Дон аминадо: стихи

Дон-аминадо. лирика с иллюстрациями - культура и искусство | искусство

История псевдонима

Настоящее имя поэта-сатирика выдает его еврейское происхождение. Аминодав Пейсахович Шполянский сначала назывался на русский манер Аминадом Петровичем. Под сатирическими публикациями он подписывался как Дон Аминадо. Лирические произведения издавались под его настоящей фамилией. В годы эмиграции писатель использовал псевдоним Д. Аминадо.

Когда фельетоны Аминада Петровича стали появляться в газетах, редакторы ненароком коверкали его необычное имя. Чтобы не называться каждый раз по-разному, то Арнольдом, то Амидавом, Шполянский выбрал псевдоним — Дон Аминадо.

В новом имени было что-то благородно испанское. Ведь писать на еврейские темы Аминад Шполянский не собирался, ограничившись несколькими антисемитскими очерками с библейскими аллюзиями. Но национальная община его не забыла, и сатирические произведения Дона Аминадо регулярно появлялись в еврейском журнале.

Кроме основного псевдонима Шполянский придумал еще три имени: Гидальго, К. Страшноватенко и Кривой Джимми.

Очень просто

Чем это интересно

«Дым без отчества»Иван Бунин«…Главное в его книге, поминутно озаряемой умом, тонким юмором, талантом,— едкий и холодный «дым без отечества», дым нашего пепелища… Аминадо он ест глаза, иногда до слез».Бунин «Верно ли, что Дон Аминадо, автор «Сына без отечества» — Иван Бунин?» «Настоящая фамилия Дон-Аминадо — Шполянский. Раньше сотрудничал в «Сатириконе» и других изданиях. Никакого отношения этот псевдоним к Ив. Бунину не имеет»Господин! Не надо ныть.
Надо жить и пережить.

Надо спрятать пистолет,

Ибо вам не двадцать лет.

Пуля-дура! Можно ль ей

Доверять остатки дней ?

Нет, не можно господин.

А затем вы не один.

И таких, как ваша честь

Еще сотни тысяч есть.

Где хотите — там и тут

Тоже горько, а живут.

За границей — не в раю…

Спите! Баюшки-баю.
Был ход вещей уже разгадан.
Народ молчал и предвкушал.

Советский строй дышал на ладан,

Хотя и медленно дышал…

Но власть идей была упряма,

И понимал уже народ,

Что ладан вместо фимиама

Есть, несомненно, шаг вперед.
Лобик из Ломброзо
Галстучек-кашне,

Морда водовоза,

А на ней пенсне.
Адамович«Не годится ли для его писаний сравнение с серной кислотой? Ничего не остается нетронутым у него, все выжжено и уничтожено… Может быть, остается жив человек в самых простых и вечных своих чувствах».Будем жаловаться вслух,
Что сильнее плоть, чем дух,

Что до Бога высоко,

Что Россия далеко,

Что Данилка и что я-

Две песчинки бытия

И что скоро где-нибудь

Нас положат отдохнуть

Не на час, а навсегда,

И за счет бюро труда.

«Здесь лежат отец и чиж»,

И напишут: «Знай, Париж!

Неразлучные друзья,

Две песчинки бытия,

Две пылинки, две слезы,

Две дождинки злой грозы,

Прошумевшей над землей,

Тоже бедной, тоже злой».
«Спи, мой мальчик, спи, мой чиж».«Мы увидим небо в звездах…»,
Так как все взлетим на воздух.
«Уже начинает темнеть и вот-вот надо мчаться в редакцию сдавать очередной фельетон, а в голову не лезут ни мысли, ни рифмы… И так каждый день… Вы, небось, думаете, что смешить читателей моими побасенками — дело ерундовое: насобачился, мол, и все само собой по щучьему велению выливается на бумагу…»«Его в самом деле любили при жизни, но, может быть, любили в нем не то, что надлежало любить, и, наверное, не так, как он хотел»АдамовичЗдесь погребен веселый щелкопер.
Почти поэт, но не поэт, конечно.

Среди планет беспечный метеор,

Чей легкий свет проходит быстротечно.

Он мог бы и бессмертие стяжать.

Но на ходу напишешь разве книжку?!

А он бежал. И он устал бежать.

И добежал до кладбища вприпрыжку.

Смерть поэта

После войны Шполянский покончил с написанием сатирических стихотворений и сосредоточился на мемуарах. Последствия Второй мировой войны пробудили в его душе глубокий пессимизм и разочарование. Он стал реже выходить на улицу и обрывал рассказы жены о знакомых, которых она встречала.

Воспоминания Дон Аминадо тоже не закончил, поставив вместо точки точку с запятой. Этой недосказанностью Шполянский показал бессмысленность, суетность и бесконечность жизненных тревог — «чувство железной дороги».

Аминад Петрович прожил до конца своих дней в эмиграции. Сатирик скончался в 1957 году в Париже. О творческом наследии Дона Аминадо позаботился искусствовед Илья Зильберштейн. Он переправил писательский архив в Советский Союз. Но до 1990 года сатирические произведения Шполянского были под запретом.

Где родился и вырос

Детство Аминада Петровича прошло в родном уездном городке на Херсонщине. Гимназистом Шполянский показывал среднюю успеваемость, зато отличился бунтарским духом. В 13 лет юный Аминад поддерживал буров — потомков белых крестьян-голландцев в Африке, основавших Оранжевое государство и Трансвааль.

Внешнеполитический активизм Шполянского вызывал недовольство у директора и насмешки одноклассников. Сверстников Аминада больше интересовали стихи о любви, чем судьба африканеров.

В юные годы писателя тоже затронул литературный романтизм. Аминад запоем читал Гюго, Ауэрбаха, Шпильгагена, потом пришла пора Толстого и Чехова.

Образование

Кроме литературы Аминад Петрович увлекся юриспруденцией. Вдохновленный громкими именами того времени (Плевако, Кони, Ледницкий), Шполянский мечтал о Москве, но попал в Одессу, в Новороссийский университет. Энтузиазм молодого студента погасили мрачные стены юридического факультета, который Аминад Петрович называл бездарным.

Отдушиной стали вечерние посещения пивной Брунса — цитадели местной творческой интеллигенции. Здесь произошло знакомство студента Аминада с академиком Иваном Буниным.

В пивной Брунса под влиянием бунинских пародий на друзей и чеховского драматизма, впитанного в школьные годы, сложилась судьба Шполянского как поэта сатирического жанра.

Параллельно с юридической Аминад Петрович проходил «журналистскую» школу. Его первые литературные пробы печатали в трех одесских газетах. Затем Аминад отправился в Киев, где получил диплом. В Москве он встретился с кумирами — адвокатами Федором Плевако, Николаем Тесленко и Василием Маклаковым. Но Аминада Шполянского уже увлекала журналистика и написание фельетонов.

Семья и личная жизнь

У Аминада Петровича были жена и дочь. Надежда Михайловна Шполянская разделяла с мужем трудности жизни в эмиграции. Семья, а не масонское братство, стала священным храмом для сатирика. Он работал на благо своих близких, отказывал себе во всем ради благополучия дочери.

Писатель брался за работу, далекую от возвышенных поэтических рифм. В ту пору молодые эмигранты служили извозчиками, а зрелые работали в питейных заведениях, изображали цыган или малороссов. Несмотря на стесненные обстоятельства, Надежда Михайловна уютно обставила их маленький домик в пригороде Парижа. По стенам висели картины и фотографии — подарки друзей. В комнатах царили чистота и порядок.

Фельетоны Дона Аминадо подкармливали семью. Поэт жил скромно, но любил вкусно поесть и ходить в гости к друзьям. Аминад Петрович не выносил одиночества. Однажды ему пришлось остаться одному дома. Дочери Лене удалили гланды. Надежда Михайловна осталась с ней в больнице.

Шполянский не выдержал тишины пустого дома и пошел к Буниным. Иван Алексеевич и Вера Николаевна тоже собрались уходить — навестить поэтессу Ирину Одоевцеву. Аминад Петрович пришел к ней вместе с Буниными без приглашения и умолял не прогонять его. Шполянского всегда радушно принимали и любили слушать остроты поэта.

Как Аминад Петрович стал масоном

Сатирик попал в эзотерическое братство вольных каменщиков благодаря таланту и знакомствам в русской эмигрантской элите. Шполянского посвятили в члены масонской ложи «Космос», которая насчитывала сорок человек. Ее основатель — русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков, один из активных масонов-эмигрантов, получивший привилегию организовать отдельную ложу.

«Космос» стал первым полностью русским объединением. По замыслу основателя, ее членами могли стать только лучшие представители науки, культуры и искусства. За заслуги перед русскими эмигрантами Аминада Петровича пригласили примкнуть к элитной масонской ложе. Сатирик согласился, хотя масонство не отразилось на его жизни и творчестве. Шполянский не был активным участником братства.

Биография поэта-сатирика Дона Аминадо

Родина автора сатирических стихов и прозы — украинский город Елисаветград, ныне Крапивницкий.

Основные факты биографии Дона Аминадо:

  • получил образование в Новороссийском университете в Одессе, окончил юридический факультет;
  • продолжил учебу в Киеве;
  • начал адвокатскую практику в Москве, параллельно стал писать для газеты «Раннее утро» и журнала «Сатирикон»;
  • служил в Первую мировую войну, с ранением вернулся в Москву;
  • в связи с Октябрьской революцией московские издания прекратили работу, поэтому поэт переехал в Киев;
  • готовил публикации для киевских газет «Утро», «Вечер» и «Киевская мысль», а также сотрудничал с одесским изданием «Современное слово»;
  • в 1920 году уехал жить и работать в Париж, вступил в орден масонов;
  • заведовал художественно-литературной частью в берлинском театре «Карусель»;
  • фашистскую оккупацию провел на нелегальном положении;
  • в течение двадцати лет печатался в эмигрантских журналах и газетах.

Сатирик умер в Париже на 69 году жизни, оставив обширное творческое наследие. Его могила находится на кладбище Пер-Лашез.

Композиция

Дон Аминадо использует для раскрытия своей идеи простую односложную композицию. Он уделяет по одной строфе каждому из городов, потом говорит о запахе русского снега, в последней строфе подводя итог.

Последовательно он перечисляет Лондон, Неаполь, Гамбург, Севилью, Париж – каждый из них связан со своим ароматом, почувствовав который легко вспомнить город.

Эти воспоминания, как указывается в шестой строфе, охватывают лирического героя в тот момент, когда он начинает чувствовать приближение смерти (хотя на самом деле поэт проживет еще тридцать лет). Он думает о своих путешествиях с радостью, ведь его бренная жизнь была наполнена путешествиями, а сердце радостно впитывало множество впечатлений.

И все же – это указывается в предпоследней строфе – особый запах для него есть только один – это аромат Родины, которая пахнет снегом. Чистый снежный запах противопоставляется всему, чем пахнут посещенные города. Подводя итоги своей жизни (а тени уже толпятся у последнего порога), лирический герой говорит о том, что не может вспомнить этот запах – таким образом Дон-Аминадо символически намекает на то, что Россия для него закрыта навсегда. Автор осознает, что испытываемое им чувство тоски по Родине останется навсегда, но надежды на возвращение нет, да и скучает он по стране, которой больше нет.

Эмиграция во Францию и жизнь в Париже

Дон Аминадо был не согласен с внутренней политикой власти после Октябрьской революции. Редакции газет, с которыми он сотрудничал, закрыли. Коллег-писателей, редакторов вызывали на допросы, арестовывали. Беспорядок в литературной и общественной жизни угнетал сатирика. Шполянский бежал сначала в Киев, но беспощадная большевистская рука добралась и туда.

Аминада Петровича не трогали, но работать стало невозможно и просто негде. Поэтому Дону Аминадо пришлось покинуть Родину и перебраться в Париж. Поэт называл переезд изгнанием и надеялся вернуться.

Жизнь во Франции была странной. Шполянского окружали знакомые лица. Многие представители русской интеллигенции и его друзья тоже переселились в столицу. Но былого восторга они не испытывали. Теперь художников и писателей объединяли безденежье и низкое социальное положение.

Аминад Петрович не имел ничего, кроме писательского таланта. Но благодаря умению тонко, с юмором описать трудности эмигрантов он заслужил уважение земляков и признание французов. Шполянский получил орден почетного легиона от правительства за вклад в объединение французской и русской культуры.

Творческая деятельность и библиография

Первая книга Шполянского – «Песни войны» – вышла в 1914 году, после его возвращения с фронта

Позже он посвятил стихотворную пьесу важному для государства событию — Февральской революции 1917 года

В эмиграции Дон Аминадо писал фельетоны и стал соредактором журнала «Сатирикон». Во Франции вышли следующие произведения в жанре лирической сатиры:

  • «Смех в степи»;
  • «Накинув плащ»;
  • «Нескучный сад»;
  • «Дым без отечества»;
  • «В те баснословные года».

Книга «Поезд на третьем пути» — мемуары поэта-сатирика, в которых он описал яркую светскую жизнь дореволюционной Москвы и мрачные годы русской интеллигенции в парижской эмиграции. Сборник «Наша маленькая жизнь» также включает воспоминания Шполянского. В емких рассказах он простыми словами, будто тонкими штрихами, рисует эскизы о жизни простых людей, их тоске по Родине.

В России произведения Дона Аминадо начали печатать только в 1990 году. Кроме сатирической поэзии и воспоминаний в прозе интерес читателей вызывали его меткие афоризмы.

Наибольшую популярность писатель получил среди русских эмигрантов в период жизни во Франции. Он стал главным воспевателем нелепого быта «России, выехавшей за границу». Творчество Дона Аминадо высоко оценили классики русской литературы И. Бунин, М. Цветаева, М. Горький. Шполянский был голосом эмиграции, говорившей о себе с иронией и жалостью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: