Краткая биография Виктора Васнецова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Краткая биография Виктора Васнецова
Васнецов Виктор Михайлович — выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.
Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.
Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.
Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.
Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.
см. также:Краткие биографии других художников
Краткие биографии известных людей
Краткие биографии писателей и поэтов
«Гумно» (1821)
Вскоре после получения звания академика живописи Венецианов неожиданно оставляет столицу и службу и поселяется в своем имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он создаёт самые значимые свои произведения, посвященные поэтизации крестьянской жизни.
Перед началом работы над картиной «Гумно» художник приказал своим крепостным разобрать переднюю стену в большом сарае, где хранилось зерно. Он поставил перед собой задачу передать и глубину, подобные тем, которые поразили его в картинах французского живописца Франсуа Гране. Кроме удивительного для того времени изображения уходящего вдаль помещения, впечатляет тщательно выверенная композиция из замерших в разных позах фигур крестьян и животных. Они полны античной значительности и удивительной поэзии.
Картину высоко оценил император Александр I, который купил её у художника, еще и подарив автору перстень с бриллиантом. Это немного облегчило его материальное положение.
«Утро помещицы» (1823)
Роль Венецианова как основоположника жанрового многообразия в русской живописи неоспорима
Одним из первых он попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив пути будущим гениальным пейзажистам — Левитану, Шишкину, Куинджи, Саврасову. В портрете он показал совершенно непривычных главных героев — людей из народа
Но поэтизация бытового жанра была явлением особенно новаторским.
Считается, что героинями своей картины мастер сделал свою жену — Марфу Афанасьевну — и её крепостных девушек. Это объясняет то теплое чувство, которое пронизывает сие полотно. Здесь нет противостояния хозяйки и её подневольных служанок — это больше похоже на семейную сцену, в которой у девушек есть своё достоинство и спокойная красота. Не менее важную роль играет в картине окружение: любовно выписанное наполнение интерьера и — что особенно бросается в глаза — мягкий, но всё заполняющий свет.
«На жатве. Лето» 1820
Картина представляет собой окно в большой мир крестьянских забот. Тянется до самого горизонта местами убранное ржаное поле. Желтая нива блестит от раскаленного солнцем воздуха. Вдали видны женские фигуры жниц. Идет своим чередом жатва — вяжутся стога.
На переднем плане сидит мать, кормящая грудью своего младенца. Его принесли покормить старшие дети. Рядом с женщиной лежит серп. Жница смотрит на спелое поле, прижимая к сердцу ребенка. Ее ждет работа, с которой нужно справиться в короткие сроки. В этой картине художник показал идиллию – красоту крестьянских будней и прелесть русской природы, скрыв все тяготы крестьянского труда.
Главная тема творчества Венецианова – человек на земле, его связь с природой. Художник показал на своих полотнах повседневные занятия крестьян, их быт, характеры, взаимоотношения с окружающим миром. Свою первую скрипку в живописи он сыграл мастерски. В этом и есть истинная ценность художника А. Г. Венецианова.
Уважаемый читатель! Приглашаю вас совершить экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций!
↑ Деревенская тема
В 1818 г. Венецианов навсегда оставил государственную службу, женился и уехал в родовое имение жены – Сафонково. Именно тут он обрел источник вдохновения для своей главной темы творчества. Сначала это были частные портреты крестьян, затем – художественные композиции из народной жизни. В 1822 г. одна из таких картин художника – «Очищение свеклы» — была показана императору. Полотно поместили в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, а автору заплатили тысячу рублей. Считается, что именно эта картина Венецианова является точкой отсчета в зарождении и развитии бытового жанра в русском искусстве живописи.
Следующая картина – «Гумно» — стала одной из лучших его работ. За нее заплатили 3000 рублей и разместили в постоянной экспозиции Эрмитажа. На полученные деньги Венецианов открыл школу, где бесплатно обучал живописи молодых и талантливых людей всех сословий, многие из которых даже жили у него. На его счету больше семидесяти учеников, о которых он по-отцовски заботился, а некоторым крепостным даже помог получить вольную.
Параллельно с педагогической деятельностью Венецианов много работал в созданном им направлении – писал картины деревенского быта. Но со временем они все более сдержанно принимались Академией художеств, все больше ему нарекали на отсутствие академичности в изображении, странности сюжетов. Чуждыми и непонятными остались тогда его шедевры: «Жнецы», «Кормилица с ребенком», «Купальщицы». В последней он написал обнаженные тела деревенских купальщиц не по классическим канонам красоты, а по каноном реальности простой, здоровой деревенской жизни.
В 20-ых годах Венецианов написал несколько крестьянских портретов, на которых изображены или девушки то с крынкой молока, то с васильками, то со свеклой, или задремавший под деревом мальчик, или простые и мудрые лица стариков и старух.
«Захарка» (1825)
Крестьянские дети — частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен — это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка — главный герой С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.
Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова — гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.
«Жнецы» (1820-е)
Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, — выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои — простые крестьяне.
На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку — кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои — их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное — ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.
На пашне. Весна. По картине А.Венецианова
При просмотре довольно странного полотна «На пашне. Весна», созданного художником Алексеем Венециановым, возникает масса вопросов. Впрочем, без этой картины сложно для себя вообразить пейзажи русской земли. Попытаемся подробно взглянуть на данное полотно, и по возможности найти ответы на все вопросы.
На картине представлено перепаханное весеннее поле. Кое-где по обочинам всходит зелень, которая отлично просматривается на первом плане, где еще нетронуто поле.
Справа начинают покрываться зеленью юные деревца, расположенные рядом со срубленным пнем. Нарядно одетая девушка в нарядном сарафане и прекрасном кокошнике без труда ведет за собой по пашне лошадок, которые боронят землю. Девушка босиком ступает по земле, ее поступь довольно легка, она будто парит, а лицо озаряет улыбка.
Справа на картине посиживает малютка, безмятежно забавляясь некими собственными игрушками. Практически все, изображенное в произведении можно охарактеризовать прилагательными «прекрасный» и «прекрасная».
Что же в данной картине необычного, заставляющего зрителю испытать чувство удивления?
Нам всем известно, что деревенская работа – это изнурительный труд, идти по полю с бороной на лошадях, достаточно тяжело, как для человека, так и для животного. Так для чего девушка нарядилась? И почему столь тяжелая работа доставляет ей столько радости и легкости?
Животные также не отягощены своей деятельностью. Стоит заместить, что на картине изображена ранняя весна, так что заставило девушку разуться? Ведь исходя из того во что она одета можно с уверенностью сказать, что она не относится к самому низкому сословию, поэтому наверняка у нее есть обувь.
Отчего малыш в одной только рубашке посиживает в это время года на обнаженной земле и не зябнет, не проронил ни слезинки? И, в конце концов, отчего девушка гораздо больше лошадок, несмотря на то, что эти животные — не пони?
Ответ на все эти вопросы лежит на поверхности: художник изобразил на холсте обычную крестьянскую девушку, которую наделил волшебным образом весны. Именно такой для автора представляется весна: красивой, изящной, свежей, легкой поступью скользящей по пашне, неся за собой детский смех и природу в целом.
Мастер передал пейзаж с особой любовью. Венецианов первым стал изображать в своих произведениях русскую землю, до него пейзажи такого плана являлись неугодными кисти и красок.
«Жнецы» 1825
На картине представлена сцена из крестьянской жизни, которую художник наблюдал в поле, на жатвенных работах. Героями картины являются крестьянка Анна Степановна и ее сын Захарка. Жница остановилась отдохнуть, и в этот момент ей на руку сели две бабочки. Бросается в глаза ее печальный, усталый вид. В глазах кроется обреченность, на лице играет полуулыбка. Держа руку на весу, она показывает прилетевших красавиц своему сыну. Мальчик рассматривает их с удивлением и интересом. Он радуется жизни. Главная идея картины заключается в том, что крестьяне близки к природе, любуются ее красотой, проникаются ею.
Для более глубокого изображения тяжелой крестьянской доли художник использует отдельные детали: потемневшая от работы холщовая женская рубаха, сшитый из лоскутов сарафан, выступивший жар на лице жницы, обессиленные нежные руки, держащие серп, обветренные пальцы мальчика… Какой бы жестокой не была судьба, крестьянка стремится к красоте. Об этом напоминают ее скромные бусы.
«Автопортрет» (1811)
После 1802 года Венецианов переезжает в Петербург, где пытается сделать себе имя и начать с помощью живописи зарабатывать на жизнь. Вскоре он вынужден поступить на службу мелким чиновником в почтовую канцелярию. Счастливый случай позволил ему познакомиться со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским (1757-1825), который высоко оценил картины Венецианова и стал его наставником и в профессии, и в жизни. Возможно, благодаря его влиянию Венецианов подает прошение в Академию художеств о получении официального звания живописца. Согласно уставу Академии, соискателю необходимо было представить свою работу. С этой целью Венецианов пишет автопортрет.
В этой картине уже виден высокий уровень технического мастерства художника. Это точная и правдивая работа настоящего реалиста, лишенная романтического налета и украшательства. Высоко была оценена и психологическая глубина образа, созданного художником. Здесь и внимательная сосредоточенность на работе, и явственно ощущаемое чувство собственного достоинства.
Венецианов был определен Советом Академии художеств в «назначенные» — один из формальных уровней квалификации художника, который давал возможность получения звания академика после выполнения задания, назначенного Советом. Венецианов становится академиком после написания заданного портрета К. И. Головачевского.
Ученик Эрмитажа
Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в семье греческого происхождения. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах. В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали. Семью записали в купеческое сословие.
Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ — портрет матери.
Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.
В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки. Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо».
Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки.
Алексей Венецианов. Портрет Н.П. Строгановой. 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Венецианов. Портрет М.А. Венециановой. 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Венецианов. Портрет М.А. Фонвизина. 1812. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1808 году Венецианов решил издавать «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первый российский юмористический листок. Но читатели его так и не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли, а художник еще долго отдавал долги.
В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом — в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника. Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ — «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет. Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика.
В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.
«На пашне. Весна», Венецианов
Год написания: 1820-еРазмер: 52,3 × 66,7 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
12 предложений/ 127 слов
Картина Алексея Венецианова «На пашне. Весна» стала одним из признанных шедевров художника. Полотно сочетает в себе черты реализма и романтизма.
На холсте изображена статная молодая крестьянка, босиком шагающая по полю и ведущая за собой двух лошадей, боронящих его. Образ девушки созвучен с образом плодородной матери-земли. Героиня одета в нарядный алый сарафан, белую рубаху и высокий кокошник. Взгляд светлых глаз девушки направлен вправо — туда, где на траве играет её ребёнок.
За спиной красавицы простирается бескрайнее поле, заканчивающееся узкой полосой леса. На поле можно заметить и других работниц. А в вышине по светлому весеннему небу неспешно плывут облака.
На центральном плане справа изображены молодые деревья, растущие рядом с сухим пнём, оставшимся от сломленного ветром могучего ствола. Впереди, там где сидит малыш, у самой кромки поля растут голубые цветы.
Вариант 2 — Подробно
16 предложений/ 205 слов
Картина «На пашне. Весна» — это одна из самых известных работ художника Алексея Венецианова. Данное полотно искусно сочетает в себе черты реализма и романтического вымысла.
Центральным образом картины стала молодая светловолосая крестьянка, статно шагающая по полю и ведущая за собой двух боронящих землю скакунов. Девушка одета в нарядный алый сарафан с изображением весенних цветов и высокий кокошник. Она идёт по полю босиком. Взгляд героини обращён вправо — туда, где на траве играет её маленький ребёнок.
Фигура девушки несколько увеличена по сравнению с масштабом лошадей, а наряд её слишком яркий и праздничный для простой крестьянки. Это, безусловно, придаёт образу героини романтические черты, позволяя зрителю воспринимать его аллегорично. Крестьянка-мать кажется похожей на древнеримскую богиню природы Флору и словно олицетворяет собой всю русскую плодородную землю, пробуждающуюся с приходом весны.
Пейзаж на картине Венецианова не менее живописен, чем образ главной героини. Низкая линия горизонта позволяет художнику продемонстрировать широту и простор бескрайнего поля, на котором работают крестьяне.
Над полем возвышается светлое весеннее небо с плавно плывущими по нему облаками. На дальнем плане слева виднеется фигура ещё одной девушки, также боронящей землю. Справа впереди можно заметить тонкие молодые деревца, растущие рядом с засохшим пнём старого сломленного ветром дерева. Впереди, где играет малыш, на зелёной траве у кромки поля растут голубые цветы.
см. также:Все сочинения-описания картин
«Жница»
В указанное десятилетие произошли важные перемены в жизни и творчестве Венецианова. В 1819 году он оставил службу, купил имение в Тверской губернии, где и начал разрабатывать новый жанр крестьянской темы.
Первая картина Венецианова, посвященная простым бытовым сценам, называется «Жница». Полотно было создано в середине 1820-х годов. Оно примечательно тем, что открыло новый этап в творчестве автора, отныне взявшегося воспроизводить с максимальной точностью картины деревенских трудовых будней и русскую природу. На холсте нарисована молодая девушка в праздничном крестьянском наряде. У нее в руках серп, который указывает на род ее занятий.
Образ изображен художником с особенной торжественностью: поза и выражение лица девушки дышат спокойствием и умиротворением. Таким образом, новый этап в карьере художника открыла картина «Жница». Венецианов с тех пор стал активно разрабатывать тему жанровых крестьянских сцен в живописи.
«На пашне. Весна» (1820-е)
Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина — часть цикла, посвященного временам года.
Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки — всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.
«Гумно», Венецианов
Год написания: 1821Размер: 80,5 × 66,5 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
11 предложений/ 116 слов
Картина Алексея Венецианова «Гумно» стала одним из первых произведений русской живописи, запечатлевшим крестьян в их естественной среде. На полотне изображено просторное бревенчатое помещение, предназначенное для хранения зерна после жатвы.
На переднем плане возле арки слева можно увидеть усталую женщину в синем сарафане и алом кокошнике. Она сидит на полу, снимая с ноги лапоть.
Справа стоят три девушки. Одна из них держит в руках серп, другая что-то подметает веником. Впереди на бочонке сидит измождённый бородатый мужчина в холщовой рубахе.
В глубине сарая видна большая куча зерна. Рядом с ней расположился молодой крестьянин с телегой. Он собирается отвезти хлеб на дальнейшую переработку. Справа двое мужчин катят такую же телегу обратно на поле, чтобы снова привести оттуда свежескошенных колосьев.
Вариант 2 — Подробно
17 предложений/ 223 слова
На картине Алексея Венецианова «Гумно» изображено помещение, где обычно деревенские жители хранили зерно после жатвы. Это просторная комната в бревенчатой избе. Здесь расположились отдыхающие после тяжёлой работы в поле люди.
Полотно стало одним из первых произведений русской живописи, изобразившим крестьян в их естественной среде. Натурщиками для написания человеческих фигур выступили жители деревни Сафонково в Тверской губернии, куда намеренно перебрался художник, чтобы быть ближе к простому народу.
Напротив широкой арки слева изображена женщина в синем сарафане и красном кокошнике. Героиня сидит на сложенном куске ткани и устало смотрит прямо перед собой, снимая с ноги лапоть. Рядом с крестьянкой на полу лежит другой лапоть и серп.
Справа у стены стоят три девушки, а перед ними на деревянном бочонке сидит измождённый бородатый мужчина в холщовой рубахе. Женщины тихонько переговариваются между собой. Одна из них по-прежнему держит в руках серп, другая подметает пол.
За спиной героев в центре сарая можно заметить большую кучу зерна. Рядом расположился крестьянин с телегой, собирающийся увезти хлеб для дальнейшей переработки. Справа находятся двое других мужчин, везущих большую телегу, в которую запряжена белая лошадь. Они направляются обратно на поле, чтобы привести оттуда новую партию свежескошенных колосьев.
Сквозь открытые двери с разных сторон в помещение проникает тёплый солнечный свет, создающий приятное ощущение уюта. В этом просторном сарае уставшие крестьяне могут укрыться от палящего летнего зноя и немного передохнуть, прежде чем продолжить свою тяжёлую работу.
см. также:Все сочинения-описания картин
Календарь. Венецианов
- Подробности
- Создано 16.04.2020 18:52
- Обновлено 16.04.2020 18:52
- Просмотров: 3421
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)
18 февраля исполняется 240 лет со дня рождения художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847) В историю русского искусства Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) вошел как основоположник бытового жанра в живописи.Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи, переехал из Москвы в Петербург и стал учеником В.Боровиковского. Первые шаги в «художествах» он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом удивительно поэтичные, лирические, иногда овеянные романтическим настроением образы: портрет матери, А. Л. Венециановой (1801, Государственный Русский музей), портрет княжны В.С. Путятиной (вторая половина 1810-х, Государственная Третьяковская галерея).
Вскоре художник оставляет портретопись ради карикатуры, и за одну остросюжетную карикатуру «Вельможа» первый же номер задуманного им «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» был закрыт.
На рубеже 10–20-х годов Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. В картине «Гумно» (1821– 1822, ГРМ) он показал трудовую сцену в интерьере. Стремясь точно воспроизвести не только позы работающих, но и освещение, он даже велел выпилить одну стену гумна. Жизнь, как она есть, – вот что хотел изобразить Венецианов, рисуя крестьян за чисткой свеклы; помещицу, дающую задание дворовой девушке; спящего пастушка; девушку с бурачком в руке; любующихся бабочкой крестьянских детей; сцены жатвы, сенокоса и пр.
Гумно. 1821. Государственный Русский музей
На пашне. Весна. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея
На жатве. Лето. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея
В картинах Венецианова нет драматических завязок, динамичного сюжета, они, наоборот, статичны, в них «ничего не происходит». Но человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова истинно монументальными.Конечно, Венецианов не вскрывал острейших коллизий жизни русского крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Это патриархальный, идиллический быт. Но художник не вносил в него поэтичность извне, не придумывал ее, а черпал ее в самой изображаемой им с такой любовью народной жизни. В основу своего творческого метода Венецианов положил изучение действительности – «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого–либо художника». Главным для Венецианова были не какие–либо случаи или события в жизни людей, а сам человек.
Художник стремился воплотить национальный идеал русской красоты, видя его в первую очередь в одухотворенности и внутренней нравственной значительности образа. Венецианов был прекрасным педагогом. Школа Венецианова, венециановцы – это целая плеяда художников 20–40-х годов, работавших с ним как в Петербурге, так и в его имении Сафонково. Это А.В. Тыранов, Е.Ф. Крендовский, К.А. Зеленцов, А.А. Алексеев, С.К. Зарянко, Л.К. Плахов, Н.С. Крылов и многие другие. Среди учеников Венецианова много выходцев из крестьян. Под кистью венециановцев рождались не только сцены крестьянской жизни, но и городские: петербургские улицы, народные типы, пейзажи. Творчество Венецианова – важный этап на пути сложения русского критического реализма XIX в., и в этом непреходящее значение его живописи.
ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕНЕЦИАНОВА АЛЕКСЕЯ ГАВРИЛОВИЧА
Картина «Спящий пастушок»
Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром. «Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.
На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.
Картина «Захарка»
Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.
На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!
Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.
Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно». Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми». Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».
Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы. Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев. Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.
↑ Детство. Обучение
Венецианов родился 18. 02. 1780 в московской купеческой семье. Его отец переехал в первопрестольную из Нежина и занялся торговлей саженцами деревьев. У Алексея еще в раннем детстве обнаружились способности к рисованию. В юности он полюбил писать портреты. Сохранилась одна из его ранних работ – портрет А. Л. Венециановой – его матери. Обучался будущий художник сначала в частном пансионе, а по окончании его (1802) уехал в Петербург и стал служить в Департаменте почт.
Серьезное увлечение живописью привело его в мастерскую известного художника-портретиста Владимира Лукича Боровиковского. Он стал его учеником, одним из самых преданных и старательных. Без устали проводил сеансы копирования европейских шедевров в Эрмитаже.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Ясный осенний вечер Грабаря Картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Ясный осенний вечер» была написана им в 1923 году. На картине изображена осень, октябрь. Ведь картина была написана как раз после Октябрьской революции.
- Сочинение на тему Лирический герой Маяковского Будучи родоначальником направления в поэзии футуризм, глашатаем революционного движения большевиков, искренним, но жестким человеком по воспоминаниям современников
- Сочинение Мечта и цель Мечта – это движущая сила в нашей жизни. Каждый человек прекрасно понимает, что желание самостоятельно не исполниться, и чтобы его реализовать нужно приложить немало усилий и пройти нелегкий путь.