Описание по картине
Одной из наиболее мистических и завораживающих картин конца XIX – начала XX века есть «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Художник имеет свой выразительный стиль и авторскую подачу. В художественной галерее картина собирает возле себя посетителей, которые рассматривают её до мельчайших деталей. Куинджи утверждал, что картина «Лунная ночь на Днепре» — лучшее его творение. А тема моря является основной в творчестве художника. Он передает силу и глубину моря, а также воздух. Но наиболее завораживающий – лунный свет, который переливается всей цветовой гаммой. Картины художника глубокие и наполненные игрой света и тени.
Первое на что обращаешь внимание – бескрайнее синее море, которое переходит в небо без чёткого горизонта. На небе ярким кругом выделяется полная луна
Её свет освещает всю картину и покрывает поверхность моря. Куинджи называл себя художником света и это правда. Далеко не каждый сможет передать настолько тонко световые лучи и тени. Коричневый оттенок земли словно отделяет воду от жилых хат, возможно небольших улиц. Архип Куинджи при помощи темных мазков в светлых местах создает глубину пространства.
На картине можно рассмотреть еще много мелких деталей, которые не теряют привлекательность наравне с водной гладью и ночным небом. Это небольшие украинские хаты. Можно почувствовать, что художник творил в конце XIX века. Украинские хаты – белые с соломенными крышами. На картине изображены деревья, которые покрыты листвой. Поэтому можно сделать вывод, что это лето. Это время ежедневной работы для народа, поэтому ночь настолько пустая и тихая.
Простота картины, но при этом её глубина – удивляет, завораживает и притягивает внимание. И именно это делает её настолько известной
Запоминающая тема и стиль художника сделали Архипа Куинджи всемирно известным. А картину «Лунная ночь на Днепре» — культурным достоянием.
8 класс, 3, 4 класс
Куинджи — Лунная ночь на Днепре
Сейчас читают:
-
Сочинение Юмористический рассказ о случае из жизни 5 класс
Однажды со мной произошла невероятно смешная история. Мы всей семьёй приехали в деревню на лето. Я и мой папа собрались на рыбалку. Далеко идти не пришлось, ведь речка была прямо за огородом.
-
Сочинение Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно
В современной России – эпоха патриотизма, патриотизма зачастую навязываемого, во многом искусственного. Люди, которые ощущают текущую конъюнктуру, грамотно используют тренд патриотизма для собственной выгоды. Бизнес на патриотизме,
-
Смысл жизни Мцыри (Что значит жить для Мцыри) сочинение
В чем смысл жизни? Это, пожалуй, один из самых сложных философских вопросов, но многие люди находят для себя смысл жизни в повседневных делах, путешествиях, детях и во многом другом. В поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтов по-своему отвечает на этот вопрос.
-
Сочинение В гостях хорошо, а дома — лучше по пословице
У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками.
-
Сочинение Мой любимый праздник День Святого Валентина
Традиционно в России 14 февраля отмечается День Святого Валентина, еще этот праздник называют Днем всех влюбленных. Пожалуй, это мой любимый праздник. Ведь, что может быть прекраснее любви?
-
Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына
В 17 веке в Европе популярность обретает библейская притча о блудном сыне. К ней возрастает интерес многих творцов мировой культуры. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение
«Эффект Куинджи»
Илья Репин. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1877. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Современники Куинджи не верили, что подобного эффекта свечения можно достичь только искусной живописью. Его обвиняли в использовании «лунных» красок и даже в «сделке с дьяволом». Критики писали, что специальные краски помогал делать друг художника, химик Дмитрий Менделеев, а освещение полотна готовил физик Федор Петрушевский.
Однако «лунный эффект» живописец действительно создал лишь с помощью мастерства и техники. Петрушевский и правда вел исследования в области цвета и света, но он не помогал Куинджи, а напротив — описывал его опыт. На одной из лекций в 1883 году, уже после выставки с «Лунной ночью», он рассказывал о том, что «иные картины имеют лучший вид при огне, чем при дневном освещении. Картины, изображающие лунное сияние, отраженное водой, часто представляются лучшими или, по крайней мере, более блестящими вечером, чем днем, так как светлые тона получают перевес над фиолетовыми, синеватыми и другими тонами воды».
Современники прозвали этот прием «эффектом Куинджи». Художник Павел Чистяков писал коллекционеру Третьякову: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами сделать его не могут».
Певец света
По-своему воспел поэзию этой ночи и Куинджи, ведь его недаром называли «певцом просторов и света». Он
как никто другой умел создавать потрясающую иллюзию света.
Этот серебристо-зеленый свет на
картине был настолько ярким и зримым, что многие зрители пытались найти
какой-то подвох, пытаясь понять, как художнику удалось добиться такого эффекта.
Поговаривали, что картина написана не
мазками масла на холсте, а какими-то таинственными лунными красками на стекле и
подсвечена лампой с обратной стороны. Любопытствующие заглядывали за картину и
не обнаруживали никакой лампы, а луна продолжала сиять загадочным колдовским
светом.
Конечно, грамотно
подобранное освещение зала играло свою роль. Картина особенно выигрышно
смотрелась при искусственном освещении и задернутых шторах. И краски Куинджи, действительно, на самом деле
были не совсем обычными и типичными. Художник очень много времени посвятил
серьезному изучению свойств красок, проводя в университетской лаборатории
немало часов, используя даже специальные
приборы, чтобы добиться нужных ему оттенков и эффектов.
Процесс создания картины был у него длительным – Куинджи долго подбирал краски, долго
обдумывал каждый мазок кистью, напряженно вглядываясь в создающуюся работу.
«Лунная ночь на Днепре», Куинджи
Год написания: 1880Размер: 105 × 146 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
10 предложений/ 117 слов
«Лунная ночь на Днепре» по праву считается одной из лучших работ Архипа Куинджи. К сожалению, полотно не дошло до нас в первозданном виде, поскольку краски его потемнели под воздействием влажного морского воздуха и яркого света. Тем не менее от этого работа живописца не утратила своего очарования.
На полотне изображён спокойный сельский пейзаж. В зеленоватом призрачном сиянии луны по равнине медленно течёт широкая река Днепр. На её правом берегу расположились маленькие хатки-мазанки. Вдалеке виднеются острые крылья мельницы, на переднем плане изображены ветви кустарников и деревьев. Левое побережье полностью скрывается во тьме.
Природа на картине Куинджи кажется окутанной тайной. Удивительный оттенок вод Днепра, а также необычная яркость лунного диска и по сей день не перестают восхищать поклонников творчества художника.
Вариант 2 — Подробно
19 предложений/ 243 слова
Картина «Лунная ночь на Днепре» — это настоящий шедевр Архипа Куинджи, к созданию которого, по собственным словам художника, он шёл всю жизнь. К сожалению, в настоящий момент мы не имеем возможности наблюдать первозданных оттенков полотна. Оно долгое время находилось под воздействием влажного морского воздуха и яркого света, из-за чего потемнело. Тем не менее от этого работа живописца не утратила своего очарования.
На картине изображён ночной сельский пейзаж. По раскинувшейся в низине равнине красиво извиваясь течёт широкая река Днепр. Её воды в призрачном сиянии луны сверкают таинственным зеленоватым светом. Именно он и по сей день очаровывает зрителей, заставляя их искренне любоваться красотой изображённой на полотне природы.
На правом берегу реки хаотично расположились скромные невысокие украинские хатки. Вдалеке виднеются острые крылья мельницы. На переднем плане заметны очертания ветвей кустарников и деревьев.
Тиха и спокойна лунная ночь на Днепре. На ровной поверхности воды совсем не видно ряби, поэтому она кажется почти зеркальной. Глубокая темнота окружает всё вокруг, делая невозможным увидеть что-либо вдали. Большую плоскость полотна занимает небо. Оно затянуто густой пеленой серых облаков, но художнику чудом удалось поймать тот удачный момент, когда из-за туч ненадолго появилась луна.
Луна на полотне Куинджи не только окрасила воды Днепра в необычный зелёный цвет, но и осветила пространство вокруг себя, создав на небе совершенно чарующий рисунок. Яркий золотой оттенок лунного диска долгое время заставлял зрителей думать, что художник использовал для своих картин специальную электрическую подсветку, но это, конечно же, было не так. Волшебство работ Куинджи заключается в исключительном мастерстве живописца.
см. также:Все сочинения-описания картин
История и описание[править | править код]
Картина «Украинская ночь» была впервые показана в 1876 году на 5-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») и имела там большой успех. Она также экспонировалась в отделе русского искусства на Всемирной выставке 1878 года в Париже. В 1878 году за это полотно, вместе с картинами «На острове Валааме» (1873, ГТГ), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, ГТГ) и «Степь» (1875, ЯХМ), Куинджи было присвоено звание классного художника 1-й степени.
Эта картина считается переломной в творчестве художника. Начиная с неё, он отошёл от академического романтизма своих ранних работ, и отличительной чертой его творчества стала экзотичность изображения. Бо́льшая часть картины «Украинская ночь» написана бархатными сине-чёрными тонами, и только светлые стены деревенских домов-мазанок в правой части картины ярко сияют в лунном свете.
«Лунная ночь на Днепре» Куинджи — История одного шедевра
Сюжет
Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».
«Лунная ночь на Днепре». (wikipedia.org)
Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.
«После дождя», 1879. (wikipedia.org)
Контекст
Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своем роде в России. Еще до нее по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи. Под окнами художника собирались желающие увидеть полотно. Каждое воскресенье он на два часа пускал в мастерскую всех любопытных.
Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.
«Море. Крым», 1890-е. (wikipedia.org)
Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Казалось, что только с помощью масла нельзя создать такой эффект. Некоторые даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы.
Какие только слухи не ходили по Петербургу! Что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Кто-то даже вспомнил нечистого.
Шумиха поднялась такая, что художник решил уйти в затворничество на 20 лет.
На самом деле, секрет был прост — долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. Не обошлось тут без руки химика всея Руси Дмитрия Менделеева.
Картину купил Великий князь Константин. Он настолько был очарован полотном, что даже взял его с собой в кругосветное путешествие.
Судьба художника
Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому все, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.
Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вел учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.
Архип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869. (wikipedia.org)
Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.
Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после нее еще несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушел в затворничество. «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
», — говорил Куинджи.
Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году. Все, что имел, Куинджи передал Обществу художников, которое организовал незадолго до кончины.
Столетия назад такие народы, как скифы, печенеги, хазары, наводили ужас на своих соседей. Однако это не помогло древним народам сохранить свою идентичность.
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Главный редактор: Снежана Петрова
Куинджи Архип Иванович — Школьные сочинения по картинам
Каждую картину художника Куинджи Архипа Ивановича можно считать уникальной и известной. Его игра света придает каждому полотну изюминку и незабываемость.Совсем новое представление о Севере дает полотно талантливого художника Куинджи Архипа Ивановича «Север».Куинджи Архип Иванович очень любил прекрасные и необычайные ситуации в природе.Глядя на картины Куинджи Архипа Ивановича, непременно в глаза падает яркое пятно света. Он очень любил показывать свои пейзажи при лунном и солнечном свете.Известный мастер света Куинджи Архип Иванович после неодобрительного поведения коллег над произведением «Березовая роща» перестал выставлять свои полотна на выставках.Великим мастером пейзажа и непревзойденным талантом в игре света считается художник Куинджи Архип Иванович.Мастерство А.И. Куинджи передавать точность увиденного им, поражает.Бодрящий воздух поднимается с реки, и туманом расстилается по степи. А.И. Куинджи мог писать свои картины так, чтобы зритель не только видел, но и чувствовал все, что происходит вокруг.Вид заброшенного селения один из самых печальных. Непонятно, как сложилась судьба его бывших жителей. Создается впечатление о всеобщем обветшании и нищете. Вот и А.И.Вечер, тишина, из леса слышатся трели соловья, который прощается с этим днем, и рассказывает, как он счастлив был его прожить. И даже тучи широкой полосой куда-то спешат.Талант мастера по-новому раскрылся в данной картине А.И. Куинджи. На этот раз художник изображает пустынный остров, с речушкой и лесом.Полнолуние всегда вдохновляло творческих людей. Рожденные под его воздействием произведения дышат лирикой необыкновенного момента. Вот и картина великого художника А.И.Реалистичность работ А.И. Куинджи изумляет. Я всегда, когда смотрю на его полотна, чувствую себя не посторонней, а как будто стою рядом с местом действия и наблюдаю.Почему то первое, что приходит на ум, когда слышишь о Севере – это холода и снега. Картина же А.И. Куинджи полная противоположность такому утверждению.А.И. Куинджи разбудил в себе поэта, вторя пушкинским строкам про тихую ночь в Украине, он написал свое произведение не менее задушевно и взволнованно.Отличительная черта таланта А.И. Куинджи заключается в его стремлении рассказать своим почитателям о красоте. Разного рода изящество природы освещено художником в его работах.Когда я впервые увидел картину А.И
Куинджи, то обратил внимание на мастерство автора при изображении света и тени. Он будто играет с ними
Эффект получается очень необычным.
Художественные приёмы мастера
Полная иллюзия объёма и глубина пространства, ощущение загадочного мерцания и вибрации, оживление картины – этих эффектов Куинджи добился с помощью специально подобранных красок, в состав которых вводились некоторые химические элементы. Использовались также особенности восприятия цвета глазом человека: тёплые тона кажутся ближе по расстоянию, чем холодные. Мелкие мазки, многослойность полупрозрачных красок, штрихи сухой кистью позволили объёмно и реалистично передать поток лунного света, струящийся из глубины бездонного неба. Волшебством и даже дьявольщиной называли достигнутые кистью живописца эффект полной реальности и иллюзию подвижности.
Буря заслуженных восторгов обрушилась на Куинджи. Неудивительно и вместе с тем печально, что хозяин картины великий князь Константин Константинович не хотел расставаться с ней, отправляясь в морское плавание. Это было безрассудное решение.
Необычная выставка
В 1880 году в Петербурге
открылась одна необыкновенная экспозиция.
У здания на Большой Морской улице выстроилась огромная очередь желающих попасть
в выставочный зал. Прождав на улице
несколько часов, посетители заходили внутрь, чтобы посмотреть на одну-единственную картину.
Это был пейзаж русского художника-передвижника Архипа Ивановича Куинджи под названием «Лунная ночь на Днепре». Совсем
небольшое по размеру полотно, а на нем нарисованы небо, луна и река. Казалось
бы, ничего особенного… Однако зрители были изумлены. В полутемном зале им казалось, что из серого
питерского утра они каким-то волшебством перенеслись в лунную украинскую ночь.
Они видели широкую равнину, по которой неспешно несет свои воды Днепр,
а в вышине затянутого облаками небосвода, сквозь небольшую прореху сияет луна, таинственным
серебристым светом освещая реку и ее берег. Любуясь этим красивейшим пейзажем,
посетители выставки вспоминали слова великого Н.В. Гоголя, воспевавшего красоту украинской ночи.
Сочинение по картине А. И. Куинджи “Берёзовая роща”
Известный художник И. А. Куинджи прославился своим умением в передаче света и тени. Он отличается от других живописцев оригинальной техникой и самобытностью, определённой темой.
Работы “художника света” легко узнаваемы среди тысячи других. Они покоряют искусством изображения света, воздуха и пространства.
Особенный стиль и техника живописца нашли своё отражение и в картине “Берёзовая роща”, которая была создана им в 1879 году.
Важно
На знаменитом полотне нашему взору открывается залитая солнцем поляна в сверкающий, лучезарный летний день. Белые стволы берёз залиты светом и, отражая его, как будто светятся. Некоторые из них расположены в тени, которая образуется кронами переплетающихся между собой берёз. Верхняя часть деревьев не видна. Изображение, как на фотографии, обрезано сверху, акцентируя
внимание зрителя на сказочной красоте стволов берёз, на которых художник искусно изобразил солнечных зайчиков. Каждый человек, наблюдающий эту красоту, проявляет фантазию, дорисовывая в своём воображении полную картину увиденной художником берёзовой рощи
Радует взор ярко-зелёная листва берёз, расположенных слева на переднем плане.
Листья переливаются на солнце, сверкают, словно драгоценные камни, и завораживают. Между берёз протекает тихий и безмятежный ручей, пленяющий своей изумрудной зеленью и создающий контраст с травой. Она предстаёт перед нами освещённая солнцем, жёлто-зелёного цвета, ослепляющая своим блеском и яркостью.
Только в тени трава сливается с тёмной зеленью ручья.
На заднем плане картины расположен лес с изумрудной зеленью листвы, которая местами изображена почти чёрного цвета. Солнечный блеск коснулся только некоторых ветвей. Отчётливо виднеются белые стволы берёз, виден каждый изгиб слегка освещённых в этой части картины деревьев.
Прозрачное
ослепительно-голубое небо создаёт контраст с густой зеленью леса и усиливает впечатление от картины. На небе ни облачка. Каждый изумрудный листочек как бы повис в воздушном пространстве знойного дня и не шелохнётся в безветренную погоду. Создаётся впечатление, что картина обладает внутренним свечением, чувствуется пространство и возникает ощущение присутствия внутри неё.
На первый взгляд перед нами — обычный уголок русской природы, каких великое множество
И вместе с тем Куинджи удалось привлечь наше внимание к необыкновенной сказочной и завораживающей красоте родных мест
Какое это чудо — видеть прекрасное в обыденном, уметь замечать окружающую красоту, ценить и наслаждаться увиденным! Несомненно, картина радует и вселяет оптимизм, воспитывает любовь к родной природе и всему прекрасному.
Совет
Она привлекает красотой, яркостью, величием и близостью родного уголка природы, который дорог каждому русскому человеку. Глядя на неё, хочется мечтать, творить и создавать прекрасное. И, несомненно, “Берёзовая роща” А. И.
Куинджи заставляет задуматься о хрупкости и беззащитности простых и вместе с тем сказочных уголков русской природы, к которым надо бережно и трепетно относится, сохраняя первозданную самобытность и неповторимость родных мест.
Глоссарий:
– картина куинджи березовая роща сочинение
– куинджи Березовая роща сочинение
– сочинение по картине берёзовая роща куинджи 5 класс
– картина куинджи берёзовая роща
– картина березовая роща куинджи описание
(Пока оценок нет)
Непоправимое
Опасения неравнодушных к искусству людей, к сожалению, подтвердились. Смешение новых по составу красок, подбираемых мастером в процессе работы, а более всего содержание полотна длительное время в условиях перепадов температур и влажности воздуха, воздействие соли, неизбежное при перевозке в открытом виде, без должной бережной упаковки (ведь полотном надо было любоваться) – всё это привело к множественным повреждениям красочных слоёв и даже механическим царапинам.
По возвращении великого князя Куинджи по его просьбе взялся за реставрацию полотна. Но к первоначальному виду картину привести уже не удалось: яркий солнечный свет и солёный влажный воздух привели к необратимым последствиям.
Описание картины
Летняя ночь. Только полная Луна, показавшись в просвете между лёгкими облаками, освещает спящую землю. В лунном свете широкий Днепр спокойно несёт свои воды по бескрайним равнинным просторам. Лента реки сверкает холодным серебристо-зелёным блеском и завораживает сдержанной силой. Луна высвечивает несколько хат на ближнем берегу, дороги и тропинки между ними. У реки темнеет силуэт мельницы. По всей видимости, это окраина украинского села. Противоположный берег за Днепром пустынный. Линия горизонта потонула в сумраке ночи и слилась вдалеке с тёмным ночным небом. Тишина и покой. Только кажется, что слышишь стрекотание невидимых в тёмной траве сверчков. Природа спит.
Особые впечатления
Жаль, что нельзя оказаться на той выставке картины, когда она предстала перед зрителями впервые, в тёмном зале, с направленным на неё светом лампы. По свидетельствам современников, её размеры 105 х 146 см вкупе с уникальной живописью создавали у первых зрителей впечатление раскрытого окна и потрясающего вида из него. Реальный свет и ощущение воздуха, искрящаяся и подвижная водная поверхность реки, бездонное глубокое небо – всё настоящее, живое, вместе с тем магическое и волнующее. Удивительно, что это волшебство передано красками и кистью рукой человека.
Создание именно этого поэтически цельного пейзажа стало крупнейшим творческим достижением Куинджи, и несмотря на потускневшие со временем краски, современные ценители имеют возможность прикоснуться к высокому искусству и прочувствовать удивление и восторг перед реальной картиной мира и победой великого художника, победой фантастического света над тьмой.
Судьба художника
Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому всё, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.
Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вёл учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.
Архип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869. (wikipedia.org)
Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.
Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после неё ещё несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушёл в затворничество. «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадёт — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли», — говорил Куинджи.
Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году. Всё, что имел, Куинджи передал Обществу художников, которое организовал незадолго до кончины.