Сочинение по произведению «толстый и тонкий» чехова

Анализ рассказа чехова «толстый и тонкий»

«Толстый и тонкий»: анализ рассказа Чехова А.П

Незамысловатая история о встрече двух гимназических приятелей могла бы показаться комической, если бы не глубочайший подтекст, который вкладывается автором в то, как она закончилась.

В рассказе «Толстый и тонкий», анализ которого мы проведем, отчетливо ощущается драматическое действие, сюжет его построен по законам драмы: экспозиция, завязка, развитие действия, его кульминация и развязка.

В экспозиции мы знакомимся с героями: с «толстым», который нарисован как преуспевающий, обеспеченный человек, и с «тонким», в облике которого подчеркивается некая пришибленность жизнью, присущая неудачникам.

Но завязка действия — узнавание «толстым» «тонкого» (отличная характеристика крупного чиновника, который не гнушается друзьями детства!) — показывает нам героев с несколько иной стороны: тут уже «тонкий» берет инициативу в свои руки, он старается показать себя с лучшей стороны, и, похоже, это ему удаётся, не случайно же «толстый» на друга смотрит «восторженно». Однако кульминацией становится признание «толстого»: «Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею» (речь идет о высоком служебном положении «толстого»). После этого с его другом, с семьёй друга, даже с его вещами произошли удивительные превращения: они «съёжились», «сузились», «сгорбились», «поморщились»… Человек исчез, появился чиновник, который уже не может по-прежнему вести себя, который называет старого друга «ваше превосходительство», который лебезит перед ним и заставляет своих близких вести себя так же, хотя их, похоже, и заставлять не надо… Это вызывает чувство отвращения у «толстого»: «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило»… Так и закончилась встреча двух друзей детства, ставших взрослыми… чиновниками…

Самое страшное, что может произойти с человеком, — это потеря им чувства собственного достоинства, а здесь, во время встречи двух друзей детства, это особенно отвратительно. Можно сказать, что Чехов обличает общество, которое так уродует человеческую душу, но, наверное, не только в обществе дело, ведь сумел же «толстый» сохранить себя.

Представляется, что автор убеждает нас в необходимости самому отвечать за себя, свою душу и свои поступки при любых обстоятельствах.

Анализ рассказа

Сюжет

Действие происходит на железнодорожном вокзале, где встречаются два давних школьных приятеля, один из них «толстый»,другой «тонкий». «Тонкий» выходит из прибывшего вагона в сопровождении своей худой жены и такого же подростка сына в гимназической форме, «толстый» же выходит из вокзального буфета, где он, видимо довольно плотно пообедал. Друзья радостно встречаются и начинают расспрашивать друг друга о жизни, кто чего достиг. На вопрос тонкого Порфирия, кем он теперь стал, толстый Миша без всякой задней мысли отвечает, что он теперь важный чиновник, тайный советник.

Вот тут и происходит разительная метаморфоза с Порфирием и всем его семейством, которая приводит Мишу в некоторое замешательство. Сын гимназист мгновенно застёгивается на все пуговицы и вытягивается

Длинный подбородок жены Порфирия становится ещё длиннее, а сам он начинает вести себя как на приёме у важного чиновника с прошением. Он начинает лебезить, переходит на «вы», униженно похихикивать

Миша пытается его урезонить: «перестань, мы же старые друзья». Однако Порфирий не унимается и продолжает вести себя в том же духе. Толстому Мише это становится настолько неприятно, что он старается побыстрее попрощаться с Порфирием и уйти.

Главные персонажи

Говоря о семействе Порфирия, можно говорить обо всех троих, как об одном лице, так как глава семейства, судя по их поведению, смог слепить из жены и сына своё точное подобие. Если в начале рассказа все они ведут себя как нормальные люди, радующиеся встрече со старым другом, то, после известия о должности Толстого, с ними происходит такая же метаморфоза, как и с Тонким. Можно с уверенностью сказать, что должность человека для них превыше всего. Всё это семейство живёт по принципу «я червяк в сравнении с ним, в сравнении с ним, с лицом таким…». Пресмыкаясь перед вышестоящим по должности человеком, они, видимо, будут относиться с презрением к тем, кто стоит ниже них по социальной ступени.

В сравнении с ними вызывает больше симпатий Миша, который, не смотря на высокую должность, которую он достиг, сумел, тем не менее, сохранить простые человеческие качества. Помнить дружбу, радоваться встрече со старым другом, не глядя на его социальный статус. Можно предположить, что человек он добродушный и общительный, ему чужда спесь и высокомерие. Именно поэтому, когда Порфирий стал так рьяно выражать ему своё чинопочитание и подобострастие, ему это стало настолько неприятно, что он постарался поскорее уйти. Из этого можно сделать вывод, что ему самому эти качества чужды и несвойственны.

Своим рассказам Чехов призывает людей перестать быть рабами, помнить о своём человеческом достоинстве и самоуважении.

Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.

Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий — Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.

Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил — тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

Вариант 2

Рассказ А. П. Чехова был написан в 1883 году,его представили как юмор, анекдот, но в 1886 году рассказ отредактировали, и он уже был как сатирика, рассказ немного переделали. В первоначальном издании там писалось что толстый начальник, а тонкий подчинённый, но по неизвестной причине решили переписать немного по- другому. Внесённые изменения существенно изменили смысл написанного в первоначальном издании. Благодаря переписанному произведению рассказ стал более понятливым и сатирически острым. Смысл произведения о том что, тут пишется о двух людях разного слоя :толстого, богатого, доброго, сытого, уверенного в себе чиновника и тонкого, среднего класса, недовольного своим статусом, стремящий любым способом попасть наверх. Также рассказ А.П. Чехова заключается в том, что тут высмеивается мышление человека ниже статусом. А. П. Чехов хочет донести до читателя насколько жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых человеческих отношений. Что человек может так просто менять маску общения в угоду собеседника статусом выше, чем у него. Человек может добровольно потерять своё достоинство и свою личность, пресмыкаясь перед вышестоящим по должности.

Так же А. П. Чехов показывает, как богатый не смотря на свою должность, которую он сумел достичь, смог сохранить в себе человеческие достоинства, качества общения с людьми любого статуса. Помнить дружбу, радоваться встрече искренне, не глядя на положение своего друга. Можно подумать, что толстый Миша добродушный и общительный, ему чужды высокомерие и подхалимство. Чего не скажешь о тонком Порфирии и его семье. Можно говорить обо всех троих персонажей этого рассказа как об одном лице. Ведь судя по всему жена и сын смотря на мужа делали точно такие же выводы что и он, глава семейства смог слепить точное подобие самого себя. Вначале рассказа тонкий и его семья вели себя нормально, радовались встрече давних друзей, но после того как они узнали о положении и статусе толстого то тут же моментально меняются и в лице и в разговоре. С уверенностью можно сказать, что положение в обществе для них превыше всего.

Сам тонкий и его семья живут по принципу если человек стоящий перед ними богат то нужно как то выкручиваться, подхалимничать, то есть пресмыкаться перед вышестоящим человеком ведь у него высокая должность, и у них сложилось такое мнение что богатые будут с презрением смотреть на людей ниже их уровня и что всё равно как ни смотри но богатый и бедный это две противоположности. Такого было мнение тонкого и его семьи. Но всё же толстый, Михаил, действительно искренне был рад встрече, ему было без разницы какой статус у его друга, толстый искренне радовался успехам тонкого, и после того как тонкий сменил интонацию разговора на лживый, лицемерный в то же время язвительный тон, тонкий начинает унижаться, съёживаться, буквально за несколько секунд тонкий в глазах толстого стал мелким человечишкой из -за своего поведения. Михаилу настолько стало неприятно, что он не хотел более слушать Порфирия и хотел скорее ретироваться, поэтому он резко попрощался и ушёл.

А. П. Чехов, когда писал этот рассказ хотел, чтоб до людей дошло до чего они докатились в погоне за богатством, в кого они превращаются, писатель ясно обличает все пороки общества, просит читателей задуматься над проблемами социального неравенства и то, как низшие классы пресмыкаются перед высшими чинами. Автор прямо высмеивает нравственную опустошённость общества, самоунижение и полное отсутствие чувства достоинства, ему жаль, что люди так поклоняются материальным ценностям.

