Как описать характер персонажа?
С тем как описывать характер персонажа в книге, по большей части, помогут разобраться только писательское чутье и фантазия. Однако есть универсальный план, который натолкнет на поиск верного решения.
Дайте герою основную черту характера
Если все действия и поступки героя диктуются только одним его качеством, то это скучно и плоско. Однако, если доминирующая черта характера присутствует всегда, но герой действует и вопреки ей, и согласно ей, и она явно отражается в глазах других героев, возможно осознается самим ее носителем и вызывает у него противоречивые чувства, то это делает персонажа ярким и живым.
Конфликтообразующий недостаток
— это еще один важный двигатель сюжета. Идеальный герой просто скучен, схематичен. В идеальных героях люди не узнают себя и не могут сопереживать такому персонажу. Да и что может произойти с персонажем, который во всем идеален и ведет идеальную жизнь?
Примером такого важного недостатка является легкомысленность Наташи Ростовой из романа «Война и Мир». Именно это качество толкнуло ее в объятия негодяя Анатоля, но оно же заставило Андрея Болконского полюбить ее
Как описать внешность персонажа?
Внешность героя — это важный, но не основной компонент создания цельного и гармоничного образа. Мы же обращаемся к этому аспекту создания героя в первую очередь. Причиной тому служит тот факт, что, особенно среди молодых и не очень опытных писателей, есть склонность или излишне увлекаться описанием внешних характеристик, или же вовсе упускать этот момент из внимания, описывая героя как бы «изнутри» (хороший ход, но и здесь внешность описать можно «обходным путем»). Как же придумать образ персонажа, не превратив его в фоторобот?
Отберите 3-4 особенно важных внешних детали
Всего трех внешних характеристик достаточно, чтобы картинка сложилась. Перед нами предстает физический сильный, но неловкий, неспортивный человек (телосложение), образованный и начитанный (зрение, снизившееся в столь раннем возрасте, говорит о привычке к чтению) и не умеющий подать себя «в свете», несмотря на довольно приличное социальное положение (неумение носить приличный костюм).
Не давайте слишком общих и субъективных характеристик
Согласитесь, что такая характеристика у многих расходится с представлением о прекрасном, но поскольку автор дал нам установку на красоту, то мы верим в привлекательность Lise, а недостатки и особенности только добавляют ей шарма.
Уделяйте внимание мимике
Мимика и жесты, а не прямая речь часто выдают истинные намерения и мысли людей. Ложь и нежелание выкладывать все напрямую — это очеловечивающие характеристики для героев, они наделяют его предысторией и тайнами, а это всегда заинтересовывает. Смущение, плохо сдерживаемый гнев в ситуациях, казалось бы, к этому не располагающих, заставляют читателя думать о прошлом героя, о причине возникновения подобной реакции.
Раскрывайте внешность в динамике или глазами другого
Статичные описания навевают скуку — это и есть словесный фоторобот, место которому не в художественном произведении, а в криминалистике. Поэтому описывайте или от лица всевидящего автора, который знает, что зашел герой именно высокого роста, именно небрежно отбросил плащ, а выражение лица его в этот момент было именно презрительным, или же глазами других героев.
Избегайте клише
Описание внешности через разглядывание героя себя в зеркале имеет место быть, только если есть и сторонняя характеристика, иначе это попросту заезженный и банальный ход, который нужно уже оставить Нарциссу и его отражению в воде.
Особенно много клише в том, как молодые писатели пытаются описать лицо персонажа. «Чувственные губы», «огромные голубые глаза», «мужественные черты», «наивный взгляд» — все это хорошо, но такие характеристики предсказуемы. Если вы считаете необходимым их использовать, то разбавляйте их чем-нибудь более самобытным и оригинальным.
Изображение главного героя
Описать эпоху, окружение и действующих лиц, привести примеры критических замечаний обычно не составляет трудности. Но дать характеристику самому герою иногда довольно непросто. В некоторых произведениях автор наделяет свои персонажи трудными многогранными образами, со сложной судьбой и подвижной психикой. На протяжении всего действия могут происходить события, меняющие и самого человека и отношение к нему читателя.
Основные черты
Любой персонаж обладает целым набором качеств: положительных и отрицательных. Если в нем только плюсы или минусы, такой образ просто скучен. Сложный и интересный человек — это всегда смена поведения, мыслей, сомнения и т. д.
При описании стоит обратить внимание на:
- цели и мотивацию;
- привычки;
- мечты;
- принципы;
- взгляды на различные события и явления;
- что/кого любит или не любит герой;
- страхи;
- положительные и отрицательные качества;
- жизненные ценности.
Например, если описываемый человек не любит проигрывать, его можно характеризовать как целеустремленного, старающегося победить конкурентов любой ценой.
Взаимодействие с другими персонажами
Любое литературный образ в произведении не существует сам по себе. Его окружают другие люди. И из того как он взаимодействует с ними также можно сделать определенные выводы.
Здесь анализируются следующие моменты:
- чем герой вызывает симпатию у других действующих лиц и у читателя;
- какие черты характера и поступки вызывают негативную оценку других персонажей и у читателя.
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет
На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Мир чувств героя.Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения.Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем
Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу [email protected]. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
План написания характеристики
Я выбрал самые важные пункты, которые обязательно нужно отобразить в сочинении. Это:
значимость героя. Нужно определить, является выбранный для анализа герой главным или второстепенным;
как зовут героя. Здесь важны два момента. Во-первых, имена и фамилии бывают говорящими: Раскольников в «Преступлении и наказании» Достоевского, Коробочка в «Мертвых душах» Гоголя и т. д. Во-вторых, через обращение к герою, передается его положение, статус и объясняется связь с тем, кто называет;
внешность и внешний вид. Автор текста нередко зашифровывает для читателей послания в виде описаний носа героя, цвета его лица или способа ношения рубашки. Когда читаете произведение, сразу помечайте описания героя, которые встречаются;
речь. Автор может наделить персонажа примечательной речью. А даже если ничего примечательного в ней не найдется, то она будет, как минимум, индивидуальной. Найдите эти индивидуальные особенности и подумайте, что речь героя может о нем сказать;
место жительства. Возьмем ту же Коробочку Гоголя. Ее дом не просто говорит о ней, он о ней кричит. И это сделано автором намеренно. Бывают и не такие очевидные авторские подсказки, но проанализировать жилище персонажа несложно;
прошлое
Тут важно выделить происхождение и родовые корни, посмотреть, как это повлияло на героя в настоящем. Описывайте, чем он занимается, увлекается, что любит и ненавидит;
положение в социуме и деньги
С позиции социального положения героя очень удобно характеризовать. Это показывает его отношение к окружающим и финансам, его внутреннюю и внешнюю свободу;
характер и мотивация. Важно понять, есть ли у героя собственная точка зрения по каким-либо вопросам, свое мнение. Подумайте, о чем он мечтает и к чему стремится, находил ли это отражение в тексте;
чувства. Расскажите о чувствах и переживаниях героя: как он их выражает, откуда они возникают;
поведение. Проследите и обозначьте поступки, совершенные персонажем. Посмотрите, как он к ним относится и как другие;
развитие персонажа. Дайте оценку развитию образа (если он развивается). Напишите, почему персонаж не изменился;
сравнение. Сравните героя с другими, найдите сходства и различия;
авторская оценка. Изучите, как сам автор относится к своему персонажу;
типическое и индивидуальное. Тут можно рассматривать какие угодно моменты: от отношения к родителям, до денег;
роль в тексте. Подумайте, насколько важным является ваш герой;
заключение. Обобщите собранную информацию.
Можете скачать специальную таблицу, где уже прописаны все критерии.
Авторское видение
Не всегда с первого взгляда понятно отношение писателя к своим персонажам. Авторская позиция — это выражение его собственной системы ценностей, его взглядов и принципов.
Для того чтобы правильно понять отношение писателя к своему персонажу нужно соблюдать некоторые правила:
- Проследить на протяжении всего произведения есть ли прямые и точные оценки героя и его поступков.
- Чаще всего автор не прямо, а косвенно показывает свое отношение. Это может выражаться в описании внешности или одежды, в различных эпитетах которыми он «награждает» действующее лицо.
- Необходимо найти в тексте места, где о герое отзываются другие лица. Если положительные персонажи, высказывают негативную оценку, это также может быть и мнением автора.
- Монологи самого героя еще один способ выразить писательское отношение.
- Образ действующего лица может напоминать какого-либо другого литературного героя. Тогда можно провести параллели и сделать выводы об отношении автора.
В какие-то моменты они могут быть смелыми и находчивыми, а в другие — испытывать зависть или тщеславие. Например, один из самых ярких образов литературы Андрей Болконский из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Он благороден, умен, справедлив.
Но накануне Аустерлица признается самому себе: «Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто, мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю, и не буду знать».
Чувство тщеславия овладевает героем. И невозможно представить себе, что это произносит именно Болконский. Но автор все равно любит своего героя, считая монолог минутной слабостью благороднейшего человека.
И не в кратком содержании, а полностью. Иначе невозможно понять ни характер действующего лица, ни отношение к нему автора.
5 советов по написанию сочинения с характеристикой героя
Есть несколько советов, которые помогут вам написать грамотное сочинение. Все они простые и понятные:
Прочитать произведение. Без этого, конечно, написать что-то толковое и вменяемое будет непросто
Неважно, если не успеваете прочитать произведение целиком: даже половины будет достаточно для анализа. Вторую половину можно осилить по краткому содержанию
Все читать по краткому содержанию не рекомендую: так вы упустите важные детали и охарактеризуете героя поверхностно.
Выбрать самое важное. Из многообразия информации нужно выделить самое важное. Подумайте, что о герое говорит больше остального. Помните, что за написанным должна стоять какая-то мысль: нельзя писать текст ради текста.
Выписать цитаты. Выбирайте подходящие по смыслу и раскрывающие героя с неожиданной стороны.
Экспериментировать. Постарайтесь найти то, о чем еще никто не писал. Даже если вам кажется, что мысль «бредовая» и не достойна внимания, все равно запишите ее: хотя бы в черновик. Потом перечитаете и решите, стоит ли ее записывать.
Придерживаться плана. Перед написанием составьте простой план, который поможет вам ничего не упустить и сделать работу к дедлайну.
Две разновидности сочинения
Само понятие характеристика предполагает описание характера, его особенностей, достоинств и недостатков, присущих кому-либо. Если речь идет о литературном персонаже, то дополнительно необходимо описать внешность, поведение в обществе, конкретные поступки, говорящие о жизненной позиции.
Сравнительная характеристика
Основная цель сравнительной характеристики — это определить сходства и различия образов. Второй задачей становится описание собственных впечатлений по каждому персонажу отдельно.
При этом необходимо учитывать следующие моменты:
- внешние данные;
- общество, среда, в которой они пребывают;
- воспитание;
- стиль, образ жизни;
- речевая характеристика;
- оттенки характера, совершаемые поступки, взаимоотношения с другими героями;
- авторский взгляд на персонажи;
- собственные выводы.
Обычно в задании указывается направление, в котором нужно писать, конкретные герои, основные точки соприкосновения. Но если точного указания нет, значит, необходимо самостоятельно составить план характеристики героя.
Основными критериями должны стать следующие показатели:
- Оба действующих лица сравнивают по одним, наиболее важным качествам.
- Если персонажи похожи, начинают со сходства, далее переходят к различиям.
- Хорошим приемом становится сопоставление и противопоставление, т. к. вскрываются причины, поясняющие сходства и различия, зависящие от личностных качеств героев.
- Если это возможно, некоторые особенности образа можно объяснить воспитанием и условиями формирования характера.
- Сравнение усиливает эмоциональное восприятие персонажей, помогает глубоко проникнуть в душевное состояние и выявить причины поведения.
- Обычно в произведениях несложно определить авторское видение своих героев, Но так бывает не всегда. Лучше всего помогает это сделать именно сопоставительное исследование.
Индивидуальное описание
Составить индивидуальную характеристику несколько проще, ведь дело приходится иметь только с одним персонажем. Начать следует с эпохи, в которой он живет, описать место (город, село, деревня, шалаш в лесу и т. д. ). Рассказать об окружении, обществе, в котором находится, и отдельно — в котором вырос. Далее, необходим портрет и описание характера.
Примерный план характеристики литературного героя для 7 класса может выглядеть так:
- Определить является действующее лицо главным или нет.
- Краткое описание ситуации и степень участия в ней персонажа.
- Рассказать о внешности.
- Характеристика речи.
- Написать об обстановке, условиях жизни.
- Семья, образование, воспитание, род занятий.
- Основные черты характера и некоторые дополнительные нюансы, развитие личности и изменения на протяжении повествования.
- Совершенные поступки, их мотивация.
- Авторское видение, отношение к персонажу.
- Сопоставление с иными людьми и (если это необходимо) сравнение с героями других авторов.
- Как было оценено произведение и герой во времена написания и в настоящие дни.
- Сделать вывод: отражает ли персонаж и его мировоззрение свою эпоху.
- Высказать личное мнение.
Пример из комедии «Недоросль»
В качестве примера можно привести план характеристики Митрофана Д. И. Фонвизина «Недоросль». Комедия не перестает быть актуальной на протяжении нескольких веков и по сегодняшний день входит в школьную программу.
Итак, характеристика Митрофана:
- Небольшое вступление: как называется и что означает название произведения, имя героя.
- Эпоха, во времена которой происходят события.
- Проблема, обозначенная в комедии.
- Внешность Митрофанушки.
- Окружение, отрицательные персонажи — семья Простаковых, Скотинин.
- Упомянуть о второстепенных положительных персонажах — Софья, Стародум, Правдин, Милон.
- Характеристика главного героя — лень, глупость, притворство, обжорство, раболепие перед сильными, грубость с бесправными, невежество и т. д.
- Отношение автора к Митрофанушке.
- Критика и оценка произведения — Пушкин, Гоголь, Белинский и т. д.
- Соотношение образа и его эпохи.
- Собственное мнение.