Стиль
Эжен Делакруа, Похищение Ребекки (1846 г.); холст, масло, 100,3 × 81,9 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Сам Делакруа рассказывает о своей живописной миссии в примечании к своему дневнику от 1 июля 1854 года:
«Я хочу угодить рабочему, который приносит мне предмет мебели; Я хочу оставить удовлетворенным со мной мужчину, с которым мне суждено встретиться, будь то фермер или знатный джентльмен. При желании быть милым и иметь сношения с людьми во мне есть почти глупая гордость, которая почти всегда заставляла меня избегать встречи с людьми, которые могли бы быть мне полезны, из боязни иметь вид льстивого им лица. Страх быть потревоженным, когда я один, обычно происходит от того, что я занят своим большим делом — рисованием: других важных дел у меня нет». |
( Эжен Делакруа ) |
В этом смысле Делакруа считается величайшим французским художником-романтиком, заслужившим прозвище «Принц романтиков». Как он сам поясняет в заметке, его модели были не столько художниками-классиками, сколько живописью 16 века:
«Все великие художественные задачи были решены в XVI веке. У Рафаэля совершенство замысла, изящество, композиция. У Корреджо, у Тициана, у Паоло Веронезе цвета, светотени. Приходит Рубенс, который уже забыл традиции изящества и простоты. Гениально он реконструирует идеал. Он черпает это из своего темперамента. Сила, удивительные эффекты, экспрессия доведены до максимума. Находит ли ее Рембрандт в неопределенности мечтательности и капитуляции?» |
( Эжен Делакруа ) |
В отличие от своего главного соперника Энгра , искавшего в своих работах типичный для неоклассического стиля перфекционизм, Делакруа делал больший акцент на цвете и движении, а не на четкости профилей и совершенстве форм. Произведения Делакруа, выполненные непосредственными, быстрыми и высоковыразительными мазками, отличаются большим творческим порывом, эмоционально вовлекающим зрителя, который таким образом способен с большим воодушевлением прочувствовать драматическую силу изображенной сцены.
Более того, чтобы достичь максимальной степени яркости и прозрачности, Делакруа с большим мастерством сочетал чистые основные цвета с их соответствующими дополнительными, реализуя хроматическую экзальтацию, выходящую за рамки типа используемой палитры, которая могла созерцать оба цвета в зависимости от работы, чистой или тусклой. . Это была интуиция, уже развитая во время поездки в Северную Африку , и ей суждено было иметь большой резонанс в будущих выступлениях импрессионистов. «Мы все рисуем, как Делакруа», — сказал бы Сезанн , один из многочисленных поклонников Делакруа: на самом деле последний оказал влияние на многих других художников следующих поколений, прежде всего на Ван Гога , Мане , Дега , Одилона Редона , и, опять же, Сезанн , Матисс , Кандинский и Гоген . Из Делакруа эти художники также восхищались «потертым» прикосновением, в то время как быстрота исполнения и насилие фонов его картин прелюдируют к исследованиям фовианской , экспрессионистской и даже абстрактной живописи.
Короче говоря, Делакруа олицетворял страсть к экзотике , творческий порыв, сильное увлечение «возвышенными силами» природы и их часто насильственными проявлениями, переоценку Средневековья (оживленную в трудах лорда Байрона и Уолтера Скотт ) и нетерпимость к академическим схематизмам, которые он считал неадекватными и унизительными. Движимый желанием исследовать новые территории и расширить свою профессиональную карьеру, Делакруа экспериментировал со всеми жанрами и техниками: он, по сути, имел дело с мифологическими, литературными, историческими, военными темами , портретами, натюрмортами и пейзажами, и использована настенная живопись, станковая живопись, масло, фреска, пастель, акварель. Так вот, Делакруа в своей постановке всегда обнаруживал волю к примирению индивидуального творчества, личности и чувств, порывая с академическими догматизмами и «освобождая воображение», в полном соответствии со своими эстетическими представлениями, согласно которым «первое качество живописи быть отрадой для глаз».
Основные произведения романтизма
Делакруа продолжал удивлять критиков и его клиентов такими работами, как «Смерть Сарданапала» (1827), декадентской сценой побежденного ассирийского царя, готовившегося совершить самоубийство. Одной из его самых известных картин была «Свобода, ведущая народ», реакция на июльскую революцию 1830 года, в которой женщина с французским флагом возглавляет группу бойцов из всех социальных слоев. Он был куплен французским правительством в 1831 году.
После поездки в Марокко в 1832 году Делакруа вернулся в Париж с новыми идеями для своего искусства. Такие картины, как «Женщины Алжира в их квартире» (1834) и «Марокканский вождь, получающий дань» (1837), определили его романтический интерес к экзотическим предметам и далеким землям. Он также продолжал рисовать сцены, заимствованные из работ его любимых авторов, включая лорда Байрона и Шекспира, и ему было поручено нарисовать несколько комнат во Дворце Бурбонов и Версальском дворце.
Журнал
Личный дневник Делакруа — литературный шедевр живописи. Первое издание вышло в издательстве «Плон» в 1983 г.; в 1934 г. вышла другая, переработанная Андре Жубеном, затем отредактированная в 1980 г. с предисловием Хьюберта Дамиша.
В 2009 году для изданий Хосе Корти появилось монументальное критическое издание, исправленное на основе оригинальных рукописей и дополненное недавними открытиями, под редакцией Мишель Ханнуш.
Дневник (1804-1863) , Предисловие, пер. и под редакцией Ламберто Витали , 3 тт. (I: 1804–1852; II: 1853–1856; III: 1857–1863), Saggi Series , Турин, Эйнауди, 1954 г. — с обновленными примечаниями и новой интерпретацией иллюстраций, 2 тома, I Millenni Collection, Эйнауди, 2002 г., ISBN 978-88-061-6286-3 .
Реставрация
Если бы отец Делакруа дожил до 1814 года, его ожидало бы пожизненное изгнание из Франции, вместе со всеми, кто голосовал за казнь короля. А без него семейство всего лишь обеднело и лишилось остатков былого почета и внимания. Мать Делакруа прожила всего несколько месяцев при возрожденной монархии и умерла, когда Эжену было 15.
Делакруа стал жить в семье старшей сестры и приобрел несколько важных навыков: планировать свои скудные финансы, сочинять и литографировать карикатуры для столичных еженедельников, держаться франтом в старых панталонах и по ночам незаметно прокрадываться в спальню к экономке. В Париже он начал учиться живописи в мастерской Герена, а заодно присматривать за племянником, который учился неподалеку. В бесконечных поездках из загородного дома сестры в свою парижскую квартирку он так часто и сильно замерзал, что боль в горле стала хронической.
Отчаянная бедность времен ученичества закончилась для Эжена с первой же картиной, представленной в Салоне 1822 года. Несмотря на красочные нападки некоторых критиков – «намалевано пьяной метлой», «обноски Рубенса», — Делакруа получает и первые восторженные отзывы и первые 2 тысячи франков. Это было больше его годовой ренты.
Детство и юность
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.
Портрет Эжена Делакруа
Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория — в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.
Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.
Министр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа
В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.
Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.
Раннее общественное признание
У многих ранних картин Делакруа были религиозные предметы. Однако первая работа, которую он выставил на престижном парижском салоне «Данте и Вергилий в аду» (1822), черпала вдохновение в литературе.
Для других работ 1820-х годов Делакруа обратился к недавним историческим событиям. Его интерес к греческой войне за независимость и его страдания от злодеяний этой войны привели к «Резне на Хиосе» (1824) и «Греции на руинах Миссолонги» (1826).
Даже на этой ранней стадии своей карьеры Делакруа посчастливилось найти покупателей на его работу. Он был провозглашен центральной фигурой в эпоху романтического французского искусства вместе с Теодором Жерико и Антуаном-Жаном Гро. Как и эти другие художники, он изображал предметы, чреватые крайними эмоциями, драматическими конфликтами и насилием. Часто вдохновленный историей, литературой и музыкой, он работал в смелых цветах и свободной мазке.
Художественное производство
Эжен Делакруа, Лодка Данте (1822 г.); холст, масло, 189 × 246, Лувр, Париж
Огромное производство Делакруа, насчитывающее 1968 номеров каталога Робо, в 1931 году стало предметом исследований Рене Шнайдера и Жана Алазара, которые предложили разделить его на четыре отдельных художественных этапа. Мы сообщаем об этом четырехразделе ниже:
«Сначала, до 1832 года, господствовал озлобленный романтизм, полный юношеских порывов и порывов. Читая «Ад», он рисует « Данте и Вергилия » (1822, Лувр), «сернистое» произведение, пугающее современников, затем, восторженных обретенной греческой свободой и под влиянием констебля, « Резню Сцио» . Прикоснитесь к безумию Костра Сарданапало и адскому демонизму в девятнадцати литографиях, иллюстрирующих перевод « Фауста» , опубликованный Моттом в 1828 году. Дизайн, форма, композиция, цвет, свет, весь его художественный язык d ‘очень интенсивная выразительная сила. Второй этап начинается с поездки в Марокко, совершенной с января по июль 1832 года, и обратно через Испанию, где он повсюду чувствует вокруг себя «Goya palpitar». В Танжере, в Мекинесе, в Алжире он видит Африку в цветах Веронезе, но ему открывается откровение о расах, и он полагает, что находит в мусульманской серьезности древний мир, во внутреннем дворике — атриум , в гареме — гинецей. , в гареме… араб закутан в бурнусную римскую тогу. Третья фаза отмечена большими полотнами, где человеческая тоска облачена в великолепие, показывают его теперь одержимым древним миром, который он почти всегда видит не холодно статным, как Давид, а весь проникнутый страстью. Наконец, четвертой фазе Д. обнаруживает себя великим декоратором и всегда привлекает величие греческого и римского мира, которое он также низвергает с пьедестала, чтобы заставить его гореть своей лихорадкой. И снова просит Данте посмотреть его Елисейские поля за Люксембургским куполом» |
( Рене Шнайдер , Жан Алазар ) |
«Салон романтической битвы» 1824 года
Два года после триумфа на Салоне 1822 года Делакруа пишет несколько работ на библейские сюжеты и жанровые сценки. Ничего серьезного — и это затишье очень тревожит его.
Сирота на кладбище, 1823Сирота на кладбище, 1823Мадмуазель РозаМадмуазель Роза
Идея создать картину о греческой революции и борьбе против турков возникла у Делакруа еще в 1821 году, когда началась вооруженная борьба против Османской Империи. Но тогда он как художник был не особо известен, а предстояло первое официальное выступление в Салоне, поэтому Делакруа выбрал сюжет поспокойнее и попристойнее (хотя не скажу, что «Ладье Данте» как-то пристойнее последующих картин). Классическое академическое искусство не предполагало изображение современных событий. И Салон 1824 года с выставленной картиной «Резня на Хиосе» начинает разрушать установившееся правила и нормы. Романтизм как направление в искусстве теперь неразрывно связан с именем Делакруа.
Резня на Хиосе, 1824Резня на Хиосе, 1824
Делакруа не сдал выделять героев, не выбирал определенного сюжета. Публика не видела события или знакомого человека в груде тел. Такое обобщение помогло Делакруа изобразить общую боль и страх, вызвать чувственный отклик на все происходящее.
Холст был настолько большим, что Делакруа пришлось подыскать другую мастерскую. А невозможность купить хорошие краски повлияло на качество полотна. Сейчас картина пожелтела, потемнела и потрескалась.
Кроме Делакруа и его «Резни» публика высоко оценила работу Доминика Энгра «Клятва Людовика XIII». С одной стороны — расцвет романтизма, а с другой — возрождение академизма и возвращение во Францию главного художника неоклассицизма.
Клятва Людовика XIII. Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1824Клятва Людовика XIII. Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1824
Если посмотреть на эти картины, создается ощущение, что они написаны в разное время. Рафаэлевская Мадонна совсем не сочетается с треугольниками из убитых людей. Спокойствие и стабильность соревнуется с чувственностью и эмоциями.
И Делакруа, и Энгр получили заслуженное одобрение и славу, хотя публика немного скептически отнеслась к работе Делакруа. «Романтики — адепты безобразного» — вот что общество понимает под словом «романтизм», не теряя при этом любопытства и заинтересованности в новом развитии искусства.
В 1826 году Делакруа пишет «Грецию на руинах Миссолонги», продолжая поддерживать борьбу греков за независимость. Картина была принята, но так и не куплена до 1852 года.
Греция на руинах Миссолонги, 1826Греция на руинах Миссолонги, 1826
Смерть
Утомительная работа над фресками подорвала здоровье Делакруа. Зимой 1862-1863 годов он страдал от тяжелой инфекции горла, ставшей причиной смерти.
1 июня 1863 года он обратился к своему врачу в Париже. Через 2 недели ему стало лучше, и он вернулся в свой дом за городом. Но к 15 июля состояние ухудшилось, а приглашенный доктор сказал, что больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую ел художник, были фрукты.
Могила Эжена Делакруа
Делакруа понял серьезность своего состояния и написал завещание, каждому из друзей предназначался подарок. Доверенной домработнице, Дженни Ле Гийю, он оставил достаточно денег, чтобы жить. Затем приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое его изображение,
13 августа 1863 года художник скончался в Париже, в доме, где в настоящее время находится его музей. Могила Делакруа расположена на кладбище Пер-Лашез.
Любовь к Востоку
После триумфального Салона 1830 года Делакруа скучал. Здоровье постоянно ухудшается, с женщинами проблемы, заказы есть, но неинтересные. Воображение требует новых впечатлений.
И новые впечатления появились. Знакомый Делакруа граф де Монре уезжал в Марокко как посол, назначенный королем. Эжен добивается разрешения на сопровождение посла в министерстве, собирает вещи и отплывает с графом в 1832 году.
Делакруа был очарован Востоком. Он бежал от скучной и слишком чопорной жизни в Париже, которая не приносила ему былой радости.
Алжирские женщины, 1834Алжирские женщины, 1834Еврейская свадьба в Марокко, 1839Еврейская свадьба в Марокко, 1839Колумб и его сын в Ла-Рабида, 1838Колумб и его сын в Ла-Рабида, 1838Марокканец седлает лошадь, 1855Марокканец седлает лошадь, 1855Абидосская невеста, 1857Абидосская невеста, 1857Арабские лошади дерутся в конюшне, 1860Арабские лошади дерутся в конюшне, 1860Конвульсионисты Танжера, 1838Конвульсионисты Танжера, 1838
Яркие краски, особый менталитет и образ жизни покорили Делакруа искренностью, простотой и нескончаемым весельем: «Я жил там в двадцать раз интенсивнее, чем в Париже». Он создает красочные и динамичные работы, где каждое движение передается с большей реалистичностью и желанием продолжать действие.
Делакруа — лидер французской романтической школы
В 1827 году Делакруа работает над новым шедевром — «Смерть Сарданапала». Он прочитал трагедию Байрона о Сарданапале, решил ознакомиться с оригиналом — трудом древнегреческого историка Диодора Сицилийского, немного включил фантазию и изобразил весь ужас, который напридумывал в своем воображении. Иногда создается ощущение, что Делакруа получал какое-то удовольствие от создания жестокости и боли.
Смерть Сарданапала, 1827Смерть Сарданапала, 1827
История интересная. Сарданапал вел праздную и роскошную жизнь, а когда пришло время умирать, велел все его несметные сокровища уничтожить. Но Делакруа пошел немного дальше и решил уничтожить вообще все, что существовало в окружении царя.
В каталоге на выставке в Салоне Делакруа пишет: «Сарданапал повелел евнухам и стражам зарезать его жен, слуг и лучших лошадей, чтобы после него не осталось на земле ничего из того, что услаждало его жизнь».
В «Сарданапале» Делакруа оживляет изображение: это не застывшие фигуры в красивых позах, а полноценное действие, динамичное и не прекращающееся. Люди на картинах перестают быть статуями.
Восток, история и смерть — все, чем так страстно увлекался Делакруа, мы видим на картине.
По поводу любви к Востоку. Романтизм как течение в живописи предполагает интерес не только ко всему мистическому и таинственному, но и к экзотическому и отдаленному по географии. Яркие краски, необычные орнаменты, неизвестные сюжеты и особенности — Делакруа многое подчеркнул после поездки на Восток в 1832 года.
Как всегда, критики в шоке, публика в восторге. Виконт Состен де Ларошфуко был ошеломлен дерзостью Делакруа. В Дирекции департамента изящных искусств виконт говорит о прекращении официальной поддержки, если Эжен продолжит писать в таком возмутительном стиле.
Кроме «Сарданапала» в этом году Делакруа выставил в Салоне «Казнь Марино Фальеро», и «Юстиниан составляет свод законов» (уничтожена во время Парижской коммуны), создает «Женщину с попугаем». Но они не вызвали особого восторга.
Казнь Марино ФальероКазнь Марино ФальероЖенщина с попугаем, 1827Женщина с попугаем, 1827
Память
- В Лувре есть целый картинный зал — зал Делакруа
. - В честь Делакруа назван кратер на Меркурии.
- Британская рок-группа Coldplay использовала работы Делакруа в оформлении альбомов Viva la Vida or Death and All His Friends
и Prospekt»s March
.
Делакруа обогатил свое неоклассическое обучение острым вниманием к работам Рубена (Rubens), Микеланджело, Веронезе, Венецианской школы, а позже Констебла, Бонингтона и английских аквалеристов. Первая великая работа Делакруа была представлена в Салоне в 1822 году («The Bark of Dante», Лувр)
Первая великая работа Делакруа была представлена в Салоне в 1822 году («The Bark of Dante», Лувр).
Работа была куплена правительством. А в биографии Эжена Делакруа, к его удивлению, было получено звание лидера оппозиционного направления по отношению к неоклассической школе Давида. По темпераменту, а также отбору предметов Делакруа был романтиком. Также он раскрылся благодаря драматической передаче мифологических сцен, а кроме того – литературных, политических, религиозных тематик.
В 1824 году Делакруа написал «Massacre at Chios» (Лувр). Принужденность тематической значимости, а также цвета его работы «The Death of Sardanapalus» (1827, Лувр) были тяжело осуждены некоторыми критиками. В 1825 году в биографии Делакруа несколько месяцев были проведены в Англии. Там он изучал работы местных художников, а также лошадей. В качестве дани Байрону, греческой войне за независимость, Делакруа создал «Greece Expiring on the Ruins of Missolonghi» (1827, Бордо).
В 1832 году Делакруа 4 месяца провел в Марокко. Там он собрал материал, которого было достаточно для рисования до конца жизни. Он накопил семь толстых тетрадей с превосходными акварельными зарисовками. Его продолжающееся очарование экзотикой отобразилось в работах «Women of Algiers» (1834, Лувр), «The Jewish Wedding» (1839, Лувр). Картина «Entrance of the Crusaders into Constantinople» (1841, Лувр) является неотразимой эпической, исторической работой.
Другими главными источниками идей в биографии Эжена Делакруа были жизни литературных героев. В 1820 году он создал 17 причудливых, волнующих литографий «Фауста» Гёте. Часто он использовал персонажи Шекспира (например, в работе «Hamlet and Horatio in the Graveyard», 1839, Лувр). Также Делакруа черпал вдохновение в бушующих сценах из пьес и поэм Байрона («Combat of the Giaour and the Pasha», 1827, Чикаго). Великий художник создал несколько полотен на религиозные темы.
Автопортрет Делакруа (1835 – 1837, Лувр) представляет утонченное, динамичное лицо. Он изображал многих своих современников, например Паганини (1832, Вашингтон). Также Делакруа нарисовал Шопена (1838, Лувр). В работах «Tiger Attacking a Horse» (1825 – 1828, Лувр), «The Lion Hunt» (1861, институт искусств, Чикаго) художник показал животных в движении. На протяжении последних трех декад биографии Делакруа он выполнял множество общественных заказов. Высокие ноты гениальности и морали были показаны Делакруа во время выполнения работ во Дворце Бурбонов (1833 – 1847,Париж), дворце Люксембурга (1841-1846). Более всего работы Делакруа представлены в Лувре.
Эжен Делакруа – французский художник, центральная фигура в европейской живописи романтического направления. Он пренебрёг линейной перспективой, изображал реалистичные сцены смерти и революции, за что снискал дурную славу жестокого эротомана, но зато навсегда изменил ход развития европейской живописи, повлияв на многих последующих художников.
Делакруа и живопись
Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.
Делакруа — виднейший и наиболее последовательный представитель романтизма. Он боролся за новую красоту, за искусство больших страстей, противостоящее тому бездушию человеческих отношений, которое принесло с собой капиталистическое общество.
Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарентон-Сен-Морис. После смерти отца (отец был префектом Марселя, а затем Бордо) в 1805 году Эжен вместе с матерью поселяется в Париже, и в октябре того же года он поступает в императорский лицей. В 1815 году Делакруа начинает работать у Герена, а в марте 1816 года поступает в Школу изящных искусств.
С особым увлечением Делакруа делал декоративные росписи, о которых он мечтал с самого начала своего творческого пути: роспись зала короля в Бурбонском дворце и библиотеки того же дворца (1833— 1847), роспись библиотеки Люксембургского дворца (1845—1847), Дал мира в старой Парижской ратуше (1851 —1854), плафон галереи Аполлона в Лувре (1849—1850); а последние годы своей жизни он был занят почти исключительно росписью капеллы церкви Сен-Сюльпис в Париже.
Делакруа оказал большое воздействие на дальнейшее развитие французского искусства не только своей практикой, но и своими теоретическими высказываниями. Его дневник, в котором положено начало художественному словарю, и письма читают и перечитывают все последующие поколения художников. Мысли Делакруа, высказанные в дневнике, письмах и статьях, — это не случайные замечания, они глубоко продуманы, об ртом свидетельствует постоянное возвращение к одной и той же теме.
Воззрения Делакруа романтика слагались в борьбе с современным ему академическим искусством.
Большое значение Делакруа придавал и композиции. Сделать картину, по словам Делакруа, это значит довести набросок до законченного произведения. Каждая картина берет у Делакруа много времени и сил. При выполнении он как бы обуздывает свой темперамент, свою страсть и ищет ясного и четкого воплощения замысла.
Эжен Делакруа (Шарантон-Сент-Морис, 1798 — Париж, 1863) был главой французской романтической школы; его картины написаны с фантастической свободой и наполнены мощной экспрессией, характеризующейся насыщенным и открытым цветом, что окажет потом существенное влияние на становление техники у импрессионистов.
В 1822 г. он представил на Салоне картину Ладья Данте, имевшую огромный успех, произведения. Затем последовали Резня на Хиосе (1822) и Смерть Сарда (1827), тоже вызвавшие интерес публики, однако возмутившие сторонников классицизма.
Июльская революция 1830 г., в результате которой на троне оказался Луи Филипп Орлеанский, покровительствовавший Делакруа, открыла самый успешный период его карьеры: Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж), выставленная на Салоне 1831 г., была приобретена государством.
Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж)
Путешествие, совершенное Делакруа в 1832 г. в Марокко (его целью были дипломатические переговоры), а также в Алжир и по южной Испании, дало художнику массу ярких впечатлений и новое видение цвета (Алжирские женщины, 1834; Марокканец, седлающий коня, 1837). С 1833 г. он приступил к крупным проектам оформления интерьеров: Королевская гостиная и библиотека Бурбонского декоративной дворца (1833—1847), библиотека Люксембургского дворца (1840—1847), плафон галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), плафон в Гостиной мира (Salon de la Paix) парижской ратуши (1852-1854, разрушен в 1871).
Велико графическое наследие Делакруа: рисунки, акварели, литографии. Его живопись, интеллектуально насыщенная, богатая особым чувством истории и большой культурой, глубоко связанная с политикой, литературой, музыкой, философией и научной мыслью того времени, стала выражением образа видения, чувствования и мышления всего романтизма.
Именно в его полотнах с наибольшей силой проявилась бунтарская сущность французского романтизма. Эжен Делакруа оказал огромное влияние на развитие не только французской, но и мировой живописи.
Личная жизнь
По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.
Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.
Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.
Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.
Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.
Делакруа Эжен
(26 апреля 1798 — 13 августа 1863)
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа — французский живописец, график, представитель французского романтизма в изобразительном искусстве.
Родился художник 26 апреля 1798 г. близ Парижа в семье французского дипломата. Сын состоятельных родителей, Эжен получил прекрасное образование — окончил Лицей Людовика Великого в Париже.
В 1816 — 1822 гг. Делакруа учится в мастерской классициста П.Н. Герена, где сближается с основоположником романтизма Т. Жерико, оказавшим на Делакруа сильное влияние. В Париже Эжен посещает Лувр, где изучает произведения старых мастеров, особенный интерес проявлялся к полотнам Рубенса.
С первых шагов творчества Делакруа вступает на путь романтизма, и в скором времени его уже считают признанным главой романтической школы. В 1822 г. в Салоне художник выставляет композицию «Данте и Вергилий» («Ладья Данте»). Картина вызвала неоднозначную реакцию критики, однако была приобретена правительством. В 1824 г. Делакруа представляет публике композицию «Резня на Хиосе» — грандиозное полотно, изображающее трагический эпизод из истории Греции, находившейся в то время под властью Турции.
Проникнутое драматизмом и сочувствием к бедствиям народа, это произведение прозвучало как протест против жестокости и насилия. К теме борьбы с насилием и угнетением художник вернулся в картине «Греция на развалинах Миссолунги».
Гражданская позиция Э. Делакруа, жизненность образов и необычная свежесть живописи вызвали нападки реакционной критики. Складывавшаяся живописная система Делакруа отличалась новизной приемов, насыщенностью колорита, экспрессивностью мазка, яркими контрастами света и тени. Художник выбирал для своих полотен сюжеты, часто наполненные аллегорическим смыслом.
Делакруа был большим ценителем искусства английских пейзажистов: Дж. Констебла, Дж. Тернера и Р. Бонингтона. Следуя примеру Т. Жерико, в 1825 г. он отправляется в Лондон изучать картины старых мастеров. Там художник присутствовал на постановках пьес Шекспира, что впоследствии нашло отражение в его творчестве («Гамлет»,1839; «Смерть Офелии», 1844).
Прослушав оперу по мотивам «Фауста» Гете, Делакруа через несколько лет создает серию литографических иллюстраций к поэме («Мефистофель над Виттенбергом»; «Фауст, соблазняющий Маргариту»), чем заслуживает похвалу из уст самого автора. В своем творчестве художник обращается также к произведениям других писателей и поэтов: В. Скотта («Похищение Ребекки»), Дж. Байрона («Смерть Сарданапала», «Селим и Зулейка») и др.
В 1830 г., под непосредственным впечатлением от Июльской революции, Делакруа создает большую композицию «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»). Делакруа — автор произведений на темы Великой французской революции, батальных композиций на исторические сюжеты («Битва при Тайбуре», «Взятие крестоносцами Константинополя»), религиозных («Пьета») и мифологических композиций («Медея»).
В 1832 г. Делакруа совершает путешествие в Алжир и Марокко. По возвращении во Францию, на основе сделанных за время этой поездки набросков и дневниковых записей, он создает целый ряд романтически окрашенных произведений, отражающих своеобразие восточного быта, нравов и характеров («Алжирские женщины», «Еврейская невеста из Танжера», «Марокканец, седлающий коня», «Танжерские фанатики»). Делакруа — автор ряда портретов («Автопортрет», «Портрет Шопена»).
Значительное место в творчестве художника занимает монументальная живопись. Он создал росписи Бурбонского дворца в Париже (1833— 1847), зала Мира в Парижской ратуше (1851 — 1853), Люксембургского дворца (1845—1847), а также церкви Сен-Сюльпис в Париже (1849— 1861). К работе над фресками он относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, — писал Делакруа, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».
О литературном даре художника свидетельствует эпистолярное наследие, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822 г., представляющий собой летопись культурной жизни эпохи.
Во многих поздних произведениях Делакруа обращался к отвлеченным романтическим сюжетам, к поискам живописных эффектов. В то же время им были созданы и реалистические портреты, пейзажи, натюрморты, акварели, рисунки. Скончался Делакруа 13 августа 1863 года.
Елена Алексеевна Жилкина, выпускающий редактор журнала «Медиатека и Мир», Российская государственная библиотека