Краткое содержание
В первой главе читателю описывается далекое будущее. В рамках одного города было создано Единое Государство, в котором возвели в культ идеи коллективизма. Здесь все одинаковое: одежда, дома. Точно рассчитан дневной распорядок, и даже сама жизнь, в частности, сексуальные отношения людей. Имена отсутствуют, поскольку их заменили на числовую и буквенную комбинацию, теперь это не «человек», а «нумер».
Главный персонаж — Д-503 — работает ведущим инженером при строительстве космического корабля «Интеграл», космолет должен в последующем донести до остальных планет информацию об идеально созданном обществе, которое находится на Земле.
В один из дней герой встретил некую девушку с нумером I-330. Женщина сильно выделяется на фоне других людей. Вначале она раздражает Д-503, после он злится на нее, затем боится, и в результате он осознал, что влюбился в I-330, а это непозволительно в созданном обществе.
Женщина оказалась лидером восстания против установленного строя и привлекла в организацию главного героя. Повстанцы хотели захватить космический корабль и воспользоваться им как оружием против правительства, но план потерпел неудачу.
Все общество трепетало. Испуганный произошедшими событиями Д-503 растерялся. Он был уже не неуверен в трезвости собственного ума и честности I-330. Его переживания прекращает власть, решившаяся на кардинальные меры — избавить всех людей от воображения, уничтожив оставшееся свободомыслие.
Сочинение 3
В данном произведении существует множество неординарных и разнообразных персонажей. Женщина, по имени 0-90 как раз и относится к данному типу личностей. Её постоянным партнёром является строитель, имя которого Д-503. Замятин старался описывать героев так, чтобы они были схожи со своим именем. 0-90 автор описывает как круглую в прямом смысле слова, розового цвета кожи, обладающей красивыми голубыми глазами. Её главным желанием является рождение и воспитание ребёнка. Однако жёсткая и тоталитарная страна запрещает ей иметь на детей. На это есть веская причина: женщина не достигла нормы материнства.
Спустя некоторое время женщине становится понятно, что Д-503 её больше не любит. Он бросает её на произвол судьбы. Девушка имеет собственные ценности, к которым относится доля романтики и семейные принципы. Как только она заметила, что мужчина её разлюбил, она не стала к нему снова навязывать свою персону. Она относится к тем, кто готов выполнить любую поставленную задачу, лишь бы добиться своего счастья. Её единственным желанием по-прежнему остаётся наличие своих детей. Она просит помочь Д-503 сделать ей ребёнка. Это последнее, о чём она просит его.
Когда девушка узнаёт о том, что она беременна, то сразу же сообщает об этом Д-503. Однако она не собирается разрушить его планы с I-330. 0-90 просто желает сказать Д-503, что теперь он является отцом. После этого Д-503 просит о помощи у I-330, чтобы та перевела 0-90 за зелёную стену. За этой стеной девушке не страшна жестокость государства. Конечно, у 0-90 имеется собственной чувство гордости и самолюбия, она не хочет, чтобы ей помогала любовница. Однако она всё же соглашается на эту единственную возможность сохранить своего ребёнка.
Новый ребёнок является символом победы на тоталитарным строем государства. Автор показывает нам, что при жестоком тоталитарном правлении, где отсутствует свобода слова, действия, нет любви, всё исключительно общественное, нереально жить счастливым и беззаботным человеком. Только скрывшись от этого неприступного мира, можно быть свободной личностью, которой впоследствии и стала 0-90.
С тех пор девушка стала матерью ребёнка, чьё будущее в крепких руках.
История создания романа «Мы» и его значимость
Роман «Мы» был написан русским писателем Евгением Замятином в 1920-е годы. В то время, Россия находилась под властью большевиков и имела строгое централизованное управление. Замятин, как критик режима, написал роман, который описывает жизнь общества, где люди живут в абсолютной гармонии со своим государством, но за этой идиллией скрывается жестокий диктаторский режим.
Замятину потребовалось несколько лет, чтобы завершить этот роман, и он был опубликован в Нью-Йорке только в 1924 году, где он жил на тот момент. Роман был запрещен в СССР после его публикации, и первое официальное издание в России было опубликовано только в 1988 году, после распада Советского Союза.
Значение этого романа заключается в том, что он предупреждал о жестокости и негативных последствиях абсолютной власти. Роман «Мы» затронул вопросы о том, как люди, живущие в обществе без свободы и индивидуальности, могут избежать деградации и сохранить свою интеллектуальную и эмоциональную свободу.
Полный образ персонажей Мы Замятина: уникальные черты и отличительные особенности
В романе «Мы» Евгения Замятина присутствует несколько главных персонажей, каждый из которых обладает своими уникальными чертами и отличительными особенностями. Вот некоторые из них:
- Д-503
- Основной герой и рассказчик романа
- Математик и инженер
- Член Единого Государственного Партийного Правления (ЕГПП)
- Расчетливый и логично мыслящий человек
- Поклонник идеи «Единого и Хорошего»
- Идеологический противник своих собственных эмоций и желаний
И-330
- Женщина, в которую влюблен Д-503
- Свободомыслящая и непредсказуемая
- Преуспевающая математик, живущая за пределами Мирового Государства
- Представительница сопротивления и критик системы
- Подобно Д-503, содержит дневник, но с аналогичными целями
С->Д12-IX
- Руководитель ЕГПП
- Образ деспотической власти
- Интеллектуал, убежденный в необходимости подавления свободы и эмоций человека
- Олицетворяет идеологию Мирового Государства
Р-13
- Молодая женщина, борющаяся с набатной массовостью
- Представительница «Революционеров»
- Содержит ежедневник с записями о своих мыслях и действиях
- Верит в идеи свободы и индивидуальности
Каждый из персонажей играет важную роль в развитии сюжета и раскрытии тем романа «Мы». Уникальные черты и отличительные особенности каждого из них подчеркивают существующие в обществе противоречия и проблемы.
Смысл романа
Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.
Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.
Раскрытие проблем
Проблемы антиутопии романа многообразны и актуальны даже сегодня.
Замятин поднимает следующую проблематику:
- Тирания — она ужасна тем, что люди сами не осознают, что проживают в тиранической стране. Человек вполне доволен происходящим и не может себе представить, как можно жить иначе.
- Технократия — созданное общество представляет собой мир, который победил рационализм. Здесь все просчитано до минуты, все детали тщательно подогнаны, но писатель считает, что невозможно построить мир, опираясь только на бездушный разум.
- Угнетение индивидуальности — Замятин показывает, что насколько бы ни было жестоко устроено общество, у него не получится лишить человека свободомыслия. Человеческая природа все время будет пробиваться наружу, пока людей полностью не превратят в бездушную машину.
- Внутренне рабство — судьба главного героя показывает читателю, что люди часто боятся свободы. У них недостаточно силы воли, чтобы выжить, опираясь лишь на собственные жизненные принципы. И это, как считает Замятин, огромная трагедия для человечества, поскольку оно обретет счастье лишь тогда, когда освободится от своих неправильных привычек.
- Массовое сознание — вначале нумеры описываются как послушная серая масса, они не знают, что такое сомнение. Но к финалу произведения читатель понимает, что это только иллюзия, и некоторые люди готовы отречься от порядков общества и бороться за новый мир.
- Нравственный выбор — сталкиваясь со сложностями, люди нередко вынуждены сделать трудный выбор, и в этом случае все будет зависеть лишь от них, а не от мнения окружающих.
- Тотальный контроль власти — Замятин порицает вмешательство правительства в личную жизнь людей, описывая абсурдность этого порядка.
Право каждого на свободу суждения и индивидуальность он считает обязательным требованием для нормальной жизни. В этом и заключается смысл романа «Мы».
Внутренняя борьба главных героев
Роман Замятина «Мы» не только описывает действия и поступки главных героев, но и позволяет заглянуть в их внутренний мир. Каждый из героев имеет свои личностные черты, которые влияют на их внутреннюю борьбу. Изучение этой борьбы позволяет понять, как герои меняют свое отношение к жизни и друг к другу в течение романа.
С одной стороны, главные герои совершенно «зашоренные» люди, подчиненные системе идеологических норм. Однако даже среди них есть те, кто обладает сомнениями и внутренними противоречиями. Например, Д-503 испытывает страх перед размеренной жизнью в Икс-граде, хотя внешне он заявляет о своем счастье. А И-330, являясь ярым сторонником «Единой Таблицы», не может отказаться от отношений с героем и неспроста поддерживает его в борьбе против системы.
Таким образом, внутренняя борьба главных героев романа «Мы» является неотъемлемой частью их образов и помогает отображать их личностные черты. Изучение этой борьбы позволяет понять кадровую политику правящей идеологии, а также определить, какие герои подвергаются наибольшему воздействию системы идеологических норм, а кто оказывается более жизнерадостным и свободным.
Литературное направление и жанр
Роман принадлежит к жанру социальной антиутопии. С него начался расцвет антиутопий 20 в., описывающих жизнь человека в тоталитарном государстве: «Чевенгур» Платонова, «1984» Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли. Несмотря на фантастический сюжет, роман ближе всего к направлению реализма. Это социальная критика существующих идей и общественных изменений.
Антиутопия – это всегда реакция на социальные преобразования и полемика с уже существующими утопиями. Антиутопии называют социальными предвиденьями, потому что авторы описывают социальные отношения, которые ещё не сформировались, угадывая события очень точно.
Но Замятин, обладая, как и его герой, инженерным мышлением, ничего не угадывал. Он основывался не столько на рационалистических утопиях нового времени (Т.Мора), сколько на существующих и очень популярных в 20 в. социалистических утопиях пролеткультовцев, в частности Богданова и Гастева. Они считали, что вся жизнь и мышление пролетариата должны быть машинизированы. Гастев предлагал даже присвоить людям номера или буквы, чтобы исключить индивидуальное мышление.
Идея глобального преобразования мира и уничтожения человеческой души и любви, способных помешать утопии, тоже родилась у идеологов пролеткульта. Пародии Замятина подвергнуты идеи пролеткультовцев о безграничных возможностях науки, о покорении вселенной и подчинении её идеям социализма и коммунизма.
Замятин основывался не только на идеях пролеткульта. Дома из стекла и бетона напоминают описанные в романе «Что делать?» Чернышевского, а также города будущего, придуманные футуристами (Хлебниковым, Крученых). Единое Государство не раз возникало в урбанистических утопиях. А образ технически совершенной машины («Интеграла») описан в произведениях современников (Платонова, Маяковского).
Неизвестный в СССР роман Замятина был подвергнут резкой критике. Его назвали злым памфлетом, а самого Замятина считали испугавшимся прихода социализма. Замятин до конца жизни оставался верным идеям социализма, но его роман – логическое доведение этих идей до абсурдного предела.
Очень краткий пересказ романа «Мы»
Математик Д-503 ведет своеобразный дневник для иноземных существ, живущих в несовершенном, диком, свободном мире.
Когда окончилась Двухсотлетняя война между городом и деревней, весь земной шар оказался во власти одного большого города. С этого города началось образование Единого Государства. Оно развивается уже тысячу лет и сейчас почти совершенно. Другие цивилизации должны понять, что Благодетель – мудрый правитель Единого Государства, сделает их счастливыми, когда прочтут записи Д-503.
Жители Единого Государства не испытывают друг к другу зависти, не умеют любить. Они могут выбрать для себя в качестве сексуального объекта любого другого нумера. Математик записал на себя милую пухленькую О-90. В определенные дни он приглашает ее к себе и опускает шторы. В остальное время нумера живут на виду друг у друга: стены их домов прозрачны. Гуляют мерными рядами в голубых юнифах с золотыми нумерами на груди каждого и каждой.
Математик трудится над строительством «Интеграла», новейшего космического корабля.
Мир вокруг Д-503 был прост и предсказуем, пока он не познакомился с одной женщиной, I-330. Однажды, она пригласила его на прогулку по Древнему Дому. Этот Дом – единственный уцелевший осколок старого мира. Женщина предложила математику остаться с ней в Доме, несмотря на то, что им давно пора быть в аудиториуме на курсе искусства и наук. Математик разумно отказался и решил, что непременно расскажет Хранителям об этой особе.
Хранители обеспечивают безопасность нумеров и оберегают их от неразумных действий.
После прогулки по Древнему Дому математик впервые увидел сон. Он явно нездоров, потому что нормальные, здоровые нумера не видят снов. Вместо того чтобы пойти в Бюро Хранителей, он обратился к доктору.
I-330 снова встречалась с Д-503. После этой встречи математик словно обезумел. Он влюбился в эту женщину. Она полностью завладела им.
О-90 почувствовала, что потеряла Д-503. В его голове теперь другая женщина. О-90 больше не станет приходить к математику, но у нее есть одна просьба: она хочет, чтобы Д-503 подарил ей ребенка.
На эллинге, там, где строится «Интеграл», математик больше не чувствовал себя частью единого механизма. Вокруг безмятежные лица сотрудников. А на его лице отпечатано преступление: он уже брал фальшивое медицинское удостоверение, чтобы пропустить работу.
Математик редко видится с I-330 и очень по ней скучает. Однажды, математик так долго ходил возле ее дома, что Хранителю S-4711 показалось странным его поведение. Хранитель отвел математика в Медицинское Бюро. Доктор поставил диагноз: образование души.
Из Государственной Газеты Д-503 узнал о существовании тайной организации, целью которой – освобождение нумеров от ига Благодетеля. Это враги счастья, они называют себя «Мефи», и I-330 одна из них.
I-330 показала математику другой мир. Она провела его за Зеленую Стену, которая ограждает город от неизвестного мира. Д-503 увидел живую природу и познакомился с людьми, которые мечтают о свободе.
Контролерша Ю всячески пыталась оградить математика от пагубного влияния I-330. Ю считала свои долгом направить Д-503 на истинный путь. Однажды, он застал ее в своей комнате за письменным столом. Скорее всего, она прочла последние записи математика, и теперь ей многое известно.
Для успешной борьбы с преступной организацией были приняты новые меры: нумера в обязательном порядке должны пройти операцию по удалению фантазии.
Участники тайной революционной организации «Мефи» пробрались на «Интеграл» в день пробного полета, однако им не удалось захватить корабль. I-330 сразу поняла, что это математик выдал Хранителям план по захвату «Интеграла». Но Д-503 был совершенно не причем, он догадался, что это могла сделать только контролерша Ю. Теперь, единственное его желание – убить Ю.
«Мефи» взорвали Зеленую Стену. Революция пошатнула основы великого Государства.
Хранители действовали радикально: большинство нумеров были прооперированы. Математик, как и большинство, лишились фантазии. После операции математик рассказал мудрому правителю Единого Государтва все, что ему было известно о «Мефи».
I-330 и многих ее сообщников казнили. В западных кварталах все еще продолжается восстание, но на 40-м проспекте уже построена новая временная стена.
Главные герои романа «Мы» Замятина: краткая характеристика
В романе «Мы» Замятина встречаются несколько главных персонажей, каждый из которых привносит свою уникальность и способствует развитию сюжета.
Один из главных героев романа — Д-503. Он является населением Единого Государства, в котором царит строгий режим и отсутствует частная жизнь. Д-503 является инженером-строителем и занимается разработкой и строительством ракет. Он преданный сторонник системы и пытается контролировать каждый аспект своей жизни. Однако, постепенно Д-503 начинает задаваться вопросами и сомневаться в идеалах системы.
Женщина по имени И-330 также является одним из центральных персонажей романа. Она интригует и привлекает Д-503 своей открытостью и непредсказуемостью. И-330 становится для него символом свободы и индивидуальности, что противоречит принципам единого государства. Она влияет на Д-503 и помогает изменить его взгляды и отношение к системе.
Главный герой также встречается с другими персонажами, такими как Р-13 и С-471. Р-13 — друг Д-503, который также начинает сомневаться в установленных правилах, а С-471 — проповедник анархии и свободы. Появление этих персонажей помогает Д-503 преодолеть свои страхи и начать бороться за свою свободу.
Все эти герои вносят важные элементы в сюжет романа «Мы» Замятина и помогают показать сложность и амбивалентность человеческой натуры. Их внутренние борьбы и изменение взглядов отражают необходимость индивидуальности и свободы в обществе.
Персонаж | Описание |
---|---|
Д-503 | Инженер-строитель, преданный сторонник системы, начинает сомневаться в ее идеалах |
И-330 | Женщина, символ свободы и индивидуальности, влияет на Д-503 и помогает ему измениться |
Р-13 | Друг Д-503, также начинает сомневаться в установленных правилах |
С-471 | Проповедник анархии и свободы |
О-90 — одна из самых молодых и желанных женщин в Университете
О-90 олицетворяет красоту и эстетику в обществе Единства. Она выделяется своей молодостью, покоряя мужчин своим обаянием и привлекательностью. Она является одной из самых желанных женщин в Университете, и все мужчины стремятся ее заманить и завоевать.
Однако, за маской красоты и желанных черт личности, О-90 скрывает свою истинную сущность. Она подчинена системе Единства и не способна независимо мыслить или чувствовать. Важным элементом ее характера является ее цыничность и безразличие ко всему кроме собственного благополучия.
О-90 будет иметь влияние на развитие сюжета и идеологию романа, отражая разрушительные последствия единовластия и подчинения личности обществу. В конечном итоге, она станет объектом восстания и сопротивления против идеалов Единства.
Таким образом, О-90 — не только прекрасная и желанная женщина, но и символ отвержения и борьбы за индивидуальность в подавляющем обществе.
История создания
Евгений Иванович был уверен, что революция изменила жизнь множества людей, а поэтому и писать о них теперь необходимо по-другому. То, что было описано перед этим, рассказывает уже о прошедшем времени. Сейчас символизм и реализм должны измениться на другое литературное направление — неореализм.
Писатель в своем романе попытался объяснить, что тоталитарный режим и механизация жизни ведет к обезличиванию людей, унификации их мнения и притуплению развития сознания, что в результате приведет к истреблению общества в целом. Вместо этого, придет единый механизм, а человек будет только его безликим элементом, работающим на основе автоматизма и установленной программы.
Роман был написан в 1920 г., через год Замятин послал свое произведение в немецкое издательство, поскольку его не публиковали в России. Рукопись перевели на английский язык и издали в 1924 г. в Нью-Йорке. На русском языке книгу выпустили лишь в 1952 г. в этом же городе, Россия смогла познакомиться с романом только в 1988 г. в журнале «Знамя».
Непосредственно автор к этому относился с юмором. В одной из аннотаций он написал: «Роман „Мы“ был персидским петухом: такой вопрос еще и в такой форме было рано поднимать».
Личностные черты главного героя романа Мы
Главным героем романа Мы является главный инженер Д-503, который работает над строительством «Единого Государства». Он описывается как рациональный, логичный и податливый человек, полностью проникнутый идеями нового мирового порядка. Однако со временем он начинает сомневаться в правильности этой системы и своей роли в ней.
Одной из главных черт Д-503 является его ориентация на логику и науку, что проявляется в его педантичности и чувстве порядка. Он склонен анализировать все свои действия и действия окружающих, искать объяснения и причины в их логической связи. Однако, эта черта его личности приводит его к конформизму и потере индивидуальности.
Другой важной чертой Д-503 является его эмоциональная трансформация под влиянием любви и свободы мысли. Он начинает осознавать свои чувства и стремиться к самовыражению
Эта конфликтная черта его личности порождает напряженность в отношениях с окружением и заставляет его выбирать между своими желаниями и указаниями правительства.
Суть названия
Заглавие романа отражает страх автора перед будущим — проблема конкретного человека в общественном устройстве. «Мы» — это не люди, а детали единой машины, работающие синхронно, имеющие одну задачу, играющие одинаковую роль. Это ужасное упрощение человека до шестеренки возмутило Замятина и вынеслось им в краткое, но содержательное название.
Автор сильно переживал, что люди, которые движимы идеями коллективизма и общего благополучия, в результате уничтожат собственное сознание ценностей. Человека с выраженной индивидуальностью обрекают или на слияние с общим потоком, или на гибель. Непосредственно название произведения имеет полемический характер относительно пролеткультовской теории и практики творческой деятельности.
Смысл романа
Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.
Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.