление о поэме и поможет в дальнейшем написать итоговое эссе. Педагоги нашего центра развития уверены, что публикация будет полезна не только школьникам и выпускникам, но и всем, кто интересуется литературой и хочет овладеть инструментами анализа произведения.
Мы сопроводили статью черно-белыми иллюстрациями П.Бунина и цветными изображениями Л.Непомнящего из ресурсной базы центра развития «Бемби». Художники не просто проиллюстрировали поэму Лермонтова, но и сделали это максимально близко к ее идейному содержанию и эмоциональному настрою.
Хочется предупредить, что анализ эпизодов возможен только после детального изучения всего произведения. Для этого можно обратиться к нашей слайдовой презентации, которая опубликована в разделе «Учителю на заметку». Это поможет получить максимальное количество нужной информации. https://bambi-astana.kz/for-teachers/prezentaciya-k-urokam-analiza-poemy-myulermontova-mcyri
Для полного и всестороннего выполнения задания необходимо помнить, что эпизод в художественном строе произведения несет определенную функцию:
- проясняет ту или иную мысль автора;
- раскрывает характер действующих лиц;
- создает настроение у читателя.
Анализ его ставит своей целью понять, какую роль играет данный эпизод в идейном и художественном пространстве всего произведения и как помогает понять авторскую позицию.
Необходимо правильно представлять структуру эпизода:
- место действия
- время действия
- способ организации текста (от автора, от «Я» героя, диалог, монолог)
Определив границы эпизода, анализируем его содержание, обращая внимание на
- героев
- их поступки
- диалоги и монологи
- авторские размышления.
Итогом предварительной работы становится правильное понимание того, что делают герои и почему они поступают именно так. Что при этом чувствуют? Почему?
Не оставляем без внимания художественные средства, которые использует автор для раскрытия основного смысла эпизода:
- пейзаж
- лирические отступления
- особенности композиции
Отмечаем изобразительные и выразительные средства (тропы и стилистические фигуры).
Внимательно прочитайте статью до конца. И у вас сложится правильное представление обо всех ключевых эпизодах поэмы
Мцыри знакомится с грузинкой:
В поэме «Мцыри» Александра Сергеевича Пушкина описывается знакомство главного героя Мцыри с грузинкой. Это событие оказывает значительное влияние на душевное состояние Мцыри, открывая в нём новые эмоции и чувства.
Встреча с грузинкой происходит на балу, где Мцыри впервые видит эту красивую и загадочную женщину. Она моментально притягивает его взгляд и вызывает яркие эмоции в его сердце и душе.
Изначально Мцыри испытывает простое любопытство к этой необычной девушке, но по мере общения выясняется, что грузинка имеет мечтательную и чувственную натуру, что взаимно влечет Мцыри к ней.
В результате знакомства с грузинкой, Мцыри начинает переживать сильные эмоции, такие как восторг, страсть и волнение. Грузинка становится объектом его влюблённости, он начинает видеть её везде, думать о ней непрерывно и строить в своём воображении идеальный образ этой женщины.
Однако они не могут быть вместе, так как Мцыри является изгоем и поэтом, а грузинка живёт в мире суеты и людей, не понимающих его стремления. Эта невозможность быть рядом с любимой приводит Мцыри в отчаяние и печаль.
В итоге, знакомство Мцыри с грузинкой открывает новую главу в его жизни, наполняет её яркими эмоциями, однако оставляет в его душе тяжелую тоску и невыносимую боль несбыточной любви.
Жанр и направление
Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.
Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.
Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.
Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.
Эпизод с грузинкой в поэме
Главный герой поэмы, Мцыри, встречает загадочную грузинку, которая стала для него воплощением таинственной идеала красоты. Он описывает ее восхищенно и стремится приблизиться к ней. Грузинка становится для него символом определенного идеала женщины, которого он ищет.
Однако, эта встреча с грузинкой также приводит к пониманию и некоторому прозрению у Мцыри. Он понимает, что идеал, которого он искал в грузинке, недостижим. Это становится для него горьким уроком и разочарованием.
Таким образом, эпизод с грузинкой играет важную роль в поэме «Мцыри». Он помогает главному герою осознать свои внутренние конфликты и противоречия, а также найти свое место в мире. Этот эпизод также подчеркивает тему идеала и недостижимости, которая присутствует во всем произведении.
Поворотный момент сюжета
В этом эпизоде Мцыри встречается с прекрасной грузинкой и начинает испытывать сильные чувства. Грузинка оказывает на него огромное влияние своей красотой и загадочностью. Мцыри полностью погружается в свои эмоции и становится готов на все, чтобы быть рядом с грузинкой.
Эта встреча меняет жизнь Мцыри навсегда. Она становится поворотным моментом, после которого поэма переходит в новую фазу. Главный герой начинает осознавать свою судьбу и ставит перед собой новые цели и задачи. Встреча с грузинкой открывает ему новый мир возможностей и вызывает в нем стремление к перемене.
Таким образом, эпизод с встречей грузинки играет ключевую роль в поэме «Мцыри». Он является точкой перелома сюжета и дает толчок к новому развитию и потоку событий. Встреча с грузинкой оказывает сильное влияние на главного героя и меняет его жизнь навсегда.
Отражение внутреннего мира Мцыри
В поэме «Мцыри» встреча Мцыри с грузинкой играет важную роль и отражает его внутренний мир. Этот эпизод позволяет читателю погрузиться в мир героя и увидеть его эмоции и переживания.
Встреча Мцыри с грузинкой становится точкой поворота в его жизни. Этот эпизод позволяет Мцыри ощутить настоящую любовь и страсть, которых он не испытывал ранее. Встреча с грузинкой вызывает у него сильные эмоции и открывает новую грань его внутреннего мира.
Эпизод с грузинкой позволяет читателю узнать о мечтах, желаниях и тоске Мцыри. Во время этой встречи он рассказывает грузинке о своем лишении любви от матери, о своей одиночестве и горечи. Это позволяет читателю лучше понять его внутренний мир и переживания.
Эпизод с грузинкой также отражает противоречия внутреннего мира Мцыри. Он испытывает сильное чувство любви и привязанности к грузинке, в то же время ощущая горечь от невозможности быть с ней. Этот эпизод заставляет Мцыри задуматься о своих чувствах, о своей судьбе и о смысле его жизни.
Таким образом, встреча Мцыри с грузинкой играет важную роль в поэме и отражает его внутренний мир. Этот эпизод позволяет читателю ближе познакомиться с героем, его эмоциями и переживаниями, а также проникнуться его тоской и горечью.
Значимость в судьбе главного героя
Главный герой поэмы «Мцыри» оказывается в эпизоде встречи с грузинкой, и роль этого эпизода имеет важное значение для его судьбы. Встреча с грузинкой становится точкой внутреннего преображения Мцыри, отражая его сложные душевные переживания и поиски своего места в мире
Этот эпизод позволяет читателю лучше понять внутренний мир главного героя, его чувства и эмоции. Романтическая встреча с грузинкой открывает Мцыри новые грани жизни и возможности для самопознания. Он полностью погружается в светлые и чувственные переживания, которые противоречат его натуре и порождают в нем конфликт между желанием быть счастливым и своей внутренней пустотой.
Таким образом, эпизод с встречей грузинки играет значительную роль в судьбе главного героя, раскрывая сложность его натуры и пробуждая в нем потребность в поиске смысла жизни. Этот эпизод является одним из ключевых моментов поэмы «Мцыри», который помогает понять внутреннюю драму главного героя и его стремление к самопознанию.
О чем произведение?
Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.
Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.
Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.
Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.
В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.
Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.
Встреча с грузинкой
Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова , написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы — юный Мцыри , родившийся в вольных краях на лоне дикой природы, но по поле случая попавший в монастырь, в удушливых стенах которого провел всю жизнь. Монастырь для бедняги стал настоящей тюрьмой, из которой он грезил вырваться и повидать родные края.
Однажды ему все-таки удалось сбежать и насладиться прекрасной природой Кавказа. Там он встретился с могучим диким барсом, с которым схлестнулся в схватке и победил. Но самое большое впечатление на него произвела красавица-грузинка в национальном наряде, спустившаяся к горной реке за водой. В особенности Мцыри запомнился ее голос «сладко вольный», «так безыскусственно живой».
По словам автора, мы узнаем, что девушка с семьей живет в бедной хижине в горах. Это простая девушка с большими темными глазами, глубоким взглядом и томным голосом. Но для Мцыри эта встреча не случайна. В стенах монастыря он не знал, каким красивым бывает голос юной девушки. Он не знал, как хороши собой могут быть девушки, выросшие в горных районах Кавказа.
Думаю, именно поэтому эту встречу, он запомнил до конца отведенных ему дней. Вернувшись в монастырь, израненным и ослабшим, он остался там умирать. В последние дни рядом с Мцыри был старый монах, спасший его в детстве от неминуемой смерти.
