Краткое содержание рассказа «Один день Ивана Денисовича» подробно
Ровно в пять утра по лагерю раздается сигнал подъема. Зэк Шухов никогда его не пропускал, просыпался заранее, но нынче он приболел. По причине того, что слишком долго вставал с нар, ему угрожают карцером. Но в комендатуре провинившегося заставляют мыть полы в надзирательской, а бригада тем временем остается в бараке.
На завтрак выдают баланду из рыбы и капусты, кашу из кукурузы. Перекусив, Шухов идет в санчасть. Молодой фельдшер, бывший студент-литератор, выдает заключенному Щ-854 термометр. Градусник показывает, что у Шухова поднялась температура. Медик предлагает занедужившему остаться и дождаться прихода доктора, но все же мимоходом советует идти на работу.
Шухов заходит в барак за своей пайкой. Хлеб он разделяет пополам. Одну прячет под фуфайку, вторую – в матрац. Рядом читает Евангелие Алешка, умеющий в случае чего книжку засунуть в щель в стене, и ее пока проверяющие не обнаружили.
Вот бригада выходит на улицу. «Шакал» Фетюков выпрашивает у блатного Цезаря дать курнуть табачку, но тот делится куревом с Шуховым. При проверке личных вещей заключенных на морозе заставляют расстегиваться: проверяют, не ли у кого ножа, хлеба, не прячут ли письма. Вскоре колонна зэков выходит маршем на работы.
Шла зима 1951 года. Шухов и Кильдигс слыли главными бригадными мастерами, поэтому их отправляют утеплять стены машинного зала шлакоблоками на теплоэлектроцентрали.
Юнец по прозвищу Гопчик, которого посадили за помощь бандеровцам, напоминает Шухову его скончавшегося сына. Паренек пытается сохранить силы и работать не перенапрягаясь. Сам Иван Денисович уже почти отбыл свой срок. На перекуре мужчина вспоминает, как ушел из дома 23 июня 1941 года, воевал, попал в плен к немцам, а потом бежал, пробился до своих частей и был обвинен в шпионаже. Вспомнил и тот день, когда его избивали в контрразведке, а потом отправили в лагерь…
Пришло время обеда. Работягам, как обычно, не докладывают порции. Многое достается «шестеркам», а все лучшие продукты присваивает повар. На обед также приготовлена овсянка – любимое сытное блюдо заключенных. Шухову удается перехитрить кашевара и ухватить лишнюю порцию. После обеда по дороге Иван Денисович подбирает кусок ножовки.
Их бригада – как большая семья: все знают свою работу, тяжело трудятся до захода небесного светила. Бригадир полушутя отмечает активность Шухова, и говорит, что такого специалиста им никогда не найти, когда Иван Денисович выйдет на свободу.
К концу дня зэка возвращаются в лагерь. Их обыскивают, проверяя, не утащили ли они чего со стройки. Шухов нащупывает в своем кармане кусок ножовки, который нашел днем и уже об этом забыл. Он решает спрятать находку в рукавицу на свой страх и риск, а позже изготовить сапожный нож, чтобы обменять его на продукты. При проверке ножовку не обнаруживают.
Шухов занимает очередь Цезарю за посылкой. Сам он посылок не ждет: он договорился с женой, что ей и детям продукты и вещи нужнее, а он как-нибудь переживет. За услугу Цезарь отдает Шухову ужин. В письмах жена рассказывает Ивану Денисовичу о том, что происходит в их деревне. Все хозяйство держится на женщинах. Мужики приноровились делать фальшивые ковры и продавать их городским.
Шухов подрабатывает пошивом тапочек и ремонтом ватников. На вырученные средства заключенный Щ-854 покупает табак и прочие необходимые для жизни товары.
Цезарь просит у Шухова изготовленный из ножовки ножик и снова становится должником своего соседа по нарам. Когда начинается проверка, Иван Денисович соображает, что оставленную в бараке посылку Цезаря могут стащить. Тогда он научает Цезаря, как спрятать присланные харчи, а после проверки старается вернуться первым в барак и проследить за их сохранностью. Благодарный Цезарь угощает товарища печеньем, сахаром и колбасой.
Заходит разговор с баптистом Алешей о вере в бога. Алешка утверждает, что нужно молиться даже в тюрьме и радоваться, что здесь есть возможность и время о душе подумать. Шухов в ответ молчит. Он уже и не знает, хочется ему на волю или нет.
Засыпая, Шухов думает, что день сложился очень неплохо. Ведь в карцер его не посадили, бригаду на трудную работу не выгнали, в обед удалось взять лишнюю пайку, бригадир закрыл хорошую процентовку, с куском ножовки не попался, заработал вечером у Цезаря гостинцев и табачком обзавелся. К тому же не заболел.
Тематика произведения
Читатель повести знакомится с жизнью в лагерной зоне русского мужика. Однако тематика произведения к лагерному быту не сводится. Кроме подробностей выживания в зоне, в «Одном дне…» содержатся детали жизни в деревне, описанные через призму сознания героя. В рассказе Тюрина, бригадира, — свидетельства о последствиях, к которым привела коллективизация в стране. В различных спорах, которые ведут между собой лагерные интеллигенты, обсуждаются различные явления советского искусства (театральная премьера фильм «Иоанн Грозный» С. Эйзенштейна). В связи с судьбами товарищей Шухова по лагерю упоминаются многие подробности истории советского периода.
Тема судьбы России является основной темой творчества такого писателя, как Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», анализ которого нас интересует, не исключение. В нем локальные, частные темы вписаны органично в эту общую проблему. В этом отношении показательна тема судьбы искусства в государстве с тоталитарным строем. Так, художники из лагеря пишут бесплатные картины для начальства. Искусство советской эпохи, по мысли Солженицына, стало частью общего аппарата угнетения. Эпизодом размышлений Шухова о производящих крашеные «ковры» деревенских кустарях поддержан мотив деградации искусства.
Основной персонаж литературного произведения
Иван Денисович Шухов — заключенный 1951 года, осужденный на 10 лет за предательство родины. Он своеобразный представитель среднего класса — инженер и строитель, который стал жертвой политического репрессивного аппарата Советского Союза.
Иван Денисович Шухов изображен как честный, трудолюбивый и преданный своей работе человек. Он справедлив и принимает трагическую ситуацию, в которой находится. Вместо того, чтобы терять надежду и опустить руки, Шухов остается решительным и находит способы приспособиться к жестким условиям лагеря.
Иван Денисович Шухов выступает в качестве противоречивого героя, который сочетает в себе силу и слабость, надежду и отчаяние, выживание и нравственные принципы. Сложная жизненная ситуация, с которой Иван сталкивается в лагере, позволяет ему проявить свою внутреннюю силу и человечность.
Иван Денисович Шухов становится символом мужества, выносливости и человеческой доблести перед лицом несправедливости и системы, которая подавляет его и других заключенных. Его героическое выживание и умение найти положительные моменты в своей суровой реальности делают его ключевой фигурой и символом надежды в романе Солженицына.
Главные герои «Один день Ивана Денисовича» характеристика персонажей рассказа Солженицына в таблице
Идея рассказа пришла в голову писателя, когда он отбывал срок в Экибастузском концлагере. Шухов – главный герой «Одного дня Ивана Денисовича», является собирательным образом. Он воплощает в себе черты заключенных, находившихся с писателем в лагере. Это первое вышедшее в печать произведение автора, принесшее Солженицыну всемирную известность. В своем повествовании, имеющем реалистическое направление, писатель касается темы взаимоотношения людей, лишенных свободы, их понимание чести и достоинства в нечеловеческих условиях выживания.
Шухов Иван Денисович
В рассказе «Один день Ивана Денисовича» герой Шухов, попавший в лагерь по обычному недоразумению, проживает один день из десятилетнего срока. Он простой солдат, выходец из крестьянской семьи, который умеет и любит трудиться. Добрый и отзывчивый, не теряет своего человеческого достоинства. Он хороший и надежный товарищ, честный и справедливый. В его собирательном образе воплощены черты всего русского народа, выносливого и жизнелюбивого.
Бригадир Тюрин
В рассказе Солженицына Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин не первый раз, может пойти против начальства.
Капитан второго ранга Буйновский
Герой из тех, кто не прячется за спины других, но непрактичный. На зоне недавно, поэтому еще не понимает тонкостей лагерной жизни, заключенные его уважают. Готов постоять за других, уважает справедливость. Старается держаться бодрячком, но здоровье уже подводит.
Кинорежиссер Цезарь Маркович
Человек, далекий от реальности. Часто получает из дома богатые посылки, и это дает ему возможность хорошо устроиться. Любит поговорить о кино и искусстве. Работает в теплой конторе, поэтому далек от проблем сокамерников. В нем нет хитрости, поэтому Шухов ему помогает. Не злоблив и не жаден.
Алешка – баптист
Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Чистенький, с ясными глазами.
Стенька Клевшин
Глуховат, поэтому почти всегда молчит. Находился в концлагере в Бухенвальде, организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Немцы жестоко пытали солдата. Теперь находится уже в советской зоне за «измену Родине».
Фетюков
В описании этого персонажа преобладают лишь отрицательные характеристики: безвольный, ненадежный, трусоватый, не умеет постоять за себя. Вызывает презрение. На зоне занимается попрошайничеством, не брезгует вылизывать тарелки, и собирать окурки из плевательницы.
Два эстонца
Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку.
Значительный образ старого каторжанина. Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу.
Это была неполная характеристика героев повести, список которых в самом произведении «Один день Ивана Денисовича» намного больше. Данную таблицу характеристик можно использовать для ответов на вопросы на уроках литературы.
«Кинематографические» композиционные приемы
Один день содержит в этом произведении сгусток судьбы человека, выжимку из его жизни. Нельзя не заметить высокую степень детализации: каждый факт в повествовании дробится на мелкие составляющие, из которых большая часть подается крупным планом. Автор использует «кинематографические» Он скрупулезно, необыкновенно тщательно следит за тем, как перед выходом из барака его герой одевается или объедает до скелета мелкую рыбешку, попавшуюся в супе. Отдельного «кадра» удостаивается в повести даже такая, на первый взгляд несущественная гастрономическая деталь, как рыбьи глаза, плавающие в похлебке. В этом вы убедитесь, прочитав произведение «Один день Ивана Денисовича». Содержание по главам этой повести при внимательном чтении позволяет найти множество подобных примеров.
Русский народ в образе Шухова
В образе Шухова «Один день Ивана Денисовича» показана судьба целого народа. Люди, которые сражались за свою страну, попали в жерло беспощадной системы, пережили оскорбления и унижения от тех, кого когда-то защищали.
Солженицын сделал главным героем простого солдата не случайно. Такой как Шухов не мог рассчитывать ни на какие привилегии в лагере. Именно в нем собраны черты обыкновенного человека, который пострадал ни за что. Шухов – образ собирательный. Часть образа автор списал с себя и со своего опыта лагерной жизни, часть со своего товарища – солдата. В обычной жизни главный герой – смекалистый, деятельный мужик, который, находясь в условиях мирной жизни, мог бы быть достойным человеком и приносить пользу обществу. Но и в лагере он не потерял честь и достоинство, сохранил свое лицо и остался верным себе.
На примере главного героя автор показывает, что в любой ситуации можно оставаться человеком. Русский народ, несмотря на все лишения и несчастья, способен сохранить веру и надежду в лучшее будущее.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Шухов” по произведению А. Солженицына. Здесь раскрывается образ главного героя, рассказывается, история его судьбы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых компанейских —
Главные герои «Один день Ивана Денисовича»
для самых любопытных —
Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын
Тест по произведению
-
/12
Вопрос 1 из 12
Самые популярные материалы декабря для 11 класса:
Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
«Мастер и Маргарита» очень краткое содержание
Иешуа Га-Ноцри (Мастер и Маргарита)
Краткое содержание «Архипелаг ГУЛаг»
Характеристика Мастера
Анализ стихотворения «Мне нравится, что Вы больны не мной…» Цветаевой
Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова
Сочинение «Что общего у мечты и реальности?»
Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»
Характеристика Азазелло
Сравнение персонажей с реальными людьми
Персонажи, описанные в романе «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, непосредственно связаны с реальными людьми, с которыми автор сталкивался в лагерях. Хотя имена персонажей были изменены, их характеры и поведение часто совпадают с реальными людьми, которых Солженицын встречал в Советском ГУЛАГе.
Например, главный герой романа Иван Денисович Шухов очень похож на многих заключенных, с которыми автор сталкивался. Он представляет собой типичного лагерного заключенного, чья основная цель — выжить в тяжелых условиях труда и голода.
Другие персонажи, такие как Фетон, Кюклин и Таво, также являются реальными отражениями заключенных из лагерей. Фетон, например, отображает типичного каторжника, бывшего солдата Великой Отечественной войны, который готов сделать все возможное, чтобы выжить и вернуться к нормальной жизни.
Кюклин — представитель высшей интеллигенции, попавший в лагерь из-за политических убеждений. Он осознает свою судьбу и остается непоколебимым в своих убеждениях, несмотря на все трудности.
Таво — тот самый одиннадцатый, которому всегда удается прокрасться и получить дополнительную порцию еды. Он символизирует выживание в тяжелых условиях и власть корыстных людей.
Реальные личности, на основе которых созданы персонажи, показывают силу и характер людей, попавших в лагерь. Они отражают разные стороны человеческой натуры и позволяют читателям лучше понять трагедию ГУЛАГа и ее влияние на жизнь людей.
Жанр
А. И. Солженицын по настоятельству редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ
В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь. Предыдущая
Предыдущая
Сочинения«Доктор Живаго» анализ произведения Пастернака – проблемы, история создания, жанровое своеобразие, смысл названия романа
Следующая
Сочинения«Дама с собачкой» анализ произведения Чехова – проблематика, тема, проблемы, основная мысль рассказа
Следующая цитата
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» – правдивое изображение сибирских будней жертв сталинских репрессий. Произведение позволяет читателю представить, какая судьба ожидала тех, кто не угодил советской власти. В образе главного героя воплощён опыт самого Солженицына, а также множества заключённых, которых он видел. В школе изучают рассказ в старших классах. Быстро подготовиться к уроку и освежить знания о рассказе перед ЕГЭ поможет представленный в статье анализ произведения.
Кинорежиссер Цезарь Маркович
Человек, далекий от реальности. Часто получает из дома богатые посылки, и это дает ему возможность хорошо устроиться. Любит поговорить о кино и искусстве. Работает в теплой конторе, поэтому далек от проблем сокамерников. В нем нет хитрости, поэтому Шухов ему помогает. Не злоблив и не жаден.
Тюриных: инженер-архитектор
Один из главных героев повести «Один день Ивана Денисовича» — Тюриных, можно назвать типичным представителем интеллигенции того времени. Инженер-архитектор, он был арестован за ошибки в проектах, которые не привели к никаким последствиям, и отправлен в лагерь.
Тюриных — человек с определенным авторитетом среди своих товарищей по лагерю. Он способен работать вместе с другими и убеждать их, что мысли и действия должны быть направлены на выполнение работы, а не на жалкие переживания.
Интересно отметить, что Тюриных не был типичным заключенным и не жаловался на суровую жизнь в лагере. Он был привычен к дисциплине и жесткому ритму жизни, и поэтому не испытывал лишних неудобств от своего пребывания в лагере.
Характеристики Тюриныха: |
---|
Профессия: инженер-архитектор |
Особенности характера: дисциплинированный, авторитетный, не жалуется на жизнь в лагере |
Адаптации[править]
- Норвежско-британский фильм 1970 г. Одобрен автором. В роли Ивана Денисовича — Том Кортни.
- Российский фильм, премьера которого ожидается в 2020 г. Режиссёр — Глеб Панфилов, ранее удачно экранизировавший роман «В круге первом». В роли Ивана Денисовича — Филипп Янковский.
Классика школьной программы |
|
Денис Фонвизин | Недоросль |
Александр Грибоедов | Горе от ума |
Александр Пушкин | Евгений Онегин • Капитанская дочка • Руслан и Людмила |
Михаил Лермонтов | Герой нашего времени |
Иван Гончаров | Обломов |
Николай Гоголь | Вечера на хуторе близ Диканьки • Тарас Бульба • Ревизор • Мёртвые души |
Иван Тургенев | Записки охотника • Отцы и дети |
Александр Островский | Бесприданница • Гроза |
Николай Некрасов | Кому на Руси жить хорошо |
Фёдор Достоевский | Братья Карамазовы • Преступление и наказание |
Лев Толстой | Анна Каренина • Война и мир |
Антон Чехов | Каштанка • Вишнёвый сад |
Максим Горький | Детство — В людях — Мои университеты • Старуха Изергиль • На дне |
Евгений Замятин | |
Михаил Шолохов | Тихий Дон |
Михаил Булгаков | Мастер и Маргарита |
Андрей Платонов | Котлован |
Александр Твардовский | Василий Тёркин |
Александр Солженицын | Один день Ивана Денисовича |
Художественная уникальность произведения
В рассказе отсутствует цензура. Читатель знакомится с такими словами, как шмон, шерстить, стучать и т.д. В конце Солженицын сделал небольшой словарь для читателей, которые не были с ними знакомы. Повествование излагается в третьем лице. День Ивана Денисовича проходит со стороны, перед глазами читателей. Образ героя представлен в виде обычного человека из народа, который пытается выжить изо всех сил. Он использует свою природную хитрость, изворотливость. Главная цель людей – выжить, а не жить. Единственное, что у них осталась – это честь, которую нельзя просто отобрать у человек.
История создания
История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950–1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. Позже Александр Исаевич вспоминал: «Я в 50-м году в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?». Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет уже после возвращения из ссылки. На написание рассказа ушло около полутора месяцев (май-июнь 1959 г.).
1961 – год написания варианта произведения без некоторых наиболее резких политических моментов. В том же 1961 году Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Произведение автор не подписал, но А. Берзер, сотрудница редакции, добавила псевдоним А. Рязанский. На редактора рассказ произвел «сильнейшее впечатление», о чём свидетельствует запись в его рабочей тетради.
Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.
Автор разослал рассказ коллегам-писателям и попросил составить о нём отзывы. Так он надеялся продвинуть своё произведение к публикации. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущёву, и он добился разрешения на публикацию. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.
Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нём. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.
для самых компанейских —
Для лучшего усвоения материала по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализ его следует начинать с характеристики мотивов.
В литературе «послесталинского» времени активно развиваются мотивы репрессий, ссылок. Особенное место они занимают в творчестве писателей, которым довелось побывать в лагерях. В анализируемом произведении раскрывается тема жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные и надзиратели.
А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края героя, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.
Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алёше-баптисте, который под давлением условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.
Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа
Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам
Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, хочет, чтобы потомки не совершали таких ошибок.
Два эстонца
Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку.
Значительный образ старого каторжанина. Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу.
Главный герой
Основное действующее лицо рассказа «Один день…» — обычный крестьянин, русский мужик, осуждённый без вины. Его жизнь в лагере нельзя назвать лёгкой, но писатель, прибегая к лаконичности и неброскости, показывает, что спокойное поведение и рассудительное отношение к своей участи характерно для большинства заключённых.
Солженицын был уверен, что судьба страны зависит от того, сумеет ли каждый человек в трудные минуты не опуститься, сохранить достоинство. Его герой не так образован, как некоторые солагерники, однако он оказывает им услуги, опираясь на крестьянские привычки.
Шухов обладает врождённой нравственностью и деревенской хваткой, позволяющей разглядеть пользу в обычных предметах. Он сам сделал мастерок, складной ножик и другие приспособления, благодаря которым лагерный быт становится комфортнее. Такие особенности личности позволяют не сломаться за долгие годы, проведённые в лагере.
Тематика произведения
Жанр текста — рассказ, хотя изначально Солженицын задумал повесть. Автор описывает, как живётся в лагере для заключённых обычному русскому человеку. Но тематика «Одного дня…» шире, чем описание быта и повседневных подробностей. В тексте показано, как главный герой видит и воспринимает деревенскую жизнь. Поводом к написанию стало то, что сам Александр Исааакиевич провёл несколько лет в лагерях. Мысль о создании произведения пришла зимой. Точная дата написания не установлена, но известно, что работа над всеми главами окончена в 1959 году.
На страницах книги герои спорят, ведут беседы, рассказывают о событиях из своей жизни, делятся воспоминаниями. Так, бригадир Тюрин повествует о плачевных последствиях, наступивших после принудительной коллективизации. Товарищи Ивана Денисовича по лагерю говорят о значении театральных постановок и фильмов для культуры. Интеллигенция обсуждает ленту «Иван Грозный» и пьесу Ю. Завадского.
При вдумчивом прочтении из текста можно много узнать о советском быте и судьбе выдающихся людей России. На примере частных случаев писатель показывает социальные проблемы, волновавшие общество в то время.
Судьба творческих людей в эпоху тоталитарного строя была нелёгкой. Художникам, оказавшимся в лагере, приходилось творить не по велению души, а по указке свыше, причём работа не оплачивалась. Деградация и упадок прослеживались во всех направлениях искусства. В тексте есть эпизод, когда Иван думает о крашеных коврах, которые «малюют деревенские кустари».
Второстепенные персонажи
В рассказе Солженицына Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин не первый раз, может пойти против начальства. |
|
Герой из тех, кто не прячется за спины других, но непрактичный. На зоне недавно, поэтому еще не понимает тонкостей лагерной жизни, заключенные его уважают. Готов постоять за других, уважает справедливость. Старается держаться бодрячком, но здоровье уже подводит. |
|
Человек, далекий от реальности. Часто получает из дома богатые посылки, и это дает ему возможность хорошо устроиться. Любит поговорить о кино и искусстве. Работает в теплой конторе, поэтому далек от проблем сокамерников. В нем нет хитрости, поэтому Шухов ему помогает. Не злоблив и не жаден. |
|
Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Чистенький, с ясными глазами. |
|
Глуховат, поэтому почти всегда молчит. Находился в концлагере в Бухенвальде, организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Немцы жестоко пытали солдата. Теперь находится уже в советской зоне за «измену Родине». |
|
В описании этого персонажа преобладают лишь отрицательные характеристики: безвольный, ненадежный, трусоватый, не умеет постоять за себя. Вызывает презрение. На зоне занимается попрошайничеством, не брезгует вылизывать тарелки, и собирать окурки из плевательницы. |
|
Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку. |
|
Значительный образ старого каторжанина. Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу. |
Это была неполная характеристика героев повести, список которых в самом произведении «Один день Ивана Денисовича» намного больше. Данную таблицу характеристик можно использовать для ответов на вопросы на уроках литературы.
Характеристика главного героя
Труд стал для Ивана Денисовича спасением. Он не может сидеть без дела, поэтому берется за любую работу. Он ни перед кем не пресмыкается, но, понимая законы тюремного мира, пытается облегчить себе жизнь с помощью взаимовыгодного общения с нужными людьми. Например, он поддерживает дружеские отношения с режиссером Цезарем Марковичем, который часто получает из дома посылки и неплохо устроился в лагере. Он привык работать руками, то тапочки кому сошьет, то телогрейку. От этого он получал двойную выгоду: заключенные его благодарили и хорошо относились, а сам он получал удовольствие от работы.
Композиция
Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъёме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.
Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъёма», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключённым, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.
Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведёт Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.