Содержание и форма
Помните фильмы про Гарри Поттера? В «Узнике Азкабана» есть сцена, где Гарри и Гермиона пользуются маховиком времени, чтобы вернуться в прошлое
Так вот, в этом эпизоде важно, как изображено течение времени — главные герои стоят на месте, а все остальное как бы перематывается назад. В то время как в фильме «Машина времени» профессор Александр Хартдеген изобретает сложнейшее устройство, чтобы отправиться в прошлое
Что объединяет эти два примера? Содержание — путешествие во времени, однако форма совершенно разная. То же самое происходит и с литературными произведениями.
Содержание — это то, о чем говорится в произведении, реализуется за счет сюжета, формы, идеи, темы, внутренней стороны текста.
Форма — это способ предоставления содержания, осуществляется с помощью использования особой художественной речи, композиции, внешней стороны текста.
Как модернисты перевернули значение формы литературного произведения?Как известно, новаторство модернистов было в поиске новых форм и средств выразительности, они постоянно экспериментировали с формой произведений. Вспомним «лесенку» Маяковского — способ записи стиха с разрывами строк на определенном слове, например:У-лица.Лицаудоговгодоврезче.Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского«Из улицы в улицу»Стихотворения Маяковского (и других футуристов) можно не только читать, но и смотреть.Еще один популярный прием модернистов — это использование «потока сознания». Представьте, что все ваши мысли, которые только есть у вас в голове, перенесли на бумагу без знаков препинания. Это и есть «поток сознания» — художественный прием, который имитирует течение мыслей. Чаще всего мы читаем книги ради сюжета, какой-то интересной истории, однако в XX веке многие писатели-модернисты на первое место ставили именно форму произведения. Так, роман У. Фолкнера «Шум и ярость» с сюжетной стороны — это типичная сага про семью, которая живет на юге Америки. Подобные сюжеты встречались часто. Однако роман Фолкнера отличается формой, языком — например, первая часть произведения написана в виде «потока сознания» психически нездорового Бенджи. Герой не понимает, где прошлое, а где настоящее, не осознает, что происходит вокруг.И «лесенка» Маяковского, и «поток сознания» — это все изобретения модернистов, которые экспериментировали с формой произведений. |
Вы наверняка замечали, что творчество одного автора может нравиться вам больше другого, и дело тут не только в форме и содержании произведения. Так вот, чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться в термине «поэтика».
Эмпатия
Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки.
Когда мы читаем о переживаниях героя, то чувствуем его боль: ставим себя на его место, пытаемся понять его чувства, проживаем каждый момент.
Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями.
Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе.
Образное мышление
В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех. Не скажу, что это правильно (сейчас я обожаю детские книги с иллюстрациями), но вот такое чтение без визуальных подсказок очень повлияло на мое воображение. Оно у меня неплохое.
Художественная литература — это возможность придумать что угодно. Мы сами «рисуем» в голове образ главного героя (правда, потом страдаем, когда видим, что в экранизации он выглядит совершенно иначе). Если мы читаем, что герой оказывается в страшном месте, то тут же переносимся в свою холодящую дух фантазию. Каждую деталь мы достаем из своей головы и придаем ей знакомый вид. Включаем воображение на полную, и это делает нашу жизнь гораздо увлекательнее.
Авторские блоги на Дзене
— канал имени автора, на котором Лариса публикует свои фантастические рассказы и повести. Никакого ромфата, что вы! НФ, фэнтези-детективы, попаданцы и временные петли. И всё это с хорошей долей юмора.
— несмотря на то, что Дзен не очень привечает оригинальную художественную прозу, Александр Шавкунов публикует здесь свои романы, повести и рассказы. И если в романах и повестях всё довольно серьёзно, от НФ до фэнтези, то рассказы полны отличного доброго и умного юмора.
— авторский канал с остро-социальной фантастикой. Зомби, апокалипсис, пришельцы — всё это есть, но не только. Ещё темы заточены под современные реалии. Но всего не скажешь — это надо читать.
— авторская боевая фантастика в формате романов, истории из жизни, очень приятный слог.
Культурные коды
История нашего мира — это миллионы культурных кодов, спрятанных в искусстве, литературе, кино, музыке и всех сферах жизни. Узнавать, отыскивать и замечать их — это занятие, которое расширяет кругозор и приносит невероятное удовольствие.
Например, увидев где-нибудь на обложке старуху и подозрительного человека с топором, вы вспомните «Преступление и наказание». Женщина и паровоз станет ассоциацией с «Анной Карениной». Классические персонажи, вроде Робинзона Крузо, Дон Кихота и Одиссея, тоже наверняка будут вам понятны.
Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Скорее это минимум, который помогает видеть мир объемнее, интереснее, разнообразнее. Понимать отсылки, смеяться над шутками, видеть, как жизнь меняется или, напротив, остается прежней.
Фантастика и художественный вымысел
Как часто вы мечтаете перед сном? Всегда ли ваши мысли могут воплотиться в жизнь или есть такие, которые нереально осуществить?
А вот писатели свои мысли, даже самые удивительные, могут воплотить в жизнь через произведения, а фантастика помогает им это реализовать.
Фантастика — изображение несуществующих предметов и явлений, вымышленных персонажей, нереальных образов.
Например, элементы фантастики мы можем наблюдать в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Достаточно вспомнить известный бал Сатаны или образ кота Бегемота, который был то ли кот, то ли человек.
Художественный вымысел — это всё то, что создается воображением автора.
Все изображаемое так или иначе является вымыслом, даже если в них есть прототипы или указаны реальные события, которые происходили в жизни. Это связано с законом искусства, помните? В текстах отражается именно образ, который возникает в голове автора
Но важно понимать, что он не противопоставляется действительности, это то, что могло случиться в жизни. В этом отличие художественного вымысла от фантастики
Итак, мы разобрали основы теории литературы. Конечно, она на этом не заканчивается и впереди нас ждет много интересного. А чтобы убедиться в этом, продолжайте путешествовать по миру литературы! В этом вам помогут статьи: «Теория литературы: средства художественной выразительности» и «Теория литературы: Роды литературы. Жанры».
Литература в социокультурном контексте
Невозможность свести лит. произведение к его структурным, внутренним особенностям вызвала потребность дополнить имманентное изучение Л. её функциональной характеристикой. Радикальные поиски рус. формалистов в 1-й трети 20 в., отчасти продолженные Пражским лингвистич. кружком (прежде всего Р. О. Якобсоном и Я. Мукаржовским), поддержанные исследователями в разных странах, укрепили во 2-й пол. 20 в. осознание того факта, что лит. произведение существует и может быть познано лишь во взаимодействии разл. обстоятельств и видов человеческой активности: понимание произведения включает и понимание авторской позиции (которая не сводится к описанию автора как конкретного индивида с определённой биографией), и знание ситуации читателя, и учёт обстоятельств, обеспечивающих распространение и сохранение (либо несохранение) лит. текстов в той или иной социокультурной ситуации. При таком взгляде на Л. она представляет собой сложное и подвижное процессуальное и коммуникативное единство, в котором лит. произведение предстаёт как «оперативная программа» (У. Эко), реализуемая не только творч. усилием автора, но и сотворчеством разл. читателей, действующих сообразно своей ситуации и собств. интересам (спец. внимание к роли читателя нашло отражение в рецептивной критике). Функциональный подход приводит к тому, что произведение Л. приобретает «открытый» характер, рассматривается как некоторая возможность истолкования, перетолковывания, включения в другое произведение, трансмедийного перевода (экранизации, превращения в компьютерную программу, худож. инсталляцию и т. п.). Такое понимание лит. произведения отвечает постструктуралистскому, постмодернистскому состоянию гуманитарного знания и поставангардной, постмодернистской ситуации в Л. и иск-ве на рубеже 20 и 21 веков.
Рассмотрение словесного творчества в широком социокультурном контексте позволяет характеризовать совр. Л. как относительно автономную сферу человеческой деятельности, как социальный институт, представляющий собой единство автора (занимающего определённое обществ. положение), средств распространения и хранения лит. произведений (издательства, журналы, публичные библиотеки), средств организации обществ. реакции на публикации (реклама, литературная критика, литературоведение) и читающей публики. Каждая из составляющих этого института подлежит разл. видам теоретич. и прикладного анализа, включая социологич. и даже экономический (напр., изучение статистики читательского спроса, читательских ожиданий и степени их удовлетворённости и т. п.).
Словарный запас
Художественная литература — пожалуй, самый приятный способ сделать свой словарный запас больше и разнообразнее. Избавиться от канцеляризмов и шаблонных фраз. Быстро формулировать мысли и без труда писать тексты. Я говорю совершенно серьезно: для меня это лучший источник пополнения словарного запаса.
Да одна только русская литература может заполнить копилку с новыми словами почти мгновенно! Фармазон, шлафор, аониды, зипун, алкать, бельведер и балясничать — пусть некоторые уже стали устаревшими, они могут здорово обогатить речь и придать ей особый колорит.
В 2013 даже проводили исследование, которое показало, как художественная литература влияет на словарный запас. Вот эта синяя черта показывает, насколько больше слов знают те, кто постоянно читают фикшн-литературу. А бирюзовая нижняя линяя — это те, кто «художку» читает редко. Разница между теми и другими — почти в два раза. Впечатляет.
Книжные каналы Дзена
— не самый активный блог, но я с этим издательством давно дружу. Здесь новости о выходе новых книг, подборки, обзоры и даже советы о жизни.
— книжный блог Натальи это эмоциональный взгляд на литературу, обзоры книжных новостей, популяризация современных книг и разборы причин популярности «непонятных» авторов.
— прогрызает всё! Но больше всего любит современную литературу, которая там приятно похрустывает на зубах.
— чем отличается нуар от нон-фикш, как создать героя, что такое камео… Об этом и многом другом, что делает каждую книгу уникальной, можно узнать на канале профессионального редактора.
— интересные истории и факты о книгах, писателях, экранизациях, видеообзоры эксклюзивных и подарочных изданий.
— блог автора о своих книгах и тенденциях в российской литературе.
Так как я всё же больше по фантастике, ловите подборки ещё полусотни как минимум каналов, которые уже собрали мои коллеги по Дзену:
- от Читающего хомяка
- от чопочитать
- от Библио-лаборатории
- от шикарного Клуба книжных авантюристов
- — подборка от канала «Швец, чтец и игрец на дуде»
Художественный образ
Вы когда-нибудь представляли, как выглядят герои романов? А потом, посмотрев фильм по этому произведению, понимали, что видение режиссера отличается от вашего? Все это — образы. Несмотря на то, что у режиссера и у вас они могут отличаться, в целом у них много общего — того, что хотел передать нам именно автор.
Художественный образ — это отражение действительности в искусстве, в том числе в литературе.
Общий закон искусства говорит о том, что действительность преобразуется в образы. Например, Печорин из «Героя нашего времени» — типичный человек 1830-х годов. Так, Лермонтов проанализировал реальных людей этого поколения и отобразил их важные, по его мнению, черты в одном образе Григория Печорина.
К образам относятся не только герои, но и символы. Например:
- халат Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов»;
- интерьеры и пейзажи: дома Манилова и Плюшкина из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.
Различные образы помогают писателю лучше выразить идею произведения. С опорой именно на свои цели автор отбирает то, что будет изображено в произведении, а что нет.
Наши художественные образы должны где-то существовать, верно? Давайте разберемся, что из себя представляют время и пространство в произведении.
Литературный канон; роды и жанры
Понятие Л. двойственно: с одной стороны, оно подразумевает творч. деятельность, с другой – её результат, лит. произведение. В обществ. сознании, как правило, преобладает именно второе понимание: опредмеченные в виде текстов, закреплённые авторитетом традиции произведения составляют признанный массив Л., которому приписывается культурная, социальная и иная значимость. В его центре – наиболее ценимые, «образцовые» сочинения, которые воспринимались как обладающие статусом каноничности (ситуация, характерная для древних и ср.-век. литератур) или лит. классики. Если первоначально роль классики в европ. культуре играло античное лит. наследие, то с возникновением и развитием нац. культур и литератур формируется понятие и состав нац. классич. сочинений. Дробление Л. на нац. и локальные варианты вызывает в качестве реакции стремление интегрировать всё это многообразие в единое пространство «мировой (всемирной) Л.» (Weltliteratur; понятие получило признание после того, как было использовано И. В. Гёте в 1827). Однако вопрос, можно ли действительно найти единую линию развития мировой Л. или же она представляет собой лишь сумму лит. текстов, созданных человечеством, остаётся открытым. Науч. реакцией на него стало появление сравнительно-исторического литературоведения как самостоят. дисциплины.
Литературоведение как наука о Л. делит сложившийся массив лит. произведений прошлого и настоящего соответственно разл. аспектам структуры и функций лит. произведений. Традиционно Л. подразделяется на роды литературные (с 18 в. утверждается система трёх родов: эпос, лирика и драма), а также жанры. Начиная с эпохи романтизма в Л. происходит интенсивный процесс размывания жанровых границ; всё большую эстетич. и социокультурную значимость приобретают тексты, не имеющие жанровой определённости, но также появляются и новые жанровые формы (такие как детектив, научная фантастика, фэнтези и т. п.). С развитием книгоиздания и удешевлением печатной продукции в 17–18 вв. формируется массовая литература, обладающая особым жанрово-тематич. составом, который не охватывается традиц. системой жанров. Деление Л. на сферы описания и анализа с практич. и теоретич. целями происходит также по таким признакам, как географический (лит-ра больших и малых ареалов, напр. Лат. Америки или Центр. Европы), этнический и национальный, хронологический (лит-ра разных периодов, история отд. литератур).
Бонус — уникальные каналы Дзена
— профессиональный автор детективов, писательница с активом более чем в 80 изданных книг и десятком экранизаций. Её блог не рекламный — здесь её отдушина, в которой она пишет на острые темы больной современности и рассказывает о своей жизни.
— это
канал троих авторов. Из них «один поэт, другой прозаик, и
третий, пишущий про заек». Канал об армии и работе, о рыбалке и охоте, о
спорте и путешествиях, стихах и происшествиях, в общем, о жизни. Стихи можете разбирать на цитаты, эпиграммы и иногда даже на некрологи, настолько они острые и едкие!
— канал журнала «Уральский следопыт», правда-правда. Для тех, кто в теме, это легендарный журнал, в своё славное советское время открывший немало имён писателей-фантастов. Это не главное его предназначение, в журнале на самом деле пишут больше об уникальной уральской природе, но публикуют и новую фантастику.
Ну и на последок оставил Алёну… И то только потому, что она никак не определится с тематикой канала, в результате чего получается шикарный винегрет из пиратов, программирования, олдовых игр и даже обзоров кино. Канал «» — выбирайте, что нравится!
Если
я кого-то упустил — не обижайтесь, память у меня пока что человеческая и дополнительно кибернетически не усилена (денег от Дзена на имплант пока не хватает). Впрочем, обо многих интересных книжных каналах Дзена уже было сказано, повторяться не буду, посмотрите сами хотя бы ещё вот здесь, если не хватило:
от канала BiblioJulia или
Захотите заявить о себе или
добавить свой любимый канал к моему списку — пишите комментарии. Прямо так и пишите: название канала, ссылка и ваша уникальная авторская аннотация!
Проверь себя
Задание 1.Искусством чего является литература?
- искусством слова
- искусством разума
- искусством мелодии
- искусством прозы
Задание 2.Что такое фольклор?
- письменное народное творчество
- устное народное творчество
- музыкальное народное творчество
- правильного ответа нет
Задание 3.Что характерно фольклору?
- Один автор и строгие каноны оформления.
- Письменный характер творчества и преобладание описания культуры зарубежных стран.
- Традиционность, коллективность, анонимность.
- Фольклор не имеет каких-либо черт, отличающих его от нынешней классической литературы.
Задание 4.Когда возникает авторский замысел?
- До начала написания произведения.
- В процессе создания произведения.
- В конце написания произведения.
- В середине написания произведения.
Ответы:1. — 1; 2. — 2; 3. — 3; 4. — 1.
Терапия
В отличии от литературы по саморазвитию «художка» не нацелена на эффективность. Она больше про глубину, осмысление, переживание эмоций. И да, конечно, чтение не может излечить нас от проблем со здоровьем или глубоких психологических травм. Но оно помогает «копнуть» чуть глубже: пережить ситуацию, в которую попадает герой, испытать катарсис и почувствовать себя лучше. Словно побывать на сеансе психотерапии, где собеседниками становятся автор или герои книги.
Кстати, любимые персонажи часто становятся нашими друзьями и советчиками. После прочтения новой книги я ещё пару месяцев веду с героями диалоги в своей голове. Спрашиваю их о чем-то и представляю, что бы они мне ответили. Художественная литература помогает мне переживать новый опыт и находить решения внутренних противоречий. И конечно, получить удовольствие от самого чтения и наслаждаться каждой написанной фразой.
Обложка отсюда
Хронотоп
Нет, это слово не связано с тем, как мы можем синхронно топать с друзьями. Хронотоп — один из литературоведческих терминов, и это страшное слово распадается на две части, что облегчает его понимание.
Хронотоп — это взаимосвязь художественного времени (хроноса) и художественного пространства (топоса), способствующая выражению определенного смысла.
Эти два понятия неразделимы, потому что в тексте всегда так или иначе можно выделить время и место действия. Произведения вне времени и пространства не существуют.
Обратите внимание, что термин «хронотоп» можно использовать в задании №5 ОГЭ или №12 ЕГЭ, ведь при оценивании сочинения есть отдельный критерий, отвечающий за использование терминов. Существует особый хронотоп провинциальных городов в литературе. Примерами могут служить такие произведения, как «Ионыч» А.П
Чехова, «Гроза» А.Н. Островского, «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В этих городах время зацикливается, исторически не развивается — с помощью этого изображено положение людей, такое же зацикленное.
Как иногда хочется ускорить время на скучных уроках или, наоборот, замедлить во время долгожданных каникул. Нам, к сожалению, не подвластно время, но вот писатель имеет возможность так сделать.
Художественное время — это время в произведении, которое подчиняется авторской задумке.
Так, автор может останавливаться на конкретных датах, ускорять и замедлять время или вовсе его не выделять, все это зависит от задумки писателя. Помните ленивца по имени Блиц из мультфильма «Зверополис»? В сценах с этим персонажем картинка намеренно замедляется (эффект слоу мо), чтобы показать расслабленность и неторопливость этого героя.
Художественное пространство — это место, в котором существуют литературные персонажи.
Пространство также важно в литературном тексте, потому что оно организовывает все события в произведении. Художественное пространство может быть:
- замкнутым, например, комната Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,
- и открытым, как в эпизоде, где Болконский смотрит на небо под Аустерлицем в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Также пространство делится на:
- конкретное — Белогорская крепость в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина;
- и условное — деревня Обломовка в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Также и термин «художественное пространство» можно использовать в задании №5 ОГЭ, №12 ЕГЭ или же в любом другом сочинении, ведь термины отлично дополнят ваш анализ.Так, вы можете упомянуть, когда и почему автор намеренно замедляет время в произведении. Например, роман И.А. Гончарова «Обломов» местами тяжело читать — это можно объяснить приемом ретардации (намеренным замедлением времени в художественном произведении). Значительный объем первой части произведения посвящен описанию одного дня Обломова. Первая и четвертая части, где Обломов лежит на диване, замедлены. Автор это делает намеренно, чтобы охарактеризовать быт главного героя, его миропорядок — такой же медленный и ленивый. Текст произведения передает настроение Ильи Обломова.
Мы проделали большой путь в изучении теории литературы, но и это еще не все. Помимо времени и пространства, у произведения есть еще содержание и форма. Сейчас разберемся, как форма может влиять на содержание произведения.
Фактчек
- Литература и фольклор относятся к временным видам искусства. Литература — это любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли, тогда как фольклор — это устное народное творчество. Фольклор появился задолго до литературы.
- Произведениям фольклора свойственны устный характер, вариативность, контакт рассказчика с читателем, коллективность, анонимность, и определённые средства художественной выразительности.
- В литературных произведениях действия сюжета происходят в определенном пространстве и времени. Их сочетание называется хронотоп.
- Поэтика — это многозначный термин. В широком смысле это — теория литературы в целом. В более узком — исследование языка, стилистики, формы, композиции. В частном употреблении это — особенности творчества отдельного писателя.
- Первой ступенью творческого процесса создателя литературного произведения является авторский замысел.
- Отличие фантастики от художественного вымысла заключается в том, что она помогает автору изобразить нечто вымышленное, несуществующее в реальной жизни. Тогда как художественный вымысел — позволяет изобразить нечто, реально существующее в действительности, но в желаемом автором виде.
Фантастика на Дзене:
(ну да, скромность — это не обо мне) — здесь всё о фантастике во всех её проявлениях. Большей частью — о хорошей и интересной, критиковать не люблю.
— Никита нашёл свою нишу: в основном на его канале обзоры советской фантастики, очень часто — несправедливо забытой. Но не только — есть и западная классика. Проработка статей настолько глубока, что часто можно утонуть. Выплыть поможет отличная сплочённая команда подписчиков.
— практически первый канал о фантастике, с которым я столкнулся на Дзене. Писать о любимом жанре мы с Сергеем начали почти одновременно, подружились каналами. У него, кроме фантастики, здесь выходят отличные исторические обзоры и развита тема военно-морского флота. Всё подталкиваю его написать книгу про мир в 1380 году! Кроме того, космическо-фантастическая тема развивается на втором блоге — «»
— второй канал Алексея Аряева. на котором он пишет о книгах в жанрах космооперы. И о фантастике, как понятно из названия. Первый его канал именно и узкожанровый — «», тема понятна из названия.
— авторский блог писательского дуэта, открывшего для читателей Вселенную Зари: цикл романов о будущем, где важную роль играют… духи культа вуду. А ещё книги Олега Щетинина и Наталии Крамаренко наполнены «ламповым» отсветом крутой советской фантастики, которую они (как ни странно) иногда критически разбирают в своих статьях. А ещё у них полна палата №6 пациентами, пишущими о космосе.
— уникальный узкотематический блог для широкой аудитории, направленный на вовлечение всё новых и новых эльфов в секту поклонников Толкина! Я всегда говорил, что фамилия правильно без «е», здесь моё мнение аргументировано.
— как понятно из названия блога, фэнтези здесь активно проникает в далёкую-далёкую Галактику. Статьи и посты о самой разной фантастике, книги и фильмы пополам.
— уникальный блог, исследующий жанр фэнтези от самых основ. Комиксы 50-х, видео-треш 80-х, позыбытые авторы и даже музыка по мотивам известных саг.
— самый настоящий навигатор по огромному морю книг… не самого лучшего качества. Автор читает много самиздата, где живёт много графоманов не самого высокого пошиба. И рассказывает с хорошей долей юмора и сарказма об их перлах. если хотите узнать, что не стоит читать, заходите.
— блог с обзорами и подборками книг в попаданческом жанре. Авторами создана уникальная Энциклопедия, в которую включено уже больше 2500 книг!
— крепкий блог о фантастике во всех проявлениях, где автор, несмотря на французский акцент, может пройтись по жанру и русской дубиной.
— к сожалению, редко публикующий автор со своим взглядом на фантастику.