Юношу интересовал один вопрос, зачем было спасать его, если он вынужден был провести жизнь в удушливых стенах монастыря, не видя красоты кавказской природы, не имея возможность обнять своих родных, слышать голос красивой грузинки, спать под открытым небом и прогуливаться по могучим лесам и долинам гор. Все это очень удручало беднягу, и последние минуты своей жизни он пожелал быть ближе к природе.
В конце произведения герой умирает непокоренный. Его мужество и воля достойны восхищения, ведь он бросил вызов смиренному покою и равнодушию. Жизнь в его понимании виделась вольным существованием, а не бездумным прозябанием. Каждый его день, проведенный вне монастыря, был наполнен живыми красками и новизной. Однако этот мир для человека, выросшего в монастырской келье, оказывается недосягаемым.
Бой Мцыри с барсом — это ключевой эпизод в поэме, кроме того, он наиболее известен и изучен. Сцена неоднократно иллюстрировалась художниками. Стоит вспомнить работы Н. Дубовского, О. Пастернака, а также гравюры, которые были выполнены Ф. Константиновым.
Битва
Оба участника битвы одинаково прекрасны, достойны жизни и свободны. Для Мцыри сражение с барсом — это проверка его сил, которые не находят в монастыре должного применения. «Рука судьбы» героя вела иным путем. Он привык себя считать слабым, пригодным лишь к постам и молитвам. Однако после победы над хищником, он с гордостью открывает в себе новые возможности. Благодаря множеству глаголов, указывающих на скорую смену действия, которые использует автор, можно целиком представить себе невероятно завораживающий бой Мцыри с барсом: насыщенный событиями и динамичный.
Настроение наиболее точно передано словами: «дернулся», «успел», «рванулся». На протяжении всей сцены тревога за главного героя не угасает. Однако Мцыри побеждает, преодолев не барса, а силы судьбы и природы, враждебно настроенные против юноши. Как бы темен ни был лес, герой не оставит свое желание о возвращении на родину.
Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме — у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.
В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс
Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни
В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».
«Весело», «ласково», «играя» — все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.
Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри — равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!
Второстепенные герои и их характеристика
В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.
Барс — сильное, мускулистое животное, дитя свободы. Он прекрасен: глаза его светятся, шерсть отливает серебром. Он смел и отважен: бросается в бой легко. Он любит жизнь и умеет наслаждаться свободой. Схватка барса и Мцыри – это схватка равных, имеющих одинаковые права на жизнь.
Монах — миролюбивый, ласковый и добрый старик. Он взял под свое покровительство больного ребенка, оставленного генералом, выходил его, дал ему образование, какое мог. Но он слаб и не понимает стремления Мцыри к воле.
Грузинка — молодая девушка, покрытая чадрой, под которой угадываются стройное и гибкое тело. Грузинка пришла с кувшином к источнику набрать воды. Наряд ее беден, но она прекрасна, все ее юное существо дышит любовью (или предчувствием любви). «Глубокий мрак ее очей» смущает тайно подсматривающего за ней Мцыри. Она поет – и голос ее «безыскусственно живой», «сладко вольный».
Генерал — военный с многолетним стажем, жесткий, сильный, закаленный в боях. Привозит больного мальчика в монастырь.
Сочинение на тему Грузинка в поэме Мцыри
Несомненно, поэма Михаила Лермонтова «Мцыри» по праву признана одним из самых лучших произведений девятнадцатого века. Главный герой произведения – молодой и свободолюбивый человек. Юноша, который появился на свет и вырос в дикой природе, а потом оказался в монастыре, где прожил всю оставшуюся жизнь, по имени Мцыри.
Грузинка является второстепенным персонажем произведения Лермонтова, однако о влиянии, оказанном ей на главного героя, никак нельзя сказать как о второстепенном. В поэме идет повествование о том, как свободолюбивый юноша ушел из ненавистного монастыря и отправился навстречу природе и красотам Кавказа. Но никакие красоты Кавказа не сравнились, по его мнению, с обычной красавицей-грузинской, одетой в национальные женские одежды (чадру), которая встретилась ему на пути. Лермонтов описывает красоту и молодость девушки, это подчеркивает и ее голос, такой «сладко-вольный».
Однако наряд этой девушки беден, ведь ее семья не была зажиточной. Грузинка вместе со всей своей семьей проживает в бедной хижине (сакле) на горе. Однако несмотря ни на что бедность не стала преградой для молоденькой красавицы – она радовалась жизни и веселилась несмотря на все трудности жизни. Автор в произведении не раз описывает грацию и легкие движения красавицы, а также ее прекрасные темные глаза – мрак ее очей был глубок, пишет автор произведения.
Мцыри вырос в монастыре и он и подумать не мог, что в горах живут такие прекрасные девушки. Герой провел в горах Кавказа три свободных дня и образ красавицы-грузинки Мцыри пронес в своей памяти до конца дней. Девушка часто являлась к нему в снах, явилась она и перед смертью героя. Однажды вкусив свободы, герой никак не мог понять, почему нужно жить всю свою жизнь в «заточении» в монастыре. Очень часто Мцыри, рисуя в мечтах свободную жизнь, представлял образ этой грузинской красавицы и как будто наяву слышал ее голос. Он часто представлял себе, как гуляет на просторе, спит прямо под открытым небом, и везде с ним был этот молодой и красивый голос.
Грузинка для Мцыри стала символом и неотъемлемой составляющей свободы в представлении героя, ведь образ молодой красавицы сопровождал его всю жизнь после той памятной встречи. Несмотря на то, что красавице в произведении отведена второстепенная роль, то, что она стала для героя символом свободы, ставит ее на высшую ступень значимости в поэме Лермонтова. Ведь без встречи с этой девушкой свободная жизнь для Мцыри не представлялась бы такой завораживающей.
Ответы на вопрос
Отвечает Синицын Павел.
27.10.2023 в 15:27
Эпизод встречи с грузинкой в поэме «Мцыри» имеет важную роль. В этом эпизоде автор, Михаил Лермонтов, использует встречу Мцыри с грузинкой, чтобы передать основные идеи и тематику произведения.
Грузинка, встреча с которой происходит в ночном лесу, предстает перед нами как загадочная и таинственная женщина. Она олицетворяет красоту, свободу и страсть, но также неуловимость и непостижимость. Ее явление и исчезновение олицетворяют иллюзорность и неустойчивость границ между реальностью и фантазией, между присутствием и отсутствием.
Через эту встречу автор развивает тему стремления к свободе и непостижимости, которая преследует героя Мцыри на протяжении всего произведения. Грузинка символизирует эти идеи — она недоступна и уходит, как только Мцыри приближается к ней, оставляя его одного и расставляя точки над «i» в отношении ощущения неподвластности и недостижимости желаемого.
Также эпизод встречи с грузинкой проявляет противоположности и конфликты, которые присутствуют в произведении. Мцыри — выходец из гор, а грузинка — представительница долины, тем самым, символизируют две различные сферы жизни и менталитета. Встреча с грузинкой показывает несовместимость их миров, но одновременно вызывает и желание преодолеть эти различия и достичь идеала.
Эпизод также служит для подчеркивания одиночества героя и его стремление к поиску отклика и понимания. Мцыри ощущает сильное влечение к грузинке и пытается проникнуть в ее таинственный мир, но так и не способен установить настоящую связь и коммуникацию. Это одностороннее влечение подчеркивает разделение между Мцыри и окружающим его миром, а также отмечает его самонадеянность и непомерную гордость.
Таким образом, эпизод встречи с грузинкой играет важную роль в поэме «Мцыри», олицетворяя центральные темы произведения — желание достичь недостижимого, конфликты и противоречия, одиночество и поиск понимания. Этот эпизод также служит для развития героя и его взаимодействия с окружающим миром.
Проблематика
Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.
Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова
Поэма «Мцыри» — одно из наиболее известных произведений Лермонтова. В ней поэт смог с удивительным художественным мастерством изобразить природу Кавказа. Не менее ценно смысловое содержание поэмы. Она представляет собой монолог романтического героя, погибающего в борьбе за свободу.
Создание поэмы имеет долгую предысторию. Замысел истории возник у Лермонтова при чтении «Шильонского узника» Байрона. Он последовательно разрабатывает его в стихотворении «Исповедь» и поэме «Боярин Орша». Впоследствии автор целиком перенесет некоторые строки из этих произведений в «Мцыри». Непосредственным источником для поэмы становится история, которую узнал Лермонтов в Грузии. Пленный ребенок-горец был отдан на воспитание в монастырь. Обладая непокорным характером, ребенок несколько раз пытался сбежать. Одна из таких попыток чуть не закончилась его гибелью. Мальчик смирился и дожил до глубокой старости монахом. Лермонтова очень заинтересовала история «Мцыри» (в пер. с груз. – послушник). Он воспользовался прошлыми наработками, добавил элементы грузинского фольклора и создал оригинальную поэму (1839 г).
Сюжет поэмы полностью повторяет историю монаха за исключением одной важной детали. В реальности мальчик выжил, а в произведении Лермонтова окончательная точка не поставлена
Ребенок находится при смерти, весь его монолог является прощанием с жизнью. Только его гибель представляется закономерным финалом.
В образе дикого с точки зрения цивилизации ребенка перед нами предстает романтический герой. Он недолго наслаждался свободной жизнью среди своего народа. Захват в плен и заточение в монастырь лишают его возможности ощутить красоту и великолепие бесконечного мира. Врожденное чувство независимости делает его немногословным и нелюдимым. Его главным желанием становится побег на родину.
Во время бурной грозы, воспользовавшись страхом монахов, мальчик убегает из монастыря. Ему открывается прекрасная картина нетронутой человеком природы. Под этим впечатлением к мальчику приходят воспоминания о своем горном ауле. Это подчеркивает неразрывную связь патриархального общества с окружающим миром. Такая связь безвозвратно утрачена современным человеком.
Ребенок принимает решение добраться до родного очага. Но он не может отыскать дорогу и понимает, что заблудился. Схватка с барсом – необычайно яркая сцена поэмы. Ее фантастичность еще более подчеркивает индивидуализм главного героя, его гордый и непреклонный дух. Полученные раны лишают мальчика последних сил. Он с горечью осознает, что вернулся туда, откуда пришел.
Разговаривая со старцем, главный герой нисколько не жалеет о своем поступке. Три дня, проведенные на свободе, стоят для него всей жизни в монастыре. Его не страшит смерть. Существование в неволе представляется мальчику невыносимым, особенно потому, что он ощутил на себе сладость вольной жизни.
«Мцыри» — выдающееся произведение русского романтизма, которое можно отнести к шедеврам мировой классики.
Непонятные чувства:
Когда Мцыри впервые увидел грузинку и услышал ее пение, в его душе возникли непонятные чувства. Он ощутил сразу и влечение, и тревогу
Грузинка, с ее утонченной красотой и мелодичным голосом, привлекла его внимание и стала сильным источником волнующих эмоций
Мцыри был поражен ее привлекательностью, ее глазами, которые казались ему зеркалом его сокровенных желаний. Она символизировала для него идеал красоты и благородства. Ее голос растрогал его душу и пробудил в нем странную и сильную страсть.
Но вместе с тем, Мцыри чувствовал некую тревогу и печаль. Он понимал, что эти чувства недостижимы и невозможны для него. Он был пленником своего страха перед отвержением и не мог осмелиться приблизиться к ней.
В душе Мцыри боролись противоречивые чувства – любовь и отчаяние, счастье и горе. Он мучился от неизвестности – чувства, которые он испытывал, были ему непонятны и загадочны. Он не знал, как правильно оценить свои эмоции и как ими управлять.
Грузинка стала для Мцыри источником искушения и одновременно страдания. Он был в плену своих собственных чувств и эмоций, не зная, как с ними справиться.
Эта неразрешимая внутренняя борьба и делает героя особенным и интересным. Он переживал все это в душе, скрывая свои чувства от окружающих и одновременно ощущая глубокую боль, одиночество и смутную надежду на счастье.
Идея произведения
Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.
Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.
Мцыри умоляет:
Грузинку, услышав его мольбы, мигнула светлая ей улыбка красная.
И Мима, мигнувши черноглазая, значица благоугодною оказалась златом карающего солнца, и Мцыри смыкая веки, почил.
Но скрипучей мельницы колесо стало кружиться быстрее, и белой пеной окропился поток; невидному исподволь кончиком сапога спустился судья Северных гор.
Но назад он отступил и стал глазаходя думать:
«Предсказание его (Мцыри) гибель дает не только мне колебания и опасения; я не вмер, он есть людской, пропустил ли я возможность определить страх и печаль, так я же продолжу проявлять дружбу и радость. Пойду, возьму его снова; любит он меня, видимо, и, подобно благодарному сапаину, не посчел дождать моего разрешения, чтоб выйти из помещения».
И побежала жаркая канитель так иногда вызывают в сознании угрызения совести и сердца робкостные подозрения…