Композиция и жанр

Работа Чехова относится к жанру рассказа

При анализе произведения «Толстый и тонкий» важно упомянуть композиционную структуру литературного шедевра. Она несложная, однако имеется несколько значительных аспектов

Особенность композиции заключается в том, что завязка и последующие действия занимают основной объем рассказа, а кульминация и развязка — довольно динамичны. Произведение строится на противопоставлении, притом что это касается не только образов основных персонажей. В начале повествования автор говорит о завтраке Толстого, но уже в конце сухо рассказывает о состоянии героя.

Чеховское повествование — что-то большее, чем классический текст малого объема с одной линией сюжета. Именно этот писатель сделал такой жанр легендарным. Кроме того, рассказы у автора всегда получались поучительными. Мораль находится на поверхности, без какого-либо скрытого смысла. Чтобы лучше вникнуть в суть, нужно внимательно прочитать текст.

Вариант 2

Рассказ «Толстый и тонкий» был написан А. П. Чеховым в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году. Юмор в нем, конечно, есть, но проблема поднимается в рассказе куда более серьезная, чем это кажется при первом знакомстве с произведением.

Старые друзья совершенно случайно встретились на вокзале. Узнав друг друга, они даже расцеловались от радости. Толстый и тонкий начали рассказывать один одному, как живут, чего добились в жизни.

Худому особо нечем было хвастаться. Он занимает невысокую должность, постоянно испытывает проблемы в денежном плане, все время ищет дополнительный источник дохода. А толстый добился большего – занимает высокую должность. Больше о себе он не смог ничего рассказать, так как его одноклассник – тонкий, услышав такую информацию, резко поменялся в лице – ему стало завидно.

Да, юмор в этом произведении есть. Смешно смотреть на человека, который начинает преклоняться перед своим одноклассником выше чином, «лизать ему пятки». Но становится грустно от того, что в жизни такие ситуации бывают очень часто. И от самого человека ничего не зависит, ведь «мелкие» люди заигрывают перед «высокими», стараются во всем им угодить, чтобы только получить от этого какую-то выгоду. И тут тонкий ничего не смог с собой поделать. Он стал вести себя так, как ведет с другими, более высокими по чину, людьми. У него это уже в крови. Даже несмотря на то, что перед ним стоял друг детства.

Также произведение дает почву для размышления – может ли социальный статус помешать приятельским отношениям? Плохо, если ответ будет положительным. Дружба не должна быть подвластна деньгам и должности, дружить должны без корысти. У друзей должно быть много общего – воспоминания, общие интересы, темы для разговора. Поэтому понятие дружбы и социальный статус не связано между собой.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Краткий анализ произведения

   Герои   — 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.

   Проблематика рассказа    — зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;

   — отречение от собственного достоинства.

   Анализ   Автор высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

  Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи.

«Тонкий» начинает подобострастничать перед «Толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый приём писателя – незаконченные предложения — словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности

«Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».   В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни.

Автор подчёркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д’оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».    Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается.

Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев — «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». У «толстого» остаётся прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» — «Что вы-с…».

   Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.   На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

  Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

Ликвидация безграмотности плюс…

Литература — это новости, которые не устаревают

(Эзра Паунд)

Анализ рассказа «Дама с собачкой» Антона Чехова

Рассказ «Дама с собачкой» Антона Чехова является классическим образцом русской литературы. В этом рассказе затронута тема любви и измены, которая является вечной и всегда актуальной.

Экспозиция

В начале рассказа мы знакомимся с главным героем Дмитрием Дмитриевичем Гуровым, который приехал в Ялту со своей женой, но отношения между ними остались напряженными. Гуров чувствует скуку и одиночество в поездке, и охотно принимает приглашение играть в карты у своих новых знакомых.

Завязка

В этой части рассказа Гуров знакомится с Анной Сергеевной, которая прогуливается со своей собачкой на набережной. Гуров ощущает сильное влечение к ней, и они начинают встречаться в тайне от других.

Развитие действия

Гуров начинает испытывать сильные чувства к Анне Сергеевне, но он не может понять, что она чувствует в ответ. Он узнает, что она замужем и приезжает в Ялту только к летним каникулам. Гуров охвачен бурей эмоций и начинает переживать из-за того, что может потерять ее.

Кульминация

В этой части рассказа Гуров и Анна Сергеевна узнают, что не могут жить без друг друга. Они решают бежать вместе, но Анна не может оставить свою семью и уезжает обратно в Москву. Гуров чувствует, что он остался совершенно один и продолжает свою жизнь в Ялте.

Развязка

В конце рассказа Гуров снова возвращается в Ялту и встречает какую-то женщину в парке, которая говорит ему про «даму с собачкой», но он забирается в душный номер в своем отеле и понимает, что он никогда не сможет забыть Анну Сергеевну и все еще мучается из-за своих чувств к ней.

Самое страшное, что может произойти с человеком, — это потеря им чувства собственного достоинства, а здесь, во время встречи двух друзей детства, это особенно отвратительно. Можно сказать, что Чехов обличает общество, которое так уродует человеческую душу, но, наверное, не только в обществе дело, ведь сумел же «толстый» сохранить себя.

Представляется, что автор убеждает нас в необходимости самому отвечать за себя, свою душу и свои поступки при любых обстоятельствах.

Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” (1 вариант)

В словаре литературных терминов говорится, что сценка – это зарисовка, картинка с натуры, короткий юмористический рассказ, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей. Рассказ русского прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова “Толстый и тонкий” написан в жанре сценки.

В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей – бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, – об этом автор не сообщает.

Но по маленьким деталям их поведения, выразительным подробностям, которые подметил автор, у нас складывается представление о месте каждого из героев в жизни.

Тонкий только что вышел из вагона и “был навьючен чемоданами, узлами и картонками”, “пахло от него ветчиной и кофейной гущей”. Толстый первый увидел и окликнул тонкого. Оба одинаково обрадовались встрече и троекратно, по-приятельски, “облобызались”.

Тонкий сразу с важностью представил свою жену и сына, гордясь и хвастая тем, что жена его “лютеранка, урожденнаяВанценбах”, а сын ученик III класса. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы

Сын тонкого не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).

Сам он съежился, сгорбился, сузился”. Казалось, что съежились и сморщились даже его узлы, чемоданы и картонки. Его жена и сын Нафанаил вытянулись в струнку перед чиновником такого высокого ранга, а сам тонкий стал называть своего старого друга “ваше превосходительство” и обращаться к нему на вы.

Толстому такое обращение неприятно и непонятно, он совершенно не воспринимает эту неожиданную встречу как встречу начальника с подчиненным, он даже поморщился и спросил: “… К чему тут это чинопочитание?” То есть дал понять, что разговаривает с тонким как со старым добрым другом, на равных, и не важно в данный момент, кто какую должность занимает и кто каких высот достиг. Но тонкий еще больше съеживается, подобострастно хихикает, его жена улыбается толстому, а сын даже шаркает ножкой и от испуга роняет фуражку

Толстый хотел было возразить, остановить тонкого, но ему стало противно, когда он увидел, сколько у того на лице “благоговения, сладости и почтительной кислоты”, “отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку”

Но тонкий еще больше съеживается, подобострастно хихикает, его жена улыбается толстому, а сын даже шаркает ножкой и от испуга роняет фуражку. Толстый хотел было возразить, остановить тонкого, но ему стало противно, когда он увидел, сколько у того на лице “благоговения, сладости и почтительной кислоты”, “отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку”.

Этот рассказ Чехов написал в 1883 году – более 120 лет назад, но тема чинопочитания актуальна до сих пор.

И сейчас встречаются люди, которые лебезят и льстят начальству. Но я думаю, что чинопочитание только вредит нашему обществу, хотя пословица “Дружба – дружбой, а служба – службой” тоже верна.

(No Ratings Yet)Loading…

Порівняльна характеристика карла та ганелона.

Ви зараз читаєте: Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” (1 вариант)« Тарас Шевченко – Заступила чорна хмараСравнительная характеристика Остапа и Андрия »

2 вариант

В рассказе А.П. Чехова “Толстый и тонкий” рассматривается часто встречающаяся в русской литература тема “маленького человека”. Но если, например, в повести Гоголя “Шинель” этот человечек рассматривается с состраданием, то в рассказе Чехова акцент сделал на том, что маленький человек сам выбирает свою роль.

Фабула произведения такова: два старых товарища случайно встречаются на вокзале и ведут обычный для подобных встреч диалог — вспоминают, кого как звали в школе, рассказывают о семьях, о карьере. Разговор о карьере и становится переломным моментом в диалоге: как только тонкий узнаёт, что его школьный друг дослужился до тайного советника, лицо его преображается, сам он словно сжимается и начинает лебезить и обращаться к другу “ваше превосходительство”. Несмотря на то, что толстому это чинопочитание не по нраву, о чём он прямо говорит, тонкий не может перестать пресмыкаться.

Интересен тот факт, что у тонкого нет абсолютно никаких причин лебезить перед своим старым другом: он никак от него не зависит. Более того. если бы он не менял линию поведения, он, вероятно, получил бы влиятельного друга — ведь именно от “благоговения, сладости и почтительной кислоты” толстый спешит закончить встречу со своим старым приятелем. Очевидно, что в реакции толстого на унижающегося перед ним тонкого Чехов демонстрирует не только и не столько отношение высоких чинов к людям, стремящимся им угодить, сколько своё отношение к людям такого склада — похожий типаж он изображает также в рассказах “Смерть чиновника” и “Хамелеон”. Чехову отвратительна тяга людей к пресмыкательству, унижению перед “людьми высшего порядка”. Что примечательно, такие люди в рассказах Чехова и сами не в восторге от того, что им вылизывают сапоги — то есть писатель видит пресмыкательство занятием не только унизительным, но и бесполезным.

Таким образом, в коротком сатирическом(можно даже назвать его анекдотичным) рассказе рассматривается типичная для творчества Чехова проблема раболепия. Он рассматривает конфликт внутри самого человека — борьбу чувства собственного достоинства и животного преклонения “гамма-самца” перед “альфа-самцом”. Унижающийся человек всегда проигрывает, и в первую очередь он проигрывает самому себе. Только и остаётся ему после этого, что стоять вместе с сыном и женой-лютеранкой, приятно ошеломлённым встречей с существом, как ему кажется, высшего порядка.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 18.06.2023 14:20 1248 Кукуева Юля

Пра што папярэджваюць знаки бяды у аповесци «Знак Бяды» ?

Ответов: 2

Литература 28.06.2023 07:26 2513 На Миша

Внешний облик братьев Остапа и Андрия написать цитатами кратко!!!

Ответов: 2

Литература 18.06.2023 14:48 522 Хасанов Дима

Несмотря на большой объем , «Тарас Бульба» считается повестью. Каковы особенности , отличающие ее

Ответов: 2

Литература 17.06.2023 19:14 717 Андреев Саша

Укажи варианты ответов, в которых средством выразительности речи является гипербола. 1 Чуден

Ответов: 3

Литература 18.06.2023 12:52 1127 Кругликов Максик

Перед тобой цитаты из школьных сочинений. Какие из них правильно характеризуют повесть Н. В. Гоголя

Ответов: 2

Литература 17.06.2023 12:14 140 Смирнов Евгений

Определи, кто из героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к эпизодическим персонажам.

Ответов: 2

Литература 27.09.2023 21:03 111 Ракевич Данила

8.напиши продолжение рассказа Л.Скребцовой Чудесный Парикмахер с новым героем . Используй сравнения

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 21:48 90 Чижов Ярослав

Впиши пропущенные слова. заступается за Щелкунчика, спасает его от Фрица, ухаживает за

Ответов: 2

Литература 19.06.2023 03:29 586 Шпак Саша

Срочно!!! Известно, что «Капитанская дочка» была опубликована за месяц до смерти А. С. Пушкина.

Ответов: 2

Литература 05.11.2023 00:17 79 Калинин Витя

Задание 2. Определите среднюю температуру воздуха за неделю, если температура в понедельник — +

Ответов: 3

Персонажи работы

В рассказе Антона Павловича «Толстый и тонкий» было несколько действующих лиц. Краткая характеристика поможет ближе узнать каждого:

  1. Толстый (Михаил) — добродушный мужчина, который любит вкусно покушать. Герой ведет себя непринужденно. Искренне радуется встрече со школьным другом, с улыбкой вспоминает детские шалости. Несмотря на высокую должность, не одобряет чинопочитания среди товарищей.
  2. Тонкий (Порфирий) — мужчина худощавого телосложения с кучей чемоданов в руках. В школе его дразнили за то, что он был ябедой. Рассказывает Толстому о себе, жалуется на маленькую зарплату и сложное материальное положение. На первый взгляд может показаться, что герой искренне радуется встрече с товарищем, однако видно, что он очень напряжен. Семья персонажа постоянно прячется за его спину, они не знают, как общаться с Михаилом. Узнав, что старый друг занимает высокий пост, меняется в лице.
  3. Луиза (супруга Тонкого). Михаил неоднократно представляет ее, но сама женщина молчит, стараясь спрятаться за спину мужа. Учит детей музыке, стараясь хоть как-то пополнить бюджет семьи.
  4. Нафанаил — сын Луизы и Порфирия, ученик третьего класса. При знакомстве с товарищем отца не сразу снимает шапку, задумчиво осматривая Михаила. Узнав, что он тайный советник, от неожиданности роняет фуражку. Мальчик ошеломлен, будто перед ним предстал не простой человек, а какое-то божественное существо.

Автор с нескрываемой иронией описывает суть произведения, рассказывая читателям, насколько общение двух старых приятелей может измениться посредством всего лишь единственной незначительной фразы, превратив одного в покорного подданного, который напрочь забыл о дружбе. Второй же герой старается как можно быстрее распрощаться с бывшим товарищем, который от своего лицемерия изменился в худшую сторону.

Поэтика, композиция, идея

Жанр — рассказ.

Тема — изображение низменного чинопочитания. Писатель не дает героям конкретных имен, но данная им уже в названии характеристика (толстый и тон­кий) позволяет узнать о героях очень многое: толстый — важный человек, за­нимающий высокую должность, а тонкий является мелким чиновником. В этом приеме проявляется свойственная Чехову лаконичность.

Действие

Действие начинается внезапно: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий». Сразу указаны важные обстоятельства рассказа: место, ситуация, герои. По речи героев можно понять, что они были в хороших отношениях.

Обстоятельства и герои не описываются Чеховым подробно — явление рисуется во всей его целостности, писателю надо выделить главное, учитывая небольшой объем произведения. Действие в рассказе развивается очень быстро.

Развязка

В результате изменения ситуа­ции внезапно приходит развязка, совпадающая с кульминацией: оказывается, что толстый «уже до тайного дослужился». Дружественная атмосфера вдруг пропадает. Чехов пишет: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, от лица его посыпались искры.

Сам он съежился, сгорбился, сузился…» А дружественное обращение «милый мой» быстро заменяется на «Ваше превосходительство». Картина доведена до абсурда: когда «приятели» прощались, Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. В этих деталях — картина целого ми­ра, построенного на чинопочитании и лакействе.

Преклонение перед должностью, за которой личность человека остается ненужной, лишней, унижает достоинство человека, — это одна из самых важ­ных тем чеховского творчества.

Тема 1: Cочинение по рассказам Чехова

Антон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей, чьи произведения прославились во всем мире. В его рассказах, повестях и пьесах Чехов обрисовывает жизнь обычных людей и их взаимоотношения в реалистичной манере, пронизывая свои произведения глубокой философией и юмором.

Один из наиболее известных рассказов автора — «Душечка». В этом произведении автор описывает историю одной женщины, которая потеряла своего сына и вся ее жизнь кажется безнадежной. Главная героиня, совершенно отчаявшись, решает уйти в монастырь, чтобы посвятить себя религии. Однако, после многочисленных терзаний, она осознает, что ее место не в монастыре, а в реальной жизни, где она может продолжать помогать и помогать другим людям.

Еще один известный рассказ Чехова — «Каштанка». Это история про жизнь собаки, которая влюбляется в своего хозяина, а затем теряет его и оказывается на улице. Собака не может приспособиться к жизни на улице и продолжает тосковать по своему хозяину, пока она не встречает нового владельца, который становится ее новым другом.

В обоих этих рассказах автор обращается к темам, которые актуальны для многих людей: потере, одиночестве, вере и надежде. Он показывает, как эти темы могут влиять на жизнь людей и как они могут находить новые пути и решения, чтобы продолжать жить.

Одна из главных особенностей стиля Чехова — это его простота и естественность. Его рассказы не претендуют на философскую глубину, но тем не менее, они оставляют ощущение того, что вы прочитали нечто значимое и убедительное. В своих произведениях Чехов не призывает к героизму и не идеализирует жизнь, но показывает ее такой какая она есть. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: