Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Билибин сделал очень красивые, динамичные, красочные рисунки. Каждый из них по-своему интересен, неповторим.
Особенно мне запомнилось изображение Гвидона, который стоит у моря и разговаривает с лебёдушкой.
Художник изобразил часть моря, что ближе к берегу, в зеленоватых оттенках, а даль моря – в тёмно-синем цвете, ближе к чёрному.
Небо же изображено в голубых, синих и серых цветах.
При этом на нём присутствуют огромные белые облака, которые очень выделяются на фоне тёмных цветов.
Каждая деталь на иллюстрации изображена отдельно – ничего между собой не сливается.
А также запомнился рисунок с изображением царя, ткачихи, поварихи и Бабарихи, которые встречают гостей.
Художник хорошо передаёт настрой персонажей в этот момент.
На иллюстрации выделяется величественный трон царя и красивые одеяния гостей.
Художник показывает, какие разнообразные узоры были популярны в те времена.
Ещё хочу отметить иллюстрацию, на которой изображены богатыри, выходящие из волн.
Художник выбирает для картины чёрные, зеленоватые и серые оттенки цветов.
И лишь красно-оранжевая одежда богатырей выделяется на этом фоне.
Море Билибин рисует неспокойным, видно, как за спинами персонажей подымаются волны и сильно бьются о камни.
На чёрном небе изображены чёткие, крупные, белые звёзды.
У Билибина ещё много запоминающихся иллюстраций.
В его стиле выделяется такая особенность, как разделять все детали между собой.
Это выглядит красиво, но не совсем реалистично.
Символы в романе
Произведение имеет кольцевую композицию: начинается сценой описания похорон матери, а завершается его смертью. Таким образом, на страницах повествуется о судьбе целого поколения, представленного, главным образом, Юрием Живаго, и подчеркивается уникальность человеческой жизни вообще. Символично появление свечи (ее, например, видит в окне молодой герой), олицетворяющей жизнь. Или метели и снегопада как предвестника невзгод и смерти.
Присутствуют символические образы и в поэтическом дневнике героя, например, в стихотворении «Сказка». Здесь «труп дракона» — потерпевшего в поединке с всадником змея – олицетворяет сказочный сон, превратившийся в вечность, такую же нетленную, как душа самого автора.
Главные герои
В произведении несколько действующих лиц. Вот краткая характеристика героев:
- Доктор Живаго — молодой человек, проживающий в приемной семье. Это счастливый юноша, которого окружают любящие родители, верные товарищи. Он талантлив, пишет стихи, обучается на врача, а после работает по специальности. Юрий женат, растит детей, с наступлением войны отправляется на фронт. Он на протяжении всей жизнь размышляет над своим предназначением, волнуется о переменах в обществе. Молодой человек влюбляется в Ларису, и уходит от жены Тони к ней. Смерть Юрия Живаго наступает неожиданно, он умирает на остановке от сердечного приступа.
- Жена Тоня — родная дочка приемных родителей Юрия, это благородная и терпеливая особа, которая по-философски относится к своей жизни. Занимается воспитанием детей. После ухода супруга из семьи переезжает за границу, оставив письмо, в котором сообщает, что желает ему счастья, что не держит на него зла, и не осуждает, поэтому вырастит сына и дочь с большим уважением к отцу. Она давно знает о новой любви мужа.
- Лариса Антипова (девичья фамилия Гишар) — несчастная женщина со сложной судьбой. Она красива, умна, образована и милосердна, женщина вызывает восхищение у окружающих. В молодости вступила в связь с любовником собственной матери, который исковеркал ее жизнь. Чтобы избавиться от Комаровского, выходит замуж за друга детства Пашу Антипова. Но изменяет супругу с доктором Живаго, от которого позднее рожает дочку. Дабы скрыть связь, отдает ребенка на воспитание в приемную семью. Лара присутствует на похоронах возлюбленного, а после навсегда исчезает.
- Виктор Комаровский — подлая, развращенная и скользкая личность, воплощает демоническое начало. Работает адвокатом у состоятельного промышленника Андрея Живаго, в результате приводит того к банкротству. Мужчина соблазняет юную Лару, вступает с ней в интимные отношения, а затем преследует девушку. Эта связь травмирует душу женщины и коверкает ее жизнь.
Лариса Федоровна Антипова
Следующей спутницей на жизненном пути Юрия Живаго становится Лариса Федоровна Антипова. Пастернак указывает на связь ее образа с российским бытом настоящего. Лара персонифицирует волнующее и живое отображение, нуждается в заботе. На протяжении своей жизни ее преследуют невзгоды: смерть отца, финансовое неблагополучие, любовная связь с Комаровским, избранником ее матери. В романе она ассоциируется с природой: рассветом, лебедем. Ее связь с любовником матери только усиливает желание доктора помочь девушке, заботиться о ней. Лариса, любящая мать и жена, становится воплощением мужества и смелости, характерных революционному поколению. Для нее важнее всего благополучие ребенка. Чтобы спастись от ареста, она бежит с дочерью и человеком, которого ненавидит.
Лариса бесследно исчезает в конце романа, ее судьба неизвестна. Ее образ воплощает «больную» Россию, ей нужны основательные перемены. Но для Живаго она женственна и чиста, символизирует жизнь, возможности реализовать цели. Ее жизнь – типична, подобна многим другим в то страшное время. Она – символ поколения, надломленная революционными переменами, исчезнувшая без следа.
Второстепенные герои и их характеристика
- Николай Николаевич Веденяпин — дядя Юрия, приютивший мальчика после смерти матери.
- Алексей и Анна Громеко — родители Тони. Светлая и доброжелательная супружеская чета, благословившая брак Тони и Юрия.
- Лаврентий Михайлович Кологривов — талантливый предприниматель, жалевший Ларису и пристроивший её в свою семью воспитательницей.
- Серафима Филипповна Кологривова — супруга Лаврентия Михайловича
- Липа Кологривова — младшая дочь в семье Кологривовых, воспитанница Ларисы.
- Надя Кологривова — старшая дочь в семье Кологривовых
- Андрей Живаго — отец Юрия и Евграфа, после смерти жены много пил, обанкротился (не без помощи Комаровского) и покончил с собой.
- Мария Николаевна Живаго — мать Юры. С её похорон начинается роман.
- Татьяна Безочередева — дочь Юры и Ларисы. Комаровский отдал новорожденную Таню в семью сторожихи железнодорожной станции Марфы, пока Лариса была в послеродовой горячке, вроде как на время, а получилось — навсегда.
- Иннокентий Дудоров (Ника) — приятель Юрия Живаго.
- Амалия Гришар — француженка, мать Ларисы.
- Ливерий Аверкиевич Микулицын — дедушка Тони.
- Марина Щапова — дочь дворника, служившего в семье Громеко. Самоотверженная и терпеливая молодая женщина. Третья и последняя гражданская жена Юрия. Родила ему двух дочерей.
- Маркел Щапов — вечно пьяный дворник семьи Громеко, который с приходом советской власти занял чиновничий пост.
- Михаил Гордон — друг Юрия, тоже воспитанник семьи Громеко. Во взрослой жизни профессор, побывал в ГУЛАГе, воевал на фронте Второй Мировой Войны.
- Ольга Дёмина — подруга Ларисы в молодости.
- Шура Шлезингер — подруга Анны Громеко.
- Анфим Ефимович Самдевятов — влиятельный человек, поддерживал большевиков, юрист. Дружил с семьёй Живаго.
- Павел Антипов-старший — рабочий-железнодорожник, отец Павла (того самого, что был мужем Ларисы и революционером Стрельниковым). Отбыл срок на каторге на Урале. После революции — уважаемый человек.
- Киприян Тиверзин — машинист, революционер, товарищ Антипова-старшего.
«И Живаго, и Стрельников – жертвы революции»
Образ Лары в романе Б. Прежде всего, интересно проследить движение, развитие образа Лары в романе: от Лары Гишар — к Ларе Антиповой — к сестре Антиповой — к Ларе в ее взаимоотношениях с Юрием Живаго — к Ларе, стоящей у гроба Юрия Живаго, к ее исчезновению и продолжению Лары в судьбе ее дочери Татьяны. Материала для характеристики этого образа-персонажа в романе предостаточно: есть и очень точные самохарактеристики Лары, о ней говорят и доктор Живаго, и Антипов-Стрельников, и Тоня, жена Юрия Живаго, и персонажи второстепенные, эпизодические, и, наконец, сам автор. С самого начала судьба не баловала Лару: отец умер, материальное положение семьи пошатнулось, матери пришлось взяться за дела самой, открыть швейную мастерскую. Интересны еще некоторые из юношеских характеристик Лары.
Между этими эпизодами — путь познания. На земле свою бессмертную жизнь после смерти герой проживает в творчестве. В бумагах покойного Живаго обнаруживают его стихи. В образе Гамлета Пастернак видел не драму бесхарактерности, а драму долга и самоотречения, что роднит судьбу Гамлета с миссией Христа.
Разнообразие одного леса
Один и тот же лес постоянно меняется, становясь абсолютно другим. Смена времён года настолько изменяет лес, что, иногда, кажется, будто и не ходил здесь никогда.
Хочу описать в сочинении прогулку по лесу в начале осени, когда на улице ещё довольно тепло, а листья уже пестрят разнообразием красок – сплошное удовольствие. Опадающие листья говорят о приходе грибной поры. Мне очень нравится искать их под шуршащими листьями. Грибы бывают разные, и собирают их, присматриваясь к каждому, иначе, случайно можно взять ядовитые. Больше всего я люблю гулять с бабушкой, особенно, когда мы с ней ходим в лес за грибами. Бабушка всегда рассказывает много интересных вещей.
Прогулка в лесу летом всегда оставляет море впечатлений и удовольствия. Там всегда есть чем заняться: можно построить из веток шалаш, наблюдать за игрой лесных животных, просто дышать свежим воздухом. Однажды я даже видел зайцев. Летом по всему лесу разносится цветочный аромат. Иногда мы устраиваем пикник на красивой поляне, откуда видно маленькую речушку. Мы часто отдыхаем там с родителями.
Зимой мы с папой ходим в лес кататься на лыжах. Я уже неплохо катаюсь, почти не падаю. При выпавшем снеге, кажется, будто расстелили огромное белое одеяло, нежное и гладкое.
Жаль, что весной, когда снег начинает таять, в лесу грязно, и ходить туда невозможно. Зато позже земля подсыхает, и вырастают первые цветы. Весной мы с папой ходим в лес собирать для мамы и бабушки букеты подснежников.
Сочинение Тоня — Антонина
Среди всей длинной истории, которую предоставляет читателям Борис Леонидович Пастернак на страницах романа «Доктор Живаго» есть множество героев, что в какой-то мере повлияли на существование главного персонажа. Одним из таких людей является героиня по имени Тоня. Кто же она на самом деле?
С начальных страниц произведения читателям дается возможность узнать о Тони достаточное количество информации, дабы с легкостью составить её характеристику. Героиня по своей сущности мягкая девушка. Образование у неё, несомненно, есть. Семья была в ранний период времени у девушки интеллигентная. Многим вещам по хозяйству Тоня обучена. С раннего возраста, когда ее воспитывала мать, времяпрепровождение героини было связано с Юрием Живаго. Они с детства друг от друга не отходили, гуляли долгое время вместе.
Стоит заметить, что девушке действительно повезло, поскольку её этот молодой человек взял в жены. Только поводом для грандиозного события стал ужасный случай… Мать Тони покинула сей мир, оставив важный завет. Она жаждала, чтобы молодые обручились и жили в счастье и согласии. Только просто ли подобное воплотить в реальность?
После всего случившегося настала семейная жизнь, где Тоня проявляла себя как опытная хозяйка. Аккуратная в обращении с предметами, великолепная кулинарка. Все это было довольно обворожительно, однако подобное не смогло завлечь душу Живаго. В Тони персонажу нравилась лишь внешняя красота. Её волосы, таинственный взгляд. Оттого не нашел Юрий пристанище у жены. Тоня довольно простая женщина, с хорошим образованием, но какая-то она, по мнению Живаго, бездуховная… Слишком пустая изнутри…
Несмотря на такие обстоятельства, дети у супругов были. Первая родилась девочка, вторым был мальчик, которого вместе с дочкой Юрий Живаго не застал. Ибо революционные действия, война,- всё это застало врасплох и отделило супругов друг от друга.
Возможно, Тони не хватало открытости и искренности, которых так желал увидеть Живаго. Он всем сердцем старался сохранять любовь к избраннице, однако душу его захватила другая женщина, которая смогла дать Юрию невиданную любовь…
Таким образом, Пастернак создал образ Тони, дабы показать, как с уникальными способностями в жизни, например готовка и уборка дома, не всегда можно спасти брак… Да, Тоня, прекрасная и чудесная женщина, смогла дать любовь Живаго, однако он искал совершенно иную любовь… Но и её, к сожалению, не просто было обрести!
Система образов в романе «Доктор Живаго»
Доктор Живаго — роман Пастернака, который строился на описании восприятия неспокойного времени главным героем. Работа, где писатель показывает обобщенную жизнь интеллигенции в годы революции и Гражданской войны. Все произведение пронизано философией, где автор через систему образов романа Доктор Живаго поднимает темы жизни и смерти, любви, раскрывает тайны человеческой души. Все персонажи произведения это не второстепенные участники, и каждый из них играет важную роль. Здесь нам встретятся образы Лары и Тони, Антипова, Стрельникова, образ Комаровского. Писатель покажет и образ революции в работе Доктор Живаго. Однако на первый план автор выдвигает образ доктора Живаго, который и является главным героем произведения.
Образ доктора Живаго
Судьба доктора Живаго сложилась не лучшим образом. Юрий рано осиротел, жил у дальних родственников, где у него появились друзья. На дочке своих благодетелей, с которой они провели бок о бок все детство, Юра и женился. Это была Тоня, с которой у них были дети, однако настоящую любовь наш герой испытал, увидев Лару Гишар. Постоянные любовные терзания не дают теперь покоя Юрию Живаго, и лишь попав в партизанский отряд, избавляется он от терзаний. Жена с детьми уезжает во Францию, но несмотря на похождения мужа, продолжает его любить. Юру и Лару судьба сведет ни один раз. Они признаются в чувствах, но вместе так и не будут. Их разлучит обманным путем Комаровский — отрицательный герой романа, и Живаго уедет в Москву, где умрет от сердечного приступа в трамвайном вагоне.
В образе Юры Живаго писатель показал героя своего времени. Это умный, творческий человек, образованный и интеллигентный. Ему пришлось жить в неспокойное время, и захваченный водоворотом событий, он не может примкнуть ни к одной стороне. Он просто не вмешивается в ход событий. Плывет по течению. Не может определить, что для него важнее. При этом не может определится не только в политических взглядах, но и в любви. Прочитав роман, мы замечаем что несмотря на события, несмотря на действительность и те ужасы, что окружали героя, он остался чист душой. Свидетельством этого являются стихотворения Живаго, что пронизаны умиротворением и счастьем и дополняют его образ.
Женские образы в романе Доктор Живаго
В произведении Пастернака мы встречаем и женские образы. Лара, Тоня, Марина это те женщины, что встретились на жизненном пути главного героя.
Тоня — первая жена Юрия. В ее лице писатель создал образ простой, надежной, доброй и искренней женщиной. Она была опорой для Живаго и Юрий по-своему ее любил. Это была читая, скажем даже, благодарная любовь к женщине, которая разделила с Юрой часть его жизни. Вот только в его жизни появляется еще одна женщина — Лара. Образ Лары в романе совершенно иной. Для героя она была светом, стихией любви, творчества и всей жизни. Лара была воплощением природы, женственности, она была идеалом для Живаго. Это была не только прекрасная женщина, но и хорошая мать, которая, чувствуя приближение беды, позаботилась о дочери. Финал жизни этой женщины не из лучших. Как-то выйдя из дома, она больше не вернулась.
Третья жена Живаго — это Марина. В ее образе Пастернак нашел для Живаго некое компромиссное решение. С Мариной Живаго пусть и не приобрел настоящую любовь, однако получил уютное существование, которое порой нужнее всего в жизни человека. Сама женщина была покорной и во всем поддерживала Живаго, прощая все его странности.
Три женщины и три женских образа. По характеру это были разные героини, однако каждая из них подарила Живаго любовь, дала поддержку, став спутницей в определенный период его жизни.
Христианские образы в романе
Для писателя революция была важным событием, ведь он верил, что после обязательно настанет духовное пробуждение народа. Как раз его роман Доктор Живаго и стал неким шагом к этому пробуждению, где писатель прибегает к христианским образам и мотивам. Работа писателя стала его откровением, где он ставит оценку человеческой жизни, где его волнует тема Бога и веры, тема христианства и ее мотивов. С помощью своего романа Пастернак пытается донести до читателя видение веры и религии, где автор говорит о вечности, о том что смерти нет. Как говорит писатель, воскрешение уже в нашем рождении. При этом автор ничего не навязывает, лишь делится новым видением жизни и смерти, новым восприятием Христа, а читатель уже сам делает свои выводы и заключения.
Заключение
В романе «Доктор Живаго» Пастернак подробно изобразил сложный, витиеватый жизненный путь творческой личности – врача и писателя Юрия Живаго. Читатель становится свидетелем его нелегкой судьбы, становления его как личности и поэта, изменения его отношения к процессам в истории того периода. Если в начале книги Живаго воспринимал революцию как нечто «евангельское», то затем он понял, что революция внесла новую, кровавую, основанную на насилии мораль, в которой нет стремления к любви и состраданию.
Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Доктора Живаго», а прочесть полный вариант романа Бориса Пастернака.