«песнь о роланде»: краткое содержание и анализ

Краткое содержание песнь о роланде для читательского дневника

Краткое содержание

Французский правитель Карл Великий на протяжении семи лет пытался завоевать испанские территории. За это время он подчинил себе много земель, а пленников заставлял принимать христианскую веру.

Непреклонной оставалась только Сарагоса, а управлял ею в тот момент царь Марсилий. Правитель собрал вокруг себя приближённых людей, чтобы понять, как им жить дальше. Царю посоветовали отправить к противнику послов с дарами, чтобы они попытались договориться о пощаде города и людей, его населявших.

Карл Великий выслушал посланника и собрал своих вассалов, которых было более тысячи. Правитель сказал им, что Марсилий готов принять христианство и отдать богатую дань, лишь бы город остался нетронутым, и из него ушли вражеские войска. Выслушав короля, Роланд высказал своё мнение: он считал, что у Марсилия есть план, поэтому лучше ему не доверять.

Задание Карла Великого

Мужчина не обрадовался своему заданию, так как понимал, что враги могут казнить его. Во всех неудачах он всегда винил Роланда. Этот раз не стал исключением. Вместе с послом Марсилия Ганелон разработал план мести ненавистнику.

Прибыв в место назначения, он смог завоевать доверие правителя и доказать ему, что во всех несчастьях виноват граф Роланд, который развивал в короле любовь к войне. Ганелон сказал, что все битвы прекратятся тогда, когда Карл Великий лишится правой руки. Мужчина рассказал и о своём плане, как сделать так, чтобы граф попал в ловушку.

Месть Роланду

Ганелон уговорил короля отправить на охрану ущелья Роланда. Граф в сопровождении доблестных воинов приблизился к опасному месту, где и увидел, как на них надвигается войско сарацин. Оливье предложил Роланду послать за подмогой, но тот отказался, боясь навредить королю.

В это время Карл Великий вместе с войском шёл во Францию, на душе он ощущал себя неспокойно. Король чувствовал, что его любимый племянник находится в беде, переживания усилились ещё больше, когда ему стало известно о предательстве Ганелона.

Роланд понимал, что силы противников неравны, но всё равно не терял надежды и подбадривал воинов. Карл Великий знал, что отправил племянника на смерть, и очень горько плакал.

Во время сражения арабы понесли большие потери, но французам было рано думать о победе. На место битвы своё войско отправляет Марсилий. Граф собрал совет, на котором было принято решение сражаться до последнего, а Турпен благословил солдат.

В результате кровопролитной битвы весь луг был усеян телами мёртвых рыцарей. В этот момент Роланд всё же решился попросить помощи у короля и начал трубить в свой рог, чтобы войско Карла как можно скорее пришло на выручку.

Правитель, услышав зов, сразу же отправил свою армию в сторону ущелья и начал молиться, чтобы его племянник не погиб. Оставшиеся в живых солдаты Франции вступили в последний бой, и в нём погибает Оливье. Роланд обезумел от горя и, несмотря на свои тяжёлые ранения, бросился на врага. Когда герой заметил, что все его боевые товарищи мёртвые лежат на поле боя, он лёг под сосну и тихо умер.

Поражение Марсилия

Правитель собирался идти обратно, но ему навстречу вышли два гонца и от имени Марсилия вызвали Карла Великого на поединок. Король дал своё согласие и начал готовить войско к очередному сражению. В результате битвы сарацинский король потерпел поражение.

Карл ввёл своё войско в Сарагосу, начал жестоко уничтожать все мечети и насильно крестить горожан. Вернувшись в свой родной город, король тут же созвал судей, чтобы избрать наказание для Ганелона. Карл считал его изменником, ведь он был виновен в гибели самых лучших вассалов.

Через некоторое время в Ахене начался суд над Ганелоном. В зале собрались тридцать его ближних родственников и стали молить о пощаде, но король был настроен сурово. В результате было принято решение четвертовать виновника и повесить всю его родню.

Месть успокоила душу Карла Великого. Он наконец-то закончил с похоронными делами и захотел пожить спокойной жизнью. Но у него это не получилось: в снах к королю стал приходить архангел Гавриил и просить о спасении христиан в Бирской стране. Карл, уставший от постоянных войн, произносит: «Боже, сколь мой жребий горек!».

В центре произведения находится вечная проблема — противостояние добра и зла. Кроме того, автор воспевает такие важные качества, как благородство, смелость и верность.

Конец “Песни о Роланде”

Прекрасная Альда — невеста Роланда и сестра Оливьера — вышла навстречу печальной процессии.

Карл Великий взял ее за руку и сказал: «Милая сестра души моей! Твой брат и твой жених мертвы. Но я хочу возместить твою потерю и дать тебе в мужья моего сына и наследника». Альда ответила:

Странные речи говоришь ты, государь!
Да сохранит меня Небесный Царь
И ангелы Его, и все святые,
Чтоб я по смерти храброго Роланда
Осталась жить…

Прекрасная Альда побледнела — и упала к ногам императора. Карл, думая, что она лишилась чувств, наклонился, чтобы ее поднять, и увидел, что жизнь от нее отлетела.

ПОДАРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ: Лудовико Ариосто “Неистовый Роланд”

Альду похоронили в монастыре святого Фарона. На ее могиле был поставлен памятник, который сохранялся до XVI века.

А изменника Гвенелона постигла суровая кара: по приказанию Карла он был разорван четырьмя лошадьми. Да послужит такая позорная казнь уроком всякому, замыслившему измену!..

Рог Олифант

Роланд воскликнул: «О, горе! Сегодня милая Франция лишилась лучших своих рыцарей! Затем он сказал Оливьеру: — Друг мой Оливьер, вы были правы. Я послушаюсь вас и затрублю в свой рог Олифант, пусть император Карл поспешит нам на помощь».


Но Оливьер сурово ответил: «Слишком поздно решили вы меня послушаться, Роланд! Если бы вы затрубили в свой рог, когда я просил вас об этом, император Карл и все его войско были бы уже здесь, и победа была бы нашей. А теперь, когда из-за вашего безрассудства погибло столько франков, звать на помощь, чтобы спасти самих себя, было бы позором!» Мудрый архиепископ Турпин услышал речь Оливьера и сказал: «Войско императора Карла уже далеко и не успеет спасти нас. Но все же трубите в свой рог, Роланд, чтобы император Карл узнал, что мы погибли, и, вернувшись, отомстил за нас!» И Роланд взял свой рог Олифант.

К устам своим Роланд свой рог приставил, Напряг все силы, зычно он трубит.

На тридцать лье чрез горные вершины Заветный рог раскатами гремел.

Войско Карла Великого ушло далеко вперед, но все же император услышал звук Олифанта.

Карл сказал: «Слышите? Это рог Роланда!» Изменник Гвенелон ответил: «Наверное, Роланд решил поохотиться на зайцев и подбадривает охотников звуками рога».

Но тут Олифант затрубил снова, и Карл воскликнул: «Роланд в беде, он зовет нас на помощь!» Император развернул свое войско и поскакал назад к Ронсевалю.

Во весь опор несется Карл Великий;
Поверх брони висит брада седая,
Вокруг него французские дружины
Несутся вскачь, исполнены тоски.

Меж тем в Ронсевальской долине в неравном бою погибли последние франки. Пал храбрый граф Оливьер, пал мудрый архиепископ Турпин и Роланд остался один.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

  • Графство Триполи;
  • Княжество Антиохия;
  • Графство Эдесское.

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход. 

Сюжет поэмы «Песнь о Роланде» за 3 минуты

Семь лет французский король Карл вместе со своей многотысячной армией пытался завоевать Испанию. Много городов и крепостей было захвачено. Оставшихся в живых сарацин обращали в христианскую веру. Осталась свободной только Сарагоса, где правил царь Марсилий. Карл Великий, так называли своего короля французы, не знал, как поступить с этим городом.

В это время царь сарацин Марсилий собрал большой военный совет. Храбрый мавр Бланкандрен посоветовал отправить к Карлу десять послов и богатые подарки, чтобы задобрить французского повелителя. Также передать ему, что сарацины согласны принять христианство. Уверить его, что в день святого Михаила царь Марсилий прибудет в столицу Франции Ахен и поклянётся Карлу Великому в своей верности. Всё это необходимо сделать для того, чтобы французская армия вернулась домой, а не продолжила свой поход.

Карл Великий встретил послов и внимательно выслушал их. Потом приказал своим храбрым полководцам собраться в саду на совет. Он прекрасно понимал, что армия измучена. На совете большинство полководцев отмалчивалось. Только молодой граф Роланд советовал не верить Марсилию, а вести французские полки в Сарагосу. Отчим Роланда предложил отправить в Сарагосу посла. Роланд предложил свою кандидатуру, но Карл не захотел расставаться со своим преданным родственником и решил отправить графа Ганелона. Ганелон затаил злобу на своего пасынка.

Вместе с графом в Сарагосу возвращались и послы сарацин. В дороге граф Ганелон с Бланкадреном нашли общий язык. Они договорились хитростью избавиться от графа Роланда, мотивируя это тем, что именно он уговаривал короля Карла идти в Сарагосу. Смерть Роланда была выгодна им обоим, особенно сарацинам. Для этого необходимо было заманить его в ловушку и уничтожить. Об этом они рассказали царю Марсилию, и тому понравился их план.

После возвращения графа Ганелона, король Карл, поверив своему послу, решил вместе со своей армией вернуться во Францию. По совету Ганелона охрану ущелья поручили графу Роланду. Граф взял с собой двадцать тысяч храбрых и преданных воинов. Вместе с ними он расположился в Ронсельванском ущелье. Во время обхода местности он заметил приближение огромного количества сарацин, которые окружали ущелье. Его друг, граф Оливер, предложил позвать на помощь французскую армию. Но Роланд не позволил, так как боялся, что король вместе со своими людьми может попасть в ловушку.

Битва была жестокой. Когда французов осталось немного, Роланд подал сигнал о помощи и ринулся в свой последний бой. Король Карл в сопровождении преданных воинов ворвался в ущелье, но никого из французов не застал в живых. Сметая всё на своём пути, французская армия достигла Сарагосы и уничтожила город. Не смог остановить воинов короля Карла даже каирский эмир Балигант, союзник сарацин. В этом сражении были убиты царь Марсилий и его сын.

Карл сразу понял, кто предал Роланда и его воинов. Чтобы наказать предателя, король возвратился во Францию и собрал совет судей. По решению суда был объявлен поединок между родственником Ганелона Пинабелем и графом Тьерри. В этом жестоком, но честном поединке победителем вышел Тьерри, а это означало, что граф Ганелон был виновен и приговорён к четвертованию.

Невеста графа Роланда не смогла перенести смерть любимого и вскоре умерла.

Песнь о Роланде учит ценить благородство, преданность и бесстрашие.

Гибель Роланда

Конь под ним убит, сам он весь изранен, но из последних сил продолжает сражаться. И сарацины, дрогнув под его натиском, обратились в бегство.

Тогда Роланд стал оплакивать погибших товарищей. Рыдая, он говорил:

Друзья мои, могучие вассалы!
Как долго мне служили верно вы!
Товарищи! В несчастье виноватый
Не смог я вас от смерти защитить!
Пусть вас хранит великий, справедливый,
Единый Бог…

Чувствуя, что приближается его смерть, Роланд в последний раз взял в руки свой меч, верный Дюрандаль, и сказал:

Мой добрый меч, ты больше мне не нужен,
Мне жаль тебя! В таких боях жестоких
С тобой врагов так часто побеждал я,
Так много царств тобой завоевал!

Роланд подошел к гранитной скале и что есть силы ударил Дюрандалем по камню. Он хотел разбить меч, чтобы благородный клинок после его смерти не попал в недостойные руки. Но Дюрандаль лишь зазвенел от удара и даже не затупился о гранит.

Тогда Роланд прижал меч Дюрандаль и рог Олифант к груди, лег на землю и в последний раз обратился к Богу, прося отпустить ему грехи.

И вот с душой Роланда херувимы помчались прямо в чудный, светлый рай.

ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ: Роланд Несравненный

Едва Роланд испустил дух, как Ронсевальская долина огласилась звуками боевых труб — то скакало войско франков во главе с императором Карлом.

Влияние «Песни о Роланде» на литературу и искусство

«Песнь о Роланде» оказала значительное влияние на развитие европейской литературы и искусства. Этот эпический поэм о страданиях и героической борьбе французских войск в Испании в 778 году завоевал сердца многих поколений читателей и вдохновил многих писателей и художников.

«Песнь о Роланде» стала образцом рыцарских романов и вдохновила создание многих других эпических поэм и рассказов. Она была переведена на множество языков и имела широкое распространение в разных странах.

Многие композиторы создавали музыкальные произведения, основанные на «Песне о Роланде». Она была использована в опере, балетах, симфонических композициях и кинофильмах. Временами она использовалась в рекламе, чтобы создать эффект мощного и героического символа.

«Песня о Роланде» стала классикой мировой литературы и искусства, пронизанной глубокими символическими значениями, которые до сих пор вдохновляют и вдохновят многих поколений читателей и зрителей.

Крестовые походы: причины

Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.

В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.

В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.

Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».

Крестовые походы были вызваны:

  • Стремлением освободить Святую землю;
  • Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
  • Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

Персонажи “Песни о Роланде”

Вместо реальных басков, коренного населения испанских гор, в «Песни о Роланде» противниками франков выступают сарацины (или мавры) — так называли захвативших Испанию арабов. Дело в том, что баски, также как и франки, были христианами, а сарацины — мусульманами (христианские авторы ошибочно называли их язычниками). Таким образом, в «Песни о Роланде» стычка христиан с христианами заменяется борьбой христианства с язычеством, и франки сражаются, воодушевленные религиозной идеей.

В соответствии с законами эпоса был преобразован и образ императора франков Карла Великого. В «Песни о Роланде» он представлен древним, седобородым старцем. На самом деле в год Ронсевальской битвы ему было тридцать шесть лет и он носил титул короля, став императором лишь в 800 году.

Историческим лицом является еще один персонаж «Песни о Роланде» — Турпин, архиепископ Реймский. Известно, что он не погиб в Ронсевальской битве, как об этом повествуется в «Песни о Роланде», а скончался на 24 года позже.

Прообразом изменника Гвенелона принято считать архиепископа Санского, имевшего созвучное имя Венило, жившего, правда, значительно позже, и в 856 году предавшего внука Карла Великого – короля Карла Лысого.

Сарацинский царь Марсилий — лицо вымышленное.

«Песнь о Роланде» — классический образец средневековой эпической поэзии. В народной среде она долгое время продолжала существовать в устной форме, развиваясь и видоизменяясь, порой, самым неожиданным образом. Так, во второй половине XIX века по Франции был записан вариант «Песни о Роланде», который заканчивается тем, что Карл Великий удаляется на покой, передав свой престол Наполеону.

Описание историко-культурного значения

«Песнь о Роланде» — это средневековый поэтический эпос, который стал одним из самых известных произведений европейской культуры. Сочинение находится на границе мифа и реальности, оно повествует о событиях VIII века, связанных с Карлом Великим и его войсками на территории Испании.

Это произведение охватывает множество тем, таких как военные подвиги, религиозные идеи, честь и долг, искусство войны и мужества, дружба и предательство. Оно символизирует героизм и мужество в истории Франции и всей Западной Европы. Кроме того, «Песнь о Роланде» имеет большое значение для изучения европейской литературы и истории.

Эпос является примером романтизма, который характеризуется эмоциональностью, высокими идеалами и возвеличиванием героя. Это не только произведение искусства, но и воплощение культурных и религиозных традиций, которые находят отражение в поэтических формах и манере написания. Оно стало частью общей культурной традиции Западной Европы, а также символом национального достоинства и идентичности Франции.

Часть V, куплеты с 265-го по 291-й. Суд над Гвенелоном

Победоносное войско Карла во главе с удрученным императором возвращается во Францию. По пути захоронены тела Роланда и его товарищей. В Ахене Карл сообщает сестре графа Оливье, помолвленной с Роландом, о славной гибели ее брата и суженого, и девушка умирает от горя.

Карл назначает суд над Гвенелоном, где обвиняемый в предательстве вельможа настаивает на том, что его действия были не предательством, а местью Роланду за то, что «лишил меня сокровищ граф. Вот я Роланду смерти и желал. Нельзя изменой это называть». Близкий друг Гвенелона Пинабель вызывается доказать его правоту в бою с любым человеком, настаивающим на казни предателя.

Судьи готовы помиловать Гвенелона, но младший брат одного из погибших товарищей Роланда вызвался принять бой. Молодой Тьерри готов сразиться с Пинабелем, несмотря на силу и военную славу последнего. Карл принимает вызов. Тьерри храбро сражается, но уступает в силе и мастерстве более опытному воину и почти погибает от ловкого удара Пинабеля. Однако Господу неугодна смерть Тьерри, и он помогает молодому рыцарю нанести сокрушительный удар. В соответствии с оговоренными правилами, Гвенелона казнят жестокой смертью – четвертованием.

После тяжкого похода, стоившего Карлу множества верных вассалов, император готов уйти на покой и отдохнуть от войн, но во сне посещает его архангел Гавриил и сообщает, что христианский город Энф находится под осадой мусульман и нуждается в немедленном вмешательстве Карла.

2 вариант

1. Представителей реформированной церкви во Франции называли

1) пуританами
2) кальвинистами
3) гугенотами
4) лютеранами

2. Религиозные войны во Франции продолжались в

1) 1553-1538 гг.
2) 1558-1603 гг.
3) 1560-1574 гг.
4) 1562- 1598 гг.

3. Лидером гугенотов во Франции был

1) Генрих Наваррский
2) Карл IX Валуа
3) Генрих де Гиз
4) Генрих VIII

4. Варфоломеевская ночь — это

1) избиение католиков гугенотами в Васси
2) избиение католиков гугенотами в Ла-Рошели
3) резня гугенотов в Париже
4) штурм католиками Ла-Рошели

5. Реальными правителями при Людовике XIII были

1) Екатерина Медичи и Генрих де Гиз
2) Мария Медичи и кардинал Ришелье
3) Анна Австрийская и кардинал Мазарини
4) Маргарита Валуа и герцог Ришелье

6. «Все политики согласны с тем, что если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей» — эти слова принадлежат

1) Генриху Наваррскому
2) Александру Борджиа
3) Екатерине Медичи
4) кардиналу Ришелье

7. Установите соответствие между правителями Франции и временем их правления.

Правители

А) Карл IX
Б) Генрих III
В) Генрих IV
Г) Людовик XIII

Даты правления

1) 1560-1574 гг.
2) 1574-1589 гг.
3) 1594-1610 гг.
4) 1610-1643 гг.

8. Выберите имя, лишнее в списке французских королей, и за­пишите цифру, под которой оно указано.

1) Людовик XVIII
2) Генрих IV
3) Генрих III
4) Генрих де Гиз
5) Карл IX Валуа.

Ответы на тест по истории Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции1 вариант
1-4
2-3
3-2
4-1
5-4
6-1
7-1243
8-22 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-4
7-1234
8-4

Виновница Ла Кава

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», — заметил поэт спустя целую вечность после описываемых событий. Он не ошибся — поэты вообще редко ошибаются. У Запада и Востока разные мироощущения, различная философия — в этом смысле они и впрямь несхожи. Если же говорить об истории человечества, то Востоку иной раз доводилось сходиться с Западом, точнее, сшибаться лбами, кипеть в едином котле, выплавляя из стали и воска человеческих отношений новые, невиданные формы культуры и быта.

К моменту вторжения арабов на полуостров никакого понятия «Испания», разумеется, не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. О них известно немногое. Скажем, то, что это были не те дикие пришедшие с севера германцы, которые громили античный Рим, а племена, этим самым Римом уже перемолотые и частично окультуренные. Еще в IV веке вестготы приняли христианство, правда, не каноническое, а арианского толка, где на первый план выдвигалась человеческая природа Христа. Вести свой род от готов почетно. До сих пор, говоря о древности рода и о его несомненном благородстве, испанец скажет: этот из готов. Последним правителем этого загадочного народа был злосчастный король Родриго.

Роль главных персонажей в «Песни о Роланде»

Роланд – главный герой поэмы, который является лучшим воином и рыцарем Карла Великого. Он брав, решителен и предан своему правителю. Роланд оказывается главной целью сарацинского правителя Марсиля, который хочет отомстить ему за свои поражения в сражении с Францией.

Оливье – друг Роланда и его наиболее близкий товарищ в ордене Двенадцати Пэров Кароля Великого. Он умный и влиятельный, сильно любит Роланда, безгранично предан Франции и готов пойти на жертву во имя этой преданности.

Ганелон – коварный шпион, который предательски переходит на сторону сарацин, чтобы отомстить Роланду за оскорбление своей семьи. Ганелон является лицом предательства и предательство считается одним из основных тем «Песни о Роланде».

Карл Великий – император Франции и важный персонаж в поэме. Он отправляет Роланда и орден Двенадцати Пэров на войну против сарацинского правителя Марсиля. Карл является символом праведности и силы, продолжает борьбу за свою страну в поэме, даже если она потери уже ощутимы.

Марсильский эмир – агрессивный и коварный правитель сарацинской республики Марсиля, который объявляет войну Франции и Карлу Великому. Он славится своим смелым духом и безжалостностью в битвах с французскими войсками.

Поражение Марсилия

Увидел Карл Великий поле боя, залитое кровью и усеянное трупами. Он позвал Роланда, позвал храброго Оливьера, позвал мудрого архиепископа Турпина, но никто не отозвался на его зов. Тогда император Карл зарыдал и стал рвать свою седую бороду.

А потом приказал своему войску мчаться в погоню за сарацинами и уничтожить их всех до единого, чтобы отомстить за павших.

День уже клонился к вечеру, быстро темнело. Карл воздел руку к небу и стал молить Бога, чтобы он задержал наступление тьмы.

И свершилось чудо: солнце остановило свой бег по небу и не склонилось к закату, пока франки не настигли сарацин и не перебили все их войско.

Царь Марсилий, узнав о своем поражении, впал в отчаянье:

Лицом к стене Марсилий повернулся,
Закрыв лицо, он горько зарыдал
И умер с горя. Был он страшный грешник,
Его душа — добыча сатаны.

Карл Великий оставил в Испании тысячу воинов, а сам с остальным войском вернулся в столицу франков Аахен.

Тела Роланда, Оливьера и архиепископа Турпина с почетом перевезли во Францию, чтобы похоронить в родной земле.

Очень краткий пересказ поэмы «Песнь о Роланде»

Семь лет Карл Великий воюет в Испании, насильно распространяя христианство. Он завоевал множество городов, но Сарагоса остается непокоренной. Ее король – мавр Марсилий посылает гонцов с сообщением о готовности принять христианскую веру, в знак своего расположения мавр отправляет мулов с богатыми дарами и своих сыновей в качестве заложников. Многим приспешникам Карла по душе такое предложение, так как армия уже измотана, и войну давно пора прекратить. Но племянник короля – граф Роланд подозревает мавров в обмане и требует взять Сарагосу силой. Король принимает решение отправить посла к Марсилию, по совету Роланда им назначают Ганелона.

Ганелон хочет отомстить королевскому племяннику за то, что его отправили в стан врага, на верную смерть. Ему удается лестью убедить Марсилия в том, что причиной всех бед является Роланд, так как тот подначивает короля продолжать завоевания.

Граф Ганелон с планом мести возвращается к Карлу. Он убеждает короля в честности мавров и рекомендует послать Роланда на защиту ущелья – для прикрытия тыла при отступлении. Карл соглашается.

Роланд оказывается в ловушке, к ущелью стекается огромная вражеская армия, он трубит в рог, зовя на помощь, но вскоре вместе с товарищами погибает. Карл, видя разбитое войско племянника, мстит Марсилию и входит в Сарагосу. Ганелона и всех его родственников казнят.

Куплеты CLXXVII – ССII: Скорбь и месть Карла Марсилию

Наконец Карл вместе с войском прибывает в Ронсевальское ущелье. Перед ним открывается трагическая картина – все франки, включая любимого племянника, мертвы. Император скорбит и горюет по своим лучшим подданным. Он клянется жестоко отомстить изменнику Марсилию.

Воины Карла настигают мавров и истребляют всех врагов. Всюду слышны победные крики франков и вопли мавров о пощаде. Раненный Марсилий пытается найти поддержку у соседних князей, но они, напуганные яростью Карла, ему отказывают. Лишь могущественный эмир Балиган согласен выступить против Карла. Марсилий передаёт эмиру свою власть и оставшихся в живых воинов и умирает.

Эпические битвы в «Песни о Роланде»

«Песня о Роланде» описывает множество эпических сражений, которые происходят между французской армией, возглавляемой Роландом, и сарацинской армией, возглавляемой Марсилием. Одно из наиболее значимых сражений происходит на горе Ронсеваль, где Роланд и его люди оказываются в меньшинстве.

Описание конкретных битв отличается красочностью и живостью. Битвы характеризуются использованием разнообразного оружия, такого как мечи, алебарды, копья и луки. Также подчеркивается мужество и умение воинов, которые продемонстрировали свои навыки во время битв.

Важным элементом эпических битв является тактика и стратегия. Воины используют различные тактики, чтобы победить своих противников. Например, они могут установить ловушки или использовать непредсказуемые маневры

Кроме того, описание сражений уделяет внимание тактике и роли лидеров армий, таких как Роланд и Марсилий

В целом, описание эпических битв в «Песне о Роланде» является главным элементом повествования и позволяет читателю погрузиться в реалии жестокой борьбы.

Другие Крестовые походы

В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.

Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.

La chanson de geste

«Песня о Роланде» считается самой значительной и известной балладой французского эпоса. В основе сюжета лежит описание событий, произошедших в VIII веке. Предыстория вкратце такова. В 778 году Карл Великий вторгается на Пиренейский полуостров, чтобы наряду с мусульманскими правителями участвовать в разделе Испании. Поход сложился неудачно. При возвращении во Францию королевские войска атакованы отрядами басков. Арьергард французов погиб в Ронсевальском ущелье.

В сказании, описывающем битву, упоминается Бретонский префект Хруодланд — прообраз Роланда. Жонглёры — так называли в Средние века французских бродячих музыкантов — превратили эпизод боя в семилетнюю войну за христианизацию испанских земель. Так появилась «Песнь о Роланде». Краткий пересказ фабулы поэмы дополнят све́дения о литературоведческих особенностях произведения.

Легенда написана в жанре chanson de geste, что в переводе означает «песня о деяниях». В эпических сочинениях средневековья отсутствует понятие персонального авторства. Текст являлся коллективным достоянием, новый сказитель или переписчик имел возможность вносить собственные изменения или дополнения. Поэма создавалась в период с X по XIII вв. Сказание исполнялось бродячими актёрами под аккомпанемент виолы или арфы.

Существует девять вариантов «Песни о Роланде». Наиболее полной считается рукопись, которая хранится в британском Оксфордском университете. Время написания датируется 1129—1165 гг. Поэма написана особой формой строфы — лессами, количество строк в которых варьируется от 4 до 20. Отличительным признаком лессы является ассонанс. Это значит, что в последнем ударном слоге каждого стиха в строфе располагается одна и та же гласная буква.

Ночью императору снятся вещие сны. Один предсказывает измену Ганелона. Другой предвосхищает суд над предателем. Утром французская армия разделяется. Основные силы отправляются в путь на родину. Роланд с двадцатитысячным отрядом занимает позиции в Ронсевальском ущелье, прикрывая отход королевских войск.

Битва у Ронсеваля

К нападению готовится четырёхсоттысячное войско, которое Марсилий собирал три дня. Отряды возглавляют лучшие сарацинские рыцари. Французские дозорные обнаруживают приближающиеся передовые полки иноверцев. Оливье предлагает трубить в рог, чтобы призвать на помощь уходящие дружины Карла. Роланд отказывается последовать совету. Архиепископ Турпен благословляет христиан на бой.

Роланд объезжает отряды французов, призывает беспощадно крушить рать язычников. Воодушевлённые воины отвечают командиру боевым кличем «Монжуа!». Начинается битва. Происходят десять поединков французских пэров с арабскими рыцарями. Первое сражение заканчивается поражением сарацин. Победители собирают на поле боя павших товарищей и оплакивают погибших.

Подходят главные силы иноверцев, в центре — Марсилий. Завязывается второе сражение. Пять атак проводят язычники, но французы теснят полки нападающих. При этом гибнут восемь славных рыцарей христианских, в живых остаются только 60 воинов. Между Роландом и Оливье вновь возникает спор — звать ли на помощь короля. Теперь уже племянник Карла Великого, которого поддерживает Турпен, желает трубить в рог.

Услышав звук боевой трубы, правитель Франции разворачивает армию назад к Ронсевалю. Ганелон арестован. Сражение в ущелье продолжается. Пронзённый копьём, умирает Оливье. От смертельных ран погибают архиепископ Турпен и граф Готье. Роланд остался один, но сарацины бегут с поля боя.

Чтобы написать конспект презентации, необходимо кратко изложить повествование о подвиге средневекового рыцаря. Поэтому старшекласснику следует читать «Песнь о Роланде». Нелишним окажется рассказ о литературных особенностях произведения. Интересным дополнением станет изложение исторических фактов, связанных с легендой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: