Суть произведения
Коллежский советник Павел Иванович Чичиков отправляется в дальние губернии, чтобы купить крепостных. Однако его интересуют не люди, а только фамилии умерших. Это необходимо для подачи списка в опекунский совет, что «обещает» большие деньги. Дворянину с таким количеством крестьян были все двери открыты. Для реализации задуманного он наносит визиты помещикам и чиновникам города NN. Все они обнаруживают свой корыстный нрав, поэтому герою удается заполучить желаемое. Также он планирует выгодную женитьбу. Однако итог плачевен: герой вынужден бежать, так как его планы становятся общеизвестными благодаря помещице Коробочке.
Плюшкин — скупой крестьянский помещик
После смерти своей жены Плюшкин стал совершенно безразличным ко всему вокруг. Он погряз в скупости и сделал из нее свою жизненную философию. Помещик позволяет своим крестьянам умереть от голода и жить в невероятно тяжелых условиях, чтобы сэкономить деньги. Он даже отказывается от тепла и света, чтобы только не тратить деньги на оплату коммунальных услуг.
Однако, несмотря на свою скупость, Плюшкин обладает изумительным богатством. Он скрывает свои сбережения в своем поместье, которое представляет собой настоящий секретный сундук — главное место его маниакальной натуры. Он даже не позволяет никому приходить к себе в гости, чтобы никто не узнал о его богатстве.
Плюшкин также известен своим скучным и едва различимым голосом. Он постоянно бурчит и мрет, оставляя свое имущество без наследников или сторонников. Его скупость и эксцентричные привычки делают его одним из самых запоминающихся и контрастных персонажей романа «Мертвые души».
Решительность героев Мертвых душ
Одним из заметных черт характера героев романа «Мертвые души» является их выраженная решительность.
Николай Васильевич Гоголь описывает главного героя, Чичикова, как целеустремленного и настойчивого человека, который не останавливается перед преградами и готов решительно действовать для достижения своих целей. Например, в своем стремлении оформить сделку с помещиками и получить их «мертвые души» Чичиков проявляет решимость и проницательность.
Другой герой, Плюшкин, также проявляет заметную решительность. Он полностью отказывается от общественной жизни и занимается только тем, что ему интересно. Он настаивает на своем праве владения своей собственностью и не поддается влиянию окружающих. Эта решимость и непоколебимость в своих принципах делает его острым контрастом к другим героям романа.
Второстепенные герои “Мёртвых душ”
Селифан
Селифан, кучер Чичикова
Кучер Чичикова, обыкновенный мужик, падкий на типичные для крестьянских мужиков радости – выпивка и женщины. Очень любит лошадей, и неплохо в них разбирается. Селифан – человек простой и добродушный, бесконечно преданный Чичикову, но при этом довольно безответственный.
Петрушка
Петрушка, лакей Чичикова
Личный слуга Чичикова, мужчина лет тридцати, молчаливый и не слишком общительный. Больше всего интересуется выпивкой и кабаками, причём в хорошей компании посидеть где-нибудь и выпить он готов всегда. Любит похвастать тем, что много путешествовал, сопровождая своего барина. Одевается в старую одежду, которую ему отдаёт Чичиков. Стоит отметить, что этот герой поэмы “Мёртвые души” не любит ходить в баню, он редко моется, а потому выглядит неопрятно.
20 интересных фактов о Конституции РФ
20 интересных фактов о кислотах
Чиновники города N
Все образы чиновников в “Мёртвых душах” строго отрицательны, причём Гоголь не поскупился на описания их негативных черт. Личные качества каждого из них по отдельности не раскрываются, но автор ясно показывает читателю собирательный образ чиновничества России XIX века, подчёркивая все его недостатки.
Копейкин
Капитан Копейкин
Боевой офицер, вышел в отставку в чине капитана после того, как во время войны 1812 года потерял руку и ногу, став инвалидом. Копейкин ждал пенсии от государства, на службе которому он так пострадал, но так и не дождался, несмотря на все его заслуги перед отечеством. Этот второстепенный герой “Мёртвых душ” отправился в Петербург, чтобы ходатайствовать о пенсии, но чиновничья бюрократия становится непреодолимым препятствием на его пути – чиновники обещают ему во всём разобраться, но ничего не делают. Через несколько месяцев после этого становится известно о появлении банды разбойников, которую возглавляет отставной капитан Копейкин. Давая нам характеристику этого героя, Гоголь его практически оправдывает, демонстрируя, что государство, наплевательски относящееся к тем, кто отдал ему жизнь и здоровье, само провоцирует отчаявшихся людей, которые вынуждены грабить тех, кто “законно” ограбил их. И действительно, после вторжения Наполеона и его последующего разгрома в России было немало демобилизованных солдат, которые занимались разбоем, потому что государство, использовав их, попросту выбросило их на обочину жизни.
Основная идея
Гимн родине и народу, отличительная черта которого трудолюбие, звучит на страницах поэмы. Золотых рук мастера прославились своими изобретениями, своим творчеством. Русский мужик всегда «на выдумку богат». Но есть и те граждане, которые тормозят развитие страны. Это порочные чиновники, невежественные и бездеятельные помещики и аферисты вроде Чичикова. Для своего же блага, блага России и мира они должны встать на путь исправления, поняв уродство своего внутреннего мира. Для этого Гоголь безжалостно высмеивает их весь первый том, однако в последующих частях произведения автор намеревался показать воскрешение духа этих людей на примере главного героя. Возможно, он почувствовал фальшь последующих глав, разуверился в том, что его мечта осуществима, поэтому сжег ее вместе со второй частью «Мертвых душ».
Тем не менее, автор показал, что главное богатство страны — широкая душа народа. Не случайно это слово вынесено в название. Писатель верил, что возрождение России начнётся с возрождения человеческих душ, чистых, незапятнанных никакими грехами, самоотверженных. Не просто верящих в свободное будущее страны, но прилагающих немало усилий на этой стремительной дороге к счастью. «Русь, куда ж несёшься ты?». Этот вопрос рефреном проходит через всю книгу и подчёркивает главное: страна должна жить в постоянном движении к лучшему, передовому, прогрессивному. Лишь на этом пути «дают ей дорогу другие народы и государства». О пути России мы написали отдельное сочинение: Какой нравственный путь Гоголь намечает своей стране?
Гоголь Мертвые души образ Манилова
Наблюдение за героем и анализ его личности — таблица:
образ Манилова таблица
Первый визит в поисках «мертвых душ» Чичиков нанес Манилову. Эта личность наделена приятной внешностью, умением вести любезное общение. Но эти слишком приторные речи лишь сладкие ловушки с целью «заманить» Чичикова «мертвыми душами». На самом деле Манилов лишен достоинств. Существование помещика заключается в бесполезных мечтаниях.
Манилов — личность среднего возраста. Его телосложение среднее, слегка упитанное, окрас волос светлый, дополняют внешность глаза голубого оттенка. Поначалу его слащавые, отшлифованные речи создают образ безупречного хозяина. Но вскоре становится понятно, что единственное занятие Манилова ― это бесконечное строение планов, не подкрепленных какими-нибудь действиями.
За притворной обходительностью и показательной слащавостью Гоголь спрятал бесхарактерную, безразличную и крайне ограниченную личность. Его бездействие проявляется и в его обители. В ней есть ощущение отсутствия уюта: двор не огорожен, хозяйство запущено. В доме всегда чего-то не хватает или сделано на скорую руку. При входе в гостиную видно красивую мебель с претензиями к аристократизму, но шелковой материи ее обтянуть не хватает. Иронично смотрится неухоженная и полуразвалившаяся беседка с кричащим названием «Храм уединенного размышления». Но чему тут удивляться, если помещик никак не может дочитать книгу в течение двух лет. Такая праздная и бесполезная жизнь приводит к деградации, тунеядству и никчемному мировоззрению.
Собакевич
Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.
Ноздрев — бывший дворянин и покупатель мертвых душ
Ноздрев характеризуется своей жадностью и приспособляемостью к любой обстановке. Он готов использовать любые возможности, чтобы получить выгоду для себя. Сам Ноздрев является человеком низкого морального уровня, не имеющим совести и считающим, что цель оправдывает средства.
Ноздрев идеально подходит для роли покупателя мертвых душ, так как он не имеет каких-либо ценностей и готов приспособиться к любым условиям сделки. Он желает нажиться на чужом горе и бедствии, и мертвые души для него — это прекрасная инвестиция, которая может принести большие финансовые выгоды.
Ноздрев является одним из самых живописных персонажей романа «Мертвые души». Он вызывает отвращение своими поступками и манерами поведения, но одновременно вносит яркие краски в общую картину произведения.
Время и место событий
Определённое время в поэме не указано, но выявляются некоторые временные приметы. В них, однако, есть противоречие. Например, есть указание, что действие происходит в скором времени после изгнания Наполеона из России, а значит, никак не раньше 1813 года. Предположение, что Чичиков есть не кто иной, как переодетый Наполеон, наводит на мысль о периоде 1815–1821 гг.: от водворения императора на о. Святой Елены до кончины его.
Упоминание «жандармского офицера» с функциями полицейского подсказывает, что события происходят в 1827 году, так как корпус жандармов появился в России в 1826 году, а в 1827-м он стал выполнять назначение политической полиции.
Периодическое издание «Ведомости», встречающееся в тексте произведения, ещё больше приближает описываемые события к читателю, поскольку «Губернские ведомости» появились в российской печати с 1838 года.
Место действия — среднерусский губернский город NN, весьма отдалённый от столицы, и провинциальные поместья
История создания
Н.В. Гоголь считал А.С. Пушкина своим учителем, «подарившем» благодарному ученику сюжет о похождениях Чичикова. Поэт был уверен, что только Николаю Васильевичу, обладающему от бога неповторимым талантом, подвластно реализовать эту «задумку».
Писатель любил Италию, Рим. На земле великого Данте он приступил к работе над книгой, предполагающей трёхчастную композицию, в 1835 году. Поэма должна была быть похожей на «Божественную комедию» Данте, изображать погружение героя в ад, его странствия в чистилище и воскрешение его души в раю.
Творческий процесс продолжался в течение шести лет. Замысел грандиозной картины, изображающей не только «всю Русь» настоящую, но и будущую, раскрывал «несметные богатства русского духа». В феврале 1837 года умирает Пушкин, «священным завещанием» которого для Гоголя становятся «Мертвые души»: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». Первый том был завершён летом 1841 года, однако не сразу нашёл своего читателя. У цензуры вызвала возмущение «Повесть о капитане Копейкине», а название привело в недоумение. Пришлось пойти на уступки, начав заголовок с интригующей фразы «Похождения Чичикова». Поэтому книга была опубликована лишь в 1842 году.
Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.
Продавцы крестьянских душ
К персонажам, на образах которых построено произведение, относятся продавцы душ умерших крестьян. В общении с ними проявляются основные черты характера Чичикова.
Краткое описание каждого из них представлено в таблице:
Помещик Манилов | Первый продавец «мертвых душ», офицер с хорошей внешностью: голубые глаза, белокурые волосы, добрый взгляд. Фамилия героя происходит от слов «манить» и «заманивать». Изначально о нем складывается двоякое впечатление: с одной стороны, он доверчивый, приятный и чувственный, а с другой — апатичный, ленивый и вспыльчивый. Он счастливый семьянин, любит свою жену Лизаньку и детей (старший сын — Фемистоклюс и младший — Алкид). С женой герою удалось сохранить тёплые отношения вопреки тому, что в браке они находятся более 8 лет. У Манилова единственное сходство с Чичиковым в том, что он ничего собой не представляет. Вся жизнь героя состоит из мечтаний, которые никак не соответствуют действительности, да и для этого он ничего не делает и делать не хочет, являясь слишком апатичной и безразличной натурой. Автор подчеркивает, что этого персонажа нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, он — ничто | ||
Коробочка Настасья Петровна | Вдова, старая помещица и вторая продавщица «мёртвых душ». Это предприимчивый в торговле человек, так как в каждом герое видит только вероятного покупателя. Предстает перед читателями положительным персонажем, хоть и представляется глупой и необразованной домохозяйкой. Внутренний мир женщины не развивается, об этом говорит ее дом, полный мух и старинных картин. Гоголь показывает образ Коробочки простым. Эта простота присутствует во всем — во внешнем виде, общении с другими людьми, поведении. Главная цель ее жизни — заработать как можно больше денег. Героиня продает все, что только можно, даже предметы своего хозяйства. В жизни у нее нет ничего, только желание накопить как можно больше деньжат | ||
Помещик Ноздрев | Молодой 35-летний вдовец, живущий ради пьянок, гулянок и выпивки, третий продавец «мертвых душ». После смерти жены герой ничем полезным не занимается, давно забыл про детей и свое хозяйство, невзирая на целую стаю собак. Ненавидит сидеть дома более одного дня. Единственное его занятие — развлечения. О внешности мужчины известно следующее: черные густые волосы, низкого роста, белые зубы, черные бакенбарды и румяные щеки. В свои 35 по образу жизни соответствует 18—20 годам, любит погулять и выпить, больше ничего не надо. Как только выигрывал деньги, тут же спускал их на другое развлечение. Герой врал на каждом шагу, даже по пустякам, не придавая этому значения | ||
Собакевич Михаил Семенович | Мужчина в расцвете сил, возраст — около 40—45 лет. Наружностью своей был похож на медведя: круглое лицо, цвет лица каленый, широкая спина. Даже своими неуклюжими поступками он доказывал это: имел привычку наступать на ноги, косолапил, даже фрак носил медвежьего цвета. Из этого и появляется имя с фамилией «Михайло Собакевич». В свои 40 с лишним лет Михаил может похвастаться крепким здоровьем: «никогда даже горло не болело». Герои поэмы считают, что у него не было души, так как он ко всему относился с равнодушием и мало чем интересовался. Несмотря на это, Собакевич — человек образованный и начитанный. Он реалист, здраво смотрит на мир и не тешит себя ложными надеждами. В жизни является материалистом, главное — не товар, а его цена | ||
Степан Плюшкин | Богатый помещик, вдовец, отец троих детей (сына и двух дочерей). Пожалуй, это самый негативный персонаж поэмы. Фамилия героя говорит сама за себя. Плюшкин — скупой человек. Из-за скупости его можно спутать с нищим: ходит в лохмотьях, старой и рваной одежде, питается сухарями, считая, что лучше использовать испортившийся товар, чем выбросить. Ему больше 60 лет. Внешность: маленькие глаза, худая и небритая физиономия, зубы почти отсутствуют. Из-за алчности старика страдает не только он, но и его крестьяне, которых он кормит плохо, они умирают в большом количестве. Герой выпивает, давно не следит за хозяйством, зато никогда не забывает наполнить свой графин наливкой. Душа Плюшкина мертва, на смену всем положительным качествам приходят отрицательные: равнодушие, скупость, апатичность, угрюмость и ненасытность |
Через главных героев «Мертвых душ» автор показывает нам, как деньги меняют человека. Они превращают людей в бездушных статуй. Несомненно, деньги облегчают жизнь, но не нужно жить ради них. Не стоит забывать, что никакие финансы не заменят счастье и любовь.
Образ Ноздрева в Мертвых душах кратко
Наблюдение за героем и анализ его личности — таблица:
Ноздрев Мертвые души таблица
Следуя за Чичиковым, читатель попадает к очередному помещику. В Ноздреве прослеживаются черты расточительного и безрассудного игрока, который несмотря на возраст, продолжает вести себя словно мальчишка-хулиган. Он живет одним днем, не заботясь о будущем. Все энергию, силы и богатство он растрачивает на игры в карты и разгульный образ жизни. Его кредо и зависимость ― это азарт. Ноздрев с больной увлеченностью постоянно норовит побиться об заклад. При этом выгода заклада для него не важна, главное, в очередной раз ощутить всепоглощающий азарт. И пуская он лишится денег, проигрыш его не волнует.
Дополняет безрассудную личность такие черты как плутовство и обман. Помещик не раз был уличен в нечестной игре, за что был поколочен. Но и это его не смущает, ведь легкомысленный нрав позволяет ему без обид вновь общаться и играть со своими друзьями по карточному столу.
Внешность Ноздрева довольно привлекательна: румянец молодца, белоснежная улыбка, густые волосы, шикарные бакенбарды. Только вот приметная внешность является всего лишь красивой оберткой абсолютной пустоты внутри. Отсутствие человеческой составляющей делает Ноздрева хвастуном, скандалистом, бесцеремонным лгуном. Речь помещика груба, с преобладанием в ней жаргонных словечек, он без стыда фамильярничает, со всеми на «ты».
Беспорядочность и бесцельность натуры Ноздрева ярко читается в его хозяйстве. И хота, сцены быта скупы на яркие детали, Гоголю удалось в полной мере передать эту сторону жизни Ноздрева. Поместье в необозримом запустении, поскольку игроку нет дела до ведения хозяйства. Хозяйство близко к разрухе и разорению. Стойла пустуют, водяная мельница простаивает без своей порхлицы. Ему неважны даже его крестьяне, на которых хоть как-то держится вся домашняя работа. Правда, их работа ведется некачественная, но крестьяне довольны, что барин не вмешивается в их дела.
Такой легкий, безрассудный и азартный взгляд на жизнь, сделал Ноздрева самым большим разочарованием Чичикова. Их сделка не увенчалась успехом, поскольку банальная продажа душ не была интересной разгульному помещику. В ней отсутствовало самое главное для Ноздрева ― захватывающая составляющая. Поэтому Ноздрев был согласен отдать души в качестве проигрыша в шашки. Эта сцена лучше всего описывает портрет помещика: личность без жизненных целей и лишенная морали, а все чувства заменил азарт.
Кого из героев «Мертвых душ» характеризуют такие черты характера, как:
Характеристика Авдотьи Ивановны Коробочкиной:
- хитрость
- самолюбие
- жадность
Авдотья Ивановна Коробочкина – типичная крестьянская женщина, которая не только добивается своих целей, но и стремится улучшить свое положение в обществе. Она проявляет хитрость и тонкую психологию, чтобы добиться своего. Вместе с тем, она очень самолюбива и не терпит, когда ее любят меньше, чем она ожидает. Ее главной чертой характера является жадность, она всегда стремится получить больше, даже если на этом страдают другие. Такие черты характера определяют взгляд Авдотьи Ивановны на жизнь и ее взаимоотношения с другими персонажами романа.
Характеристика Платона Ивановича Чичикова:
- умение обманывать
- стратегическое мышление
- амбициозность
Платон Иванович Чичиков – основной герой романа «Мертвые души». Он обладает удивительным умением обманывать и извлекать выгоду из различных ситуаций. Его главное качество – стратегическое мышление, благодаря которому он может предвидеть последствия своих действий и принимать правильные решения. Чичиков также проявляет амбициозность и стремление к достижению своих целей. Он готов пойти на любые ухищрения, чтобы получить то, что хочет. Эти черты характера объясняют его поведение и его отношения с другими персонажами в романе.
Зачем Чичикову мертвые души?
Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.
Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.
Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
В какой-то момент в сознании писателя начинает преобладать мысль о мессии, позволяющая «предвидеть» возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Прогрессирующее «превращение» человека в «мертвеца» Гоголь надеется повернуть вспять. Но, столкнувшись с реальностью, автор переживает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера надуманными, безжизненными. Не получилось. Надвигающийся кризис в мировосприятии и стал причиной уничтожения второй книги.
В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.
Плюшкин
Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, — с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.
Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.
Глава одиннадцатая
Уехать с первым лучами солнца Чичикову не удается. Селифан докладывает, что нужно перековать коней и починить бричку. Работа продолжается до обеда. При выезде из города Павел Иванович вынужден сделать еще одну остановку. Бричке преграждает дорогу похоронная процессия, провожающая в последний путь прокурора.
Наконец, Чичиков покидает город и перед ним вновь открывается дальняя дорога. Автор считает необходимым рассказать о прошлом своего героя.
Павел Иванович родился в семье обедневших дворян. В детстве у него не было друзей. Когда Павлуша подрос, родители отправили его в городское училище. Отец дал сыну главное наставление: угождать начальникам и копить деньги.
Павлуша в полной мере воспользовался советом отца. Он продавал богатым одноклассникам еду и другие вещи и вскоре накопил некоторую сумму. Особых дарований у мальчика не было, но на занятиях он вел себя тише всех, чем заслужил расположение строгого учителя. При выпуске из училища Чичиков получил аттестат и был удостоен похвалы начальства.
Вскоре умер отец. Павел Иванович продал его разорившееся имение и перебрался жить в город. Чичиков мечтал о богатстве, но на первых порах ему пришлось довольствоваться жалкой службой в казенной палате с мизерным жалованием.
Чичиков поставил цель добиться расположения своего непосредственного начальника. Для этого он стал ухаживать за его некрасивой дочерью. Дело, казалось, шло к свадьбе. Начальник добился для «жениха» повышения по службе. Сразу же после этого Павел Иванович прекратил все отношения с его дочкой.
Чичиков очень ловко приступил к обогащению. Взятки он брал через простых писарей, поэтому не мог быть уличен. Войдя в комиссию по строительству казенного здания, Павел Иванович за несколько лет многократно увеличил свой капитал. Он уже позволял себе некоторую роскошь в жизни.
Однако начальник Чичикова был смещен с должности. На его место был назначен строгий генерал, разогнавший проворовавшихся членов комиссии. Большинство сумело вернуться, но Павла Ивановича генерал почему-то невзлюбил.
Чичикову пришлось переехать в другой город и начать карьеру с начала. Он переменил несколько мелких должностей, пока не сумел устроиться на таможню. Павел Иванович стал грозой контрабандистов. Он лучше всех справлялся с поиском спрятанного добра, причем никогда не брал конфискованные товары себе.
За успешную службу Чичиков добился значительного повышения. Ему была предоставлена полная свобода действий. Тогда он решил, что настала пора действовать. Павла Ивановича уже давно пыталась подкупить тайная группа контрабандистов. Он связался с ними и пообещал помощь.
При содействии Чичикова через границу перевозились товары на огромные суммы. «Гроза контрабандистов» заработал на этом около полумиллиона.
Павла Ивановича подвел еще один таможенный чиновник, посвященный в преступления и тоже получающий свою долю. Чичиков поссорился с ним, и «коллега» донес обо всем властям.
Чичикову удалось избежать уголовного суда и сохранить кое-какой капитал. Но со службы он был уволен. Приходилось вновь начинать все сначала.
Павел Иванович устроился поверенным. В это время к нему пришла блестящая идея скупить как можно больше «мертвых душ», смерть которых еще не зафиксирована документально. Этих крестьян можно заложить в опекунский совет и получить немалую сумму.
Автор описал, как Чичиков начинает приводить свой план в исполнение. Он покидает город NN в качестве херсонского помещика, владеющего почти четырьмя сотнями крепостных. Павел Иванович подгоняет Селифана. Бричка летит, как на крыльях, превращаясь в символ бешено несущейся в неизвестность «вдохновенной Богом» Руси.
Второстепенные персонажи
К числу второстепенных героев произведения Мертвые души гоголя относится слуга Чичикова Петрушка. Мужчина является лакеем, носит вещи своего барина и имеет грубые черты лица. Он достаточно молчалив и немногословен, но иногда рад рассказать о своих приключениях, а также может проявить характер и до последнего стоять на своем.
Селифан является кучером Чичикова, а возможно и родственником Петрушки. Он необразованный человек, который любит выпить в баре и пообщаться с женщинами. Мужчина предан своему хозяину и выполняет его поручения, хорошо относится к лошадям и довольно прост в общении с собеседниками, хоть и кажется глуповатым.
Главные герои произведения Мертвые души (характеристика)
Одним из самых интересных и значимых произведений Н. В. Гоголя является поэма «Мертвые души». В ней писатель высмеивает пороки разных слоев общества крепостнической России и создает множество ярких и запоминающихся персонажей.
Павел Иванович Чичиков – главный герой поэмы, человек хитрый, умный и сообразительный. Единственная цель его жизни – это нажива, наращивание капитала любыми способами, в основном нечестными. И это неспроста, ведь с самого детства родители внушили ему, что «все прошибешь на свете копеечкой», что друзей лучше не заводить, а если и заводить, то ради выгоды. Следуя этим заповедям, Чичиков рос безрадостно, всю жизнь пытался копить деньги и не тратиться.
Без особых проблем Чичикову удавалось добиться уважения и признания в любом обществе, в которое он попадал. Он был умен, умел поддержать любую беседу на должном уровне, был внимательным к людям, находил подход к каждому и говорил то, что от него хотели слышать.
Внешности же он был приятной, хоть и ничем не примечательной. Не слишком толстый, и не слишком худой, не стар, однако и не молод, обходительный и всегда опрятный, он производил на окружающих лишь хорошее впечатление.
Еще один персонаж поэмы – помещик Манилов, которого Чичиков навещает первым. Манилов создает образ беспечного человека, которого не волнуют бытовые проблемы. Вместо того, чтобы заниматься хозяйством, которое находилось в упадке, он постоянно мечтает, причем мечты его глупы и несерьезны. На первый взгляд создает приятное впечатление, но со временем становится понятно, что внутри Манилов мертв и опустошен, не имеет никаких целей в жизни и попросту ленив.
Следующим героем в списке произведения будет Настасья Петровна Коробочка, одинокая вдова, к которой Чичиков попадает случайно. В отличие от Манилова она озабочена своим пусть и небольшим поместьем, в хозяйстве у нее много натуральных продуктов, которыми она торгует. Хоть она и была опытной предпринимательницей, но мыслила узко и не дальше своей усадьбы. В своем желании обогатиться Настасья Петровна мало отличалась от Чичикова, потому как пыталась получить максимум выгоды из сделки с ним. Она долго не соглашалась, боясь продешевить, а также вынудила Чичикова в следующий раз заказать у нее, мед, сало и муку.
Далее идет встреча Павла Ивановича с очередным помещиком – Ноздревым. Он типичный кутила, прожигатель жизни и любитель приврать. Ведет такой образ жизни достаточно давно и не видит причин к переменам. Даже в лице двух детей, напротив, он абсолютно не заинтересован в их воспитании. Ему интересны лишь развлечения и разумеется, его хозяйство развалено. Любитель приврать, буйный хвастун, он часто попадал в различные истории, большинство из которых заканчивались драками, но все же ему всегда как-то удавалось выкручиваться.
Помещик Собакевич не уступал в уме и расчетливости Чичикову. Он быстро раскусил его хитрый замысел и приступил к торговле. Также, как и Чичиков, он никому не доверял и пытался продать мертвые крестьянские души как можно дороже. Хозяйство его было обустроено крепко и надежно, крепостных он не обижал, участвовал в их жизни, и даже работал наравне с ними. Внешне он напоминал неуклюжего медведя, походка его была тяжелая и неровная, она то и дело меняла направление.
Последним Чичиков навестил поместье старика Плюшкина. Из всех он был самым богатым и имел более тысячи душ. Бережливость была присуща ему во все времена, но к старости достигла максимального уровня, превратив Плюшкина в полусумасшедшего скрягу. Внешне он больше походил на уличного попрошайку, чем на богатого помещика, он был чрезвычайно худой, а одежда его представляла собой старые лохмотья. Внешний вид поместья соответствовал хозяину-все ветхое и неухоженное, включая крестьян. Все это отображает внутренний мир Плюшкина и рисует печальную картину одинокой старости.
Селифан – кучер Павла Ивановича, простой крепостной крестьянин. Несмотря на необразованность имеет живой ум, с присущей ему простотой высказывается по разным поводам и даже делает замечания. Строптив, любитель выпить на рабочем месте, может позволить себе не выполнить волю хозяина. Однако при этом хороший кучер и дело свое знает.
Лакей Петрушка напротив, послушный и немногословный. Он ответственно подходит к своей работе и всегда беспрекословно выполняет приказы барина. Петрушка необходим Чичикову, потому что без него ему было бы затруднительно следить за своим внешним видом. Он всегда знает, что именно и в какой момент нужно хозяину и не нуждается в лишних указаниях.
Изображение помещиков Гоголем
В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.
Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.
Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.
Характеристика главных действующих лиц из Мертвых душ
Цель создания бессмертной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» – отразить всю сущность и масштабность бытия русского общества. Описывая каждого героя произведения «Мертвые души», его черты, характер, поведение, автор вложил в них особенную черту – принадлежность к определенному сословию.
Н. В. Гоголь в своей сатирической поэме отразил всю сущность и проницаемость проблемы «продажности» государственных служащих и безнравственности помещиков.
В замыслах автора было написание трех томов классического произведения, но, к сожалению, ни вторая, ни третья часть не увидела свет. От уничтоженного самим автором второго тома остались лишь очерки в черновике.