Проблематика
- Проблема искусства. У героя повести был выбор: посвятить всего себя служению искусству, игнорируя многочисленные удовольствия и соблазны, или же писать портреты на заказ, и тем самым приобрести славу и деньги. Художник выбрал второй путь. Его прельстил быстрый и легкий способ заработка, который обеспечивал ему комфортную стабильную жизнь. Однако у этого выбора была иная сторона медали: Чартков, стараясь угодить богатым клиентам, растерял свой былой талант, и уже не смог вернуться в мир настоящего искусства.
- Тщеславие. Писатель продемонстрировал, как внезапно свалившееся богатство и слава способны изменить характер человека, сделав его надменным и тщеславным. Так, Чартков поначалу перестал замечать своего учителя, затем ради денег стал безропотно терпеть капризы своих клиентов. В итоге герой закончил очень плохо, лишившись рассудка.
- Бедность. Это наиболее острая проблема, которая была хорошо знакома многим героям повести. Чартков не мог свободно заниматься любимым делом из-за нищеты. Один из персонажей второй части произведения не мог жениться на любимой девушке. Но проблема бедности касается не только материального, но и духовного мира. Будучи человеком слабым, малодушным, герой не выдержал испытания золотом, и резко изменился в худшую сторону, а со временем и вовсе лишился рассудка.
Похожие вопросы
Литература 02.05.2023 13:38 31 Кушаль Ростислав
Каким событиям в жизни Н.В.Гоголя соответствуют следующие даты:1809 г. 1821-1828гг.1836 г.1848
Ответов: 2
Литература 30.06.2023 22:49 6 Самохвалов Макс
Помогите пожалуйста на кону 78 баллов) Тест по творчеству Гоголя. 1. Какое литературное
Ответов: 2
Литература 20.07.2023 23:01 Сычёва Дарья
1. Дайте портретную характеристику Акакия Акакиевича Почему герой столь непргляден Что этим хочет
Ответов: 2
Литература 25.11.2020 03:05 52 Соколенко Данил
Какое положение было у Ивана Кузмича Миронова в Белогорской крепости? а) капитан-майор; в)
Ответов: 1
Литература 31.03.2019 12:07 33 Красова Рада
Тест по содержанию повести Н. В. Гоголя «Портрет» 1. Действие повести происходит: а) в Петербурге;
Ответов: 1
Литература 02.05.2023 06:44 14 Касаткина Катя
Контрольная работа. 1. Как звали сына Василия Афанасьевича Гоголя? 2. В каком году родился Гоголь?
Ответов: 2
Литература 23.04.2020 18:33 41 Краснобаева Анастасия
Тест тест помогите про «Капитанской дочке»1. Определите жанр произведения. А. романБ. историческая
Ответов: 1
Литература 08.04.2020 06:12 35 Коростин Олег
1. Какие исторические события нашли отражение в Повести о Петре и Февронии Муромских? 2.
Ответов: 1
«Портрет» Гоголь, анализ произведения
В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет», в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».
После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.
Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.
Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.
Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.
Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.
Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.
Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.
Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.
Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.
Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.
В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.
Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.
Вариант 1
Образ Петербурга в повести “Портрет Гоголя” является одним из главных элементов, создающих атмосферу произведения. Город описывается как мрачный и холодный, с промозглыми улицами и затянутым туманом. В этом городе живет главный герой, который чувствует себя одиноким и отчужденным. Петербург становится символом его внутреннего состояния.
Описание Петербурга в повести напоминает описания городов в романах Федора Достоевского. Город становится метафорой для душевного состояния героя. В Петербурге герой чувствует себя потерянным и беспомощным, он не может найти свое место в этом мире. Город становится препятствием на пути к счастью.
Однако, несмотря на все трудности, Петербург остается главным местом действия. Герой не может уйти из города, он привязан к нему своими обязательствами и своей работой. Петербург становится его тюрьмой, из которой ему не удастся сбежать.
Таким образом, образ Петербурга в повести “Портрет Гоголя” является важным элементом, который помогает создать атмосферу произведения и передать внутреннее состояние главного героя.
Главные герои
Петербург
Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.
Колокольня Владимирского собора
Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города.
А. И. Иванов. Портрет Николая Гоголя, 1841 Русский Музей, С.-Петербург
Маленький человек
И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.
Акакий Акакиевич
В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью…
Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест писателя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной.
Любовь писателя к Петербургу
Петербург в жизни и творчестве Гоголя занимает огромное место. Это самый яркий и важный мотив в его произведениях. О Санкт-петербурге писатель упоминает в своих произведениях:
- «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- «Ревизор»;
- «Повесть о капитане Копейкине»;
- «Ночь перед Рождеством».
В последнем сочинении особенно ярко показывается отношение автора к городу. Он показывает, каким предстает этот волшебный град перед глазами Вакулы — блестящим, ярким, волшебным и сказочным. В нем удивительно все — от дворцов и садов до улочек и рек. Но вместе с тем, автор показывает его призрачным. Ведь в нем все зыбко, непонятно, люди не замечают друг друга совершенно.
Образ Петербурга в изображении Гоголя весьма неоднозначен. Он одновременно наполнен притягательной красотой и вместе с тем хранит в себе безобразие, город величественен и при этом очень низок. Писатель уверен, что в нем может происходить что-то по-настоящему невероятное. Чем, если не чудом, можно назвать, что один из его персонажей — нос майора Ковалева, проживает отдельно от него и при этом прекрасно себя чувствует.
Гоголевский персонаж несет массу информации о бюрократии того времени. Но писатель преподносит ее в строго сатирической форме. По шикарным и красочным улицам города бродит поникший чиновник Акакий Башмачкин. Бюрократия доводит персонажа до полнейшего отупления.
Петербург Гоголя — город контрастов. Он не показывает только лишь его красоты, как остальные писатели и, в частности, А. С. Пушкин. Гости города видят напыщенность и роскошь, а вот все мелкие пакости и грязь тщательно скрываются от окружающих. При этом совершенно любой петербургский обитатель может познакомиться с оборотной стороной жизни в нем. Достаточно посетить маленькие улочки и пообщаться их жителями.
История и образы Санкт-Петербурга в произведениях Николая Гоголя
История и образы Санкт-Петербурга являются важным элементом произведений Николая Гоголя. Писатель описывает город, который появился на берегах Невы в начале XVIII века и сразу стал символом сильной и могущественной России. В своих произведениях Гоголь показывает Санкт-Петербург как город конфликтов и противоречий, где прослеживается напряженная атмосфера и завистливая борьба за влияние и власть.
Петербург в романе “Мёртвые души” является одним из центральных образов произведения. Главный герой Чичиков приезжает в столицу с намерением приобрести “мертвые души”, то есть названия крестьян, включенных в поэтапный учёт, чтобы впоследствии использовать их для получения кредитов и прочих льгот. Город предстаёт как своеобразная аллегория русской действительности того времени, где пороки и коррупция пронизывают все сферы общества.
Особое внимание Гоголь уделяет образам разных слоев населения Санкт-Петербурга. Он описывает городские дамы, правители, чиновников, армейский контингент и многих других
В произведении “Шинель” писатель показывает трагическую судьбу города и его обитателей, которые оказываются пленниками системы и невыносимых условий жизни. Особое место занимают образы чиновников, которые буквально загипнотизированы своей должностью и не смогли подняться выше низшего общественного слоя.
Санкт-Петербург в произведениях Николая Гоголя является не только географическим и историческим фоном, но и символом социальных противоречий и морального упадка. Гоголь описывает город, который теряет свою культурную и духовную идентичность во имя материального успеха и власти. Таким образом, Санкт-Петербург становится не только местом действия произведений, но и метафорой для общественных явлений и образов.
Сочинение 2
В своем произведении «Портрет» Николай Васильевич Гоголь затрагивает тему искусства. В роли главного творца выступает молодой художник Андрей Петрович Чартков.
Чартков представлен как обедневший дворянин, живущий в полной нищете на Васильевском острове. Молодой человек живет в полной нищете, снимая ветхую комнату, за которую имеет большие долги. Из-за материального стеснения он вынуждает себя забыть о своем внешнем виде. Чартков выглядит весьма неопрятно: носит потертую шинель и заношенный халат.
Андрей Петрович подаёт большие надежды как художник. Искусство представляет для него большой самоотверженный интерес и является всем смыслом жизни. Он, бесспорно, обладает талантом, но, к сожалению, имеет мало терпения и его творения не приносят желаемого дохода. Главная вожделенная цель художника ─ как можно скорее разбогатеть. Эта одержимость мешает ему совершенствоваться в его деле.
Мечты Чарткова перевоплотились в реальность, когда он обнаружил сверток с тысячей червонных, в купленном, на последние деньги, портрете ростовщика.
Мысли о богатстве вскружили голову молодого художника, и он, не раздумывая начал разбрасываться своими деньгами в разные стороны. Первое, что он сделал, это снял самую дорогую квартиру на Невском проспекте, потом обзавелся дорогими одеждами и самыми изысканными духами. После этого Чартков дал о себе объявление в одну из модных газет, на которое тот час откликнулись богатые клиенты. Светской элите, ничего не смыслившей в чистом искусстве, нужны были однотипные портреты, не имевшие ничего индивидуального.
Погнавшись за деньгами и славой, Чартков окончательно утратил свой талант, его кисть ослабла, а работы потеряли былую неповторимость. В них больше не было ярко выраженной идеи; они перестали считаться предметом искусства.
Попросту говоря, Чартков променял талант на благополучие и всеобщее признание. Глядя на других выдающихся художников, он осознал, что натворил. Он пытался начать все заново, вернуться в прежней жизни, но кисть в его руке уже не слушалась. Молодой человек возымел огромную зависть и эгоизм; стал скупать лучшие картины и беспощадно рвать их в своей мастерской.
В конце концов, Андрей Петрович Чартков умер, окончательно потеряв рассудок.
В своем произведении Н.В.Гоголь показал, как в погоне за беззаботной жизнью человек теряет свою личность. Искусство должно быть искренним и содержать в себе частицу души созидателя.
«Портрет» – одна из петербургских повестей известного автора Н. В. Гоголя. В ней описывается история молодого и талантливого художника. Чартков сделал свой выбор в жизни, от которого потом ему пришлось пострадать.
Обзор творчества с обобщением ранее изученного
В ранних романтических произведениях Гоголя герои проходят через таинственные испытания темными силами посредством магических обрядов, колдовства. Постепенно природа зла меняется, в более поздних произведениях персонажи испытываются более изощренно: самообманом, безразличием, скукой и другими человеческими пороками.
В сборнике повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»образы нечистой силы представлены визуально. Они могут быть страшными и коварными, как колдун из «Страшной мести» или ведьма из «Вечера накануне Ивана Купала». А в «Ночи перед рождеством» черт и ведьма скорее пакостят, нежели вредят человеку, но они комичны, их легко победить.
В «Петербургских повестях» эти темные силы предстают уже не в виде персонажей, становятся менее заметны, но появившись в виде соблазнов, искушений, заставляют людей оступиться, и тогда судьбы героев рушатся.
Ночь перед Рождеством
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 18.06.2023 14:20 1249 Кукуева Юля
Пра што папярэджваюць знаки бяды у аповесци «Знак Бяды» ?
Ответов: 2
Литература 28.06.2023 07:26 2513 На Миша
Внешний облик братьев Остапа и Андрия написать цитатами кратко!!!
Ответов: 2
Литература 18.06.2023 14:48 522 Хасанов Дима
Несмотря на большой объем , «Тарас Бульба» считается повестью. Каковы особенности , отличающие ее
Ответов: 2
Литература 17.06.2023 19:14 717 Андреев Саша
Укажи варианты ответов, в которых средством выразительности речи является гипербола. 1 Чуден
Ответов: 3
Литература 18.06.2023 12:52 1127 Кругликов Максик
Перед тобой цитаты из школьных сочинений. Какие из них правильно характеризуют повесть Н. В. Гоголя
Ответов: 2
Литература 17.06.2023 12:14 140 Смирнов Евгений
Определи, кто из героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к эпизодическим персонажам.
Ответов: 2
Литература 27.09.2023 21:03 111 Ракевич Данила
8.напиши продолжение рассказа Л.Скребцовой Чудесный Парикмахер с новым героем . Используй сравнения
Ответов: 2
Литература 29.06.2023 21:48 90 Чижов Ярослав
Впиши пропущенные слова. заступается за Щелкунчика, спасает его от Фрица, ухаживает за
Ответов: 2
Литература 19.06.2023 03:29 586 Шпак Саша
Срочно!!! Известно, что «Капитанская дочка» была опубликована за месяц до смерти А. С. Пушкина.
Ответов: 2
Литература 05.11.2023 00:17 79 Калинин Витя
Задание 2. Определите среднюю температуру воздуха за неделю, если температура в понедельник — +
Ответов: 3
Образ Петербурга в повести Портрет Гоголя сочинение
Произведение Гоголя «Портрет» разделено на две тесно взаимосвязанные части. В первой части автор знакомит нас с таинственным портретом, купленным юным художником в картинной лавке. Во второй же части автор раскрывает тайну загадочного портрета. Как это часто бывает в произведениях Гоголя, сверхъестественное и реальное переплетаются между собой и порой сложно разглядеть, где заканчивается обыденная жизнь и начинается мистика.
События повести тем временем разворачиваются в удивительных декорациях Петербурга. Автор провел здесь одну из важнейших частей своей жизни, поэтому мы часто можем встретить его на страницах произведений писателя, написанных в 30-е годы XIX века. Отсюда и название – «Петербургские повести». Образ города автор часто передает через его звуки: скрип колес, свист метели, уличную суету. Сам автор считает этот город странным, алчным, живущим обманом, жаждущим только денег и не дающим развиваться таланту.
Петербург, в представлении Гоголя, безликий город, наполненный суетливой толпой. Даже героев своей повести автор оставил безымянными. Для него они просто толпа, будь то художники, бродяги, богачи в каретах или музыканты. Однако одного персонажа повести автор удостоил именем. Чарткова автор «Портрета» выделил из безликой толпы, чтобы подчеркнуть присутствие мистики вокруг персонажа. Писатель через мрачное описание города только подчеркивает безысходное положение героя.
В первой части «Портрета» мы наблюдаем, в какой нищете приходится жить главному герою. Он работает не покладая рук, вкладывает в свои работы весь свой удивительный талант, однако всякий раз сталкивается с отсутствием признания. Тем больнее художнику наблюдать, как иностранные мастера создают свои «шедевры» в два штриха и пользуются небывалой популярностью.
В один день на Чарткова неожиданно сваливается загадочное богатство. Все начинается с портрета в рамке, который герой покупает задешево в лавке с картинами. В рамке он находит мешочек с тысячей червонцев. Герой решает использовать эти деньги, чтобы начать новую безбедную жизнь, не зная, что сулит ему неожиданное богатство. Портрет несет в себе нечто злое и темное, герой Гоголя фактически заключает сделку с дьяволом, обменивая свою душу на богатство. Во второй части Гоголь переносит нас в Коломну, где рассказывает историю молодого художника, отец которого нарисовал злосчастный портрет, несущий в себе негативную энергию. Художник Б. пытается разыскать его и уничтожить, положив конец несчастьям, которые несет за собой портрет. Так на протяжении всей повести мы можем наблюдать за сравнениями характеров, городов и судеб героев.
«Петербургские повести» Гоголя на фоне таинственного и сумбурного города учат ценить свои моральные устои и не жертвовать ими в угоду материального благосостояния и достатка, ведь как подчеркивал сам автор, человек, которого волнуют одни только материальные ценности, самый несчастный человек на Земле.
Образ Петербурга
31 предложение/ 404 слова
Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный портрет. А во второй, автор рассказывает о причинах сверхъестественных способностей данного портрета. Мистика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя зачастую сливаются в одно и трудно разглядеть грань между ними.
Между тем, автор очень трепетно рисует город, в котором провел значительную часть своей жизни. Петербург присутствует во всех его произведениях, написанных в 30-е годы XIX века. Поэтому они так и называются — «Петербургские повести». Образ города он часто передает через звуки или свет. Например, через звук колес, свист снега, полет карет, дрожь мостов, мелькание и суету. В глазах автора это странный город, живущий обманом и ложью, признающий только деньги, не дающий возможность развиться таланту.
К тому же, это безликий город, в котором практически нет личностей, только толпа. Даже главных героев Гоголь не хочет наделять именами. Они для него просто художники, музыканты или ростовщики. Единственный персонаж повести «Портрет», которого он удостоил именем, это молодой Чартков. И то он это сделал, чтобы подчеркнуть присутствие злых чар, чреватых чертовщиной. К сожалению, не с лучшей стороны автор описывает этот царственный город.
Уже в первой части мы видим, как много трудится бедный художник, но в какой нищете прозябает. У Чарткова есть очевидный талант и он прикладывает немало усилий, чтобы развивать его, но всякий раз сталкивается с непониманием и низкой оценкой своих работ. А когда дело доходит до каких-нибудь иностранных мастеров, которые в два штриха создают «шедевры», такие работы общество, окружающее его, признает и восхваляет. Оттого художнику еще больнее и неприятнее.
В один день на него нежданно сваливается таинственное и мистическое богатство. В рамке портрета, который он приобрел за двугривенный в картинной лавке, оказывается мешочек с тысячей червонцев. Эти деньги становятся его начальным капиталом и стартом к новой жизни. Не зная, что портрет несет в себе злую энергию, Чартков фактически продает душу дьяволу за материальное благосостояние.
Во второй части автор рассказывает о другом молодом художнике из Коломны, который наоборот борется со злом и готов заплатить за свою цель немалые деньги. Художник Б. по просьбе отца, нарисовавшего этот злосчастный портрет, хочет найти и уничтожить его, чтобы освободить людей от дальнейших несчастий. Так, незаметно, на протяжении всего произведения проходит нить сравнений: разные характеры, разные города, разные судьбы.
«Петербургские повести» Гоголя учат нас ценить собственные моральные устои и не поддаваться соблазну денежной мишуры и богатства. Автор не раз подчеркивал, что человек, которого интересуют одни только деньги, самый несчастный на Земле.
см. также:Другие сочинения по произведению Портрет, Гоголь