Краткое содержание повести “Невский проспект”
Повесть “Невский проспект” Николая Гоголя состоит из четырех основных частей, которые представляют различные аспекты жизни на знаменитой улице Санкт-Петербурга:
- Реалистическое описание проспекта: Повесть начинается с подробного описания Невского проспекта, главной артерии города. Гоголь передает его атмосферу, оживляя его картиной толпы людей, пышных нарядов и благородного поведения. Это описание служит вступлением, создавая величественный образ улицы.
- История художника: Главный герой, художник Пискарев, влюбляется в прекрасную брюнетку, которую встречает на Невском проспекте. Однако он обнаруживает, что она живет в публичном доме. Пискарев пытается спасти ее из разврата, предлагая брак, но получает отказ и страдает от разочарования. Эта история представляет разницу между внешней красотой и внутренним миром, а также вопросы морали и идеалов.
- Приключения поручика: Поручик Пирогов, друг Пискарева, также оказывается на Невском проспекте, где он влюбляется в блондинку, жену немецкого жестянщика. В своих стремлениях он попадает в различные комические и скандальные ситуации, которые отражают его пошлость и наглость.
- Изображение проспекта как обманчивого пространства: В заключительной части повести Гоголь раскрывает истинную природу Невского проспекта. Он описывает его как место, где все является обманом и ложью. Главные герои исчезают, и на их похороны никто не приходит. Это изображение проспекта в качестве символа мертвого и иллюзорного общества.
Главные и второстепенные персонажи
Действующие лица повести — 2 главных и 4 второстепенных героя. Есть ещё несколько эпизодических лиц, с участием которых разворачивается сюжет. Краткое описание персонажей:
- Пискарёв. Порядочный, но бедный художник, хранящий в душе мечту о знакомстве с прекрасной дамой. Встретил девушку и был очарован её красотой, а впоследствии ощутил горечь из-за того, что она оказалась работницей борделя.
- Пирогов. Поручик, относящийся к жизни легко и непринуждённо. Способный и симпатичный, но не слишком порядочный. Посчитал возможным «закрутить роман» с замужней особой, за что и пострадал. Недолго расстраивался и вечером того же дня уже отплясывал мазурку в гостях.
- Шиллер. Немец с характерной внешностью, жестяных дел мастер, участник комической ситуации. Пирогов вошёл в помещение, когда жестянщик собирался лишиться носа. Немец полагал, что содержать его — расточительство, ведь только на нюхательный табак уходило «один рубль двадцать копеек в месяц».
- Гофман. Сапожник, которого Шиллер попросил отсечь ему нос. Старик без особых примет.
- Блондинка. Жена жестянщика Шиллера, за которой пытался приударить поручик Пирогов.
- Брюнетка. Дама, с которой познакомился Пискарёв, оказавшаяся проституткой.
Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова (таблица)
Сравнительные параметры | Пискарев. | Пирогов. |
Род занятий. | Занимается живописью. | Служит лейтенантом. |
Значение фамилии. | Фамилия художника происходит от названия маленького гольяна (в 19 веке слово писалось через «и»). Гольяны поедаются хищными рыбами. Бедный художник Пискарев был раздавлен жестокой петербургской действительностью. | Фамилия лейтенанта происходит от слова «пирог». Давая главному герою такую фамилию, автор подразумевает, что Пирогов любит хорошую еду и вообще ценит жизнь, состоящую из удовольствий. Интересно, что в конце рассказа Пирогова разгневанный поручик успокоился, съев два пирожка в кондитерской. |
Талант. | Пискарев — талантливый молодой художник, который любит писать живописные картины. | Пирогов умеет соблазнять женщин, рассказывать анекдоты, декламировать стихи и пускать кольца дыма при курении. |
Черты характера. | Робкий, застенчивый, невинный, причудливый. Ценит внешнюю красоту, но красота души для него важнее. | Высокомерен, легкомыслен, вульгарен, не хватает духовности, вспыльчив, но быстро отходит от гнева. |
Отношение автора к персонажам. | Автор сочувствует Пискарёву. Он сожалеет, что жизнь художника закончилась трагически. | Гоголь иронически относится к Пирогову. |
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.
История с Пискаревым
Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей — поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.
Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается… Это было во сне.
С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.
История с Пироговым
Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.
Жизненные цели
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.
Чин
Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.
Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.
Сбежавший «Нос»
Цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в испечённом женой хлебе человеческий нос, принадлежащий его клиенту, коллежскому асессору Ковалёву и выбрасывает странную находку в Неву.
Проснувшись, асессор видит отсутствие носа и обращается к обер-полицмейстеру, желая заявить о пропаже. Вдруг откуда ни возьмись появляется нос, одетый в мундир, шляпу статского советника и к тому же при шпаге. Ковалёв пускается в погоню, но нос не желает с ним разговаривать, выражая презрение к чиновнику низшего чина.
Попытка дать объявление в газету также ничего не даёт. Редакция отказывает безносому чиновнику из страха потерять репутацию. Тогда Ковалёв обращается к частному приставу, но тот кратко отвечает, что приличному человеку носа не оторвут.
