Краткое содержание
Данное произведение представляет из себя летопись города Глупова и ведется от лица архивариуса.
Вначале приводится глава о том, как древний народ головотяпов победил всех своих соседей — племена кособрюхих, моржеедов, лукоедов и других. После этого они стали искать себе князя. Князя нашли, он согласился ими руководить, но жить не пошел, решив поставить вместо себя другого управленца. Само же племя он назвал глуповцами, откуда и пошло название города. Долго не везло глуповцам с правителями — все были сущими ворами.
Далее идет «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным», после чего подробно описывается деятельность разных градоначальников.
В промежутке с 1731 года по 1826 год к власти в городе приходил 21 градоначальник. Все они были глупыми и не способными к руководству. Кто-то делал жизнь в Глупове лучше, но ненадолго, кто-то невероятно ухудшал ее, а кто-то не делал вообще ничего.
Соответственно, жизнь горожан была очень нестабильной. Город неоднократно горел, голодал, веселился, тосковал, богател и разорялся.
Но в этом есть вина не только бестолковых руководителей, но и самих горожан, которым просто необходим начальник. Они терпели всевозможные прихоти и причуды градоначальников. Когда терпение кончалось, они бунтовали, но бунты были бессмысленными и глупыми.
История глуповцев заканчивается тем, что они начали строить новый город на новом месте, однако «…земля затряслась, солнце померкло ‹…› Оно пришло». Что именно пришло, автор не объясняет. История города на этом заканчивается.
В конце содержатся «оправдательные документы», то есть сочинения различных градоначальников, которые они писали в назидание своим последователям.
Онуфрий Иванович Негодяев
Происхождение градоначальника Негодяева — простое, крестьянское; в юности он был слугой, занимавшемся топкой печей. Основная черта его характера — суровость и жестокость
Для него было крайне важно узнать, насколько закалены глуповцы в жизненных трудностях, потому он им эти трудности регулярно подкидывал. К числу его деяний на посту управленца относятся следующие пункты:
- Главное заведение города — тюрьма.
- Негодяев разрушил построенные до него улицы и мостовые, а из оставшегося после демонтажа материала построил памятники и монументы.
- Довёл граждан до нищего и скотского существования — при нём горожане обросли шерстью и «сосали лапу».
Также он прославился тем, что отбирал пищу у нищих и отдавал её на съедение собакам — «горожане должны быть готовы ко всяким испытаниям». Как и многие другие градоначальники, Онуфрий Иванович был больше теоретиком, чем практиком, его любимым занятием была административная деятельность.
https://youtube.com/watch?v=oagDlZl7jq0
«Известие о Двоекурове»
«Известие о Двоекурове» содержит намёки на царствование Александра I и особенности его личности (двойственность, противоречивость намерений и их осуществления, нерешительность до трусости). Щедрин подчёркивает, что ему глуповцы обязаны повинностью употребления горчицы и лаврового листа. Двоекуров же — предок «новаторов», которые вели войны «во имя картофеля». Намёк на Николая I, сына Александра I, введшего на Руси картофель в голодные времена 1839—1840 годов, что вызвало «картофельные бунты», жестоко подавлявшиеся военной силой вплоть до самого мощного крестьянского восстания в 1842 году.
Темы
Тематика этой антиутопии очень разнообразна: она затрагивает социально-политические и моральные вопросы.
- Тема народа в полной мере раскрыта автором со многих ракурсов. Сатирик убежден, что глуповцы, несмотря на все испытания, умели выстоять и даже бунтовать, когда их вынуждали делать это. Но жители тех мест своей порочностью ничуть не уступали градоначальникам, напротив, иногда даже предвосхищали их желания (вспомним Грустилова, который наткнулся на процессию из полуголых дев). Сами граждане захотели стать подданными, ведь не смогли организовать свою жизнь самостоятельно. Очевидно, что народ, отказавшийся от свободы по глупости, достоин правителя-деспота. И вот разрушительная деятельность тиранов сделала из города пустыню, а из людей – животных. Салтыков- Щедрин негативно оценивает бездействие народа в произведении, ведь автор — сторонник концепции: «Народ не должен боятся власти, власть должна бояться народа». Однако комическое и сильно преувеличенное поклонение градоначальникам, которое демонстрируют жители, идет вразрез с мнением сатирика. Несмотря на очевидную слабость и несправедливость власти, люди так и остаются бессловесными марионетками в руках вышестоящих. В образе народа автор высмеял покорность сограждан, которые не только терпят рабское ярмо, но и активно льстят начальникам, угождая малейшей прихоти господина.
- Тема нравственности. Герои «Истории одного города» с течением времени меняют свое отношение к морали, все больше развращаясь от влияния градоначальников (хотя сами они в древности отличались ужасными порядками). Если история с Фердыщенко и Аленкой сначала потрясла их, и люди были недовольны похождениями правителя с замужней женщиной, то при Дю Шарио они погрязли в сладострастии и вели себя в высшей степени непристойно. Так, автор проводит параллель между моральным обликом чиновника и народа, делая вывод, который можно уместить в поговорке: «Рыба гниет с головы». Если правитель демонстрирует легкомыслие, то и придворные будут повторять за ним.
- Тема ответственности. Правители ответственны перед народом и историей за то, что случилось при их правлении. Но, увы, эта простая истина чужда царизму, ведь суть монарха заключается в абсолютной и непогрешимой власти, которую нельзя критиковать, отчуждать и подвергать сомнению. В этом писатель видит недостаток царского режима правления, демонстрируя его во всей красе в «Истории одного города». Так, Негодяевы и Бородавкины бессовестно разоряют город своими необдуманными действиями, Брудастый и Прыщ и вовсе не способны отвечать за свои деяния, так как в прямом смысле не имеют мозгов, а Микаладзе и Грустилов просто развращают народ и используют его в целях удовлетворения собственных желаний.
- Тема исторической памяти. Летописец фиксировал события, происходящие в Глупове, но в его описании видна субъективная оценка. Он стремится оправдать многих исторических деятелей, тем самым перевирая историю и окрашивая ее в нужные ему оттенки. То есть до современников доходит не то, что было, а то, что видел и считал сам летописец.
- Тема природы. Только стихии противостоят мертвенной государственности, уничтожающей все живое. Например, голову Органчика задержали и испортили в пути силы природы, которые боролись против искусственного подавления людей. Естественные рефлексы побудили предводителя дворянства съесть голову Прыща. В финале конфликт достиг апогея, когда Угрюм-Бурчеев объявил войну реке и проиграл.
Анализ книги «История одного города» показывает, что это сатирический роман. Салтыков-Щедрин придерживается этого и в других своих произведениях. Любимый художественный прием автора:
Особенность произведения в том, что все персонажи считаются вымышленными, хотя выбранная форма — хроника — документальный фильм, составленный из реальных событий. Все описанное в романе кажется плодом больного воображения или кошмаром. Но если вдуматься, это и есть российская действительность, только под увеличительным стеклом.
Автор облекает реальность в вымышленную оболочку, и все же каждый читатель может понять, что подразумевается под тем или иным поступком мэра и кто скрывается за масками вымышленных персонажей. Литературное направление романа — реализм. Такой вывод можно сделать на основании того, что окружающая обстановка, события и персонажи описаны очень подробно и натуралистично.
Суть
Автор ведет хронику одного города, где проживает глупый, но покорный народ рабов, который терпит любые капризы тиранов. Не в силах править государством, глуповцы попросили иностранца возглавить их. Сначала он присылал к ним наместников, потом, убедившись в коррупционности, алчности и неэффективности руководства, приехал править самостоятельно.
После него все градоначальники были присланы из другой стороны и выбраны за них, а люди подчинялись каждому приказанию за редкими исключениями. В каждом начальнике воплощен период из истории нашей страны или конкретный политический деятель, поэтому не стоит воспринимать события буквально. Подробный сюжет с именами и основными событиями Вы можете найти здесь.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Вариант 1
Герои истории одного города Салтыкова-Щедрина – это люди, которые внесли свой вклад в развитие и процветание этого удивительного места. Среди них можно выделить таких личностей, как писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, который не только дал название городу, но и оставил свой след в истории русской литературы.
Еще одним героем города является местный предприниматель Иван Иванович Кузнецов, который вложил свои средства в развитие местной промышленности и создал рабочие места для многих жителей города. Благодаря его усилиям, Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших промышленных центров региона.
Также стоит отметить героев-ветеранов, которые защищали свою Родину в различных войнах. Их подвиги и жертвы не забыты и по сей день, их имена увековечены на мемориалах и памятниках, которые украшают город.
Нельзя не упомянуть и героев-учителей, которые вкладывали свои знания и опыт в воспитание нового поколения. Благодаря их труду, многие жители города получили качественное образование и смогли реализовать свой потенциал в жизни.
Наконец, героями города можно назвать и обычных жителей, которые своими трудами и усилиями делают его лучше и красивее. Это люди, которые заботятся о своих домах и улицах, участвуют в благоустройстве города и создают атмосферу духовного единства и гармонии.
О чем произведение?
Писатель иносказательно передал историю России, которую оценивал критически. Жителей российской империи он назвал «глуповцами». Они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «Глуповской летописи». Данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». За свое невежество они были переименованы соответствующе.
Головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. И вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. Через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. Вместе с приобретенной властью люди основали город Глупов. Так писатель обозначил формирование Древней Руси и призвание Рюрика на княжение.
Сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. Так Салтыков-Щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой России.
Далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «Не потерплю!» и «Разорю!». Потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. Далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление Лжедмитрия и его последователей.
Воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. Это эпоха дворцовых переворотов, когда в Российской Империи правили одни женщины и интриги.
Семен Константинович Двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом Петра Первого, хоть данное предположение и идет вразрез с исторической хронологией. Но реформаторская деятельность и железная рука правителя очень уж похожи на характеристику императора.
Начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. Откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. Чередование непрекращающихся ошибок и поражений привело к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. В конце концов, последний правитель Угрюм-Бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.
Так же Нестор описал историю возникновения Руси в «Повести временных лет». Эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные русские правители? Писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.
Композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.
Главные герои и их характеристика
- Образ города. Глупов не имеет границ, что делает его универсальным образом страны, находящейся под железной пятой диктатуры. Гротескный тип выражения реальности и персонажей проходит через все произведение. По существу, перед нами условный город-государство, город-гротеск, и в нем живут точно такие же, преувеличенно глупые, невежественные люди. Вся жизнь этого народа противоположна нормальной человеческой жизни. Писатель не жалеет это место: оно постоянно горит, рушится, беднеет. Поля оголяются от лени жителей, здания доживают свой век в небрежении, и экономика Глупова дышит на ладан, как и многие его обитатели.
- Образ чиновника. Его правители – это злобные, жестокие железные куклы, цель которых — уничтожить все мыслящее и трудоспособное. Фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому. Общественные и человеческие взаимосвязи поставлены с ног на голову: градоначальники жгут и грабят, армия не защищает, а разрушает, народ не работает, не живет и даже не существует, а защищается и пытается выжить. Правители города наделены говорящими фамилиями, некоторые из них имеют исторические прототипы. Образы градоначальников набросаны схематично (как того и требует сатира). У них нет подробной биографии и характеристики, зато есть ярко выраженные пороки, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в «Истории одного города». Здесь перечислены все градоначальники и чиновники с характеристикой, прототипами и описанием.
- Образ народа. Глуповцы воспринимаются нами как рабы без мнения и инициативы. Их устраивает тирания, они являются ее неотъемлемой частью, ведь всегда готовы терпеть и подстраиваться под начальника. Все их бунты также глупы и бессмысленны, как и контрмеры градоначальников. Словом, автор не оправдывает население, а делает его молчаливым соучастником беззакония, захватившего город. Так звучит описание истории глуповцев:
Люди не сильно изменились со временем, приспосабливаясь к каждому пороку своего начальника. При Грутилове и Михаладзе, например, люди стали аморальными и вульгарными, их интересовали только сексуальные отношения. При Угрюм-Бурчееве те же господа носили одинаковые халаты и выстраивали свои дома, как на параде. При Пимпле они растолстели и погрузились в бездеятельность. Список этих преобразований бесконечен, но самое главное, что жители Глипова так старались завоевать симпатии следующего губернатора города, что были готовы потерять свою идентичность и даже свои вечные обычаи. Он — хамелеон, который, спасаясь от опасности, меняет цвет и приспосабливается к окружающей обстановке. Но посреди этих бесчисленных перемен люди потеряли себя и свой образ мышления, так что в конце концов «история остановилась на месте». Смысл финала прост: нация, потерявшая свой исторический облик, свою уникальность и подлинность, обречена. Автор обращался с предупреждением ко всем гражданам, потому что, судя по событиям, о которых говорится в книге, образ глуповца воплотил в себе многие качества русского народа: смиренный, невежественный и подверженный влиянию ошибок.
2 вариант
Глуповцы — “начальстволюбивый”, глупый народ. Согласно летописи, они происходят от племени головотяпов.
Когда-то на территории города Глупов жил народ, люди которого славились крепостью своих голов. Они имели привычку постоянно “тяпаться” обо все головами, за что и заслужили свое название — головотяпы. Помимо твердости голов, народ отличался беспросветной глупостью, наивностью и простодушием. По соседству с ним жило множество независимых племен. Народы наносили друг другу вред, взаимно разграбляя поселения. Они не имели ни вероисповедания, ни образа правления. Первыми над установлением власти задумались головотяпы. Набеги наносили сильный урон поселениям и грозили вымиранием племенам. Головотяпы оказались храбрым и сильным, но в тоже время глупым народом. С помощью крепости своих лбов они победили соседей. Собрав воедино разрозненные племена, головотяпы стали устраиваться в центре, с целью навести какой-нибудь порядок. Смешны и нелепы оказались их попытки: головотяпы замесили толокном реку, зачем-то согнали щуку с яиц, приковали блоху на цепь и совершили еще много нелепых действий, никак не связанных с установлением власти.
Увидев бессмысленность своих решений, головотяпы пришли к единому мнению, что им нужен правитель. Однако многие князья, узнав о глупости народа, отказывались им править. Они советовали головотяпам найти такого же глупого князя, как они сами. Расстроенные после неудачных попыток отыскать правителя головотяпы снова пробовали самостоятельно навести порядок в своих поселениях, но так и не добились в этом успеха. Однажды им посчастливилось найти князя, который захотел “володеть” ими. Он обложил народ многими данями и обязал ходить вместе с ним на войну. За то, что головотяпы не смогли жить свободно и сами пожелали себе кабалы, правитель переименовал их в глуповцев.
Только после установления власти князя, головотяпы поняли всю свою глупость. Они могли бы самостоятельно управлять племенем, но вместо этого нашли себе жестоко безжалостного правителя. Глуповцы покорно выслушали требования князя, согласившись с ними. По возвращению домой они выбирают болотину, на которой основали город Глупов. Едва прибывший в Глупов князь обещал запороть всех, кто его ослушается. Глуповцы в сатирическом романе М.Е. Салтыкова-Щедрина показаны как покорный раболепный народ. Они смиренно принимают все тяготы и невзгоды, которые обрушиваются на них с появлением правителя.
Смысл финала романа «История одного города»
История города Глупова, рассказанная Салтыковым-Щедриным, имеет не менее значительный финал, чем все предыдущее повествование. Грустная, вызывающая сострадание к русскому народу и негодование по поводу правления многочисленных градоначальников, книга писателя-демократа была направлена против российской самодержавной деспотии, буржуазной лицемерно-хищнической сытости, человеческого недомыслия, поклонения начальникам разных уровней. «Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее», – утверждал Салтыков-Щедрин.
Долготерпение глуповцев, их темнота и бессознательность, стихийность и неорганизованность осознаны ими в период правления городом Угрюм-Бурчеева. Автор находит следующие слова для его характеристики: «Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами». Одиозная фигура Угрюм-Бурчеева является символом произвола и жестокости, наглого попрания прав людей, создающих материальные ценности. Желая «вписать» свое имя в историю Глупова аршинными буквами, этот персонаж, одержимый идеей разрушить город, повернуть вспять реку, вторгнуться в традиционное построение семьи, установить жесткий режим, совершает один за другим неоправданные поступки, которые открывают глаза жителям Глупова на ничтожество прежде страшного и всесильного властелина. «Раздражение росло тем сильнее, что глуповцы все-таки обязывались выполнять все запутанные формальности, которые были заведены Угрюм-Бурчеевым», – сообщает автор, наблюдая, как глуповцы по-прежнему живут по законам, установленным этим человеком.
«Каплей, переполнившей чашу» долготерпения стал приказ о назначении шпионов. Лишь после него произошел взрыв негодования против самодержавного деспотизма.
«Когда цикл явлений истощается, – писал Салтыков-Щедрин в 1863 году в статье «Современные призраки», – когда содержание жизни беднеет, история гневно протестует против всех увещаний. Подобно горячей лаве проходит она по рядам измельчавшего, изверившегося и исстрадавшегося человечества, захлестывая на пути своем и правого, и виноватого. И люди, и призраки поглощаются мгновенно, оставляя вместо себя голое поле. Это голое поле представляет истории прекрасный случай проложить для себя новое и притом более удобное ложе».
Автор верит в прогресс, просвещение, социальную справедливость. Он надеется, что темные силы, реакция не смогут изменить ход истории, помешать ее логическому развитию, как не смог справиться с течением реки последний глуповский градоначальник Угрюм-Бурчеев.
Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима. Но писатель твердо убежден, что строителями новой жизни будут другие люди, не глуповцы. Грозное «оно», это «неслыханное зрелище», приходит извне: «Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки»; «Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой». Очистительный ураган истории несет гибель Угрюм-Бурчееву и полностью разрушает Глупов.
Но так финал «Истории одного города» трактуют не все критики. Некоторые считают, что в развязке романа есть намек на стихийное народное восстание, народную революцию. Но сам Салтыков-Щедрин показал глуповцев не способными к борьбе, пассивными, испуганными, жалкими. Увидев надвигающееся на них «оно», «глуповцы пали ниц», и «неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца». Чтобы принять революцию, нужно стать активными и сознательными, тогда только возможно пробуждение масс. «Минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа», – был уверен писатель.
Другие критики придерживались мнения, что финал романа – это предсказание катастрофических потрясений, которые произойдут в Глупове и с глуповцами. (В «Описи градоначальникам» за Угрюм-Бурчеевым следует Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор, который «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».) Эта версия не подтверждена ни идеей произведения, ни простой логикой: силы реакции разрушаются силами реакции с «гневом».