Популярные сегодня темы
В произведении Тарас Бульба предстает как мужественный, храбрый мудрый воин. Тарас является главой казачьего войска. Он суровый, умный и готовый отдать свою жизнь за Родину.
Понятие добра и зла, всегда было относительным. Сложно назвать, тот или иной поступок, добрым. И даже, казалось бы, очевидное положительное действие с вашей стороны, для другого может нести отрицательный характер
Печорин – фигура неоднозначная, очень противоречивая. Симпатичный молодой человек дворянского происхождения, воспитанный, получивший приличное образование. Умный и талантливый, отличный манипулятор.
Одной из самых ужасающих и трагических тем в русской литературе является тема сталинских концентрационных лагерей. Подобная система преследования и наказания
Исаак Ильич Левитан – известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.
Изобразительные средства, использованные в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина
Повествование в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина осуществляется от лица главного героя — гробовщика, что позволяет автору использовать различные художественные средства для создания особой атмосферы и выразительности произведения.
Один из главных символов повести — «голодное окно» — визуально описывает обрывок жизни, привнесенный в рутинную жизнь гробовщика. Образ «голодного окна» влияет на нервную систему героя и читателя, увеличивая напряжение и аномалию происходящего.
Многие сцены в повести основаны на подробном описании окружающей обстановки — физического описания и визуального представления интерьера, которые подчеркивают одиночество и изнеженность главного героя. Использование приема «контраста» — сочетание описания повседневных мелочей и гротескного описания процесса бальзамирования — помогает передать беспокойство и отчаяние главного героя.
В повести «Гробовщик» А.С. Пушкин также использовал символику связанную с традициями погребения: свечи, гробы, траур — это все средства создания особой атмосферы, которая передает настроение главного героя и влияет на эмоциональный фон произведения.
Гробовщик и романтизм
Тема одиночества и беспокойства
Повесть «Гробовщик» А.С. Пушкина является ярким примером литературного романтизма. В ней присутствует тема одиночества и беспокойства, которая является одной из характеристик романтизма. Главный герой Иван Афанасьевич, работающий гробовщиком на кладбище, чувствует себя отверженным обществом и одиноким. Он живет в маленькой избушке, вдали от города, и редко общается с людьми.
Символ смерти
Другим важным символом повести является смерть. Как гробовщик, Иван Афанасьевич постоянно сталкивается с ней. Он работает на кладбище и наблюдает, как умирает каждый человек. Это усиливает его беспокойство и одиночество. Таким образом, смерть является ключевым символом, подчеркивающим основную тему повести.
Сильный эмоциональный заряд
Романтизм характеризуется сильным эмоциональным зарядом, что может быть наблюдаемо в повести «Гробовщик». Герой Иван Афанасьевич испытывает мучительные чувства одиночества и беспокойства, которые описываются весьма эмоционально. Это создает особый настрой и атмосферу, которые характерны для романтизма.
Заключение
Таким образом, «Гробовщик» А.С. Пушкина является произведением литературного романтизма, в котором присутствуют характерные черты этого направления. Одинокий и беспокойный герой, смерть как символ, сильный эмоциональный заряд — все это отражает дух романтизма и делает повесть актуальной и по сей день.
Суть
Повесть «Гробовщик» рассказана приказчиком Б. В. Произведение повествует о жизни гробовщика Адрияна Прохорова. Сама история напоминает собой шутку или анекдот.
Изначально автор описывает нам быт гробовщика, говорит о том, что герой запрашивал большую цену за свои услуги. Мы видим, что Адриян Прохоров довольно скупой человек, так как он все ожидает смерти старой купчихи Трюхиной, чтобы «выместить убыток» от пополнения запасов гробовых костюмов на ней. К гробовщику заходит познакомиться его сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает героя по-приятельски отобедать у себя дома. В ходе разговора о прибыли Адриян жалуется на то, какая тяжелая жизнь у гробовщиков, и что это ремесло приносит одни убытки (что, как мы уже убедились, не совсем верно).
Основные события разворачиваются в ночь после ужина. Это страшный сон гробовщика, в котором герой приглашает мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье. Чем-то это напоминает поминовение усопших, когда поужинать приглашаются умершие предки семьи. Вспомним также мотив страшного сна в поэме В. А. Жуковского «Светлана», где появляется образ мертвеца-жениха. Итог таких сновидений один – все оказывается мороком, наваждением. Но так ли все просто на самом деле в «Гробовщике»? Этот сон никак не провозглашается, то есть поначалу создается впечатление, что все происходит наяву. Переход от правдоподобного действия в мир снов никак не отмечается; напротив – он тщательно скрыт в повести от читателя. Сновидение вводится словами: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили». Покойники, приглашенные Адрияном Прохоровым наяву, приходят к герою на новоселье, и лишь утром все возвращается на круги своя, и мы понимаем, что видели сновидение.
Купчиха Трюхина является, с точки зрения исследователя В. Узина, своеобразной «пиковой дамой» Прохорова. Она исполняет желание гробовщика, позволяя ему нажиться на ее смерти, однако все это оборачивается настоящим ужасом, когда на него наступают мертвецы, возмущенные тем, что Адриян нечаянно погубил их товарища; и гробовщик наутро радуется, что Трюхина не умерла.
Значение произведения «Гробовщик» в творчестве А.С. Пушкина
«Гробовщик» – это одно из произведений А.С. Пушкина, написанное в жанре мистической повести. Оно является значимым произведением в творчестве автора, поскольку содержит в себе не только эстетические, но и философские аспекты.
Пушкин рассматривал человеческую жизнь как временный процесс, а смерть – как неотъемлемую ее часть. Именно эту идею он отражает в «Гробовщике». В произведении главный герой, гробовщик, символизирует неизбежность смерти и необходимость признания ее реальности.
Еще один важный момент, который подчеркивает значение повести, – это использование мистических элементов. Автор не только описывает жизнь обычных людей, но и внедряет в его произведение мистические сюжеты. Пушкин показывает, что смерть и судьба – нечто более крупное, чем жизнь человека.
Итак, главное значение «Гробовщика» в творчестве Пушкина – в том, что он напоминает о том, что жизнь – это не вечность, а временный процесс, и что смерть – неизбежный ее элемент. Автор вводит мистические элементы, чтобы показать, что мы должны останавливаться и задумываться об истинных ценностях в жизни.
Проблематика
«Гробовщик» – самая странная из пяти повестей Пушкина. Решая проблему страха смерти, Пушкин изображает героя, постоянно с ней сталкивающегося. Смех перед лицом смерти – защитная реакция человека на пугающую неизвестность. С первого же предложения поставлена основная проблема: как живёт человек, ежедневно наблюдающий смерть? Меняет ли это человека? Потому ли угрюм Адриян, что у него в кухне и гостиной помещаются гробы?
С тостом на серебряной свадьбе соседа сапожника Шульца связана другая проблема повести. Один из гостей предлагает выпить за здоровье мертвецов. Если гробовщик живёт за счёт мёртвых, то может ли он радоваться смерти человека, наживаться на ней? Гробовщик так благодарен своим мертвецам, похоронами которых он разбогател, что даже зовёт их на пир. Когда мертвецы к нему приходят (во сне), у Адрияна подкашиваются ноги. Ужас достигает крайней точки, когда гробовщик встречается с первым своим покойником – отставным сержантом гвардии Петром Петровичем Курилкиным, превратившимся в скелет (как будто оживает поговорка «жив курилка, жив»). Даже первого своего покойника гробовщик похоронил нечестно, продав ему сосновый гроб как дубовый. Какие потрясения должен пережить человек, чтобы перестать жить обманом?
Романтическое мироощущение в произведении «Гробовщик» А.С. Пушкина
В повести «Гробовщик» А.С. Пушкин исследует романтическое мировоззрение, которое свойственно его главному герою Федору Кузьмичу. Романтизм проявляется в подчеркивании эмоций, чувств и воображения как основных категорий для понимания мира.
Федор Кузьмич не только описывает свои воспоминания и чувства, но и исследует их, чтобы понять свою жизнь. Он считает, что мир может быть понят только через чувства и воображение, что отражается в его взгляде на природу, живописные описания которыми он настолько занят, что практически не замечает событий вокруг себя.
Кроме того, романтическое мироощущение Федора Кузьмича проявляется и в его определении жизни как трагической драмы. Он видит жизнь как путь, на котором с каждым шагом он сталкивается с неизбежностью смерти и утратой близких.
Изображение смерти является и еще одним проявлением романтизма в повести. Смерть и мрачность не вызывают отвращения у Федора Кузьмича, наоборот, она становится объектом его духовного интереса и исследований.
Конфликты и напряженность сюжета в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина
Одна из главных тем повести «Гробовщик» А.С. Пушкина — конфликт между главным героем и обществом. Герой повести, гробовщик Егор Иванович, не может привыкнуть к тому, что его профессия вызывает отвращение у окружающих. Он страдает от того, что его не понимают, ищет поддержку, но ее не находит. Его отношения с соседями, с жителями города — это один из ключевых конфликтов сюжета.
Также в повести есть конфликт между Егором Ивановичем и его собственной профессией. Герой задается вопросами о смысле своего дела, он понимает, что его работа бесполезна и даже вредна для окружающих. Это создает дополнительную напряженность сюжета и вынуждает читателя задуматься над вопросами границ между добром и злом, справедливостью и несправедливостью в профессиональной деятельности.
Еще один конфликт, который находит отражение в повести «Гробовщик», это конфликт между Егором Ивановичем и его семьей. Он обращается к ним за поддержкой, но они не понимают его проблем, недооценивают своего сына. Это добавляет зрителям еще одну эмоциональную нагрузку и заставляет задуматься о роли семьи в жизни человека и о взаимоотношениях между родственниками.
Анализ повести «Гробовщик» А.С. Пушкина
Темы
Одной из основных тем в повести «Гробовщик» является тема смерти и ее неизбежности. Пушкин через персонажа гробовщика показывает, как каждый человек неизбежно подвержен смерти и не может избежать ее.
Кроме того, в повести затрагивается тема взаимоотношений людей с разными статусами. Гробовщик, будучи низшим слоем общества, вынужден общаться с высшими слоями общества и таким образом раскрывает проблемы классового неравенства.
Символы
Самым ярким символом в повести является гроб, который символизирует смерть и неизбежность ее прихода. Кроме того, гроб становится источником дохода для героя повести, что подчеркивает ироничность жизни.
Еще одним символом является фонарь, который гробовщик использует во время своих ночных поездок. Фонарь символизирует знание и истину, которые, несмотря на все препятствия, помогают герою раскрыть тайну, связанную с покойником.
Главные герои
Главным героем повести является гробовщик, который описан как человек, вынужденный заниматься неприятным делом и зарабатывать на жизнь путем продажи гробов. Однако, герой также является человеком, со своими чувствами и страхами, что делает его персонажем более глубоким и многогранным.
Другим важным героем является покойник, чья тайна становится главным узлом сюжета. Хотя, фактически, покойник уже мертв, его присутствие продолжает влиять на жизнь и судьбу других персонажей.
Гробовщик
Здесь мы попадаем в среду торговцев и ремесленников. Главные герои здесь гробовщик Прохоров Адриан, его дочки и друзья. Герои не озабочены романтическими фантазиями, они твёрдо ходят по земле и решают земные проблемы. Такие, как предстоящие богатые похороны купчихи Трюхиной, которые могут перехватить конкуренты. Смерть человека для таких, как гробовщик это всего лишь возможность заработать деньги. Даже во сне он рассматривает своих покойных клиентов только с точки зрения их прибыльности. В мертвецах, которые пришли в гости к Адриану, автор ярко отразил те социальные отношения, которые существовали в то время в обществе.
Пушкинский маленький человек — это прародитель гоголевского Акакия Башмачкина. Чиновник, которого могут поколотить знатные проезжие. Уверенный в том, что его украденная проезжим гусаром дочка Дуня, брошена им, желает ей смерти. Однако всё происходит наоборот. Гусар Минский оказавшийся человеком достойным, женился на Дуне. Ожидания отца не оправдались, дочь его стала богата и знатна. Однако, искушённый читатель понимает, что дочь свою Самсон Вырин всё-таки потерял. Мир Вырина и мир Минского разделяет огромная яма, которую он не в состоянии преодолеть. Дуня смогла перешагнуть её не задумываясь только благодаря своей слепой любви к Минскому и женской непосредственности.
Однако, у неё не хватило духу пойти дальше и перешагнуть через правила «приличного» общества, в котором она оказалась. Фактически она отказалась от отца. Её последующий приезд уже на могилу отца всего лишь попытка успокоить свою совесть. Если бы конец был бы таким, как предполагал Вырин, вышла то бы очередная история про несчастную доверчивую девушку и негодяя- соблазнителя, коих было в ту пору немало. Однако у Пушкина всё гораздо глубже и реалистичнее. Казалось бы, счастливый конец повести оставляет трагический осадок.
Чему учит?
Произведение учит нас быть скромнее, мудрее и понимать, что всякий труд довольно труден, при этом не стоит забывать о том, что чем больше трудишься, тем больше ты в состоянии заработать. История Адрияна Прохорова поучительна в том смысле, что мы понимаем, как это низко – наживаться за счет горя других людей, требовать платы сверх меры тогда, когда они не могут отказать. Мораль такова: человек падает до определенного уровня, а уже на дне его настигает духовная смерть. Чтобы миновать ее, нужно вовремя одуматься и признать свои ошибки.
Мы понимаем, что героя постигла нравственная смерть, за которую неизбежно наступает возмездие, и поэтому возникает повод задуматься: нужно ли стремиться к излишествам ценой собственной духовной жизни? Неужели мы так мало стоим в сравнении с материальными благами? Вывод А. С. Пушкина прост и оптимистичен: только человек является наивысшей ценностью, и ни одно богатство не сравнится с его многогранной и богатой душой.
«Гробовщик» – одна из пяти повестей А. С. Пушкина из его знаменитого цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Это история о том, как к угрюмому и не честному на руку гробовщику ночью пожаловали все его клиенты, и тем самым чуть не довели его до смерти.
Герои повести
Гробовщик Адриян – главный герой повести. Несмотря на новоселье в давно желанном жёлтом домике, гробовщику грустно. Вся его жизнь – сплошное беспокойство. Он волнуется, не позовут ли наследники умирающей купчихи Трюхиной другого гробовщика. А прибыль его нечестная, о чём говорят его сны. В первом сне гробовщику привиделось, что купчиха Трюхина всё-таки умерла. Гробовщик обещал обо всём похлопотать и не брать лишнего, но при этом он многозначительным взглядом обменялся с приказчиком, то есть как раз собирался взять лишнее.
У героя две дочери, воспитанные в строгости, которые ничуть не страдают от зловещей профессии отца. В повести много эпизодических персонажей: сапожник Шульц, пригласивший в гости гробовщика с семьёй, чухонец будочник Юрко, предлагавший гробовщику в гостях выпить за здоровье мертвецов, скелет отставного сержанта Курилкина. Последние два героя подталкивают гробовщика к пробуждению совести, но результат остаётся неизвестным.
«Гробовщик» входит в цикл «Повестей Белкина». Во времена Пушкина повестью называлось то, что сегодня мы зовём рассказом: небольшое прозаическое произведение с малым количеством героев, повествующее об одном событии в одной сюжетной линии. Так что с точки зрения современного литературоведения «Гробовщик» – это рассказ. В середине 19 в. мистическая тематика с последующим пробуждением была распространена.
Анализ повести Пушкина Гробовщик
Основная мысль и проблема.
Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва, имена поэтому на его новоселье приходят мертвецы.
Основной мыслью произведения можно назвать стремление к духовной жизни. Адриян сам отгородил себя от людей, так они хотели жить, а он хотел их смерти и богатства. В связи с этим основной его компанией можно назвать мертвецов, однако гробовщик отвергает этих людей. Проснувшись наутро, он осознает, что перешел границу дозволенного в своем стремлении к богатству.
История гробовщика учит читателей зарабатывать честно и не использовать чужое горе. Пока человек идет по жизненному пути, он может падать, но когда падать больше некуда. Человек умирает нравственно.
Характеристики главных героев
Главным героем повести является Адриян Прохоров, который по профессии – гробовщик. В начале повести он переезжает на новое место, и его сосед, по имени Готлиб Шульц, приглашает к себе на обед. Суть произведения появляется в ночь после этого обеда. Адрияну снится, что его будят с известием о смерти богатой купчихи Трюхиной. Далее он приглашает на новоселье всех своих клиентов. То есть мертвецов. После попытки одного из них обнять Адрияна, гробовщик отталкивает его, тот падает и ломается. Это событие послужила поводом для натиска мертвецов на главного героя. После этого он просыпается. А читатели узнют, что это был лишь сон.
Как говорилось ранее Адриян Прохоров – главный герой повести. Также весомую роль в произведении имеет тоже уже названный – Готлиб Шульц.
Адриян Прохоров.
Этот герой представляется читателю, как скупой и жадный человек. Он старается из всего извлекать максимальную выгоду, даже если у его клиентов тяжелая жизненная ситуация. Адриян запрашивал очень большую цену за свои услуги. Также доказательством его скупости является ожидание смерти купчихи богатой Трюхиной. Что впоследствии сыграло с ним злую шутку.
Готлиб Шульц.
Сосед Адрияна является его противоположностью. Он работает и зарабатывает честным путем для своей жены и дочерей. Готлиб достаточно обеспеченный человек, поскольку он в состоянии пригласить несколько людей на обед. В противопоставление гробовщику он очень добр и приветлив.
Тема
Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме
— жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.
В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику
положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).
Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.
Основная мысль
цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь — то, чему учит цикл «Повести Белкина».
Характеристика главных героев
Прокофий Трофимович — гробовщик, который возможно является и автором рассказа. Он описывается как старый, ушлый и жадный человек. Его главное желание — заработать денег на похоронах. Однако, у него также есть чувство юмора, например, когда он шутит о своей профессии и пытается убедить своих клиентов купить более дорогое гробовое белье. Он также описывает свою жизнь и работу в достаточно деталях, что указывает на его любопытство и интеллект.
Кирсанов — главный герой рассказа, вдумчивый и чувствительный человек. Он, как и Петергоф, приезжает в деревню, чтобы провести время за чтением книг и охотой. Однако, в отличие от Петергофа, он испытывает глубокую печаль за своей женой, которая находится на последней стадии болезни. Он приводит Трофимовича к себе домой, несмотря на опасность заражения, чтобы подготовиться к неизбежному концу своей жены. Он также говорит о понимании жизни и смерти, признавая, что «каждый человек должен умереть, чтобы не портил остальные».
Выстрел
Сюжет повести довольно простой. Герой повести Сильвео, будучи натурой примечательной во всём, что касалось гусарского удальства, возненавидел своего не менее достойного молодого соперника. Дело дошло до дуэли, в ходе которой его соперник проявил такое равнодушие к смерти, что Сильвео не стал стрелять, оставив за собой право выстрела. Долгие годы он ждал подходящего случая для мести, пока, наконец, не получил известие о женитьбе своего врага. Явившись к нему с требованием реализовать свой выстрел, он получил полное удовлетворение, унизив его перед женой. На прощание он довольно точно выстрелил в картину, оставив в ней дырку, которая и послужила поводом для воспоминаний.
Главный герой повести личность, конечно, сильная и незаурядная. Но, все его достоинства меркнут на фоне его зависти к более удачливому сопернику. Зависть, как известно мужчину, тем более гусара, никак не красит. Ещё более блекнут его достоинства от мелочной мстительности. Эти качества, тем более усугубляются, когда он доводит до ужаса жену графа, целясь в него. Однако, в последний момент что-то останавливает его от убийства. Думаю, что не столь важна истинная причина, важнее другое, человек не стал убивать другого человека. Вполне возможно, в этот момент в главном герое проснулись истинные человеческие чувства.
Такой финал характерен тому пушкинскому духу, придающему столько душевного тепла «Повестям Белкина». Он убеждает читателя без лишнего пафоса поверить в торжество «добрых чувств» над глупыми и никчемными правилами общества. Благородство Сильвео может показаться спонтанным, но это есть жившее в нём изначально качество души.
Темы и проблемы
Основная тема данного произведения – деградация человеческой натуры. Из-за рутины многие люди забывают о духовной жизни и сосредотачивают все свои силы на накопительстве
Им важно заработать любой ценой, поэтому они не скупятся лишь на обман своих клиентов. Главный герой настолько погряз в скопидомстве, что перестал придавать значение жизни и смерти
Он желал человеку гибели, дабы нажиться на его похоронах. Так автор показывает крайнюю степень разложения человеческой души, поэтому к гробовщику приходят именно мертвецы. Его душа мертва.
Проблематика повести весьма разнообразна. Проблемы, которые поднимаются в данном произведении – это совесть, зависть, цинизм человека, его отношение к смерти, а также рабская зависимость от денег. Автор указывает на недостатки людей, которые всю свою жизнь посвящают заработку денег.