Примечания[править | править код]
- ↑
- Ге Николай Николаевич // Большая советская энциклопедия:
- ↑ , с. 6.
- Ге, Иван Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918. (1841—1893)
- Черкасов П. П. Французы в русской армии в 1793 г. Из фондов архива внешней политики Российской империи. — в сб.: Россия и Франция XVIII—XX века. — М., 2000. — С. 116—118.
- . Национальный художественный музей Республики Беларусь. Дата обращения: 6 октября 2019.
- ↑ , с. 7.
- ↑ , с. 8.
- , с. 9.
- ↑ , с. 10.
- , с. 11.
- , с. 13.
- , с. 12.
- ↑ , с. 14.
- . vesti.ru. Дата обращения: 20 января 2016.
- , с. 15.
- Дата обращения: 27 июня 2016.
- , с. 18.
- после 1927 года, Санкт-Петербург
- . www.citywalls.ru. Дата обращения: 3 октября 2019.
- . ГТГ (20 июня 2011). Дата обращения: 29 июня 2011.
Краткая биография
- По результатам вступительных испытаний в Императорскую Академию художеств Николай занял второе место.
- Академия помогала нуждающимся талантливым студентам. Фешин не платил за обучение, обедал в бесплатной столовой, участвовал в конкурсах. В свободное время подрабатывал иллюстрациями, рисовал эскизы для афиш, программок, билетов. На лето уезжал к родственникам в родные края, собирал художественный материал.
- В 1903 г. стал студентом мастерской И. Е. Репина. Она была самой многочисленной и популярной в Академии, и Илья Ефимович редко брал новых учеников, но Фешина взял.
- В 1904 г. совершил путешествие в Сибирь.
- В 1907 г. из-за конфликта с руководством Репин ушёл из Академии, и Николай остался без Учителя. За последние 2 года обучения Фешин сумел выработать свой индивидуальный стиль, много экспериментировал, изобрёл свой собственный грунт.
- Первой работой художника, в которой выразились новые художественные приёмы Фешина, стала «Черемисская свадьба», написанная в 1908 г. На выставке 1909 г. эта картина завоевала I премию им. Куинджи.
- В 1908 г. Николай написал «Даму в лиловом». Она принесла автору малую золотую медаль на международной выставке в Мюнхене. После этого картины художника регулярно участвовали в заграничных выставках – в Европе и Америке.
- Дипломной работой художника в 1909 г. стала «Капустница». За неё он получил медаль и стипендию, позволяющую совершить заграничную поездку.
- В 1910 г. он отправился в Берлин. Затем побывал в Мюнхене, Вероне, Венеции, Милане, Падуе, Флоренции, Риме, Неаполе, Вене. Во время путешествия он не писал, а копил впечатления. В конце художник приехал в Париж, намериваясь остаться там учиться, но после долгих 13 лет обучения понял, что не в силах учиться снова, и решил вернуться. В поездке его сопровождала художница и ученица Надежда Михайловна Сапожникова.
- По возвращении в Казань Николай устроился преподавать в местную художественную школу. Ученики его любили за то, что он не теоретизировал, а показывал всё на практике, работая за мольбертом вместе со всеми.
- В этот период художник писал много портретов. Особое место среди них занимает «Портрет Вари Адоратской» 1914 г. Его называют одним из самых блистательных детских портретов в русской и мировой живописи.
- В том же году живописец закончил работу над жанровой картиной «Обливание», в которой смог с помощью особых приёмов передать ощущение действия.
- В 1916 г. он стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок», но сотрудничать с передвижниками он начал раньше – в 1912 г.
- После революции, которую Фешин принял без энтузиазма, он с семьёй поселился в посёлке Васильево, недалеко от Казани. При новой власти художник писал портреты политиков, осваивал жанр миниатюры, скульптуру, работал над декорациями для театральных постановок.
- В 1919 г. живописец создал жанровое полотно «Бойня», одно из самых больших по формату в творчестве мастера.
- В 1923 г. Фешин с семьёй эмигрировал в Америку. С помощью американских и русских друзей за год он собирал необходимые документы. Фешины поселились в Нью-Йорке в специально подобранной для них квартире.
- Одной из первых американских работ живописца стал «Портрет Джека Хантера», написанный в благодарность за оказанную помощь в организации переезда художника в США.
- Николай быстро включился в нью-йоркскую художественную жизнь, вёл мастер-класс для других художников, преподавал в Академии искусств (жена на этих занятиях выступала в качестве переводчика), участвовал в выставках.
- В 1924 г. прошла персональная выставка художника в Чикаго.
- В 1925 г. состоялась очень успешная персональная выставка в Нью-Йорке.
- В 1927 г. из-за обнаруженного у Фешина туберкулёза семья перебралась в Таос, место с более благоприятным климатом. Они купили там участок земли с двумя домами, поселились в маленьком, а большой Фешин лично перестраивал в течение 6 лет.
- В 1931 г. Николай получил американское гражданство.
- В 1934 г. после расставания с женой и отъезда из Таоса Фешин с дочерью переехал в Калифорнию. Там в галерее Стендаля он стал преподавателем художественных классов.
- В 1936 г. на полгода уехал в Мексику, где познакомился с Диего Риверой.
- В 1938 г. совершил путешествие на Бали, затем отправился в Японию.
- Последние годы художник жил и работал в Санта-Монике. Писал в основном заказные портреты и пейзажи, занимался рисунком, давал частные уроки рисования.
- В 1953 г. написал автобиографию, которая была опубликована лишь частично на английском языке.
- 5 октября 1955 г. Николай Иванович Фешин скончался во сне. В 1976 г. дочь исполнила его последнюю волю и перезахоронила прах отца в Казани.
Художник Николай Фешин
Смерть Александра Иванова
Потомственный дворянин, сын историка и археолога, Василий Поленов увлекался живописью с детства. Рисовал с двух лет на всем, что подвернется под руку: на бумаге, стенах, песке. Но вкус к искусству ему привила мать, которая была художницей-любителем. Однажды пообещала детям пригласить в дом пенсионера Общества поощрения художеств Александра Иванова, только вернувшегося из Италии.
В 1858 году Иванов привез в Петербург долгожданное «Явление Христа народу», над которым трудился двадцать с лишним лет. Выставленная на всеобщее обозрение в Академии художеств картина потрясла четырнадцатилетнего Поленова. Почти ежедневно, едва заканчивались уроки в гимназии, он прибегал в Академию. Простаивал перед полотном часами, делая наброски и копируя фигуры.
Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти. Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу». Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл.
Юрист по образованию, художник по призванию
Для семьи было очевидно, что юношу тянет к живописи, но в 1863 году, когда пришло время определяться с профессией, отец потребовал от сына пойти по стопам прадеда, по юридической линии. При этом он не препятствовал юноше стать вольнослушателем факультета исторической живописи в Императорской Академии художеств.
В 1871 году Василий Поленов получил сразу два диплома: юриста и художника.
За блестящее исполнение заданной темы – «Воскрешение дочери Иаира» – Поленова наградили Большой золотой медалью. Это дало ему право отправиться в Европу на шесть лет за счет Академии, чтобы завершить художественное образование. Надо сказать, Поленов был не единственным, кто получил в тот год Золотую медаль. Ею был также награжден друг и однокурсник, работавший над той же темой в соседней мастерской – Илья Репин. Художники несколько раз писали портреты друг друга. Один из портретов Репина Поленов презентовал коллекционеру Третьякову. Внимательный зритель найдет ее в экспозиции.
Нельзя сказать, что юридическое образование не оставило следа в жизни художника. Одна из знаменитых картин Поленова на “юридическую тему” – “Право господина”. В сюжете, а он описывает право первой брачной ночи, которым пользовались феодалы, соединились для Поленова история и правоведение. Художник написал картину во время той самой пенсионерской поездки по Европе и выставил ее на парижском Салоне в 1874 году.
Детство и юность
Николай Иванович Фешин родился 26 ноября (08 декабря по новому стилю) 1881 г. в Казани.
Его отец, Иван Александрович Фешин, занимался резьбой и золочением иконостасов, держал собственную мастерскую. Мать мальчика звали Прасковья Викторовна Фешина (в девичестве Чистова).
Когда Коле исполнилось 4 года, он тяжело заболел. Врачи поставили диагноз «менингит» и сказали родителям, что спасти мальчика может только чудо. Две недели ребёнок провёл в коме. Отец договорился с казанским собором, в котором хранилась особо почитаемая Тихвинская икона Богоматери, чтобы её принесли домой. Согласно семейной легенде, после этого Коля пошёл на поправку. После перенесённой болезни мальчик стал замкнутым и нелюдимым.
Примерно в это же время у Коли проявился художественный талант. С 9 лет мальчик начал работать в мастерской отца, помогая выполнять заказы. Талантливый, но не имевший предпринимательской хватки, Иван Александрович вскоре разорился. Семья жила в большой нужде.
Начальное образование Николай получил в городской публичной школе. А в 1895 г. прошёл отбор в только открывшуюся местную художественную школу.
К этому времени родители мальчика развелись. Мать уехала к родственникам в Кострому, отец тоже уехал, и 14-летний Коля остался один. Он жил впроголодь, иногда подрабатывал и учился рисовать. Изредка подростку помогал дядя по отцовской линии.
В 1900 г. Фешин окончил художественную школу и решил отправиться в Санкт-Петербург.
Истина в литературе и искусстве
Размышляя над идеей этого писателя, мы понимаем, что это не так просто, как может показаться. Сразу приходит в голову: кому это не нужно? Вряд ли найдется в мире такой человек. В конце концов, это просто то, что есть на самом деле, правдивая картина мира вокруг нас. А кто не хочет видеть мир именно таким, каким его создал Господь?
Тогда возникает следующий вопрос: зачем вам это делать? Ведь человек мечтает о том, чего у него нет. Получается, у нас нет истинной картины мира? Но кроме того, мы не хотим, чтобы это было у нас, кроме тех, кто этого хочет, о чем нам рассказывает Федор Михайлович.
Обсуждая эту концепцию, я вспоминаю еще один роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Впервые это слово в романе встречается во фразе «храм истины», который Иешуа обещает воздвигнуть на руинах древней веры. Следовательно, истина — это священное, возвышенное понятие, которое возводит и создает храмы. Если мы хотим знать, что это такое, мы должны духовно подняться вверх и увидеть нашу жизнь и путь оттуда. Это раскрывается в романе М.А. Булгаковым и его героями.
Мы также вспоминаем древнее изречение индийского раджаса, взятое Е.П. Блаватской в качестве девиза:
Ведь она не приходит к нам в строгой одежде, она скромная, выглядит нормально, но часто это происходит из-за того, что мы не обращаем на нее внимания.
Особо хочу обратить внимание на работу Бердяева «Истина Православия» НС, в которой он пытается понять, что означает это понятие для Православной Церкви. «Я есмь путь, правда и жизнь»
Значит, это понятие нужно понимать как единое целое, оно экзистенциально. Истина не дается человеку в завершенной форме; его можно приобрести только путем и жизнью. Он предполагает движение в бесконечность. Часть берется за целое, не допуская ощущения наполненности. Именно поэтому Иисус не ответил на вопрос Понтия Пилата об истине. Он — сама правда, но та, которую нужно раскрыть в ходе истории. Это первично, а не вторично, то есть несовместимо с чем-то другим. И, наконец, в конечном итоге, она Бог, наш небесный царь, который, в свою очередь, является правдой, — рассуждает Бердяев.
Истина — это не соответствие действительности, а ее смысл. В человеке должно произойти духовное пробуждение к истине, иначе оно не будет достигнуто, потому что это творческое открытие, это творческое преобразование реальности. Он завершен, даже если принадлежит части.
совершенно неправильно утверждать, что истинно только то, что необходимо. Это может быть открыто только одному человеку и отвергнуто остальным миром, оно может быть пророческим, но пророк всегда один. По мнению Н.А. Бердяева, интересующее нас понятие — это не объективная, экзистенциальная реальность, отраженная в познании и вхождении в нее, а озарение, трансформация действительности, привнесение в данный мир качества, которого в нем не было до его появления знание и откровение.
Передаваемые образы
Николай Ге в картине «Что есть правда» передал образ Понтия Пилата, ответственного за порядок и сохранение существующего устройства общества. Христос, как пророк, не позволял преобладающему влиянию поддерживать нынешнее правительство, а также влиял на умы людей, заставляя их думать о моральных принципах, добре и зле, жизни и смерти. Понтий Пилат гордо держит голову, пытаясь упрекнуть Христа, объяснить ему, что образ проповедника фальшивый и нелепый. Собеседник внимательно слушает прокурора, не прерывая его монолог. Христос и Пилат не открывают, что такое истина, так как первый собеседник знает ее, а второй, облаченный в плащ, наделенный властными полномочиями, боится услышать истину.
Образ Иисуса на фото имеет некоторые особенности. Со времен Возрождения люди привыкли видеть в нем физически высокого человека с утонченным лицом и изысканными чертами лица. По сюжету перед зрителями предстает несколько иной образ. Христос суров, скромен, утомлен. Существует легенда, согласно которой родственник Ге, глядя на картину «Что есть истина», упрекнул художника в том, что он изобразил дурной образ: у Христа глаза почернели, волосы спутаны, взгляд хмурый. Наблюдение за любимым человеком возмутило великого мастера. Он ответил, что человек прекрасен не внешними, а внутренними достоинствами. Прежде всего, он должен быть умным, скромным, добрым, разумным. Просто сочетание хороших манер и щедрости, жертва выдает в нем великую личность, но никоим образом не выдает красоту его тела или лица.
Вернемся к Понтию Пилату. Ее образ на фото кричит об уверенности, влиянии. Сколько стоит его одежда, надменное выражение лица и гордая осанка? В своем образе Ге сосредоточил не только пороки общества того времени, но и любознательный ум, стремившийся разгадать тайну Христа. Конечно, в то время ни у кого не хватило смелости называть себя пророком и сыном Божьим.Пилат пытался понять Христа, а также свои чувства к этому еврею, который был щедрым без богатства, без любви был полностью им одарен.
Живопись
Русскому мастеру удалось побывать в разных уголках Европы. Продолжительное время он жил в Италии. Ге создал полотна «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма». Замечая подражание манере Брюллова в своих набросках, автор решил повременить с историческими работами и вернулся к натуре, работая в жанре пейзажей.
К 1861-му Николай Николаевич занялся «Тайной вечерей», и в 1863-м она оказалась на вернисаже академии художеств, сильно впечатлив посетителей выставки. Копирование полотна запретили цензурой. Холст приобрел сам император. Ге оказался на пике успеха, получил статус профессора и членство в Императорской академии художеств.
Вернувшись в 1864 году во Флоренцию, мастер уделял большое внимание библейским сюжетам. В 1867-м он завершил «Вестников Воскресения»
Равно как и последующий холст «Христос в Гефсиманском саду» полотно не снискало симпатии публики.
Относясь к числу художников-передвижников, для одной из выставок Ге подготовил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Она была восторженно встречена экспертами и заняла достойное место в собрании Павла Третьякова.
С 1869 года живописец творил в Петербурге, где создал работу «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», посвященную Александру Пушкину. Чувствуя, что вдохновение покидает его, мастер уехал из страны.
Нужда и нестабильное финансовое положение заставили писать портреты на заказ. Николай Николаевич переживал творческий кризис и осмысливал вопросы морали и религии в своих произведениях. В 1880-м появилась картина «Милосердие», ставшая подтверждением метаний мастера. Образ Иисуса Христа на холсте был выполнен вопреки традиционным канонам, поэтому полотно подверглось шквалу критики, а впоследствии Ге уничтожил его.
Создав ряд произведений религиозного характера, Николай Николаевич не оставлял работу над портретами, а также создал рисунки к произведению друга Льва Толстого «Чем люди живы». К этому периоду относится и скульптурный портрет Л. Н. Толстого авторства Ге.
Холст «Что есть истина?» не пришелся по духу соотечественникам, считавшим полотно богохульственным. В Европе картину увидели благодаря стараниям поклонника живописца, вывезшего ее за рубеж, но работа осталась недооцененной. Та же судьба преследовала «Суд Синедриона» и «Распятие». Несмотря на недопонимание со стороны публики, автор был доволен произведениями. В 1893 году Ге написал автопортрет, считающийся одним из лучших его творений.
Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, и первый успех
Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.
Портрет Крамского И. Н., 1874 г.
В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.
“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.
В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.
Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.
Детские и юношеские годы
Мальчик временно находился в деревне, его воспитывали бабушка и няня. Отец женился во второй раз и не проявлял большого интереса к своему ребенку. Дед Осип служил прапорщиком и подписал в принудительном порядке присягу по указанию Екатерины II. Родственники привезли детей на прежнее место жительства, когда эпидемия холеры прошла.
Николай рано начал рисовать. Первыми объектами, которые он изобразил, были лошадь и архимандрит. В 1840 году Ге проживал и обучался в частном пансионе под названием «Гедуэна». Затем он поступил в Первую киевскую гимназию. Юноша рассказывал, что надзиратель подвергал ребят настоящим пыткам и наносил им физические увечья в порыве гнева.
Интересные моменты, связанные с образованием:
- После первого года обучения Николай перевелся на аналогичную специальность (математик) в Санкт-Петербурге.
- Причиной переезда стала любовь юноши к искусству. Он вдохновлялся творчеством Брюллова и хотел жить в культурном городе, где можно рассматривать восхитительные картины.
- Спустя еще один год молодой человек перевелся в Академию художеств.
Когда юноше исполнился 21 год, его кумир умер. Студентов обучали натурщики, которые хорошо знали Брюллова и передавали его наставления. Воспоминания Николая об учебе сводятся к нескольким аспектам:
- Долгое время ему приходилось рисовать Всемирный потоп, потому что других тем не давали.
- Один преподаватель правил эскизы карандашом, который не стирался;
- Главным примером искусства для него стала под названием «Помпея».
Николай настолько был погружен в мир прекрасного, что решил изрисовать все стены в квартире, где он обитал. Для того времени это считалось довольно смелым поступком.
Личная жизнь
В октябре 1856 года Николай Ге женился на Анне Забеле. Украинка по происхождению составила счастье живописца в личной жизни. Вместе с ней Ге, не дождавшись оплаты поездки, сбежал за границу, чтобы творить. Жена родила творческому деятелю двоих сыновей, Николая и Петра.
Семья оказалась на удивление крепкой. 13 лет она прожила в Италии, а затем вернулась в Россию. Четыре года Ге пробыли в Санкт-Петербурге, после чего перебрались в Черниговскую область, обосновавшись в Ивановском.
Будучи другом Льва Толстого, Николай Николаевич разделял его идеи. Он перестал употреблять мясо и табак, раздал крестьянам землю, самостоятельно работал в поле и занимался кладкой печи. Главной ценностью живописец считал возможность жить так, чтобы приносить пользу окружающим.
Новые взгляды провоцировали ссоры с супругой. Анна демонстрировала решительность и нежелание идти на компромисс, поэтому Ге ласково звал ее «прокурором». Жена была первым критиком работ художника, и он прислушивался к ее замечаниям.
Анна Забела скончалась в 1891 году и была похоронена в семейной усадьбе, где позднее нашел последний приют и живописец.
Картина Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат» (описание)
NN Ge. Что правда? Христос и Пилат. 1890 Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Не менее драматично, чем у Тициана, конфликт выражен в картине художника Николая Николаевича Ге «Что есть правда? Христос и Пилат ». Христос и Пилат смотрят друг на друга, разделенные яркой полосой солнечного света. Между двумя разными взглядами на жизнь была пропасть. Наш взгляд привлекает фигура римского правителя. Это зажиточный, строгий и самоуверенный аристократ, погруженный в атмосферу всеобщей любви. Ее фигура отбрасывает тень, переливающуюся разными оттенками на ослепительно желтой плитке
Привлекают внимание насыщенные платья с широкой красной каймой. Обратите внимание на позу Пилата: она свободная и расслабленная
Ноги расставлены, голова гордо повернута, освещена лучами солнца, выразительный жест протянутой правой руки в сторону той, которую мы не сразу замечаем на фото.
Это Христос. Его лицо и фигура находятся в тени и почти не видны зрителю. Он прижат к белой мраморной стене. Тряпичная одежда, взъерошенные волосы, завязанные за спиной руки (внизу веревка) могут вызывать только сострадание. Но, несмотря на его изможденный и изможденный вид, он не выглядит жалким и хилым. Напротив, образ Иисуса исполнен величия и духовной силы. Гордый и независимый взгляд, сжатые губы, спокойная и достойная поза выражают внутреннюю готовность пострадать и умереть за истинную веру. Материал с сайта https://worldofschool.ru
Так кто же победитель в этой жестокой и неравной дуэли? Пилат, на чьей стороне сила, сила, богатство? Или Христа, человека трагической судьбы и огромной силы воли? Эти непростые вопросы автор задает публике.
В «Записках» художник Н. Н. Ге написал о своей картине «Что есть истина? Христос и Пилат»: «Пилат спрашивает:« Что есть истина? .. »Для него нет истины, для него есть много истин. Пилат боготворил физическую силу, но Христос — сущность убеждения
Было важно показать столкновение этих двух принципов»
История жизни Николая Николаевича Ге
В 1867 году Ге создает не только наиболее значительное произведение итальянского периода, но и одно из лучших произведений русской портретной живописи вообще — «Портрет А. И. Герцена». Портрет был написан за пять сеансов. Большая личная симпатия к писателю позволила художнику создать образ необычайной теплоты и проникновенности. Ге сумел передать внутреннее благородство, глубокую одухотворенность натуры Герцена. Возвращаясь в Россию в 1869 году, Ге тайно перевез этот портрет через границу.
Голгофа, 1893
В Петербургский период (1869-1875) Ге принимает самое живое участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Это время наибольшей близости его творчества к демократическому реализму передвижников. Появляется картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Две следующие картины Ге — «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Пушкин в Михайловском» (1875) — значительно уступали «Петру I».
В семидесятые-восьмидесятые годы художник много работает над портретом. Он стремится запечатлеть для потомства выдающихся людей своего времени и создает портреты Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Костомарова, Пыпина, Антокольского, лепит бюст Белинского.
В середине семидесятых годов художник переживает глубокий душевный кризис:
«Все, что казалось мне хорошим и добрым, стало казаться ветхим и лживым. Я понял, что у меня нет идеала! Продолжать в том же роде не мог уже, а настоящей дороги не было видно. Все, что могло бы составить мое материальное благосостояние, шло вразрез с тем, что мною чувствовалось на душе».
Воспитание подраставших сыновей требовало денег. Появились первые долги.
Христос и Пилат, 1890
В 1876 году художник с семьей переселяется из столицы на Украину, в степной хутор Ивановский Черниговской губернии. До 1879 года художник почти не работает.
Любопытный случай из украинского периода жизни художника приводит в своей книге А.В. Лазарев: «Ге неохотно позировал для портретов. Особенно же не хотел позировать Репину, о котором шла нехорошая слава, что все написанные им люди вскоре после этого умирают. Репин же, напротив, очень хотел написать портрет Ге и даже специально приехал к нему на Украину.
-К чему это? — принялся увиливать тот от предложения Ильи Ефимовича. — Это, знаете ли, пренеприятно — будто примериваются тебя хоронить, подводят, так сказать, человеку итог. — Ну, вы, милый мой, совсем как дикарь! — возмутился Репин. — Дикарям тоже жить хочется, — проворчал поднос Ге».
В 1882 году живописцу попалась на глаза статья Толстого «О переписи в Москве». Ге понял, что нашел долго искомую нравственную опору, духовного единомышленника:
«Я понял, что я прав, что детский мир мой не поблекнул… Теперь я мог назвать то, что я любил целую жизнь».
Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871
Ге приехал к Толстому в Москву, в Хамовники. Вскоре он стал едва ли не членом семьи Толстого. В 1884 году он создает портрет Льва Николаевича, изображая великого писателя за работой.
Влияние Толстого на Ге нельзя сводить к моральному истолкованию евангельских сюжетов и проповеди нравственного самоусовершенствования. Оно сказалось в углубленном психологизме портретов художника этого периода. Написанные с большой живописной силой, они воплощают веру художника в человека, его огромные творческие возможности, таковы портреты П.А. Костычева (1892), Е.И. Лихачевой (1892), Н.И. Петрункевич (1893).
Последний период творчества художника в основном связан с евангельскими темами. Ге создает цикл картин о страданиях Христа, истолковывая их как страдания чисто человеческие: «Христос и Никодим», «Выход с тайной вечери», «Что есть истина?», «Суд Синедриона», «Голгофа», «Распятие».
Тайная вечеря1861 — 1863
«Картина «Что есть истина?» была запрещена царской цензурой, которая усмотрела в ней «неуважение к личности Христа и нарушение его канонического изображения», — пишет Т.Н. Горина. — Однако далеко не полностью была удовлетворена ею и демократическая общественность, так как в те годы ряд художников уже давал прямое решение социальных вопросов на материале современной действительности».
Картина «Что есть истина» Николая Ге
Тема истины затрагивается не только в философии и литературе, но и в искусстве. Наиболее полно это раскрывается в живописи Николая Ге.
История написания
Осенью 1889 года Николай Ге планирует написать картину, которая представляет собой иллюстрированный вариант восемнадцатой главы (Евангелия от Иоанна). Картина Ге «Что есть истина: Пилат и Христос» была завершена художником на удивление быстро: в середине января 1890 года она была готова и уже через месяц была показана на 18-й передвижной выставке.
Как всегда, Николай Ге готовился к работе очень тщательно: он несколько раз приезжал в Киев, выйдя из своей фермы, изучал необходимые швы, позаботился о тканях для одежды героев, заказал их, а через несколько дней его дочь- Закон, Екатерина Ивановна, сшила тогу Пилату и лохмотья Христу.
Изображенные события
Герои картины написаны художником с удивительной резкостью, непривычной для конца XIX века. Выразительный и мощный затылок Понтия Пилата, широкая спина создавали впечатление того, как сильно художник хотел передать свой образ властным и самоуверенным римлянам. Пилат задает обвиняемому вопрос об истине, не испытывая ни гнева, ни гнева, а лишь высокомерно высмеивая. Он не ждет ответа на свой вопрос, он уверен, что знает себя. Он и Иисус разделены лучом света, подобным мечу, который мысленно отсылает нас к другим словам Христа:
Но Христос здесь изображен очень необычно.
Еще с эпохи Возрождения Иисуса изображали физически очень красивым человеком, в русской живописи эта традиция прервана именно этим художником — Николаем Ге. Спаситель на его полотне выглядит настолько изможденным — почерневшее лицо и спутанные волосы, — что племянница автора, Зоя, неосмотрительно сочла его некрасивым. Это замечание так возмутило Ге, что он ответил Зое пламенным упреком:
Художественные особенности
Дочь писателя Татьяна Львовна Сухотина-Толстая в своей работе над воспоминаниями отметила, что Ге нарисовал этот образ поверх другого, тоже на библейскую тему. Оригинальная картина называлась Милосердие. На нем были изображены Христос и самаритянка у колодца. «Милосердие» не было одобрено публикой, и Николай Ге, не испытывая трепета перед своими работами, мог запросто написать образ, который ему показался неудачным, или отрезать часть холста, или даже бросить его на пол в мастерской.
В 2011 году в Третьяковской галерее прошла масштабная выставка Николая Ге. К тому времени можно было проверить, верны ли слова Татьяны Львовны, с помощью рентгеновских снимков, из которых в ходе исследования было сделано не менее тридцати, а также другими современными методами. Под живописным слоем картины, посвященной Христу и Пилату, обнаружена утерянная картина «Милосердие».
Темное круглое пятно, появившееся со временем на картине между лицами героев, когда-то было головой Христа из картины «Милосердие», а самаритянка Николай Ге превратилась в фигуру Иисуса. В результате получилась реконструкция картины «Милосердие». »2011 г отображалось рядом с тем, на которое он был заменен.
Детство и юность
Николай Ге был сыном помещика. Ребенок родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже. Прадед мальчика оказался французским эмигрантом, бежавшим в Россию в 1789-м от тягот революции. Мать скончалась от холеры, когда сын был младенцем. Детям Ге повезло: крепостные крестьяне перевезли их в город под опеку бабушки. Там болезнь была не так распространена, поэтому они смогли выжить. После завершения эпидемии семья воссоединилась.
Отец практически не занимался воспитанием наследников: эта участь легла на плечи бабушки и няни. Старшие ребята интересовались точными науками, в то время как Николай питал страсть к художественному творчеству. Детство он провел в деревне. Затем был отдан на воспитание в частный пансион Гедуэна, расположенный в Киеве, а спустя год стал учеником Первой киевской гимназии.
Здесь творческие способности и приверженность юноши к живописи заметили педагоги. После выпуска из учебного заведения в 1847-м Николай прислушался к рекомендациям отца и поступил в Университет Святого Владимира, где приобщился к точным наукам.
Решив сменить ход биографии, Ге переехал в Петербург, где жил старший брат. Молодой человек боялся ослушаться отца и посвятить себя искусству, хотя втайне лелеял эту мечту. Ему пришлось продолжить обучение в Санкт-Петербургском императорском университете. Параллельно с получением образования Николай посещал Эрмитаж и занимался живописью. В 1850 году грезы начинающего мастера все же стали явью. Он стал студентом академии художеств и подопечным Петра Басина.
Будучи поклонником Карла Брюллова, Ге погружался в изучение азов, копируя художественные приемы, присущие произведениям кумира. В 1854-м он написал «Суд царя Соломона», а спустя год студента наградили Малой золотой медалью за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла». Выпускным проектом Ге стало полотно «Саул у Аэндорской волшебницы», принесшее Большую золотую медаль и привилегию поездки в Европу, финансируемой учебным заведением.