Лирика

Стихи о природе тютчева – анализ пейзажной лирики поэта

Анализ стихотворения Тютчева «Утро в горах»

Пейзажные картины, выстроенные по излюбленной поэтом вертикали, определяются двумя естественными доминантами — небом и горами. Образ далеких вершин связан с безупречно белым горним миром, который противостоит «удушливо-земному» существованию. Подобная антитеза моделируется в стихотворении «Снежные горы», первоначальная редакция которого включала и анализируемый текст. «Дольный мир» предстает пассивным, «полусонным» и обессиленным, а «выси ледяные» полны жизни — таинственной, «огневой», недоступной человеческому разуму.

«Утро в горах» 1829 г. обнаруживает традиционную образную структуру тютчевской природной зарисовки: вершины окружает яркая «лазурь небесная». Последнюю характеризует необычное олицетворение, наделяющее деталь пейзажа свойством ощущать человеческие эмоции — смеяться. «Светлая полоса» долины, пролегающей между гор, отражает великолепие голубого неба. В стихотворном тексте встречается лаконичная отсылка к прошлому: ночью прошла гроза, и поэтому утренняя панорама выглядит особенно ясной, чистой, выразительной.

Взгляд лирического героя-созерцателя вновь устремляется вверх, на склоны «высших гор», покрытые облаками. Завершает произведение эмоциональная доминанта — пышное сравнение скоплений тумана с невесомыми «руинами» дворца, возведенного магической силой.

В поэтическом тексте фигурирует колористическая лексика с чистыми оттенками голубого и белого. Она поддерживает восторженное романтическое настроение лирического «я», очарованного открывшейся панорамой.

Не всегда изображение горных цепей очерчивается пейзажной проблематикой. Логично, что идеальное пространство «недоступных громад» становится прибежищем неземных существ — небесных ангелов. Об этом говорит лирический субъект позднего стихотворения «Хоть я и свил гнездо в долине…» Показательно, что душа человеческая рвется ввысь, желая освободиться из «густого слоя» земной суеты.

Амбивалентность образа далеких вершин проявляется в произведении « ». Антропоморфный ночной образ гор порождает «льдистый ужас» с сердце лирического «я». Характерно, что безоблачная лазурь, услаждавшая взор героя днем, здесь становится устрашающим «сумраком», поддерживающим мотивы смерти и хаоса. «Чары гибельные» развеиваются с восходом солнца, скрывающего в дневном свете двойственность модели мира.

Красота природы часто вдохновляет писателей и поэтов

Её описанию всегда уделяется большое внимание. Авторы стараются как можно выразительнее, точнее передать великолепие окружающей их природы

Ярким тому доказательством служим стихотворение Ф. И. Тютчева «Утро в горах», написанное в 1829 году.

Всё наше внимание приковывается к описанию природы, которая воспевается поэтом во всей красе. Тютчев подчеркивает синеву неба после прошедшего ночью дождя, любуется его чарующей чистотой

Затем он переводит взгляд читателей на туман, до половины скрывающий горы. Но эти горы столь велики, что никакой туман не может их покорить, закрыть от посторонних глаз.

Чтобы передать волшебство природы в этот чудный миг, Тютчев использует различные художественные средства. В первой же строчке мы находим олицетворение («Лазурь…смеется…»). Это дает читателям понимание того, что хороша погода в утренний час. Описывая долину, Федор Иванович добавляет эпитеты («… светлой полосой», «… высших гор»). Особую магию передают сравнение и метафора («Как бы воздушные руины/ Волшебством созданных палат»). Так автор пишет о тумане, покрывающем склоны высоких гор. Всё вышеописанные выразительные средства помогают создать великолепные образы в воображении читателей, ощутить умиротворение природы в этот час. Рифма в стихотворении перекрестная.

Данной стихотворение Ф. И. Тютчева позволяет увидеть невероятный пейзаж гор, даже когда мы находимся очень далеко от них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: