Феномен «скитальчества» в романе ф.м. достоевского «бесы» и способы его художественного воплощения моисеев, алексей алексеевич

Бесы: смысл романа, краткое содержание, концовка

Вера Верховенская и ее мучения

Вера — молодая и красивая девушка, которая является племянницей героя романа, Иволгина. Она полна энтузиазма и веры в светлое будущее, она мечтает о преобразовании общества. Однако, постепенно она становится жертвой своих внутренних конфликтов и сомнений.

Мучения Веры начинаются после ее знакомства с идеями своего поклонника, Ставрогина. Она влюбляется в него, но сталкивается с его безразличием и жестокостью. Это приводит к расстройству ее нервной системы и психическим страданиям. Вера переживает мучительные внутренние раздоры между своими чувствами к Ставрогину и его непредсказуемым поведением.

Ее мучения усиливаются с появлением группы молодых революционеров, в которые Вера вовлекается. Теперь она сталкивается с моральными дилеммами — как бороться за свои идеалы, не впадая в крайности? Как сохранить верность своим принципам, не теряя человеческое лицо?

Вера ищет смысл и просветление, но ее поиски приводят ее только к большему отчаянию. Она страдает от своей роли в жизни Ставрогина и от бесконечных разочарований и предательств.

Вера Верховенская является сильным символом душевных мучений и моральных страданий, с которыми сталкивается человек в мире, разделенном на добро и зло. Ее история затрагивает сложные вопросы веры, любви, преданности и самопожертвования, делая ее одним из наиболее запоминающихся персонажей в романе «Бесы».

Шатов и его отношения с другими персонажами

У Шатова в романе «Бесы» Достоевского сложные отношения с другими персонажами.

Одним из важных персонажей для Шатова является Верховенская. Он любит ее и хочет заботиться о ней, но она относится к нему с презрением. Верховенская предпочитает других мужчин и не видит в Шатове достойного партнера. Это вызывает у Шатова горечь и разочарование.

Шатов также имеет сложные отношения с Ставрогиным. Они вместе участвуют в революционных организациях, но Шатов испытывает некоторые сомнения в отношении Ставрогина. Он видит его как личность, которая не полностью отдает себя делу и слишком много занимается личными проблемами.

Другой персонаж, с которым Шатов вступает в контакт, — это Верховенский. Они даже создают свою собственную организацию, но и эта связь обречена на провал. Шатов рассматривает Верховенского как своего наставника и мечтает о том, чтобы быть рядом с ним, но Верховенский не придает особого значения Шатову и использует его для своих целей.

Таким образом, отношения Шатова с другими персонажами в романе «Бесы» Достоевского проявляются в виде горечи, разочарования и мечтаний, а также в бесполезности и зависимости.

Чем заканчивается роман «Демоны»?

Варвара Петровна и Дарья находят Ставрогина мертвым. Николай специально сделал это в Скворешниках. Степан Верховенский делится с Софией Михайловной воспоминаниями о своей жизни, после чего умирает от сердечного приступа. После убийства Шатова Петр Степанович остается единственным из организации, избежавшим наказания. Лизавета Тушина погибает из-за действий разъяренной толпы.

Интересные факты

  • Литературоведы отмечают, что прототипом героя Семена Кармазинова Достоевский выбрал бывшего друга, писателя Ивана Тургенева, с которым он уже поссорился еще до написания романа.
  • В Советском Союзе роман издавался редко, поэтому один из экземпляров, вышедший в середине 1930-х годов, был продан на аукционе в 2016 году за 3,4 миллиона рублей.
  • Жена Достоевского отказалась печатать роман владельцам типографии и занялась этим вопросом сама. Благодаря ее стараниям писатель получил не 500 рублей. авторское право и в 8 раз больше.
  • Сам писатель был в прошлом членом организации Михаила Петрашевского и покинул ее, разочаровавшись в этом движении. Прототипами героев романа «Бесы» он использовал своих бывших товарищей.

Объяснение сюжета

Середина XIX века охарактеризовалась нарастанием нигилистических настроений среди интеллигенции. Во многих кружках критике подвергался не только монархический строй, но и бытовой уклад. В романе бесы смысл произведения отразил отношение Достоевского к революционному движению.

Книга затрагивает темы, характерные для всего творчества автора. Сред них проблемы:

  1. Отцов и детей. Старшее поколение, несмотря на свои недостатки, гораздо симпатичнее автору, чем радикальная молодежь, разрушающая все на своем пути.
  2. Свободы. Герои романа, спутав свободу с вседозволенностью, стали рабами своих идей: Петр – революционных, Кириллов – теории о самоубийстве, Ставрогин – собственных пороков.
  3. Нигилизма. Автор с презрением относится к нигилистам, отвергая их мировоззрение, считая, что оно несет лишь зло и разрушение.

На отношение автора к происходящему указывает и само название произведения. Достоевский называет бесами не только революционеров. Смысл названия в том, что главным бесом автор считает духовный упадок всего российского народа. «Бесами» одержимы все персонажи романа.

Достоевский говорит не только о жестокости радикалов, но и об их полной безнравственности. Нигилизм негативно сказывается на обществе. Возможно, революционное движение и способно принести счастье, но для этого придется заплатить слишком высокую цену. Согласие на нее приведет к утрате моральных ценностей, без которых невозможно существование народа.

Только преодолев «беснование души» можно построить сильное общество, где приоритет отдается человеку и его правам. Это и составляет главный смысл романа «Бесы».

2 вариант

В известном романе Федора Михайловича Достоевского «Бесы» определяющую роль играют не только главные герои, но и второстепенные персонажи. Ярким примером последних является образ Шатова. Религиозная метаморфоза Ставрогина пролегает через несколько разных личностей: Шатова, Кириллова и Шигалева.

Шатов по своей натуре (бывший крепостной Ставрогин) — раскаявшийся нигилист. По задумке автора это один из самых умных людей того времени. Хоть и родился он в крепостной семье, но смог выучиться у прекрасного человека Степана Трифомовича. Именно благодаря полученным знаниям и навыкам он смог поступить в высшее учебное заведение. Правда пробыл там недолго, его быстро исключили. А парень не унывал: он женился на бедной гувернантке Марии. К сожалению и девушка вскоре оставляет Шатова.

Несмотря на противоречия своей натуры Иван отправляется покорять Европу и Америку. Именно там у второстепенного героя меняется восприятие жизни и мировоззрение. На Западе Иван подпадает под влияние своего бывшего хозяина Николая Ставрогина. И здесь он пытается выйти из группировки и понять, как такой умный человек (его хозяин) мог попасть в такой коллектив. Ставрогин тем временем  предупреждает юношу об опасности. Именно в этот период времени герой начинает задумываться о боге и святом русском народе.

Кульминация жизни Шатова — развязка романа. Наконец Иван может выйти из ненавистной группировки (уйти от Ставрогина), если сдаст последнюю типографию. Но не тут то было. Незадолго до этих событий к Ивану возвращается Мария, ища себе пристанище. Парень рад этому событию и предлагает остаться девушке у себя, тем более девушка в положении, не оставлять же ее одну! А буквально через сутки Мария рожает. У Ивана появляется сын, которого он оформляет на себя. Однако семейное счастье продлилось недолго. Шатова подстерегают в лесу, где он зарыл типография. Ивана убивает группировка революционеров под предводительством Верховенского.

Под трагичной судьбой Шатова Федор Михайлович Достоевский пытается раскрыть путь становления верующего человека на своем истинном пути. А смерть персонажа — заключительный штрих и шаг. Своей кровью он искупает вину за совершенные в реальности поступки.

Таким образом, через образ Шатова автор пытается объяснить смысл жизни в целом и найти бога в себе. Судьба героя трагична, но прекрасна в своих философских поисках.

Капитан Лебядкин

Жил на свете таракан,
Таракан от детства,
И потом попал в стакан
Полный мухоедства …
Место занял таракан
Мухи возроптали.
«Полон очень наш стакан»
Юпитеру кричали …

На мой взгляд, в этом стихотворении очень удачно выражена программная функция этого персонажа – волевая сенсорика. К сожалению, стихотворение не закончено. Далее по плану автора, слуга выплескивает в лохань и мух, и таракана, но таракан не ропщет …

Если бы автор так же удачно изобразил свою творческую функцию – этику отношений, то получился бы законченный портрет Цезаря (сенсорно-этического экстраверта).

По словам Достоевского,

«признак этих людей – совершенное бессилие сдержать в себе свои желания, напротив, неудержимое стремление тот час же их обнаружить со всей даже неопрятностью, чуть только они зародятся. Попав не в свое общество, такой господин обычно начинает робко, но уступите ему на волосок, они тотчас же переходят на дерзости».

Образ карикатурный, но такой яркий, что дополнительных доказательств его принадлежности к типу Цезарь, по-моему, не требуется.

Можно добавить, что он является подзаказным по отношению к Ставрогину, что проявляется в его шутовстве, и подревизным по отношению к его матери, что проявилось, когда он явился её шантажировать, но получил такой отпор, что попросту струсил и так и не решился сказать ничего сказать.

Кармазинов

Хорошо разбирался в отношениях людей, особенно в том, как они относятся к нему лично. Любил целоваться при встрече, но при этом обычно подставлял щеку. Когда Пётр Верховенский сделал то же самое, и их щеки встретились, то он никак не показал, что его это задело, так как соблюдение приличий было для него выше, чем обида.

Трепетно относился к своим рукописям.

«Кармазинов с жадностью схватил рукопись, бережно осмотрел ее, сосчитал листки и с уважением положил покамест подле себя на особый столик, но так, чтобы иметь её каждый миг на виду».

Такое отношение к своим произведениям говорит о сильной сенсорике.

Его активационная интуиция времени заставляет его заранее осведомляться о начале революции у того, кого он считает компетентным в этом вопросе.

«А что, – пропищал он вдруг медовым голосом … – что если назначено осуществиться всему тому, о чем замышляют, то когда это могло бы произойти?»

Получив заверения, что к началу будущего мая начнется, а к Покрову все закончится, он проникновенно его благодарил.

Его болевая интуиция возможностей проявилась при чтении романа «Мерси». Он совершенно не чувствовал связи с залом. Вместо того, чтобы прочитать маленький, но остроумный отрывок, он прочитал два листа жеманной и бессмысленной болтовни, да ещё с таким видом, будто делал публике одолжение. Наконец дождался реплики: «Господи. Какой вздор!». Вместо того, чтобы её не заметить, он спросил: «Я кажется вам, господа, порядочно надоел?» Потом программная функция взяла верх, и он сказал, что больше писать не будет, даже если его попросят на коленях.

Вывод – Драйзер. К этому можно добавить, что читатели романа – современники Достоевского без труда узнали в этом карикатурном образе Тургенева, с которым Достоевский был не в ладах, и которого соционики также относят к типу Драйзер.

Очень краткий пересказ романа «Бесы»

Степан Трофимович Верховенский – дважды овдовевший мужчина средних лет, принимает предложение своей старой знакомой Варвары Петровны Ставрогиной, стать наставником и воспитателем для ее юного сына Николая. Повзрослев, Николай Ставрогин отправляется в Петербург на учебу. А вскоре по родному городу начинают расползаться слухи о том, что там он ведет разгульный и безответственный образ жизни. Спустя несколько лет он возвращается домой, где на удивление всем производит впечатление воспитанного и благородного господина.

Однако, спустя совсем немного времени дебоширит и ведет себя неподобающе в обществе. Это поведение списывают на белую горячку и отправляют Николая на лечение. Поправившись, молодой человек уезжает в путешествие заграницу.

Там у юноши случается знакомство и дружба с Лизаветой Тушиной, дочерью старой подруги его матери. По приезде Лизы в город, Варвара Петровна понимает, что они с Николаем из-за чего-то поссорились.

Замечая, что между Николаем и ее воспитанницей Дашей завязалось общение, Варвара Петровна спешит выдать девушку замуж за Степана Трофимовича, опасаясь начала отношений между Дарьей и сыном.

В стране начинаются беспокойства, вызванные недовольством существующего порядка. И городок, где происходит действие романа – не исключение, там тоже растут революционные волнения.

В день губернаторского праздника всеобщее веселье омрачает убийство брата и сестры Лебядкиных и поджог на месте преступления. Многие в городе подозревают, что это дело рук Николая. Толпа, не разобравшись, отыгрывается на Лизе, оказавшейся в пекле событий в неподходящее время, обвинив ее в связи со Ставрогиным и убивая.

Члены революционной пятерки, под предводительством внезапно явившегося в город Петра Верховенского, родного сына Степана Трофимовича, убивают Шатова, бывшего местного революционера, из-за того, что он предал веру в их общие идеи и попытался изолироваться от общества. Бывший друг Шатова, Кириллов берет вину на себя, а затем, согласно собственно разработанной теории, совершает самоубийство. Петр, тем временем, спешит уехать заграницу.

В имении Скворешники Варвара Петровна и Дарья находят повешенного Николая и записку, в которой он просит никого не винить в своей смерти, он ушел самостоятельно.

Основные персонажи романа «Бесы»

Роман «Бесы» Федора Достоевского включает в себя множество персонажей, каждый из которых играет особую роль в ходе сюжета. Вот список основных персонажей и их характеристики:

  • Николай Ставрогин — один из главных героев романа, богатый аристократ с темным прошлым. Он кажется безразличным и холодным, но внутри он испытывает муки совести и мучительные внутренние конфликты.
  • Верховенская — жена главного героя. Молодая и прекрасная женщина, выросшая в непростых условиях. Она любит и страдает из-за непостоянства мужа, но при этом остается верной.
  • Степан Трофимович Верховенский — старый интеллектуал, он является своего рода философом и мыслителем. Несмотря на свой возраст, он остается активным участником общественной жизни и исследователем идеологических течений своего времени.
  • Петер Верховенский — сын Степана Трофимовича и Верховенской. Молодой человек, который стремится к тому, чтобы принять участие в деятельности революционного общества. Он представляет наивность и идеализм юности.
  • Лебежатников — одноклассник и друг Петера Верховенского. Он является персонажем-революционером, активно участвующим в движении. Его принципы оказывают сильное влияние на Петера и помогают ему формировать свою собственную идентичность.
  • Марья Лебежатникова — сестра Лебежатникова. Она является членом движения и вместе с братом старается добиться изменений в обществе. Она предлагает свое видение идеалов и борется за их осуществление.

Степан Трофимович Верховенский

«Скажу прямо: Степан Трофимович постоянно играл между нами некоторую особую и так сказать гражданскую роль и любил эту роль до страсти, так что, мне кажется, и прожить без неё не мог. Не то, чтобы я приравнивал его к актеру в театре; сохрани боже, тем более, что я и сам его уважаю. Тут все могло быть делом привычки или лучше сказать беспрерывной и постоянной склонности, с детских лет, к приятной мечте о красивой гражданской своей постановке. Он, например, любил свое положение «гонимого» и так сказать «ссыльного». В обоих этих словечках есть своего рода классический блеск соблазнивший его раз и навсегда и, возвышая его постепенно в собственном мнении. В продолжении многих лет, довел его, наконец, до некоторого весьма приятного для самолюбия «пьедестала».

Я привела эту, довольно длинную цитату, потому что она как нельзя лучше характеризует этого персонажа романа «Бесы».

Можно почти наверняка сказать, что это Гамлет (этико-интуитивный экстраверт). Но всё-таки стоит привести ещё некоторые доказательства.

Степан Трофимович постоянно призывал к труду, утверждая, что без этого нельзя иметь собственное мнение. В доказательство он ссылался на немцев, называя их учителями русских. В этом, по-видимому, сказалась его суггестивная функция, так как интегральный тип немецкой нации – это Максим (логико-сенсорный интроверт).

После свидания с Варварой Петровной он вдруг вставал с дивана и начинал колотить руками о стену. Такая несдержанность более всего характерна для линейно-напористого темперамента.

Его активационная функция – волевая сенсорика – проявлялась тогда, когда он по-настоящему, оскорбленным. Так, например, он, казалось, готов был покориться судьбе, когда Варвара Петровна ему жениться на Даше для покрытия грехов своего сына. Но в результате грубой провокации Петра Верховенского он понял, что сподличал, и проявил настоящую силу характера, правда, ненадолго.

Такая же вспышка произошла, когда у него в дому устроили обыск. Он безумно трусил (его болевой функцией была белая сенсорика) Но при встрече с губернатором он держал себя с незаурядным достоинством, вынудив его извиниться. Когда же губернатор признался, что несчастлив, пассивно-контролирующая функция подсказала Степану Трофимовичу правильный ответ:

«Ваше превосходительство, не беспокойте себя моей сварливою жалобой, и велите только возвратить мои книги и письма …».

Его эталонная функция – интуиция возможностей – подсказала ему, что единственным выходом для него будет бегство из города. Но это оказалось бегством в никуда.

Таким образом, это Гамлет.

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной. Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Лиза

«В этой натуре было много прекрасных стремлений и самых справедливых начинаний, но все в ней вечно как бы искало своего уровня и не находило его, все было в хаосе, в волнении, в беспокойстве. Может быть, она уже со слишком строгими требованиями относилась к себе, никогда не находя себе удовлетворить этим требованиям».

Такая характеристика говорит о линейно-напористом темпераменте. Кроме того, Лиза очень эмоциональна и умеет воздействовать своими эмоциями на других.

«Почему мне в эдакие минуты становится грустно, разгадайте, ученый человек? Я всю жизнь думала, что бог знает, как буду рада, когда увижу вас, и вот совсем как будто не рада, несмотря на то, что я вас люблю …».

По-видимому, она Гамлет.

Ей требовался дуал с уравновешенно-стабильным темпераментом, но она любила Ставрогина, тождественного ей по соционическому типу. Это закончилось трагически …

Варвара Петровна

Варвара Петровна была супругой генерал-лейтенанта и богачкой. Автор характеризует её как женщину классика и женщину меценатку, действовавшую только из высших соображений. Он пишет, что двадцатилетнее влияние этой высшей дамы на Степана Трофимовича капитально и их соединяла самая тонкая и деликатная связь. Мое предположение заключается в том, что Варвара Петровна – Максим (логико-сенсорный интроверт) и у неё со Степаном Трофимовичем были дуальные отношения.

«Если он писал ей по письму, а то и по два в день, то она их внимательно прочитывала, а прочитав, складывала в особый ящик, помеченные и рассортированные».

Такое поведение указывает на то, что её программной функцией была структурная логика. Затем она выдерживала своего друга без ответа весь день, а утром встречалась с ним как ни в чем не бывало. По-видимому, у этой дамы был уравновешенно-стабильный темперамент.

Автор упоминает о её невероятной злопамятности, что в применении к соционике нередко бывает связано с болевой интуицией возможностей.

Она сочинила Степану Трофимовичу костюм, в котором он проходил всю свою жизнь: длиннополый сюртук, мягкая шляпа, белый галстук, трость с серебряным набалдашником. В этом костюме он походил на поэта Кукольника. Эта черта говорит о том, что она была сенсориком.

Ее суггестивной функцией была этика эмоций

Другими словами, она была сентиментальна, чем объясняется не только её дружба со Степаном Трофимовичем, но и неосторожное отношение с Марьей Лебядкиной. Стоило той поцеловать ей руку, как Варвара Петровна не только дала ей денег, но и привела к себе домой

Дальше события уже развивались помимо её воли.

Ее болевая функция – интуиция возможностей – подверглась сильнейшему испытанию со стороны родного сына, который тоже был её дуалом. О нем речь впереди, но пока замечу, что его экстравертная этика эмоций в сочетании с интуицией возможностей привела его к браку с хромой, уродливой и безумной Марьей Лебядкиной. Брак скрывался в течение долгого времени и она могла о нем только догадываться по намекам и анонимкам. Кроме того, до неё доходили слухи о связи её сына с другими женщинами, в частности, с её воспитанницей Дашей. Наконец, когда неопределённость стала для неё невыносима, она решила разрубить этот гордиев узел, женив Степана Трофимовича на Даше. При этом она действовала так прямолинейно, что всерьёз его обидела, что привело к разрыву.

Но когда она узнала, что Степан Трофимович в полном отчаянии отправился путешествовать и заболел, то включилась в действие её эталонная функция – сенсорика ощущений. Она ухаживала за умирающим и проводила его в последний путь.

Таким образом, Варвара Петровна принадлежит если не к лучшим, то ко вполне достойным представителям соционического типа Максим. Она честна, надёжна, на её слово можно положиться. Она заботится не только о близких, но даже о незнакомых людях.

Шатов и политические идеи

Шатов является активным участником революционного движения и говорит о необходимости уничтожения старых порядков и создания нового, более справедливого общества. Он идеализирует работнический класс, считая его основной силой, способной изменить существующий порядок вещей.

Однако Шатов также представляет собой типичного утописта, который не всегда осознает реальность политической борьбы. Он строит свои идеи на героической мифологии и романтике, отказываясь признать наличие индивидуальных интересов и человеческих слабостей.

Шатов страдает от внутреннего конфликта между своими политическими идеалами и собственной слабостью. Он прекрасно понимает, что его утопические идеи могут привести к несчастью и насилию, однако он не может отказаться от своих убеждений. Этот внутренний конфликт является одной из ключевых черт его характера и судьбы.

Итак, Шатов в романе «Бесы» Достоевского представляет собой типичного революционера, который верит в идеалы социализма и борется за перемену общественного порядка. Однако его идеализм часто сталкивается с реальностью и вызывает внутренний конфликт между политическими идеями и личными слабостями.

Жанр, направление

В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: