Краткое содержание (подробно)
Жил-был один помещик. Жил он, горя не зная и всего ему хватало. Однако был он глуповат и читал только газету «Весть». Его беспокоило одно обстоятельство, что мужиков слишком много развелось. И вот решил он пожаловаться богу, мол, куда ни глянь, одни крестьяне, скоро все съедят. Но бог знал, что помещик глупый и не внял его словам.
Тогда помещик стал усложнять жизнь своим мужикам, чтобы извести их. Начал скот отбирать, дрова забирать, за любую повинность штрафовать. Мужики не выдержали такого отношения и сами обратились к богу с мольбой забрать их у этого помещика с детьми малыми. Им лучше сгинуть, чем с таким хозяином жить. Господь выслушал бедняг, поднял мякинный вихрь и забрал всех мужиков со двора.
Наконец, успокоился помещик. Двор был пуст, мужиков нигде не видно было и стало как-то легче и чище. Тут решил он устроить театр, потешить себя да друзей. Пригласил актера Садовского с труппой. Когда те приехали, изумились. Не было ни одного мужика, чтобы помогать с декорациями. Вот они развернулись и уехали недовольные приемом. На прощание обозвали его глупым.
Через некоторое время помещик снова заскучал и решил пригласить знакомых генералов поиграть в карты. Те приехали жутко голодными, а хозяин им по одному прянику и леденцу выдал. Они рассердились, сказали, что он глупый и голодные уехали восвояси.
Задумался помещик, что это его все подряд глупым называют. Но эти мысли быстро его покинули. Он решил быть твердым душой до конца. Глядишь, и наградят за это, дадут министра за непреклонность. Временами он звал Сеньку, а потом вспоминал, что мужика то вовсе не стало.
Вскоре, прослышав про такое вопиющее нарушение, приехал к нему капитан-исправник. Помещик обрадовался, думал, что тот приехал хвалить его за смекалку. А тот приехал ругаться, потому как нет мужиков, некому и налоги платить в казну. Никто вот уже давно хлеб с мясом на рынок не возит. Все продукты с базара пропали. Испугался тогда помещик, что могут его сослать в дальнюю провинцию. К тому времени он совсем оброс, не умывался, питался, чем попало. В саду уже змеи завелись, а к дому стал подходить медведь.
Через некоторое время помещик совсем одичал, стал чаще ходить на четвереньках, есть зайцев целиком с потрохами и со шкурой, подружился с медведем. Даже предложил ему вместе на зверя ходить. Медведь, хоть и не отказывался, но говорил, что помещик глупый, ведь ему мужики больше нравились.
Тем временем начальство было совсем обеспокоено пропажей крестьян и отсутствием еды на рынке. Решили они найти пропавших мужиков и вернуть их, а дикого помещика взять под надзор. Следить за ним остался тот самый слуга Сенька, которого он так часто звал. Казна стала снова пополняться, на рынке появились продукты. А дикий помещик и поныне жив, только тоскует по прежней жизни в лесу и временами мычит.
см. также:Краткие содержания других произведений
Салтыков-Щедрин: Дикий помещик, краткое содержание
Всем известно, что сказки с удовольствием читают дети, но жанр сказки существует не только для детей. Освещая разные социальные проблемы, к жанру сказки прибегал Салтыков-Щедрин. Давайте познакомимся со сказкой для взрослых Дикий помещик, краткое содержание которой пригодится для нашего читательского дневника.
Краткое содержание сказки
Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина знакомит читателя с князем, который был богатым, но слишком глупым. То и дело перелистывал ежедневно газету Весть и раскладывал свои пасьянсы, думая о том, насколько бесполезен мужик. Часто он просил бога избавить поместье от мужика, но всевышний не внимал его просьбе, понимая насколько глуп помещик. Чтобы добиться своего, он начинает давить мужиков штрафами и налогами. Те и попросили бога, чтобы в поместье не оказалось ни одного мужика. И в этот раз Господь удовлетворил просьбу.
Живет помещик, не нарадуется чистому воздуху. Правда, все его дураком из-за подобного желания называли. Теперь и готовить некому было, и убирать. Надумал пригласить к себе театр, но даже занавес поднять было некому. Актеры и уехали. Решил пригласить гостей, которые пришли голодными, да кроме пряников да леденцов у князя ничего не оказалось. Недовольные гости разбежались, называя помещика глупым дураком.
Князь же стоит на своем, постоянно размышляя об английских машинах. Мечтая о саде, что будет расти возле дома, да о коровах, которые разведет в своем поместье. Иногда забудется помещик, зовет слугу, а никто не идет. Приехал к помещику как-то исправник, жалуясь, что некому теперь налоги платить, мужика-то нет. Рынок опустел, имение приходит в упадок. И тоже называет помещика глупым. Тот уже и сам помещик стал думать, неужели он и правда глуп, но все равно своего придерживается.
Тем временем поместье заросло, запустело, даже медведь появился. Сам же помещик одичал, оброс волосами, что даже в холод ему не было холодно. Уже и человеческая речь стала забываться. Стал охотится на зайца, и как дикарь, поедать добычу прямо со шкурой. Стал сильным и даже завел дружеские отношения с медведем.
В это время исправник поднял вопрос пропажи мужиков и на совете принимают решение, изловить мужика и вернуть обратно. Князя же наставить на путь истинный, чтобы не чинил препятствий в дальнейшем и не чинил препятствий по поводу поступления налогов в казну. Так и было сделано. Мужик теперь в поместье, хозяина привели в порядок. Имение тут же стало прибыльным. На рынках появилась продукция. Хозяина поручили под присмотр слуге Сеньке, отобрав при этом у князя его любимую газету. Помещик живет и по сей день, изредка умываясь по принуждению и временами мыча и жалея о диком этапе своей жизни.
На этом наше краткое содержание сказки Дикий помещик завершается.
Дикий помещик: главные герои
При помощи главных героев Салтыков-Щедрин показал сословные отношения и зависимость верхов от простого люда, без которого первые не могли прожить совершенно.
Сказка Дикий помещик знакомит нас с глупым помещиком, которому показалось, что без мужика будет лучше. Но, как оказалось, без мужика помещик оказался ни на что не способен. В итоге он одичал и превратился в подобие зверя.
В качестве главных героев можно еще выделить мужиков. Это бесправные люди, которые попросили бога спасти их от хозяина. В итоге они исчезли, но в конце сказки вновь были возвращены в поместье, которое тут же стало приносить доход.
Второстепенными героями можно назвать исправника, Сеньку, генералов и медведя.
Краткое содержание
Жил-был глупый помещик князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Он был достаточно богат, любил читать газету «Весть»
и раскладывать гранпасьянс. Как-то попросил князь бога, чтобы тот извел «мужика»
. Но бог знал, что помещик глуп, поэтому не внял ему.
Тогда начал помещик налагать на крестьян огромные штрафы. Взмолился народ к богу, и бог сделал так, что во владениях князя не стало ни одного мужика. Довольный помещик начал дышать чистым от «холопского духу»
воздухом и тут же пригласил гостей. Но и актер Садовский, и четыре знакомых генерала, узнав, что князь остался без крестьян, посчитали его глупым.
Князь разложил гранпасьянс и убедился, что совсем не глуп. Тогда начал он мечтать о том, как без мужика закажет из Англии машины, какой разведет плодовый сад. Но при этом питался леденцами да пряниками и не умывался.
Приехавший утром капитан-исправник начал ругать князя, что из-за пропажи мужиков теперь некому платить подати, а на базаре нельзя ничего купить. Обозвав помещика глупым, исправник уехал. Но и после этого князь не отступился от своих принципов.
Прошло время, помещик одичал – оброс волосами, ходил на четвереньках, утратил способность произносить звуки, ел зайцев с мехом. Вскоре подружился с медведем, но и тот считал его глупым.
Губернское начальство было очень озабочено пропажей мужика, а на капитан-исправника напал человеко-медведь, в котором он подозревал глупого помещика. Как раз в это время через город летел рой мужиков, их поймали и послали в уезд, после чего все вернулось на круги своя. Помещика же вскоре нашли, вымыли и поручили «надзору слуги Сеньки»
. «Он жив и доныне»
, «тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит»
.
И что в итоге?
Князь Урус-Кучум-Кильдибаев — изловлен, помыт, живёт под надзором слуги Сеньки, тоскует по прежней жизни в лесу и по временам мычит.
Капитан-исправник — опознал в человеке-медведе глупого помещика.
Сенька — помогает глупому помещику после того, как тот вернулся к обычной жизни.
Заключение
В сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин изобразил сложнейшие общественные процессы, которые начали происходить в русской среде после Крестьянской реформы 1861 года. Автор иронизирует по поводу последствий Указа об отмене крепостного права, показывает в сатирической, преувеличенной форме глупость и реальную беспомощность помещиков, которые в то время всеми способами старались притеснить права обычного народа.
Краткий пересказ «Дикого помещика» передает сюжет сказки, но для лучшего понимания произведения рекомендуем прочитать его полностью.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Краткое содержание сказки «Дикий помещик» подробно
Жил-был в некоем имении глупый помещик, который терпеть не мог своих мужиков. Все его в жизни устраивало, кроме одного: его нежное обоняние не выдерживало крепкого мужицкого запаха. Он просил бога, чтобы тот убрал как-нибудь мужиков, но бог знал, что помещик не наделен умом, а потому не спешил реагировать на его просьбы.
Стал помещик этот – князь Урус-Кучум-Кильдибаев – думать, как бы извести крестьян, чтобы ничего не мешало ему наслаждаться жизнью. Почитав правительственные газеты, он понял главный их посыл как разрешение действовать по своему усмотрению, и решил взять мужика измором, задавив его непомерными штрафами.
Мужики терпели, пока могли, но однажды взмолились богу, чтобы забрал их, так как жизнь стала совершенно невыносимой. И чудо свершилось: поднялся вихрь, толпа крестьян вместе с малыми детьми поднялась в небо и исчезла.
Помещик обрадовался. Через некоторое время воздух чище стал, больше не пахло овчиной. Но и ухаживать за землей, садом и самим Урус-Кучум-Кильдибаевым стало некому: даже дворовые пропали. Еды в доме не стало, помещика никто не мыл, не брил и не переодевал. Ему стало скучно, он позвал к себе гостей.
Сначала приехал актер Садовский с актрисами. Но понял, что пьесу поставить никак не удастся: декорации подготовить и занавес поднять некому. Обругал он помещика и уехал.
Затем приехали генералы, сыграли в карты. А когда пришло время обеда, помещик вынес им по печатному прянику. Генералы рассердились, уехали по домам. Тогда помещик остался в полном одиночестве.
Он старался уверить себя, что все сделал правильно, попросив Бога избавить его от мужика. Целыми днями теперь бродит он по дому, раскладывает гранпасьянс и тоскует по своей прежней жизни. Мало-помалу стал без крестьян потихоньку дичать.
Однажды к помещику прибыл капитан-исправник, объяснил ему, что государственные органы ждут поступления денег, которые раньше обеспечивали крестьяне, и сделал прямой намек на то, что правительство останется помещиком недовольно.
Капитан-исправник уехал, назвав, как и прочие, князя Урус-Кучум-Кильдибаева глупцом. Помещик задумался: не грозит ли ему за такой своевольный поступок какое наказание?
Но решил помещик, что мнение свое менять не будет и останется тверд в своих убеждениях. Шли дни, он совсем одичал, свел дружбу с медведем, охотился на зайцев, поедал их сырыми, вместе со шкурой.
Как-то раз начальство собралось на совет, на котором постановило: так больше продолжаться не может. Уезд обнищал без мужика, есть нечего, участились грабежи и разбои.
Высшие начальники могут всерьез наказать за то, что налоги и подати никто не сдает уже давно. И поручило начальство капитану-исправнику мужика вернуть, а помещику мягко внушить, чтобы он прекратил глупостями заниматься.
Кто знает, чем бы завершилась история, но начальству повезло: в то время, когда оно приняло свое постановление, над губернским городом пролетел рой мужиков. Их тут же изловили, вернули в имение, заставили работать. Вновь потекли денежки в казну, на базаре появились мясо, молоко и хлеб.
Помещика же поймали, отмыли, запретили читать газеты и поручили надзору лакея Сеньки. Он жив и доныне, раскладывает пасьянс, но в разум так и вошел. Тоскует по прежней дикой жизни и иногда мычит.
Краткое содержание
Сказка повествует о богатом, но глупом князе по фамилии Урус-Кучум-Кильдибаев. Особыми талантами герой не обладал, свободное время проводил за раскладыванием пасьянса и чтением газеты. Однажды богачу захотелось, чтобы мужики исчезли со свету, потому что очень уж много их развелось. Бог не внял мольбам богача, так как знал, что тот глуп. Тогда барин взял газету «Весть» и из неё узнал, что ему надобно стараться.
Стал Урус-Кучум-Кильдибаев изводить мужиков непомерными штрафами. Народ взмолился и попросил у Бога помощи. Так в поместье не осталось ни одного человека, кроме самого барина. В гости приехали генералы и актёр Садовский. Они удивились, какой свежий воздух в поместье. Дворянин ответил, что это его заслуга, ведь он извёл всех мужиков. Когда выяснилось, что в усадьбе нечем закусить, кроме печенья и леденцов, гости рассердились на барина и уехали.
Через некоторое время к богачу приехал исправник. Оказалось, что с исчезновением крестьян стало некому платить подати. На базаре теперь никто ничего не продаёт. Но князь решил, что он будет до конца верен принципам.
Он не умывался, не брился, не стригся, передвигался только на четвереньках и разучился членораздельно разговаривать. В конце концов богач совсем одичал, оброс и питался зайчатиной, поедая зверьков вместе со шкурой. Затем князь познакомился с медведем и стал водить с ним дружбу.
История закончилась хорошо. Однажды на исправника набросилось существо, в котором заподозрили одичавшего помещика. Через некоторое время его изловили и вернули в поместье. Губернская власть забеспокоилась из-за того, что пропали мужики, а вскоре заметили пролетающий рой — это часть крестьян «отроилась». Их поймали, отправили в уезд, и жизнь снова пошла своим чередом.
https://youtube.com/watch?v=iH9kvMFM7nA
Основная идея сказки
Аграрная реформа 1861 года не освободила крестьян, а лишь поставила их в чрезвычайно затруднительное положение, поскольку они должны были выплачивать выкупное и подушное, а также арендовать землю у помещиков. Помещики сами были абсолютно беспомощны и полностью зависели от труда крестьян, но не ценили их, считая бессловесным скотом. В сказке высмеивается паразитический образ жизни, при котором отмирает все человеческое.
Прочитав краткое содержание «Дикий помещик», обязательно познакомьтесь с полным текстом сказки. Это произведение обязательно вас заинтересует, и вы захотите прочесть и другие творения автора.
Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» был написан в 1869 году и является одним из первых сатирических сказок автора. Произведение относится к ярким примерам социально-политической сатиры в русской литературе реализма. С едким сарказмом в «Диком помещике» автор осмеивает хищных паразитов-помещиков, которые привыкли жить чужим трудом. Прочитать краткое содержание «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина можно онлайн прямо на нашем сайте.
Развитие событий
Вскоре в имение заявился исправник. Увидев осиротевший дом без слуг, поля без пахарей, он поинтересовался, кто отныне будет платить налоги? Но барин категорически отказался пополнять казну. Служащий пояснил, что без монополии на соль и вино государство развалится, а на рынке уже продуктов найти нельзя. Он назвал хозяина дураком и уехал.
Помещик огорчился, услышав в очередной раз обидное слово в свой адрес, и разложил гранпасьянс. Карты ответили ему, что он неглуп. Тогда персонаж успокоился и принялся мечтать о машине, которую без помощи мужика закажет из Англии, а также о том, как в его парке вырастет плодовый сад всем на загляденье. Мечтая, вместо нормальной пищи он ел леденцы и пряники.
Герой категорически отказывался отступать от задуманного. Через какое-то время он совсем одичал:
- сильно оброс волосами и отрастил длинные ногти;
- перестал говорить, а лишь издавал непонятное мычание;
- передвигался исключительно на четвереньках;
- ловил зайцев и съедал их прямо со шкуркой.
Вскоре о диком барине узнало губернское начальство, оно отправило к нему новых мужиков. Крестьяне быстро принялись за дело, сразу на рынке появились продукты, в казну стали поступать деньги. Удалось поймать и одичавшего помещика, провести с ним воспитательную беседу. Его хорошенько помыли, постригли.
Газету «Весть» у барина отобрали и запретили выдавать. Строго-настрого приказали вернувшемуся слуге Сеньке следить за хозяином. С тех самых пор Кильдибаев стригся и мылся по принуждению. Но иногда мужики слышали, как он мычал, вспоминая свою прошлую счастливую дикую жизнь.
История создания
В течение многих лет Салтыков-Щедрин делал наброски, записывал свои идеи в виде черновиков и создавал законченные произведения. Но пока не было отменено крепостное право, цензура не допускала рассказа, сказки и повести этого автора к печати.
В то время запрещалось открыто затрагивать тему угнетения крестьян. С возрастом писатель нашёл выход: он стал творить в особом жанре.
Сказка — безобидное литературное направление, в котором лишь при большом желании можно разглядеть нападки на существующий строй. У цензуры такие произведения не вызывали подозрений.
Писатель зло и остро высмеивал каждый порок помещиков, используя такие методы и приёмы:
- яркий язык;
- мудрые афоризмы;
- метафоры;
- традиционные фольклорные элементы;
- сочетание реальности и фантастики.
Произведение под названием «Дикий помещик» — соединение фольклорного, фантастического и реального. Даже зверь считает, что крестьяне нужны, чтобы их есть. Сказочные сюжеты, за которыми писатель умело скрывал социальные проблемы, позволяли выразить всё, что тревожило умы и души не только самого Михаила Евграфовича, но и его современников.
Целью автора было не просто заинтересовать широкие читательские массы, но и донести до сознания людей необходимость масштабных перемен. Ведь даже после отмены крепостного права положение крестьян оставалось бедственным.
После написания сказки прошло несколько лет, прежде чем она была опубликована. В 1869 году российский литературный журнал «Отечественные записки» напечатал произведение.
Значение сказки «Дикий помещик»
Сказка “Дикий помещик” является важным напоминанием о ценности свободы и необходимости борьбы за справедливость. Подобно плывущему по течению, если мы не противимся обстоятельствам и не отстаиваем свои права, можем стать жертвами системы, оказавшись в узах рабства.
Главный герой, помещик Урус-Кучум-Кильдибаев, изначально жалуется на множество мужиков в своих владениях и обращается к Богу, но его мольбы остаются без ответа. Заместо борьбы и поиска выхода, помещик становится жертвой собственной глупости и жадности, вводя жестокие штрафы и издевательства над крестьянами.
Сказка также показывает, что привилегированный слой общества, представляемый помещиком и его общество, живет в отрыве от реальных проблем и лишен эмпатии. Когда крестьяне исчезают из его владений, помещик радуется своей “чистоте” и даже планирует театр без учета того, что происходит вокруг.
Однако судьба не остается равнодушной к его самонадеянности и с гордым отношением к себе и другим он становится жертвой собственных иллюзий. Превращение помещика в дикое животное символизирует его душевную деградацию и демонстрирует, что отказываясь бороться за свое счастье и права, мы рискуем утратить свою человечность.
Сюжет
Жил некий богатый, но глупый помещик, у которого все было, но он постоянно жаловался на то, что слишком много вокруг развелось мужиков и дух от них идет нехороший. Просил он Бога избавить его от мужиков, но Бог его не послушал. Тогда барин сам стал притеснять мужичков, и взмолились они Богу: «Помоги нам!», и Бог к ним прислушался, и все мужики в имении помещика пропали. Барин сначала обрадовался, но потом понял, что сам без услуги Сеньки и других крестьян ничего делать не может. Приехал к нему исправник в гости, подивился на странную жизнь помещика и еще больше удивился его глупости. Но барин не сдавался и продолжал утверждать, что без мужиков жизнь лучше. Перестал умываться, одеваться, сморкаться, оброс волосами, у него появились железные когти и он стал питаться живыми зайцами.
Исправник доложил в Петербург, что исчезли крестьяне и помещик. Приказано было крестьян изловить и водворить на место. Их разыскали, и тогда вновь появился и хлеб, и мясо, и рыба. А помещика также изловили в лесу, помыли, постригли, одели и отдали под надзор Сеньке — его лакею, чтобы он постоянно за ним надзирал.
Короткий пересказ «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, «и всего ему хватало: и земледельцев, и хлеба, и скота, и земли, и огородов. Он был глуп, читал газету «Вест», а тело его было мягкое, белое и крошащееся”.
Одно только ему не нравится, и теперь он жалуется Богу: слишком много разведенных фермеров! Но Бог знал, что помещик глуп, и поэтому не послушал его. Тогда помещик решил сам их истребить и стал всячески притеснять. Крестьяне молились вместе со всем миром Господу Богу: «Господи! Нам легче пропасть с маленькими детьми, чем так всю жизнь страдать!» Бог услышал их молитву – «и не было земледельца во всей комнате владений безумного помещика”.
Помещик остался доволен. Он решил основать театр, пригласил труппу, но дом помещика был пуст, даже занавеску никто не поднял, поэтому актеры ушли. Хозяин позвал гостей, пришли голодные — а есть нечего! Пришлось идти без соли хлебая, дивясь помещичьей тупости. И решил разложить пасьянс: если он выпадет три раза подряд, то должен стоять до конца. Просто три раза пасьянс и из.
Помещик бродит по комнатам, думая, какие машины заказать из Англии, как посадить сад, каких коров завести. Забыл, зовите официанта, но никто не отвечает. И тут к нему приходит сам исправник и спрашивает, кто будет платить налоги за крестьян. Да и рынок был совсем пустой, ни мяса, ни хлеба. — Вы глупы, господин помещик! — говорит полицейский. Тут помещик задумался: все его дураком называют, неужели он дурак?
Тем временем имение помещика приходит в упадок, зарастает травой, а однажды даже появился медведь. «Ниже!» — вскричал испуганный помещик, спохватившись и… заплакав. Но все же хочется продержаться до конца. «А потом он сошел с ума. Хотя в это время уже наступила осень и был изрядный мороз, он даже не чувствовал холода.
Весь он с ног до головы оброс волосами. и ногти стали как железо. Он давно перестал сморкаться, но ходил все больше и больше на четвереньках… Он даже утратил способность произносить членораздельные звуки… Но у него еще не вырос хвост. Он забирается на дерево и садится. Прибегает заяц – кидается сверху и ест его прямо за кожу. Тем временем сотрудник полиции сообщил об исчезновении фермеров провинциальным властям.
Был созван совет. Было решено: «Крестьянина схватить и поселить, а глупого помещика, являющегося зачинщиком всех смут, внушить самым деликатным образом, чтобы он прекратил фанфары и не мешал поступлению податей в казну. Крестьяне были возвращены в уезд, а мука и мясо и всякая живность опять появились на рынке, и налоги ручьем пошли в казну. Помещика поймали с большим трудом. «После поимки они тут же дышали носом, умывались и подстригали когти”.
Полицейский капитан взял у помещика газету «Вест» и передал под надзор Сеньки. Помещик «жив и по сей день. Раскладывает большой пасьянс, тоскует по прежней жизни в лесах, моется только по принуждению и иногда мычит”.
Прочтите также сатирическую повесть «Орел-покровитель», которую Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В ней он в иносказательной форме высмеивал негативные явления русского общества. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Защитник орлов» для читательского дневника, чтобы лучше подготовиться к уроку литературы.
Главная идея
Мне нравится1Не нравится
Главной идеей сатирической поэмы является высмеивание иррационального страха помещиков и богатых людей перед обычной работой и нежелание признать зависимость от труда крестьян. Писатель живописно изображает, как после окончания крепостного права и ухода крестьян, богатые люди оказываются в полной растерянности и хаосе.
Символично, что когда крестьяне покидают своих хозяев, богатые люди лишаются всяческих привилегий и комфортной жизни. Отсутствие крестьянской помощи приводит к тому, что помещик становится буквально “диким”. Он перестает следить за собой, забывает об элементарной гигиене и ухаживании за собой, что явно демонстрирует его беспомощность и неспособность справляться без труда простого народа.
Таким образом, автор обличает иррациональное отношение богатых людей к труду и зависимость от помощи простых крестьян, что и приводит к абсурдным и нелепым последствиям. Он показывает, что богатство и привилегии, которыми обладают помещики, ничего не стоят без труда и усилий простых трудящихся. Возвращение крестьян обратно в их жизнь становится своего рода “спасением”, приводя к восстановлению привычного порядка и благополучия для богатых людей.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Актер Садовский – близкий знакомый помещика, который порой заезжает к нему «на огонек». Ставит пьесы в домашнем театре, возит с собой «актерок».
- Генералы – мужчины в годах, когда-то, видимо, прошедшие суровую школу воинской службы, а теперь коротающие время за игрой в карты да обедами. Охотно собрались у глупого помещика, когда тот пригласил их в гости, в надежде на сытное угощение.
- Мужики – собирательный образ, крестьяне, которые носят «посконные портки» и ходят в мякине. Описаны Салтыковом-Щедриным как плохо одетые, бедные, но работящие люди – именно на них держится весь мир. Благодаря им в государственные закрома исправно поступают налоги, благодаря им растет хлеб, всегда есть запасы мяса и молока. Благодаря им живет и благоденствует помещик.
- Капитан-исправник – представитель начальства, заметивший неполадки в имении Урус-Кучум-Кильдибаева и исчезновение крестьян. От имени высшего руководства возвращает крестьян на место, отчитывает помещика и устраивает дело так, что прежние порядки восстанавливаются.
- Сенька – лакей, находившийся в личном услужении у глупого помещика.
Главные герои и их характеристика
В сказке “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина представлены яркие и запоминающиеся персонажи, каждый из которых символизирует разные социальные и политические аспекты России того времени. Далее, по плану анализа произведения, мы рассмотрим главных героев произведения и составим их характеристики, которые отражают проблематику сказки и социальные противоречия того периода.
Урус Кучум Кильдибаев
Мне нравится1Не нравится
Урус Кучум Кильдибаев – главный персонаж произведения “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, и яркий представитель правящей элиты России своего времени. Этот помещик – типичный представитель верхнего класса, который полон энергии и амбиций, всегда стремится к реализации своих планов и удовлетворению своих интересов.
Однако, поражает противоречие в его характере – он зависим от мужика, без которого не представляет своей жизни. В тоже время, он испытывает отвращение и презрение к русскому мужику, его виду и запаху. Урус Кучум Кильдибаев откровенно проявляет свою надменность и пренебрежение к простому народу, рассматривая их как низшее создание.
Он парадоксально обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика, но его прошение остается неуслышанным. Это ярко подчеркивает глупость и зрячую надменность помещика, который не осознает своей зависимости от простого народа и пытается бороться с собственным корнем.
Примечательно, что не получив желаемого, Урус Кучум Кильдибаев приходит к убеждению, что простой народ ему ни к чему, и принимает решение ужить холопов, притесняя и осложняя их трудовую жизнь. Таким образом, он демонстрирует не только свою беспомощность без помощи крестьян, но и жестокость и безразличие к их страданиям.
Мужик
Мне нравится1Не нравится
Мужик – это собирательный образ русского народа, символизирующий простой трудящийся народ, и в то же время, отражающий дух веры и надежды. В сказке “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, мужик предстает как носитель национальных особенностей, обладающий высокой духовной составляющей.
Время написания сказки характеризовалось тем, что православие имело особое значение в России как государственная идеология. Поэтому мужик, как представитель народа, также обращается с прошением о помощи к Богу. Это свидетельствует о его вере и уверенности в справедливости вышней силы.
Мужик в сказке сталкивается с жестокими притеснениями со стороны безжалостного помещика, и в отчаянии просит Бога избавить его от мук. Когда молитвы мужика услышаны, крестьяне исчезают, что представляет символическое иллюстрирование социальной несправедливости и исчезновения простых людей из жизни помещика.
Капитан-исправник
Мне нравится1Не нравится
Капитан-исправник – это представитель контролирующего органа власти, играющий важную роль в поддержании порядка и контроле за соблюдением законов. Он является символом государственной власти и исполнительной власти в царской России.
Хотя капитан-исправник может испытывать симпатии к помещику, это не мешает ему поставить государственные интересы во главу угла. Он стремится обеспечить исполнение налоговых обязательств и поддержать экономическую стабильность в области. Его задача – контролировать соблюдение правил и законов, чтобы обеспечить правопорядок и защитить интересы государства.
Однако, несмотря на свои обязанности, капитан-исправник в сказке сталкивается с проблемами: мужика нет, податей нет, и вообще, непорядок. Такое положение дел тревожит его, и он принимает резолюцию о возврате мужика.
Выводы
Сказка “Дикий помещик” выступает как яркий пример социальной критики русского общества XIX века. Автор осуждает систему крепостного права и неравенство между крестьянами и помещиками, высмеивает жалование и безразличие правящей элиты к нуждам и страданиям простого народа.
Центральное послание сказки состоит в том, что люди должны бороться за свои права и не принимать угнетение и несправедливость. Крестьяне просили Бога об избавлении от притеснения помещика, и их мольбы были услышаны, что подчеркивает необходимость борьбы за свою свободу.
Салтыков-Щедрин мастерски использует сатиру и гротеск для выявления и осмеяния недостатков и противоречий общества. Он создает живописные образы героев и ситуаций, которые с одной стороны кажутся абсурдными, но с другой стороны отражают реальность и проблемы того времени.
Сказка “Дикий помещик” остается актуальной и сегодня, так как многие общественные проблемы и социальные неравенства, поднятые в произведении, остаются актуальными и в наше время. Это делает сказку ценным источником для изучения и понимания истории и культуры России.
Вывод (мое мнение)
Все сатирические сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина в аллегорической форме раскрывают пореформенное положение крестьян в России в конце ХIХ века. Глупый помещик сам ничего не мог и не хотел, но совершенно не ценил тех людей, чьим трудом он жил и кормился.
Добавить в избранное
Очень краткоГлупый помещик избавляется от мужиков. На базаре исчезает еда, в казне кончаются деньги, а сам он дичает. Всё приходит в норму, когда в поместье снова появляются мужики.
Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету «Весть». Взмолился однажды помещик богу, чтобы тот избавил его от мужиков — уж больно их дух ему мешал. Бог знал, что помещик глуп, и молитве не внял. Тогда заглянул помещик в «Весть» и начал стараться — мужика штрафами душить.
Взмолились мужики богу, тот услыхал и очистил от них поместье — только вихрь мякинный в воздухе пронёсся.
Продолжение после рекламы:
Стал помещик чистым воздухом дышать. Да только кто к нему не приедет — все дураком называют. Разложил тогда помещик гранпасьянс три раза, убедился, что совсем не глуп, и не осталось в нём сомнения никакого. Стал он думать, как машины из Англии выпишет, сады разведёт, скот, и всё это — без мужика. Только вот в зеркало помещик не смотрелся — заросло оно пылью, да и питался он только леденцами и пряниками.
Приехал к помещику исправник, ругать начал за то, что подати платить некому, а на базаре ни хлеба, ни мяса нет, потом назвал дураком и уехал. Струсил помещик, но от принципов своих не отступил. Прошло время. Сад поместья зарос, зверьё в нём завелось, а помещик одичал. Перестал мыться, стричь ногти и сморкаться, оброс шерстью, начал бегать на четвереньках, охотиться на зайцев и подружился с медведем.
Между тем губернское начальство узнало, что мужик исчез, а на исправника человек-медведь напал, всполошилось и решило мужика на место водворить. Через губернский город как раз рой мужиков летел. Их собрали и в имение отвезли. Сразу на базаре мясо и хлеб появились, а в казне — деньги. Барина поймали, отмыли, высморкали и отобрали газету «Весть». Он и сейчас жив — раскладывает гранпасьянс, тоскует о дикой жизни, моется по принуждению и иногда мычит.
Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен: