Краткая биография Николая Константиновича Рериха
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного нотариуса и общественного деятеля. В 1882 году будущий художник и писатель поступил учиться в одну из лучших частных гимназий северной столицы.
Летние и зимние каникулы Николай Константинович вместе с родителями проводил в загородном поместье Извара, где он увлекся археологией и художественным творчеством. Однако отец не разделял увлечений сына, поэтому после окончания гимназии Рерих поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Но юный Николай Константинович не терял надежды заниматься любимым делом, именно поэтому поступил также в Императорскую Академию художеств. Дипломная картина Рериха «Гонец» заслужила высокую оценку педагогического коллектива.
Интерес к русской культуре и истории у Николая Константиновича усиливался с каждым годом. Поэтому в 1903 году он отправился в путешествие по сорока городам России, которые славились памятниками старины. Результатом этой поездки стала серия полотен о славянах.
Вслед за русской темой в творчестве Н.К. Рериха стали появляться индийские мотивы. Восточная мудрость сильно привлекала молодого художника. Поэтому он создал такие картины, как «Граница царства», «Мудрость Ману», «Девассари Абунту».
Кроме того, Николай Константинович работал редактором журнала «Старые годы», создавал мозаики и росписи для церквей, работал сценографом и мастером книжно-журнальной графики. В 1916 году из-за ухудшения состояния своего здоровья Рерих вместе с семьей вынужден был покинуть Россию и переехал в Финляндию, где успешно прошли несколько его выставок.
В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон, где Николай Константинович вместе с супругой основали новое философское учение под названием «Живая этика». В 1920 году они переехали в Соединенные штаты Америки, где прошло трехлетнее выставочное турне Рериха.
Через три года Николай Константинович вместе с семьей отправился сначала в Париж, а затем в Индию, где создал более тысячи картин. В 1928 году подготовил Пакт Рериха, представляющий собой документ об охране культурных ценностей. За него Николая Константиновича дважды номинировали на Нобелевскую премию.
В Индии, помимо полотен, он написал несколько книг и литературных очерков. Н.К. Рерих умер в долине Кулу Гималайских гор 13 декабря 1947 года.
Публикация «Проектная деятельность „Н, К, Рерих — великий русский художник, писатель, путешественник“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Срок реализации: с 09.10.2013-09.11.2013г.
Планируемый результат: расширение знаний детей о Н. К. Рерихе, его роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
Проект состоит из трех этапов.
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Беседы с детьми, для выявления знаний о Н. К. Рерихе.
3. Подготовка презентации Power Point о Н. К. Рерихе.
4. Подготовка к экскурсии в музей, библиотеку.
5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.
Второй этап основной, в котором были организованны различные виды детской деятельности :
Познавательно-коммуникативная:
1. Экскурсия в музей.
2. НОД по теме проекта.
3. Беседа о Н. К. Рерихе. Просмотр презентации о художнике.
Продуктивная деятельность :
1. Рисование на тему.
Работа с родителями:
1. Организация и сопровождение детей в поездке в музей Рериха.
На заключительном этапе:
1. Подведение итогов проекта.
2. Выставка детских работ.
3. Статья на сайт сада
4. Фотоочет на сайте логопеда
5. Посещение библиотеки.
Конспект занятия по развитию речи «Н. К. Рерих-выдающийся деятель русской и мировой культуры» с использованием презентации.
Цели: -обобщение знаний о великом русском художнике Н. К. Рерихе;
-приобщение к культурному наследию России;
-расширение, обобщение и актуализация словаря;
— обучение образованию сложных прилагательных;
-развитие монологической и связной речи;
— развитие творческого воображения, слухового восприятия;
Биография Николая Рериха
Николай Когстантинович родился 27.09.(9.10.).1874г. Отец будущего художника был нотариусом, и в его жилах текла кровь древних викингов. К истории, литературе и музыке мальчик пристрастился еще дома, а также во время учебы в частной гимназии. Довелось ему принимать участие и в археологических раскопках, где он прикоснулся к древности воочию. Рерих собрал великолепную коллекцию старинных раритетов, включавшую более 30000 экспонатов. Параллельно он учился на юриста в Петербургском университете и в .
В формировании его личности значительную роль сыграли художники А.И.Куинджи и , а также критик и историк искусства В.В.Стасов. Первая серия картин Рериха была посвящена славянской Руси. Это и «Заморские гости», и «Город строят», и «Славяне на Днепре». Одно из полотен приобрел известный меценат . Рерих продолжил обучение в Париже.
В начале ХХ века Рерих с супругой Еленой Ивановной предпринял большое путешествие по старинным российским городам, в результате которого создал множество живописных этюдов. На 1906 год приходится изменение художественной манеры Рериха — он принимает решение отказаться от масляной живописи в пользу темперы. Под кистью Рериха оживают герои мифов, преданий и легенд — вещий Боян из «Слова о полку Игореве», Микула Селянинович и др.
