Анализ стихотворения «В царском селе» Ахматовой
Произведение «В Царском селе» Анны Андреевны Ахматовой впервые было представлено читающей публике на страницах сборника «Вечер».
Стихотворение написано в 1911 году. В эту пору поэтессе 22 года, она еще только готовится дебютировать в отечественной поэзии, муж, Н. Гумилев, всячески поддерживает ее в этом направлении. В этот же период она путешествует по Европе. Жанр элегический, размер у каждой части свой, тут и трехсложник, дольник, и ямб. Рифмовка перекрестная. Пушкинская тема сопровождала поэтессу всю жизнь. Она одинаково охотно углублялась в тайны его личности и творчества. Золотой век русской литературы для А. Ахматовой – и источник вдохновения, и путеводная звезда, и образец. Царское Село неразрывно связано с памятью о А. Пушкине и собственном детстве. После свадьбы молодая семья обосновалась там же, довелось поэтессе побывать в нем и в более поздние годы. Царскосельская тема – одна из самых важных в ее лирике. Первую часть открывает описание «лошадок», которых проводят по аллеям. В строчках явно слышна намеренная звукопись, подчеркивающая минорное настроение героини. «Город загадок» сулил многое, в еще большем разочаровал, однако она все же любит его. Как друг какаду (сравнение): здесь и насмешка над собой, умеющей дружить лишь с прирученной птицей, а не людьми, и более зрелые чувства, в свете которых былые порывы смешны. Предсмертный бред, тоска души: странно вспомнить. «Час пред закатом»: когда тьма спускается на город, и человек остается наедине со своими мыслями и бессонницей. «Ветер с моря»: символ утраченной вольности, чистоты, естественности. Море поэтесса особенно любила. «Уйди»: здесь уже отзвук семейных отношений. Вторая часть посвящена брошенной мраморной статуе, чье таинственное спокойствие манит ее: я тоже мраморною стану. Наконец, третья часть о лицеисте А. Пушкине. Несколько примет, шагов, вздохов – и вот уже перед читателем встает образ «смуглого отрока». Парни – французский поэт. Треуголка – деталь форменной одежды учеников. Эпитеты: растрепанный, холодный, поверженный. Метафора: шорохам зеленым. Ассонанс: столетие мы лелеем. На этих тропинках она одна, но рядом незримо встают спутники: любимый человек, любимый поэт. Пейзаж изображен классический, петербургский.
Царскосельский цикл А. Ахматовой – цельное произведение, передающее аромат и тени двух веков. Вечные чувства прошлого оживают в настоящем.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
какова интерпретация стихотворения Ахматовой «В царском селе»
анализ стихотворения, тема, идея. проблема восприятия для пятиклассников, игра образов. пожалуйста помогите написать контрольную((((
ГАЛИНА Высший разум (747120) 4 года назад
Есть в окрестностях Санкт — Петербурга маленький комфортный городок, названный когда-то Царское Село. С этим пушкинским городком, с его парками и прудами, со всей атмосферой истории и искусства естественно сплелась литературная судьба Анны Ахматовой.
Девочка Аня Горенко была перевезена в Царское Село в годовалом возрасте, прожила там до шестнадцати лет. Писала в ученической тетрадке свои первые стихи. Ей тогда было одиннадцать.
В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особенное место. Стихотворение из цикла «В Царском Селе» о Пушкине- лицеисте. В нём всего восемь строк, но и из них образ молодого поэта выступает необыкновенно живо. Как успешно выбрано слово «лелеем». Не «слышим». не «помним». а именно лелеем, то есть любовно бережем в собственной памяти. Аллеи, озеро, сосны – живые приметы Царскосельского парка. Глубочайшее раздумье Пушкина выражено двумя малыми деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу, и она рядом с лицейской треуголкой лежит на земле. А строчка «Еле слышный шелест шагов» подбором самих звуков замечательно передаёт шелест – может быть, от осенней опавшей листвы.
В этом стихотворении отразились особенности восприятия Пушкина Анной Андреевной: сочетание конкретного чувства его личности («здесь лежала его треуголка» ) и всеобщего поклонения национальному гению («и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов»).
У Пушкина обучалась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе. Недаром, это стихотворение написано в её сборнике «Вечер» первым, ведь конкретно с произведений Пушкина и направлялись начальные ручейки ее умнейшего творческого потока.
«В Царском Селе» А.Ахматова
«В Царском Селе» Анна Ахматова
По аллее проводят лошадок. Длинны волны расчесанных грив. О, пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив.
Странно вспомнить: душа тосковала, Задыхалась в предсмертном бреду. А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду.
Грудь предчувствием боли не сжата, Если хочешь, в глаза погляди. Не люблю только час пред закатом, Ветер с моря и слово «уйди».
…А там мой мраморный двойник, Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик, Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди Его запекшуюся рану… Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану.
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.
Анализ стихотворения Ахматовой «В Царском Селе»
Три поэтических произведения составили небольшой цикл 1911 г. Его заглавие указывает на главную тему — память о любимом городе, в котором прошли годы детства и отрочества автора. Далекие воспоминания об ипподроме и ухоженных лошадях, упомянутых Ахматовой и в прозе, определяют образную структура зачина «По аллее проводят лошадок…» В художественном тексте выстраивается ряд, образованный приметами детства: к аккуратно расчесанным «лошадкам» присоединяются «розовый друг» попугай и лексема «игрушечная», характеризующая субъекта речи.
Лирическая героиня признается в любви к «городу загадок», одновременно намекая на пережитую личную драму. Высокое чувство неразрывно с печалью. Тоскливые эмоции тоже двоятся: сначала они были невыносимо тяжелыми, как «предсмертный бред», а затем сменились спокойным, привычным ощущением душевного груза. Так зарождается тема двойничества, которая получает развитие в следующих стихотворениях триптиха.
Об образе Пушкина, сквозном для ахматовской поэтики, немало сказано исследователями. Начало обширной темы положено анализируемым циклом, где классик предстает и в роли великого поэта, и как человек, один из наших предков.
Принцип амбивалентности положен в основу знаменитого образа статуи-«мраморного двойника» героини из второго текста цикла. Упоминания о холодности белого изваяния обрамляют текст, встречаясь в зачине и концовке. В центральном эпизоде статуя олицетворена: она может чувствовать шелест листьев, вглядываться в озерную гладь, а на теле имеется «запекшаяся рана».
Отчаянное и на первый взгляд парадоксальное желание стать статуей, выраженное эмоциональным возгласом финала, возвращает читателя к теме любви — трагической, навсегда разделенной временем.
В третьем произведении образ классика воплощается в задумчивого смуглого юношу. Звеном, связующим почти легендарное прошлое и настоящее, становятся составляющие художественного пространства: аллеи, берег озера, низкие пеньки под соснами, густо покрытые хвоей. Суть лирической ситуации основывается на замечательной иллюзии: четко очерчивая столетний промежуток между двумя временными планами, автор подчеркивает неизменность природы, включенной в художественное пространство текста. Оригинальный прием создает ощущение, что лирическое «я» и читатель благоговейно следуют за гениальным отроком, неспешно прогуливающимся по парку. Яркие вещные детали, ставшие характерной чертой ахматовского мастерства, усиливают эффект присутствия.
Судьба текста
После экзамена Державин попросил, чтобы Пушкин прислал ему рукописный текст стихотворения. Второй экземпляр оказался у его родного дяди Василия Львовича. Так текст стал знаменитым и популярным.
В 1815 году стихотворение опубликовали в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей». В 1819 году, работая над первым собранием своих стихотворений, которое так и не вышло, Пушкин переработал текст. Из него он убрал упоминания про Александра I как спасителя Европы.
Включить его в сборник удалось только в 1825 году. Его отправили цензору, в результате в вышедшей книге его не оказалось
Считается, что цензор обратил внимание на то, что Пушкин убрал строфу, посвященную императору. А текст был хорошо известен именно в первоначальном виде
Этот факт не мог остаться не замеченным.
Кстати, в 1829 году поэт создал еще одно стихотворение под таким же названием. Оно начинается со слов «Воспоминаньями смущенный…». Путать эти два текста не стоит.
Создание стихотворения
Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) Пушкина писал осенью 1814 года. Он это сделал по необходимости — собственное произведение требовалось прочитать на экзамене в Царскосельском лицее, где учился поэт.
Открытый публичный экзамен проводился при переходе с младшего на старший курс. Свое участие в экзамене подтвердил известный поэт того времени Узнав об этом, учитель словесности лицеистов Галич предложил Пушкину, который уже неоднократно публиковал свою лирику, написать для этого события какое-то достойное стихотворение.
Незадолго до экзамена прошла репетиция. Такое требование выдвинул министр просвещения при правительстве Алексей Разумовский. Он сам и присутствовал на ней. Тогда-то впервые и представил свое произведение Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) произвели на всех большое впечатление.