Биография
Николенька (Николай Петрович Иртеньев) — 10-летний мальчик, юный дворянин родом из богатого аристократического семейства. Николенька — младший из детей четы Иртеньевых, у него есть старший брат Володя и сестра Любочка.
Со всей семьёй Николенька жил в деревне Петровское — одном из имений, которое принадлежало Иртеньевым. Вместе со своим братом Володей он получал домашнее образование, и его учителем был пожилой немец Карл Иванович, который обучал мальчиков немецкому языку, истории и другим предметам.
Николенька сердечно привязан к своей матери, и ему было очень тяжело с ней расставаться, когда однажды отец решил отвезти его и Володю в Москву, чтобы там мальчики смогли продолжить образование.
В Москве братья поселились в большом особняке своей бабушки, и у них началась новая жизнь. Николенька завёл новые знакомства среди детей своего круга, впервые почувствовал влюблённость.
Спустя полгода после переезда в Москву стало известно о серьезной болезни матери. Иртеньев с сыновьями поспешил в деревню, и мальчики успели проститься с ней. Со смертью самого дорого человека Николенька понял, что повзрослел и детство осталось позади.
Тяжелые испытания
Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.
Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” — это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.
Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.
Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.
Характеристика
Николенька Иртеньев – главное действующее лицо повести «Детство». Главный герой является прототипом автора.
События главного героя начинают происходить с того, что мальчик пробуждается из-за безвредного, но не приятного случая. Его преподаватель не специально разбудил мальчика, он лишь ударил над его головой по мухе хлопушкой. Но получилось так, что насекомое упало на лицо мальчика.
Получившаяся ситуация не понравилась Николеньке и он начинает с интересом расспрашивать о том, почему Карл Иваныч так поступил. Герой думает, что учитель может только причинить пре неприятности ему. Через некоторое время, Карл Иваныч приближается к кровати Николеньки, начинает произносить ему теплую речь и веселить, главный герой снова чувствует теплые чувства к учителю. Хотя какой-то время назад он его ненавидел.
Автор повести изображает главного героя как неприглядного мальчика лет десяти, который не очень удался внешним видом. Николенька понимает, что имеет не самую симпатичную внешность. «… я просил бога сделать чудо — превратить меня в красивого…»Мальчик развит не по годам, уже с раннего возраста его привлекают такие ценности, как честность, добро, красота и любовь. «Дай Всевышний ему счастья, дай мне шанс облегчить его несчасть».
В жизни героя важную и значимую роль играют его отношения с окружающими. Хороший настрой к людям помогает ему общаться с другими ребятами. Мальчик растет общительным, запросто находя общий язык с людьми. В каждом незнакомом ему месте он ловко отыскивает новых друзей. Так он знакомится с Катей и Соней, каждую из них он считает по-своему особенной . Он показывает свое сочувствие к слабому Иленьке Грапу, но в то же время пытается подавить это чувство сожаления, чтобы быть похожим на своего идеала— Сережу Ивина.
Основной сценой раскрытия Николенькиного образа становится его прощание с любимой мамой. Он воспринимает известие о кончине матери очень тяжело. Смерть мамы нанесла глубокую рану в душе ребенка. Ведь мама для него была источником всех наилучших благ. Автор сопоставляет его огромную любовь к матери, с любовью к богу. Она для него настоящий небожитель, способный избавить его от трудностей, прийти на помощь в любой сложный момент.
После кончины мамы Николеньки, семья принимает решение и переезжает в Москве в дом бабушки. Автор на примере Николеньки Иртеньева описал становление внутреннего мира и взглядов на жизнь.
Повесть «Детство»
Автор знакомит с главным героем в первых же строках повести. Читатель видит спящего мальчика, за которым неустанно бдит его наставник. Мальчик растет в комфортных условиях. Несмотря на типичную для барчука избалованность и причуды, он проявляет доброту сердца и нежные чувства к окружающим. Повесть знакомит публику с первыми годами жизни Николеньки.
Мы получаем возможность сформировать представление об условиях, в которых взращивалось новое поколение помещиков и представителей светского общества. Безнравственность и ханжество, пропагандируемые в социуме, очевидны на примере конкретного семейства.
Николенька Иртеньев отнюдь не красив. У него крупноватый нос и пухлые губы, глазки маленькие, а на затылке торчат вихры. Внешность немаловажна для ребенка, поэтому он переживает о недостатках и часто молится богу, чтобы тот послал ему красоту. Неприятные черты отмечают и окружающие ребенка взрослые, даже самый близкий человек, мать. Она же рассказывает о душевной красоте мальчика.
Николеньку отличает вздорный характер, разгорающееся чувство зависти, но паренек нежен и ласков с близкими, совестлив и добр к окружающим. Положительные черты располагают к герою. Он всегда стыдится своих проступков и неверных мыслей. Угрызения совести и раскаяние, настигающие ребенка, становятся для него наказанием. И хочется верить, что мальчик будет стараться вести себя лучше. Перед ним не стоит выбор профессии, но жизненный выбор, который доступен герою каждый день, мальчик делает, опираясь на собственные чувства.
Противоречивость личности главного героя проявляется в его поступках и взаимоотношениях с другими персонажами повести. Ребенок учился дома. Наставник Николеньки , немец, приехавший пытать счастья в Россию, вызывает у мальчика сочувствие и жалость.
Николеньке хочется жертвовать ради любимого учителя, и он всячески старается проявить свою любовь. Иногда у него случаются срывы, и в такие моменты он злится и бранится на своего старшего друга и педагога, дерзит и проклинает немца за плохую отметку, сложный экзамен или выговор. Мальчика быстро обуревает раскаяние, и он старается повиниться.
Характер Николеньки проявляется и в дружбе с Иленькой Грапом, болезненным и скромным ровесником из несостоятельной семьи. Иленька терпел общение с Иртеньевыми, рассчитывая на последующее покровительство, а барские дети издевались над тихим мальчиком и иногда даже били. Его доводили до слез. Этот грех не один год будет терзать Николеньке душу. Он считал, что должен был вступиться за Иленьку, но ни разу не сделал этого, подначиваемый старшими ребятами.
Главный герой, хоть и отличается благородными душевными качествами, не может скрыть высокомерия и надменности. Мальчик прекрасно понимает, какой статус предполагается ему, а какое положение занимают Карл Иванович и . Этого нельзя было избежать, ведь с младых ногтей ребенок слышал, что он барский сын. Он осознавал, что лучше других благодаря своему происхождению, а значит, достоин уважения. Чувство превосходства в те годы воспитывалось в детях с малолетства, поэтому винить Николеньку в формировании такого сознания нельзя.
Беда приходит в любой дом. Смерть матери стала переломным моментом в жизни ребенка. Его жизнь была не такой сладкой, как казалось. Старший брат издевался, друг, Дмитрий Нехлюдов, не понимал, родители не уделяли необходимого тепла и заботы, и единственный светлый образ в его жизни был приговорен к исчезновению. Николенька не стеснялся матери и очень ее любил.
Он часто проводил с ней время, поэтому ее отзывчивость и доброта передались ему. Смерть maman поразила ребенка и нанесла ему глубокую душевную травму. Хотя он плакал по ней, жалея себя, проявляя эгоизм и самолюбие.
Толстой на примере Николеньки Иртеньева показал становление внутреннего мира личности, описал события, оставляющие в душе след и формирующие взгляды на жизнь. Через героя он описывает собственные переживания и путь к той личности, которой он стал на момент написания произведения.
Барственность героя
Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, — слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.
Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.
Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он — барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.
Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.
Наталья Савишна
Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.
Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.
Вариант 2
Повесть Л.Н.Толстого «Детство» является первой частью трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой писатель изобразил становление личности человека, его внутреннее развитие.
Это произведение во многом является автобиографичным. В образе Николая Иртеньева Толстой воспроизвел собственные детские впечатления и события, сохранившиеся в памяти в силу наблюдательности и проницательности автора.
Повествование в произведении ведется от первого лица Николая Петровича Иртеньева.
В первой части трилогии Николай предстает перед читателем в качестве десятилетнего мальчика, живущего вместе со своими родителями в родовом имении в деревне.
Описывая Николеньку как не очень привлекательного внешне ребенка, с большим носом и губами, маленькими глазами, Толстой в то же время раскрывает его добрую чуткую душу. Несмотря на то, что мальчика расстраивают его внешние недостатки, он не испытывает зависти и злости по отношению к красивым людям. Наоборот, он восторгается перед теми, в чьих чертах видит красоту.
Воспитание Николеньки поручено нянечке Наталье Савишне, а также гувернеру Карлу Ивановичу, которых мальчик искренне любит. Вспыльчивый характер Николая иногда заставляет его грубить и дерзить учителю, однако доброе сердце берет верх и раскаявшийся ребенок старается загладить вину перед любимым наставником.
Главный герой очень любит своих родителей, особенно мать, любовь к которой у него ассоциируется с любовью к Всевышнему. Мальчик не стесняется проявлять свои чувства по отношению к маменьке, проводя с ней много времени.
Большое значение в повести уделяется отношению Коленьки с людьми, его окружающими. Благодаря своей коммуникабельности, Николенька легко знакомится с новыми детьми.
Проводя много времени с соседскими ребятишками, он с удовольствием общается с ними, рассказывая им различные истории. Особое сочувствие у Коли вызывает Иленька Грап, подвергающийся постоянной травле со стороны взрослых ребят.
Николай во многом отличается от окружающих его детей. В отличие от своих ровесников, он часто уносится в свой собственный внутренний мир, анализируя поступки окружающих людей, а также собственные мысли и чувства. Внимательно наблюдая за происходящим, он легко распознает обман. Работа мысли мешает ему быть таким же жизнерадостным, как другие дети. Постоянный контроль своих поступков, слов, лишает его непосредственности, свойственной его ровесникам.
Детство Николеньки Иртеньева заканчивается переездом в город и смертью матери. Потеря самого близкого и родного человека оставила неизгладимый след в душе мальчика. Живущий в своем вымышленном мире, где все недоразумения и обиды компенсируются подвигами и героическими поступками, мальчик осознает, что жизнь не всегда безоблачна, как он думал раньше.
Описывая детство Николая Иртеньева, Толстой пытался донести до читателя важность детских лет в формировании личности ребенка, которое навсегда остается в его уме и душе
Особенные черты
Мальчик отличается завистью и вздорным характером. При этом он проявляет нежность к близким родственникам, доброжелательно и по совести относится к окружающим. Положительные черты характера вызывают симпатию к герою. От неверных помыслов и проступков ему часто бывает совестно. Становится настоящим наказанием проявление угрызений совести, которые периодически настигают мальчика.
Автор призывает читателя к тому, чтобы он поверил в исправление главного героя. Николай не ломает голову над выбором профессии, но он должен определиться со своей жизненной позицией с учетом чувств, которые у него возникают в разных ситуациях.
Отчетливо ощущается противоречивость личности, выражающаяся в поступках и взаимоотношениях с другими героями произведения. Николенька проходил обучение на дому под присмотром наставника Карла Ивановича. Этот немец, прибывший в Россию в поисках новой жизни, вызывает у главного героя жалость и сострадание. Тем не менее мальчик по-своему проявляет любовь к верному спутнику, жертвуя ради него немалым.
Образ Николеньки
На примере Николеньки Иртеньева автор не только показывает условия, в которых традиционно воспитывались дети из дворянских семей, но прежде всего демонстрирует, насколько чистой является душа ребёнка, его открытость миру, способность искренне любить людей и жизнь.
Николенька очень любит своих родителей, но особенно сильно он привязан к матери, которая стала для него олицетворением самого светлого и прекрасного, что может быть в жизни. Он с большой любовью вспоминает её улыбку, мягкий голос, нежные объятия, и эти воспоминания очень помогают Николеньке справляться с трудностями во взрослой жизни.
Николенька всегда стремится к добру, справедливости, любви и красоте. И немаловажную роль в духовном развитии мальчика, помимо матери, сыграла простая русская женщина, крепостная крестьянка Наталья Саввишна. На личном примере старушка смогла показать мальчику как выглядит безусловная любовь, преданность и самопожертвование.
Обладая открытой, оголённой душой, Николенька остро чувствует несправедливость, которая всегда больно ранит его. Он жалеет своего домашнего учителя Карла Ивановича и не понимает, как такой добрый и чуткий человек может быть глубоко несчастными и одиноким.
В период взросления раскрываются и иные черты Николеньки — желание подражать взрослым, приобрести значимость в их глазах. Оказавшись под влиянием своих «больших» друзей, Николенька стал подражать их высокомерному, откровенно жестокому поведению. Особенно ярко это проявилось в отношению к бедному мальчику Илиньке Грапу, ставшему объектом насмешек и издевательств в компании маленьких дворян. Впоследствии Николенька испытывал жгучий стыд и раскаяние за своё недостойное поведение, что говорит о его чистой душе и способности нести ответственность за свои поступки.
В период детства личность Николеньки пребывала в непрестанном развитии, и на этот процесс большое влияние оказывало окружение мальчика. Но при этом в нём сильны его базовые морально-нравственные качества, которые в дальнейшем помогли ему при выборе жизненного пути.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Детство»
для самых компанейских —
Главные герои Толстой «Детство»
для самых занятых —
Читательский дневник «Детство»
для самых крутых —
Читать «Детство» полностью
Отношения с наставником
В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?
Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, — Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.
Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.
Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.
Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!
Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.