Учение – свет
Да и школа, изображенная на холсте, тоже непростая. Построенная на средства Рачинского в его родовом селе Татево, она стала первым российским образовательным учреждением с полным пансионом для детей крестьян. Посчастливилось учиться в ней и самому Богданову-Бельскому. Годы, проведенные в школе Рачинского, оставили неизгладимый след в душе художника. Практически на протяжении всей жизни он будет с благодарностью и теплотой возвращаться к этой эпохе, посвящая все новые и новые полотна как профессии учителя, так и процессу школьного обучения (, , ). И немудрено: образовательные методы, да и личность самого Рачинского были ну уж очень выдающимися.
Интересы профессора были чрезвычайно разносторонними, а в какой-то степени и взаимоисключающими. Математик и ботаник, он впервые перевел на русский язык знаменитый труд Чальза Дарвина о происхождении видов. В то же время Рачинский считал, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге».
Также он полагал, что тому, кто освоит церковнославянскую грамоту, будут доступны для понимания Данте и Шекспир, а человеку, знакомому с церковными распевами, станут ближе Бетховен и Бах. Более того, Рачинский разработал методику лечения заикания при помощи чтения старославянских текстов и церковного пения.
Поэтому в его школе в обязательную программу входили изучение закона Божиего, толкований Псалтири, а также участие в церковных службах. На картине «Устный счет» эта особенность нашла отражение в виде образа Богоматери с Младенцем, помещенного рядом с грифельной доской.
Вариант 1. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
- Творчество Маковского
- Справка о картине
- Сюжет полотна
- Описание помещения
- Дети в картине
- Труд учителей
- Говорящие детали
- Цветовая палитра
- Идея автора
- Моё впечатление
Художник Владимир Маковский посвятил своё творчество изображению жизни русских людей из самых разных слоёв общества. Он – великолепный мастер жанровой сцены в живописи критического реализма. Благодаря его картинам сегодня мы можем увидеть без прикрас Россию конца 19 начала 20 веков. Маковский был неравнодушен к тому, что происходит вокруг. Его полотна часто рассказывали о социальных проблемах общества и обличали недостатки существующего строя. Многие работы Маковского можно назвать идейными – в них он защищал интересы трудового народа.
Став художником-передвижником, живописец ездил с выставками по стране. В поездках он живо интересовался жизнью крестьян. Идеи народничества были близки мастеру. Он создал немало сюжетов с крестьянскими детьми. Полотно «В сельской школе» написано им в 1883 году.
Сюжет картины раскрывается уже в её названии. Он рассказывает о том, как и в каких условиях обучались сельские дети в последних десятилетиях 19 века.
Помещение школы мало чем отличается от обычной деревенской избы. Для занятий приспособлен большой деревянный стол. Его предусмотрительно придвинули к окнам, чтобы попадало больше естественного света. Ведь другого освещение в школе не наблюдается. Для учеников поставлены лавки с трёх сторон от стола. Справа на переднем плане расположена небольшая чёрная доска, на которой можно писать мелом.
В центре композиции картины – группа учеников, прилежно читающих и пишущих. Видно, что задания даётся им нелегко. Дети изображены разных возрастов. Их не делили на классы, а давали различные задания одновременно. Ученики ведут себя по-разному. Кто-то искреннее стремится получить новые знания, кто-то с трудом старается разобраться в пройденном материале. Две девочки возле доски отвечают на вопросы учительницы. Их лица напряжены. Ученицы что-то сосредоточенно вспоминают.
За процессом получения знаний следят две учительницы. Одна склонилась над пишущими девочками и что-то подсказывает им. Вторая учительница сидит возле доски с учебником в руках. Она внимательно и терпеливо слушает ответы учениц. Одежда преподавательниц отличается от крестьянской. На женщинах элегантные строгие блузки и юбки.
В картине есть детали, указывающие на серьёзное отношение детей к получению знаний и на безупречную дисциплину в школе. В облике каждого ребёнка читается старание к учёбе. Никто не спешит поскорее убежать на улицу, хотя день солнечный и тёплый. Зелень за открытой настежь дверью говорит о том, что уже наступает лето. Интерес к учёбе старших детей чувствуется и в поведении «случайных» героев – двух загорелых малышей. Они ещё не учатся, но очень бы хотели сесть за стол вместе с остальными, потому и зашли в школу.
Цветовая палитра полотна довольно насыщенна. В ней преобладают тёплые оттенки, много солнечного света. Спокойствия и уюта добавляют картине деревянные поверхности стен и мебели. С помощью цвета художник решает основную свою задачу – реалистично изобразить мир детства крестьянских ребятишек.
Автор стремился показать индивидуальность каждого героя на полотне
Он уделил внимание позам, мимике, одежде. Всё это усиливает впечатление от увиденного
Также мастер запечатлел для потомков обстановку меленькой сельской школы и условия обучения.
Вариант 2
Картина В.Е. Маковского “В сельской школе” – это произведение, которое передает атмосферу обучения в деревенской школе. На картине изображены ученики разных возрастов, которые сидят за партами и слушают учителя. В центре картины находится учитель, который объясняет урок. Вокруг него сидят ученики, которые внимательно слушают его слова. На заднем плане видно, как дети играют в игры и занимаются своими делами.
Картина В.Е. Маковского “В сельской школе” передает атмосферу деревенской жизни. На ней изображены ученики, которые учатся в маленькой школе. Учитель находится в центре картины и объясняет урок. Вокруг него сидят ученики, которые внимательно слушают его слова. На заднем плане видно, как дети играют в игры и занимаются своими делами.
Картина передает теплую и дружескую атмосферу, которая царит в деревенской школе. Она показывает, что образование доступно для всех, независимо от социального статуса. На картине видно, что ученики разных возрастов учатся вместе. Это говорит о том, что в деревне все жители знают друг друга и живут вместе. Учитель на картинах В.Е. Маковского всегда изображен как мудрый и добрый человек, который заботится о своих учениках.
Картина “В сельской школе” передает идею того, что образование – это ключ к успеху. На картине видно, что ученики учатся в маленькой школе, но они все равно получают знания и умения, которые помогут им в будущем. Картина В.Е. Маковского “В сельской школе” – это не только произведение искусства, но и исторический документ, который показывает, как учились дети в деревне в прошлом.
Картина передает идею того, что образование должно быть доступно для всех. На ней изображены дети разных возрастов и социальных слоев, которые учатся вместе. Это говорит о том, что образование не должно зависеть от социального статуса. Картина В.Е. Маковского “В сельской школе” – это произведение, которое вдохновляет на обучение и развитие.
Картина передает идею того, что образование – это не только получение знаний, но и развитие личности. На ней изображены дети, которые играют в игры и занимаются своими делами. Это говорит о том, что образование должно быть интересным и увлекательным. Учитель на картинах В.Е. Маковского всегда изображен как человек, который не только объясняет уроки, но и заботится о своих учениках.
Картина передает идею того, что образование – это не только дело учителя, но и родителей. На картине видно, что дети учатся вместе со своими родителями. Это говорит о том, что родители должны участвовать в образовании своих детей. Картина В.Е. Маковского “В сельской школе” – это произведение, которое вдохновляет на сотрудничество между учителями, родителями и учениками.
Картина передает идею того, что образование – это не только дело учителя, но и всего общества. На картине видно, что дети учатся вместе со своими родителями и другими жителями деревни. Это говорит о том, что образование должно быть делом всего общества. Картина В.Е. Маковского “В сельской школе” – это произведение, которое вдохновляет на сотрудничество и солидарность.
Картина передает идею того, что образование – это не только дело прошлого, но и настоящего. На картине видно, что дети учатся в маленькой деревенской школе. Но это не означает, что образование в деревне устарело. Сегодня в деревне также есть школы, где дети получают качественное образование. Картина В.Е. Маковского “В сельской школе” – это произведение, которое вдохновляет на сохранение традиций и развитие образования в деревне.
Картина передает идею того, что образование – это не только дело одной страны, но и всего мира. На картине видно, что дети учатся в маленькой деревенской школе. Но это не означает, что образование в деревне отличается от образования в городе или другой стране. Везде дети учатся и получают знания. Картина В.Е. Маковского “В сельской школе” – это произведение, которое вдохновляет на сотрудничество и обмен опытом в области образования.
Владимир Маковский «В сельской школе», 1883 год
На этой картине мы видим сельскую школу, обустроенную в обычном деревянном доме. Посередине избы стоит стол с двумя длинными лавками, на которых сидят дети разного возраста. С ребятами работают две учительницы, одна из которых что-то объясняет девочкам у доски, а другая помогает сидящим за столом.
Владимир Маковский «В сельской школе», 1883 год
Картину создал знаменитый передвижник Владимир Егорович Маковский, который большую часть своего творчества посвятил бытовым сюжетам из жизни простых людей. Не стала исключением и его работа под названием «В сельской школе», написанная в 1883 году.
Картина представляет собой обычный будний день, который дети проводят в школе. Школа не разделена на классы: здесь есть как и очень маленькие, так и довольно взрослые ученики. Интересный момент: в одном классе находятся сразу две учительницы, которые, вероятно, обучают детей разным предметам.
Судя по всему, перед нами не государственная земская школа, а сельская школа — одна из тех, которые крестьяне создавали на собственные средства. В такой школе жители села решали все вопросы сами, начиная от поиска и приспособления помещения до подбора учителей. Историк Николай Владимирович Чехов отмечал, что школа становится обычным явлением для сельского сообщества, если оно принимает в жизни школы прямое участие.
Обычно для сельской школы выделялась одна изба, в которой обучение вели либо грамотные крестьяне, либо учителя из «образованных», переходившие из деревни в деревню. Таких называли «ходячими» («нахожими», «хожалыми») учителями. В этих школах можно было научится, в основном, чтению, письму и арифметике.
Дети с большим интересом обучались наукам, ведь те времена существенно отличались от современных и учёба была для детей фактически отдыхом. Кроме того, многие не имели возможности учиться регулярно и приходили на занятия только зимой, когда у крестьян не было работы в поле, а также в промежутках между посевной и уборочной.
Владимир Маковский «В сельской школе», фрагмент
Домашних заданий в то время не было — дети не имели возможности заниматься в тёмных и тесных избах. Поэтому всё обучение полностью проходило в школе.
Учебники в то время были, хотя, конечно, не для каждого ученика, как сейчас. Был один или несколько учебников на класс, по которому учились все дети. В некоторых деревнях существовали даже библиотеки, создаваемые местными энтузиастами.
Разглядывая картину Маковского «В сельской школе», можно подметить различные интересные детали. Например, все дети одеты чисто и аккуратно, многие из них в обуви, что было редкостью для того времени. Также примечательно, что в классе находятся совсем маленькие ребятишки, которые, скорее всего, пришли за компанию со своими братьями или сёстрами.
Популярные сегодня темы
Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.
Когда смотришь на произведение «Февральская лазурь» на первый взгляд, кажется, что художник изобразил самую обыкновенную зимнюю природу. На земле голубоватым покрывалом лежит снег.
Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Утро в сосновом лесу” в 1889 году. На переднем плане изображена лесная поляна, окружённая могучими высокими соснами. Одна из основных деталей картины – это упавшая сосна
С большой уверенностью можно сказать, что так как Айвазовский, никто из маринистов моря не изображал. Какую любовь нужно иметь к морю, чтобы так точно красками передать всю его красоту.
Одна из самых добрых и легких картин Василия Сурикова была написана в его родном городе Красноярске и представлена в 1891году, которая сразу завоевала всемирную известность. Она была написана после тяжелого периода художника
Описание картины Маковского В сельской школе
Это такая многообразная картина, то есть тут так много персонажей, достаточно много ситуаций школьных. Мне интересно было рассматривать эту картину.
Конечно, тут не так, как у нас на уроке… Больше свободы, меньше удобств. Урок идёт в деревянном доме – на селе. Но тут чисто, просторно. Большинство детей сидят за деревянным большим столом. И не обедают, а что-то пишут. За окнами лето, красота! Даже странно, что дети не в поле, не в огороде, даже не на речке, а тут.
Все загорелые – много проводят времени на солнце. Тут нет электричества, занимаются утром и днём. Дети в простой крестьянской одежде: рубашки, штаны для мальчиков, сарафаны для девочек. Ещё у девиц косынки на головах.
Справа у «доски» стоят трое: учительница и ребята. Она что-то объясняет. Слева учительница склонилась над столом, тоже что-то объясняет детям. Даже две учительницы на такой класс пришлось трудоустраивать. Наверное, дети всё-таки не совсем сообразительные по части чтения и математики… Они в другом сильны – в физ-ре и ботанике прикладной! В углу стоит мальчик-хулиган. Наверное, он отвлекал других.
Интересно, что все дети разного возраста. Как же они учат одну тему? Может быть, учителя приехали только на один сезон – на лето с «гастролями». Вот и решили всех сразу научить! Конечно, понятно, что в деревне не наберется детей на нормальный первый или пятый класс. Тут частично и детский сад. Тот мальчик-хулиган, ему лет шесть, а девочке в красной рубашке – года четыре. Возможно, их просто не с кем оставить… Или они пока «впитывают» знания, но не учат уроки.
На стене какой-то плакат, но я вижу, что наверху иконы. То есть там угол с полочкой угловой – как раз напротив входа. Там должны быть иконы. И по-моему они там есть, только лампадка не горит.
В принципе, симпатичная школа. Вот так выучил три буквы, три цифры, побежал гулять на улицу. И в речке купаться! А то в городе до речки добраться можно только на выходных, и то не каждый раз.
6 класс
2 вариант
Школа – один из самых ярких моментов в жизни любого человека. Годы, проведённые в ней, пролетают незаметно. Это словно родной дом, в котором ждут тебя братья и сёстры, заботливые учителя, точно настоящие родители. Но как учились дети в далёкие времена? Владимир Маковский запечатлел в своей картине школу 19-го века, чтобы потомки могли увидеть разницу.
Изучая творение художника, вначале бросаются в глаза персонажи. Они составляют основу произведения. Героев настолько много, что углубляться в образ каждого из них большинство зрителей не станут. Поэтому стоит выделить главное. Почти все персонажи – дети. Возраст примерно у всех одинаковый. Класс наполняют девчонки и несколько мальчишек. Люди разные. Отличие начинается в одежде и заканчивается во внутреннем мирке. Но объединяет всех учёба
И уже неважно, кто из них отличник, а кто двоечник: маленькими шажками все движутся по лестнице, ведущей во взрослую жизнь. В этот период жизни детки ещё не осознают в полной мере ценность настоящего момента
Возможно, эту мысль хотел передать зрителю Маковский.
Ближе к зрителю – маленький мальчик в красной рубахе. Сидит на стульчике, опустив босые ноги на деревянный пол. Главное в этом образе – лицо. Наверное, каждый вспоминает себя на его месте: идеальных учеников не бывает, жестокая критика порой наносит сокрушительный удар, отбивая желание даже пытаться усвоить материал. Самое страшная в этом – реакция родителей. Об этом размышляет юный ученик с унылым взглядом, отвернувшись от остальных.
Справа – школьная доска. Стоит рассмотреть её деревянное крепление. Рядом видна женщина. Красавица. Сердце учительницы переполнено любовью к детям – это подчёркивают черты лица. Переживая за каждого ребёнка, она с печалью смотрит на девочек. Две девчонки тем временем стоят и размышляют. Урок не из лёгких, судя по напрягшимся взглядам. Впрочем, нагружать мозг нужной информацией куда полезнее, чем «считать ворон».
Переходим к главному отличию старых школ от современных. Нет, это не деревянный огромный стол для учеников. И даже не длинные скамейки. Отличие кроется в уважении ученика к учителю. Конечно, в наше время многие ценят этот тяжёлый труд, который круто бьёт по душевному состоянию. Но далеко не все. Хуже всего, когда сами родители этого не понимают. Или не хотят понимать. Раньше дела обстояли иначе. Стояло правило: учитель – авторитет. Чтобы это понять, достаточно бросить мимолётный взгляд на сосредоточенные лица ребятишек. И никого заставлять учиться не надо было.
Душевная картина. Здесь прекрасно всё: интерьер, природа за окном, взрослые женщины, детишки. Шедевр дарит настроение любому, кто на него взглянет.
Школьный вернисаж
Ш кольные будни в ХХI веке или пару столетий назад. Меняются и форма, и содержание. От сельской избы — к просторным классам, от гусиного пера к шариковым ручкам, от устного счета — к информатике. Прежним в школе остается лишь главное — учитель и ученики. Сегодня мы вместе с Натальей Летниковой заглянем в классы разных эпох вслед за известными художниками.
«В сельской школе». Владимир Маковский
1883 год в сельской школе. Деревянные стены, большой стол вместо парт и скамейки вместо стульев. Крестьянская одежда и простые косынки у девочек. Ученики сельской школы конца ХIХ столетия постигают азы наук в перерыве между жатвой и новой посевной. Школа здесь не долгий путь к знаниям, а лишь передышка. Возможность заглянуть в совсем другой мир. Лишь на то короткое время, когда не надо в поле.
«Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского». Николай Богданов-Бельский
Пример на доске — работа мысли на лице. Сельский учитель — профессор МГУ Сергей Рачинский. Место действия — село Татево, куда потомок дворянского рода приехал из Москвы, чтобы открыть школу для деревенских детей. Разработал профессор свою систему обучения устному счету, по которой учился и художник Богданов-Бельский. Тот самый случай, когда учитель дает дорогу в жизнь и помогает стать художником.
«1 сентября». Анатолий Волков
Первое сентября в каждом доме, где есть обитатели от 7 до 17. В эпоху школьной формы и белоснежного фартука или сарафанов и пиджаков с шевроном. Волнительное утро. Для девочек — у зеркала, в котором отражается не только ученица, но и праздничный букет. Картина выставлялась с 1950 по 2008 год на 12 международных выставках. За это время обладательница форменного платья успела покинуть парту и наверняка отвести в школу не только детей, но и внуков.
«Первое сентября». Александр Кречетов
Словно иллюстрация к идеям Ушинского и Сухомлинского — дети и родители на общем пути к знаниям. Совместные бдения над домашним заданием, проверки дневников и выволочки за плохие оценки — впереди. Пока же на школьном дворе царит оживление и гомон. Художник уловил солнечное настроение первого школьного дня 1980 года. Заканчивать школу этим мальчикам и девочкам предстояло в «свободной форме».
«Опять двойка». Федор Решетников
Хрестоматийная картина Федора Решетникова — о многих школьных историях. Общее для всех — виноватый вид главного героя. Сегодня радостно его встречают лишь братик и собака. Семья расстроена, двоечник — в отчаянии. В руках видавший виды и многие школьные сражения портфель. Видны коньки — прекрасная альтернатива сидению за уроками, в глазах — тоска. Предстоит работа над ошибками, которых очень много.
«Экзамен». Иван Тихий
Ты и доска. Один на один. Неминуемое противостояние. Смущение, волнение, провалы в памяти. Мел, замерший в руке, вместо того, чтобы бегло строчить на доске. Экзамен. Художник вместе с застывшим классом на картину будто вписал и тишину, в которую этот класс погрузился. Хотя самые отчаянные всегда пытаются шептать. С места, чтобы, оказавшись у доски, смущаться, волноваться. Вспоминать даже то, чего не знаешь.
Сочинение по картине В сельской школе В. Маковского (6 класс)
На картине изображена сельская школа, а вернее один из классов, в котором стоит длинная деревянная парта, скамейки и небольшая школьная доска, необходимая для записей. В классе находятся ученики младших классов и их учителя. Сама обстановка в школе уютная и приятная.
Видно, как за столом ребята старательно выполняют задания, которые для них приготовила учительница. Они внимательно слушают ее и пытаются понять и запомнить школьный материал.
Вся картина изображена, в основном, в коричневых тонах. Стены и полы в школе сделаны из досок.
Слева картины два мальчика заняты какой-то игрой. У доски рядом с еще одним учителем стоят две девочки-ученицы, которые видимо рассказывают домашнее задание. Одна из них опустила свой взгляд вниз и очень переживает, так как плохо выучила материал, а вторая девочка пытается старательно дать ответ на заданный вопрос и получить хорошую оценку. Учительница же терпеливо ждет ответов от двух девочек.
Виднеется широкое окно в классе, в котором изображена прекрасная теплая и солнечная погода. Но никто из детей не смотрит в него, все заняты своими делами, ведь нужно учиться и получать необходимые знания. И по картине можно заметить, что всем детям очень интересно учиться в этой школе.
Самое интересное, что все ребята разного возраста, так как в деревне вряд ли наберется много классов. Тут дети и шестилетнего и десятилетнего возраста.
Также на урок решили забежать мальчишки помладше, детсадовского возраста. Они прогуливались по деревне с босыми ногами и решили заглянуть в класс. Ведь через пару лет придет и их черед учиться здесь. И им стало очень любопытно, и они решили забежать в школу.
В правом углу класса наверху на полке стоит икона, а ниже на стене висит какой-то плакат. Царит очень спокойная и добрая атмосфера. Видно, что учителя вежливые и любят своих учеников, а ребята очень старательные и хотят быстрее многому научиться.
Глядя на эту картину, вспоминаются свои школьные годы, ведь такие беззаботные они были, хотя тогда казалось совсем иначе. Хочется тоже окунутся в такую теплую атмосферу. Наверняка здесь все ребята дружны между собой и поддерживают друг друга.
Ученики на картине «В сельской школе»
Тематически можно разделить картину на три части. Самый центр её занимает стол с лавками, за которыми ученики выполняют задания. Интересно, что если бы не доска, находящаяся в избе, можно было бы предположить, что ребята попросту находятся дома и делают уроки. Дети увлечены своей работой и не вызывает сомнения, что им очень интересно то, что задал учитель.
В левом углу картины можно заметить двух маленьких загорелых мальчуганов. Они точно не являются учениками, однако решили заглянуть в школу и посмотреть на учёбу. Разумеется, никто им не запрещает этого делать. Тем более, по лицам ребят можно заметить, что им интересно уже сейчас приобщиться к этому таинству – получению знаний. Не исключено, что малыши мечтают о времени, когда сами смогут посещать школу.
Третья часть находится справа. У доски мы видим учительницу и двух девочек, которые отвечают на вопрос педагога. Правда, по их позам можно понять, что далеко не всё так гладко, как хотелось бы. Старшая из девочек потупила взор – она не может справиться с заданием. А вот младшая держит голову высоко и смотрит вперёд более уверенно. Либо она считает, что есть надежда дать верный ответ, либо и вовсе точно знает его.
По положению тела, рук, головы, взглядам детей можно понять, какие эмоции испытывает каждый из учеников. Одни явно не уверены в том, что делают задание правильно, а потому пользуются помощью более сообразительных товарищей, другие усидчиво сидят над своими тетрадями.
Ребята ведут себя по-разному, но они сплочены единым порывом – интересом к учёбе. Только посмотрите: в окно избы льётся солнечный свет, а никто из детей даже не думает взглянуть на улицу. Здесь нет тоски в глазах или уныния при взгляде на «свободную» ребятню, играющую во дворе. Зато присутствуют энтузиазм и жажда познания нового.
В центре картины – дети, увлечённо работающие над полученными от учительницы заданиями
Благодаря Владимиру Маковскому и его картине «В сельской школе» мы можем сравнить современные и прежние условия обучения. Полотно показывает нам обыкновенный деревенский дом, в который принесли доску и лавки, превратив его в «храм знаний». Здесь нет ни высоких технологий, ни особенного комфорта. Но при этом на картине присутствует то, что сегодня редко можно увидеть в школьных классах и университетских аудиториях. В каждом из детей чувствуется желание учиться, что особенно ярко раскрывает живость и любознательность ребят того времени.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Чесменский бой Айвазовского Год написания картины 1848. На ней изображено реальное историческое событие – бой русской эскадры с турецкой в Чесменской бухте. Он закончился полным поражением турецкого флота.
- Сочинение Хозяйка Медной горы (Образ и характеристика персонажа рассказа Бажова) Будучи волшебным существом из повествовательной истории Бажова, Хозяйка Горы защищает рудниковые сооружения. Оно является наполовину человеком – представленной в образе девушки, а другая половина представлена ящерицей
- Сочинение Рождество в моей семье Моя семья празднует не только Новый год, но и Рождество. Мы очень любим этот праздник. В этот день родилась моя двоюродная бабушка. Я с родителями еду ее поздравлять. Потом я с мамой готовлю праздничный ужин