Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького
Ниже будет представлено краткое содержание рассказа “Старуха Изергиль” Максима Горького, в котором раскроются судьбы главных и второстепенных персонажей, их поступки и внутренние мотивы, а также темы человеческой гордости, жизненной философии и поиска смысла жизни.
Глава 1
Мне нравится1Не нравится
Под атмосферным небом Бессарабии, в местности Аккерман, начинается повествование рассказа “Старуха Изергиль” Максима Горького. Молодой Максим Горький, принимая участие в сборе винограда с молдавской рабочей группой, знакомится с разнообразием жизни на морском берегу. В то время как его товарищи отправляются отдыхать у воды, Максим остаётся на месте в компании старухи Изергиль, бывшей участницы рабочей группы.
Именно здесь, в тени лоз, начинается рассказ старухи Изергиль о легенде Ларры. Изергиль указывает на облака, особенно на одно темное облако, и рассказывает, что это великий Ларра, обреченный на тысячелетнее существование в виде тени. По словам старухи, это наказание за его чрезмерную гордость.
Изергиль подробно описывает легенду: многие тысячи лет назад в далекой стране Востока орёл унёс самую красивую девушку из племени. Спустя двадцать лет она вернулась уже с красивым и могучим сыном по имени Ларра, которого она родила от орла. Орёл, обессиленный и состарившийся, умер, рухнув с небес на землю.
Ларра наследовал от отца не только силу, но и гордость. Он был смел и дерзок, и впервые встретив девушку, сразу же обнял её. Девушка, однако, отвергла его, и в ответ он убил её. За этот убийственный поступок люди решили наказать Ларру мучительной казнью, чтобы он почувствовал на себе весь гнев общества.
Однако один мудрец предложил освободить Ларру, считая, что бессмертие и одиночество станут для него гораздо страшнее. Люди приняли это предложение, и Ларра был отпущен на волю. Но его гордость не позволила ему вернуться к людям, и он стал изгоями, бродящими в одиночестве.
Глава 2
Мне нравится1Не нравится
Изергиль рассказывает Максиму Горькому о своем жизненном пути, пройденном через различные страстные отношения.
В молодости, живя в Молдавии, Изергиль влюбилась в черноусого рыбака. Это было первое знакомство со страстью и любовью. Она разделяла с ним ночи на лодке, но со временем поняла, что эти отношения лишены глубины и настоящего понимания.
Её жизнь пересеклась с разбойником с рыжими волосами, и они стали компаньонами в преступных деяниях. Отношения с ним смешивали в себе ласку и агрессию, но вскоре и эти чувства оказались недостаточными, чтобы удержать их вместе.
Изергиль вспоминает встречу с поляком, с которым они разошлись после ссоры. Затем она оказалась в гареме у турка, но сбежала оттуда вместе с его молодым сыном. Тем не менее, мальчик скоро умер, и Изергиль осталась одна снова.
Затем она встретила еврея, который использовал её для прибыли, и другого мужчину, который принес ей богатство, но не настоящую любовь.
В конечном счете, Изергиль влюбилась в молодого шляхтича Аркадэка. Её страсть и преданность были наивысшими, но он ушел сражаться, и когда вернулся, она поняла, что он не разделяет её чувств.
Глава 3
Мне нравится1Не нравится
Легенда о Данко, рассказанная старухой Изергиль в третьей главе рассказа “Старуха Изергиль”, становится символом смелости и готовности жертвовать собой ради блага других
Данко воплощает черты бескорыстной отваги, о чем акцентирует внимание Изергиль, передавая этот рассказ Горькому
Легенда рассказывает о племени, загнанном в темные и угрюмые леса в результате нападения врагов. Наступивший страх и безысходность поразили всех, но молодой и храбрый Данко встал перед племенем и предложил провести их через лес к свободе. Его решимость вдохновила остальных, и они отправились за ним.
Долгий и сложный путь в лесу начал раскалывать согласие, и люди стали сомневаться в Данко. Он был окружен недовольными и встревоженными сородичами, но несмотря на это, он продолжал вести их. Когда люди уже собирались убить Данко из-за разочарования и страха, он доказал свою преданность делу.
Данко, дабы осветить путь своим сородичам, разорвал свою грудь и вынул свое пылающее ярче солнца сердце. Он, держа его высоко, стал идти вперед через болото, освещая темноту своим светом. Его неудержимая смелость подвигла людей и вдохновила их двигаться вперед.
В конечном итоге, лес уступил место живописной степи, наступила радость и свобода. На этот момент Данко улыбнулся и умер, оставив позади свои подвиги и светлый след.
Другие сочинения по этому произведению
«Старуха Изергиль»Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Герои ранней романтической прозы М.ГорькогоГордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.ГорькогоИдея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”.Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль»Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль”Реализм и романтизм в ранних произведениях М. ГорькогоРоль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»Романтические произведения М. ГорькогоС какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха ИзергнльСила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»Сочинение по произведению М. Горького «Старуха Изергиль»Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).Человек в творчестве М. ГорькогоЛегенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»Сравнительная характеристика Ларры и ДанкоКакую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказеРомантический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» )Образ Данко «Старуха Изергиль»Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль»В чем смысл противопоставления Данко и ЛаррыКомпозиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX векаСюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль»Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»Идейно-художественное своеобразие «Старуха Изергиль»Пейзаж в раскрытии замысла автораРанний романтизм Горького на примере рассказа » Старуха Изергиль «Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне»Какова роль героев в легендах о Ларре и ДанкоРади чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ?Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”Сила и слабость человека в понимании М. ГорькогоСвоеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»Данко – «лучший из всех»Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль»«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людейЛегенда о Данко как дань памяти людей о его подвигеКакое понимание жизни и человека утверждаетЧерез красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль»)Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль»)Первые произведения Горького «Старуха Изергиль»Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободыСтаруха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы
М. Горький “Старуха Изергиль”: описание, герои, анализ произведения
История создания произведения.
Считается, что произведение было написано осенью 1894 года. Дата основана на письме В. Г. Короленко члену редакционной комиссии «Русские ведомости».
Впервые рассказ был напечатан спустя год в «Самарской газете» (номера 80, 86, 89). Примечательно, что данное произведение стало одним из первых, где особо ярко проявляется революционный романтизм писателя, усовершенствованный в литературной форме немного позже.
Идейность.
Писатель пытался пробудить веру человека в будущее, настроить аудиторию на позитивный лад. Философские размышления главных героев носили конкретный нравственный характер. Автор оперирует такими базовыми понятиями, как правда, самопожертвование и жажда свободы.
Важный нюанс: старуха Изергиль в рассказе представляет собой довольно противоречивый образ, но, тем не менее, преисполненный высокими идеалами. Автор, воодушевленный идеей гуманизма, пытался продемонстрировать силу человеческого духа и глубину души. Несмотря на все тягости и лишения, вопреки сложностям натуры, старуха Изергиль сохраняет веру в высокие идеалы.
По сути, Изергиль является олицетворением авторского начала. Она же неоднократно подчеркивает первостепенность человеческих поступков и их величайшую роль в формировании судьбы.
Популярные сегодня темы
Этой фотографии уже 9 лет, а её героине – 12. На ней запечатлена моя младшая сестра Машка. Снимок сделан в детском фотоателье в 2010 году, в августе. Даже не верится, что прошло столько времени, потому
Произведение создается автором на основе сюжета легенды, повествующей о датском принце, которая была записана Саксоном Грамматиком.
Все мы чего то боимся. Чувство страха дано человеку природой, ведь именно оно лежит в основе инстинкта самосохранения. Страх – это эмоция, а эмоция – это инструмент при помощи которого мы создаём реальность
Трогательный роман «Отцы и дети» написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1861 году. Этот увлекательный рассказ легок для чтения в любом возрасте и всегда будет актуален. Каждый человек, почитавший эту книгу
Дружба является одной из самых необходимых и важных вещей в нашем мире. Любой человек, вне зависимости от личности, желает найти друга, на которого можно положиться в любой беде.
Характеристика и образ Старухи Изергиль в рассказе Горького сочинение
Основным персонажем произведения является старуха по имени Изергиль, представленная писателем в образе пожилой женщины, прожившей тяжелую и сложную жизнь.
Героиня описывается в рассказе как поседевшая, худая старуха, имеющая сухую потрескавшуюся кожу, запавшие щеки, бесцветные постоянно слезящиеся глаза, выделяющиеся на морщинистом лице с крючкообразным носом. Старуха характеризуется специфическим неприятным скрипящим голосом, который, несмотря на это, при беседах с Изергиль обладает завораживающим оттенком.
Пройдя долгий жизненный путь, старуха имеет в своем багаже немало различных историй, преданий и сказаний, которые с удовольствием рассказывает молодежи, любящей посидеть с интересной бабулей при лунном свете.
Изергиль вспоминает свою молодость и делится с юными людьми пережитыми ею чувствами о своей первой любви к молодому рыбаку, молдаванину, а затем и к красавцу румыну, с которыми провела незабываемые счастливые часы, но ни с тем, ни с другим семейная жизнь у нее не сложилась, поскольку Изергиль, будучи девушкой, постоянно влюблялась.
В жизни старухи вспыхивает чувство к богатому, немолодому турку, в гареме которого она обитает несколько дней и обретает там новую любовь к шестнадцатилетнему сыну хозяина, хотя ей самой на тот момент исполняется тридцать лет. С юношей Изергиль совершает побег из гарема, который заканчивается смертью возлюбленного.
Не особенно горюя по погибшему юноше, Изергиль вступает в новые отношения с женатым болгарином, супруга которого наносит обидчице ножевую рану, заживавшую длительное время, но даже физическая боль не способна изменить ветреную Изергиль и она снова влюбляется в молодого монаха, являющегося братом монахини, которая лечит ее рану.
Настоящую любовь Изергиль встречает, будучи женщиной средних лет, в лице очаровательного поляка, который, позабавившись с Изергиль, бросает ее. Страдающая женщина осознает, что ощущали ее бывшие возлюбленные, которых она покидала, потеряв к ним интерес. Несмотря на перенесенное унижение, Изергиль помогает поляку освободиться из плена, и после этого выходит замуж, желая остепенится.
Раскрывая образ старухи Изергиль, писатель на примере ее жизни показывает желание женщины ежечасно ощущать силу любви и возможность быть счастливой.
Особенности рассказа
Книга М.Горького “Старуха Изергиль” вышла в свет в 1894 году. В рассказе четко прослеживаются черты романтизма:
- главный герой противопоставлен основным персонажам;
- герою приписываются качества, представленные в превосходной степени;
- изображение необычных пейзажей (описание моря, степи).
Известно, что Максим Горький много путешествовал по стране, собирал различные легенды и истории, жившие в памяти людей. Именно такие легенды он поведал в произведении “Старуха Изергиль”. Анализа этот рассказ заслуживает самого полного. Читатель видит перед собой оригинальную книгу в виде рассказа в рассказе. Композиция его отличается некоторыми особенностями:
- содержит три самостоятельных части: легенда о Ларре, жизненные искания самой старухи Изергиль, Легенда о Данко;
- все части объединяет внутренняя идея и тон повествования;
- содержание первой и третьей части рассказа противоположны друг другу;
- центральную часть книги составляет рассказ о жизни Изергиль;
- повествование в рассказе ведется от лица старухи.
Анализ “Старухи Изергиль” показывает, что у произведения основная концепция: возможность жить без людей для себя (подобно Ларре), проживать рядом с людьми, но в свою пользу (как старуха Изергиль), отдавать свою жизнь ради других (как Данко).
Главные герои и их характеристика
- Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
- Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
- Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».
Критика
«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:
С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:
А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.
Образ старухи Изергиль
В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.
Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества. Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее. Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.
Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово. Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала… пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.
Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».
В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт. Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.
Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.
Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь… Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми».
Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.
Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».
Образ Ларры («Старуха Изергиль»)
Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.
Но можно ли считать, что оценка индивидуалиста Ларры старухой Изергиль полностью совпадала с отношением к нему проходящего и самого автора? Думается, что нет.
Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры. В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п. Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.
Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.
Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя. Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.
Вариант 2
Рассказчик – человек очень мудрый и добрый, именно ему Изергиль рассказала свою историю жизни, не скрывая подробностей и не боясь быть осужденной. Рассказчик внимательно выслушал историю об удивительной, насыщенной жизни женщины и поведал о ней своему читателю.
Старуха Изергиль. В молодые годы Изергиль была очень красивой, стройной, женщиной. Но, как известно, время носит свои коррективы, не все человеку удается с возрастом сохранить. Теперь в ней очень сложно разглядеть былую привлекательность, которой она обладала. Сейчас у Изергиль лицо с сильными морщинами, нос очень похожий на клюв, высветивший от старости цвет глаз и полностью беззубый рот.
Жизнь Изергиль была насыщена яркими знакомствами, встречами, путешествиями. Изергиль очень мудрая, смелая, горделивая, расчетливая женщина, безумно любящая жизнь, живущая чувствами, эмоциями, берущая от мужчин, только то, чего ей в тот момент хотелось. Именно все эти качества и помогали Изергиль получать огромное удовольствие от каждого прожитого ею дня и мгновения на Земле.
Ларра – герой первой легенды, рассказанной старухой Изергиль. Ларра обладает необыкновенной красотой, и силой, которая превосходит силу обыкновенного человека. Ларра — сын очень горделивой птицы и обыкновенной девушки. Герой обладает огромным высокомерием, хладнокровностью, он не способен ценить жизнь, никого не уважает и не перед кем не преклоняется. Однажды Ларра полюбил девушку, но она не ответила на его чувства, тогда он оскорбленный не долго думая убивает ее. Мудрейшие старейшины в наказание за это злодеяние Ларра становится тенью, которая скитается, пытаясь найти свою смерть, но это ему так и не удается.
Данко – герой второй легенды. Данко – чрезвычайно смелый, красивый юноша. Юношу выбрали командиром, чтоб вывести людей из мест, выбраться из которых практически невозможно. Жизнь ради блага других – смысл бытия героя Данко. Когда люди перестали верить, в то, что командир выведет их, Данко был просто вынужден разорвать себе в клочья грудь, чтоб достать свое сердце, чтоб осветить своему племени дорогу. Герой Данко превратился в искры голубого цвета, появляющиеся всегда перед грозой в степи.
Рыбак с Прута – очень красивый парень, в которого была влюблена пятнадцатилетняя Изергиль. Несмотря на запреты своей матери, девушка ежедневно убегала к нему на встречу. Спустя некоторое время рыбак стал Изергиль неинтересным. В дальнейшем судьба этого парня сложилась так, что он был казнен вместе с гуцулом за преступление. Рыбак перед казнью очень плакал.
Гуцул – красивый, рыжеволосый парень, очень смелый, чрезвычайно мужественный. Гуцул очень достойно перед смертью себя вел, как настоящий мужчина.
Богатый турок – обеспеченный мужчина, средних лет, с взглядом, проникающим прямо в душу. Мужчина забрал Изергиль в свой гарем, в котором она прожила меньше недели. Изергиль любила этого мужчину, но жить в его гареме ей не понравилась из-за однообразности.
Сын турка – совсем юный мальчик, с которым Изергиль сбежала.
Второстепенные персонажи
Красивый, гибкий, загорелый парень, которого полюбила юная Изергиль, когда ей было 15 лет. Узнав об этом мать избила её, но это не остановило девушку. Каждый вечер она убегала к нему в лодку, спустя какое-то время он стал ей неинтересен. Его казнили за преступление вместе с гуцулом. Перед казнью рыбак плакал, а гуцул курил трубку и был спокоен. |
|
Молодой человек с рыжими кудрями и усами. Красивый, печальный и ласковый, иногда дрался и ругался. Смелый, мужественный, перед лицом смерти ведёт себя достойно. |
|
Немолодой, очень богатый человек. Забрал Изергиль в гарем, где она прожила около недели. По словам старухи, он любил молиться, его взгляд проникал прямо в душу. Она любила турка, но жизнь в гареме была скучной и однообразной. |
|
С ним Изергиль сбежала из гарема. Совсем молоденький мальчишка, он не выдержал тоски по дому (или от любви), умер на руках возлюбленной. |
|
Мадьяр, которого любила Изергиль, подлый и смешной. Она спасла его из плена, рискуя жизнью, а после – бросила. |
У Горького поступки персонажей являются их главной характеристикой. Описание героев, данное в таблице, будет полезно для составления читательского дневника или написания творческих работ.
Тест по произведению
Образ Данко.
Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса, без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное желание человека о духовной и физической красоте: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, Данко берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним — верили в него». Г ерой не боится трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой силы воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные, утомлённые и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Г ерой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим сердцем, Данко вывел людей из тьмы, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко гордо взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы
Важен образ осторожного человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей
Действительно, основные черты характера героя — душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям. Данко пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого он вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!»
Важные исторические фигуры
Список персонажей:
1. Александр Македонский
Александр III Македонский был великим полководцем и завоевателем, правившим Македонской империей. Он покорил большую часть известного мира и считается одним из величайших военачальников в истории.
2. Юлий Цезарь
Гай Юлий Цезарь был римским политиком и военачальником, который сыграл важную роль в падении Римской Республики и установлении империи. Он также известен как один из самых известных диктаторов Рима и автор «Галльской войны».
3. Наполеон Бонапарт
Наполеон I Бонапарт был французским генералом и политиком, который стал императором Франции. Он провел ряд военных кампаний, расширяя французскую империю, и оставил огромное наследие в Европе и в мире.
4. Август Цезарь
Август Цезарь, вместе с Юлием Цезарем, является одним из самых известных римских императоров. Он правил Римской империей в течение более 40 лет и считается одним из наиболее значимых политических и культурных лидеров своего времени.
5. Елизавета I
Елизавета I была королевой Англии с 1558 по 1603 год. Она была известна своим долгим и успешным правлением, а также за поддержку искусства и культуры во время эпохи Возрождения.
6. Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт был австрийским композитором, известным своими гениальными музыкальными произведениями. Его музыка включает в себя оперы, симфонии, концерты и камерную музыку, и она оказала огромное влияние на развитие музыкального искусства после его смерти в 1791 году.