Сочинение-описание картины боярыня морозова сурикова 7 класс

«боярыня морозова» сурикова: почему это шедевр | дневник живописи

Слайд 15 Но этим дело не ограничилось. Отобрав из принесенных

работ лучшие, Замятнин направил их в Академию художеств. В ответе сообщалось, что Суриков может быть «помещен в Академии», но в её распоряжении нет никаких сумм, из коих могло бы быть оказано ему пособие, да и казенных воспитанников в Академии не полагается. Замятнин решил изыскать средства, чтобы послать Сурикова в Академию художеств. С этой целью он устроил у себя обед, на который пригласил именитых людей города; за обедом завел речь о Сурикове и предложил организовать подписку на отправку Сурикова в Академию. Присутствующий среди гостей городской голова Красноярска золотопромышленник Пётр Иванович Кузнецов отклонил подписку и принял на себя все расходы по поездке юноши и по содержанию его в Петербурге. Переездом в Петербург завершается целая полоса в биографии будущего художника, связанная с Сибирью. Василий Иванович в первые же годы своего обучения в Академии познакомился с превосходными произведениями русских художников, которые произвели на него сильное впечатление.

Слайд 42 В левой стороне картины, где преобладают люди, враждебные

Морозовой или равнодушные к её стремлениям, фоном служат здания гражданской архитектуры. В картину попадает карниз жилого дома, крыша дома с дымовой трубой. Лишь в глубине левой стороны улицы виднеется маковка маленькой церкви. На фоне этих жилых зданий и толпа другая. Она состоит из купцов, жильцов, приказных и т.д. Здесь вместо сочувствующих лиц видны хохочущие или с любопытством смотрящие. С особенной силой и яркостью столкновение Морозовой с этой частью толпы осуществлено Суриковым посредством контраста двух лиц – Морозовой и возницы. Он сидит впереди саней, спиной к боярыне; левой рукой он держит вожжи, а правой замахивается на лошадь. Между шапкой и поднятым воротником видна часть его лица. Бугристая кожа, красный нос c большими ноздрями, маленькие бесцветные глазки и растянутый в ухмылке рот. Это лицо — одно из самых неприятных в картине. Вульгарные, крупные черты лишены какой бы то ни было духовной содержательности. Взгляд возницы устремлён на левую часть толпы, где выделяются недруги Морозовой: хохочущий попик и его сосед – зажиточный горожанин: возница почувствовал в них своих единомышленников и обменивается с ними насмешливым взглядом по адресу боярыни.

Пятая сила картины — КОМПОЗИЦИЯ

Суриков не боялся многофигурных композиций. Он умел ловко загораживать одного человека другим, создавая реалистичное, но все же гармоничное столпотворение. Никаких театральных расстановок в ряд!

В «Боярыне Морозовой» его толпа, как всегда, превосходно слеплена. Однако не сразу дались… сани. Вернее, их движение.

Они никак не хотели ехать. Встали на месте и все тут!

Чего только не предпринимал Василий Иванович! Менял положение полозьев саней на снегу, угол оглоблей, соединяющих сани и лошадь, – ничего не помогало!

И тут ему пришла в голову идея нарисовать рядом бегущего мальчика! И сани сразу «поехали»! Глядя на них, почти физически ощущаешь, как они едут, упорно раскалывая толпу. Тоже очень интересное решение, созвучное сюжету.

Слайд 53 В картинах Сурикова дети, являющиеся неотъемлемой частью уличной

толпы, играют значительную роль. Много их и в толпе «Боярыни Морозовой»: мальчишки сидят на крышах, заборах, карабкаются на цоколь церкви, бегут рядом с санями. Но в картине они участвуют не только как непременные участники всех уличных зрелищ. Детское восприятие происходящего события, чистота, наивность как бы противопоставляются хору толпы. Слева от саней бежит, оставляя глубокие следы в рыхлом снегу, мальчишка: на нем простой тулуп с длинными, свисающими рукавами. Лица мальчика не видно, он повернут к нам спиной. Стараясь не отстать, мальчик бежит рядом с дровнями, повернув голову к Морозовой и одной рукой на бегу утирая лицо.Идущие справа от саней мальчишки смеялись заранее, еще до того, как они увидели Морозову. Но вот сани поравнялись с тем из них, который в пестром кафтанчике, он увидел сверкающие глаза раскольницы, ее изможденное лицо — и с его губ тотчас сходит улыбка: губы еще полуоткрыты, но в глазах уже любопытство и испуг и уже теплится сочувствие. Один из незабываемых образов — бесшабашный весёлый мальчишка в розовой рубахе, белобрысый и румяный, пятясь, бежит рядом с санями и сияет детской улыбкой. Он еще ничего не видел: Морозова повернута к нему спиной, и ее закрывает фигура возницы. Несомненно, что, увидев Морозову, этот мальчик не останется беззаботным, безучастным, веселым. А сейчас его смех беззлобен и по-детски наивен — это жизнерадостность.

Слайд 35 Мятежная боярыня – композиционный центр картины.Хотя всё огромное

полотно картины заполнено множеством ярких фигур, внимание зрителя сразу же приковывается к образу боярыни Морозовой, которая служит главным узлом всей композиции.- Какие детали помогают сделать боярыню Морозову композиционным центром картины? Во-первых, фигура Морозовой выделяется из толпы благодаря размашистому жесту. Во-вторых, выделению образа боярыни способствует диагональное построение композиции, благодаря которому все линии, идущие из разных мест картины, собираются в один фокус, направляются к фигуре Морозовой

И, в-третьих, лицо боярыни Морозовой. Фанатически горящие глаза потрясают нас своей необычайной духовной силой, своей особенной трагической красотой. Морозова повернулась лицом к правой части толпы, откуда к ней обращены сочувственные взгляды, скорбные поклоны, дающие ей моральную опору. Но Морозова не видит этой близкой ей по духу толпы. Её взгляд устремлён поверх голов всех этих юродивых, нищих, боярышень и странников, выше настенной иконы Божьей Матери, устремлён куда-то вверх, словно там, в небесах, черпает она мужество и вдохновение. Несмотря на тяжёлые оковы, дровни с соломой и стрелецкий конвой, Морозова проникнута чувством внутренней свободы.- Как выглядит боярыня Морозова?

Исторические факты о боярыне Морозовой

В ноябре 1671 года боярыня Морозова была арестована вместе с сестрой Евдокией. Несколько раз предпринимались попытки призвать женщин отказаться от прежних убеждений. Старые религиозные принципы и их сторонники вызвали раскол в обществе, а сам царь всецело поддерживал новые церковные реформы.

Менялась не сама вера, а некоторые важные её аспекты и даже символы. Так, к примеру, реформаторы требовали отказаться от использования двух перстов при крещении, поскольку в Европе крестились тремя. Многие церковные книги имели немало описок и ошибок, а потому их необходимо было переписать.

Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова», изображающий Феодосию Морозову, арестованную царскими властями в 1671 году.Она держит два поднятых пальца, намек на старый “правильный” способ креститься: двумя пальцами, а не тремя.

И если патриарх вместе с царём настаивали на использовании в качестве основы греческих текстов, то боярыня Морозова и другие старообрядцы выступали за работу с древнерусскими книгами.

Сёстры Феодосия и Евдокия подвергались пыткам. Одни считали Морозову святой, другие – отступницей. Неугодную боярыню народ даже хотел сжечь, однако совет шестнадцати бояр вступился за представительницу знатного рода. Это не спасло Морозову – она умерла в монастырской земляной тюрьме от истощения.

Первый эскиз композиции, 1884-1887 годНаходится в Третьяковской галерее, Москва

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

«Боярыня Морозова» является настоящим шедевром художественного искусства. Образ этой героини запал в душу художника еще в детстве, а сама картина была создана в 1887 году.

Суриков был восхищен храбростью и самоотверженностью староверческой раскольницы. Эта женщина смогла пожертвовать беззаботной жизнью боярыни ради борьбы с царизмом и догматами официальной церковной религии.

В наказание боярыня была отправлена в Боровский монастырь, где пробыв всего два года, умерла. На картине Суриков запечатлел именно тот момент, когда гордую несломленную женщину везут на санях в острог.

Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. События происходят в 17 веке. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. Выражение ее сурового лица, рука, поднятая вверх, изображающая двуперстный жест по старообрядческому канону, холодный уверенный взгляд – все это говорит о великой силе и непоколебимости ее убеждений. И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца.

Большинство людей среди толпы смотрят на происходящее с сочувствием, и лишь некоторые относятся к боярыне с осуждением или пренебрежением. Остальные же воспринимают это как трагедию, многие даже кланяются ей и провожают взглядом, наполненным состраданием и жалостью. На картине также можно увидеть самого автора – Суриков изобразил себя в образе странника, сочувственно глядящего вслед боярыне.

Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Героизм данного образа заключается в том, насколько человек становится сильным, мужественным и целеустремленным, когда верит в идею, когда у него есть собственные убеждения, которых он всеми силами придерживается, и следуем им до конца. У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот. Благодаря своему таланту и посредством живописи художник Суриков сумел показать, каким храбрым и самоотверженным может быть русский человек.

7 класс

Композиция картины

Произведение Василия Ивановича Сурикова содержит в себе множество разных интересных композиционных элементов. Так, рука боярыни Морозовой, поднятая к небу, символизирует язык некого «черного» пламени, взметнувшегося к Богу

Зима с характерными для неё тонами синевы удачно акцентирует внимание зрителя на шубе, являющейся темным пятном на переднем плане картины. Это выгодно подчеркивает строгое одеяние боярыни.

Необходимо отметить тот факт, что Суриков в своем творении активно использует красоту переливающихся оттенков лежащего на дороге снега. Благодаря этому приему одежда центральных героев приобретает яркость и насыщенность. К примеру, жалкие рваные и бесцветные лохмотья юродивого, сидящего на дороге, приобретают необычайную живописность для зрителя.

В толпе, окружающей боярыню на московской улице, художник мастерски изобразил палитру различных настроений. На лицах некоторых людей видно нескрываемое восхищение главной героиней. Другие же выказывают лишь пренебрежение и презрение к Морозовой. Но бо́льшая часть толпы искренне сострадает боярыне, провожая её в последний путь. Народная поддержка является источником стойкости и непоколебимости княгини.

Среди всех персонажей заметно выделяется нищий юродивый

Хоть он одет в лохмотья и голоден, всего его внимание устремлено к Морозовой. Он искренне восхищается её упорством и стойкостью, силой характера и мужеством

Суриков хочет показать зрителям, что юродивый требует жалости и сострадания не столько к себе, сколько к главной героине.

На картине изображена также родственница боярыни Морозовой — её сестра. Голова женщины покрыта белым платком, который расшит красивой и богатой вышивкой. Евдокия Прокопьевна Урусова во что бы то ни стало готова совершить аналогичный поступок и поддержать Морозову.

По видимому следу, оставленному санями в рыхлом грязном снегу, можно сказать, что художник замечательно изобразил картинку, дающую ощущение теплого зимнего дня. Автор применил прием контраста. Люди в толпе одеты в разные одежды — как богатые, так и убогие. Этим он хотел показать контраст судеб. Темная масса из одежд образует некую тональность, которую подчеркивают синие, красные и желтые цвета, расположенные в разных частях картины.

Слева от боярыни расположились дьяки. Они не скрывают своего смеха и презрения, наблюдая за ней. Их поведение понятно, поскольку церковь находится на стороне царской власти, следовательно, дьячки уверены в справедливости и правильности происходящих событий с княгиней.

Палитра эмоций, изображаемых детьми, интересна для зрителя. Так, одни из них громко и неистово смеются, подражая взрослым и не понимая всей серьезности и трагичности разворачивающихся событий. В глазах других детей читается нескрываемый страх. Они напуганы, поскольку не понимают фанатизма и исходящей ярости от боярыни, которая зовет народ встать на истинный путь веры.

На картине среди представительниц женского пола нельзя разглядеть ни одного радостного выражения лица. Все женщины, в том числе барыни в богатых и одеждах и девушки из простонародья, скорбят по горькой и тяжелой судьбе Морозовой. Особо выделяется среди них молодая монахиня, глаза которой преисполнены ужасом и тревогой.

В толпе также находятся староверы, которые являются сторонниками боярыни. Их можно обнаружить по особому одеянию и взгляду, пропитанному страхом и опасением за свою будущую жизнь. Но они, находясь среди москвичей, ничем себя не выдают. «Преступный» знак, то есть двуперстие, за Морозовой повторяет лишь юродивый, который искренне восхищается мужеством главной героини.

2 вариант

Картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена истории русского церковного раскола, произошедшего в семнадцатом веке. Суровость народного бунта и спорность ситуации автор произведения передает с помощью цвета. Важную роль в полотне играют детали и изображенные на нем лица людей.

На переднем плане показана героиня, имя которой вынесено в названии картины. Руки женщины заключены в цепи, её увозят на лошадях для того, чтобы она понесла наказание за распространение идей староверов в обществе. Два пальца, которые подняты вверх, являются символом бунта над нововведениями в религии. Лицо героини выражает непреклонность характера. Она уверенна, что поступает правильно.

Неоднозначность принятия реформы в народе автор отображает в условном разделении картины на две части. Справа показана толпа, сочувствующая главной героине. Это староверы. Они со страхом смотрят на Морозову, прощаясь с ней взглядом, как вынуждены отречься от своей веры. Среди них можно увидеть не только бояр, но и крестьян. Это можно заметить по одежде вышедших на протест в лютый мороз. Например, мужчина, сидящий на снегу в правом нижнем углу, облачен в лохмотья. Слева изображены люди, с насмешкой сопровождающие повозку боярыни. Это те, кто принял религиозные нововведения.

Вся композиции картины заключена в церковную оболочку. Об этом свидетельствует не только основной сюжет произведения, но и многочисленные купола, виднеющиеся на заднем плане, и огромный крест на груди мужчины, который подобно главной героине поднял два пальца, и икона, будто спрятанная в правом верхнем углу. Автор определил место образу Божьей Матери именно там, чтобы показать, что Бог на стороне староверов. Эти детали помогают понять позицию художника по поводу данного исторического события. В.И.Суриков сопереживает людям, понявшим всю тяжесть своей судьбы после проведенной реформы. Его вдохновляет их сила духа и умение сохранить своё достоинство, несмотря на государственные перемены.

Напряженность настроений в обществе, связанную с церковным расколом, автор передает, используя темные тона, которые контрастируют на фоне белоснежной зимы. Даже цветовая гамма произведения показывает двойственность произошедшего события: для кого-то это просто очередная реформа, для других серьезное моральное испытание.

Меня вдохновила картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» остротой изображенного в ней конфликта. Особенно хорошо автор передал сюжет с помощью цвета и мельчайшей детализации. Поражает умение художника передать неоднозначность крупного исторического явления в лицах людей самых разных сословий.

Слайд 51 Но юродивый не замечает ни тяжести вериг, ни

коченеющих ног, физические лишения не могут отвлечь его от главного – от духовного состояния Морозовой. Ему, оборванному, грязному, может быть, больше, чем всем остальным, понятен и близок подвиг боярыни. Разве на ней нет таких же гремящих железных цепей? Разве не так же добровольно наложила их на себя Морозова? Разве не добровольно отказалась она от всего своего богатства, обрекая себя на голод, холод, тюрьму, мучения и пытки? Незабываемо лицо юродивого и выражение его взгляда, выпуклый лысеющий лоб, крупный, вздёрнутый нос, беззубый рот, обросший рыжими усами и бородёнкой, светло-серые полубезумные глаза. Суриков как бы говорит нам: смотрите, вот жалкий, полуголый, полубезумный нищий, а какая сила духа в нём заложена! Насколько этот безумный нищий в лохмотьях духовно чище хитрого и корыстного священника, кутающегося в лисью шубу! За юродивым справа во весь рост изображён странник – богомолец. Такие странники терпеливо и убеждённо, из года, в год измеряли шагами необъятные просторы Руси, переходя от монастыря к монастырю, распространяя слухи и идеи, нередко в своих котомках они разносили тайком старообрядческие книги.

Главная сила картины — СЮЖЕТ

Феодосия Прокопьевна была близкой родственницей первой жены царя Алексея Михайловича (отца Петра I).

Хрупкая и изящная девушка, Феодосия вышла замуж в 17 лет за одного из самых богатых людей государства — Глеба Ивановича Морозова.

У него была роскошная усадьба, десятки тысяч крестьян. А главное — он был ближайшим советником самого царя! Не было у боярина Морозова только одного — наследника.

И вот молодая жена родила ему долгожданного сына!

Казалось бы, впереди счастливая сытая жизнь… Но одно событие не даст этому случиться.

После реформ патриарха Никона церковь «раскололась» на два противоборствующих лагеря. Феодосия сильно переживала, но твёрдо решила оставаться на стороне старообрядцев.

Затем умер муж, ее защитник. Старообрядцев преследовали. Феодосия не стала скрывать своей веры. Наоборот, активно выражала свое несогласие с нововведениями.

Например, приказала носить себя в кресле на богослужения в «новообрядческие» церкви, показывая своё презрительное отношение к реформе.

Царь был возмущен поведением Морозовой, но за неё вступалась царица — Мария Ильинична Милославская.

 
Неизвестный мастер (ученик Симона Ушакова). Парсуна «Царь Алексей Михайлович». 1678—1683. Исторический музей в Москве.

Но вскоре и она умерла, и заступиться за боярыню Морозову было уже некому.

А тем временем Алексей Михайлович решил жениться второй раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной (матери Петра I).

В те времена вторую свадьбу играли более скромно, чем первую. Царь же устроил невероятно пышное торжество. То ли Морозова осуждала второй брак, то ли была недовольна чрезмерной пышностью, но факт остаётся фактом — она не пришла на свадьбу!

Алексей Михайлович пришёл в ярость… И приказал арестовать Феодосию.

Ее пытали на дыбе, принуждая отказаться от старой веры. Но она устояла. За это ее уже были готовы сжечь на костре! Но заступились бояре, так как это было слишком жестоко по отношению к представительнице их сословия.

Тогда, чтобы не вызывать много шума, царь приказал тихо и незаметно уморить женщину голодом в тюрьме.

А тем временем все ее имущество было конфисковано и подарено отцу новой царицы.

Вот теперь гораздо проще оценить силу образа боярыни, который создал художник.

Слайд 48 Боярышня в парчовой шапке — это юное жизнерадостное

существо, любящее веселье, наряды, забавы. И вот эта юная тепличная древнерусская красавица оказалась захваченной жизнью шумной уличной толпы, провожающей боярыню Морозову, и это соприкосновение с суровостью жизни потрясло всё её существо. В её глазах — испуг внезапностью увиденного и жалость при виде Морозовой. Она потрясена увиденным и всей душой жалеет Морозову, расправа с которой ей представляется бесчеловечной, несправедливой. Рядом с ней — старуха в парчовой одежде и тёмном платке с растительным узором, богато вышитым золотом. Она изображена во весь рост. Скорее всего, эта мамка, сопровождающая двух молодых боярышень, рядом с которыми она стоит. В руках старухи платочек. Её лицо находится в резком несоответствии с торжественным видом её богатого наряда. Перед глазами старухи только что проехали сани с Морозовой, но взгляд её не последовал за ними, а застыл, устремлённый вперёд, выражая скорбь и глубокое раздумье.

Описание и анализ сюжета

Центральной фигурой на полотне выступает боярыня Морозова. Она состояла в родстве с династией Романовых и находилась в близких отношениях с царем Алексеем Михайловичем. Помимо картины об этой поистине легендарной героине создано много художественных литературных произведений, повествующих о её насыщенной биографии и судьбе. Автором этих рассказов был русский драматург и прозаик Георгий Северцев-Полилов.

Картина Василия Ивановича Сурикова впечатляет своими масштабными размерами (304х568 см). Художник ответственно подошел к созданию полотна, делая множество зарисовок на протяжении четырех лет. Произведение написано масляными красками на холсте. Основной сюжет состоит в описании известных трагических событий в истории царской России середины XVII века, получивших название «раскол церкви».

Анализ картины «Боярыня Морозова» следует начать с разбора жанра и стиля. У произведения историческая тематика, написано оно в жанре реализма. Именно это позволяет автору наиболее точно и объективно описать портрет главной героини — боярыни Морозовой. Жанр картины иллюстрирует ход политических и социальных событий, заключающихся в расколе религиозных убеждений, который приобрел на Руси масштабный характер.

Реформы патриарха Никона, проводившиеся при поддержке Алексея Михайловича, привели к множеству политических и религиозных конфликтов. В это время церковь и царская семья начинают активную борьбу против старообрядцев, к которым относилась боярыня Морозова. На картине описание истории её жизни изображено довольно ярко и трагично.

За активную борьбу и неотступность от своих религиозных убеждений княгиня была лишена всего имущества и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре, где скончалась от истощения в 1675 году после двух лет тюремного заключения.

На полотне изображен переломный момент в жизни княгини, когда арестованную Морозову везут на казнь в место её заточения. Главная героиня, сидя на дровяных санях, величественно проезжает по московским улицам сквозь толпу. Её лицо и кисти рук бледны и безжизненны. Несмотря на всю тяжесть и безвыходность своего положения, боярыня не падает духом. Это видно по изображенному на рисунке знаку двуперстия, которое являлось символом старообрядчества. Главная героиня призывает окружающих её людей не отступаться от своих старых религиозных взглядов и идти с ними до конца.

Судьба художника

Потомок казаков, ещё с Ермаком покорявших Сибирь, Василий Суриков родился в Красноярске. Мать привила ему чувство прекрасного и любовь к старине. Мальчик рано начал рисовать и был крайне увлечён этим занятием. К моменту, когда пора было думать о продолжении обучения после уездного училища, у Сурикова уже скончался отец, денег у семьи не было. Тогда енисейский губернатор Павел Замятин рассказал о талантливом юноше золотопромышленнику Петру Кузнецову. Тот оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

В столицу молодой человек ехал на рыбном обозе два месяца. По пути он заглянул в Москву, которая навсегда покорила его: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Именно в этом городе он впоследствии будет жить и напишет свои главные полотна: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». После них о Сурикове заговорили как о живописце-историке.


Василий Суриков. (Wikimedia Commons)

У Василия Ивановича никогда не было настоящей мастерской. Он писал то дома, то на пленэре, то в залах Исторического музея. В обществе при этом он слыл за нелюдимого человека. Тепло и живое участие видели только его близкие.

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней словно и в душе самого Сурикова что-то умерло. Последующие полотна уже не вызывали стольких восторгов, как те, что были созданы при живой супруге. Суриков вновь и вновь брался за исторические сюжеты — переход Суворова через Альпы, покорение Ермаком Сибири, жизнь Стеньки Разина и т. п., — но каждый раз был не совсем доволен результатом.

Влияние церковной реформы

Изменения, введённые патриархом Никоном при поддержке царя, привели к расколу общества на две оппозиционные группы. Люди, придерживающиеся старообрядческих обычаев, отошли от православной церкви.

Свою карьеру будущий патриарх Никон начал с редактирования всех книг, которые должны были по своему содержанию соответствовать греческим правилам и уставам. Бо́льшая часть общества, а также царская власть положительно отреагировали на эту реформу, поскольку необходимость изменения церковных обрядов была очевидна. Своеобразная модернизация православной церкви осуществлялась в целях укрепления положения Российского государства на международной арене. Это позволило бы укрепить связи во внешней политике. Ситуацию понимали все: и царь Алексей Михайлович, и вся светская элита, и представители церкви.

Политика реформирования активно начала воплощаться в жизнь с 1650 года. Она положила начало возникновению общественного резонанса. При богослужении введения, связанные с проведённой реформой, состояли в следующем:

  • требование креститься тремя пальцами, а не двумя, новшество встретило массовое неприятие среди русского народа;
  • число поклонов подлежало сокращению (с 6 до 4);
  • совершение крестных ходов против солнца;
  • при причащении было уменьшено количество просфор;
  • поклоны во время молитвы нужно было совершать не до пола, а лишь до пояса;
  • введение в пользование нового Служебника;
  • исправление молитв в соответствии с греческими уставами, что привело к значительному изменению их смысла и усилило недовольство русского народа;
  • иконы, написанные по старому образцу, подлежали уничтожению.

Таким образом, главной идеей картины является донесение до зрителей трагических событий, существовавших в судьбе русского народа. Реформа привела к церковному расколу и множеству человеческих жертв. Старообрядцы (староверы) совершали в этот период самосожжения, выражая тем самым несогласие с проводимой церковью политикой.

Произведение Василия Ивановича Сурикова не позволит современному поколению забыть об этом историческом периоде. Благодаря великому творению русской живописи любой человек сможет почувствовать страх, ужас и безысходность, которые испытывали люди в процессе осуществления радикальных церковных реформ.

С 1887 года по настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Долгая и кропотливая работа над этим произведением, включающая в себя массу этюдов, доработок и упорных поисков, принесла Сурикову славу и известность в истории русской живописи.

Слайд 45 Сразу же за юродивым и нищенкой стоит молодая

боярышня в голубой шубке и жёлтом шёлковом платке. Образ этот имеет большое значение в идейном смысле и во всей композиции картины. Молодая боярышня одета в красивую старинную шубку из бархата, с длинными прорезными рукавами. Шубка обшита по краям собольим мехом, украшена нашивками из серебра. Шёлковый ярко-жёлтый платок боярышни заколот у подбородка. Из-под платка выглядывает полоска алой шапки. Праздничные краски и драгоценные ткани одежды молодой девушки показывают её принадлежность к тогдашней знати, к которой принадлежали и боярыня Морозова и княгиня Урусова. Её склонённое прекрасное молодое лицо с опущенными глазами и скорбным ртом выражает глубокую печаль и безнадёжность. Молодая боярыня прощается с увозимой раскольницей. Когда сани проезжали мимо, боярышня проводила Морозову поклоном до земли и после этого поклона так и не выпрямилась до конца и осталась склоненной.

Слайд 38 На пёстром, разноцветном фоне толпы чётко выступает её фигура

в мрачной монашеской одежде, написанной очень тёмными красками. Раскольничий сарафан, на голове чёрно-коричневый треух, покрытый платком из шёлка, поверх сарафана надета чёрная бархатная шуба с широкими проймами для рук. Шуба обшита дорогим собольим мехом, застёжка сарафана – золотой тесьмой. Дорогой бархат и мех шубы пересекает железную цепь оков; золотую застежку сарафана опоясывает простая веревка. На ногах — голубые туфли. Руки Морозовой в железных оковах, соединены цепью. Правая рука, поднятая с двуперстным знамением, образует одну из самых важных и выразительных линий в картине. Поднятая вверх рука боярыни с двуперстным знамением — знамя раскола, знак призыва к толпе.

Описание картины «Боярыня Морозова»

Сюжет картины – отправление Феодосии из Москвы в заключение, что произошло 29 ноября (по новому стилю) 1671 года.

В сизом воздухе зимнего утра на санях-розвальнях везут закованную в цепи боярыню. Дорога завалена рыхлым снегом – в ноябре, когда происходили события, холод ещё не сковал землю. Узница в длинной и широкой чёрной шубе-телогрейке, под которой строгая чёрная одежда (она ведь уже монахиня), соответствующий головной убор – как подобает сану всё ещё богатой пленницы. Непокорная боярыня привалилась спиной к изголовью саней, где сидит ухмыляющийся возница. Она вцепилась левой рукой в жердь-боковину и высоко вскинула правую руку, осеняя толпу двуперстием. Мертвенная бледность лица, страстный взор запавших глаз, твёрдый жест привыкшей повелевать барыни, идущей теперь на погибель, делают её образ героическим. Непреклонность и верность своим убеждениям заставляют её сознательно пойти на муки и принять смерть.

Толпа вокруг саней мешает ехать, конь буквально продирается сквозь людскую массу. Удивительно, многоликое столпотворение не растворяет лица и образы людей – у каждого присутствующего свои уникальные эмоции. Здесь и злорадный поп, осклабившийся беззубым ртом, и юродивый в лохмотьях, поднявший руку в ответном жесте, и бродяжка, упавшая на колени. Для мальчишек это интересное зрелище – кто задумался, кто испуган, кто смеётся. Лица многих женщин серьёзные и сочувствующие, они провожают глазами Морозову, сжимая руки и сдерживая вскрики.

Стражники с секирами отгоняют от саней людей, но некоторые проскальзывают, чтобы поближе рассмотреть арестантку. Её образ – главный на картине, но неразрывно связанный с народной толпой, которая своими эмоциями и действиями «раскрашивает», оживляет всё действие и показывает его многозначительность. Страница истории, существенная для России и болезненная для общества, правдиво показана художником, как народная трагедия.

Особые символы в картине

Полотно наделено колоритными и многозначительными условными знаками:

Чёрный треугольник фигуры боярыни Морозовой как бы разрезает народную толпу на две части: взволнованных событием и глумящихся над жертвой – так и общество в целом церковной реформой было расколото;
Белый снег, мокрый и липкий, сохраняет следы и саней, и людей, вбирает в себя краски окружающего и заставляет их ярче выступать, обращая внимание зрителей на те или иные детали;
Лестовка на левой руке Морозовой – ступенчатые чётки из кожи, замкнутые в кольцо для непрерывной молитвы (лестница у старообрядцев символ непрестанного духовного восхождения). У каждого лестовка (от слова «лестница») своя

Справа стоит странник с корзиной и посохом, у него тоже лестовка – многие тысячи старообрядцев шли по Руси, ища приюта;
Церковь – очертания её туманны, а точное местоположение не имеет значения – она стала яблоком раздора;
Завернувшийся край жёлтого платка – выразительный признак того, что женщина поднимается с глубокого поклона;
Икона «Богоматерь Умиление» – к ней обращён взор мятежной боярыни поверх голов, у неё просит Морозова если уж не заступничества, то сил и мужества.

Динамизм сцены ярче всего подчёркнут бегущим слева мальчишкой в полушубке. Справа в красной бархатной шубе, сжав сплетённые пальцы и глядя исподлобья в лицо узницы, спешит её родная сестра, княгиня Евдокия Урусова. Их ожидает общая участь – она также погибнет в остроге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: