30 телеграм-каналов для книголюбов

Литература, журналистика, филология: поле взаимодействия

Содержание и форма

Помните фильмы про Гарри Поттера? В «Узнике Азкабана» есть сцена, где Гарри и Гермиона пользуются маховиком времени, чтобы вернуться в прошлое

Так вот, в этом эпизоде важно, как изображено течение времени — главные герои стоят на месте, а все остальное как бы перематывается назад. В то время как в фильме «Машина времени» профессор Александр Хартдеген изобретает сложнейшее устройство, чтобы отправиться в прошлое

Что объединяет эти два примера? Содержание — путешествие во времени, однако форма совершенно разная. То же самое происходит и с литературными произведениями.

Содержание — это то, о чем говорится в произведении, реализуется за счет сюжета, формы, идеи, темы, внутренней стороны текста.

Форма — это способ предоставления содержания, осуществляется с помощью использования особой художественной речи, композиции, внешней стороны текста.

Как модернисты перевернули значение формы литературного произведения?Как известно, новаторство модернистов было в поиске новых форм и средств выразительности, они постоянно экспериментировали с формой произведений. Вспомним «лесенку» Маяковского — способ записи стиха с разрывами строк на определенном слове, например:У-лица.Лицаудоговгодоврезче.Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского«Из улицы в улицу»Стихотворения Маяковского (и других футуристов) можно не только читать, но и смотреть.Еще один популярный прием модернистов — это использование «потока сознания». Представьте, что все ваши мысли, которые только есть у вас в голове, перенесли на бумагу без знаков препинания. Это и есть «поток сознания» — художественный прием, который имитирует течение мыслей. Чаще всего мы читаем книги ради сюжета, какой-то интересной истории, однако в XX веке многие писатели-модернисты на первое место ставили именно форму произведения. Так, роман У. Фолкнера «Шум и ярость» с сюжетной стороны — это типичная сага про семью, которая живет на юге Америки. Подобные сюжеты встречались часто. Однако роман Фолкнера отличается формой, языком — например, первая часть произведения написана в виде «потока сознания» психически нездорового Бенджи. Герой не понимает, где прошлое, а где настоящее, не осознает, что происходит вокруг.И «лесенка» Маяковского, и «поток сознания» — это все изобретения модернистов, которые экспериментировали с формой произведений.

Вы наверняка замечали, что творчество одного автора может нравиться вам больше другого, и дело тут не только в форме и содержании произведения. Так вот, чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться в термине «поэтика». 

Эмпатия

Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки.

Когда мы читаем о переживаниях героя, то чувствуем его боль: ставим себя на его место, пытаемся понять его чувства, проживаем каждый момент.

Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями.

Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе.

Образное мышление

В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех. Не скажу, что это правильно (сейчас я обожаю детские книги с иллюстрациями), но вот такое чтение без визуальных подсказок очень повлияло на мое воображение. Оно у меня неплохое.

Художественная литература — это возможность придумать что угодно. Мы сами «рисуем» в голове образ главного героя (правда, потом страдаем, когда видим, что в экранизации он выглядит совершенно иначе). Если мы читаем, что герой оказывается в страшном месте, то тут же переносимся в свою холодящую дух фантазию. Каждую деталь мы достаем из своей головы и придаем ей знакомый вид. Включаем воображение на полную, и это делает нашу жизнь гораздо увлекательнее.

Авторские блоги на Дзене

— канал имени автора, на котором Лариса публикует свои фантастические рассказы и повести. Никакого ромфата, что вы! НФ, фэнтези-детективы, попаданцы и временные петли. И всё это с хорошей долей юмора.

— несмотря на то, что Дзен не очень привечает оригинальную художественную прозу, Александр Шавкунов публикует здесь свои романы, повести и рассказы. И если в романах и повестях всё довольно серьёзно, от НФ до фэнтези, то рассказы полны отличного доброго и умного юмора.

— авторский канал с остро-социальной фантастикой. Зомби, апокалипсис, пришельцы — всё это есть, но не только. Ещё темы заточены под современные реалии. Но всего не скажешь — это надо читать.

— авторская боевая фантастика в формате романов, истории из жизни, очень приятный слог.

Культурные коды

История нашего мира — это миллионы культурных кодов, спрятанных в искусстве, литературе, кино, музыке и всех сферах жизни. Узнавать, отыскивать и замечать их — это занятие, которое расширяет кругозор и приносит невероятное удовольствие.

Например, увидев где-нибудь на обложке старуху и подозрительного человека с топором, вы вспомните «Преступление и наказание». Женщина и паровоз станет ассоциацией с «Анной Карениной». Классические персонажи, вроде Робинзона Крузо, Дон Кихота и Одиссея, тоже наверняка будут вам понятны.

Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Скорее это минимум, который помогает видеть мир объемнее, интереснее, разнообразнее. Понимать отсылки, смеяться над шутками, видеть, как жизнь меняется или, напротив, остается прежней.

Фантастика и художественный вымысел

Как часто вы мечтаете перед сном? Всегда ли ваши мысли могут воплотиться в жизнь или есть такие, которые нереально осуществить? 

А вот писатели свои мысли, даже самые удивительные, могут воплотить в жизнь через произведения, а фантастика помогает им это реализовать. 

Фантастика — изображение несуществующих предметов и явлений, вымышленных персонажей, нереальных образов. 

Например, элементы фантастики мы можем наблюдать в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Достаточно вспомнить известный бал Сатаны или образ кота Бегемота, который был то ли кот, то ли человек. 

Художественный вымысел — это всё то, что создается воображением автора.

Все изображаемое так или иначе является вымыслом, даже если в них есть прототипы или указаны реальные события, которые происходили в жизни. Это связано с законом искусства, помните? В текстах отражается именно образ, который возникает в голове автора

Но важно понимать, что он не противопоставляется действительности, это то, что могло случиться в жизни. В этом отличие художественного вымысла от фантастики

Итак, мы разобрали основы теории литературы. Конечно, она на этом не заканчивается и впереди нас ждет много интересного. А чтобы убедиться в этом, продолжайте путешествовать по миру литературы! В этом вам помогут статьи: «Теория литературы: средства художественной выразительности» и «Теория литературы: Роды литературы. Жанры». 

Литература в социокультурном контексте

Не­воз­мож­ность све­сти лит. про­из­ве­де­ние к его струк­тур­ным, внут­рен­ним осо­бен­но­стям вы­зва­ла по­треб­ность до­пол­нить им­ма­нент­ное изу­че­ние Л. её функ­цио­наль­ной ха­рак­те­ри­сти­кой. Ра­ди­каль­ные по­ис­ки рус. фор­ма­ли­стов в 1-й тре­ти 20 в., от­час­ти про­дол­жен­ные Праж­ским лин­гвис­тич. круж­ком (пре­ж­де все­го Р. О. Якоб­со­ном и Я. Му­кар­жов­ским), под­дер­жан­ные ис­сле­до­ва­те­ля­ми в раз­ных стра­нах, ук­ре­пи­ли во 2-й пол. 20 в. осо­з­на­ние то­го фак­та, что лит. про­из­ве­де­ние су­ще­ст­ву­ет и мо­жет быть по­зна­но лишь во взаи­мо­дей­ст­вии разл. об­стоя­тельств и ви­дов че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти: по­ни­ма­ние про­из­ве­де­ния вклю­ча­ет и по­ни­ма­ние ав­тор­ской по­зи­ции (ко­то­рая не сво­дит­ся к опи­са­нию ав­то­ра как кон­крет­но­го ин­ди­ви­да с оп­ре­де­лён­ной био­гра­фи­ей), и зна­ние си­туа­ции чи­та­те­ля, и учёт об­стоя­тельств, обес­пе­чи­ваю­щих рас­про­стра­не­ние и со­хра­не­ние (ли­бо не­со­хра­не­ние) лит. тек­стов в той или иной со­цио­куль­тур­ной си­туа­ции. При та­ком взгля­де на Л. она пред­став­ля­ет со­бой слож­ное и под­виж­ное про­цес­су­аль­ное и ком­му­ни­ка­тив­ное един­ст­во, в ко­то­ром лит. про­из­ве­де­ние пред­ста­ёт как «опе­ра­тив­ная про­грам­ма» (У. Эко), реа­ли­зуе­мая не толь­ко творч. уси­ли­ем ав­то­ра, но и со­твор­че­ст­вом разл. чи­та­те­лей, дей­ст­вую­щих со­об­раз­но сво­ей си­туа­ции и собств. ин­те­ре­сам (спец. вни­ма­ние к ро­ли чи­та­те­ля на­шло от­ра­же­ние в ре­цеп­тив­ной кри­ти­ке). Функ­цио­наль­ный под­ход при­во­дит к то­му, что про­из­ве­дение Л. при­об­ре­та­ет «от­кры­тый» ха­рак­тер, рас­смат­ри­ва­ет­ся как не­ко­то­рая воз­мож­ность ис­тол­ко­ва­ния, пе­ре­тол­ко­вы­ва­ния, вклю­че­ния в дру­гое про­из­ве­де­ние, транс­ме­дий­но­го пе­ре­во­да (эк­ра­ни­за­ции, пре­вра­ще­ния в ком­пь­ю­тер­ную про­грам­му, ху­дож. ин­стал­ля­цию и т. п.). Та­кое по­ни­ма­ние лит. про­из­ве­де­ния от­ве­ча­ет пост­струк­ту­ра­ли­ст­ско­му, по­ст­мо­дер­ни­ст­ско­му со­стоя­нию гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния и пост­аван­гард­ной, по­стмо­дер­ни­ст­ской си­туа­ции в Л. и иск-ве на ру­бе­же 20 и 21 ве­ков.

Рас­смот­ре­ние сло­вес­но­го твор­че­ст­ва в ши­ро­ком со­цио­куль­тур­ном кон­тек­сте по­зво­ля­ет ха­рак­те­ри­зо­вать совр. Л. как от­но­си­тель­но ав­то­ном­ную сфе­ру че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как со­ци­аль­ный ин­сти­тут, пред­став­ляю­щий со­бой един­ст­во ав­то­ра (за­ни­маю­ще­го оп­ре­де­лён­ное об­ществ. по­ло­же­ние), средств рас­про­стра­не­ния и хра­не­ния лит. про­из­ве­де­ний (из­да­тель­ст­ва, жур­на­лы, пуб­лич­ные биб­лио­те­ки), средств ор­га­ни­за­ции об­ществ. ре­ак­ции на пуб­ли­ка­ции (рек­ла­ма, ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние) и чи­таю­щей пуб­ли­ки. Ка­ж­дая из со­став­ляю­щих это­го ин­сти­ту­та под­ле­жит разл. ви­дам тео­ре­тич. и при­клад­но­го ана­ли­за, вклю­чая со­цио­ло­гич. и да­же эко­но­ми­че­ский (напр., изу­че­ние ста­ти­сти­ки чи­та­тель­ско­го спро­са, чи­та­тель­ских ожи­да­ний и сте­пе­ни их удов­ле­тво­рён­но­сти и т. п.).

Словарный запас

Художественная литература — пожалуй, самый приятный способ сделать свой словарный запас больше и разнообразнее. Избавиться от канцеляризмов и шаблонных фраз. Быстро формулировать мысли и без труда писать тексты. Я говорю совершенно серьезно: для меня это лучший источник пополнения словарного запаса.

Да одна только русская литература может заполнить копилку с новыми словами почти мгновенно! Фармазон, шлафор, аониды, зипун, алкать, бельведер и балясничать — пусть некоторые уже стали устаревшими, они могут здорово обогатить речь и придать ей особый колорит.

В 2013 даже проводили исследование, которое показало, как художественная литература влияет на словарный запас. Вот эта синяя черта показывает, насколько больше слов знают те, кто постоянно читают фикшн-литературу. А бирюзовая нижняя линяя — это те, кто «художку» читает редко. Разница между теми и другими — почти в два раза. Впечатляет.

Книжные каналы Дзена

— не самый активный блог, но я с этим издательством давно дружу. Здесь новости о выходе новых книг, подборки, обзоры и даже советы о жизни.

— книжный блог Натальи это эмоциональный взгляд на литературу, обзоры книжных новостей, популяризация современных книг и разборы причин популярности «непонятных» авторов.

— прогрызает всё! Но больше всего любит современную литературу, которая там приятно похрустывает на зубах.

— чем отличается нуар от нон-фикш, как создать героя, что такое камео… Об этом и многом другом, что делает каждую книгу уникальной, можно узнать на канале профессионального редактора.

— интересные истории и факты о книгах, писателях, экранизациях, видеообзоры эксклюзивных и подарочных изданий.

— блог автора о своих книгах и тенденциях в российской литературе.
 
Так как я всё же больше по фантастике, ловите подборки ещё полусотни как минимум каналов, которые уже собрали мои коллеги по Дзену:

  • от Читающего хомяка 
  • от чопочитать
  • от Библио-лаборатории
  • от шикарного Клуба книжных авантюристов
  • — подборка от канала «Швец, чтец и игрец на дуде»

Художественный образ

Вы когда-нибудь представляли, как выглядят герои романов? А потом, посмотрев фильм по этому произведению, понимали, что видение режиссера отличается от вашего? Все это — образы. Несмотря на то, что у режиссера и у вас они могут отличаться, в целом у них много общего — того, что хотел передать нам именно автор.

Художественный образ — это отражение действительности в искусстве, в том числе в литературе. 

Общий закон искусства говорит о том, что действительность преобразуется в образы. Например, Печорин из «Героя нашего времени» — типичный человек 1830-х годов. Так, Лермонтов проанализировал реальных людей этого поколения и отобразил их важные, по его мнению, черты в одном образе Григория Печорина. 

К образам относятся не только герои, но и символы. Например:

  • халат Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов»; 
  • интерьеры и пейзажи: дома Манилова и Плюшкина из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. 

Различные образы помогают писателю лучше выразить идею произведения. С опорой именно на свои цели автор отбирает то, что будет изображено в произведении, а что нет. 

Наши художественные образы должны где-то существовать, верно? Давайте разберемся, что из себя представляют время и пространство в произведении. 

Литературный канон; роды и жанры

По­ня­тие Л. двой­ст­вен­но: с од­ной сто­роны, оно под­ра­зу­ме­ва­ет творч. дея­тель­ность, с дру­гой – её ре­зуль­тат, лит. про­из­ве­де­ние. В об­ществ. соз­на­нии, как пра­ви­ло, пре­об­ла­да­ет имен­но вто­рое по­ни­ма­ние: оп­ред­ме­чен­ные в ви­де тек­стов, за­кре­п­лён­ные ав­то­ри­те­том тра­ди­ции про­из­ве­де­ния со­став­ля­ют при­знан­ный мас­сив Л., ко­то­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся куль­тур­ная, со­ци­аль­ная и иная зна­чи­мость. В его цен­тре – наи­бо­лее це­ни­мые, «об­раз­цо­вые» со­чи­не­ния, ко­то­рые вос­при­ни­ма­лись как об­ла­даю­щие ста­ту­сом ка­но­нич­но­сти (си­туа­ция, ха­рак­тер­ная для древ­них и ср.-век. ли­те­ра­тур) или лит. клас­си­ки. Ес­ли пер­во­на­чаль­но роль клас­си­ки в ев­роп. куль­ту­ре иг­ра­ло ан­тич­ное лит. на­сле­дие, то с воз­ник­но­ве­ни­ем и раз­ви­ти­ем нац. куль­тур и ли­те­ра­тур фор­ми­ру­ет­ся по­ня­тие и со­став нац. клас­сич. со­чи­не­ний. Дроб­ле­ние Л. на нац. и ло­каль­ные ва­ри­ан­ты вы­зы­ва­ет в ка­че­ст­ве ре­ак­ции стрем­ле­ние ин­тег­ри­ро­вать всё это мно­го­об­ра­зие в еди­ное про­стран­ст­во «ми­ро­вой (все­мир­ной) Л.» (Weltli­te­ra­tur; по­ня­тие по­лу­чи­ло при­зна­ние по­сле то­го, как бы­ло ис­поль­зо­ва­но И. В. Гё­те в 1827). Од­на­ко во­прос, мож­но ли дей­ст­ви­тель­но най­ти еди­ную ли­нию раз­ви­тия ми­ро­вой Л. или же она пред­став­ля­ет со­бой лишь сум­му лит. тек­стов, соз­дан­ных че­ло­ве­че­ст­вом, ос­та­ёт­ся от­кры­тым. На­уч. ре­ак­ци­ей на не­го ста­ло по­яв­ле­ние срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния как са­мо­сто­ят. дис­ци­п­ли­ны.

Ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние как нау­ка о Л. де­лит сло­жив­ший­ся мас­сив лит. про­из­ве­де­ний про­шло­го и на­стоя­ще­го со­от­вет­ст­вен­но разл. ас­пек­там струк­ту­ры и функ­ций лит. про­из­ве­де­ний. Тра­ди­ци­он­но Л. под­раз­де­ля­ет­ся на ро­ды ли­те­ра­тур­ные (с 18 в. ут­вер­жда­ет­ся сис­те­ма трёх ро­дов: эпос, ли­ри­ка и дра­ма), а так­же жан­ры. На­чи­ная с эпо­хи ро­ман­тиз­ма в Л. происходит ин­тен­сив­ный про­цесс раз­мы­ва­ния жан­ро­вых гра­ниц; всё боль­шую эс­те­тич. и со­цио­куль­тур­ную зна­чи­мость при­об­ре­та­ют тек­сты, не имею­щие жан­ро­вой оп­ре­де­лён­но­сти, но так­же по­яв­ля­ют­ся и но­вые жан­ро­вые фор­мы (та­кие как де­тек­тив, на­уч­ная фан­та­сти­ка, фэн­те­зи и т. п.). С раз­ви­ти­ем кни­го­из­да­ния и уде­шев­ле­ни­ем пе­чат­ной про­дук­ции в 17–18 вв. фор­ми­ру­ет­ся мас­со­вая ли­те­ра­ту­ра, об­ла­даю­щая осо­бым жан­ро­во-те­ма­тич. со­ста­вом, ко­то­рый не ох­ва­ты­ва­ет­ся тра­диц. сис­те­мой жан­ров. Де­ле­ние Л. на сфе­ры опи­са­ния и ана­ли­за с прак­тич. и тео­ре­тич. це­ля­ми про­ис­хо­дит так­же по та­ким при­зна­кам, как гео­гра­фи­че­ский (лит-ра боль­ших и ма­лых ареа­лов, напр. Лат. Аме­ри­ки или Центр. Ев­ро­пы), эт­ни­че­ский и на­цио­наль­ный, хро­но­ло­ги­че­ский (лит-ра раз­ных пе­рио­дов, ис­то­рия отд. ли­те­ра­тур).

Бонус — уникальные каналы Дзена

— профессиональный автор детективов, писательница с активом более чем в 80 изданных книг и десятком экранизаций. Её блог не рекламный — здесь её отдушина, в которой она пишет на острые темы больной современности и рассказывает о своей жизни.  

— это
канал троих авторов. Из них «один поэт, другой прозаик, и
третий, пишущий про заек». Канал об армии и работе, о рыбалке и охоте, о
спорте и путешествиях, стихах и происшествиях, в общем, о жизни. Стихи можете разбирать на цитаты, эпиграммы и иногда даже на некрологи, настолько они острые и едкие!

— канал журнала «Уральский следопыт», правда-правда. Для тех, кто в теме, это легендарный журнал, в своё славное советское время открывший немало имён писателей-фантастов. Это не главное его предназначение, в журнале на самом деле пишут больше об уникальной уральской природе, но публикуют и новую фантастику. 

Ну и на последок оставил Алёну… И то только потому, что она никак не определится с тематикой канала, в результате чего получается шикарный винегрет из пиратов, программирования, олдовых игр и даже обзоров кино. Канал «» — выбирайте, что нравится!

Если
я кого-то упустил — не обижайтесь, память у меня пока что человеческая и дополнительно кибернетически не усилена (денег от Дзена на имплант пока не хватает). Впрочем, обо многих интересных книжных каналах Дзена уже было сказано, повторяться не буду, посмотрите сами хотя бы ещё вот здесь, если не хватило:

от канала BiblioJulia или

Захотите заявить о себе или
добавить свой любимый канал к моему списку — пишите комментарии. Прямо так и пишите: название канала, ссылка и ваша уникальная авторская аннотация!

Проверь себя

Задание 1.Искусством чего является литература? 

  1. искусством слова
  2. искусством разума 
  3. искусством мелодии 
  4. искусством прозы

Задание 2.Что такое фольклор?  

  1. письменное народное творчество
  2. устное народное творчество
  3. музыкальное народное творчество
  4. правильного ответа нет

Задание 3.Что характерно фольклору? 

  1. Один автор и строгие каноны оформления.
  2. Письменный характер творчества и преобладание описания культуры зарубежных стран.
  3. Традиционность, коллективность, анонимность.
  4. Фольклор не имеет каких-либо черт, отличающих его от нынешней классической литературы.

Задание 4.Когда возникает авторский замысел? 

  1. До начала написания произведения.
  2. В процессе создания произведения.
  3. В конце написания произведения.
  4. В середине написания произведения.

Ответы:1. — 1; 2. — 2; 3. — 3; 4. — 1.

Терапия

В отличии от литературы по саморазвитию «художка» не нацелена на эффективность. Она больше про глубину, осмысление, переживание эмоций. И да, конечно, чтение не может излечить нас от проблем со здоровьем или глубоких психологических травм. Но оно помогает «копнуть» чуть глубже: пережить ситуацию, в которую попадает герой, испытать катарсис и почувствовать себя лучше. Словно побывать на сеансе психотерапии, где собеседниками становятся автор или герои книги.

Кстати, любимые персонажи часто становятся нашими друзьями и советчиками. После прочтения новой книги я ещё пару месяцев веду с героями диалоги в своей голове. Спрашиваю их о чем-то и представляю, что бы они мне ответили. Художественная литература помогает мне переживать новый опыт и находить решения внутренних противоречий. И конечно, получить удовольствие от самого чтения и наслаждаться каждой написанной фразой.

Обложка отсюда

Хронотоп

Нет, это слово не связано с тем, как мы можем синхронно топать с друзьями. Хронотоп — один из литературоведческих терминов, и это страшное слово распадается на две части, что облегчает его понимание.

Хронотоп — это взаимосвязь художественного времени (хроноса) и художественного пространства (топоса), способствующая выражению определенного смысла.

Эти два понятия неразделимы, потому что в тексте всегда так или иначе можно выделить время и место действия. Произведения вне времени и пространства не существуют. 

Обратите внимание, что термин «хронотоп» можно использовать в задании №5 ОГЭ или №12 ЕГЭ, ведь при оценивании сочинения есть отдельный критерий, отвечающий за использование терминов. Существует особый хронотоп провинциальных городов в литературе. Примерами могут служить такие произведения, как «Ионыч» А.П

Чехова, «Гроза» А.Н. Островского, «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В этих городах время зацикливается, исторически не развивается — с помощью этого изображено положение людей, такое же зацикленное.

Как иногда хочется ускорить время на скучных уроках или, наоборот, замедлить во время долгожданных каникул. Нам, к сожалению, не подвластно время, но вот писатель имеет возможность так сделать. 

Художественное время — это время в произведении, которое подчиняется авторской задумке.

Так, автор может останавливаться на конкретных датах, ускорять и замедлять время или вовсе его не выделять, все это зависит от задумки писателя. Помните ленивца по имени Блиц из мультфильма «Зверополис»? В сценах с этим персонажем картинка намеренно замедляется (эффект слоу мо), чтобы показать расслабленность и неторопливость этого героя. 

Художественное пространство — это место, в котором существуют литературные персонажи. 

Пространство также важно в литературном тексте, потому что оно организовывает все события в произведении. Художественное пространство может быть:

  • замкнутым, например, комната Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 
  • и открытым, как в эпизоде, где Болконский смотрит на небо под Аустерлицем в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».  

Также пространство делится на:

  • конкретное — Белогорская крепость в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина;
  • и условное — деревня Обломовка в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Также и термин «художественное пространство» можно использовать в задании №5 ОГЭ, №12 ЕГЭ или же в любом другом сочинении, ведь термины отлично дополнят ваш анализ.Так, вы можете упомянуть, когда и почему автор намеренно замедляет время в произведении. Например, роман И.А. Гончарова «Обломов» местами тяжело читать — это можно объяснить приемом ретардации (намеренным замедлением времени в художественном произведении). Значительный объем первой части произведения посвящен описанию одного дня Обломова. Первая и четвертая части, где Обломов лежит на диване, замедлены. Автор это делает намеренно, чтобы охарактеризовать быт главного героя, его миропорядок — такой же медленный и ленивый. Текст произведения передает настроение Ильи Обломова. 

Мы проделали большой путь в изучении теории литературы, но и это еще не все. Помимо времени и пространства, у произведения есть еще содержание и форма. Сейчас разберемся, как форма может влиять на содержание произведения. 

Фактчек

  • Литература и фольклор относятся к временным видам искусства. Литература — это любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли, тогда как фольклор — это устное народное творчество. Фольклор появился задолго до литературы.
  • Произведениям фольклора свойственны устный характер, вариативность, контакт рассказчика с читателем, коллективность, анонимность, и определённые средства художественной выразительности. 
  • В литературных произведениях действия сюжета происходят в определенном пространстве и времени. Их сочетание называется хронотоп.
  • Поэтика — это многозначный термин. В широком смысле это — теория литературы в целом. В более узком — исследование языка, стилистики, формы, композиции. В частном употреблении это — особенности творчества отдельного писателя.
  • Первой ступенью творческого процесса создателя литературного произведения является авторский замысел.
  • Отличие фантастики от художественного вымысла заключается в том, что она помогает автору изобразить нечто вымышленное, несуществующее в реальной жизни. Тогда как художественный вымысел — позволяет изобразить нечто, реально существующее в действительности, но в желаемом автором виде. 

Фантастика на Дзене:

(ну да, скромность — это не обо мне) — здесь всё о фантастике во всех её проявлениях. Большей частью — о хорошей и интересной, критиковать не люблю.

— Никита нашёл свою нишу: в основном на его канале обзоры советской фантастики, очень часто — несправедливо забытой. Но не только — есть и западная классика. Проработка статей настолько глубока, что часто можно утонуть. Выплыть поможет отличная сплочённая команда подписчиков.

— практически первый канал о фантастике, с которым я столкнулся на Дзене. Писать о любимом жанре мы с Сергеем начали почти одновременно, подружились каналами. У него, кроме фантастики, здесь выходят отличные исторические обзоры и развита тема военно-морского флота. Всё подталкиваю его написать книгу про мир в 1380 году! Кроме того, космическо-фантастическая тема развивается на втором блоге — «»

— второй канал Алексея Аряева. на котором он пишет о книгах в жанрах космооперы. И о фантастике, как понятно из названия. Первый его канал именно и узкожанровый — «», тема понятна из названия.

— авторский блог писательского дуэта, открывшего для читателей Вселенную Зари: цикл романов о будущем, где важную роль играют… духи культа вуду. А ещё книги Олега Щетинина и Наталии Крамаренко наполнены «ламповым» отсветом крутой советской фантастики, которую они (как ни странно) иногда критически разбирают в своих статьях. А ещё у них полна палата №6 пациентами, пишущими о космосе.

— уникальный узкотематический блог для широкой аудитории, направленный на вовлечение всё новых и новых эльфов в секту поклонников Толкина! Я всегда говорил, что фамилия правильно без «е», здесь моё мнение аргументировано.

— как понятно из названия блога, фэнтези здесь активно проникает в далёкую-далёкую Галактику. Статьи и посты о самой разной фантастике, книги и фильмы пополам.

— уникальный блог, исследующий жанр фэнтези от самых основ. Комиксы 50-х, видео-треш 80-х, позыбытые авторы и даже музыка по мотивам известных саг.

— самый настоящий навигатор по огромному морю книг… не самого лучшего качества. Автор читает много самиздата, где живёт много графоманов не самого высокого пошиба. И рассказывает с хорошей долей юмора и сарказма об их перлах. если хотите узнать, что не стоит читать, заходите.

— блог с обзорами и подборками книг в попаданческом жанре. Авторами создана уникальная Энциклопедия, в которую включено уже больше 2500 книг!

— крепкий блог о фантастике во всех проявлениях, где автор, несмотря на французский акцент, может пройтись по жанру и русской дубиной.

— к сожалению, редко публикующий автор со своим взглядом на фантастику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: