Краткое содержание
Автор произведения Радищев, путешествует по селам в Центральной России, по дороге останавливаясь на станциях. Во время поездки с писателем случаются разные ситуации. Он встречается местными жителями городков и поселков. Жизнь крепостного крестьянина заставляет Радищева задуматься о проблеме государственного устройства, крепостного права, о религии, культуре, уровне образования простого народа.
В конце произведения Радищев приходит к выводу, что Россию никак нельзя назвать развитой страной. Крепостные крестьяне для помещиков – как рабы. Отношение к крестьянам хуже некуда, у них нет никаких прав и свобод. Все это приводит к тому, что нередко помещика убивают его же крепостные за жестокость и несправедливость. Жизнь крестьян в России наполнена страданиями и болью.
«Путешествие из Петербурга»: краткое содержание глав «София» и «Тосно»
Иначе эту главу можно назвать «Ленивый комиссар», ибо главное качество, описываемое в ней — лень. В Софии автор проснулся, заснув еще на выезде из Петербурга. Ямщик распрягал лошадей, а писатель вошел в почтовый дом. Из разговора с комиссаром он выясняет, что нет свежих лошадей и помочь пока нечем — придется ждать утра.
На самом деле, комиссару просто лень работать ночью и он врет (лошадей в конюшне более двух десятков). Не добившись помощи от начальника, автор обращается к ямщикам и те, за оплату, запрягают его кибитку свежими лошадьми.
Рассказчик жалуется на дорогу, которую ремонтировали только по случаю проезда по ней Екатерины со свитой. Во все остальное время она просто в ужасном состоянии.
Остановившись на станции Тосно, писатель знакомится с местным чиновником, который пишет книгу, по которой, якобы, все дворяне смогут узнать о старине своего рода. По мнению рассказчика, такая книга — большая глупость, а ее автор — глупый и чванливый человек. Позиция Радищева такова: это мелкое зло — хвастаться своими корнями.
Крестьянка Аннушка
Глава «Едрово» начинается с размышлений о красоте русских крестьянок. Их внешность вызывает восхищение, они искренни, чисты и поэтому попадают в сложные жизненные ситуации. Девушки не имеют права отказать барину. Аннушка – пример таких русских женщин, образы которых будут появляться в литературе во все века. Анна не хочет разговаривать с барином, каждое слово может быть воспринято, как грех земляками. За небольшой проступок можно быть высмеянными. Анна рассказывает о своем желании выйти замуж. Причина – в детях. Она увидела у подруги малыша, и хочет тоже стать матерью. Такое объяснение замужества покоряет путешественника. Он хочет прижать и поцеловать девушку, но поцелуи для крестьянки – это святое. Их нельзя разбрасывать. Они «посулены» одному. Какое отличие от поцелуев светских девиц, раздающих их направо и налево. Анна и Иван (жених) не могут сыграть свадьбу. Юноша должен достать деньги на выкуп. Семья Анны не берет деньги у барина, этим они могут навредить репутации невесты, опорочить доброе имя крестьянки.
Чудово
В здешней почтовой избе рассказчик встречает своего старинного друга господина Ч. Тот живописует ему свои недавние злоключения. Он плыл на весельной лодке из Кронштадта в Систербек. Попал в страшную бурю на море. Застрявшее судно уже заливала вода. Где по камням, где вплавь, добрался до берега капитан. Он рвался к начальнику, который мог бы отрядить помощь. Но тот изволил спать, и подчиненные боялись его будить. В итоге выручили солдаты здешнего гарнизона: на двух лодках они перевезли терпящих бедствие. Господин Ч. поспешил к тому самому начальнику, чтобы он наказал своих боязливых подчиненных. Однако тот ответил, что, в принципе, он по должности не обязан заниматься спасением утопающих. Не нашел Ч. сочувствия в этом вопросе и у петербургских знакомых. В сердцах господин Ч. решил покинуть столицу навсегда.
Читательский дневник по роману «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева
Сюжет
Рассказчик едет по России, видит зло крепостного права, обман и взяточничество чиновников, слепоту самовлюбленных правителей, вред от цензуры (запрета писать правду в книгах). Богатые притесняют бедных, семьи рушатся развратом, крестьянам, которые своим трудом кормят всю страну – нечего есть. Рабы не люди, а товар. Рассказчик убежден: только свободный человек любит свое Отечество, служит ему. Он узнает историю капитана Павла, который спас тонущих людей, хотя начальство считало, что это не его дело. От семинариста узнает, что учат до сих пор на чуждой латыни вместо русского языка. Беседует с купцом, которого обманул мошенник, а теперь ему еще и грозит суд. Удивляется скромности и гордости девушки-крестьянки Анюты, которая не берет у него деньги в помощь просто так. Дарит платок слепцу-певцу – вскоре старика хоронят в этом платке. Сочувствует другу судье Крестьянкину. Тому пришлось уйти со службы, потому что он судил в пользу крестьян, а не помещика.
Отзыв
История русского народа в лицах. Здесь все: от правителя до слепого странника. Тема крепостного права, жестокости и жадности помещиков и чиновников, покорности и нищеты крестьян. Идея книги в том, что рабство тормозит развитие России, губит силы и таланты ее народа. Хозяева и их рабы живут будто в разных мирах. Страна расколота социальной несправедливостью. Власть должна научиться воспитывать и ценить свободного гражданина, патриота своей страны. Роман учит помнить уроки истории, уважать в каждом человеке личность, смотреть правде в лицо.
Основные действующие лица
В ходе своих странствий рассказчик сталкивается с бедами простых людей, рабством, коррупцией, несправедливостью правосудия, халатностью, ленью. Он призывал дворянство отменить рабский труд, провести реформы, которые необходимы были во многих сферах.
Описание рассказчика
Портрет главного героя повести не раскрыт. По главам можно найти отдельные характеристики персонажа, с помощью которых можно представить его образ. Рассказчик — дворянин, вдовец, имеющий взрослого сына, служит чиновником.
Вспоминая свою молодость, считает, что провел то время беспечно. Он плохо обращался со своими слугами, совершал расправу над невиновными людьми, водился с женщинами легкого поведения. Главный герой раскаивается в этом. Ему присущи следующие черты:
- самоирония;
- образованность;
- аналитический склад ума;
- сострадание.
Этот персонаж представлен автором в образе интеллигента, способного пустить скупую мужскую слезу. Его раскаяние за неправильные поступки привели к ощущению вины перед народом. Автор пытается сообщить читателю, что человек способен найти путь к истине только после того, когда к нему придет понимание заблуждений.
Герой романа любил путешествия. Именно в странствиях он познал проблемы государства, ужасное положение крестьян, необходимость перемен в стране. Цитатная характеристика персонажа отражает его мировоззрение:
Когда рассказчик оказался в Зайцево, он больше всего был поражен, что научные сотрудники были брошены на произвол судьбы, люди своими силами пытались наладить жизнь. Он понимает, что государство ничего не делает для своего народа. Все эпизоды этого места запали главному герою в душу. Он хотел, чтобы мир изменился, а людям лучше жилось. Этот человек выступал с речами, хоть что-то, но делал. Его приключения закончились, но они дали начало изменениям жизни простого народа.
Крестьянкин и крестьянин
Крестьянкин — справедливый, душевный и честный дворянин. Однажды он решил поступить по совести и оправдал крестьян, которые убили помещика и его сыновей. Они сделали это из-за того, чтобы больше не могли терпеть унижения и издевательства с их стороны. Помещик морил их голодом, мучил.
Крестьянин — другой персонаж, встретившийся на пути главному герою. Этот безымянный человек работал в поле на самой жаре в праздничный день, так как ему нужно было кормить семью. В остальные дни он был обязан служить своему помещику. В этом обычном человеке жила великая сила духа.
Ему присущи следующие черты:
- трудолюбие;
- жизнерадостность;
- доброта;
- внутренняя сила.
Вышний Волочок
Осматривая окрест проезжаемой территории, путник поначалу был им доволен, видя, как тот процветает. Однако скоро он понял, что причиной тому не общее развитие, а эффект от рабского труда крепостных крестьян, которые в нужде и вкалывают каждодневно.
Герою вспомнилась история о неком барине, который владел деревней, имевшей самый высокий показатель земледелия. Но это было вызвано жестоким трудом и нечеловеческими условиями.
Повествователь приходит к выводу, что такого господина можно не считать за гражданина, и что его владение – это не примерный эталон, а наоборот – контрастный показатель проблематики государства, которое все еще использует крепостное право.
Список и краткая характеристика героев повести А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
- Рассказчик — дворянин среднего возраста, образованный, воспитанный и отзывчивый человек. Настоящий патриот, обеспокоенный настоящим и будущим своей страны и её народа. Рассказчик возмущён тяжёлым положением крестьян, он жалеет их, пытается протянуть им руку помощи.
- Господин Крестьянкин — человек дворянского происхождения, построивший свою карьеру с самых низов. Служил председателем уголовной палаты. Несмотря на свой статус оставался добрым, справедливым и небезразличным к чужому горю. Крестьянкин разрушил свою карьеру, когда оправдал измученных крепостных, убивших своего хозяина. «Правосудие» отменило это решение и крестьян казнили.
- Безымянный крестьянин — сильный духом, мудрый, трудолюбивый и жизнерадостный работяга. Наш путешественник встретил его в главе «Любани» в поле за работой. Рассказчик искренне удивился как этот крестьянин умудряется обрабатывать свою землю, если шесть дней в неделю обязан работать на хозяйском участке.
- Господин Ч. — знакомый рассказчика. Поведал ему о своём морском путешествии, крушении и неком начальнике, которому в «сон час» дела нет до спасения людей.
- Барон Дурындин и его престарелая невеста — об этих двух персонажах рассказчик узнаёт из письма. Дама, некогда бывшая женщина лёгкого поведения, выходит замуж за барона, так как хочет, чтоб на склоне лет её называли «ваше высокородие». Барон берёт её в жёны только потому, что она разбогатела.
- Слепой старик — в прошлом герой был отважным войном, теперь на старости лет за несколько копеек милостыни поёт песни. Рассказчик пожалел старика, но от денег тот отказался. Взял лишь тёплый платок.
- Павел — рулевой небольшого судна, не пожалев себя спас целую команду.
- Купец — зажиточный человек, попавший на скамью подсудимых из-за действий мошенника.
- Карп Дементьич — именитый гражданин, промышлявший аферами в Новгороде.
- Аннушка — обычная крестьянская девушка, искренняя, добрая и простая. Мечтает о свадьбе с любимым человеком и о детях.
Автор произведения Путешествие из Петербурга в Москву
Автор этого произведения является первым революционным писателем, а так же поэтом и философом. Радищев родился в 1749 году 31 августа, в селе Аблязово, расположенном в Пензенской области. Он был старшим из одиннадцати детей в семье богатого помещика. Радищев получил хорошее образование, Екатериной второй был отправлен в Лейпцигский университет, где слушал лекции по философии, праву, математике, изучал иностранные языки. Свое знаменитое произведение он начал писать в 1780 году, закончил работу над книгой в 1788 году. Путевые заметки вызвали большой резонанс в обществе того времени, и сыграли большую роль в дальнейшей судьбе писателя, сосланного после их публикации в Сибирь.
После того, как на престол взошел Павел Первый, Радищев был помилован и отозван из ссылки. После возвращения он занимает государственные посты, в 1801 году был привлечен к составлению законов. Его предложение об отмене закона о крепостном праве было отвергнуто, что привело Радищего в депрессивное состояние. Причины смерти достоверно не известны, но возможно именно это обстоятельство заставило его покончить жизнь самоубийством. В 1802 году Радищев умер. Где находится могила великого русского писателя, никто не знает.
Вариант 2
Как и остальные писатели России и зарубежных стран, Радищев при создании своих произведений основывался на культуре восприятия народа. Основным его направлением стал сентиментализм. В своих произведениях писатель обличал несправедливость крепостной жизни и власти, также рассказывал о нраве в стране. Несмотря на это, в первую очередь писатель хотел вызвать реакцию своих читателей. Радищев использовал лирические отступления ради завоевания читателей. Такие отступления присутствовали во всех главах «Путешествия из Петербурга в Москву».
Сентиментализм писателя похож на стиль западных писателей, которые были известны в те времена. Больше всего писатель создавал свои произведения на основе книг Жан-Жака Руссо. Французский философ при помощи своей критики стремился пробудить в читателях пережитки феодального народа.
Манера и форма подачи всех глав книги автора также схожи с произведениями литераторами западных стран. Многие исследователи заметили в произведении слова подражания Стерну. Однако чуть позже выяснилось, что Радищев прочитал книгу Стерна уже после того, как начал писать свое творение. Кроме того Радищев предпочитал придерживаться реализма. Чувства и мысли героев отличались подчиненным характером. Образ ключевого героя обрамляет картину книги. Больше внимания автор уделил реалистическим описаниям нрава и быта жителей своей родины, также страдания беззащитного населения.
Сентиментализм автора отличается от творческого направления Карамзина. Карамзин стремился смягчить противоречия в социальном обществе. А Радищев придерживался противоположного мнения. Писатель придерживался собственной демократии. В своем произведении он старался показать читателям жестокость и нищету, которые были главной проблемой простых крестьян. Многие критики характеризуют писателя как революционного сентименталиста. В творении нет прямых призывов к противостоянию строя, и не намекает на формирование реформ. В тот период правительство посчитало его книгу экстремистским и революционным творением и выслало писателя в Сибирь. Таким образом, сентиментализм писателя имеет протестный характер против советской власти.
Любани
Философские размышления рассказчика то и дело прерываются от толчков кибитки. Он решает пройтись пешком и вступает в беседу с крестьянином, вспахивающим землю в воскресный день. Земледелец вынужден работать на помещика всю неделю, для себя только и остается выходной для всякого христианина день. Трудится он и ночами, чтобы прокормить свою многодетную семью. Досаждает и обычай помещиков «отдавать своих крестьян чужому в работу». Рассказчик вдруг устыдился: хоть своих «мужиков у него нет», но в его полной власти, к примеру, слуга Петрушка. Не всегда он был справедлив с ним, а недавно отвесил пощечину за нерасторопность.
Начало книги
Рассказ ведется от первого лица, вся книга состоит из 26 глав. Названия первых шести из них:
- Выезд;
- София;
- Тосна;
- Любани;
- Чудово;
- Спасская Полисть.
В первой главе рассказчик ужинает с друзьями, а потом отправляется в путь. По дороге его одолевают грустные мысли, с ними он и доезжает до почтового двора Софии. Наступает ночь, а сонный комиссар не хочет выдавать новых лошадей. Путнику приходится платить ямщикам, чтобы они запрягли коней. После этого он смог снова двинуться в путь.
Сначала дорога из Питера казалось ровной и гладкой. Но позже стало понятно, что по размытым улицам ехать не получится. Пришлось путешественнику остановиться в почтовой избе, где он встретился с человеком, разбирающим бумаги. Это оказался стряпчий, который планировал поездку в Петербург. Он служил регистратором в архиве и занимался сбором родословных. Своей работой стряпчий очень гордился и мечтал о том, чтобы ее купило российское дворянство. Но герой считает это глупой тратой времени и советует ему раздать бумаги на обертки.
Сменялись времена года, а рассказчик все продолжал ехать. Однажды он решил пройтись и вышел из своей кибитки. Он увидел крестьянина, который в жаркое время воскресенья пахал ниву. Герой удивился — разве нет будних дней для работы? Оказалось, что у пахаря шесть детей, которых нужно растить и кормить. А все будние он работает на помещика, вот и приходится в выходной день трудиться для себя. Эти слова заставили путника поразмыслить над своим поведением, ведь и он несправедливо относится к своему слуге.
В Чудово путешественник встретился со своим другом Ч. Он поведал о печальной морской прогулке, в ходе которой чуть не утонул. Перед страхом смерти стерлись границы между богатыми и бедными, все помогали друг другу. Капитан судна добирался до берега по камням, но не получил помощи от равнодушных людей. Только после обращения к караульным он смог достать лодки для спасения своих пассажиров.
В Спасской Полисте путник остался ночевать на станции из-за дождя и услышал пересказ мужа своей жене. Он говорил о чиновнике, который выдает награды тем, кто доставляет ему устриц. После ливня герой поехал дальше, у него появился спутник. Несчастный купец рассказал, что из-за своей доверчивости попал под суд, жена скончалась через три дня после сложных родов, младенец также не выжил.
Путник раздумывал над тем, как донести это дело до власти, а ночью он увидел сон, в котором предстал правителем. Он думал, что в его государстве все хорошо, но затем заметил в толпе женщину по имени Истина. Она сорвала пелену с его глаз, тогда и стали видны все ужасы и бедствия народа.
Путешествие из Петербурга в Москву народ
Радищев впервые за всю историю русской литературы поднял тему народа и признал его роль в истории. До него писатели видели в народе терпение и забитость, стремились пробудить к нему лишь сострадание. Радищев показал, как народ бедствует и обрушил на его притеснителей свой гнев, он раскрывает новые черты народа, которые вызывают у писателя восхищение: нравственная красота, физическое здоровье, чувство собственного достоинства, талантливость, трудолюбие. Так же автор увидел у народа силы, которые могут ответить на насилие насилием. Радищева заинтересовала не психология народа, а окружающая его политико-социальная среда.
Новгород
Завидев монастыри новгородские, рассказчик размышляет о временах, когда в этом большом торговом городе не князь, а «народ на вече был истинный государь». Царь Иван Грозный подчинил республику себе и уничтожил дух народного правления.
Между тем, в городе рассказчик встречает старого приятеля, купца и «именитого гражданина» Карпа Дементьича. После обеда они разговорились о делах. Рассказчик кое-что знал об афере приятеля: тот взял у людей деньги, но товар не поставил, сославшись на неурожай и прочие невзгоды. Зато поставил роскошный дом, который предусмотрительно записал на жену. Обманутые смогли взыскать с него лишь часть потерянной суммы.
Рассказчик подытоживает для себя, что вексельное право дает возможность плутам обманывать честных заимодавцев. Впрочем, и заимодавцы не должны быть столь легковерны.
Второстепенные персонажи
Проведя анализ «Из Петербурга в Москву», можно сказать, что автор показал в своем произведении материальное и правовое положение всех классов. Книга заканчивается «Словом о Ломоносове», указывая на то, что его вера в народ не беспочвенна.
Образ господина Ч
Этот человек поведал рассказчику свою историю о неудачном морском путешествии. Во время прогулки из-за отлива и шторма корабль застрял в камнях всего лишь в полутора километрах от берега. Чтобы его вытащить, нужна была помощь со стороны. Рулевой судна по имени Павел решил доплыть до берега и попросить помочь людям. Но ему отказали, так как начальник спал, а будить его нельзя было.
Конечно, нашлись добрые и отзывчивые люди, которые готовы были оказать помощь. Корабль удалось вытащить, и он отправился в путь.
После этих событий господин Ч. решил добраться до начальника с целью получить от него ответ, разобраться в сложившейся ситуации. Но его реакция была невозмутимой. Он ответил, что в его обязанности не входит спасение людей.
Барон Дурындин и слепой старик
Рассказчику пришло письмо, где сообщалось о браке престарелого барона и некой дамы, которая ранее была женщиной легкого поведения. Сейчас она владелица собственного «дома терпимости», на котором заработала довольно хорошие деньги.
Союз этот, конечно, основан не на светлых чувствах. Барон явно заинтересован в богатстве, а женщина не хочет встречать старость в одиночку.
Также в произведении главному герою встречается слепой старик. Встреча произошла на станции, мимо которой проезжал рассказчик. Старец пел, за что получал копейки. Главный персонаж предложил этому человеку деньги, но тот отказался, попросил дать ему что-нибудь, что поможет согреться зимой. Рассказчик подарил ему теплый платок.
Спустя какое-то время главный герой узнает о смерти старика. Ему было приятно осознавать, что подаренная вещь пригодилась старцу, так как он ходил в платке все оставшееся время, его даже похоронили в нем.
В повести особое внимание уделяется описанию жизни нищих людей, а точнее крестьян. Автор показывает тяжесть их труда, страдания народа. Он рассказывает о помещике, который отнял у них все — землю и свободу
Люди работают, чтобы их дети не умерли с голоду. Крестьяне измучены барщиной
Он рассказывает о помещике, который отнял у них все — землю и свободу. Люди работают, чтобы их дети не умерли с голоду. Крестьяне измучены барщиной.
Каждый человек, который встречается рассказчику на пути, живет своей жизнью. Но эти встречи оставляют глубокий след в его сердце и мировоззрении. Он открывает глаза на многие проблемы, список которых огромен, меняет свои убеждения и взгляды.
Смысл произведения в том, что стране нужны перемены, новая власть и другие законы, которые будут защищать простой народ, а не знать.
История создания произведения
После написания нескольких очерков Радищев решил отразить все отрицательные качества жизни крестьян в одном произведении. Он объединил несколько повестей в одну книгу и указал жанр путешествия. Только благодаря этому рассказ прошёл жёсткую цензуру. Комиссия рассмотрела содержание, где в названиях глав были указаны города, приняла книгу за путеводитель, а 22-го июля 1789 года дала разрешение на печать без проверки содержания. Книгу автор печатал в своей домашней типографии.
Вскоре слухи о распространении книги дошли до Екатерины II, и Радищев попал под арест. Суд обвинил его в печати литературы, недопустимой для всеобщего прочтения, которая таит в себе «вредный» подтекст, осуждает общественный строй России и содержит призыв к бунту. На тот момент Радищев уже успел продать 100 экземпляров, а остальные 600 пришлось сжечь.
Роман напоминает путеводитель, в крайнем случае книгу, написанную в жанре приключений. В нем указываются такие пункты, как Бронницы, Зайцево и прочие. Но если разобрать его на отдельные цитатные фрагменты, чувствуется, что в нем присутствует намек на несправедливое положение крестьянства. Именно это и смутило впоследствии власти.
Задачей Радищева было показать материальное и правовое положение всех общественных слоев и групп России. Его герой, разъезжающий по русским глубинкам, изучает жизненный уклад народа, выслушивает чужие мнения и позиции.
Все эти встречи прочно закрепляются в его памяти. Он становится твердо убежден, что всем этим страданиям может положить конец только народная революция.
Путешествие из Петербурга в Москву читательский дневник
Сюжет
Повесть написана в популярном в те времена жанре — путевые заметки, следуя за писателями — сентименталистами, которые сочувствие и сострадание выводят на первый план. Автор произведения, он же главный герой и рассказчик, совершает путешествие из города Петербурга в город Москву. Он останавливается на всех станциях, городах и поселках, встречающихся у него на пути. Всего их, двадцать шесть. Каждая глава называется так же, как и населенный пункт. В ходе своего путешествия рассказчик знакомится с разными людьми, беседует с ними и приходит к неутешительным выводам. Писатель обнаружил, что жизнь простого народа тяжела и невыносима из-за жестокой эксплуатации их хозяевами. Дворяне не считают крестьян за людей и относятся к ним, как к рабам. Наживание капиталов купцами нечестным путем, лень и глупость чиновников, несправедливость судов, халатность и взяточничество, строгая цензура, все это поражает путешественника. Он призывает правительство и дворян к проведению реформ и отмене рабства. Только в этом случае Россия будет демократическим, сильным и стабильным государством.
Вывод
Это путешествие позволило автору взглянуть на жизнь в России с другой стороны. Являясь помещиком и дворянином он увидел настоящее положение подневольного народа и испытывает муки совести. Следует заметить, что в каждой главе произведения описываются отрицательные черты человека. Автор критикует не столько строй в государстве, сколько человека в нем.