Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького
Ниже будет представлено краткое содержание рассказа “Старуха Изергиль” Максима Горького, в котором раскроются судьбы главных и второстепенных персонажей, их поступки и внутренние мотивы, а также темы человеческой гордости, жизненной философии и поиска смысла жизни.
Глава 1
Мне нравится1Не нравится
Под атмосферным небом Бессарабии, в местности Аккерман, начинается повествование рассказа “Старуха Изергиль” Максима Горького. Молодой Максим Горький, принимая участие в сборе винограда с молдавской рабочей группой, знакомится с разнообразием жизни на морском берегу. В то время как его товарищи отправляются отдыхать у воды, Максим остаётся на месте в компании старухи Изергиль, бывшей участницы рабочей группы.
Именно здесь, в тени лоз, начинается рассказ старухи Изергиль о легенде Ларры. Изергиль указывает на облака, особенно на одно темное облако, и рассказывает, что это великий Ларра, обреченный на тысячелетнее существование в виде тени. По словам старухи, это наказание за его чрезмерную гордость.
Изергиль подробно описывает легенду: многие тысячи лет назад в далекой стране Востока орёл унёс самую красивую девушку из племени. Спустя двадцать лет она вернулась уже с красивым и могучим сыном по имени Ларра, которого она родила от орла. Орёл, обессиленный и состарившийся, умер, рухнув с небес на землю.
Ларра наследовал от отца не только силу, но и гордость. Он был смел и дерзок, и впервые встретив девушку, сразу же обнял её. Девушка, однако, отвергла его, и в ответ он убил её. За этот убийственный поступок люди решили наказать Ларру мучительной казнью, чтобы он почувствовал на себе весь гнев общества.
Однако один мудрец предложил освободить Ларру, считая, что бессмертие и одиночество станут для него гораздо страшнее. Люди приняли это предложение, и Ларра был отпущен на волю. Но его гордость не позволила ему вернуться к людям, и он стал изгоями, бродящими в одиночестве.
Глава 2
Мне нравится1Не нравится
Изергиль рассказывает Максиму Горькому о своем жизненном пути, пройденном через различные страстные отношения.
В молодости, живя в Молдавии, Изергиль влюбилась в черноусого рыбака. Это было первое знакомство со страстью и любовью. Она разделяла с ним ночи на лодке, но со временем поняла, что эти отношения лишены глубины и настоящего понимания.
Её жизнь пересеклась с разбойником с рыжими волосами, и они стали компаньонами в преступных деяниях. Отношения с ним смешивали в себе ласку и агрессию, но вскоре и эти чувства оказались недостаточными, чтобы удержать их вместе.
Изергиль вспоминает встречу с поляком, с которым они разошлись после ссоры. Затем она оказалась в гареме у турка, но сбежала оттуда вместе с его молодым сыном. Тем не менее, мальчик скоро умер, и Изергиль осталась одна снова.
Затем она встретила еврея, который использовал её для прибыли, и другого мужчину, который принес ей богатство, но не настоящую любовь.
В конечном счете, Изергиль влюбилась в молодого шляхтича Аркадэка. Её страсть и преданность были наивысшими, но он ушел сражаться, и когда вернулся, она поняла, что он не разделяет её чувств.
Глава 3
Мне нравится1Не нравится
Легенда о Данко, рассказанная старухой Изергиль в третьей главе рассказа “Старуха Изергиль”, становится символом смелости и готовности жертвовать собой ради блага других
Данко воплощает черты бескорыстной отваги, о чем акцентирует внимание Изергиль, передавая этот рассказ Горькому
Легенда рассказывает о племени, загнанном в темные и угрюмые леса в результате нападения врагов. Наступивший страх и безысходность поразили всех, но молодой и храбрый Данко встал перед племенем и предложил провести их через лес к свободе. Его решимость вдохновила остальных, и они отправились за ним.
Долгий и сложный путь в лесу начал раскалывать согласие, и люди стали сомневаться в Данко. Он был окружен недовольными и встревоженными сородичами, но несмотря на это, он продолжал вести их. Когда люди уже собирались убить Данко из-за разочарования и страха, он доказал свою преданность делу.
Данко, дабы осветить путь своим сородичам, разорвал свою грудь и вынул свое пылающее ярче солнца сердце. Он, держа его высоко, стал идти вперед через болото, освещая темноту своим светом. Его неудержимая смелость подвигла людей и вдохновила их двигаться вперед.
В конечном итоге, лес уступил место живописной степи, наступила радость и свобода. На этот момент Данко улыбнулся и умер, оставив позади свои подвиги и светлый след.
Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения сложнее, чем композиции других ранних рассказов об авторе.
История Изергиль, многое повидавшей на своем веку, делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о его жизни и легенда о Данко.
В то же время все три части объединяет общая идея, стремление автора раскрыть ценность человеческой жизни.
Легенды о Ларре и Данко раскрывают два понятия жизни, два представления о ней. Один из них принадлежит гордому человеку, который никого не любил, кроме самого себя.
Когда Ларре сказали, что «все, что человек берет, он оплачивает собой», эгоист ответил, что этот закон его не касается, потому что он хочет остаться «целым». Высокомерный эгоист воображал, что он, сын орла, выше других людей, что ему все позволено и что дорога только его личная свобода.
Это было утверждение права на господство сильной личности над массой. Но свободные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, обрекая его на вечное одиночество.
Эгоистичная Ларра контрастирует с героем другой легенды, Данко. Ларра ценила только себя и свою свободу, Данко решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдавать людям ни единой частицы своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, «смельчак сжигал свое сердце для людей и умирал, не прося у них ничего взамен себе».
Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказываемыми героиней, и реальностью. Рассказ Изергиль о собственной судьбе, поставленный в центр произведения, выступает связующим звеном между легендой и реальной жизнью.
Сам Изергиль встречал на своем пути свободолюбивых и смелых людей: один из них боролся за свободу греков, другой был среди восставших поляков.
И потому не только предания, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их делать и найдет, где можно. В жизни, знаете ли, всегда есть место для бизнеса Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»
Наряду с песней о подвиге во имя народного счастья в повести появилась и другая, не менее характерная черта творчества Горького — осуждение трусливой лени обывателя, мелкобуржуазного стремления к миру.
Когда Данко умер, его храброе сердце продолжало гореть, но «это заметил осторожный человек, и когда он чего-то испугался, то наступил на гордое сердце ногой».
Что смутило этого человека? Подвиг Данко мог вдохновить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и поэтому мастер попытался погасить пламя, освещавшее путь вперед, хотя сам воспользовался этим светом и очутился в темном лесу.
Завершив рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы разъяснил, в чем состоит истинное бессмертие человека. Ларра оторвался от людей, и о нем в степи напоминает только темная тень, которую даже трудно разглядеть. И о подвиге Данко сохранилась жгучая память: перед грозой из его растоптанного сердца в степи сверкали синие искры.
Они проявлялись в противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (темных и светлых в легенде о Данко), в утрированном изображении героев («Что я сделаю для людей!?» — кричал Данко громче всех) гром»), в пафосной, напряженной напряженной речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных сюжетов, например в понимании Ларра свободы личности. В романтических традициях в рассказе даются и природные образы.
Вариант 7
В рассказе «Старуха Изергиль» легенда и действительность смешиваются, как в котле волшебника. Старуха Изергиль живет в тайге на севере страны и рассказывает много интересных историй о своих приключениях. Она говорит, что видела разных духов и существ, о которых многие слышали только в старинных легендах.
Однако, не все верят старухе. Многие считают, что ее рассказы — это чистая выдумка и фантазия. Но есть и те, кто верит в существование духов и других сверхъестественных сил, о которых рассказывает старуха.
Может быть, правда где-то посередине. Возможно, старуха видит и чувствует что-то, чего мы не можем объяснить научными методами. Возможно, существует мир, о котором мы не знаем.
Возможно, истории старухи — это просто легенды, которые она придумала, чтобы развлечь нас. Но в них всегда есть кусочек истины. Может быть, старуха видела нечто такое, что мы просто не можем понять.
В любом случае, рассказ старухи Изергиль заставляет нас задуматься о том, что наш мир загадочен и полон тайн. Возможно, мы все живем среди магии и волшебства, и просто не видим этого.
Мне нравится1.5 k.Не нравится893
Что ты чувствуешь по отношению к урокам литературы? +1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Образы героев – ключевого к смыслу произведения
Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра
, навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.
Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.
Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист
. Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них — норма жизни для Данко.
Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.
Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль
. Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность
Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.
Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.
Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.
М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
Художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» подразумеваете выявление особенностей композиции, стиля и проблематики произведения. Также необходимо выявить основную идею. Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из трёх частей. Композиция произведения – рассказ в рассказе:
- Легенда о Ларре;
- История жизни старухи Изергиль;
- Легенда о Данко.
Литературное направление – романтизм. Жанровое своеобразие и сюжет приближает рассказ «Старуха Изергиль» к фольклору.
Темы, поднятые М. Горьким в рассказе «Старуха Изергиль»
Рассказ начинается с пейзажа. Вступительная часть произведения насыщена мистическими образами: » Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов».
Рассказчица, старуха Изергиль, выглядит очень странно. Писатель пытается передать возраст и мудрость женщины. Её красота увяла, взгляд потускнел, а «время согнуло её пополам». Однако, писатель не пытается вызвать у читателя сочувствие к старой женщине. Наоборот, он подчеркивает её независимость и гордость.
Каждому из трех героев посвящена отдельная история. Так, Ларра – гордец. Как бы он не пытался жить, одиночество терзало его. В конце концов Ларра понял, что жизнь без людей ужасна и невозможна. Он – эгоист, который всегда и во всем противопоставлял себя людям. Недаром Максим Горький делает Ларру не совсем человеком, он помесь орла и человека, то есть нечто неправильное. Бессмысленное убийство девушки подчеркивает противоестественность его сущности. За свой эгоизм Ларра был наказан.
В другой истории, которую рассказывает старуха Изергиль Горький знакомит читателя с Данко, который являет собой полную противоположность Ларра. Данко самоотвержен. Он любит людей. Не задумываясь Данко отдает свое сердце за их свободу. Но его поступок никто не оценил. Он познал людскую неблагодарность.
Третья история стоит между первой и второй. Старуха Изергиль повествует о своей молодости. Она говорит о жизни для себя и о спасении своей души путем бескорыстной жертвы. Максим Горький показывает, что в Изергиль объединены и Ларра и Данко. Старуха высохла также как Ларра, так как была эгоисткой, но, то что она рассказывает свидетельствует о мудрости и неординарной натуре с большим сердцем, способным на жертвы.
Анализ произведения «Старуха Изергиль» показывает, что Максим Горький объединил истории о Ларра и Данко не только, чтобы их противопоставить, но объяснить причины их поступков. Сам писатель понимал природу поступков и того и другого персонажа. При этом противопоставление этих двух героев очевидно. Они как черное и белое. Глядя на героев рассказа становится понятно, что молодость дает много сил и можно сотворить много чего как во благо, так и нет.
В произведении Максим Горький широко использует следующие выразительные средства:
- антитеза – образы Ларра и Данко;
- метафоры, например: «голос хрустел»;
- эпитеты использованы в описании матери Ларры – «измученная», «иссохшая»;
- сравнения, например: «Мрачные все, как демоны».
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» показал, что это романтическое произведение, в котором Максим Горький явно осуждает эгоизм и индивидуализм. Писатель явно воспевает альтруизм, как высшее проявление человечности.
В помощь ученикам
Глубина и нежность молдавской ночи, мрак леса, где сердце Данко вспыхнуло теплым огнем, мощные и жуткие аккорды от разбушевавшейся стихии, где «буревестник гордо летит, как черная молния»… Романтические картины М.
Горький очаровывает читателя своей красотой и силой. «Рожденный ползать не может летать!» Однако я не сложу в отчаянии крылья, когда прочитаю эти слова.
Ведь каждый человек хотя бы раз в жизни почувствует себя крылатым, как Буревестник и Сокол, смелым и сильным, как Данко.
«В жизни, знаете ли, всегда есть место предприятиям», — эта мысль, вложенная в уста старухи Изергиль, определяет героев романтических произведений Горького. Одни реализуют этот девиз, другие его отвергают
Автор с волнением и радостью описывает кульминацию подвига: сердце, вырванное из груди, «полыхало так же ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес умолк, озаренный этим великим факелом любви к людям, и тьма рассеялась от его света…». Данко — образ человека, способного осветить путь из дремучего болота дикости, совершить подвиг, «не прося. ничего в награду».
Самоотверженность героизма воспевается Горьким в образе Данко. Подвиг горьковского героя еще и в том, что он взял на себя ответственность за людей, которые умрут от неспособности действовать. Удивительно, что люди не заметили этого подвига. И был даже осторожный человек, который «топтал ногой гордое сердце».
Несмотря на это, Горький заставляет восхищаться своим героем, возносит его на недосягаемую высоту. Неслучайно сюжет легенды о Данко также родственен библейскому.
Высок удел человека — подвиги творить! И даже сила характера сына орла меркнет перед огнем всепросветляющего сердца Данко. Ларра жесток и хищен в своем презрении к людям, которых он готов унизить и даже убить. Смелый, дерзкий и гордый человек-птица.
Однако его мужество направлено только на противостояние племени. Происхождение этого мужества кроется в желании быть «первым на земле», в стремлении к власти над людьми. И его неуемная гордость — скорее гордость индивидуалиста. Такой человек обречен на одиночество.
И если однажды в порыве отчаяния он вырвет себе сердце из груди, это отпугнет людей ледяным холодом.
Каким будет выбор человека — пожертвовать собой ради людей или противостоять людям — это решать самому человеку. А Горький в своих произведениях прославляет персонажей смелых, сильных, способных на самопожертвование.
Образ Ларры («Старуха Изергиль»)
Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.
Но можно ли считать, что оценка индивидуалиста Ларры старухой Изергиль полностью совпадала с отношением к нему проходящего и самого автора? Думается, что нет.
Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры. В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п. Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.
Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.
Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя. Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.
Вариант 3
«Старуха Изергиль» — это такой рассказ, который рассказывает о том, как важно различать легенду и действительность. На самом деле, этот рассказ рассказывает о том, что бывает так, что люди слышат страшные и непонятные истории про какие-то места или явления, а потом, когда они приезжают туда, они видят совсем другое
То есть, вот, например, в рассказе говорится про какие-то странные тени в деревне Изергиль, и все жители боятся этого места. Но когда героиня рассказа, девочка по имени Соня, приезжает в Изергиль, она узнает, что все это просто страшилки, и на самом деле там все совсем не так страшно, как говорят. И вот, вот это очень важно, потому что мы должны уметь различать легенду и действительность, чтобы не бояться непонятных вещей и не верить всему, что говорят другие. А еще в рассказе показано, что люди часто боятся того, что им не знакомо, но если они постараются разобраться, то окажется, что все в порядке и нет никаких причин для страха.
Мне нравится3.4 k.Не нравится2.1 k.
Композиция
В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.
Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.
Легенда о Ларре
Ларра мечтал быть лучше всех. Он верил в это, не имея оснований, думая, что статус сына орла уже делает его лучше, чем любой человек. Но люди сразу заметили, что в нем нет ничего особенного, что он ничем не отличается от них, кроме наглого и горделивого выражения глаз. Таким образом, мечта Ларры не являлась чистой и светлой. Она разбилась о реальность, ведь возомнив о себе, что он достоин быть наравне со старейшинами, может брать все, что хочет, имеет право на убийство, Ларра не просто ничего для этого не делал, но и считал, что такое положение вещей нормально для него. Ларра поплатился за сво гнусную мечту быть лучше всех. Он – одинокий скиталец, который вынужден вечно ощущать тяжелые цепи свободы – свободы без общества, ведь к жизни в обществе он оказался не готов.
Образ старухи Изергиль
В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.
Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества. Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее. Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.
Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово. Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала… пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.
Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».
В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт. Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.
Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.
Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь… Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми».
Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.
Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».
Вариант 1
«Старуха Изергиль» — это рассказ о том, какие сильные и страшные события могли происходить в старинном деревенском поселении. В рассказе описывается легенда о старухе, которая прокляла своих соседей и бросила на них сглаз. Эта история пугает и заставляет задуматься о силе мести и ненависти.
В то же время, когда мы читаем этот рассказ, мы задаем себе вопрос: а действительно ли это происходило или это просто вымысел автора? Может быть, рассказ был придуман для того, чтобы показать, как страшны могут быть последствия злобы и зависти, как важно прощать и не наводить проклятия на других. Может быть, это просто выдумка, чтобы заставить нас задуматься и по-настоящему бояться страшных историй
В любом случае, «Старуха Изергиль» заставляет нас мыслить. Мы можем верить в легенду или считать ее просто рассказом
Но важно помнить, что в мире много необъяснимых явлений, и не стоит забывать о том, что добро и зло, месть и прощение существуют на самом деле
Мне нравится7.4 k.Не нравится4.3 k.
Вариант 6
«Старуха изергиль» — это рассказ про старую женщину из сибирской деревни, которая говорила, что видела легендарное существо из местных преданий — Изергиль. Люди в деревне не верили в нее и считали, что это просто сказки.
Но старуха рассказывала свою историю убедительно и с такими деталями, что казалось, будто она действительно видела это существо. Она описывала его высоким и пушистым, с большими злыми глазами.
Но были и те, кто считал, что старуха просто сошла с ума от одиночества и страха. Они говорили, что все это выдумки и легенды, которым старуха поверила.
Я думаю, что в этом рассказе смешались и легенда, и действительность. Возможно, старуха действительно видела что-то необычное, но это могло быть и обычное животное, которое она приняла за Изергиля из-за своих страхов и веры в местные легенды.
Может быть, важно не обсуждать, правду ли рассказ старухи или нет, а просто слушать и понимать, что для нее это было реальным. Ведь у каждого из нас есть свои страхи и веры, и это делает наш мир интересным и загадочным
Мне нравится1.5 k.Не нравится954
Вариант 2
Старуха Изергиль – главный герой рассказа Максима Горького “Старуха Изергиль”. Она была старой, но все еще живой и энергичной женщиной. Она жила в маленькой деревне, где все знали ее и уважали. Она была очень умной и мудрой, и многие люди обращались к ней за советом.
Старуха Изергиль была очень сильной и выносливой. Она могла работать на поле целый день, не уставая. Она была очень доброй и заботливой, и многие люди любили ее за это. Она всегда была готова помочь тем, кто нуждался в ее помощи.
Однако, несмотря на свою доброту, старуха Изергиль была очень умной и хитрой. Она знала, как защитить себя и свою семью от любых опасностей. Она была готова бороться за свою жизнь и свою свободу, если это было необходимо.
Старуха Изергиль была также очень верующей. Она верила в Бога и знала, что он всегда будет с ней. Она молилась каждый день и благодарила Бога за все, что он дал ей.
Старуха Изергиль была настоящей героиней. Она была сильной, умной, доброй и верующей. Она была примером для всех, кто знал ее.
Она была очень мудрой и умелой женщиной. Она знала, как выращивать овощи и фрукты, как готовить вкусную еду и как лечить болезни. Она была готова поделиться своими знаниями с другими людьми и помочь им стать лучше.
Старуха Изергиль была также очень смелой. Она не боялась высказывать свое мнение и защищать свои права. Она была готова бороться за справедливость и защищать своих близких.
Она была очень любящей и заботливой матерью и бабушкой. Она любила своих детей и внуков и всегда была готова помочь им в любых ситуациях. Она была готова жертвовать своей жизнью ради своих близких.
Старуха Изергиль была также очень терпеливой и настойчивой. Она не сдавалась перед трудностями и всегда находила выход из любой ситуации. Она была готова работать долго и упорно, чтобы достичь своих целей.
Она была очень уважаемой и почитаемой в своей деревне. Люди обращались к ней за советом и помощью, и она всегда была готова помочь им. Она была примером для всех, кто знал ее, и ее жизнь была настоящим подвигом.
Критика
“Старуха Изергиль” – выдающееся произведение из раннего творчества Максима Горького, сочетающее в себе замечательные черты романтизма и реализма
В контексте серии рассказов, включающей “Макара Чудру”, “Песню о Соколе” и “Буревестник”, “Старуха Изергиль” привлекла внимание выдающихся литературных критиков начала двадцатого века, среди которых Амфитеатров и Чехов. Они подчеркнули яркость, чувственность и эмоциональность произведения
Горький, специалист по героическому эпосу, воплотил в “Изергиле” бесчисленные эпопеи о людях разных наименований, что позволило пробудить чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в безнадежных средах русского общества (А. В. Амфитеатров, “Современники. Статьи”, 1908 г.).
Однако были и негативные отзывы. Мнение М.О. Меньшикова о Горьком было критичным: он упрекал автора в недостаточном образовании и связывал его творчество с деньгами. Подчеркнуто были недостатки в манерности и переборе эмоций, особенно в “Старухе Изергиль” и “Макаре Чудре”.
Ю. Айхенвальд также высказывал критику в адрес Горького, утверждая, что его выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было. Он упрекал Горького в искусственности и неспособности передать реальную жизнь без лишней фальши и пафоса.
Несмотря на разногласия, время подтвердило важность раннего творчества Горького. Произведения, такие как “Старуха Изергиль”, стали любимыми читателями и по-прежнему находят своих почитателей, подтверждая выдающееся место в литературном наследии автора
Сочинение «Отличие гордости от гордыни»
Гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения. Гордостью может обладать человек, который совершил какое-либо благородное деяние, позволяющее ему себя уважать. Нередко гордость путают с абсолютно противоположным ей чувством – гордыней.
Выясним, в чём заключается отличие между двумя этими понятиями на примере двух легенд из произведения Горького “Старуха Изергиль”.
Первая легенда, о которой повествует старуха рассказчику, — это легенда о Ларре. Герой легенды является сыном орла-короля всех птиц. Придя вместе со своей матерью к племени людей, Ларра вёлся себя со всеми надменно и высокомерно, даже со старейшинами, которых впоследствии оскорбило его поведение.
Старейшины велели идти сыну орла туда, куда он пожелает. Ларра хотел пойти к девушке, которая ему понравилась, но та, в свою очередь, оттолкнула его, испугавшись реакции своего отца-старейшины.
На отказ Ларра ответил убийством этой девушки. Все люди испугались его и за этот поступок решили выгнать его из племени. В течение всей жизни Ларра был вынужден жить в одиночестве, без общения с людьми, без всеобщей любви и уважения.
Он не мог убить себя, и поэтому за многие тысячелетия сын орла превратился в тень, блуждающую по миру. Его участь была для него наказанием за его гордыню, которую он проявил по отношению к людям племени:” Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему”.
Вторая легенда, описанная в данном произведении, повествует нам о благородном и смелом Данко. Однажды одно племя выгнали со своих земель враги, и люди этого племени ушли в лес, полный опасностей. Там народ погибал от смрада болот.
У племени было два выбора: либо идти обратно домой и сдаваться неприятелям, либо проходить через чащобу жуткого, смертоносного леса. И в этот момент появляется Данко, человек, готовый помочь людям выйти выбраться из ловушки. Племя в течение всего пути ужасно устали, поэтому они решили обвинить в своих изнемождениях Данко.
Герой легенды в ответ на такую реакцию вырвал своё сияющее ярким светом сердце, поднял над головами людей и повёл их дальше. Перед этим он уже был готов разозлиться на них, но любовь к людям победила в нём ядовитое чувство, и Данко смог вывести всех из леса. В конце легенды главный герой погибает, а его сердце, раздавленное “осторожный человек”, рассыпается в искры.
Данко можно назвать гордым человеком, именно гордым, а не горделивым, ведь он сумел преодолеть своё негодование к людям и спасти их от верной смерти. Итак, на основе двух аргументов можем подвести итоги.
Главным отличием гордости от гордыни является благородное появление этого чувства. Гордыня – это непомерная гордость, самолюбование своими поступками, чрезмерно высокое мнение о себе.
Души тех людей, которые обладают чувством гордыни, будут сподоблены тени, скитающейся по миру и ищущей себе спасения. Но сердца же гордых людей, совершающих бескорыстные поступки и не просящих за них ничего взамен, будут похожи на искры, сияющие в самых тёмных местах.