Система образов
Основная тематика поэмы — противостояние народа и беспощадного самодержавия. Ведь получается так, что если бы Петр Первый не построил Петербург именно на берегах Невы, то и главный действующий персонаж был бы живым.
Такую глубокую и при этом парадоксальную мысль Пушкин воплотил особой системой образов, которые описаны в произведении. Поскольку, не случайно потеряв рассудок, герой увидел своего врага в виде скульптуры, и не просто так всадник погнался за ним по городским улицам и после убил Евгения.
С помощью этого образа автор описывает абсолютно очевидную мысль о том, что невозможно противостояние интересов конкретной личности и заинтересованности того государства, где он проживает. Правительство все время думает масштабно и не берет в учет то, какая судьба ожидает в дальнейшем народ.
Нельзя точно сказать, на какой стороне непосредственно Пушкин.
Поскольку именно в этом литературном шедевре звучит вдохновенный гимн Санкт-Петербургу. Своим величием этот город воплотил идею о создании великого Российского государства (а это получилось сделать только с помощью Петра Первого).
Пушкин не ставил основной цели заклеймить страну либо, напротив, возвысить ее. Писатель сохранил человечность, описывая одного конкретно взятого человека, и испытывал к нему сочувствие, поскольку образ Евгения все же является главным в произведении. При этом он понимал, что великое государство — тоже немаловажная ценность. И не давая ответ на вопрос об отношениях между властями и народом, автор описал неизбежное их дальнейшее противостояние.
Безумие и власть
Символично то, что писатель называет основного персонажа «безумным», поскольку выступление одного человека против государственного строя не может уложиться в здравый смысл. Это и описывается как настоящее безумие. Но Пушкин в дальнейшем подчеркнул, что оно «святое», так как молчание и покорность принесут смерть. Лишь бунт сможет спасти людей от нравственного разложения в условиях, в которых царит тирания и деспотизм.
Классик подчеркивает комизм и трагизм ситуации. Евгений бросил вызов мощнейшей силе государственной власти. И он посмел угрожать государю — причем не настоящему, а скульптуре. Этот поступок — попытка противостоять самодержавию, подать народный голос.
Вследствие потопа Евгений теряет любимую, становится сумасшедшим и в результате умирает. Как относятся произошедшие события к проблеме установленного государственного строя? Если сделать глубокий анализ поэмы, можно увидеть, что на самом деле — самое прямое. Поскольку события происходят в Питере, который по приказу царя был построен на реке.
Интересы Евгения
Главный персонаж произведения — это Евгений, который является представителем «петербургского» периода в истории страны. Он и является тем «маленьким» человеком, смысл жизни которого заключается в устроении своего быта и тихом мещанском счастье. Его жизнь ограничивается тесным кругом забот о собственном доме и семье.
И это те черты характера, которые делают образ главного героя неприемлемым для самого поэта, именно они превращают его в «маленького человека». Великий русский поэт намеренно отказывается от того, чтобы описывать образ Евгения. Он даже лишает его какой-либо фамилии, подчеркивая этим, что на ее место можно поставить любую — в образе Евгения отражается жизнь многих представителей тогдашнего Петербурга.
Отношение государства
Основная проблематика поэмы — это противостояние беспомощной личности со всесильным государством. В этом произведении писатель проводит рассуждение о роли одного человека в судьбе всей страны. В этом сравнении и определено основное отличие. У Евгения есть душа, и он может мечтать, переживать, мучиться. Государь заботится о судьбах простого народа, в частности, о главном персонаже, который когда-то будет проживать в Петербурге. А мысли Евгения — только о своей жизни. Но, невзирая на это, именно ему больше всего симпатизирует читатель, его образ позволяет вызвать живое участие.
Правда, на протяжении поэмы у Евгения происходят некоторые духовные перерождения:
- При небывалом потопе герой, глядя на огромные волны, описывается в новом качестве. Обычный государственный служащий начинает переживать «не за себя». Его духовные силы полностью направлены на «старенький домик», в котором проживает Параша. «Ничтожный человек» в гуманистическом смысле поднялся над «идолом на медном коне», который холодно и равнодушно смотрит на ужасное бедствие обычного народа.
- У героя впервые появляется драматическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Он еще неосознанно связал потоп с медной статуей.
Он бездумно идет по улицам Питера, ставшего для него враждебным, и начинает слышать шум Невы. Это также отображает бунт ничтожного человека, который переполнял сердце Евгения. Природный катаклизм пробудил в его душе то, что писатель считал главным для всех людей, — память. Именно воспоминания о случившемся потопе подтолкнули героя на Сенатскую площадь, где он встретился с монументом Петра.
Он в конце концов осознает, в чем состоит причина всех его мучений и печалей. Евгений узнал, кто виновен в его бедствиях, и начинает угрожать памятнику — в этой сцене он чувствует только ненависть к великому реформатору и пытается ему отомстить.
Духовное перерождение Евгения
Судьба главного героя меняется после наводнения. До этого момента мечты Евгения были понятными и приземлёнными. Он хотел получить «местечко», сыграть свадьбу с Парашей и окунуться в размеренную семейную жизнь. Однако вышедшая из берегов Нева стала причиной его духовного перерождения.
Впервые он думает не о себе, а проявляет духовную заботу о возлюбленной. Евгения заботит, уцелеет ли ветхий домик, в котором живут Параша с матерью. Поэтому, едва стихия успокаивается, чиновник спешит к тому месту, где находилось жилище его невесты, но здесь его ожидают глубокое разочарование и душевное потрясение.
«Где же дом?» — вопрошает себя Евгений. Именно с этой фразы начинаются его рассуждения о смысле жизни. Вместе с домом Параши река смыла все надежды и мечты чиновника. У него больше нет будущего, на которое рассчитывал Евгений. Он хотел детей и внуков, быть вместе со своей избранницей до гроба.
Образ маленького человека в русской литературе
Маленький человек в отечественной литературе — одна из сквозных тем. К ней обращались многие писатели и поэты 19 века. А. С. Пушкин затронул ее одним из первых в своей повести «Станционный смотритель». Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие стали продолжателями этой темы.
Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.
Последствия бунта
Духовная эволюция Евгения одновременно порождает и естественность бунта. Классик показывает и трансформацию героя. Внутренний протест приподнял его к новой, переполненной драматизмом жизни, в дальнейшем она заканчивается скорой смертью.
Внутренний протест Пушкин описывает так:
Не настолько важна практическая сторона (а вернее, ее отсутствие) бунта героя
В самом угрожающем обращении к памятнику («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») находится большая духовная сила, наивысшая точка самосознания обычного человека.
Немаловажное значение имеет преследование всадника. Если до этого «кумир» относился к подвластной ему безликой народной массе с абсолютным безразличием, то сейчас он столкнулся с ярко выраженным неповиновением.
Герой обречен, безумное преследование завершается его гибелью
Но непосредственно факт протеста представляет духовную победу простого народа над деспотичным государственным строем.
Необходимо сказать, что ни разу в этом эпизоде писатель не назвал своего персонажа по имени — он опять стал безликим, таким, как и весь народ. В этом случае можно увидеть противостояние деспотичного государя и Человека, у которого есть душа и воспоминания. В протесте героя отображена угроза для всего самодержавного строя, возможность народной кары. Однако оживший памятник наказывает Евгения. В этом состоит основная трагедия в произведении Пушкина.
2 вариант
Евгений проживает в Коломне, где-то работает. Писатель не предоставляет никакой информации о персонаже, которая выделила бы его в кругу остальных людей Петербурга. Из всего этого следует, что фигура основного действующего лица оказывается обобщённой, вместо Евгения способна быть любая другая личность. Основной фантазией бедного представителя власти оказывается тихая и счастливая семейная жизнь, которую он мечтает найти с пассией Парашей. Молодая особа проживает на другом краю Невы, она оказывается главной целью в жизни персонажа.
В Городе на Неве происходит ужасное затопление, которое доставляет большое количество несчастий и напастей обитателям мегаполиса. В итоге затопления умирает Параша. Основной действующий персонаж не способен жить без любимой, он становится сумасшедшим. Евгений не зная зачем ходит по улочкам Петербурга. В один прекрасный день, проходя возле Медного всадника, персонаж узнает в нем того, кто виноват в его несчастьях. Он пугает монумент Петра I, затем Евгению чудится, что император восстал из мертвых и гонится за ним. В скором времени Евгений был найден мертвым.
Святое безумие
Символично также и то, что Пушкин называет своего главного героя «безумным». Ведь выступление одиночки против системы самодержавия не укладывается в рамки здравого смысла. Это и есть истинное безумие. Однако поэт подчеркивает, что оно является «святым», ибо молчание и смирение несет гибель. Только протест может спасти личность от нравственной гибели в тех условиях, где царит жестокость и насилие.
Великий русский поэт подчеркивает и трагизм, и комичность ситуации. Евгений — это «маленький человек», который бросает вызов мощной силе самодержавия. И он осмеливается пригрозить императору — при этом не настоящему, а его памятнику, вылитому из бронзы. Это действие — попытка противостоять злым обстоятельствам, подать свой голос.
Правители и маленький человек
Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни — они пытаются способ достучаться до правительства. Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто — ни обычные люди, ни цари.
Протест
Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно. Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием. Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.
В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих. Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя. За них ожившая статуя, «возгоря» гневом, наказывает этого «безумца бедного».
Сочинение 3
Евгений живет в Коломне, где-то служит. Автор не дает никаких сведений о герое, которые выделили бы его среди других жителей Петербурга. Это говорит о том, что образ главного героя является собирательным, на месте Евгений может оказаться любой другой человек. Главной мечтой небогатого чиновника становится тихое семейное счастье, которое он хочет обрести с возлюбленной Парашей. Девушка живет на противоположном берегу Невы, она становится смыслом жизни героя.
В Петербурге случается страшное наводнение, которое приносит много бед и несчастий жителям города. В результате наводнения погибает Параша. Главный герой не может смириться со смертью возлюбленной, он сходит с ума. Евгений бесцельно бродит по улицам Петербурга. Однажды, проходя мимо Медного всадника, герой узнает в нем виновника своих бед. Он грозит памятнику Петру 1, после чего Евгению кажется, что царь ожил и преследует его. Вскоре Евгения находят мертвым.
Безумие Евгения
Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец. Согласно Пушкину, безумие — неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти — самое настоящее безумие. Но оно «святое», так как молчаливое смирение несет гибель.
«Медный всадник» — поэма философская, социальная. Пушкин показывает, что лишь протест может спасти личность от нравственного падения в условиях совершающегося насилия. Александр Сергеевич подчеркивает то, что сопротивление, попытка возмутиться, подать голос всегда будет лучшим выходом, чем покорность жестокой судьбе.
Общая характеристика
А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».
Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.
Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».
«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».
Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.
Духовное перерождение «маленького человека»
Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.
У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.
Трагедия «маленького человека»
После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.
В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».
Бунт «маленького человека»
После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.
Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.
Человек и государство
Каждый человек – член общества. Он живет своей жизнью, имеет стремления, которые присущи каждому – иметь кров над головой, хлеб на столе, быть счастливым и делать счастливыми любимых людей. Каждый работает на той или иной работе. Так и Евгений – герой поэмы. Где-то работает, носит какую-то фамилию. Пушкину даже не интересно, кем именно – это еще раз доказывает, что Евгений – «маленький человек». Но из каждого такого маленького человека и складывается государство, его непрерывная работа, его нормальное функционирование. Поэтому роль маленького человека в обществе все-таки нельзя назвать ничтожной. Каждый делает свое дело и может рассчитывать на нормальные условия для жизни.
Евгений – собирательный образ жителей Петербурга. Он думает о насущных делах, его не волнуют «вечные темы», «государственные вопросы». Он хочет обеспечить себе нормальную жизнь, жениться, быть счастливым. Масштаб его мыслей ограничен собственным существованием. Поэтому он и называется «маленьким человеком». Он не умеет мыслить в масштабах государства, но ему это и не нужно. За государство должны думать правители. Но нельзя им забывать и о маленьком человеке.
Популярные сегодня темы
В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. Тёмным царством являются Кабановы, Кулигин, Дикой.
Я родилась в прекрасном городе Иваново. Обычно мой город ассоциируется у остальных жителей России с невестами и текстилем
Мама, пожалуй, является самым близким и родным человеком. Её присутствие, нежные поцелуи в лоб, теплые улыбки греют сердце. Она готова пойти на всё ради своего ребёнка, защищая от невзгод,
Мальчику Афоне скучно, потому, что его отец на войне, а мать работает. Он остается под присмотром своего дедушки. Дедушка его очень старенький, поэтому в основном лежит на печке или спит.
Александр Сергеевич Пушкин в начале ХIХ века написал замечательное произведение «Медный всадник». В основе поэмы лежит проблема конфликта одного человека и огромного государства.
Обедневший петербургский чиновник — так поэт охарактеризовал своего героя. Показателем является то, что автор представил Евгения, как обыкновенного человека, мельчайшего организма в большом государстве. А титул и фамилия не имеют значения.
«Прозвание нам его не нужно». С древних времен фамилия означала принадлежность человека к роду, показывала его место в истории, а Евгений лишен даже этого. Автор старается отобразить ничтожность героя в огромном мире.
Как и у каждого «маленького человека», у главного героя поэмы есть незначительные мечты. Цель жизни Евгения ограничена бытовым пространством: он хочет жениться на Параше, завести семью и иметь финансовое благополучие. Мысли героя являются простыми и жалкими, так как Евгений завидует людям успешнее его: «Ума недальнего ленивцы, которым жизнь куда легка!».
Одним из признаков «маленького человека» является личный бунт героя. Наводнение, которое обрушилось на город Петра, отобрало любимую. Невозможно пережить безграничную утрату. Евгений обвиняет небесную стихию, и государство в лице Медного всадника. Пётр I в поэме — это символ власти, жестокой власти, беспощадной по отношению к маленьким людям.
Простой обыватель становится отчаянным смельчаком, который грозит кулаком памятнику «Ужо тебе!». И убегает от Великого императора, который гоняется за мелким своим подданным. Сумасшествие Евгения — это конфликт боли «маленького человека» и государства в изображении памятника.
Противостояние власти и человека является главной темой в поэме. Александр Сергеевич подчеркнул, что бунт народа страшнее наводнения. Он обвиняет Петра I, выступающего в роли вершителя судеб, построившего город в неподходящем месте. Погибает и Евгений. Страдания главного героя, которые ему довелось испытать, вызывают у нас жалость и сострадание.
Таким образом, по всем этим признакам автор хотел подчеркнуть взаимоотношения между «маленьким человеком» и государством.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Образ «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен…».
Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:
…Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:
…юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва».
Однако отношение поэта к Петру было противоречивым.
Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы.
Главным героем поэмы становится бедный чиновник Евгений. Он «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:
И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба…
Жизнь Евгения проходит в труде и в скромных мечтах о личном счастье. Но его невеста Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?
«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» — медного всадника.
Основной конфликт пушкинского произведения – это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен в месте непригодном для жизни человека. Простой человек в его частных интересах противопоставлен государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.