Рериху доводилось работать и на росписях иконостасов и целых церквей. Наиболее известна его Богородица, написанная для церкви в селе Талашкино. Рерих сочетал занятия живописью с преподаванием и руководящими должностями. Так, с 1910 года он возглавлял знаменитое объединение «Мир искусства». С 1918 года художник оказывается вне России, в Финляндии.
Об эмиграции он не думал, и эмигрантом себя не считал. Тем не менее, художник не опустил руки и продолжал интенсивно работать. В течение трех лет он выставляет свои работы в США. Там же в 1923-м году открывается музей его имени и несколько культурных центров. Во второй половине 20-х гг. Рериху удается реализовать давнюю детскую мечту — побывать в Гималаях и Тибете, посетить Китай и Индию. Здесь художник ощутил новый прилив сил, прикоснулся к тайнам бытия и космическим тайнам человеческой жизни.
Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. Она станет их пристанищем почти на два десятилетия, вплоть до кончины Николая Константиновича. Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения. Его Пакт о необходимости охраны культурного наследия был подписан несколькими десятками стран мира. Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика — Знамя Мира. Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра. Они могут быть истолкованы в различных аспектах.
Философия Рериха нашла выражение в учении Живой Этики. Соавтором многих книг Рериха выступала супруга. Разумеется, Рерих непредставим без пейзажей, на которых изображены горы. Он рисовал их без устали, в разное время суток, и очень разными. Тема России продолжает звучать в творчестве художника и в 30-е гг. В годы войны Рерихи были полностью на стороне СССР.
Николай Рерих ушел из жизни в 1947 году, ожидая положительного решения о возможности возвращения на Родину, но так и не дождавшись его. Сыновья художника — Святослав и Юрий — достойно продолжили дело отца.
Сохранилась уникальная запись голоса Николая Рериха, где он по-английски размышляет о Шамбале и возможности ее существования.
Николай Рерих — художник, ученый, путешественник и исследователь. Еще он писатель и активный общественный деятель. Статья даст краткое представление о том, каким человеком был Николай Рерих. Картины художника и его творчество в целом тоже будут кратко представлены.
Рерих родился 27.09.1874 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был достаточно успешным нотариусом. Уже в раннем возрасте будущий живописец начинает проявлять интерес к родной культуре, однако больше всего он интересуется искусством и традициями Востока.
Рерих Николай Константинович. Картины. Гималаи
В 1923 г. художник отправляется в Трансгималайскую экспедицию. Вдохновленный путешествием по самому высокому горному хребту мира Рерих пишет книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала». Но более известны его живописные полотна, созданные под впечатлением от великих гор.
Он создает целый цикл картин под названием «Майтрейя». К картинам, написанным под эмоциональным впечатлением от Гималаев, относятся, к примеру, такие: «Майтрейя-победитель» (1925), «Меч Гесэра» (1932), «Сантана» (1944) и многие другие. Общее же их число просто колоссальное, поражающее воображение. Ни у одного другого русского живописца нет столько картин, посвященных высокогорным пейзажам.
О своей любви к горам неоднократно заявлял сам Николай Рерих. Картины художника лишь подтверждают этот факт.
Работа в Индии
Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология , ботаника , минералогия , тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение , философия , искусствознание , культурология , астрология . Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями Живой Этики . Он был не только последователем этой религиозно-философской системы, но и одним из её идеологов.
Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре , созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша . Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике
Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка
Святослав Николаевич отмечал:«В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даём мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».
Первая выставка картин С. Н. Рериха на родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа .
Творческий путь
Свой путь художника Святослав Николаевич Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Удавшийся портрет — это больше, чем простое сходство». Помимо портретной , он обращается к пейзажной , эпической, жанровой и символической живописи и во всём проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор.
Вышедшие из-под его кисти полотна — изящны, лаконичны, в них точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Только портретов своего отца он написал около тридцати, один из них был приобретён Люксембургским музеем в Париже . В ту пору Святославу Рериху было 35 лет. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются портреты его родителей. Многое в произведениях художника свидетельствует о влиянии на него творчества отца. Как отмечал сам Святослав Рерих: «Истоки моего искусства неразделимо связаны с Николаем Константиновичем»
. В то же время, продолжая в живописи традиции своего отца, Святослав пошёл своим собственным путём. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя техника исполнения.
Ход занятия:
Учитель-логопед:
Николай Константинович Рерих вошел в мировую историю как замечательный художник, поэт, писатель, путешественник, борец за мир и охрану культурных сокровищ.
Слайды с портретами Н. К. Рериха, его семьи, музея в Изваре.
Он создал более 7000 произведений живописи и побывал более чем в 20 странах мира. Литературные труды Николая Константиновича составляют около 20 томов.
Николай Константинович говорил, что он очень любит горы и, если бы у него была своя планета, она была бы сплошь гористой.
Слайды «Дозор Гималаев», «Вестник».
Гималаям, их невыразимой красоте посвящено много картин и этюдов. Он пишет их в разное время года, в разное время дня. Виды Гималаев написаны так, как будто художник, создавая их, находился на одной из вершин, но никак не внизу, не в долине. «Где еще можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями, когда синева интенсивней сапфиров, когда из далекого далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни?» Из единого луча света, разложенного на семь составных и пять дополнительных, слагаются краски снегов Гималаев.
Слайды «Наследие Алтая», «Тибетская крепость»,
«Победитель», «Сияние Шамбалы»
На картинах Рериха мы видим горы и в розовых лучах восходящего солнца, и в фиолетовой дымке сумерек, окутанные густой синевой ночи, блистающие, величественные, прекрасные в своей непостижимости и тайне. Удивительны краски картин, и часто создается впечатление, что художник пишет растертыми драгоценными камнями – кораллами, лазуритом, янтарем, изумрудом.
Слайд «Матерь мира»
Однажды, когда солнышко поднималось из-за горизонта, он увидел его в образе прекрасной женщины. И поведала она ему горькую тайну о том, как печально ей смотреть на Землю:
-Она видит, как идут на ней войны, как ссорятся взрослые и дети между собой, как уничтожают и не берегут природу, как посылают недобрые мысли, и из них, как из капелек воды, собираются невидимые тучи, которые тяжелеют и проливают на людей их же зло обратно в виде страшных наводнений, ураганов и землетрясений. … И закрыла она глаза свои вуалью, чтобы не видеть всего этого.
Слайд «Держательница мира»
— А как вы думаете, что за драгоценности хранит эта женщина в ларце?
Ответы детей: “Золото, украшения, драгоценные камни, цепочки” и т. д.
Какими словами мы можем описать эти драгоценности?
Ответы детей: красивые, блестящие, солнечные, золотые, волшебные, сияющие (образование прилагательных)
— Но ведь все это может исчезнуть у человека в один миг: его могут ограбить или он всё это потеряет и он станет нищим. А какие у человека есть драгоценности, которые невозможно потерять? Да, это доброта, отзывчивость, взаимопомощь, вера в чудеса…
Составление предложений с существительными: доброта, отзывчивость.
Как говорят о людях, которые делают добро, помогают другим, верят в чудеса?
Ответы детей: Добрые, отзывчивые, человечные, душевные, сердечные. (образование прилагательных)
Составление предложений с прилагательными.
А можно про таких людей сказать, что у них «золотое» сердце?
Оказывается, в этом сундучке женщина хранит эти качества, как самое драгоценное, и кто хочет, может ими воспользоваться.
Слайд “Девассари Абунту”, “Девассари Абунту с птицами”
А эта девочка одна посылала в небо много прекрасных и добрых мыслей и этим спасла себя. Она осталась одна в своём городе, научилась понимать птиц и животных и жила очень долго, а когда ей надоело, она превратилась в камень.
Слайды картин Н. К. Рериха.
Произведения Рериха являются достоянием мирового искусства и находятся в музеях разных стран. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином.
Последние годы жизни. Передача наследия семьи Рерихов
Святослав Рерих был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре , и впоследствии рядом с ним была похоронена его супруга Девика Рани Рерих .
Советский Фонд Рерихов просуществовал несколько лет. В 1991 году часть его учредителей создала новую общественную организацию Международный центр Рерихов (МЦР) . Спустя несколько месяцев после смерти Святослава Рериха Правительство РФ приняло постановление № 1121 от 04.11.1993 «О создании Государственного музея Н. К. Рериха» . Новому музею, создаваемому на правах филиала Государственного музея Востока , передавалась в оперативное управление усадьба Лопухиных. Международному центру Рерихов в каких-либо юридических правах на особняк, ранее закреплённый за ним охранно-арендным договором, было отказано. В то время МЦР занимал территорию усадьбы и готовил проект сложных реставрационных работ. Между Государственным музеем Востока и МЦР возник спор о том, кто является правопреемником СФР. МЦР не был признан таковым судебными органами , однако продолжает добиваться прав на наследие Рерихов, считая, что таким образом выполняет их волю.
В феврале 2016 года по решению Министерства культуры РФ был создан Музей Рерихов (филиал Государственного Музея Востока), который разместился в усадьбе Лопухиных .
Заключение
Николай Константинович Рерих — это не просто художник и исследователь, это настоящий гений своего времени. Его творчество и научные труды имеют огромное значение для культуры и истории не только России, но и всего мира в целом. Такой плодотворности в живописи, науке, писательской деятельности можно только позавидовать, а за его интереснейшей и насыщенной событиями жизнью очень увлекательно следить и сегодня.
Университеты
Награды
Работы на Викискладе
Святослáв Николáевич Рéрих
(10 (23) октября , но в некоторых источниках, в том числе БСЭ, ошибочно указана дата 23 октября (4 ноября) , Санкт-Петербург — 30 января , Бангалор) — русский и индийский художник , общественный деятель , коллекционер восточного искусства, почётный член Академии Художеств СССР () . Основные жанры картин — пейзажи , портреты , символические композиции . Сын Николая и Елены Рерих.