После многих приключений Нос таинственным образом возвращается на своё место к законному владельцу.
Жизненные цели
У обоих героев были определённые цели в жизни. Для Пирогова имело значение положение в обществе, он стремился продвинуться по службе. Получив чин поручика, молодой человек гордился им и напоминал окружающим о своём статусе при каждом удобном случае. По словам автора, Пирогов обладал множеством талантов, мог рассуждать о литературе и музыке, посещал публичные лекции и театральные постановки. Вот что умел поручик:
декламировать стихи;пускать дым кольцами, нанизывая их одно на другое по 10 штук;рассказывать анекдоты;удерживать внимание женщин;остроумно шутить;рассуждать о вещах не так резко, как это получается у других. На самом деле все способности были поверхностными
Поручик толковал о литературе и моде не потому, что хорошо разбирался или это ему нравилось. Просто в те времена считалось признаком хорошего тона умение рассуждать о высоком. Молодой человек, выступающий в произведении символом пошлости и беспринципности, хотел одного: дослужиться до такого чина, который даст ему пропуск в высший свет и позволит жениться на знатной даме
На самом деле все способности были поверхностными. Поручик толковал о литературе и моде не потому, что хорошо разбирался или это ему нравилось. Просто в те времена считалось признаком хорошего тона умение рассуждать о высоком. Молодой человек, выступающий в произведении символом пошлости и беспринципности, хотел одного: дослужиться до такого чина, который даст ему пропуск в высший свет и позволит жениться на знатной даме.
Главной жизненной целью Пискарёва было служение искусству и высшим идеалам. Даже в те минуты, когда он предлагает работнице борделя руку и сердце, основное место в судьбе отводится творчеству. Художник так описывает будущую жизнь: он будет творить, а жена — вдохновлять и заниматься рукоделием, сидя рядом. По мнению талантливого юноши, нет ничего лучше, чем быть обязанным самому себе за всё, что имеешь, и творчество вполне может обеспечить безбедное существование.
В повести «Невский проспект» Гоголь проводит сопоставление, изображая Пискарёва вечерним героем, а Пирогова — дневным. Несложно понять, что он с уважением и некоторым восхищением относится к истинным творцам, одним из которых являлся художник. Прожигатели жизни наподобие поручика вызывают у автора смесь пренебрежения и насмешки, и это восприятие Гоголю удаётся донести до читателя.
Темы
Главная тема произведения — это судьба «маленького человека» в большом городе. Автор показывает ярко выраженный социальный контраст, который вызывает в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой жизненной реальностью.
Автор раскрывает тему нравственности. На примере семнадцатилетней девушки, в которую влюбился художник, будучи еще совсем ребенком, уже успела полностью погрызть в пучине порока и разврата. Девушка не заинтересована в том, чтобы стать примерной супругой и в корне поменять свою жизнь, поэтому отвергает предложение Пискарева.
Еще одним ярким примером является поручик Пирогов, которого совершенно не смущает то, что очаровательная блондинка скована узами брака. Чтобы удовлетворить собственное желание, он без зазрения совести готов совратить понравившуюся ему женщину.
Еще одна тема произведения — тема одиночества. Автор раскрывает ее на примере художника Пискарева. Хоть он и живет в огромном и многолюдном городе, аре каждый день по улицам проходят тысячи людей, молодой человек продолжает оставаться один на один с собственными проблемами. Он одинок, поэтому когда он больше не находит в себе сил, чтобы справиться с собственными душевными терзаниями, он приходит к выводу добровольно уйти из жизни. Окружающие люди узнали о его смерти далеко не сразу, а лишь спустя несколько дней. На похороны к молодому художнику никто так и не пришел.
Тема равнодушия также занимает особое место в произведении. Оно становится настоящей катастрофой, поскольку люди стали равнодушными даже к своему ближайшему окружению. Человек уже не представляет никакой ценности в этом мире.
Все дело в том, что тонкие и романтичные натуры, которые заняты постоянным поиском идеалов, столкнувшись с реалиями жизни, попросту не могут с ними справиться. Чаще всего за красивой оберткой скрывается безобразная душа, а самые светлые и чистые порывы разбиваются о фальшей и равнодушие.
Таким образом писатель пытается донести главную мысль повести — неизбежное противостояние иллюзий и реальности, когда чистая и светлая душа вынуждена столкнуться с пагубной силой обмана.
Характеристика Пискарёва и Пирогова | Инфошкола
26 Октябрь 2011 админ Главная страница » Характеристика героев Один из главных героев повести «Невский проспект» — Пискарев. Живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества. Человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. Он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия Петербурга. Крушение мечты приводит его к трагическому исходу.
Рядом с героем-романтиком в повести действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности — поручик Пирогов. Ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей. Гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не единичен. Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев: «Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».
В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.
В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.
Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.
Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания. Содержанием сновидения Пискарева является бал
У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом
Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.
Характеристика Хлестакова
Характеристика Обломова
Характеристика Пискарёва и Пирогова
3 (60%) 2 votes Метки: Характеристика Пирогова и Пискарёва
info-shkola.ru
Композиция
Композиция повести “Невский проспект” Гоголя является необычной и характеризуется своеобразным подходом к описанию жизни Петербурга. Через образ Невского проспекта, наполненного пороками, страстями и искушениями, автор раскрывает общую картину города и показывает судьбы главных героев через объективность всего движения жизни на проспекте.
Гоголь предельно детально описывает Невский проспект, используя различные художественные средства. Он осознанно выбирает разные времена суток, чтобы точно передать социальную структуру Петербурга. Такой подход позволяет ему создать насыщенную и живописную картину города и его обитателей.
Композиция повести имеет традиционное построение, которое включает следующие части:
- Завязка. В начале произведения мы сталкиваемся с встречей двух друзей, каждый из которых ищет свое предназначение и своего “идеала” в жизни.
- Развитие событий. В этой части произведения мы наблюдаем параллели между двумя героями, которые оказываются в схожих ситуациях. Художник, отчаянно пытающийся спасти потерянную душу, и поручик, не упускающий возможности завоевать замужнюю женщину.
- Кульминация произведения. В этой части происходят два события: художник предлагает руку и сердце падшей девушке, но получает отказ, и муж возлюбленной поручика наказывает неудачного соперника.
- Развязка. Здесь автор демонстрирует две картины: оскорбленную честь поручика Пирогова и похороны молодого художника Пискарева, на которые никто не явился.
- Эпилог. В заключительной части автор вновь описывает Невский проспект, который остается эфемерным и лживым, символизируя неизменность жизни на проспекте.
Таким образом, композиция повести “Невский проспект” представляет собой нестандартный подход, который позволяет Гоголю передать сложность и противоречивость петербургской жизни. Он использует Невский проспект как символ и отражение общего движения города и его обитателей.
Автор умело вписывает главных героев в эту общую картину, показывая их судьбы и характеры сквозь преломление жизни на проспекте. Взаимодействие и сопоставление их историй создает напряжение и драматическое развитие событий.
Кульминация повести является вершиной напряжения и эмоционального подъема. Отказ художнику и месть супруга добавляют силы и глубины повествованию. Разрешение и развязка произведения приносят завершение и выводы, подчеркивая несовместимость иллюзий и реальности.
Завершающий эпилог, вновь описывающий Невский проспект, подчеркивает его неизменность и характерную ложность. Это призывает читателя задуматься над тем, что за красивыми фасадами и мерцающими иллюзиями может скрываться глубокая пустота и разочарование.
Значение повести “Невский проспект”
Повесть “Невский проспект” Николая Гоголя имеет глубокое значение и несет важные послания. Она является обличительным и социально-критическим произведением, раскрывающим различные аспекты жизни и общества в Петербурге.
Одна из основных тем, затронутых в повести, – это существенная разница между подлинной и призрачной действительностью. Гоголь раскрывает иллюзорность внешней красоты, блеска и обманчивости социальных масок. Главные герои, Пискарев и Пирогов, сталкиваются с разочарованием, когда их идеалы и ожидания разрушаются под воздействием развратных и праздных образов жизни на Невском проспекте.
Повесть также воплощает тему маленьких людей, обреченных на нищенское существование и лишенных голоса в обществе. Она поднимает вопросы социального неравенства, бесправия и низкой ценности человеческой жизни в условиях петербургской среды.
Гоголь через образы второстепенных героев, таких как проститутки и немецкая жена жестянщика, также критикует разврат, аморальность и отсутствие моральных принципов, присутствующих в обществе.
Однако, помимо своей социальной и обличительной значимости, “Невский проспект” открывает перед читателем сложность и противоречивость человеческой природы, размышления о сущности и ценности жизни, о масках и обмане.
В целом, повесть “Невский проспект” представляет собой яркий образец литературы социально-критического реализма, пронизанной глубокими моральными и социальными посланиями, и она остается актуальной и важной для понимания и осмысления нашего общества
Характеристика главных героев
Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален
Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает
Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.
Нелепая смерть
Григорий Котовский действительно погиб совершенно нелепо. Его шестого августа 1925 года убил некто Мейер Зайдер. Известно, что Зайдер некогда владел публичным домом в Одессе, в котором иногда Котовский укрывался от полиции. Затем, вроде бы, он был адъютантом у Мишки Япончика. Но это не подтверждено. Уже после гражданской войны Котовский якобы устроил его по старой памяти директором сахарного завода. И вот этот человек его застрелил. Причем Зайдер не пытался спрятаться. Сам сдался. Во всем сознался. Ему дали десять лет, но отпустили – за хорошее поведение. А в 1930 году его нашли трое ветеранов дивизии Котовского и застрелили. До сей поры непонятны мотивы Зайдера. Принято считать, что это ревность. Вроде бы Зайдер ревновал Котовского к какой-то своей подруге. Но есть и те, кто считает эту версию несостоятельной, говоря, что, на самом деле, Котовский был должен Зайдеру, но не хотел отдавать долг. Третьи намекают, будто бы убийство Котовского организовали то ли Сталин, то ли Троцкий, а некоторые даже говорят о мести украинских националистов. Хотя в то время украинские националисты были, скажем так, не такими мстительными (не набрали еще той силы, что набрали потом).